Работает ли тормоз при неработающем двигателе

Обновлено: 04.05.2024

Тормозная система — одна из ключевых в автомобиле. Её неисправность или некорректная работа приводит к невозможности эксплуатации машины. Транспортным средствам со сломанными тормозами законодательно запрещено выезжать на дороги — это чрезвычайно опасно. Вне зависимости от того, как именно проявляет себя неисправность на конкретно вашей машине: вибрирует ли руль, уводит ли автомобиль в сторону на торможении или из шланга сочится тормозная жидкость. Мы собрали 10 верных признаков проблем с тормозами, которые требуют безотлагательного ремонта.

Как работают тормоза

Чтобы понять, что может случиться с тормозной системой, для начала разберёмся, как она работает. Во всех современных автомобилях этот узел включает в себя тормозные диски или барабаны и колодки, которые механически замедляют транспортное средство. При нажатии на педаль тормоза водитель механически перемещает поршень в главном тормозном цилиндре, затем тормозная жидкость, двигаясь по магистралям, приводит в действие колёсные тормозные цилиндры. Те, в свою очередь, прижимают колодки со специальным фрикционным составом к дискам или барабанам — автомобиль начинает замедляться. Также в систему входит вакуумный усилитель тормозов, позволяющий минимизировать давление на педаль, и расширительный бачок тормозной жидкости. Многие автомобили снабжены электронной системой, предотвращающей блокировку колёс на торможении, АБС.

Современные тормозные системы чрезвычайно надёжны, но не вечны. Многие их элементы относятся к так называемым расходникам и требуют частой замены. Другие нуждаются в периодическом осмотре и обслуживании.

10 самых распространённых проблем

1. Износ тормозных колодок

Тормозные колодки — самый ненадёжный элемент тормозной системы, требующий регулярной замены. В дисковой тормозной системе колодки беспроблемно работают в среднем до 40 тысяч км, после чего комплектом меняются на новые. Это связано с конструкцией детали. Колодка представляет собой металлическую пластину с абразивной накладкой. Последняя со временем стирается от контакта с чугунным диском, превращаясь в пыль. Нередко она также разрушается от перегрева или просто отслаивается от основы. Характерный признак неисправности — уменьшение уровня тормозной жидкости в расширительном бачке или скрип и скрежет на торможении.

2. Износ тормозных дисков и барабанов

Ровно то же самое относится к тормозным дискам и барабанам. Эти детали живут в среднем в два раза дольше колодок. То есть тормозной диск или барабан выдерживает два комплекта колодок, после чего подлежит замене на новый. Предельный износ этих деталей указывается производителем в документации и не должен превышаться потребителем. По этой причине популярную услугу проточки тормозных дисков можно отнести к разряду сравнительно честного отъёма денег у автомобилистов — как правило, это медвежья услуга. Другие признаки необходимости замены дисков — вибрации на руле при торможении и побежалый цвет детали, свидетельствующий о сильном перегреве. Последний приводит к короблению и ухудшению замедления, а то и вовсе к невозможности корректной работы АБС.

3. Утечки в гидравлической магистрали

Одной из самых опасных поломок тормозов является разгерметизация тормозной магистрали. Проявляется она довольно просто: при нажатии на педаль последняя уходит до пола почти без сопротивления, при этом ощутимого замедления автомобиля не происходит. Если это случилось на вашей машине, немедленно остановитесь, используя торможение двигателем или механическим стояночным тормозом и сохраняя предельную осторожность. Отыщите место утечки и замените повреждённую трубку или шланг, после чего выполните прокачку системы. Ездить на машине с такой неисправностью смертельно опасно!

4. Износ и заклинивание направляющих суппорта, перекос тормозного цилиндра

Поршни рабочих тормозных цилиндров и направляющие скобы суппортов со временем окисляются и могут начать подклинивать. Это приводит к ухудшению торможения и его неравномерности. Проявляется это уводом автомобиля в сторону при нажатии на педаль тормоза. Нередко подклинивание приводит к перегреву дисков и барабанов, а также к повышенному износу тормозных колодок. Данная проблема сильно влияет на безопасность и нуждается в скорейшем устранении. Особенно опасен увод зимой и в дождливую погоду — он может стать причиной внезапной потери контроля над автомобилем.

5. Деформация тормозных дисков

Тормозные диски обычно отливаются из чугуна. А этот материал, как известно, не любит резких перепадов температур. Будьте внимательны и не допускайте их перегрева, особенно когда ездите по горным серпантинам или буксируете тяжёлый прицеп. Не рекомендуется форсировать броды с сильно нагретыми дисками — это может привести к их искривлению и необходимости преждевременной замены. О симптомах проблемы мы уже упоминали. Это вибрации на руле при замедлении, увеличение тормозного пути и преждевременное срабатывание системы АБС.

6. Слабое замедление

Слабое замедление обычно происходит из-за сильного износа тормозных колодок, дисков и барабанов, однако есть и иные причины. Это может быть следствием перегрева и закипания тормозной жидкости. В таком случае работоспособность восстанавливается, как только механизмы приобретают нормальную температуру. Также ухудшение торможения может происходить из-за разгерметизации вакуумного усилителя тормозов или подклинивания главного тормозного цилиндра. Эти детали необходимо заменять на новые.

7. Дым и запах гари от тормозов

Администратор Автосервиса / Яндекс.Дзен

Дымок или сильный запах, исходящий от тормозов, — верный признак перегрева и скорого отказа тормозной системы. Перегрев приводит к образованию окалины на поверхностях, которая мешает нормальной работе механизмов. Также неприятный запах и дым могут возникать из-за попадания на тормозные механизмы технических жидкостей и смазок. Всё это требует незамедлительной ревизии и устранения причины неисправности.

8. Лампа неисправности на приборной панели

Значок неисправности в тормозной системе загорается на приборной панели, если уровень тормозной жидкости опустился в расширительном бачке до критически низкого уровня. Обычно проблема устраняется доливом жидкости до нормального значения, однако это также может указывать на необходимость замены тормозных колодок и дисков или вовсе свидетельствовать о негерметичности магистралей и шлангов. Специальная пиктограмма также зажигается на приборке в случае активации стояночного тормоза.


Всем доброго!
Вопрос такой:всю жизнь прокачивал тормоза на заглушенной машине(не заведена).всегда прокачивал нормально.проблем не было.
Слышал, что прокачивают еще тормоза и на машине, которая заведена(мотор заведен и тарахтит себе на холостых)
Есть вообще разница при прокачке или нет?или это так, блудни интернета))))
Подскажите ))а то завтра буду тормоза прокачивать)))

Комментарии 24


Я вообще не прокачиваю (в привычном понимании). Вот вчера трубки менял… Просто залил тормозухи и чуть приоткрыл прокачные клапана… Через 20 мин закрыл по порядку (начиная с правого заднего). Всё прекрасно, лучше прокачать их не получится точно, хоть заводи двиг, хоть нет.


обычно на заглушеном прокачивают но можно и завести . еще будет полезно под регулятор давления тормозных сил(типа колдун) шайбочку подсунуть


Скажу своё мнение, на не работающем двигателе ты можешь почувствовать что тормоза прокачиваются, это самое главное! что педаль не ослабевает при нажатии, если она была слабая, на заведённом это не почувствуешь там двигатель за тебя работу делает на усилие, поэтому ибо каждый раз когда проходишь ещё раз по кругу прокачки педаль становится более жосткой и ты это чувствуешь! Так что прокачивать лучше на не заведённом!


Разница лишь в том, что при работающем двигателе-ВУТ работает и ноге легче нажимать на педаль.


Я вот на оборот всегда на заведённой прокачиваю ))
по мне эффект быстрее, правда слишком в иной раз эффектно, ибо всё забрызгивает xD


можно заводить, но только при открытом гараже.


на заведёной проще нажимать педаль тормоза. Но будь осторжней- угарный газ и горячие детали снизу.


Добавлю лишь, что от угарного газа в ремонтных ямах много людей погибло. Этот сон наступает крайне незаметно, а проснуться не получится.


Насос и пробка с нипелем. Можно не то что не заводить, не нажимать на педаль!


Я так недавно так прокачивал специальной установкой, которую используют в техцентре порше, а я что самое главное меня поразило — это то, что горловины бачков у всех поршей и волги одинаковые. Как прям под волгу проектировали.


ну если хочешь послушать работу двига и иметь пару шансов обжечься о глушак — попробуй на заведенной )))
а так кроме большей легкости нажатия педали разницы никакой.


разницы никакой, кроме того что на заведенной в глаз брызнет сильнее ))


На заведённой на педаль легче нажимать, вакуум работает, а так разницы никакой.


Всегда на неработающем двигателе прокачивал и проблем не было. Главное правильную последовательность соблюдать.


если есть вакуумный усилитель то лучше будет прокачать на заведенном двигателе!

Предназначение ручника заключается в фиксировании колес на стоянке. Не всегда такой механизм работает эффективно. Если присутствует горка — часто автомобиль катится на передаче с неработающим двигателем. Иногда это происходит рывками, а в других случаях скорость возрастает. Обычно такое наблюдается при большом наклоне дороги. Даже установленный на первой передаче автомобиль продолжает движение.

Явление считается ненормальным — требуется искать поводы и устранять неисправности.

Причины, почему машина на скорости катится на уклоне с заглушенным мотором

катится с горки


Часто остановку автомобиля совершают в местности, где дорога под гору или подъем вверх. Если не работает стояночный тормоз — удержать автомобиль на месте можно на включенной передаче с незаведенным двигателем. Не всегда это получается. Причины в следующем:

  1. Идет проскальзывание сцепления. Для устранения необходимо отрегулировать зазор между вилкой и рабочим цилиндром.
  2. Плохо держит диск сцепления. Требуется его замена.
  3. Проскальзывания ремня ГРМ.
  4. Низкая компрессия в цилиндрах. Автомобиль начинает медленно перемещаться под уклон рывками.

Всегда в машине присутствует неисправность, которая подлежит устранению.

Можно ли оставлять автомобиль на скорости

Коробка

Припаркованный транспорт на возвышенности оптимально требует включение стояночного тормоза. Не всегда ручник работает. Если механизм неисправен, водитель заглушенную машину должен оставлять на включенной скорости. Для автомобилей тридцатилетней давности такие действия не влекут за собой никаких последствий. Единственное, надо не забыть об этом, включая двигатель, — машина сразу дернется.

У современных автомобилей к этому вопросу подходят осторожно. Если в машине неисправна электронная система — транспортное средство может самопроизвольно тронуться с места. Это нужно учитывать, и дублировать такие действия включением ручника. Останавливаясь на пункте парковки, его можно не включать. В отличие от прошлых времен в автомобилях последних лет выпуска ручник работает надежно и не выходит из строя.

На какой передаче лучше оставлять машину

Необходимо учитывать сторону спуска. Если передняя часть автомобиля направлена вниз по склону, то включают заднюю передачу. Считается, что это лучше защитит автомобиль, поскольку она предназначена для движения по противоположному направлению.

Паркуя транспорт на возвышенности, лучше включать первую скорость. Причина носит тот же характер. Кроме нее можно использовать все остальные передние передачи, но они будут удерживать автомобиль слабее, поскольку зубчатые колеса этих скоростей легче проворачиваются.

Ручник

Паркуя транспорт на ровной поверхности с неработающим двигателем, можно включать любую передачу и спокойно оставлять автомобиль.

Как не скатываться на машине с механикой назад без ручника

Останавливаясь надолго, необходимо включить первую или заднюю скорость. Такой вариант не является надежным. Если склон будет крутой — автомобиль начнет перемещаться с горки рывками. Этого нельзя допускать. Для устранения такой вероятности у водителя в багажнике должен лежать башмак, который специально подкладывается под колесо.

В случае его отсутствия, чтобы автомобиль не откатывался назад — воспользуйтесь любым предметом. Подойдет кирпич, крупный камень или толстая доска.

С установленной МКПП парковать авто на длительный период не представляет сложности даже с отсутствием надежной работы ручника.

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Почему нельзя глушить двигатель если отказали тормоза?

Эта информация может спасти Вам жизнь!

Отказ тормозов, самая опасная ситуация для водителя. Поскольку подобная ситуация будет неожиданной, ее просто невозможно предсказать.

Если вы ремонтируете автомобиль сами или в хорошем сервисе, даже если обслуживаетесь у знакомого, не исключает ситуацию на все 100%, ведь причин отказа тормозов может быть множество.

Решение должно быть принято моментально , как только почувствовали отказ тормозной системы, в зависимости от дорожной обстановки, для принятия решения могут быть считанные секунды . И большое везение если подобное произойдет на малой скорости, как это было у меня, мне удалось просто затормозить об бордюрный камень. Но даже на малой скорости, когда у меня было секунд пять, я был очень взволнован.

Продавите педаль

Первым делом попробуйте продавить педаль, возможно под нее банально попал посторонний предмет, если позволяет время и ситуация загляните под нее или попробуйте пощупать руками.

Понижение передачи и ручник

Сразу же необходимо понизить передачу, чтобы автомобиль начал тормозить двигателем и параллельно затянуть ручник, но плавно чтобы не порвать тросик и не заблокировать колеса .

Не глушите двигатель!

Именно это приходит в голову когда отказывают тормоза. Но при этом, это самая неудачная мысль, которая только могла прийти.

Ведь вы уже будете не только на автомобиле без тормозов, так еще и без усилителя руля, при таком развитии ситуации не хватало еще вытащить ключ из замка зажигания чтобы руль заблокировался.

Выбирайте то, что принесет меньше ущерба

Если другого варианта не остается и прийдется во что то врезаться необходимо постараться и выбрать место при столкновении с которым будет наименьший урон, возможно получится остановить автомобиль притерев авто к отбойнику.

Но лучше чтобы таких ситуаций не было в Вашей жизни!

Клуб УАЗ Патриот

Форум всероссийского клуба владельцев УАЗ Патриот


Тормоза при неработающем двигателе

Тормоза при неработающем двигателе

Само собой напрашивается вывод.
Ручник должен быть всегда исправным.

Я, как и автор выше не наблюдал на других авто полное отсутствие тормозов при заглушенном двигателе. Сам катался на автомобилях без вакуумника (по причине поломки) и тормоза были.

Если перефразировать то — Сколько килограмм нужно приложить к педали своими ногами (и выдержит ли педальный узел) чтобы затормозить на автомобиле напр. со скорости 80 км/ч до полной остановки. .

Как правильно тормозить на механике: пошагово для новичков


16.08.2021
2 комментария

От того, насколько правильно новичок будет тормозить на автомобиле с МКПП, зависит безопасность его самого и других участников дорожного движения. Именно на этом этапе начинающие водители допускают больше всего критичных ошибок. Расскажем, что нужно знать о торможении и как правильно выполнять остановку транспортного средства с механической коробкой переключения передач, чтобы не было поломки автомобиля или ДТП.

Выжимать или нет сцепление при торможении на механике

Новички часто не знают, как правильно тормозить на механике — с выжатым сцеплением или нет. В некоторых автошколах часто учат сцепление выжимать сразу же, водители с разным стажем убеждают пользоваться педалью сцепления лишь когда автомобиль практически остановится, чтобы не заглохнуть. На самом деле, особенности работы со сцеплением зависят от погодных условий и состояния дороги.

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Сцепление участвует в передаче крутящего момента с двигателя на КПП и далее на колеса автомобиля. Его выключают, когда нужно плавно переключать передачу, начать движение или окончательно остановиться, во всех остальных моментах движения оно должно быть включенным.


Если водитель нажмет во время торможения педаль сцепления — передача крутящего момента будет разорвана. Колеса станут вращаться по инерции, а значит есть риск, что их вращение станет неравномерным. Например, если водитель по неопытности или невнимательности зацепил правым бортом влажную обочину, скорость вращения колес при выжатом сцеплении тут будет выше, чем у колес, находящихся на асфальте. Как результат — возникновение заноса либо существенное ухудшение управляемости автомобилем.

Наиболее опасные моменты для торможения с выключенным сцеплением:

  • движение на спуск;
  • движение по мокрой или обледенелой дороге;
  • движение по засыпанному мусором или песком асфальту.

Напротив, при включенном сцеплении, если начать торможение, крутящий момент будет передаваться на все ведущие колеса равномерно. В этом случае автомобиль станет более устойчивым, его остановка будет более плавной, а нагрузка на тормоза станет меньше. Как результат, торможение с включенным сцеплением снижает риск ДТП и повышает срок эксплуатации тормозной системы. Если же по ходу движения неожиданно появляется препятствие (на дорогу выйдет животное или человек), у водителя в автомобиле с включенным сцеплением будет больше возможностей для маневра.

Торможение до полной остановки — нужно ли сцепление

При торможении до полной остановки выжимать сцепление нужно, но не сразу. Опытные водители советуют сначала дождаться снижения скорости, пока не появится ощущение, что двигатель вот-вот заглохнет или начнет работать с перебоями. Лишь в этот момент следует выжимать сцепление и продолжать торможение до остановки.

Зачем нужен крутящий момент при торможении

Крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.


Есть еще один довод в пользу включенного сцепления. На большинстве современных автомобилей вакуумные усилители тормозов устроены таким образом, что наилучшие результаты дают именно при передаче крутящего момента с двигателя на колеса. В итоге длина тормозного пути будет меньше, чем у автомобиля, водитель которого тормозил с выключенным сцеплением.

Основные виды торможения

Ситуации на дороге и условия поездки могут быть разными, поэтому и видов торможения несколько. У каждого из них есть свои особенности, которые новичку нужно обязательно знать.

Штатное торможение

Штатное торможение происходит, когда водитель собирается остановить автомобиль в нужном ему месте. Это может быть остановка перед запрещающим сигналом светофора, при необходимости уступить дорогу, с целью припарковаться.

Вне зависимости от конечной цели водитель сначала притормаживает педалью тормоза и лишь когда обороты двигателя опускаются до холостых, выжимает сцепление и завершает процесс остановки.

Торможение двигателем

В некоторых случаях допустимо торможение двигателем. При этом водитель убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Торможение будет плавным, без нагрузок на тормозную систему.


Такой способ чаще всего используется на затяжных спусках. Водитель включает пониженную передачу и убирает ногу с педали газа. В итоге скорость движения автомобиля быстро снижается, при необходимости можно временами задействовать и тормоза.

Ступенчатое комбинированное торможение

Эту технику нужно освоить каждому новичку, желающему увереннее чувствовать себя за рулем. Суть ее в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации. Иногда автомобилю помогают замедлить ход и торможением двигателем.

На дорогах с плохим сцеплением с поверхностью — заснеженных, обледенелых или на бездорожье, используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия. Водитель сначала на доли секунды слегка нажимает на педаль тормоза, постепенно увеличивая силу и продолжительность торможения. Важно, чтобы в этот момент была достаточная дистанция — тормозной путь при таком способе увеличивается. При этом траектория будет более предсказуемая.

На сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия. Первое усилие, прикладываемое ногой водителя на педали тормоза, будет самое сильное и продолжительное, затем следует череда недолгих и несильных касаний.

Экстренное торможение и руление

Многие водители в аварийной ситуации наклоняются вперед, намертво вцепляются в руль и изо всех сил жмут на педаль тормоза. Это грубейшая ошибка, которая может стоить жизни: автомобиль становится плохо управляемым, траектория его движения непредсказуема, а тормозной путь увеличивается.


Правильнее при экстренном торможении применять ступенчатый способ торможения (его еще называют импульсным), с повышением или понижением усилия на педаль тормоза, в зависимости от состояния дорожного покрытия. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи.

Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос.

Как тормозить на машине с системой АБС

Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.


На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.

Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку

Мы рассмотрели общие правила торможения, которые нужно знать каждому новичку, впервые садящемуся за руль или имеющему незначительный стаж вождения. Теперь поговорим о некоторых нюансах.

Торможение перед светофором

Если дистанция до идущего впереди автомобиля и скорость движения позволяют, то перед светофором лучше тормозить двигателем. Для этого придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Уберите ногу с педали газа.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Включите пониженную передачу (если была четвертая, значит включайте третью).
  4. Плавно уберите ногу с педали сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте автомобиль нажатием на педаль тормоза.

Лишь подкатившись к светофору поближе, можно выжать педаль сцепления и окончательно остановить автомобиль. Иногда пониженную передачу можно не включать, если дистанции достаточно для плавной остановки автомобиля.


Торможение в повороте с МКПП

При прохождении поворота нужно заранее сбросить скорость и подготовиться к возможному торможению. Проще всего это делать по следующей схеме:

  1. Убрать ногу с педали газа
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выбрать пониженную передачу.
  4. Отпустить педаль сцепления.
  5. Притормаживать педалью тормоза до безопасной скорости.

В повороте тормозить не нужно. На этом отрезке пути автомобиль должен двигаться на ровном газу, тогда его не сорвет в занос. Лишь только когда большая часть поворота пройдена и видно его конец, можно немного нажать на газ.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

Алгоритм действий в этой ситуации:

Если автомобиль ускоряется, переключайтесь еще раз на пониженную передачу и продолжайте уменьшать скорость кратковременным нажатием на педаль тормоза. При этом следите за дистанцией до впереди идущего автомобиля, она должна быть в два раза больше дистанции, которой придерживаетесь на ровной дороге.


Если впереди на близком расстоянии едет попутный автомобиль — не выключайте надолго сцепление. На спуске такое действие вызовет ускорение движения автомобиля, риск ДТП будет высоким. Поэтому переключайтесь на пониженную передачу как можно быстрее.

Если у вас отказали тормоза на затяжном горном серпантине — не отчаивайтесь. Ищите аварийные тупики (обычно их устраивают в конце затяжного спуска) и направляйте автомобиль туда. Эти участки имеют небольшой подъем, созданный специально для эффективной остановки автомобилей даже с отказавшей тормозной системой.

Как правильно тормозить на скользкой дороге

Если дорога скользкая, нужно соблюдать предельную осторожность и выбрать низкую, безопасную скорость. Тормозить безопаснее всего ступенчатым (импульсным) способом с повышением усилия. Хорошо, если ситуация стандартная и можно помочь машине торможением двигателем. Главное, не удерживайте педаль сцепления в выжатом состоянии долго, переключайте передачу как можно быстрее.


Как тормозить в разных ситуациях

Тактика торможения зависит от скорости, дорожного покрытия, погодных условий, обстановки и других факторов. Все нюансы мы собрали в таблице.

Ситуация Как тормозить Что нельзя делать
Прямая дорога или площадка, служебная остановка или парковка С включенным сцеплением, если необходимо — применяя торможение двигателем Двигаться на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением
Аварийная ситуация на сухой дороге Импульсное торможение с понижением усилия Давить педаль тормоза в пол и удерживать в таком положении
Аварийная ситуация на мокрой или скользкой дороге Импульсное торможение с повышением усилия Сильно бить по педали тормоза, рулить в момент торможения
Движение на крутом спуске Торможение двигателем на пониженной передаче, помогая автомобилю короткими нажатиями на педаль тормоза (если необходимо) Пользоваться только педалью тормоза, долго тормозить
Прохождение поворота Сбросить скорость заблаговременно, не выключать сцепление в повороте Резко тормозить, особенно долгим удержанием педали тормоза

Мы разобрали все нюансы правильного торможения на механике, дали пошаговые инструкции по действиям в разных ситуациях. Если вы новичок, не пожалейте денег, наймите опытного автоинструктора и отработайте с ним все варианты не закрытой площадке или пустынных дорогах. Так вы научитесь правильно тормозить и сможете избежать ДТП в критичных ситуациях

Что конкретно тормозит машину?

А вот в дизелях дроссельные заслонки встречаются нечасто. В основном они устанавливались на очень старых моторах для обеспечения работы вакуумного усилителя тормозов. Но дизели тоже тормозят, и порой даже лучше, - за счет высокой степени сжатия, при которой вращать его без процесса сгорания в цилиндрах тяжелее, чем бензиновый мотор.

На дизельных грузовых автомобилях порой применяют так называемый горный тормоз — заслонку, закрывающую выпускной тракт. Торможение двигателем получается ещё более существенным.

Всегда ли экономится топливо?

Когда-то при подъезде к светофору на карбюраторных машинах имело смысл выключать передачу — катиться накатом. При отпущенном акселераторе и включенной передаче возникало значительное разрежение под дроссельной заслонкой, что приводило к росту расхода топлива через систему холостого хода.

На затяжных спусках рабочие тормоза могут перегреться от слишком интенсивного использования. Необходимо ­тормозить двигателем!

На затяжных спусках рабочие тормоза могут перегреться от слишком интенсивного использования. Необходимо ­тормозить двигателем!

Когда коробка механическая

Торможение двигателем с механической коробкой используют в трех основных ситуациях.

Ситуация третья — катастрофическая: рабочие тормоза отказали! В этом случае для остановки необходимо последовательное переключение передач в сторону более низких. Подобный прием часто используют и спортсмены. Он требует некоторого навыка. Кроме того, при этом излишне изнашиваются коробка передач и сцепление.

Когда коробка автоматическая

А если вариатор?

Недорогое приложение CVTz50 позволяет регулировать степень торможения двигателем на машинах с вариатором.

Недорогое приложение CVTz50 позволяет регулировать степень торможения двигателем на машинах с вариатором.

Интересно, что есть приложения и программы, позволяющие (например, для вариаторов фирмы Jatco, которые устанавливаются на автомобили Nissan, Renault, Mitsubishi и другие) корректировать степень торможения двигателем. Через OBD-адаптер типа ELM327 со смартфона можно подобрать удобный уровень замедления. Для более интенсивного замедления вариатор при отпущенной педали газа будет как бы оставаться на более низкой передаче.

Робот

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ХОЛОСТОЙ ХОД И ДИАГНОСТИКА

Известный способ проверки маслоотражательных колпачков клапанов основан на повышении разрежения при принудительном холостом ходе. Двигатель несколько раз разгоняют и резко бросают педаль газа. Он переходит в режим принудительного холостого хода с большим разрежением. Плохие колпачки начнут интенсивно пропускать масло в цилиндры, оно будет гореть и вызывать заметное дымление.

Торможение и… кондиционер

Чем больше навешано на двигатель дополнительных агрегатов, таких как компрессор кондиционера или насос гидроусилителя руля (мощный генератор тоже считается), тем выгоднее подъезжать к светофору с включенной передачей. Ведь все эти устройства в момент торможения двигателем крутят колеса, а не сожженное в двигателе топливо.

Бортовой компьютер Мультитроникс подтверждает, что на автомобиле с вариатором в режиме торможения двигателем топливо не расходуется.

Бортовой компьютер Мультитроникс подтверждает, что на автомобиле с вариатором в режиме торможения двигателем топливо не расходуется.

В жару

По сравнению с работой на холостом ходу, режим торможения двигателем полезен для снижения его температуры в жару. Сгорания в цилиндрах не происходит — значит, тепло не выделяется. А поршни интенсивно прокачивают воздух, охлаждая камеру сгорания. Насос охлаждающей жидкости обеспечивает хорошую циркуляцию, ведь его обороты выше, чем на холостом ходу, когда передача выключена и задействуется рабочая тормозная система.

Торможение и расход масла

Разрежение во впускном тракте двигателя, работающего в режиме принудительного холостого хода на повышенных оборотах, получается большим, чем в любых других режимах. Но если система вентиляции картера чиста и исправна, а уплотнения двигателя не изношены, то повышенного расхода масла не будет. В противном случае ему нужен ремонт — а не горная езда.

Наше мнение

Сегодня торможение двигателем жизненно необходимо на крутых горных дорогах. В остальных случаях современные автомобили, снабженные АБС и ESP, тормозят уверенно и стабильно даже на скользких дорогах. Однако обладателям машин с механической коробкой мы рекомендуем всегда использовать торможение двигателем: безопасность движения от этого только выиграет. Владельцам остальных машин можно не беспокоиться — их машины делают это авто­матически.

Читайте также: