Должностные обязанности научного сотрудника музея по профстандартам

Обновлено: 27.04.2024

1. Общие положения

2. Трудовые функции

2.1. Оформление приема музейных предметов на временное, постоянное и ответственное хранение, оформление их выдачи:
1) оформление учетных документов для приема и выдачи музейных предметов внутри музея;
2) оформление учетных документов для приема предметов на временное хранение;
3) организация и ведение делопроизводства ФЗК;
4) оформление проекта договора дарения, купли-продажи, мены на предметы;
5) оформление учетных документов для приема предметов на постоянное хранение;
6) регистрация предметов, принятых на постоянное хранение, в книге поступлений основного фонда (главной инвентарной книге) и книгах поступлений;
7) оформление учетных документов для приема предметов на ответственное хранение;
8) подготовка, учет и хранение учетных документов.
2.2. …………… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по учету музейных предметов исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) составляет акты внутримузейной передачи музейных предметов;
2) осуществляет регистрацию актов внутримузейной передачи музейных предметов в соответствующей книге регистрации актов;
3) осуществляет контроль составления топографической описи при экспонировании;
4) составляет акты возврата музейных предметов в хранилище (депозитарий) музея (хранилище);
5) регистрирует акты возврата музейных предметов в хранилище в соответствующей книге регистрации актов;
6) осуществляет контроль соблюдения условий сроков выдачи и своевременного возврата, касающихся внутримузейного движения предметов.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет акты приема предметов на временное хранение на основании письменного заявления собственника (владельца);
2) оформляет комплект документов для экспертизы ФЗК на основании полевой описи;
3) фиксирует краткое описание предмета с указанием названия, визуальных и физических характеристик, состояния сохранности в актах приема предметов на временное хранение;
4) регистрирует акты приема на временное хранение в соответствующей книге регистрации актов;
5) регистрирует предметы в книге поступлений временного хранения;
6) оформляет акты приема на ответственное хранение предметов, поступивших на экспертизу ФЗК;
7) регистрирует акты приема на ответственное хранение в соответствующей книге регистрации актов;
8) осуществляет координацию подготовки совместно с ответственными хранителями музейных предметов проектов заключений об историко-культурном, художественном, научном и музейном значении предметов, принятых на рассмотрение ФЗК;
9) осуществляет подготовку документов для проведения заседания ФЗК.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) составляет повестку дня заседания ФЗК;
2) составляет и оформляет протоколы ФЗК и выписки из них;
3) осуществляет регистрацию протоколов ФЗК в соответствующей книге (журнале) регистрации;
4) осуществляет контроль своевременного возврата предметов, не рекомендованных ФЗК к приобретению в состав фондов музея;
5) составляет ежеквартальный отчет о движении музейных предметов на экспертизу ФЗК;
6) передает предметы, включенные в книгу поступлений временного хранения, на экспертизу ФЗК;
7) передает документацию, относящуюся к работе ФЗК;
8) осуществляет архивацию и систематизацию делопроизводства ФЗК.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет проект договора:
— дарения на предметы в установленном порядке;
— купли-продажи на предметы в установленном порядке;
— мены на предметы в установленном порядке;
2) осуществляет координацию оформления проекта договора дарения, купли-продажи, мены на предметы между участниками сделки;
3) передает необходимое количество экземпляров договора купли-продажи в бухгалтерию учреждения.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет акты приема предметов на постоянное хранение;
2) фиксирует основные внешние признаки предмета в актах приема предметов на постоянное хранение;
3) согласовывает с ответственными хранителями музейных предметов описание предмета и фиксирует его в актах приема предметов на постоянное хранение;
4) осуществляет фиксацию состояния сохранности предмета в актах приема предметов на постоянное хранение;
5) указывает в акте приема предметов на постоянное хранение учетные обозначения предметов;
6) регистрирует акты приема предметов на постоянное хранение в соответствующей книге регистрации актов.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет первичную регистрацию музейных предметов путем внесения записей в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) основного фонда;
2) вносит записи в книгу поступлений научно-вспомогательного фонда;
3) вносит записи в книгу поступлений фонда сырьевых материалов;
4) согласовывает с ответственными хранителями музейных предметов описание предмета и состояние его сохранности и фиксирует их в главной инвентарной книге (книге поступлений) и других книгах поступлений;
5) координирует работу с ответственными хранителями музейных предметов по составлению коллекционной описи;
6) регистрирует коллекционную опись в соответствующей книге (журнале) регистрации;
7) регистрирует музейные предметы в генеральной картотеке;
8) взаимодействует с ответственными хранителями музейных предметов для обеспечения маркировки музейных предметов.
3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет акты приема предметов на ответственное хранение;
2) фиксирует основные внешние признаки предмета в актах приема предметов на ответственное хранение;
3) фиксирует состояние сохранности предмета в актах приема предметов на ответственное хранение;
4) указывает соответствующие учетные обозначения предметов в актах приема предметов на ответственное хранение;
5) осуществляет регистрацию актов приема предметов на ответственное хранение в соответствующей книге регистрации актов;
6) передает предметы ответственному хранителю музейных предметов по актам приема предметов на ответственное хранение.
3.1.8. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 8 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выполняет нумерацию томов главной инвентарной книги (книги поступлений) основного фонда, книги поступлений научно-вспомогательного фонда, инвентарных книг;
2) осуществляет прошивание (шнурование), подписывание и заверение печатью в установленном порядке главной инвентарной книги (книги поступлений) основного фонда, книги поступлений научно-вспомогательного фонда;
3) оформляет заверительный акт к завершенному тому книги учета;
4) осуществляет погашение переписанных книг учета;
5) формирует страховые копии томов главной инвентарной книги (книги поступлений), книги поступлений научно-вспомогательного фонда;
6) вносит в опись сведения о новых томах учетных книг и подшивках актов;
7) определяет текущую нумерацию (валовую или ежегодную) для томов учетных документов;
8) выполняет нумерацию листов актов текущего года в порядке увеличения;
9) составляет описи на каждый вид учетных документов;
10) составляет итоговые записи на каждый том актов;
11) осуществляет хранение всех учетных документов в сейфах или несгораемых шкафах;
12) опечатывает сейфы и шкафы с учетными документами.
3.1.9. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.10. …………… (другие обязанности)
3.2. При исполнении своих обязанностей специалист по учету музейных предметов соблюдает необходимые этические нормы:
1) бережно относится к сохранности музейного предмета;
2) соблюдает конфиденциальность служебной информации;
3) избегает любой деятельности или обстоятельств, которые могут привести к утечке служебной информации;
4) содействует органам государственной власти в обнаружении находящихся в розыске культурных ценностей;
5) соблюдает этику делового общения;
6) соблюдает законодательство, принятые этические нормы и поддерживает достоинство и честь своей профессии;
7) следует методам управления и деятельности учреждения;
8) соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка учреждения и должностные инструкции;
9) выполняет профессиональные обязанности компетентно и на высоком уровне;
10) консультирует по вопросам, касающимся профессиональной деятельности;
11) оформляет учетные документы для приема и выдачи музейных предметов внутри музея.
3.3. …………… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по учету музейных предметов имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. …………… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по учету музейных предметов привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. …………… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

Учреждения культуры должны были еще до 1 января 2020 года провести подготовительную работу по внедрению профстандартов. Однако в данной сфере их утверждено очень мало. Вероятно, они еще будут приняты.

Но в учреждениях культуры, как и в любых других, есть должности, не имеющие отношения к культуре и искусству (например, бухгалтер, кадровик). В отношении таких должностей стандарты утверждены уже давно. В любом случае все государственные учреждения культуры должны были провести ряд мероприятий по их внедрению. Для тех, кто еще не успел этого сделать, – наша статья.

Профстандарт: структура и порядок применения.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ);

обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе (Приказ Минтруда РФ № 170н);

трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (Приказ Минтруда РФ № 170н).

Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, в котором обобщенные трудовые функции представляют собой модель (типовое описание) профессии, должности, в которой раскрывается основной набор трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

В профстандартах помимо обобщенных и конкретных трудовых функций отражаются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, способы повышения квалификации, особые условия допуска к работе.

Каждая обобщенная трудовая функция соответствует профессиональной деятельности, которая может быть осуществлена одним работником. То есть обобщенная трудовая функция по сути является должностными обязанностями. А при разработке должностной инструкции работника можно не только использовать не все трудовые функции в обобщенной трудовой функции, но и добавлять свои. Допускается использование нескольких обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации.

Профессиональный стандарт – это не должностная инструкция. В нем описывается профессиональная деятельность, но не стандартизируются должностные обязанности. Права и обязанности работника могут быть установлены непосредственно в трудовом договоре либо в должностной инструкции на основе положений профессионального стандарта.

Профстандарты обязательны только в двух случаях:

1) если по должности (профессии, специальности) законодательством предусмотрены компенсации, льготы или ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

2) если требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ).

Имейте в виду, что в обоих случаях обязательными являются только требования к квалификации работника (в первом – еще и наименование должности). Остальные положения профстандартов всегда рекомендательные.

Если даже профстандарты не обязательны, работодатель может самостоятельно принять такое решение. В этом случае они станут обязательными.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в целях:

определения трудовых функций работников;

разработки штатных расписаний, должностных инструкций работников;

независимой оценки квалификации работников;

организации подготовки профессионального образования или обучения работников и их дополнительного профессионального образования.

Утвержденные профстандарты.

Для учреждений культуры и искусства пока утверждено восемь профстандартов:

Все эти стандарты не являются обязательными, поэтому могут применяться работодателем по своему усмотрению.

Мероприятия по внедрению профстандартов.

Все государственные и муниципальные учреждения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584[1] до 1 января 2020 года должны были провести ряд мероприятий по внедрению профстандартов.

Согласно данному постановлению и Рекомендациям по применению профессиональных стандартов в организации, чтобы внедрить профстандарты, работодателям нужно было осуществить следующие действия.

Создать рабочую группу по внедрению профессиональных стандартов. Состав рабочей группы утверждается приказом работодателя (можно утвердить положение о рабочей группе).

положений нормативных правовых актов, определяющих требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения определенных трудовых функций, и категории работников, имеющих льготы, компенсации или ограничения;

соответствия должностей штатного расписания, по которым установлены льготы, компенсации или ограничения, наименованиям должностей, содержащимся в профессиональных стандартах.

Установить соответствие уровня образования работников и их опыта практической работы требованиям профстандартов с учетом выполняемых трудовых обязанностей.

Провести анализ локальных актов организации с целью формирования перечня документов для актуализации (разработки) в связи с внедрением профстандартов. Изменения вносятся в порядке, установленном трудовым законодательством. Введение их в действие либо внесение в них изменений осуществляются на основании приказа работодателя.

Составить план-график мероприятий по внедрению профессиональных стандартов с учетом мнения представительного органа работников. В него необходимо включить:

список профстандартов, подлежащих применению;

сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по их образованию и обучению в установленном порядке;

список сотрудников, направляемых на прохождение аттестации;

этапы применения профессиональных стандартов;

перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Актуализировать штатное расписание при необходимости оптимизации системы оплаты труда сотрудников в связи с установленными уровнями квалификации.

Подготовить годовой отчет по итогам внедрения профессиональных стандартов.

В случае утверждения новых профстандартов или изменения действующих внести изменения в план-график мероприятий по внедрению профстандартов.

Обратите внимание: провести данные мероприятия должны все учреждения культуры. А вот применять профстандарты или нет, зависит от того, установлены ли:

Кроме того, учреждения культуры будут обязаны применять профессиональные стандарты, если руководитель примет соответствующее решение в отношении отдельных должностей и включит их в план-график.

Что необходимо учитывать работодателю при внедрении профстандартов?

При внедрении профстандартов работодатели согласно Рекомендациям по применению профессиональных стандартов в организации учитывают следующие требования.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений считаются ответственностью и полномочиями работодателей.

При отсутствии профессиональных стандартов рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками.

Трудовой кодекс предоставляет работодателям право самостоятельно разрабатывать штатное расписание, определять наименования должностей, профессий рабочих и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды, классы) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда и требований нормативных правовых актов, регулирующих вид профессиональной деятельности.

Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы (если иное не установлено законодательством), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Запрещается расторжение трудовых договоров с работниками (увольнение работников) при выявлении несоответствия их квалификации профессиональному стандарту.

При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профстандарта.

Работодатель сам определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и обучение) и их дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд (ст. 196 ТК РФ).

При отсутствии в обобщенной трудовой функции профстандарта наименований должностей заместителей руководителей их должностные обязанности и требования к квалификации могут устанавливаться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.

В профстандарте могут указываться разные образовательные траектории, и работник может соответствовать требованиям одной из них. Это положение действует и в отношении требований к опыту практической работы, приведенных в профессиональном стандарте.

Применение профстандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда. При этом в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583[2] и Отраслевого соглашения между Минкультуры РФ и Российским профсоюзом работников культуры на 2018 – 2020 годы[3] положения профстандартов следует учитывать при установлении и изменении системы оплаты труда работников.

В заключение отметим, что соблюдение работодателем требований профстандартов может стать предметом проверки ГИТ. В рамках проверки согласно Приказу Роструда от 13.06.2019 № 160[4] могут быть запрошены документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части квалификации работников, профессионального стандарта, подготовки и дополнительного профессионального образования работников. Это могут быть трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, ученические договоры, должностные инструкции, документы по аттестации, обучению работников, штатное расписание, планы-графики по внедрению профстандартов, отчет о проведении мероприятий по внедрению профстандартов и др.

Поскольку специальной ответственности за такие нарушения не предусмотрено, привлечь работодателя смогут по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

[3] Утверждено Минкультуры РФ, Российским профсоюзом работников культуры 08.12.2017.

1. Общие положения

2. Трудовые функции

2.1. Оформление приема музейных предметов на временное, постоянное и ответственное хранение, оформление их выдачи:
1) оформление учетных документов для приема и выдачи музейных предметов внутри музея;
2) оформление учетных документов для приема предметов на временное хранение;
3) организация и ведение делопроизводства ФЗК;
4) оформление проекта договора дарения, купли-продажи, мены на предметы;
5) оформление учетных документов для приема предметов на постоянное хранение;
6) регистрация предметов, принятых на постоянное хранение, в книге поступлений основного фонда (главной инвентарной книге) и книгах поступлений;
7) оформление учетных документов для приема предметов на ответственное хранение;
8) подготовка, учет и хранение учетных документов.
2.2. …………… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по учету музейных предметов исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) составляет акты внутримузейной передачи музейных предметов;
2) осуществляет регистрацию актов внутримузейной передачи музейных предметов в соответствующей книге регистрации актов;
3) осуществляет контроль составления топографической описи при экспонировании;
4) составляет акты возврата музейных предметов в хранилище (депозитарий) музея (хранилище);
5) регистрирует акты возврата музейных предметов в хранилище в соответствующей книге регистрации актов;
6) осуществляет контроль соблюдения условий сроков выдачи и своевременного возврата, касающихся внутримузейного движения предметов.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет акты приема предметов на временное хранение на основании письменного заявления собственника (владельца);
2) оформляет комплект документов для экспертизы ФЗК на основании полевой описи;
3) фиксирует краткое описание предмета с указанием названия, визуальных и физических характеристик, состояния сохранности в актах приема предметов на временное хранение;
4) регистрирует акты приема на временное хранение в соответствующей книге регистрации актов;
5) регистрирует предметы в книге поступлений временного хранения;
6) оформляет акты приема на ответственное хранение предметов, поступивших на экспертизу ФЗК;
7) регистрирует акты приема на ответственное хранение в соответствующей книге регистрации актов;
8) осуществляет координацию подготовки совместно с ответственными хранителями музейных предметов проектов заключений об историко-культурном, художественном, научном и музейном значении предметов, принятых на рассмотрение ФЗК;
9) осуществляет подготовку документов для проведения заседания ФЗК.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) составляет повестку дня заседания ФЗК;
2) составляет и оформляет протоколы ФЗК и выписки из них;
3) осуществляет регистрацию протоколов ФЗК в соответствующей книге (журнале) регистрации;
4) осуществляет контроль своевременного возврата предметов, не рекомендованных ФЗК к приобретению в состав фондов музея;
5) составляет ежеквартальный отчет о движении музейных предметов на экспертизу ФЗК;
6) передает предметы, включенные в книгу поступлений временного хранения, на экспертизу ФЗК;
7) передает документацию, относящуюся к работе ФЗК;
8) осуществляет архивацию и систематизацию делопроизводства ФЗК.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет проект договора:
— дарения на предметы в установленном порядке;
— купли-продажи на предметы в установленном порядке;
— мены на предметы в установленном порядке;
2) осуществляет координацию оформления проекта договора дарения, купли-продажи, мены на предметы между участниками сделки;
3) передает необходимое количество экземпляров договора купли-продажи в бухгалтерию учреждения.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет акты приема предметов на постоянное хранение;
2) фиксирует основные внешние признаки предмета в актах приема предметов на постоянное хранение;
3) согласовывает с ответственными хранителями музейных предметов описание предмета и фиксирует его в актах приема предметов на постоянное хранение;
4) осуществляет фиксацию состояния сохранности предмета в актах приема предметов на постоянное хранение;
5) указывает в акте приема предметов на постоянное хранение учетные обозначения предметов;
6) регистрирует акты приема предметов на постоянное хранение в соответствующей книге регистрации актов.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет первичную регистрацию музейных предметов путем внесения записей в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) основного фонда;
2) вносит записи в книгу поступлений научно-вспомогательного фонда;
3) вносит записи в книгу поступлений фонда сырьевых материалов;
4) согласовывает с ответственными хранителями музейных предметов описание предмета и состояние его сохранности и фиксирует их в главной инвентарной книге (книге поступлений) и других книгах поступлений;
5) координирует работу с ответственными хранителями музейных предметов по составлению коллекционной описи;
6) регистрирует коллекционную опись в соответствующей книге (журнале) регистрации;
7) регистрирует музейные предметы в генеральной картотеке;
8) взаимодействует с ответственными хранителями музейных предметов для обеспечения маркировки музейных предметов.
3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет акты приема предметов на ответственное хранение;
2) фиксирует основные внешние признаки предмета в актах приема предметов на ответственное хранение;
3) фиксирует состояние сохранности предмета в актах приема предметов на ответственное хранение;
4) указывает соответствующие учетные обозначения предметов в актах приема предметов на ответственное хранение;
5) осуществляет регистрацию актов приема предметов на ответственное хранение в соответствующей книге регистрации актов;
6) передает предметы ответственному хранителю музейных предметов по актам приема предметов на ответственное хранение.
3.1.8. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 8 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выполняет нумерацию томов главной инвентарной книги (книги поступлений) основного фонда, книги поступлений научно-вспомогательного фонда, инвентарных книг;
2) осуществляет прошивание (шнурование), подписывание и заверение печатью в установленном порядке главной инвентарной книги (книги поступлений) основного фонда, книги поступлений научно-вспомогательного фонда;
3) оформляет заверительный акт к завершенному тому книги учета;
4) осуществляет погашение переписанных книг учета;
5) формирует страховые копии томов главной инвентарной книги (книги поступлений), книги поступлений научно-вспомогательного фонда;
6) вносит в опись сведения о новых томах учетных книг и подшивках актов;
7) определяет текущую нумерацию (валовую или ежегодную) для томов учетных документов;
8) выполняет нумерацию листов актов текущего года в порядке увеличения;
9) составляет описи на каждый вид учетных документов;
10) составляет итоговые записи на каждый том актов;
11) осуществляет хранение всех учетных документов в сейфах или несгораемых шкафах;
12) опечатывает сейфы и шкафы с учетными документами.
3.1.9. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.10. …………… (другие обязанности)
3.2. При исполнении своих обязанностей специалист по учету музейных предметов соблюдает необходимые этические нормы:
1) бережно относится к сохранности музейного предмета;
2) соблюдает конфиденциальность служебной информации;
3) избегает любой деятельности или обстоятельств, которые могут привести к утечке служебной информации;
4) содействует органам государственной власти в обнаружении находящихся в розыске культурных ценностей;
5) соблюдает этику делового общения;
6) соблюдает законодательство, принятые этические нормы и поддерживает достоинство и честь своей профессии;
7) следует методам управления и деятельности учреждения;
8) соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка учреждения и должностные инструкции;
9) выполняет профессиональные обязанности компетентно и на высоком уровне;
10) консультирует по вопросам, касающимся профессиональной деятельности;
11) оформляет учетные документы для приема и выдачи музейных предметов внутри музея.
3.3. …………… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по учету музейных предметов имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. …………… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по учету музейных предметов привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. …………… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

Учреждения культуры должны были еще до 1 января 2020 года провести подготовительную работу по внедрению профстандартов. Однако в данной сфере их утверждено очень мало. Вероятно, они еще будут приняты.

Но в учреждениях культуры, как и в любых других, есть должности, не имеющие отношения к культуре и искусству (например, бухгалтер, кадровик). В отношении таких должностей стандарты утверждены уже давно. В любом случае все государственные учреждения культуры должны были провести ряд мероприятий по их внедрению. Для тех, кто еще не успел этого сделать, – наша статья.

Профстандарт: структура и порядок применения.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ);

обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе (Приказ Минтруда РФ № 170н);

трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (Приказ Минтруда РФ № 170н).

Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, в котором обобщенные трудовые функции представляют собой модель (типовое описание) профессии, должности, в которой раскрывается основной набор трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

В профстандартах помимо обобщенных и конкретных трудовых функций отражаются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, способы повышения квалификации, особые условия допуска к работе.

Каждая обобщенная трудовая функция соответствует профессиональной деятельности, которая может быть осуществлена одним работником. То есть обобщенная трудовая функция по сути является должностными обязанностями. А при разработке должностной инструкции работника можно не только использовать не все трудовые функции в обобщенной трудовой функции, но и добавлять свои. Допускается использование нескольких обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации.

Профессиональный стандарт – это не должностная инструкция. В нем описывается профессиональная деятельность, но не стандартизируются должностные обязанности. Права и обязанности работника могут быть установлены непосредственно в трудовом договоре либо в должностной инструкции на основе положений профессионального стандарта.

Профстандарты обязательны только в двух случаях:

1) если по должности (профессии, специальности) законодательством предусмотрены компенсации, льготы или ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

2) если требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ).

Имейте в виду, что в обоих случаях обязательными являются только требования к квалификации работника (в первом – еще и наименование должности). Остальные положения профстандартов всегда рекомендательные.

Если даже профстандарты не обязательны, работодатель может самостоятельно принять такое решение. В этом случае они станут обязательными.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в целях:

определения трудовых функций работников;

разработки штатных расписаний, должностных инструкций работников;

независимой оценки квалификации работников;

организации подготовки профессионального образования или обучения работников и их дополнительного профессионального образования.

Утвержденные профстандарты.

Для учреждений культуры и искусства пока утверждено восемь профстандартов:

Все эти стандарты не являются обязательными, поэтому могут применяться работодателем по своему усмотрению.

Мероприятия по внедрению профстандартов.

Все государственные и муниципальные учреждения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584[1] до 1 января 2020 года должны были провести ряд мероприятий по внедрению профстандартов.

Согласно данному постановлению и Рекомендациям по применению профессиональных стандартов в организации, чтобы внедрить профстандарты, работодателям нужно было осуществить следующие действия.

Создать рабочую группу по внедрению профессиональных стандартов. Состав рабочей группы утверждается приказом работодателя (можно утвердить положение о рабочей группе).

положений нормативных правовых актов, определяющих требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения определенных трудовых функций, и категории работников, имеющих льготы, компенсации или ограничения;

соответствия должностей штатного расписания, по которым установлены льготы, компенсации или ограничения, наименованиям должностей, содержащимся в профессиональных стандартах.

Установить соответствие уровня образования работников и их опыта практической работы требованиям профстандартов с учетом выполняемых трудовых обязанностей.

Провести анализ локальных актов организации с целью формирования перечня документов для актуализации (разработки) в связи с внедрением профстандартов. Изменения вносятся в порядке, установленном трудовым законодательством. Введение их в действие либо внесение в них изменений осуществляются на основании приказа работодателя.

Составить план-график мероприятий по внедрению профессиональных стандартов с учетом мнения представительного органа работников. В него необходимо включить:

список профстандартов, подлежащих применению;

сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по их образованию и обучению в установленном порядке;

список сотрудников, направляемых на прохождение аттестации;

этапы применения профессиональных стандартов;

перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Актуализировать штатное расписание при необходимости оптимизации системы оплаты труда сотрудников в связи с установленными уровнями квалификации.

Подготовить годовой отчет по итогам внедрения профессиональных стандартов.

В случае утверждения новых профстандартов или изменения действующих внести изменения в план-график мероприятий по внедрению профстандартов.

Обратите внимание: провести данные мероприятия должны все учреждения культуры. А вот применять профстандарты или нет, зависит от того, установлены ли:

Кроме того, учреждения культуры будут обязаны применять профессиональные стандарты, если руководитель примет соответствующее решение в отношении отдельных должностей и включит их в план-график.

Что необходимо учитывать работодателю при внедрении профстандартов?

При внедрении профстандартов работодатели согласно Рекомендациям по применению профессиональных стандартов в организации учитывают следующие требования.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений считаются ответственностью и полномочиями работодателей.

При отсутствии профессиональных стандартов рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками.

Трудовой кодекс предоставляет работодателям право самостоятельно разрабатывать штатное расписание, определять наименования должностей, профессий рабочих и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды, классы) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда и требований нормативных правовых актов, регулирующих вид профессиональной деятельности.

Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы (если иное не установлено законодательством), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Запрещается расторжение трудовых договоров с работниками (увольнение работников) при выявлении несоответствия их квалификации профессиональному стандарту.

При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профстандарта.

Работодатель сам определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и обучение) и их дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд (ст. 196 ТК РФ).

При отсутствии в обобщенной трудовой функции профстандарта наименований должностей заместителей руководителей их должностные обязанности и требования к квалификации могут устанавливаться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.

В профстандарте могут указываться разные образовательные траектории, и работник может соответствовать требованиям одной из них. Это положение действует и в отношении требований к опыту практической работы, приведенных в профессиональном стандарте.

Применение профстандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда. При этом в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583[2] и Отраслевого соглашения между Минкультуры РФ и Российским профсоюзом работников культуры на 2018 – 2020 годы[3] положения профстандартов следует учитывать при установлении и изменении системы оплаты труда работников.

В заключение отметим, что соблюдение работодателем требований профстандартов может стать предметом проверки ГИТ. В рамках проверки согласно Приказу Роструда от 13.06.2019 № 160[4] могут быть запрошены документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части квалификации работников, профессионального стандарта, подготовки и дополнительного профессионального образования работников. Это могут быть трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, ученические договоры, должностные инструкции, документы по аттестации, обучению работников, штатное расписание, планы-графики по внедрению профстандартов, отчет о проведении мероприятий по внедрению профстандартов и др.

Поскольку специальной ответственности за такие нарушения не предусмотрено, привлечь работодателя смогут по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

[3] Утверждено Минкультуры РФ, Российским профсоюзом работников культуры 08.12.2017.

Читайте также: