С какими муниципальными служащими может быть заключен срочный трудовой договор

Обновлено: 16.05.2024

Трудовой договор с муниципальным служащим — это соглашение, которое работодатели, являющиеся органами местной власти, и гражданин подписывают при приеме последнего на работу. Документ разрабатывается с учетом актуальных требований законодательства о местной службе и общие правила ТК РФ.

Правовое регулирование

Соглашение с поступающим на местную службу составляется с таким учетом, чтобы, с одной стороны, опираться одновременно на нормы законодательства о труде и обеспечивать рабочие права гражданина, а с другой — учитывать специфику работы в органе местной власти и особенности нормативного регулирования этой сферы деятельности. Разрабатывая трудовой договор с государственным муниципальным служащим, необходимо учитывать положения следующих нормативных актов:

  • Конституции РФ; ; , который определяет общие нормы содержания соглашения, права и обязанности сторон или как и когда заключается срочный трудовой договор муниципальной службы с кандидатом на работу;
  • нормативных документов субъектов РФ;
  • устава муниципального образования (МО).

Согласно ст. 3 25-ФЗ, на этих работников распространяется действие ТК РФ с особенностями, указанными в этом законе. Об этом же говорится в статье 11 ТК РФ.

Следует различать понятия рабочего соглашения сотрудника местного органа власти и служебного контракта. Федеральный закон №25-ФЗ в ст. 16 указывает на то, что с гражданином, поступающим на муниципальную службу, заключается договор. Служебный контракт же — это соглашение, заключаемое с гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу и соответствующее требованиям ст. 23 79-ФЗ. Государственная гражданская служба — это работа в органах государственной власти федерального или субъектного уровня. Местные органы не входят в состав системы госорганов, работа в их не является государственной службой, а их сотрудники — государственными служащими, поэтому с ними заключается договор, а не контракт.

Порядок приема на службу

Поступить на службу вправе граждане, профессиональный опыт и образование которых соответствуют требованиям, указанным в 25-ФЗ. Нанимателем в этом случае является МО. Полномочия нанимателя осуществляет представитель МО. Им является глава или председатель.

Прежде чем с муниципальным служащим заключают трудовой договор или служебный контракт, информация о нем подлежит проверке. При обнаружении неблагоприятных обстоятельств, препятствующих трудоустройству, кандидату откажут.

Текст контракта с принимаемым на работу служащим разрабатывает каждый конкретный орган местной власти самостоятельно — единая форма трудового договора с муниципальным служащим законодательно не установлена.

При поступлении на службу необходимо предъявить документы:

  • заявление о приеме на работу;
  • заполненная анкета;
  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • диплом об образовании;
  • СНИЛС и ИНН;
  • военный билет;
  • заключение медицинского учреждения о состоянии здоровья гражданина;
  • сведения о доходах и об имуществе (за год, предшествующий приему на работу).

В ходе трудоустройства гражданин знакомится с внутренними документами работодателя, правилами внутреннего распорядка, подписывает соглашение по охране труда с муниципальными служащими и должностную инструкцию.

Условия заключения

Соглашение составляется индивидуально, но необходимо придерживаться требований, указанных в статье 57 ТК РФ. Правам и обязанностям гражданина посвящены статьи 11 и 12 №25-ФЗ. Представителя нанимателя — в статье 22 ТК РФ. Ссылка на эти нормы указывается в контракте, трудовой договор муниципального служащего в сельском поселении составляется с учетом особенностей, указанных в законе №25-ФЗ.

В тексте указываются следующие условия.

Указывается информация о месте работы — структурное подразделение, в которое принимается гражданин.


Обязательно надо сформулировать рабочую функцию служащего.


К необходимым условиям относится дата начала работы служащего. Приказ о приеме на работу определяет, на какой срок заключается трудовой договор в сельских администрациях и иных муниципальных органах власти. Контракт заключается либо на неопределенный срок, либо определенный промежуток времени (но не более, чем на 5 лет).


Указывается размер вознаграждения за труд. Размеры оклада и надбавок в этом случае определяются нормативными актами органов местного самоуправления согласно законам субъекта РФ.


Работодатель вправе использовать условие об испытании при приеме на работу.


При необходимости допускается изменение условий трудового договора муниципального служащего с соблюдением правил, установленных ТК РФ: правила, установленные сторонами, меняются по соглашению сторон в порядке статьи 72 ТК РФ и только в исключительных случаях в порядке статьи 74 ТК РФ.

Пример трудового договора с муниципальным служащим

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР №123

1. Прием на работу

1.1. Муниципальный служащий принимается на должность муниципальной службы специалиста правового управления, которая отнесена к первой категории.

1.2. Работа по настоящему договору является для муниципального служащего основной.

1.4. Муниципальному служащему устанавливается испытание продолжительностью 2 (два) месяца.

1.5. Муниципальный служащий подчиняется непосредственно начальнику правового управления.

2. Срок действия договора

3. Права и обязанности сторон

3.1. Муниципальный служащий имеет право:

3.1.1. Ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для осуществления своих должностных полномочий.

3.1.2. Получение в установленных законом случаях и порядке от государственных и муниципальных органов, а также от организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности необходимой для исполнения должностных полномочий информации и материалов.

3.1.3. Внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы.

3.1.4. Ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений, а также проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

3.1.5. Принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с его должностными обязанностями.

3.1.6. Продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг.

3.1.7. Повышение квалификации, переподготовку (переквалификацию) за счет средств местного бюджета.

3.1.8. Участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы или государственной должности государственной службы.

3.1.9. Обращение в суд для разрешения споров, связанных с прохождением муниципальной службы.

Муниципальному служащему могут быть предоставлены иные права в соответствии с федеральными законами, законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования, не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3.2. Муниципальный служащий обязан:

3.2.1. Осуществлять свои функции в пределах предоставленных ему прав и установленных должностных обязанностей в целях эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления, направленной на обеспечение интересов жителей муниципального образования, соблюдая при исполнении своих должностных обязанностей требования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, устава муниципального образования, правовых актов местного самоуправления и настоящего трудового договора.

3.2.2. Осуществлять свою деятельность, обеспечивая полную реализацию задач и эффективное выполнение функций указанного структурного подразделения.

3.2.3. Своевременно рассматривать обращения граждан и организаций, запросы депутатов, а также государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в установленном законодательством порядке.

3.2.4. Исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

3.2.5. Соблюдать регламент администрации муниципального образования, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией.

3.2.6. Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей.

3.2.7. Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе после прекращения муниципальной службы.

3.2.8. Соблюдать установленный порядок работы с государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайной, а также конфиденциальной информацией.

3.2.9. Соблюдать ограничения, связанные с муниципальной службой и установленные действующим законодательством о муниципальной службе.

3.2.10. Выполнять иные обязанности, возложенные на него федеральными законами, уставом и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования.

3.3. Работодатель имеет право и обязуется:

3.3.1. Создавать необходимые условия для безопасной и эффективной работы, обеспечивающие исполнение Муниципальным служащим должностных обязанностей.

3.3.2. Оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности.

3.3.3. Ознакомить Муниципального служащего с локальными, нормативными актами, определяющими его права и обязанности.

3.3.4. Обеспечить Муниципального служащего средствами и материалами, необходимыми для выполнения работы по настоящему трудовому договору.

3.3.5. Соблюдать условия настоящего трудового договора

3.3.6. Своевременно выплачивать обусловленное договором денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.

3.3.7. Предоставлять Муниципальному служащему ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с настоящим договором.

3.3.8. Соблюдать виды и условия обязательного государственного социального страхования муниципального служащего в порядке, определенном федеральным законодательством.

3.3.9. Требовать от муниципального служащего добросовестного выполнения работы, обусловленной настоящим трудовым договором.

3.3.10. Требовать от Муниципального служащего соблюдения регламента администрации муниципального образования и иных локальных, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3.3.11. Поощрять Муниципального служащего за добросовестный труд.

3.3.12. Привлекать Муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в случаях совершения им дисциплинарных проступков.

4.1. Муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:

4.1.1. Должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размерах:

Стаж В процентах от должностного оклада
от 1 года до 5 лет 10
от 5 лет до 10 лет 15
от 10 лет до 15 лет 20
от 15 лет и выше 30

4.1.2. Ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере 15 процентов этого оклада.

4.1.3. Ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 10 процентов.

4.1.4. Премии по результатам работы в размере 30 процентов.

4.1.5. Материальная помощь в размере одного должностного оклада.

4.1.6. Единовременная выплата в размере двух должностных окладов при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

4.1.7. Районный коэффициент к денежному содержанию устанавливается в размере 30 процентов.

4.2. Заработная плата выплачивается муниципальному служащему не реже двух раз в месяц 7 и 22 числа каждого месяца.

5. Рабочее время и время отдыха

5.1. Муниципальному служащему устанавливается ненормированный рабочий день. Выходными днями являются суббота и воскресенье.

Время начала и окончания рабочего дня, а также перерыва для отдыха и питания определяются регламентом администрации муниципального образования. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время.

5.2. Работнику ежегодно предоставляется:

5.2.1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

5.2.2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью не более 15 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы.

5.2.3. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью не более 5 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день устанавливается распоряжением Главы муниципального образования.

5.3. Отпуск предоставляется в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в администрации муниципального образования.

5.3. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам Муниципальному служащему по его заявлению может быть предоставлен кратковременный отпуск без сохранения заработной платы на срок, предусмотренный Трудовым Кодексом РФ.

6. Ответственность сторон

6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным служащим своих обязанностей, указанных в настоящем договоре, нарушения трудового законодательства, законодательства о муниципальной службе, регламента администрации муниципального образования, а также причинения Работодателю материального ущерба, он несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ.

6.2. Работодатель несет материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству. В случаях, предусмотренных в законе, Работодатель обязан компенсировать Муниципальному служащему моральный вред, причиненный неправомерными действиями Работодателя.

6.3. Муниципальный служащий несет полную материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им Работодателю, так и за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

7. Прекращение трудового договора

7.2. Во всех случаях днем увольнения муниципального служащего является последний день его работы.

8. Гарантии и компенсации

8.1. На период действия настоящего трудового договора на Муниципального служащего распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством РФ о труде и социальном страховании, законодательством о муниципальной службе, уставом муниципального образования.

9. Особые условия

9.1. Условия настоящего трудового договора носят конфиденциальный характер и разглашению не подлежат.

9.2. Условия настоящего трудового договора имеют обязательную юридическую силу для сторон. Все изменения и дополнения к настоящему трудовому договору оформляются двусторонним письменным соглашением.

9.3. Споры между сторонами, возникающие при исполнении трудового договора, рассматриваются в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

9.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством РФ, регулирующим трудовые отношения.

9.5. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых хранится у Работодателя, а другой — у Муниципального служащего.

10. Адреса и реквизиты сторон:

Адрес: 000000, г. Санкт-Петербург, ул. Муниципальная, 1

Петров Петр Петрович,

паспорт: 12 34 567890

выдан отделом УФМС по Ленинскому р-ну г. Екатеринбурга

13 февраля 2009 г.,


Работодатель может заключать различные виды трудовых договоров, в зависимости от особенностей трудоустройства или характера работы. При выборе типа договора важно соблюдать ряд правил, чтобы не оказаться в поле зрения трудовой или налоговой инспекций.

Виды трудовых договоров по сроку действия делятся на бессрочные — на неопределенный срок, и срочные — на определенный срок не более пяти лет.

Когда какой договор заключать

По общим правилам трудовой договор заключается на неопределенный срок. Этот вид документа подходит для всех категорий лиц, в том числе для несовершеннолетних, инвалидов, иностранных граждан.

Если документ не может быть заключен на неопределенный период, составляется срочный трудовой договор, в котором описываются условия работы, другие особенности взаимоотношений сторон.

В случае отсутствия законных оснований для установления периода действия договора, его могут признать незаконным, а организацию обязать заключить бессрочный трудовой договор. Выбирая вид договора по срокам, нужно учитывать, что нельзя обязать работника подписывать временный трудовой договор — любой договор заключается по соглашению сторон.

Срочный трудовой договор заключается при следующих обстоятельствах:

Обстоятельства, при которых данный вид договора заключается обязательно, например:

  • для выполнения заранее определенной работы;
  • для направления за границу;
  • на время замены работника.

Обстоятельства, при которых работодатель имеет право заключить данный вид договора , например:

  • с совместителями;
  • с пенсионерами;
  • с творческими работниками.

По соглашению сторон имеют право заключить срочный трудовой договор работодатели — субъекты малого предпринимательства (включая ИП), численность работников у которых не превышает 35 человек, а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек.

По срочному трудовому договору работников могут нанимать компании, предприниматели, физлица, не имеющие статуса ИП. Срок срочного трудового договора не превышает пяти лет.

Что нужно включить в срочный трудовой договор

Унифицированная форма договора законодательно не утверждена, работодатель разрабатывает его самостоятельно.

В договор с работником включаются все важные условия взаимоотношений.

Обязательные сведения, которые должен содержать срочный трудовой договор:

  • место работы;
  • трудовые функции;
  • дата начала работы;
  • срок действия договора;
  • основания заключения договора;
  • условия, определяющие характер работы;
  • условия труда на рабочем месте;
  • оплата по срочному трудовому договору;
  • режим труда и отдыха;
  • если работа опасная или вредная — гарантии и компенсации;
  • условия социального страхования работника.

Дополнительные условия, которые стоит включить в договор:

  • длительность и условия испытания при приеме на работу;
  • неразглашение коммерческой тайны.

Трудовой договор заключается письменно, в двух экземплярах. Каждый экземпляр собственноручно подписывается обеими сторонами, и у каждой стороны должен остаться экземпляр договора.

Отпуск при срочном трудовом договоре

Работая по срочному трудовому договору, работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск стандартной продолжительности — 28 календарных дней. Для работников, которые трудятся непродолжительное время, например, временные, сезонные работники, расчет отпуска имеет ряд особенностей:

  • если работник трудился меньше половины месяца, то за этот месяц отпуск не предоставляется;
  • если отработано больше половины месяца, то за этот месяц положено два дня отпуска;
  • если к моменту увольнения работника отпуск не был израсходован, работодатель выплачивает ему денежную компенсацию;
  • возможен вариант предоставления отпуска с последующим увольнением.

Больничный при срочном трудовом договоре

При срочном договоре больничный лист оплачивается, но с некоторыми особенностями:

  • если договор заключен на срок не более полугода, оплачивается не более 75 дней болезни ;
  • работодатель не может уволить работника по своему желанию во время болезни. но истечение срока договора не является увольнением по желанию работодателя. Поэтому уволить работника, если истек срок договора, возможно и во время его болезни.

Срочный трудовой договор и договор подряда

Не надо путать срочный трудовой договор с договором подряда , они имеют существенные различия для обеих сторон — как для работодателя, так и для работника:

Трудовой договор, заключенный на определенный срок регулируется трудовым законодательством, которое гарантирует работнику получение всех социальных гарантий, отпусков, больничных. Отношения по договору подряда регулируются гражданско-правовым законодательством.

По срочному трудовому договору работник выполняет постоянную трудовую функцию, в то время как по договору ГПХ значение имеет достижение конкретного результата. По срочному трудовому договору работник получает оплату за труд на регулярной основе не реже двух раз в месяц, независимо от достижений тех или иных результатов. Работа по срочному трудовому договору является основанием для занесения сведений о работе в трудовую книжку и включается в трудовой стаж, тогда когда работа по ГПД не дает таких прав.

В некоторых случаях работодатели предпочитают заключить срочный трудовой договор, однако допускают ошибки, которые могут повлечь неблагоприятные последствия — штрафы, переквалификацию договора в бессрочный, судебные разбирательства с сотрудником.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к ст. 64.1 ТК РФ

1. Данная статья призвана способствовать обеспечению контроля за соблюдением бывшими государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, установленных законодательством о государственной гражданской службе и о муниципальной службе в целях противодействия коррупции. Для реализации указанной цели комментируемая статья возлагает соответствующие обязанности как на бывшего государственного или муниципального служащего, поступающего на работу, так и на работодателя, предоставляющего ему работу.

2. В соответствии со ст. 17 Закона о государственной гражданской службе гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Аналогичное правило закреплено в ст. 14 Закона о муниципальной службе, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Комментируемая статья практически воспроизводит данные положения названных законов.

3. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи бывшие государственные и муниципальные служащие, замещавшие ранее должности, включенные в указанный перечень, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях (заключать с ними трудовые договоры), если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов утверждено Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821.

Перечень должностей федеральной государственной службы, в отношении которых установлено данное правило, предусмотрен Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

4. Часть 2 комментируемой статьи обязывает бывших государственных и муниципальных служащих, замещавших ранее должности, включенные в указанный перечень, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.

Установив указанный срок, законодатель не определил, когда начинается течение этого срока. Вместе с тем процедура заключения трудового договора может быть довольно длительной, т.к. проходит несколько стадий, начиная с собеседования и кончая подписанием трудового договора его сторонами. Учитывая, что в комментируемой статье говорится об обязанности работодателя при заключении трудового договора сообщать о заключении трудового договора представителю нанимателя, 10-дневный срок, по-видимому, следует исчислять со дня его подписания сторонами.

6. Таким образом, обязанность работодателя при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим сообщать об этом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту их службы наступает при наличии следующих условий:

1) бывший государственный или муниципальный служащий замещал должность, которая включена в соответствующий перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ;

2) трудовой договор заключается в период до истечения двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы.

Если после увольнения с государственной или муниципальной службы прошло более двух лет, то ни бывшие государственные или муниципальные служащие, ни работодатель, заключающий с ними трудовой договор, не обязаны сообщать об этом их бывшим работодателям (представителям нанимателя) независимо от того, включена ли должность, которую они замещали, в соответствующий перечень.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

С гражданскими служащими, как и с обычными работниками, трудовые (служебные) отношения могут быть бессрочными или ограниченными определенным сроком. Законодатель не запрещает срок действия трудовых договоров продлевать – не установлен запрет и на продление служебных контрактов. Но порядок продления при этом отличается.

Когда заключается срочный служебный контракт?

категория замещаемой должности гражданской службы;

условия прохождения службы, если иное не предусмотрено названным или другими федеральными законами.

Выделяются четыре категории должностей гражданской службы:

1. Руководители. К ним относятся должности руководителей и заместителей руководителей:

государственных органов и их структурных подразделений;

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

представительств государственных органов и их структурных подразделений.

2. Помощники (советники). Это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности и должности руководителей.

3. Специалисты. К ним относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций.

4. Обеспечивающие специалисты. Это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется данная должность;

после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

гражданским служащим, достигшим предельного возраста;

на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

по которой установлен особый порядок оплаты труда;

в порядке ротации; и др.

На какой срок заключается срочный служебный контракт?

Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет (ч. 2 ст. 25 Закона № 79-ФЗ). Таким образом, установлены минимальный и максимальный сроки действия такого контракта для гражданских служащих.

Вместе с тем предусмотрены иные сроки контракта. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 Закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт может быть заключен на время:

выполнения определенного задания;

замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

Можно ли продлить срочный контракт со служащим?

Срок действия и основания для заключения срочного контракта являются обязательными условиями такого контракта – ч. 6 ст. 24 Закона № 79-ФЗ. А в соответствии с ч. 5 ст. 24 условия служебного контракта могут быть изменены по соглашению сторон и в письменной форме.

Однако достижение согласия между сторонами требуется не всегда.

Так, на гражданских служащих распространяются положения ч. 2 ст. 261 ТК РФ, согласно которой в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан при представлении женщиной соответствующего письменного заявления и медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия договора до окончания беременности независимо от причины ее окончания (самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.), а в случае рождения ребенка – до дня окончания отпуска по беременности и родам.

Как продлить срочный контракт со служащим предельного возраста?

Существуют некоторые особенности продления срочного контракта с работниками ряда категорий. Например, с лицами, достигшими предельного возраста пребывания на службе.

Напомним, что предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет в силу ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ. По общему правилу при достижении этого возраста служебный контракт прекращает действовать, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Однако для отдельных категорий служащих в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ срок гражданской службы может продлеваться и после достижения этого возраста решением представителем нанимателя и с согласия самого служащего.


Кроме этого, по достижении служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы (ч. 2 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ).

Как оформить продление срочного контракта?

В том же уведомлении можно предложить служащему продлить контракт на следующий срок. Приведем примерный образец.

В случаях, когда контракт был заключен на максимальный срок, пять лет, нужно предложить служащему заключить не соглашение, а новый срочный служебный контракт.

Если служащий откажется от продолжения службы, срочный контракт с ним прекращается в общем порядке, если согласен, то представитель нанимателя издает приказ (распоряжение) о продлении срока служебного контракта и заключении соглашения к контракту.

В приказе о продлении срока пребывания на гражданской службе указываются:

фамилия, имя, отчество гражданского служащего;

наименования замещаемой должности и структурного подразделения;

содержание распорядительного решения – продлить срок гражданской службы путем заключения соглашения или нового срочного контракта;

если требуется, ссылка на законодательный акт (норму закона), на основании которого (которой) принимается решение.

Служащего нужно ознакомить с приказом под подпись.

На основании приказа заключается дополнительное соглашение в письменном виде о продлении срочного служебного контракта. В нем нужно прописать основания, по которым контракт продлевается, и срок, на который он продлевается. При этом общий срок служебного контракта с учетом срока, указанного в дополнительном соглашении, не должен превышать пять лет.

Соглашение оформляется в двух экземплярах, один (с подписью служащего о том, что он получил свой экземпляр соглашения) остается у представителя нанимателя, другой передается служащему.

Продлевается ли служебный контракт автоматически?

Срочный служебный контракт, как и трудовой договор, прекращает действовать по истечении срока его действия. Об этом гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы (ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (ч. 1 ст. 79 ТК РФ).

Отметим: ч. 4 ст. 58 ТК РФ установлено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере этого договора утрачивает силу и он считается заключенным на неопределенный срок.

Подобного положения в Законе № 79-ФЗ нет. При этом согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ нормы трудового права применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Но применяется ли норма ст. 58 ТК РФ к вопросу о признании срочного служебного контракта бессрочным – не совсем понятно. Судебная практика противоречива.

Одни суды считают, что правила ч. 4 ст. 58 ТК РФ применяются и к служебному контракту (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.04.2017 по делу № 33-5726/2017). Соответственно, если гражданский служащий не будет уведомлен о прекращении действия срочного служебного контракта, представитель нанимателя теряет возможность уволить служащего в связи с истечением срока действия контракта по п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ.

Другие же считают, что, поскольку Закон № 79-ФЗ не содержит нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного служебного контракта, он не может считаться продленным на неопределенный срок. Кроме этого, из содержания ст. 25, 25.1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ст. 35 Закона № 79-ФЗ суды делают вывод, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на определенных в контракте условиях (апелляционные определения Владимирского областного суда от 18.06.2013 по делу № 33-1944/2013, Алтайского краевого суда от 27.04.2016 по делу № 33-4743/2016).

Поскольку правила заключения и прекращения срочного служебного контракта установлены Законом № 79-ФЗ, и нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, в нем нет, а трансформация срочного трудового договора в бессрочный предусмотрена в Трудовом кодексе как исключение из правил (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), мы придерживаемся мнения, что положения ст. 58 ТК РФ на служебные отношения не распространяются. И даже если служащего не уведомили о прекращении действия срочного контракта, уволить его можно в любое время в связи с истечением срока действия контракта, если для этого будут основания (например, достижение служащим предельного возраста).

Итак, действие срочного служебного контракта может быть продлено, но только с согласия служащего. При этом продление может осуществляться путем заключения дополнительного соглашения (при условии, что общий срок действия не превысит пять лет) либо путем заключения нового контракта.

Что касается трансформации срочного служебного контракта в контракт на неопределенный срок, учитывая неопределенность в этом вопросе, рекомендуем представителям нанимателя просто не допускать подобных ситуаций и не забывать направлять служащим, у которых заканчивается срок контракта, соответствующие уведомления.

Читайте также: