Правовая работа в вооруженных силах рф проводится на стадии

Обновлено: 10.05.2024

2. Научить обучающихся основам применения законодательства о воинской обязанности и военной службе в процессе служебной деятельности по должностному предназначению.

3. Привить обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной и правовой информации.

II . Учебные вопросы

1. Воинская обязанность и формы ее реализации.

2. Комплектование гражданским персоналом.

3. Военная служба.

4. Воинские должности. Воинские звания.

5. Аттестация военнослужащих.

6. Прекращение военной службы.

7. Правовая работа при организации и проведении мероприятий, связанных с прохождением военной службы и осуществлением трудовых отношений в Вооруженных Силах Российской Федерации.

IV . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ

Содержание тем по рабочей программе учебной дисциплины.

Тема № 11.Законодательство о воинской обязанности. Организация воинского учета. Порядок призыва граждан на военную службу. Освобождение и отсрочки от призыва на военную службу. Добровольное поступление на военную службу, виды контрактов и их правовая характеристика. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации и его правовое регулирование. Комплектование гражданским персоналом: порядок приема на работу гражданского персонала, заключения трудового договора и основания для его прекращения. Правовая работа при организации и проведении мероприятий, связанных с прохождением военной службы и осуществлением трудовых отношений в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Тема № 12. Прохождение военной службы. Сроки военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. Исполнение обязанностей военной службы и их правовые последствия. Воинские должности. Воинские звания. Аттестация военнослужащих. Прекращение военной службы.

Дополнительные источники (нормативные правовые акты) рекомендуется использовать для углубленного освоения учебных вопросов.

При подготовке по первому вопросу особое вниманиеследует обратить на усвоение следующих положений: понятие и формы реализации воинской обязанности; воинский учет граждан Российской Федерации; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В ходе подготовки по второму вопросу курсантам необходимо изучить: понятие и категории (виды) гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации; государственная гражданская служба в Министерстве обороны Российской Федерации; должности государственной гражданской службы, государственные должности и лица, имеющие право поступать на государственную гражданскую службу; порядок поступления на государственную гражданскую службу; комплектование воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации работниками из числа гражданского персонала на основании трудовых договоров; замещение воинских должностей лицами гражданского персонала; альтернативная гражданская служба.

В результате подготовки по третьему вопросу курсанты должны усвоить: понятие военной службы, ее характерные черты, особенности и отличие от других видов государственной службы; функции военной службы; виды и формы военной службы; понятие прохождения военной службы военнослужащими; исполнение обязанностей военной службы и его правовые последствия; сроки военной службы военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту; начало и окончание военной службы и их правовые последствия; виды и порядок предоставления отпусков военнослужащим по призыву и военнослужащим по контракту.

В результате подготовки по четвертому вопросу курсанты должны усвоить и быть готовыми в выступлениях на семинарском занятии: раскрыть понятие воинской должности и замещение воинской должности; прохождение военной службы не на воинских должностях; основания и порядок назначения военнослужащих на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность; права командиров (начальников) по назначению военнослужащих на воинские должности; конкурсный отбор; воинские звания, присваиваемые военнослужащим; условия и порядок присвоения первичных и очередных воинских званий военнослужащим по призыву и военнослужащим по контракту; права командиров и начальников по присвоению воинских званий; основания и порядок снижения в воинских званиях военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту; лишение воинских званий; восстановление в воинских званиях.

В ходе подготовки по пятому вопросу необходимо уяснить: понятие и цели аттестации военнослужащих по контракту и офицеров, проходящих военную службу по призыву; задачи аттестации военнослужащих; сроки проведения аттестации; ознакомление с содержанием аттестации; обязанности командира (начальника) при изучении и оценке деловых качеств военнослужащего; порядок обжалования выводов и порядка проведения аттестации; аттестационная комиссия воинской части и ее функции.

При подготовке по шестому вопросу курсантам следует изучить: понятие прекращения военно-служебных отношений; правовые основания прекращения военно-служебных отношений; постоянное и временное прекращение военно-служебных отношений; обстоятельства, не зависящие от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающие военно-служебные отношения; основания прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы; окончание военной службы и его правовые последствия.

Изучение седьмого учебного вопроса, выносимого на семинар, следует осуществлять с использованием конспекта лекции и настоящего учебного пособия.

Правовая работа - комплекс мер, осуществляемых органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями юридической службы, органами воспитательной работы по реализации требований нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, в целях успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота, укрепления правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам их служебной деятельности.

Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится на стадии формирования правовых норм; на стадии возникновения правоотношений; на стадии соблюдения, исполнения и применения правовых норм.

Правовая работа при организации и проведении мероприятий, связанных с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Прохождение гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Федеральный закон), другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, международными договорами Российской Федерации в указанной области, а также нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Правовая работа при организации и проведении мероприятий, связанных с прохождением военной службы включает:

соблюдение и исполнение командирами (начальниками), кадровыми органами порядка заключения контрактов с гражданами и военнослужащими по типовой форме в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы;

порядок отбора кандидатов из числа граждан и военнослужащих на военную службу по контракту. Обязанности военных комиссаров и командиров воинских частей по отбору кандидатов на военную службу по контракту;

назначение военнослужащих на воинские должности, освобождение от воинских должностей, зачисление в распоряжение;

порядок присвоения воинских званий, снижения в воинских званиях, лишение воинских званий и восстановление в них;

проведение аттестации военнослужащих по контракту. Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе;

В статье рассматриваются вопросы правовой культуры , правового воспитания военнослужащих , а также их особенности в зависимости от войск.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козлова А.П., Адаева О.В.

Специальный правовой статус лиц гражданского персонала в Вооруженных силах Российской Федерации и внутренних войсках МВД России

ORGANIZATION OF LEGAL EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL

The article deals with the issues of legal culture , legal education of military personnel , as well as their features depending on the troops.

Организация правового воспитания военнослужащих Organization of legal education of military personnel

Студент 4 курса, юридического факультета, Национального исследовательского Мордовского государственного Университета им. Н.П. Огарева, РФ, г.Саранск e-mail: annakoz9898@mail. ru

Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин юридического факультета, Национального исследовательского Мордовского государственного Университета им. Н.П. Огарева, РФ, г.Саранск

Senior Lecturer Department of Legal Disciplines Faculty of Law National Research Mordovian state University named after N.P. Ogareva, RF, Saransk

В статье рассматриваются вопросы правовой культуры, правового воспитания военнослужащих, а также их особенности в зависимости от войск.

The article deals with the issues of legal culture, legal education of military personnel, as well as their features depending on the troops.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, военнослужащие, правовая работа, правовой минимум.

Key words: legal culture, legal education, military personnel, legal work, legal minimum.

Деятельность Вооруженных сил Российской Федерации (далее ВС РФ) регламентируется на международном и национальном (федеральном) уровнях. В России на национальном уровне находят свое закрепление вопросы правового статуса и определенных аспектов службы военнослужащих. Так, отдельные вопросы, касаемые правового воспитания, службы военнослужащих, находят свое отражение в Конституции РФ, указах Президента России, постановлениях Правительства РФ, а также в воинских уставах и приказах минобороны.

За последние годы увеличилось количество правовых актов в области обороны, но значительно сократилось число специалистов, должностных лиц, которые в силу своих служебных обязанностей занимаются правовым воспитанием, и это является существенным пробелом.

Правовая культура военнослужащих включает в себя уровни, которые, как правило, соответствуют основным этапам формирования правосознания. Самым первоначальным и важным является этап овладения правовыми знаниями, на котором происходит усвоение понятий и положений. Следующим этапом является осознание значения правовой нормы. Заключительным этапом является претворение правовых знаний и убеждений в поведение.

Можно выделить особенности правовой культуры военнослужащих, к которым относится то, что, во-первых, государство регулирует воинские отношения, по сравнению с иными сферами жизни, более детально. Во-вторых, у данного вида отношений существует единство правовой и нравственной сторон.

Правовое воспитание является обширной деятельностью, которая осуществляется различными субъектами. Их можно подразделить на 3 вида - государство, негосударственные образования и граждане. Государство осуществляет правовое воспитание с помощью органов и должностных лиц. К негосударственным образованиям, осуществляющим правовое воспитание, например, можно отнести адвокатуру. А к гражданам -преподавателей, практикующих юристов и т.д.

Сегодня уставной обязанностью командиров является организация правового воспитания военнослужащих. Командиры с военнослужащими проводят правовую пропаганду. Правовая пропаганда в ВС РФ связана с разъяснением юридической ответственности военнослужащим за совершение ими правонарушений. Как правило, с военнослужащими проводятся раз в неделю занятия, на которых подробно разбираются статьи УК РФ, иных законов. Формирование правового поведения, высокого правосознания, ориентации в правовой сфере - все это является главной целью правового воспитания военнослужащих.

Задачами правового воспитания военнослужащих является формирование внутреннего уважения к праву, умение на практике применять правовые знания, а также выработка привычки всегда действовать в соответствии с правовыми нормами.

Таким образом, правовым воспитанием военнослужащих является деятельность командиров (начальников) по формированию правосознания и правовой культуры с целью выработки у тех устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

К принципам правового воспитания военнослужащих следует отнести:

2.Принцип научного подхода к правовой работе;

4. Принцип доходчивости;

5.Прицип дифференцированного подхода;

Устная пропаганда, беседы, лекции, доклады, информации, тематические вечера, консультации, круглые столы - все это является средствами правового воспитания военнослужащих.

Чем выше уровень правосознания военнослужащего, тем легче ему построить в сознании модель правомерного поведения.

Приказ №717 закрепляет стадии, на которых проводится правовая работа в ВС РФ. Так, правовая работа проводится на стадиях: формирования правовых норм; возникновения правоотношений; соблюдения, исполнения и применения правовых норм.

Правовое воспитание военнослужащих зависит от части и от войск, в которых они служат. В настоящий момент в России военная служба предусмотрена в нескольких ведомствах: Министерстве обороны РФ, ФСБ России (пограничная служба), Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, а также в специализированных военных отделах СКР и Прокуратуры РФ.

Всех военнослужащих можно разделить на категории в зависимости от вида и рода войск, в которых они служат. В зависимости от вида ВС РФ военнослужащих можно разделить на 3 категории: военнослужащие проходящие службу в сухопутных войсках, воздушно-космических силах, и в военно-морском флоте, а в зависимости от рода войск - военнослужащие проходящие службу в ракетных войсках стратегического назначению и воздушно-десантных войсках.

В свою очередь, военнослужащие, проходящие службу в сухопутных войсках подразделяются на военнослужащих, проходящих службу в мотострелковых войсках, танковых войсках, ракетных войсках и артиллерии, войсках противовоздушной обороны, разведывательных соединениях и воинских частях, инженерных войсках, войсках радиационной, химической и биологической защиты и войсках связи.

Военнослужащих, проходящих службу в воздушно-космических силах можно подразделить на военнослужащих проходящих службу в военно-воздушных силах, космических войсках и войска ПВО-ПРО.

Военнослужащих, проходящих службу в военно-морском флоте, принято разделять на военнослужащих проходящих службу в береговых войсках, надводных силах, подводных силах, морской авиации и объединении флота.

В зависимости от ведомства, в котором военнослужащие проходят службу, их можно разделить на военнослужащих проходящих службу в Министерстве обороны, ФСБ России, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Таким образом, пробелы в области правового воспитания существуют не только в деятельности военнослужащих, но и сотрудников МВД России.

На наш взгляд, правовая регламентация правового воспитания сегодня не находится на должном уровне, это объясняется проблемами, которые имеются в данной области. Таким образом, в сфере правового воспитания военнослужащих существуют такие проблемы как:

1. уставной обязанностью командиров (начальников) является обязанность заниматься правовым воспитанием военнослужащих. На наш взгляд, было бы целесообразным, повышать уровень правовых знаний

командиров (начальников), чтобы те, в свою очередь, могли грамотно проводить занятия по правовому воспитанию с подчиненными им военнослужащими.

3. разнообразная правовая регламентация военной службы в различных ведомствах. Ведомствам необходимо согласовывать нормативно-правовые акты, чтобы избежать разнородность правовой регламентации деятельности военнослужащих.

Список используемой литературы:

3. Адаева О.В. Вопросы нормативного регулирования правового воспитания в России // Пробелы в российском законодательстве / О. В. Адаева// Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 3.- С. 309310.

4. Адаева О.В. Особенности осуществления правового воспитания сотрудников органов внутренних дел / О.В. Адаева// Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 6.- С. 26-27.

5. Глоба Валерий Викторович. Правовое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Вопр. Теории и практики: диссертация. кандидата юридических наук. 20.02.03. 185с.

6. Жуков Л.В. Значимость правового и этического воспитания в повседневной деятельности военнослужащего / Л.В. Жуков // Гуманитарный вестник. - 2014. - № 2 (29). - С. 172-176.

7. Иванеев С.В. Социокультурные ориентиры в правовом воспитании военнослужащих / С.В. Иванеев // Военное право. - 2017. - № 1 (41). - С. 233-239.

9. Основы юридической конфликтологии : учеб.-метод. пособие / Т.В. Худойкина, О.В. Адаева. -Саранск : Изд.-во Мордов. ун-та, 2015. - 68 с.

10. Чудинов О.Р. К вопросу о компонентах правовой культуры //Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. - 2015. - № 1. С.47 -54.

Правовая работа в России и ее Вооруженных Силах (историко-правовое исследование). — М.: Военный университет, 2006. — … с.

В монографии исследуются вопросы, связанные с возникновением правовой работы и ее становлением на протяжении истории России и ее военной организации, раскрывается понятие, содержание, система правовой работы и ее роль в управлении государством, в т.ч. и в военном управлении, выявляются принципы правовой работы в военной организации, обосновывается основополагающая роль правосознания в правовой работе, вскрывается сущность и содержание правового воспитания, рассматриваются идеологические, нравственные, духовные, психологические, религиозные составляющие правосознания, влияющие на качественное состояние правовой работы, определяется система целей и средств правовой работы в России и ее Вооруженных Силах, выделяются главные ее направления, устанавливаются критерии оценки качественного состояния правовой работы, относительно которых оценивается ее современное состояние, предлагаются пути дальнейшего совершенствования правовой работы как в России в целом, так и в ее военных организациях в частности.

Для научных и практических работников, законодателей и правоприменителей, органов государственного (в особенности военного) управления, представителей юридических служб, органов воспитательной работы, преподавателей, адъюнктов и аспирантов, докторантов, слушателей, курсантов и студентов юридических учебных заведений, а также специалистов, интересующихся проблемами права и правовой работы, государственного управления и профилактики преступности, обеспечения законности и правопорядка в России и ее военных организациях.

Содержание

Введение.

Глава 1. Сущность и содержание правовой работы в России и ее Вооруженных Силах

1.1 Возникновение и развитие представлений о правовой работе.

1.2 Понятие правовой работы в ВС РФ.

1.3 Правовые средства.

1.4 Сущность правовой работы в Вооруженных Силах

1.5 Правовая работа как основа военного управления.

1.6 Содержание правовой работы в ВС РФ.

1.7 Система правовой работы.

1.8 Принципы правовой работы в ВС РФ.

Глава 2. Правосознание – основа правовой работы

2.1 Сущность правосознания и его связь с правовой работой.

2.2 Правовое воспитание военнослужащих.

2.3 Нравственные основы правосознания и их влияние на состояние правовой работы в ВС РФ.

2.4 Духовность, как определяющий фактор укрепления правосознания воинов и улучшения состояния правовой работы в войсках.

2.5 Проблема воли в христианстве и в правосознании военнослужащего.

2.6 Управление вниманием как средство влияния на уровень правосознания и правовой работы.

2.7 Религиозное воспитание как основа укрепления правосознания и воинской дисциплины.

2.8 Институт военного духовенства как организационно-правовое средство повышения правосознания военнослужащих.

2.9 Правовые средства, направленные на укрепление и повышение правосознания воинов.

Глава 3. Цели правовой работы в Вооруженных Силах РФ, направления и пути ее совершенствования

3.1 Проблема соотношения целей и средств правовой работы в Вооруженных Силах РФ.

3.2 Роль и место правовой работы в повышении боеготовности войск и обороноспособности Отечества.

3.3 Основы управления правовой работой в меняющемся мире военных угроз.

3.4 Международный стандарт ИСО 9001:2000 как правовое средство улучшения деятельности по вооруженной защите государства.

3.5 Главные направления правовой работы в Вооруженных Силах России.

3.6 Правовая работа в области обеспечения военных организаций необходимыми ресурсами (на примере жилищного обеспечения).

3.7 Критерии оценки правовой работы и пути ее совершенствования.

Заключение.

Введение

Правовая работа как уникальное социальное явление, как особый вид проявления в материальный мир результатов деятельности человеческого духа, в тех или иных аспектах привлекала к себе пристальное внимание человечества на протяжении многих веков. Попытки проникнуть в сущность права, государства и правовой работы (без которой они не мыслимы) предпринимались многими учеными, выдающимися деятелями на протяжении всей истории существования общества и государства, однако ввиду неисчерпаемости, чрезвычайной глубины этих социальных явлений тема эта ждет дальнейшего своего разрешения на новых уровнях и срезах социального развития.




Как отмечает Абова Т.Е. необходимы не только общетеоретические исследования, но и разработки, касающиеся специфики правовой работы в отдельных отраслях народного хозяйства, в основном звене и в верхних эшелонах управления экономикой и социальной сферой. Расширение фундаментальных и прикладных исследований сущности правовой работы, места среди иных направлений деятельности в народном хозяйстве, круга лиц, ее ведущих, средств, применяемых при осуществлении, а также иных аспектов является, по мнению Абовой Т.Е., задачей первостепенной важности[1].

По мнению Пугинского Б.И., Неверова О.Г. правовая работа и организация юридических служб долгое время считались малозначительным участком в правоведении, исследования в этой области проводились в основном представителями хозяйственного и отчасти гражданского права, которые рассматривали данную деятельность в качестве функции управления[2].

В России правовая работа, как и право тесно связано с христианством. Связь права с христианством отмечали многие выдающиеся ученые правоведы как в России, так и за рубежом. Огромный вклад в исследования этого вопроса в последнее время был сделан профессором А.А.Тер-Акоповым, который указывал, что громадный пласт христианства ждет юридическую науку. Христианство, по его мнению, следует рассматривать не только как религиозную, но и как нормативную систему. Оно само есть система норм и правил, является регулятором поведения, фактически действуя через тот же механизм, что и право. Христианство вобрало в себя один из древнейших юридических кодексов – Ветхий Завет, нормы которого, преодолев века, вошли практически в законы всех государств. Христианство, по справедливому утверждению профессора А.А.Тер-Акопова, может быть рассмотрено как метаправо, поскольку является прародителем многих современных правовых систем[3].

Связь права с правовой работой очевидна, однако если право главное внимание уделяет внешней форме человеческой деятельности, то главным в правовой работе является внутреннее содержание человека, проявляющееся во вне при нормотворчестве или правоприменении в конкретных делах. Именно от качественного состояния этого внутреннего содержания людей зависит и правовая работа и право и сама жизнь общества и государства.

Как отмечается А.А.Тер-Акоповым, причинно-следственные связи духовно-нравственного характера, действующие на уровне конкретного человеческого поведения, наукой практически не исследуются, что представляется значительным ее упущением; игнорирование духовно-нравственного детерминизма существенно обедняет общее представление о причинности и ее проявлениях, в частности в уголовном праве, оставляет в тени целый блок вопросов, связанных с противодействием преступности. Вопрос о духовности как причине и ее роли в механизме конкретного поведения, в том числе преступного, не поднимается[4].

Традиционно духовность увязывается преимущественно с религиозной сферой жизни, находящейся вроде бы вне поля науки. Такая позиция, по мнению А.А.Тер-Акопова, представляется ошибочной, духовность – социально-психологическое явление, реальность, а всякая реальность может и должна быть предметом научного анализа. Выработка и внедрение в общественное сознание духовности, которая бы основывалась на единой парадигме и не исключала той религиозной составляющей, которая подвластна только вере, действительно задача, актуальная для современной России, топчущейся на месте в поисках путей собственного развития[5].

Как отмечают Пугинский Б.И. и Сафиуллин Д.Н. сейчас отчетливо видно, что мы переживаем совершенно новый этап истории. Он требует новых подходов, воззрений. Новая экономическая ситуация, в которой оказалось наше общество, обязывает думать, работать и жить иначе, чем прежде. Но для этого необходимо освободиться от неприемлемого наследия, т.е. груза обнаруживших несостоятельность представлений, мнимых аксиом, а затем найти верные ответы относительно путей развития. Нельзя не учитывать, что наиболее богатые возможности для научных открытий таятся сейчас именно в сфере технологии правовой деятельности. Поиск в данном направлении существенно обогащает человеческий опыт, утверждает профессионализм, превращает юридическую работу в дело, отмеченное подлинным творчеством. Казалось бы, и в юридических исследованиях центр тяжести должен быть перенесен на организацию исполнения законодательных установлений. Однако пока отсутствуют работы посвященной проблематике. Принципиальным недостатком изысканий науки является ориентированность на промежуточный результат – подготовку правовых норм. В монографиях, журналах не найти информации о том, как обеспечить выполнение законодательных актов в отраслях производства, регионах страны, на предприятиях, какие приемы и способы для этого использовать. Случившееся имеет свои причины. Они – в отсутствии проблемологических разработок и господстве нормотивистской идеологии, в силу которой наука не относит реальное исполнение законов к области своих интересов (какая дисциплина должна заниматься вопросами исполнения законодательства – об этом вообще не говорится). Доказательств этому сколько угодно. Достаточно посмотреть, какое ничтожное место в теории занимают исследования по вопросам непосредственного исполнения законодательства, правовой работы а народном хозяйстве и т.п[6].

Как известно правовая работа представляет собой деятельность, неразрывно связанную с правом. Методологической основой подхода к изучению права в 70-е – 80-е годы оставались, по существу, принципы, определившие в свое время возникновение нормативного его понимания, обусловленного марксистской теорией права и ограниченной во многом ее рамками. Вместе с тем, как указывает Мостовщиков А.Д., отмечается тенденция к расширительному, многоаспектному пониманию права, в связи с чем выход из создавшегося положения видится в возрождении на российской почве философско-правовых исследований, возрождении философии права на основе междисциплинарного, комплексного исследования, объединяющего достижения философии, правоведения, общей и социальной психологии, социологии, истории и т. д[8].

Предлагаемое исследование представляет собой как раз такую скромную попытку, используя накопленное веками богатое историческое наследие, разобраться в таком важном явлении как право вообще и правовая работа, в частности, как в России в целом, так и в ее Вооруженных Силах, в особенности.

Глава 1. Сущность и содержание правовой работы в России и ее Вооруженных Силах

Комплекс мероприятий по реализации и соблюдению требований нормативных правовых актов РФ, общевоинских уставов, нормативных правовых актов МО РФ, приказов и директив Командующего РВСН, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, осуществляемых командованием РВСН, органами воспитательной работы, подразделениями юридической службы, их должностными лицами, командирами (начальниками) всех степеней в пределах их компетенции, в целях успешного решения задач боевой подготовки и повышения боевой готовности и мобилизационной готовности РВСН, обеспечения законности и правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, предупреждения правонарушений, защиты прав и законных интересов органов военного управления, воинских частей и организаций РВСН, военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ.

Правовая работа в РВСН проводится на стадиях: формирования правовых норм; возникновения правоотношений; реализации правовых норм. На стадии формирования правовых норм важной формой работы подразделений юридической службы РВСН является правовая экспертиза актов военного управления, проводимая в обязательном порядке. Правовая работа, проводимая в РВСН на стадии возникновения правоотношений, может быть разделена на работу, связанную с правоотношениями внутри ВС РФ, и с правоотношениями, возникающими между органами военного управления, другими ведомствами и гражданами. На стадии реализации правовых норм правовая работа в РВСН заключается в использовании правовых средств для наиболее эффективного соблюдения прав, исполнения обязанностей и несения ответственности всеми субъектами правоотношений (органами военного управления, их должностными лицами, воинскими частями, предприятиями, организациями и учреждениями, отдельными военнослужащими и лицами гражданского персонала ВС РФ).

Органы военного управления, командиры (начальники) в пределах своей компетенции непосредственно отвечают за организацию и проведение правовой работы: при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, проектов международных договоров, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ; при упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ; при ведении справочной работы по нормативным правовым актам РФ и Министерства обороны РФ; при обеспечении законности и укреплении воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ, при осуществлении трудовых отношений; при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности; при организации правового обеспечения защиты интересов Министерства обороны РФ и его структурных подразделений; при прохождении военной службы; при организации службы войск и обеспечении безопасности военной службы; при проведении мероприятий по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил РФ; при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, лиц гражданского персонала и других граждан; при организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей и даче справок правового характера; при проведении мероприятий по правовому обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил РФ; при обучении соблюдению норм международного гуманитарного права в мирное время, во время ведения боевых действии и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению мира и безопасности (других военных операций, связанных с применением оружия); при обеспечении правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Подразделения юридической службы Вооруженных Сил РФ (начальники юридических служб, групп, старшие юрисконсульты, юрисконсульты, помощники командиров по правовой работе) под руководством соответствующих командиров и начальников, проводя мероприятия правовой работы, непосредственно осуществляют функции: правовой экспертизы проектов приказов и директив Министра обороны РФ, его заместителей и других должностных лиц, которая заключается в правовой оценке проектов принимаемых актов военного управления на предмет целесообразности их издания, соответствия их нормам Конституции РФ и федеральных законов, приказам и директивам Министра обороны РФ, Командующего РВСН, требованиям юридической техники (ясность и четкость текста, определенность поручений, соблюдение правил документирования, согласование с заинтересованными должностными лицами). Правовая экспертиза актов органов военного управления является одной из важных форм правовой работы в РВСН. Она проводится на стадии формирования правовых норм, имеет обязательный характер при подготовке к изданию акта военного управления, способствует повышению правовой культуры и эффективности управленческой деятельности военных кадров РВСН; правового обеспечения договорной, претензионной и исковой работ; проверки состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления; организации справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров; консультирования и дачи справок по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления; участия в организации и работе нештатных юридических консультаций; участия в организации и проведении правового обучения; методического руководства нижестоящими подразделениями юридической службы Вооруженных Сил РФ.

Общее методическое руководство правовой работой в Вооруженных Силах РФ осуществляет Начальник Управления делами Министерства обороны - начальник юридической службы Вооруженных Сил РФ, в РВСН – Юридическая служба Ракетных войск стратегического назначения.

Читайте также: