Работу по погашению избирательных бюллетеней следует начинать

Обновлено: 02.05.2024

ФЗ-67.Ст. 68. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией

1. Подсчет голосов избирателей, осуществляется откр ыто и гласно с оглашением и соответствующим
оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых
действий ло подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

2. Подсчет голосов избирателей, начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без
перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а
также наблюдатели.

3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в
присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона,
подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят
число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками
рефереядума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы,
находящейся в помещении для голосования.

4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в
строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой
комиссией.

5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, члены участковой комиссии с правом
решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные
данные ло этой странице:

а) число избирателей внесенных в список избирателей, на момент окончания голосования (без учета числа
избирателей, которым выданы открепительные удостоверения а также выбывших по другим причинам);

б) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования
(устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей);

в) число бюллетеней, выданных избирателям проголосовавшим вне помещения для голосования в день
голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (устанавливается по числу
соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей);

д) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям на избирательном
участке;

6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных, каждая страница списка избирателей
подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их с уммирует, оглашает и сообщает
председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при
подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5
настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в
последнюю страницу списка избирателей, участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью
участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его
увеличенной формы;

г) в строку б - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования ;

е) в строк> 11б - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией на избирательном
участке;

ж) в строку 11в - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном
участке;

После зтого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.

7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений
данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список
избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место.
Хранение списка избирателей исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования,
обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.


8. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования
бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой
комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, у
казанные в пункте 3 статьи 30 настоящего
Федерального закона.

10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных мес тах,
оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с
правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя
председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными
принадлежностями,
за исключением случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящей статьи. Лицам.
присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов
комиссии.

11. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени
неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования.
Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них.
Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голос ования. Число извлеченных бюллетеней
установленной формы оглашается и вносится в строк)' 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
Пели число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, болънге
количества заявлений избирателей содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени,
находившиеся в данном переносишь ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются
недействительными,
о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором
указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне
помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом
случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом
недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней.

15. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

14. Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и
стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам,
поданным против всех кандидатов одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные
бюллетени.

ВНИМАНИЕ! Главный фокус башкирских фальсификаторов в том, что они не соблюдают следующее правило:

При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса ОГЛАШАЮТ
содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для
ВИЗУАЛЬНОГО контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.
Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

Требуйте соблюдения этого этапа, иначе вся работа наблюдателей БЕССМЫСЛЕНА!! С нарушением этого требования вы столкнетесь в 110 случаях из 100. БУДЬТЕ К НЕМУ ГОТОВЫ. РАДИ ЭТОГО МОМЕНТА и шла ВСЯ избирательная компания.

ЗАПИШИТЕ этот этап на видео или диктофон (есть во многих мобильниках), подайте ЗАРАНЕЕ заготовленные акты об отказе огласить и продемонстрировать наблюдателям бюллетени, немедленно сообщите в свой штаб, чтобы они подали опять-таки ЗАРАНЕЕ заготовленные обращения в суд с требованием оласить и продемонстрировать отметки в соответствии с требованиями ст. 68 ФЗ 67.

16. Если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной комиссии, окружной избирательной
комиссии, избирательной комиссии муниципального образования и участковой комиссии избирателей составляет
более одного процента от числа избирателей внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее
десяти избирателей), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести
отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в
■соответствии с пунктом 7 статьи 65 настоящего Федерального закона. По результатам указанного подсчета участковой
комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом такие бюллетени
у лаковываются отдельно и опечатываются.

17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются
бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, позиций
"Против всех кандидатов" или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок,
установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень
откладывается в отдельную пачку.

18. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке
отдельно по каждому кандидату 7 , списку' кандидатов, позициям "Против всех кандидатов". При этом бюллетени
подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

19. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку- 21 протокола об
итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней.

20. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9
протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в
стационарных ящиках для голосования.

21. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом
решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом
совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосовання, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования.

23. После завершения подсчета, рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные
таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного
участка число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению
вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены
участковой комиссии, как с правом решающ его голоса, так и с правом совещательног о голоса. Упаковка
осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и которым
предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.

24. Касается порядка подсчета голосов при использован ии технического средства подсчета голосов
(электронные урны)

25. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов
избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения,
которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.

26. После приведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядале
проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и
подсчете голосов, избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и
выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об
итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой
комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Не
допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо
изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого
протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

27. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом
решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол
является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с
правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление
подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой
комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола
недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

28. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса,
несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протокол>" особое мнение, о чем в протоколе делается
соответствующая запись.

29. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лип, указанных в пункте 3 статьи 30
настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах
голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить им возможность изготовить копию протокола
об итогах голосования, а также заверить ее.
Участковая комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем
реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах
голосования, несет ответственность за ее полноту- и достоверность содержащихся в ней данных.

30. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми
присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам,
имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий незамедлительно направляется в вышестоящую
комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах
голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также
поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы
(заявления) на нарушения закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой
комиссии и составленные участковой комиссией акты.
Первый экземпляр протокола об итогах голосования с
приложенными к нему 7 документами доставляется в вышестоящую комиссию пред седателем или секретарем
участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с п равом решающего голоса по поручению
председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать
другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.

31. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления
наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а его заверенная копия
вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй
экземпляр протокола вместе с преду смотренной законом избирательной документацией, документацией референдума,
включая бюллетени, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.

1. Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

заведомо неправильное составление списков избирателей, включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, либо вымышленных лиц;

подписание членами комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или подведения итогов голосования, заведомо неверное (не соответствующее действительным результатам голосования) составление протокола об итогах голосования;

Фальсификация избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет .

С уголовной ответственностью за фальсификацию избирательных документов или за неправильный подсчет голосов ознакомлен (а)
Член участковой избирательной комиссии № _________________________________
2 декабря 2007

Читайте также: