Родители законные представители педагогические и иные работники образовательной организации это кто

Обновлено: 18.05.2024

Ключевые слова: иные работники образовательной организации; медицинские работники; инженерно-технические работники; административно-хозяйственные работники; учебно-вспомогательные работники; трудовые отношения; номенклатура должностей педагогических работников.

1. Участники образовательных отношений: а) обучающиеся; б) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся; в) педагогические работники; г) представительные организации (представители) обучающихся, родителей, педагогических работников[2]; д) организации, осуществляющие образовательную деятельность.

2. Участники отношений в сфере образования представлены совокупностью участников образовательных отношений — 5 вышеуказанных групп и еще 5 групп: а) федеральные органы государственной власти, б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в) органы местного самоуправления, г) работодатели и д) объединения работодателей. Всего 10 различных категорий субъектов).

3. Особую группу работников образовательных организаций в силу ст. 50 Закона об образовании в РФ составляют научные работники, которые, обладая обязанностями в отношении обучающихся, могут также рассматриваться как участники образовательных отношений, но в то же время не обладают всем комплексом прав и обязанностей педагогических работников.

4. Статья 26 Закона об образовании в РФ предусматривает формирование в образовательной организации коллегиальных органов управления образовательной организацией и относит к ним: а) общее собрание (конференция работников); б) педагогический совет; в) попечительский совет; г) управляющий совет; д) наблюдательный совет; е) другие коллегиальные органы, предусмотренные уставом.

5. Общественные объединения в образовательной организации представляют: а) советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы); б) советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы; в) профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (они рассматриваются названным законом в качестве представительных органов обучающихся и представительных органов работников); г) студенческие отряды (для обучающихся по основным образовательным программам среднего общего, среднего профессионального и высшего образования) — общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики (их создание и деятельность предусмотрены ст. 34 Закона об образовании в РФ).

Если в отношении педагогических работников существует обязанность проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя (ст. 48 Закона об образовании в РФ), то в отношении иных работников образовательной организации данным законом эта обязанность не предусмотрена. В то же время Закон об образовании в РФ — не единственный, и даже не главный акт в вопросе о том, какие категории работников обязаны проходить медицинские осмотры. Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, детских учреждений проходят медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Кроме того, для отдельных категорий работников Трудовым кодексом РФ предоставлена возможность посредством других федеральных законов устанавливать обязательные медосмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Однако в действующем Законе об образовании в РФ проведение каких-либо медосмотров не предусмотрено. Но это не означает, что вопрос решен: в соответствии с Трудовым кодексом РФ устанавливать обязательные медосмотры (обследования) для отдельных категорий работников могут и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (то есть подзаконные акты), а также акты органов местного самоуправления (по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских досмотров (обследований).

Между правовым статусом педагогических работников и правовым статусом иных работников образовательной организации различия проявляются и в способах закрепления соответствующих прав и обязанностей. Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, о которых идет речь в ст. 52 анализируемого Закона об образовании в РФ, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами. В то же время анализ ст.ст. 47 и 48 этого же закона показывает, что права, обязанности и ответственность педагогических работников устанавливаются федеральным законом, за исключением трудовых прав и мер социальной поддержки, которые могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

Следует помнить, что в отношении иных работников образовательных организаций ни анализируемый Закон об образовании в РФ, ни Трудовой кодекс РФ не содержат специальных запретов на осуществление деятельности в рамках образовательной организации. Но специфика деятельности иных работников образовательной организации во многих случаях такова, что подпадает под действие норм ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, которыми установлены ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

К трудовой деятельности в обозначенной сфере не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Данные нормы подлежат корректировке, это следует из постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П[7], где, в частности, говорится, что законоположения, которые вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сферах с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, должны быть скорректированы. Новые нормы должны предусматривать необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иные факторы, позволяющие определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. То есть установление всеобщих и безусловных запретов при допуске к деятельности в организациях, где получают те или иные услуги несовершеннолетние, признано Конституционным Судом как несоразмерно ограничивающее право лиц, которые не представляют угрозы для детей, на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушающее баланс конституционно значимых ценностей.

Исходя из презумпции невиновности, которая, как известно, гарантирована гражданам ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд РФ требует изменить нормы Трудового кодекса таким образом, чтобы принцип безусловного и обязательного расторжения трудового договора применялся лишь тогда, когда уголовное дело разрешено по существу или производство по уголовному делу завершено. До наступления указанных юридических фактов расторжение трудового договора должно быть дополнительно обосновано и не должно сводиться к факту возбуждения уголовного дела. Также Суд подчеркнул, что не должны наступать неблагоприятные последствия для лица в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.

Данный подход не использован ни в ч. 2 ст. 46 Закона об образовании в РФ, ни в Постановлении № 678, поскольку должности руководителей образовательных организаций признаны равнозначными должностям руководителей структурных подразделений организаций, осуществляющих образовательную деятельность лишь в том случае, если они участвуют в образовательной деятельности. Однако участие в образовательной деятельности означает участие в реализации образовательных программ, поскольку образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ. Следовательно, функции по обучению и воспитанию (образование), а также по организации процесса реализации образовательной программы — являются теми видами деятельности, каждая из которых по отдельности требует рассмотрения лиц, ее исполняющих, в качестве педагогических работников.

Согласно ст. 51 прежнего Закона об образовании медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивалось органами здравоохранения. Однако образовательное учреждение обязано было предоставлять помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, ведь в соответствии со ст. 32 данного закона к компетенции образовательного учреждения относилось создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В статье 41 ныне действующего Закона об образовании в РФ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медосмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возложена на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Так как ст. 2 Закона об основах охраны здоровья установлен особый правовой статус медицинской организации (собственно медицинская организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, но к медицинским организациям приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность[10]), то считать медицинской организацией образовательную организацию никак невозможно.

Если у дошкольной образовательной организации имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, то она может осуществлять медицинскую деятельность, предусмотренную лицензией. То есть образовательное учреждение имеет все необходимые условия для оказания медицинской помощи, но при этом происходит сокращение штата медицинского персонала. В результате — ежедневные физиотерапевтические и офтальмологические процедуры фактически детям не оказываются, что негативно сказывается на здоровье детей, а также нарушает их права в связи с непредставлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом развитии.

Из приведенного выше следует вывод, что принятые ранее иными органами государственной власти нормативные и ненормативные правовые акты, касающиеся должностей педагогических работников, должны быть пересмотрены. Например, Минтруд России в письме от 16 апреля 2013 г. № 12-3/10/2-2125 к педагогическим работникам в учреждениях социальной защиты относит множество не предусмотренных постановлением Правительства РФ № 678 должностей в сфере спорта: инструктор по спорту; инструктор-методист по адаптивной физической культуре; инструктор по адаптивной физической культуре; спортсмен-инструктор; тренер. Стоит также отметить, что сравнительный анализ постановления Правительства РФ № 678 и письма Минтруда России показывает сокращение видового разнообразия должностей педагогических работников, работающих в организациях социальной защиты.

В то же время в отношении учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены отдельные требования, которые должны быть учтены при комплектовании штатов той или иной образовательной организации. Так, если в образовательной организации организуется образовательная деятельность по адаптированной основной образовательной программе, то необходимо создание условий для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся. Для этого в штате необходимо предусмотреть следующие должности:

учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые 6–12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учитель-логопед на каждые 6–12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

педагог-психолог на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютор, ассистент (помощник) на каждые 1–6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Возвращаясь к вопросу об отсутствии в данных актах конкретных указаний на то, какие именно должности, относящиеся к должностям педагогических и иных работников образовательной организации, должны быть предусмотрены в штатном расписании образовательной организации, реализующей те или иные образовательные программы, необходимо учитывать следующее. Исходя из того, что требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), логично предположить, что в этих стантартах должны содержаться ориентиры, позволяющие правильно укомплектовать штат педагогических и иных работников образовательной организации. Можно предположить также, что этот пробел будет восполнен в примерных образовательных программах или же в образовательных программах организации, осуществляющей образовательную деятельность. ФГОСы разрабатываются, в том числе, и для того, чтобы была создана основа для нормативов финансового обеспечения программы, в них должны быть установлены (закреплены) требования к психолого-педагогическому и кадровому обеспечению условий реализации программ в конкретной организации.

Хотя, если обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования[20], то можно заметить, что в нем содержатся лишь общие положения, относительно того, какими должны быть педагоги с точки зрения их компетентности и иных качеств, которые носят декларативный характер. Но в этом стандарте отсутствует ясность относительно структуры педагогического, а также иного коллектива, принимающего участие в реализации программы.

Если в рассмотренных выше актах не содержатся требования к кадровому составу коллектива образовательной организации, то, может быть, акты, не относящиеся к компетенции Минобрнауки России, дают ответы на эти вопросы?

Нормы штатной численности работников образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры, согласно Приложению к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 10 октября 2006 г. № 06-1616, определяются на основе Методических рекомендаций по финансированию образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств).

Названным законом предлагается примерное штатное расписание учреждения, которое носит рекомендательный характер. Среди рекомендуемых должностей, не относимых к разряду педагогических работников и реализующих вспомогательные по отношению к учебному процессу функции, выделены: заместитель директора по социальной защите, заместитель директора по обеспечению безопасности, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, заведующий хозяйством, секретарь-машинистка (документовед), заведующий библиотекой и библиотекарь, секретарь учебной части, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования (слесарь-сантехник, электромонтер, столяр), гардеробщик. В случае необходимости могут быть введены следующие должности: заместитель директора по экономическим вопросам, специалист, лаборант, главный бухгалтер, бухгалтер, экономист и кассир, техник или медиаспециалист, оператор (техник) скрининг-диагностики, заведующий хозяйством, заместитель директора по оздоровительной работе, врач-педиатр, старшая медицинская сестра, программист, инструктор-методист, шеф-повар, повар, кладовщик, подсобный рабочий, лаборант по подготовке спортивных площадок и залов для занятий физкультурой (оснащенных спортивными снарядами и оборудованием), обслуживающий персонал спортивного зала, инженер медицинского оборудования, системный администратор, инженер по охране труда, лифтер, инженер по зданию, рабочие по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования на отопительный сезон, рабочий по комплексному обслуживанию (уборщица), рабочий по комплексному обслуживанию (дворник), водитель, автослесарь или механик, рабочий по стирке спецодежды (белья), сторож, садовник и др.


Автор: Путило Н.В. кандидат юридических наук; заведующий отделом социологических проблем реализации законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Дата: ноябрь 2013 г.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Главное управление Губернатора и Правительства края по работе с обращениями граждан, организаций и контролю поручений

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 4 дня назад

На вопрос отвечает исполняющий обязанности министра образования и науки края Юлия Зотова:

- В соответствии с ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность за их воспитание и развитие. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Кроме того, на основании ч. 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Перечень прав и обязанностей родителей, законных представителей несовершеннолетних в сфере образования установлен положениями ст. 44 Закона № 273-ФЗ. Так, в силу прямого указания п. 2 ч. 4 ст. 44 Закона №273-ФЗ родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.

Отметим, что согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Таким образом, разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов относятся к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).

Отметим, что ни Закон №273-ФЗ, ни иные нормативно-правовые акты не содержат прямой нормы, предоставляющей право беспрепятственного прохода родителей в здание образовательной организации. Не следует это и из положений ст. 64 СК РФ о законном представительстве родителей и других норм Семейного кодекса РФ.

Вместе с тем родители не лишены возможности посещения образовательной организации при условии соблюдения ими правил внутреннего распорядка, утвержденных самой образовательной организацией, в том числе с учетом пропускного режима и установленного времени для общения с педагогами и руководством образовательного учреждения.

При этом согласно п. 2, 7, 8 ч. 3 ст. 44 Закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации, а также присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Также следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 63 СК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона №273-ФЗ родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Поэтому при несогласии родителей (законных представителей) с условиями обучения, в том числе и с правилами внутреннего распорядка в конкретной образовательной организации, они вправе выбрать иное образовательное учреждение. Кроме того, при возникновении споров между образовательной организацией и родителями (законными представителями) последние в силу ч. 1 ст. 64 СК РФ, п. 5 ч. 3 ст. 44 Закона №273-ФЗ вправе защищать права и законные интересы обучающихся, в том числе и в судебном порядке.

Читайте также: