Как можно выполнять работу ответственно

Обновлено: 15.05.2024

Успех компании во многом зависит от личности руководителя, его способностей управлять сотрудниками и принимать правильные решения. Есть ли единый рецепт, позволяющий любому научиться добиваться от подчиненных сверхрезультатов?

Каждый руководитель выбирает свой стиль управления и держит в тайне секреты работы с проблемными сотрудниками. Однако существует набор базовых проблем, с которыми сталкивается каждый управленец, — их стоит рассмотреть более подробно.

Правильное воздействие на персонал, или принцип трех основ

Одним из принципов успешного воздействия лидера на подчиненных является сочетание трех основ: высокий профессионализм, правильное делегирование полномочий и корректное общение с подчиненными. Грамотно комбинируя эти три составляющие, успешный руководитель может повысить результативность труда своих подчиненных и усовершенствовать собственные навыки в управлении.

Каждому менеджеру управленческого звена необходимо иметь высокий профессиональный статус, чтобы разговаривать со своими подчиненными на одном языке и разбираться в специфике бизнеса для корректной постановки целей и задач. Руководитель обязан держать руку на пульсе, находить и уметь применять новые технологии в управлении бизнесом с целью повышения конкурентоспособности компании. Практически невозможно руководить направлением, обладая в нем слабой экспертизой, — в этом случае эффективность работы будет снижаться, а заработать авторитет среди подчиненных станет значительно сложнее.

Второй из столпов успешного управления сотрудниками — делегирование полномочий — управленческий инструмент, подходящий руководителям, которые обладают лидерскими качествами и не боятся передавать необходимые полномочия для решения определенных задач своим подчиненным. Делегирование является эффективным лишь в том случае, если руководитель умеет выбрать подходящего сотрудника, обладающего соответствующей квалификацией. Передача полномочий заинтересованному сотруднику с недостатком опыта или специалисту с более высокими компетенциями и соответственно отсутствием мотивации в обоих случаях ставит угрозу перед качественным выполнением той или иной задачи.

Не менее важно правильно выстроить отношения со своими подчиненными. Постоянная коммуникация и своевременное получение обратной связи ― незаменимые инструменты управления, позволяющий оказывать положительное влияние на качество выполняемой работы, добиваться построения эффективной системы взаимодействия между подчиненными, повышать их мотивацию. Риск неверного применения обратной связи велик в той же мере, что и потенциальный положительный эффект. От руководителя требуется наличие жизненного опыта и управленческой мудрости для осмысления полученной информации и ее дальнейшего использования. Некорректное применение обратной связи может иметь значительные негативные последствия в случае перехода на личности, использования неконструктивной критики и др.

Далеко не у каждого руководителя все три составляющие развиты одинаково хорошо, обычно преобладает одна из компетенций. Бывает, что и профессионализм высок, и отношения в коллективе носят позитивный характер, а вот с делегированием полномочий большие проблемы. Руководитель завязывает все процессы на себя, боится отпустить проблему, полностью доверить выполнение задачи другому сотруднику, оставив за собой лишь контроль по реперным точкам. В итоге он либо берет выполнение задачи на себя, либо постоянно вмешивается в процесс излишними советами и наставлениями, тем самым отвлекая сотрудника от работы. Научиться эффективно управлять сотрудниками не так-то просто ― для этого нужны годы практики, постоянное повышение своего профессионализма, знание психологии.

Собственный пример. Какой руководитель — такие и подчиненные

В рабочем коллективе важна личность руководителя, с которым приходится работать. Мы хотим видеть специалиста, который поможет раскрыть нам новые профессиональные грани, перейти на новый карьерный уровень, даст ценные наставления. При этом нам важна и психологическая составляющая — мы хотим взаимопонимания, тактичного отношения и индивидуального подхода к своей персоне.

Таким образом, в ежедневной работе каждый менеджер должен понимать, что на него смотрят десятки и сотни глаз, которые хотят видеть в нем пример для подражания. И для этого совсем не обязательно приходить на работу раньше своих подчиненных или бросить курить — намного важнее показывать профессиональное отношение к своим обязанностям, заниматься повышением собственной квалификации, обучением сотрудников, много времени уделять мотивации персонала, выстраивать комфортный климат внутри коллектива. Не стоит требовать от своих подчиненных соблюдения условий, которые вы сами будете нарушать каждый день — золотое правило успешного управленца. Остается лишь верно ему следовать.

Совет и приказ, поощрения и наказания

Каждый день руководитель дает десятки указаний, ориентированных на успешное развитие бизнеса. Донести их можно разными методами в зависимости от стиля управления, который в своей работе проповедует руководитель. Со стороны может показаться, что директивный метод управления самый простой: отдал приказ — получил результат. Однако практика говорит об обратном — в действительности один только директивный метод управления оправдывает себя далеко не всегда. В поисках оптимальных инструментов руководителю приходится экспериментировать от уговоров, упрашиваний и разъяснений до жестких способов передачи информации сотрудникам. Сложность ситуации заключается в том, что выбор метода управления зависит не только от специфики бизнеса компании, функции, за которую отвечает ваш отдел, но и от индивидуальных особенностей каждого вашего сотрудника. Для кого-то директивный стиль управления будет неприемлем, а кто-то сможет эффективно работать только из-под палки.

Победа признанием или проигрыш отторжением?

Ситуация, при которой Вы регулярно берете на себя лишние обязанности на рабочем месте и Вам трудно отказать, когда просят или требуют делать то, что Вы делать не должны, является достаточно распространенной в психологической практике. Она существенно усложняет рабочий процесс, так как Вам приходится заниматься не запланированными делами, увеличивается нагрузка, растет усталость, падает производительность и интерес к работе. И вдобавок появляется хроническое раздражение на коллег и себя и ощущение, что Вас используют. В этой связи научиться отказываться коллегам или начальству – вопрос личностной и профессиональной важности.

— отсутствием четкого и конкретного понимания своих должностных обязанностей .

— страхом прослыть плохим работником.

Однако работника всегда оценивают по нескольким показателям, и навыки и умения не всегда являются главным критерием, по которому сотрудника продвигают по карьерной лестнице, повышают зарплату, начисляют премию, уважают, любят и ценят. Наверняка Вам известны примеры, когда профессионал годами сидит на одном и том же месте и именно потому, что он слишком удобен здесь руководству и всему коллективу. В этой связи важно понимать, что есть хороший работник и есть удобный работник. Поддерживая своим поведением вторую позицию, вы рискуете никогда не оказаться в первой.

— страхом прослыть плохим человеком.

Этот страх может быть связан с двумя побудительными причинами:

2) отказ Вами воспринимается как отвержение, грубость.

Если просьба коллеги является, на Ваш взгляд, манипулятивной, то тем более отказ должен быть лаконичным, так как манипуляторы вынуждают нас объяснять и выискивают в объяснениях брешь, куда Вы непременно попадете. Так может выясниться, что дела у Вас не настолько важные, что время еще терпит, а Вы еще не так устали, как он.

— Маша, помоги мне, пожалуйста, составить отчет!

— К сожалению, не могу, занята.

— Но у меня очень много работы. Я непременно все провалю!

— Я слышу, что ты очень переживаешь, но не могу тебе сейчас помочь.

— Но мне так нужно!!

— Понимаю, что если бы это не было так важно, то ты бы не обратилась ко мне. Мне очень жаль, что я не могу тебе сейчас помочь.

Эта методика хороша тем, что Вы не просто отказываете собеседнику, но даете ему понять каждый раз, что слышите его и что Вам не безразлична его просьба. Однако Ваша позиция при этом остается неизменной.

Если лишние обязанности предлагает выполнить начальник, вы имеете право уточнить, оплачивается ли эта работа дополнительно, как учитывается и поощряется работа, которая не входит в круг Ваших обязанностей. Отказ может быть аргументирован тем, что выполняя столько дел, вы теряете работоспособность, так как есть предел сил и возможностей. Если вы переключитесь сейчас на новую работу, то не сможете выполнить текущую. Предлагайте разобраться, апеллируя к трудовому контракту и должностным инструкциям, в которых должны быть прописаны Ваши функциональные обязанности.

Если, несмотря на обоснованность, Ваш отказ не принимается, и Вас заставляют делать то, что к Вашим функциям не относится и никак не поощряется, то это уже насилие.

Вспомните последний случай, когда Вас о чем-либо просили. Что Вам лучше всего вспоминается: какие-то определенные слова, тембр голоса, интонации, вид, взгляд коллеги/начальника? Что для Вас это значит? Как Вы на это реагируете — беспокоитесь, тревожитесь, вдохновляетесь, успокаиваетесь, раздражаетесь, гневаетесь, обижаетесь и т.д.? Кем Вы себя в этот момент чувствуете — спасателем, важной персоной, слугой, жертвой, ребенком и т.д.? А кем является тогда Ваш коллега? Какое его качество вы замечаете — несчастный, слабый, бедный, властный, бескомпромиссный, хитрый, добрый, доверяющий, авторитетный и т.д.?

Кто себя так вел, так говорил с Вами еще когда-либо? Кого Вам это напоминает из Вашей жизни?

(с) Султанова Елена, психолог, процессуальный терапевт, тренер.

Как не брать на себя лишнее и уметь отказать на работе : 12 комментариев

Елена Султанова :

Надеюсь, что мой ответ даст Вам некоторую пищу для размышления, чтобы разобраться в текущей ситуации.

С уважением, Елена

Елена Султанова :

Если, несмотря на обоснованность, Ваш отказ не принимается, и Вас заставляют делать то, что к Вашим функциям не относится и никак не поощряется, то это уже насилие. Я оказалась в такой ситуации.И как же справляться с насилием?.

Елена Султанова :

С насилием можно бороться, если Вы сильнее. Если нет, то ищите пути отступления. Не каждую битву можно выиграть. Если рычаги воздействия у Вас есть, то используйте их и ориентируйтесь по обстоятельствам.

Елена, доброй ночи!
Я уже три года работаю в должности производственного кладовщика в одной фармацевтической компании. У нас в компании приветствуются бесплатные переработки-
приезды пораньше и уезда попозже. А получается так, что чем выше квалификация и шире функционал, то тем больше и больше на Тебя накидывают задач, входят они в круг Твоих обязанностей или нет- никого это не волнует. Если кто-то заболел или ушёл в отпуск его работу вешают на Тебя, при условии, что Ты обладаешь опытом её выполнения. Получается так, что оклад у сотрудников примерно одинаковый, а из-за большого стажа за спиной Я делаю в разы больше коллег. Начальник приназначении новой задачи руководствуется тем что ему нужен результат, вот он и выбирает того кто сможет его обеспечить. Моя проблема в том, что из-за повышенной ответственности и хороших отношений с коллегами с пр-ва, Я не могу их подвести и сорвать обеспечение. Вот у меня и получается, выполняю чужую работу, а потом задерживаюсь чтобы хоть как-то вытянуть свою. В последнее время Я уже нестесняясь отказываю руководителю в его просьбах ко мне сделать ту или иную работу, аргументируя это тем, что основной функционал итак уже сильно пострадал от этих внеплановых задач и есть риски остановки производства. Елена, что Вы мне посоветуете, Я уже морально истощён от всего этого бардака? В коллективе процветает пинг-понг задачами, каждый пытается скинуть свою работу на другого, все дико перегружены, но лишь единицы, включая меня, задерживаются чтобы зазгребать завалы. Я пытаюсь отучить себя от этих задержек, но не могу просто в стать и уйти вовремя недоделав свой минимум. Заранее спасибо за совет!

Елена Султанова :

Похоже, что перегруженность работой – это проблема всей Вашей организации, особенность ее функционирования, а Вы столкнулись с внутренним моральным конфликтом – позаботиться о себе или сделать работу и не подвести коллег. Если Вы будете вставать и уходить, не доделав работу, то Вы таким образом позаботитесь о себе, не будете уставать. Однако тогда Вы столкнетесь с другой проблемой: Вы как бы подведете коллег и не выполните то, что нужно сделать. И игра в пинг-понг и переброс обязанностей, очевидно, Вам неприятны. Я сочувствую тому, что Вам приходится делать этот моральный выбор и часто не в свою пользу; похоже, что в данный момент Вы выбираете наименьшее из зол. Но хотела бы напомнить о следующем:

— Профессионализм – это не только забота о деятельности, это забота о себе. Забота о себе – это не личное, это профессиональное. Делая больше того, что Вы в состоянии сделать, Вы делаете вклад в профессиональное выгорание и, соответственно, в не профессиональность.

— Одно и то же решение может быть продиктовано отчаянием и безысходностью, а может быть основано на твердом внутреннем выборе и глубинном чувстве того, что правильно.

— Иногда страшась подвести других людей, мы подводим и предаем самих себя, свое внутреннее ощущение того, как должно быть.

— В чьих-то глазах мы можем выглядеть заразой, и кто-то в нас разочаруется. Это нормально.

— Мы не титаны, а обычные люди. Наши силы и возможности ограничены.

— Понимая, что это политика компании регулярно приводит к потенциальному срыву обеспечения, а не некомпетентность сотрудников и невыполнение минимума, но в то же время соглашаясь, что раз задача поставлена конкретному человеку, то он и отвечает за последствия невыполненной работы и срыв обеспечения, Вы наносите урон не только себе, но и остальным коллегам, которые тянут ту же лямку, что и Вы.

Здравствуйте, у меня на работе такая ситуация, я работаю подснежником(числюсь сотрудником в одном месте, а сижу и работаю в другом)
Моя должность предусматривает своевременную отработку документов и занесение их в программу.
Меня очень часто нагружают работой которая не положена мне по должностной инструкции.
Приказы, протоколы, факсограммы, письма и телеграммы я не должна писать, их должны писать экономисты, но начальница нашего отдела, которая так же является заместителем начальника нашей дирекции поручает в приказаном тоне их писать (при этом слов благодарности и просьб не наблюдается)
Был однажды момент когда финансист уходила в отпуск, и меня поставили перед фактом что я буду её замещать (не полностью а лишь делать малую часть работы) но при этом речи о том будут ли мне за это дополнительно платить не было (естественно я задала вопрос начальнице, а позже от коллег узнала что она очень разочаровалась во мне) и не важно что в этот момент была такая загруженность, что я даже свою работу не успевала выполнять при таком огромном потоке документов, но мне повезло что нашли другого человека который согласился на этот кошмар)
На сессию отпускают с неохотой, аргументируя тем, что работать некому, постоянные задержки на работе, постоянные нервы, и на работу каждый день ездию как на расстрел, ни благодарности ни просьбы от начальника не услышать…
К сожалению не могу уйти с данной работы, т. к. это гос структура, но и терпеть это уже нет сил. Подскажите пожалуйста, как быть в такой ситуации?

Елена Султанова :

Возможно, Ваша ситуация не предполагает дальнейшего движения, и вы просто дружно друг друга терпите – организация терпит ваши уходы на сессию, необходимость перепоручать вашу работу другим, которым, возможно, тоже не платят за это, ваше недовольство, а вы терпите объем работы и дополнительные обязанности (которыми, может быть, организация пытается компенсировать ваши уходы на сессию). Пробуйте спокойно, вежливо и корректно обсуждать ситуацию со своей начальницей. Делайте акцент не только на проблеме, но и на решении; не просто реагируйте, а давайте обратную связь и предлагайте конструктивные варианты. Подготовьтесь к разговору с начальницей. Если у вас нет времени на выполнение дополнительных поручений, сделайте, например, таблицу, в которую занесите список задач, которые вы решаете, а также время, которое требуется на решение этих задач. Наглядно продемонстрируйте, что вам некуда вставить дополнительные обязанности. Сделайте начальницу частью решения вопроса: спросите ее, какие основные задачи она предлагает вам вычеркнуть из списка, чтобы решить дополнительные? Как она видит решение этого вопроса? Обоснуйте, как снижается ваша эффективность, когда вы выполняете такой объем задач. А еще имеет смысл как-нибудь, когда не будет никакого аврала, поинтересоваться у начальницы, как она оценивает вас как работника, довольна ли работой, есть ли замечания или пожелания.

Елена Султанова :

То, что Вы идете на аналогичную или почти аналогичную должность, нормально. Вы идете работать туда, куда Вас берут или с большой вероятностью возьмут. Это как раз естественно отправлять резюме на те вакансии, которые соответствуют Вашим возможностям, навыкам и опыту. И хорошо, что в данный момент Ваших навыков и опыта достаточно для того, чтобы легко устроиться на аналогичные позиции. Однако, похоже, их пока не хватает для того, чтобы устроиться на что-то другое. Вы пишите, что эта работа Вам не по душе. А Вы знаете, что именно Вам по душе, чем Вы хотели бы заниматься? Думаю, что следующий шаг для Вас – это перестать увольняться и менять одну похожу работу на другую, а сфокусироваться на том, какая профессия или сфера Вас интересует. А далее — смотреть, как войти в эту сферу, какие существуют требования для тех вакансий, которые Вам нравятся, и делать соответствующие шаги, чтобы устроиться туда. Если есть возможность уже сейчас попробовать туда устроиться, то попробуйте сначала порассылать резюме и посмотреть, будут ли на них откликаться. Если сразу устраиваться на них возможности нет, то начните потихоньку учиться и приобретать новые знания, оставаясь пока на своей текущей позиции.

The Village с помощью экспертов продолжает находить ответы на рабочие вопросы. На этот раз узнали, как лучше поступить, если начальник просит вас сделать не вашу работу, и что про это говорится в Трудовом кодексе.

Как реагировать на предложение?

Ольга Позднякова

Вероятные действия зависят от того, что и почему вас просят сделать. Если вы не знаете, как реагировать, ответьте на следующие вопросы.

Чья это работа?

Если речь идет о новых обязанностях, то имеет смысл обговорить оплату и дополнительные привилегии. То же нужно сделать, если у новых задач нет определенного срока, то есть вас просят временно их выполнять. Помните, нет ничего более постоянного, чем временное, — оговаривайте оплату.

Зачем ее нужно выполнять?

Этот вопрос часто помогает при возникновении таких ситуаций. Проясните для себя цель, которую преследует руководитель. Нередко он преследует неочевидные цели, давая задание, например, хочет, чтобы сотрудник получил опыт проектной работы. Или у него есть потребность, чтобы вы сработались с определенными людьми. Иногда управленцы так готовят себе замов.

Почему вы?

Итак, мы выяснили, что эти обязанности не ваши, не интересны, не развивают и за них доплаты не будет. Сразу возмущаться не стоит: выясните, почему для выполнения этой работы выбрали вас.

Бывает, что задача неприятная, не имеет к вам отношения, и вы не хотите ее выполнять. Но вероятные последствия могут быть катастрофическими. В таком случае выполнить задачу надо. Как и поговорить с шефом после завершения работы о том, что вам не хотелось бы повторения подобных ситуаций.

Обсудите с начальником тот факт, что вы перегружены. Торгуйтесь. Просите расставить приоритеты в вашей работе.

Наталья Жарова

директор по персоналу логистической компании V.I.G.Trans

В этот самый момент сотруднику необходимо понять, в связи с чем его обязанности увеличиваются, и реагировать по ситуации. На самом деле вариантов может быть несколько:

1) Его хотят повысить и проверяют, насколько он готов к работе в нестандартной ситуации.

2) Ему хотят увеличить функционал, потому что со своим он справляется безупречно, и видят в нем ответственного и исполнительного работника.

3) Сотрудник не справляется со своей работой, и его проверяют на профессиональную пригодность в другой области.

Как должен реагировать сотрудник: сразу же после получения новой задачи вступить в диалог с руководителем и выяснить, с чем связаны новые обязанности. Лучше узнать все сразу, а не молчать и тихо злиться на весь мир.

Законно ли это?

Кристина Лапшина

С точки зрения трудового законодательства в нормальных трудовых условиях работник должен выполнять только те функции, которые прописаны в его трудовом договоре и должностной инструкции. Требования работодателя о выполнении чужой работы незаконны. Трудовой кодекс четко регламентирует, что требование заниматься дополнительной работой, не прописанной в трудовом договоре или должностной инструкции, это злоупотребление правами работодателя.

Ваша должность указана в трудовом договоре — это обязательное требование. А весь функционал должен быть прописан в должностной инструкции, с которой работника должны ознакомить при приеме на работу. Советую обязательно снять копию инструкции, чтобы в случае спора она у вас была на руках.

К сожалению, у многих работодателей сейчас нет должностных инструкций. В этом случае сотрудник может сам подготовить проект инструкции и предложить ее начальнику.

Напишите письмо своему работодателю с отказом от исполнения дополнительной работы и отправьте его заказным письмом с уведомлением. Это может помочь в случае судебного разбирательства с работодателем.

Но в случае, если вы все же готовы выполнять чужую работу, вы имеете полное право потребовать за нее доплату, оформив это либо дополнительным соглашением к трудовому договору, либо оформлением внутреннего совмещения должностей.

Максимилиан Гришин

Трудовой кодекс полностью запрещает работодателю заставлять работника делать то, что не прописано в его трудовом договоре. Здесь есть только два исключения. В случае катастрофы (пожара, землетрясения и так далее) работника можно без его согласия перевести на работы по устранению последствий сроком до одного месяца. Также в чрезвычайных обстоятельствах можно перебросить сотрудника на другой фронт в случае простоя. Во всех остальных ситуациях для выполнения чужой работы требуется согласие работника и/или заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, заключенному с ним.

Если работодатель заставляет сотрудника делать то, что не входит в его обязанности, разрешить эту ситуацию без конфликта очень сложно. Тут надо либо договариваться и просить дополнительную оплату, либо, к несчастью, увольняться. Новый работодатель должен с пониманием отнестись к такой причине смены работы.


На рабочем месте люди проводят большую часть жизни. То, насколько продуктивной будет их деятельность, во многом зависит от психологического состояния. Рассказываем, как перестать нервничать на работе и выполнять свои обязанности без постоянного ощущения внутреннего дискомфорта.

Как перестать нервничать на работе: 6 советов психолога

5 причин нервного напряжения на работе

Разберемся с причинами, провоцирующими ухудшение психологического состояния, прежде чем отвечать на вопрос, как не нервничать на работе.

1. Недостаток опыта или знаний

До того, как человек станет мастером своего дела, ему не раз придется попасть в ситуацию, когда у него будет недостаточно сведений относительно решаемой проблемы. Неуверенность в своей компетенции провоцирует возникновение стресса.

2. Критика и недовольство директора

Часто даже конструктивные замечания со стороны руководителя вызывают негативные эмоции, что уж говорить о придирках. Необоснованная критика способна превратиться в настоящую трагедию, особенно для чувствительного сотрудника.

3. Конфликты или недопонимание с коллегами

Если отношения с другими сотрудниками компании не заладились, нервное напряжение возникает задолго до начала рабочего дня. Мысли о том, что скоро придется встретиться с неприятными коллегами, всегда вызывают психологический дискомфорт. Непосредственно на работе напряжение усиливается и держится на высоком уровне весь день.

4. Страх неудачи

Боязнь ошибиться, излишняя ответственность, стремление к перфекционизму — все это также может провоцировать интенсивное психоэмоциональное напряжение.

5. Ранимость и чрезмерная мнительность

Сотрудники, которые все принимают близко к сердцу, часто испытывают стресс на работе. Даже незначительная проблема заставляет их сильно нервничать и переживать. Ранимым людям самые элементарные задачи могут казаться сложными или вовсе невыполнимыми.

6 советов, которые помогут избежать стресса

Как перестать нервничать на работе: 6 советов психолога

Практикующим психологам задают множество вопросов: как избавиться от страха перед незнакомым коллективом, как не нервничать на работе при беременности, как не показать себя с худшей стороны. Большинство советов универсальны.

1. Определи, что именно вызывает стресс

Четкое видение проблемы — это первый шаг к ее решению. Не стоит бояться сложившейся ситуации или отрицать ее — игнорируемые сложности, словно снежный ком, постепенно увеличиваются в размерах.

2. Не впадай в уныние

Не нужно впадать в отчаяние каждый раз, когда для решения рабочей задачи у тебя не хватает практики или теоретических знаний. Люди всю жизнь учатся чему-то новому! Рассматривай проблему как опыт: если бы ее не возникло, ты так и не поняла бы, что нужно больше практики в этой области. Прими это как вызов! Совершенствуйся, развивайся и получай опыт ежедневно.

3. Рационализируй критику

Не воспринимай замечания руководителя как его личную неприязнь — возможно, он видит все совершенно с другого ракурса. Тебе может казаться, что ты выполнила работу безупречно, но у директора может быть иное мнение на этот счет. Помни, что ты не на собеседовании, работодатель уже принял тебя в свой коллектив, а значит, оценил твои профессиональные умения, тебе остается лишь поддерживать хорошее впечатление о себе и прислушиваться к рекомендациям.

4. Общайся с коллегами

При проблемах в коллективе попробуй откровенно поговорить с человеком (или людьми), которые вызывают негативные эмоции. Обсуди с ним, что конкретно мешает тебе оставаться спокойной и работать более продуктивно. Такой разговор лучше проводить наедине, без посторонних ушей.

В любом случае просто помни о том, что на эту работу ты пришла для того, чтобы выполнять свои обязанности. Общение с другими сотрудниками, стремление понравиться, завоевать расположение — все это должно быть на втором плане.

Каждый имеет собственный взгляд на мир, и никто не обязан разделять чужие интересы. Просто делай свое дело, но всегда умей постоять за себя в спорных моментах. Не допускай пренебрежения, унижения или сплетен.

5. Не сравнивай себя с другими

Не добивайся всеми силами чьей-то положительной оценки, не сравнивай и ни с кем не соревнуйся — еще один совет тем, кто задается вопросом, как перестать нервничать из-за работы.

Промахи и неудачи бывают у всех, а идеала не достичь никогда. Ошибки не допускает только тот, кто ничего не делает. Каждая неудача — это важный опыт, который учит человека не повторять подобных оплошностей в будущем.

Все задачи необходимо решать только по мере их поступления — то, о чем ты волнуешься больше всего, может не случиться вовсе. Точно так же с уже произошедшими неприятными ситуациями — в будущем они могут больше никогда не повториться.

6. Не зацикливайся на неудачах

Проблемы, которые возникают на твоем пути, бывают у всех. Не придавай им большого значения и не превращай в трагедию каждую неприятность.

3 простых совета на каждый день

Также при поиске ответа на вопрос, как научиться не нервничать на работе, помни о том, что:

  • в течение рабочего дня можно позвонить родственникам или друзьям, попросить у них совета, поговорить о чем-нибудь приятном;
  • собственный оптимистичный настрой, вежливость и доброжелательное отношение к окружающим помогают расслабиться и разрядить обстановку;
  • не стоит воспринимать работу как важнейшую часть жизни — сильная эмоциональная вовлеченность в рабочий процесс не оставит сил на другие интересы или значимые взаимоотношения.

Чтобы добиться полного понимания того, как не нервничать на работе, советы психолога следует сделать своим стилем жизни, и тогда положительные изменения обязательно произойдут.

Спокойствие на рабочем месте – это не только залог продуктивного и успешного труда, но и способ сохранить легкий настрой для других, не менее важных задач.

cover.respons-5fc8c19759f00813052861.jpg

Работа с безответственными сотрудниками — боль. Они не выполняют задачи, забывают о митингах, делают вид, что впервые слышат о визите клиента, и пытаются свалить дела на других. Менеджеры бегают за ними и уговаривают поработать, а коллеги тихо или явно недолюбливают.

Если в команде царит такая атмосфера, пора срочно разбираться с причинами. То, что кажется безответственностью, на деле может быть отсутствием компетенции или скукой.

В чем причины несамостоятельности команды и что с этим делать — в нашей статье по материалам Girl's Guide to PM и tameday.

9 причин несамостоятельности

Если сотруднику постоянно давали только мелкие задачи и не позволяли принимать решения, то он просто не знает, как работать по-другому.

Что можно сделать

Проясните с работником зону его ответственности, полномочия и решения, которые он может принимать. Круг обязанностей можно зафиксировать в должностных инструкциях или в виде матрицы RACI.

Она описывает четыре роли на проекте:

  • Responsible (R) — ответственный за выполнение задачи.
  • Accountable (A) — подотчетный исполнитель.
  • Consulted (С) — тот, с кем можно проконсультироваться по задаче/чье мнение должно учитываться.
  • Informed (I) — тот, кого следует держать в курсе дел по задаче.


Отношение сотрудников к работе изменится, когда они будут четко понимать, что входит в их зону ответственности.

Причина безынициативности может заключаться в том, что команде не хватает знаний и навыков, которые нужны для выполнения задачи.

Что можно сделать

Разберитесь, что именно вызывает трудности. Организуйте обучение внутри компании (если у других специалистов есть нужные скиллы) или пригласите внешних тренеров.

Сотрудники могут затягивать сроки и пропускать дедлайны не потому, что безответственно относятся к работе, а из-за неумения правильно распределять время. Сложность в том, что некоторым людям стыдно признаваться в такой проблеме, либо они могут сами ее не осознавать.

Что можно сделать

Предложите помощь. Если вы хорошо справляетесь с большим количеством задач, поделитесь опытом с коллегами. Научите расставлять приоритеты и не отвлекаться на мелочи, когда есть более важные и срочные дела.

Например, в работе над проектами удобно использовать матрицу Эйзенхауэра.


Человек не будет качественно выполнять задачи, если считает, что работа ниже его уровня квалификации или неинтересна.

Что можно сделать

Распределяйте задачи так, чтобы у сотрудника всегда был личный челлендж. Отслеживайте рост команды: то, что было интересно год назад, сейчас может казаться скучным.

Вместе с увеличением полномочий должен расширяться и круг ответственности.

Возможно, сотруднику пора перейти на новую роль. Это касается не только вертикального, но и горизонтального перемещения — например, выгоревшего маркетолога можно перевести в бизнес-анализ. Если вы хотите сохранить человека в компании, поищите варианты, которые помогут вернуть его интерес. Доучить хорошего сотрудника зачастую намного дешевле, чем привлекать нового специалиста.

Полина Романова,
HR бизнес-партнер с 12-летним опытом

Екатерина Губарева,
VP of HR, Global Geo Lead в SoftServe

Люди могут саботировать работу, если не согласны с проектным планом или считают его нереалистичным.

Что можно сделать

Чтобы избежать таких ситуаций, привлекайте сотрудников к планированию и предлагайте им самостоятельно определять дедлайны. Люди проявляют больше ответственности, если сами установили рамки.

Проблема может возникнуть, когда сотрудник не включен в команду и работает изолированно. Вместо взаимодействия с коллегами он по всем вопросам обращается к начальнику. Если процессы не выстроены правильно, руководитель становится связующим звеном между подчиненными и погрязает в микроменеджменте.

Что можно сделать

Поощряйте командную работу. Ответственный сотрудник — это не специалист-одиночка, а тот, кто умеет взаимодействовать с группой, понимает свою роль и обязанности коллег. Составьте матрицу RACI, проводите тим-билдинги, предлагайте удобные инструменты для совместной работы — Trello, Slack, Teamwork, Worksection и т.д.

Отдел может плохо работать, когда среди коллег нет доверия или уважения. Сотрудники отказываются брать на себя ответственность, если считают, что другие не справляются с работой или не хотят этого делать.

Что можно сделать

Придется примерить на себя роль психолога и разобраться в причинах. Почему возникло напряжение? После чего коллеги перестали доверять друг другу? Чтобы найти выход из ситуации, можно использовать такой алгоритм:

Проблемы с ответственностью могут возникать и в том случае, когда команда не понимает, что именно от нее требуется.

Что можно сделать

  • конечную цель
  • общий план действий
  • дедлайн проекта
  • KPI

Лень — двигатель прогресса, но не в ситуации, когда сотрудник забивает на задачи, а другие вынуждены тушить его пожары.

Что можно сделать

Если вы видите, что сотруднику лень работать, поставьте его на жесткий контроль. Не уходите в микроменеджмент — это вряд ли поможет пробудить в подчиненном самостоятельность и ответственность. Лучше прямо поговорите о проблеме, определите крупные точки контроля (например, дедлайны по проектам) и четкие KPI. Если ситуация не изменится, с сотрудником придется попрощаться.

Читайте также: