Работники обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены

Обновлено: 07.07.2024

Гигиена труда – медицинская наука, изучающая воздействие трудовой деятельности и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических нормативов и практических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение высокого уровня состояния здоровья и трудоспособности коллектива.

Производственная санитария – система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.

Гигиена труда и производственная санитария являются основой для изучения организации труда и практической деятельности в области санитарной охраны труда. Они изучают:

• формы и методы организации трудовых процессов, изучение в процессе работы физиологических функций и работоспособности у работающих, режим труда и отдыха;

• особенности производственных процессов, оборудования и материалов, с которыми соприкасаются работающие, с точки зрения влияния на их здоровье;

• санитарные условия труда, состояние здоровья и заболеваемость рабочих коллективов и отдельных профессиональных групп, подвергающихся воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды;

• состояние и гигиеническая эффективность санитарно-технических устройств и установок (вентиляционные, осветительные, санитарно-бытовые устройства);

• состояние и эффективность средств индивидуальной защиты. На основе проведенных исследований разрабатываются:

• гигиенические требования к проектированию, рационализации технических процессов и оборудования, повышению эффективности

санитарно-технических установок, стандартизации сырья и готовой продукции и т.п.

• обоснования для гигиенического нормирования и законодательного регламентирования условий труда на производстве, устройства и содержания промышленных предприятий;

• мероприятия по физиологической рационализации трудового процесса и организации рабочих мест (режим труда и отдыха, рабочая мебель, рабочая поза, рационализация рабочих движений и т.д.);

• мероприятия по личной гигиене.

Личная гигиена работников.

Соблюдение правил личной гигиены является обязательным и должно быть нормой поведения каждого человека. При работе с опасными и вредными веществами личная гигиена работников особенно важна, так как при нарушении санитарных правил поведения возможны передача и заражение самих рабочих.

Каждый работник на работе должен постоянно носить спецодежду и спецобувь, при необходимости использовать средства индивидуальной защиты. Хранить личную и производственную одежду следует раздельно. В течение рабочего дня надо следить за чистотой рук, спецодежды, своего рабочего места, ежедневно менять полотенце для рук.

Перед посещением туалета работник должен вымыть руки, после посещения снова вымыть руки с мылом. Для этих целей в уборной должна быть установлена раковина с подводкой холодной и горячей воды, воздушная электросушилка, вешалки для полотенца.

Запрещается выходить в спецодежде за пределы производственных помещений, входить в производственные помещения без спецодежды, хранить в одном шкафу личную и производственную одежду, принимать пищу в производственных помещениях.

Уход за кожей и поддерживание ее чистоты являются одним из основных требований личной гигиены. Особое внимание следует обращать на состояние подногтевых пространств.

Рабочее время и время отдыха

Для поддержания длительной работоспособности человека и предупреждения утомления большое значение имеет режим труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха – режим, при котором достигаются высокая эффективность общественно полезной деятельности человека, хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности и производительности труда.

Монотонная или неритмичная работа вызывает утомление, в результате чего возможны несчастные случаи и снижение производительности труда. При прочих равных условиях наиболее высокая работоспособность в течение суток соответствует периоду от 8 ч утра до 6 ч вечера.

Недельный режим труда и отдыха устанавливается для предотвращения накопления утомления, которое может возникнуть из-за неполного восстановления сил в свободное от работы время суток.

Для поддержания длительной работоспособности человека имеют большое значение не только суточный и недельный режимы труда и отдыха, но и месячный. Законодательством о труде предусмотрен еженедельный непрерывный отдых длительностью не менее 42 ч.

Рациональный годовой режим труда и отдыха обеспечивается ежегодным отпуском. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения рабочего или служащего, не использовавшего отпуск.

Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях не может превышать 40 ч в неделю (ст. 112 Трудового кодекса). Режим работы может быть пятидневным с двумя выходными или шестидневным с одним выходным днем в неделю (ст. 124 Трудового кодекса). В предпраздничные дни рабочий день сокращается на 1 ч (ст. 116 Трудового кодекса).

При работе в ночное время установленная продолжительность работы сокращается на 1 ч с соответствующим сокращением рабочей недели. Ночным считается время с 22 до 6 ч (ст. 117 Трудового кодекса).

Сверхурочные работы (ст. 121-122 Трудового кодекса) могут производиться только в исключительных случаях и не должны превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 часов.

Общим выходным днем считается воскресенье. В исключительных случаях Президентом Республики Беларусь воскресенье может быть объявлено рабочим днем (ст. 136 Трудового кодекса). Работа в выходной день компенсируется предоставлением другого дня отдыха или оплачивается не ниже двойных сдельных расценок или двойных часовых ставок (ст. 69 и 143 Трудового кодекса).

Если выходной день совпадает с государственным праздником или праздничным днем (ч.1 ст. 147 Трудового кодекса), то он не переносится и другой день отдыха не предоставляется.

В течение рабочего дня работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст. 134 Трудового кодекса).

Для отдельных видов работ, наряду с перерывом для отдыха и питания, предоставляются дополнительные специальные перерывы. В рабочее время включаются перерывы: для кормления ребенка, для обогревания, для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах (ст. 135 Трудового кодекса).

Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска (ст. 149 Трудового кодекса).

К трудовым отпускам относятся: основной минимальный, основной удлиненный и дополнительный. Продолжительность основного минимального отпуска не менее 24 календарных дней. Государственные праздники и праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 150, 151 и 155 Трудового кодекса).

Социальные отпуска – это отпуска по беременности и родам, в связи с обучением без отрыва от производства, в связи с катастрофой на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС), творческие, по уважительным причинам личного и семейного характера (ст. 150 Трудового кодекса).


http://medkom-nn.ru/wp-content/uploads/2016/07/0a636abf389a32635bb1621c352a66c7.jpg

Соблюдение правил личной гигиены на предприятиях пищевой промышленности имеет большое эпидемиологическое значение.

Личная гигиена — это ряд санитарных правил, которые должны строго соблюдать все сотрудники. Данные правила предусматривают ряд гигиенических требований к содержанию тела, рук и полости рта работника, к санитарной одежде, к режиму предприятия и медицинскому освидетельствованию работников.

Несоблюдение правил личной гигиены может привести к заражению пищевых продуктов патогенными микробами, вызвать вспышки инфекционных заболеваний (например, таких как брюшной тиф, дизентерия) и токсикоинфекций (сальмонеллез, стафилококковые интоксикации и др.).

Под личной гигиеной работника пищевого предприятия подразумевается:

  • прохождение медицинского осмотра;
  • использование для работы чистой санитарной одежды;
  • содержание в чистоте кожи рук, тела, полости рта.

Руководители предприятий обязаны обеспечить:

  • необходимые условия для соблюдения санитарных правил и норм при обработке сырья, приготовлении изделий с целью выпуска продукции, безопасной для здоровья людей;
  • наличие личных медицинских книжек у каждого работника с отметкой о прохождении периодических медицинских обследований;
  • проведение занятий по изучению санитарных правил с поступающими на работу, а также ежегодной проверки санитарно-гигиенических знаний персонала;
  • наличие санитарной и форменной одежды в соответствии с действующими нормами, ее регулярную централизованную стирку и починку;
  • наличие достаточного количества производственного инвентаря и других предметов материально-технического оснащения;
  • проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации согласно договору с лицензированными учреждениями по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
  • проведение дополнительных профилактических мероприятий по эпидемиологическим показаниям;
  • наличие на предприятии журнала ежедневных осмотров на гнойничковые заболевания;
  • наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

Обратите внимание!

Ответственность за общее санитарное состояние предприятия, за соблюдение санитарного режима и допуск к работе лиц, не прошедших медицинское обследование, за создание условий, необходимых для выполнения работниками правил личной гигиены, за качество поступающего сырья и выпускаемой продукции несет руководитель предприятия.

Лица, поступающие на работу, подлежат обязательному медицинскому осмотру. Периодические медицинские осмотры для указанной категории работников включают:

  • осмотр терапевтом;
  • флюорографическое обследование органов грудной клетки;
  • исследование кала на гельминтозы и протозоозы;
  • соскоб на энтеробиоз;
  • осмотр дерматовенерологом;
  • исследование крови на сифилис;
  • бактериоскопическое исследование на заболевания, передаваемые половым путем.

Работники, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализацией кремово-кондитерских изделий, при поступлении на работу в дополнение к перечисленному проходят осмотр стоматолога, отоларинголога и исследование на носительство стафилококка мазок из носоглотки.

Бактериологическое исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций, исследование крови на брюшной тиф, исследование мазка на носительство стафилококка в дальнейшем проводятся только по эпидемиологическим показаниям.

Все работники, подлежащие медицинскому освидетельствованию, должны быть обеспечены личными медицинскими книжками, в которые заносятся результаты проводимых обследований. Эти книжки хранятся на предприятии и выдаются на руки работникам при направлении на обследование.

Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров, гигиеническая подготовка и аттестация работников, а следовательно, и оплата оформления медицинской книжки осуществляются за счет средств работодателя. Трудовой кодекс не предусматривает возможности взыскания с потенциального работника убытков, причиненных незаключением трудового договора.

Не допускаются к работе на предприятиях пищевой промышленности лица:

  • с брюшным тифом, паратифом, дизентерией, сальмонеллезом в острой или хронической форме;
  • кишечным бактерионосительством;
  • венерическими заболеваниями (гонореей, сифилисом);
  • чесоткой, педикулезом;
  • некоторыми воспалительными заболеваниями глаз, кожи, зева, актиномикозом;
  • активными формами туберкулеза.

При поступлении на работу сотрудников на молокоперерабатывающих предприятиях вакцинируют против гепатита А, дизентерии Зоне, работников по переработке сырья животного происхождения иммунизируют против сибирской язвы и бруцеллеза.

Телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора

8 800 555 49 43 (звонок по России бесплатный)

Пункт по защите прав потребителей

Наш адрес: 659100 Алтайский край г.Заринск ул. 25 Партсъезда д. 14 корп. 2 каб. № 8

Рекомендации помогут предпринимателям обеспечить выполнение санитарно-эпидемиологических требований, а также организовать производственный контроль за условиями труда. Разберемся, что же ведомство рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

1. Разработать и выполнять перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека. Этот перечень разрабатывается на основе результатов производственного контроля и специальной оценки труда.

2. Разработать программу и проводить производственный контроль ( ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СП 2.2.3670-20 ). Программа производственного контроля должна содержать 3 раздела:

перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

перечень химических веществ, а также факторов (биологических, физических и пр.), представляющих опасность для работника, в отношении которых необходимо проводить лабораторные исследования;

информацию о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами:

  • перечень технологических процессов, при которых используются канцерогенные вещества (с указанием их наименования);
  • количество лиц с указанием профессий, контактирующих с канцерогенными веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин).

3. Разработать и внедрить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия:

технологические и технические. Они должны устранять, предотвращать или уменьшать опасность в источнике образования и распространения вредных и (или) опасных производственных факторов;

организационные. Они направлены на снижение неблагоприятных факторов на работника;

организовать лечебно-профилактическое питание. Работники, осуществляющие приготовление пищи, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры;

применять средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты, используемые работниками, должны отвечать требованиям ТР ТС 019/2011 .

4. Разработать и реализовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при работе с отдельными факторами и технологическими процессами на этапе эксплуатации, реконструкции и модернизации производства.

Химические вещества, выделяющиеся в воздух рабочей зоны при осуществлении технологических процессов, а также применении оборудования и инструментов, должны соответствовать гигиеническим нормативам СанПиН 1.2.3685-21 .

5. Соблюдать площадь помещения на одного работающего. Минимальная площадь помещений для одного работника вне зависимости от вида выполняемых работ установлена СП 2.2.3670-20 .

6. При организации технологических процессов и рабочих мест соблюдать следующие требования:

соблюдать допустимые величины производственных факторов по показателям тяжести и напряженности труда (табл. 5.75 СанПиН 1.2.3685-21);

рабочие места, предназначенные для работы стоя, необходимо оснащать сиденьем-поддержкой (работа стоя не предполагает возможности ее выполнения сидя и перемещение между объектами радиусом не более 5 м);

для лиц, работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон), необходимо оборудовать место для сна и принятия горячей пищи;

в помещениях для приема пищи должны быть устройства для ее разогрева (СВЧ-печь, электрические плиты и пр.);

покрытие стен, полов и потолков в комнате приема пищи должно быть выполнено из влагостойких материалов, обеспечивающих проведение влажной уборки и дезинфекционных мероприятий.

7. Организовать условия труда женщин в период беременности и кормления ребенка:

на рабочих местах рекомендуется установить оптимальные параметры микроклимата;

организовать стационарные рабочие места и работу, которую можно выполнять в свободном режиме и позе, меняя положение по желанию;

на рабочих местах предусмотреть наличие подставки для ног, регулируемой по высоте и углу наклона и имеющей рифленую поверхность.

8. Организовать санитарно-бытовые помещения (СП 44.13330.2011):

предусмотреть в гардеробных раздельное хранение рабочей и личной одежды;

количество мест в гардеробных для спецодежды должно соответствовать количеству работников в наибольшей смене;

внутренняя отделка гардеробных, а также комнат для гигиены должна быть влагостойкой, с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Напомним, что рекомендации не являются нормативным актом, поэтому не обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. За их несоблюдение Роспотребнадзор не может оштрафовать. Тем не менее стоит их соблюдать, чтобы в случае проверки у ведомства было меньше вопросов и претензий.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

В ст. 223 ТК РФ указано: "работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи".
Необходимо ли эти требования выполнять для офисных работников при наличии расположенных поблизости кафе и столовых, а помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки невозможно предоставить.
Как можно трактовать данную статью ТК РФ в применении к офисным работникам?
Также в организации имеются специалисты с функцией управления транспортными средствами категории В, для них отведено специальное помещение для отдыха.

ОТВЕТ

Указанные санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, посты для оказания первой помощи в обязательном порядке должны организовываться работодателем только при наличии установленных требований в законодательстве (СанПины и т.д.), а также в случае, если в коллективном договоре или локальных актах организации установлена такая обязанность.

Соответственно, в офисном здании нет необходимости выполнять указанные требования, если иное не предусмотрено коллективным договором или локальными актами.

Однако отсутствие помещения для приема пищи даже при наличии в доступности кафе или столовых может быть признано нарушением в случае, если работникам запрещено принимать пищу на рабочем месте (законом или работодателем).

Также все без исключения работодатели должны иметь медицинскую аптечку, укомплектованную согласно требованиям, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".

ОБОСНОВАНИЕ

В силу ст. ст. 22, 223 ТК РФ, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Вместе с тем положения ст. ст. 22, 223 ТК РФ работодатель может реализовать в любой форме (виде).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает в себя оборудование санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Определении от 16.04.2009 N 444-О указал на то, что ч. 1 ст. 223 ТК РФ в системной связи с абз. 14 ч. 2 ст. 22 и абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами.

Так, для отдельных организаций требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными нормами. К примеру, работники организации торговли обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи разрешается в специально отведенном помещении или месте) (п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 "2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется "СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782). Нормы СП 44.13330.2011 касаются новых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых производственных предприятий промышленности различных форм собственности и применяются при проектировании административных и бытовых зданий высотой до 50 м (п. 1.1 Свода правил СП 44.13330.2011).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 "2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003). Разделом V "Требования к административным и бытовым зданиям и помещениям" даже не предусматривается отсутствие санитарных комнат в указанных помещениях, а только фиксируются требования к их оснащению.

Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений содержатся в санитарных правилах и нормативах. Так, например, в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. "Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141, предусмотрено включение в состав санитарно-бытовых помещений гардеробных, душевых, умывален, санузлов, курительных мест, мест для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается предусматривать в дополнение к указанным и другие санитарно-бытовые помещения, оборудование. Состав санитарно-бытовых помещений определяется с учетом группы производственного процесса и их санитарной характеристики.

Согласно пункту 5.27 СП 44.13330.2011, при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт. На каждом посту для оказания первой помощи должна быть аптечка (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Ее состав определен Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. В частности, согласно Приказу аптечка должна оснащаться средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран, изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации. Лекарственные средства в состав аптечки не входят (Письмо Минздрава России от 05.10.2018 N 14-3/2095930). Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, приведен в Приложении к указанному Приказу и является исчерпывающим. Работодатель не вправе заменить какое-либо изделие самостоятельно (п. 1 примечаний к Приложению).

Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, в том числе и необходимость оборудования помещения (комнаты) для отдыха в организации, следует закрепить в положении об охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, приказе или распоряжении руководителя и коллективном договоре.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Читайте также: