Рахманинов кто по профессии

Обновлено: 28.04.2024

Фото Сергей Рахманинов: биография, карьера композитора, произведения, личная жизнь

Сергей Рахманинов — всемирно известный композитор, пианист и дирижер, яркий представитель символизма в музыке, совместивший в творчестве лучшие традиции петербургской и московской школ композиции и выработавший свой неповторимый стиль.

Биография Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов — потомственный дворянин. Родился в Новгородской губернии в Старорусском уезде 20 марта (1 апреля) 1873 г. Дед композитора, Аркадий Рахманинов, был известен как автор салонных романсов и небольших пьес для пианино. Отец увлекался игрой на фортепиано, а мать стала первой учительницей музыки Сергея.

В 1982 г. семья переезжает в Санкт-Петербург. Сергей поступает в консерваторию, но учится там нерадиво, пропускает много занятий. Тогда родители принимают решение о переводе его в частный пансион для одаренных учеников московского педагога Н. С. Зверева, известного своей строгостью в преподавании. После четырех лет учебы в пансионе Рахманинов поступает на курс своего кузена пианиста Александра Зилоти в старшем отделении Московской консерватории.

За время учебы Сергей Васильевич создал Первый концерт, несколько романсов и пьес для фортепиано, а также приобрел известность и популярность у московской публики как пианист.

Зрелые годы

После выпуска из консерватории Рахманинов преподает в нескольких женских институтах и дает частные уроки, но такая работа ему не очень нравится.

По приглашению Саввы Мамонтова в течение сезона служит дирижером в Московской частной опере, где заводит дружбу с Федором Шаляпиным. В дальнейшем композитор и певец дают серию совместных концертов. Вскоре Рахманинов покидает работу в Московской опере, чтобы полностью посвятить себя сочинительству.

В марте 1897 года в Петербурге состоялась премьера Первой симфонии. Из-за новаторского характера музыки и неудачного исполнения под управлением А. К. Глазунова произведение не принимает ни публика, ни критики. Рецензии были уничтожающие, особенно автора огорчают негативные рецензии Ц. А. Кюи и Н. А. Римского-Корсакова. Провал вызывает у композитора глубокую депрессию, около четырех лет он не создает ни одного нового произведения, занимаясь только выступлениями в качестве пианиста.

Выход из кризиса ознаменовало написание Второго концерта в 1901 году. После этого Рахманинов несколько сезонов служит в Большом театре дирижером, он управляет всем российским оперным репертуаром. Затем начинает зарубежные гастроли по Канаде, Америке, Италии, 3 зимы проводит в Дрездене, возвращаясь на лето домой.

В 1902 г. Рахманинов женится на своей кузине Наталье Сатиной, в браке рождается двое дочерей.

До 1917 г. Рахманинов много писал и концертировал в Москве.

Революция и эмиграция

После Октябрьского переворота композитор с семьей покидает Россию, приняв приглашение дать концерт в Стокгольме и оставшись там жить. Они покинули родину налегке, без вещей и средств к существованию. Сергей Васильевич много концертирует, чтобы обеспечить семью. Затем в 1918 году переезжает в Америку и продолжает выступать там. Публикой и критиками он был признан одним из самых талантливых пианистов того времени.

В 1926–1927 гг. были созданы первые после эмиграции произведения — Концерт № 4 для фортепиано с оркестром и русские песни.

Война

Последние годы жизни

Сергей Васильевич был смертельно болен, хотя долго не подозревал об онкологическом заболевании. В последний раз он выступал за 6 недель до кончины. Композитор умер 28 марта 1943 года, не дожив 3 дня до своего 70-летия.

Рахманинов похоронен в Нью-Йорке на кладбище Кенсико в цинковом гробу. По свидетельству жены это было сделано, чтобы в дальнейшем тело можно было перевезти и захоронить на Родине. Но последним пристанищем великого русского композитора и пианиста так и осталась Америка.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

В ночь с субботы на воскресенье, 28 марта, в Крестопоклонную седмицу Великого поста 1943 года, отошёл ко Господу, причастившись Святых Христовых Таин, великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Сергей Васильевич сам объяснял, какой трагедией для него обернулась разлука с Отечеством:

Любовь к земному Отечеству пронизывает всё творчество Рахманинова

Этим и объясняется его долгое творческое молчание на чужбине как композитора.

Любовь к земному Отечеству пронизывает всё творчество Рахманинова, включая период до эмиграции, и неслучайно на Западе его музыка ассоциируется с Россией. По этому поводу высказался сам Сергей Васильевич:

Неслучайно музыковед Михаил Казинник подметил, что тема русского колокольного звона встречается едва ли не в каждом втором произведении Рахманинова.

Его двоюродная сестра Софья Сатина так объясняла решение композитора уехать из России:

Руки и сердце

Золотое сердце Сергея Рахманинова скрывалось за его внешней замкнутостью и сухостью

Вышеупомянутый Александр Гольденвейзер вспоминал:

При всей своей внешней неприступности он, как настоящий интеллигент из дворян, всегда с трепетным вниманием относился к окружающим и был предельно требователен к себе. Например, Сергей Васильевич всю жизнь страдал от мысли, что мешает своей игрой на фортепьяно соседям. В связи с этим он заранее заказывал в гостиницах номера с угловой комнатой, чтобы никого не тревожить. Кроме того, все знакомые в нём отмечали скрупулёзную пунктуальность – с кем бы композитор ни встречался, он никогда не позволял себе опаздывать.

Кузина Софья Сатина, знавшая его с детства, оставила о брате следующие строки:

Помощь

Щедрого сердца маэстро хватало на огромное количество знакомых и незнакомых людей в самых разных уголках России, о чём говорят его многочисленные дела милосердия. Рахманинов безропотно жертвовал заработанные деньги нуждающимся не только в период стабильной и обеспеченной жизни за океаном. Музыкант охотно участвовал в благотворительных концертах ещё на заре музыкальной карьеры, как только начались выступления на широкой публике. И чем дальше совершенствовалось его исполнительское мастерство и росла известность, тем масштабнее была помощь.


В плотном рабочем графике Рахманинова отводилось время для выступлений, средства от которых шли на общественные нужды

В плотном рабочем графике Рахманинова систематически отводилось время для выступлений, средства от которых шли на различные общественные нужды: в пользу учащейся молодёжи, начинающих композиторов, Высших женских курсов, Музыкального фонда, школ, больниц и так далее. Во время Первой мировой войны композитор регулярно давал концерты в помощь армии, и чаще всего – на лечение раненых и нужды беженцев.

До 1917 года каждое лето музыкант проводил в милой сердцу Ивановке – имении на Тамбовщине, где с удовольствием занимался хозяйством и черпал силы для творчества. Здесь на свои деньги композитор построил земскую школу для крестьянских детей и в каждый свой приезд в обязательном порядке помогал местным жителям, которые в нём души не чаяли. Со временем Рахманинов собирался и вовсе подарить Ивановку крестьянам, если бы не долги, которые тяжёлым грузом висели на имении. В результате оно никому не досталось, поскольку с приходом большевиков его разграбили и сожгли.

На чужбине

Его друг, композитор Александр Гёдике, вспоминал:

Он тратил на благотворительные цели треть своих материальных средств

По свидетельству двоюродной сестры, он тратил на благотворительные цели треть своих материальных средств. Вот что она писала в воспоминаниях:

«Непрестанно в течение многих, многих лет шла его помощь и в другие концы мира. Кажется, не было угла на земном шаре, откуда бы не приходили мольбы о помощи от русских людей, рассеянных по всему свету. Просили больные, старые и немощные люди; просили молодые, чтобы иметь возможность получить или закончить образование, чтобы научиться какой-нибудь профессии; взывали о помощи общественные русские организации, заботящиеся о стариках, о сиротах, об инвалидах; просили помочь многие русские учебные заведения, открывшиеся в разных странах Европы: одни нуждались в деньгах для оплаты помещений, другие старались выхлопотать помощь, чтобы подкрепить полуголодных учеников, чтобы обзавестись инвентарём, пианино и т. д.; нуждались в помощи церкви, общежития.

На чужбине Рахманинов никогда не забывал и про своих земляков-эмигрантов, которым тоже активно оказывал финансовую поддержку. В частности, он неоднократно давал благотворительные концерты в помощь русским учащимся и студентам, а также помогал соотечественникам-предпринимателям.

Один из вариантов известной истории про помощь Рахманинова учёному и изобретателю Игорю Сикорскому гласит, что они встретились в Чикаго, когда тот зашёл к музыканту за кулисы после концерта. Земляки разговорились и предались тёплым воспоминаниям о Родине. Узнав, что авиаконструктор после неудавшейся реализации последнего проекта переживает не лучшие времена и с трудом сводит концы с концами, Сергей Владимирович вручил ему 5000 долларов. По тем временам это были огромные деньги, и именно они помогли Сикорскому встать на ноги и прославиться на весь мир как изобретателю винтокрылых машин. Впоследствии разбогатевший инженер отдал долг, при этом у них навсегда установились тёплые дружеские отношения.

С 1941 года Рахманинов активно перечислял деньги на нужды Красной Армии в войне с Германией

Прожив в глубокой тоске по Родине более 20 лет, уже незадолго до смерти он отправил в советское консульство письмо с просьбой дать ему возможность вернуться домой. Он не получил никакого ответа и только тогда, наконец, принял гражданство США с целью облегчить будущее своим родственникам.

В конце жизни в одном из записанных воспоминаний он делился своей скорбью:

Чтобы хотя бы чуть-чуть приглушить эту боль, на лужайке у своего последнего жилища в Беверли-Хиллс Рахманинов высадил белую берёзку, напоминающую ему далёкую Россию и родную Ивановку. Незадолго до его смерти она засохла.

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

И у меня был край родной;
Прекрасен он!

А. Плещеев (из Г. Гейне)

Рахманинов был создан из стали и золота;
Сталь в его руках, золото — в сердце.

И. Гофман

24 декабря 1917 г. Рахманинов с семьей покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он на чужбине, в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. более четырех тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.

За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея — главы фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Характеристика творчества

Сергей Васильевич Рахманинов наряду со Скрябиным — одна из центральных фигур в русской музыке 1900-х годов. Творчество этих двух композиторов привлекало к себе особенно пристальное внимание современников, о нем горячо спорили, вокруг отдельных их произведений завязывались острые печатные дискуссии. Несмотря на все несходство индивидуального облика и образного строя музыки Рахманинова и Скрябина, имена их часто возникали в этих спорах рядом и сравнивались между собой. Для такого сопоставления имелись чисто внешние поводы: оба — воспитанники Московской консерватории, окончившие ее почти одновременно и учившиеся у одних и тех же педагогов, оба сразу же выделились среди своих сверстников силой и яркостью дарования, получив признание не только как высокоталантливые композиторы, но и как выдающиеся пианисты.

Если искать параллели ему в русской художественной культуре рубежа веков, то это, прежде всего, чеховско-бунинская линия в литературе, лирическая пейзажность Левитана, Нестерова, Остроухова в живописи. Эти параллели не раз отмечались разными авторами и стали уже почти шаблонными. Известно, с какой горячей любовью и уважением относился Рахманинов к творчеству и личности Чехова. Уже в поздние годы жизни, читая письма писателя, он сожалел о том, что не познакомился с ним в свое время более близко. С Буниным композитора связывали на протяжении многих лет взаимная симпатия и общность художественных воззрений. Их сближали и роднили страстная любовь к родной русской природе, к приметам уже уходящей простой жизни в непосредственной близости человека к окружающему его миру, поэтичность мироощущения, окрашенного глубоким проникновенным лиризмом, жажда духовного раскрепощения и избавления от пут, стесняющих свободу человеческой личности.

Одной из характернейших особенностей музыки Рахманинова, обращающей на себя внимание прежде всего при знакомстве с ней, является выразительнейший мелодизм. Среди своих современников он выделяется умением создавать широко и длительно развертывающиеся мелодии большого дыхания, соединяющие красоту и пластичность рисунка с яркой и напряженной экспрессией. Мелодизм, певучесть — основное качество рахманиновского стиля, в значительной степени определяющее характер гармонического мышления композитора и фактуру его произведений, насыщенную, как правило, самостоятельными голосами, то выдвигающимися на передний план, то исчезающими в густой плотной звуковой ткани.

Рахманиновым был создан свой совершенно особый тип мелодики, основанный на сочетании характерных для Чайковского приемов — интенсивного динамичного мелодического развития с методом вариантных преобразований, осуществляемых более плавно и спокойно. После стремительного взлета или длительного напряженного восхождения к вершине мелодия как бы застывает на достигнутом уровне, неизменно возвращаясь к одному длительно опеваемому звуку, или медленно, парящими уступами возвращается к исходной высоте. Возможно и обратное соотношение, когда более или менее продолжительное пребывание в одной ограниченной высотной зоне неожиданно нарушается ходом мелодии на широкий интервал, вносящий оттенок острой лирической экспрессии.


Возникающий при этом в мелодическом голосе ход на уменьшенную кварту вызывает щемящее скорбное чувство.

После 1917 года наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне первой мировой войны. На протяжении 30-х годов им было написано (если не считать нескольких концертных транскрипций для фортепиано) всего четыре, правда, значительных по замыслу крупных произведения.

В обстановке сложных, нередко противоречивых исканий, острой, напряженной борьбы направлений, ломки привычных форм художественного сознания, характеризовавшей развитие музыкального искусства в первой половине XX века, Рахманинов оставался верен великим классическим традициям русской музыки от Глинки до Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова и их ближайших, непосредственных учеников и последователей Танеева, Глазунова. Но он не ограничивался ролью хранителя этих традиций, а активно, творчески воспринимал их, утверждая их живую, неисчерпаемую силу, способность к дальнейшему развитию и обогащению. Чуткий, впечатлительный художник, Рахманинов, несмотря на свою приверженность заветам классиков, не оставался глух к зовам современности. В его отношении к новым стилистическим тенденциям XX века присутствовал момент не только противостояния, но и известного взаимодействия.

На протяжении полувекового периода творчество Рахманинова пережило значительную эволюцию, и произведения не только 1930-х, но и 1910-х годов существенно отличаются как по своему образному строю, так и по языку, средствам музыкального выражения от ранних, еще не вполне самостоятельных опусов конца предыдущего столетия. В некоторых из них композитор соприкасается с импрессионизмом, символизмом, неоклассицизмом, хотя и глубоко своеобразно, индивидуально воспринимает элементы этих течений. При всех изменениях и поворотах творческий облик Рахманинова оставался внутренне очень цельным, сохраняя те основные, определяющие черты, которым его музыка обязана своей популярностью у широчайшего круга слушателей: страстный, захватывающий лиризм, правдивость и искренность выражения, поэтическое видение мира.

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Рахманинов-дирижёр

Рахманинов вошел в историю не только как композитор и пианист, но и как выдающийся дирижер нашего времени, хотя эта сторона его деятельности и не была столь длительной и интенсивной.

Репертуар Рахманинова-дирижера был в те годы необычайно многогранным. Он был способен проникать в самые различные по стилю и характеру произведения. Естественно, что наиболее близка была ему русская музыка. Он возродил на эстраде почти забытую к тому времени Богатырскую симфонию Бородина, способствовал популярности миниатюр Лядова, которые исполнял с исключительным блеском. Необычайной значительностью и глубиной была отмечена его трактовка музыки Чайковского (особенно 4-й и 5-й симфоний); в творениях Римского-Корсакова он умел разворачивать перед слушателями ярчайшую гамму красок, а в симфониях Бородина и Глазунова покорял аудиторию эпической широтой и драматургической цельностью интерпретации.

Добавим, что Рахманинов-дирижер был и непревзойденным ансамблистом; солистами в его концертах выступали такие артисты, как Танеев, Скрябин, Зилоти, Гофман, Казальс, а в оперных спектаклях Шаляпин, Нежданова, Собинов.

После 1913 года Рахманинов отказался от исполнения произведений других авторов и дирижировал только собственными сочинениями. Лишь в 1915 году он отступил от этого правила, продирижировав концертом памяти Скрябина. Однако и позже его репутация как дирижера была необычайно высока во всем мире. Достаточно сказать, что сразу после приезда в США в 1918 году ему предложили руководство крупнейшими оркестрами страны — в Бостоне и Цинциннати. Но в ту пору он уже не мог уделять время дирижированию, вынужденный вести напряженную концертную деятельность как пианист.

Сергей Васильевич Рахманинов — один из величайших русских композиторов, писавших для фортепиано, и известный дирижёр. Он родился в усадьбе Семёново Новгородской губернии 1 апреля 1873 г., а умер в Беверли Хиллз (США) 28 марта 1943 г. Известен собственным уникальным стилем, в котором смешаны традиции московской и петербургской школ. Биография Рахманинова довольно примечательна, в ней много интересных фактов.

Композитор Сергей Васильевич Рахманинов

История жизни великого пианиста

Детство Рахманинова

До недавнего времени местом рождения музыканта было принято считать имение Онег, расположенное поблизости Новгорода, но последняя информация свидетельствует что, вероятнее всего, это была усадьба Семёново Старорусского уезда. Родоначальником дворянского рода Рахманиновых, согласно легенде, является внук самого Стефана Великого, знаменитого молдавского правителя.

Отец композитора, Василий Аркадьевич, родился в семье тамбовских дворян. Он был музыкантом-любителем. Его отец Аркадий, приходившийся Сергею дедом, был профессиональным пианистом, давал концерты в городах России и даже учился игре на фортепиано у самого Джона Филда. Сохранилось несколько музыкальных произведений его сочинения.

Мать Сергея была дочерью генерала П. И. Бутакова из Аракчеевского кадетского корпуса и тоже неплохо играла на фортепиано. Именно она была первым преподавателем мальчика, а затем его обучала А. И. Орнатская. Можно сказать, музыкальный дар был передан С. В. Рахманинову по наследству от родителей. Его творческий путь берёт начало с самых ранних лет.

В 1882 году композитор поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на младшее отделение к профессору В. В. Демянскому. Но дела шли не очень хорошо, поскольку мальчик часто прогуливал. В 1885 году было принято решение отдать его на обучение в Москву и поселить в пансионе известного педагога Н. С. Зверева, где в своё время проживали известные пианисты М. Л. Пресман, А. И. Зилоти, Ф. Ф. Кенеман, К. Н. Игумнов. Сергей поступил на третий курс Московской консерватории в класс профессора Зверева.

Сергей Васильевич Рахманинов

Пансион, в котором будущий композитор проживал четыре следующих года, был заведением с повышенным уровнем дисциплины. Музыкальным занятиям нужно было уделять не менее шести часов в день, помимо этого, следовало в обязательном порядке музицировать в ансамбле и посещать оперу. В 13 лет мальчик познакомился здесь с П. И. Чайковским.

В 1888 году Рахманинов поссорился с хозяином пансиона Зверевым из-за разногласий по вопросам композиции, после чего ему пришлось покинуть это заведение. Но из Москвы он уезжать не стал, а продолжил жить у родственников Сатиных, чья дочь, тоже пианистка, впоследствии стала ему женой. Он поступил на старшее отделение в класс А. И. Зилоти, своего двоюродного брата.

Когда Рахманинову исполнилось 19 лет, он выпустился из консерватории с золотой медалью. Уже в процессе своего обучения он успел обрести известность в Москве в качестве пианиста и композитора. Первый фортепианный концерт он сочинил как раз в консерватории. Другое известное произведение Рахманинова, написанное им в годы учёбы, — это Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2). В придачу к ним он сочинил ещё несколько романсов и пьес.

Профессиональная деятельность в России

В 20 лет начинающий композитор начал преподавать поочерёдно в Мариинском, Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Кроме того, он занимался частным репетиторством, хотя и не слишком любил это. Когда ему стукнуло 24 года, Савва Мамонтов пригласил его дирижировать в Московскую частную оперу. За один сезон пребывания в этом заведении он сумел крайне плодотворно поработать, прославиться как дирижёр и даже подружиться с Фёдором Шаляпиным.

Профессиональная деятельность Рахманинова в России

Большое разочарование ждало Рахманинова 15 марта 1897 года. Его Первая симфония под дирижированием А. К. Глазунова оказалась провалена. Дело было как в неопытности дирижёра, так и в неподготовленности музыки к умам слушателей. Негативные отзывы писали даже Н. А. Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Это сильно повлияло на веру композитора в свои способности и ввело его в трёхгодовую депрессию, из которой ему удалось выйти только благодаря Н. В. Далю. Ему он посвятил своё следующее крупное произведение.

В 1900 г. музыкант совершил путешествие в Италию. 1901 год стал знаковым благодаря выходу Второго фортепианного концерта. Некоторое время спустя Рахманинова пригласили на место дирижёра в Большой театр. Там он пробыл два сезона, в течение которых на его плечах лежал весь русский оперный репертуар. Но вскоре Сергей Васильевич понял, что хочет освободить это время для композиторства, поэтому покинул театр. 29 апреля 1902 года Рахманинов женился на Наталье Сатиной, своей кузине. Впоследствии у них появилось двое детей, Ирина и Татьяна.

В 1906 по 1909 года композитор жил в Дрездене. Это стал один из самых продуктивных этапов в его карьере. 1909 год был ознаменован целой чередой концертов на территориях Америки и Канады, а также выходом в свет Третьего фортепианного концерта. Спустя 2 года, когда Рахманинов пребывал в Киеве, его друг А. В. Оссовский попросил его оценить способности своей подопечной Ксении Держинской, начинающей оперной певицы. Во многом благодаря вмешательству Рахманинова она стала впоследствии известна.

В 1917 году, когда в России прогремела революция, композитору пришло приглашение выступить на концерте в Стокгольме. Рахманинов решил, что почему бы им и не воспользоваться. Вслед за этим он покинул Россию вместе с женой и дочерьми, почти не имея при себе никаких вещей и средств к существованию.

Эмиграция в Европу и США

Выступление Сергея Васильевича Рахманинова в консерватории

Чтобы заработать хоть какие-то средства на жизнь, Рахманинов очень много тренировался и выступал. В середине февраля он появился в Копенгагене, сыграв свой Второй фортепианный концерт. Дирижёром был Георг Хёэберг. К концу зимы музыканту удалось принять участие в одиннадцати концертах и погасить все долги, которые у него имелись на тот момент.

1 ноября музыкант отправился в Нью-Йорк и сразу же стал там выступать. Его исполнительская активность, начатая в Европе, не снижалась. За один сезон он давал несколько десятков концертов. Популярность композитора стремительно росла, от папарацци и репортёров порой не было никакого спасу. Во время одного из концертных турне он жил не в гостинице, а в личном вагоне, чтобы спастись от их внимания.

Очень долго из-под руки Рахманинова не выходило значимых произведений. Только в 1926 году он закончил свой Четвёртый фортепианный концерт и написал три песни на русском языке. Находясь в эмиграции, Рахманинов выпустил лишь шесть творений, но столь малое количество с лихвой компенсировалось качеством. Впоследствии эти произведения обрели мировое признание.

Впоследствии музыкант отказался от гражданства США. По рассказам современников, застать его в хорошем расположении духа можно было только в моменты общения с соотечественниками.

Исполнение Сергея Васильевича Рахманинова

В течение жизни за рубежом (1918—1943) Рахманинов создал всего 6 творений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Несмотря на нелюбовь Рахманинова к советской власти, он очень тяжело переживал известие о начале Великой Отечественной войны. Один из своих гонораров, сумму около 4 тысяч долларов, он передал в поддержку советской армии. Многие его коллеги поступили таким же образом.

28 марта 1943 года, не дожив три дня до своего юбилея, Рахманинов умер. Причиной его смерти, скорее всего, стало излишнее курение, из-за которого у него развилась раковая опухоль. В завещании он попросил похоронить его в Нью-Йорке вместе с женой и дочерью. Он был похоронен на кладбище Кенсико, его могила и поныне находится там. В Новгороде ему установили памятник.

Хронологическая таблица

Краткое содержание биографии пианиста покажет хронологическая таблица его жизненного пути.

Сергей Васильевич Рахманинов с дочкой

Она придётся как нельзя кстати тем, у кого есть желание бегло ознакомиться с основными вехами его жизни.

Творчество Рахманинова

Творчество Рахманинова

Дискография Рахманинова весьма обширна. Одних только романсов было написано более восьмидесяти. Всё его творчество пропитано глубокой лиричностью и большой любовью к России. Если говорить о творчестве композитора кратко, можно выделить наиболее популярные или особо примечательные его произведения.

  1. Элегия.
  2. Прелюдия.
  3. Мелодия.
  4. Полишинель.
  5. Серенада.

Эти пять музыкальных произведений Сергея Рахманинова стали особо популярными при исполнении студентами.

Интересные факты о композиторе

Биография Рахманинова содержит множество запоминающихся моментов.

Памятник композитору Сергею Васильевичу Рахманинову

Вот лишь некоторые из них:

  1. После выпускных экзаменов Рахманинов и Зверев всё-таки помирились. Последний даже подарил музыканту золотые часы.
  2. Композитору принадлежит изобретение специальной муфты с грелкой, с помощью которой исполнители могли бы согревать руки перед концертом.
  3. У музыканта была почти феноменальная память, благодаря которой он мог без нот воспроизвести произведение, которое слышал всего один раз.
  4. Он охватывал на фортепиано сразу двенадцать белых клавиш, что было дано не многим.
  5. Музыкант отличался большой влюбчивостью. В 17 лет он одновременно писал романсы сразу для двух девушек — Анны Лодыженской и Веры Скалон.

О Рахманинове было снято множество документальных и околодокументальных фильмов. К наиболее приметным можно отнести:

Читайте также: