Пропишите принципы организации индивидуальной работы с детьми

Обновлено: 16.05.2024


Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель младших школьников, необходимы ему для того, что­бы организовать целенаправленную и эффективную индивидуаль­ную работу с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществ­ляется с учетом особенностей развития самого ребенка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. Результатив­ность индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психо­логии личности, педагогического мастерства.

Содержимое разработки

Особенности организации индивидуальной работы

среди младших школьников

Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель младших школьников, необходимы ему для того, что­бы организовать целенаправленную и эффективную индивидуаль­ную работу с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществ­ляется с учетом особенностей развития самого ребенка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. Результатив­ность индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психо­логии личности, педагогического мастерства. В индивидуальной работе с учащимися педагог должен руководствоваться следующи­ми принципами:

принцип контактности - установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе "учитель - ученик - класс";

принцип принятия - уважение самооценки личности уче­ника;

принцип деятельности - вовлеченность учащихся во все виды деятельности для выявления его способностей и ка­честв характера;

принцип последовательности - усложнения и повышение требований к учащимся по мере продвижения;

принцип стимулирования - создание психологических ус­ловий для саморазвития и самовоспитания учащихся.

Индивидуальная работа с учащимися включает несколько эта­пов:

I этап - диагностические исследования личности ребенка, ус­тановление дружеских контактов с детьми, определение направле­ний совместной деятельности.

II этап - вовлечение учащихся в разнообразные виды деятель­ности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темпе­рамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состоя­ниями действия учащихся). Огромное значение в деятельности классного руководителя имеет знание информации о темпераменте учащихся.

Холерик - вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально ре­активен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

В индивидуальной работе с такими учащимися необходимо придерживаться следующих правил:

1. Спокойный ровный тон педагога. .

2. Предъявление четких и обоснованных требований.

3. Демонстрация перспектив деятельности.

4. Положительная оценка деятельности ученика.

Сангвиник - подвижный, легко приспособляемый к обстоя­тельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, конструктивен, однако бывает излишне рационален, не все­гда доводит дело до конца.

В индивидуальной работе с учащимися сангвиниками необходимо руководствоваться следующими правилами:

1.Четкость постановки целей деятельности.

2. Возможность демонстрации учеником его достижений.

3. Одобрение и поддержка взрослого.

4. Учет интересов ученика в порученном деле.

Флегматик - инертен, спокоен, мало подвижен, настойчив, упорен, медлителен.

В индивидуальной работе с учащимися-флегматиками необхо­димо руководствоваться следующими правилами:

Демонстрация практического результата восполняемой ра­боты.

Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятель­ности).

Использование положительных методов воздействия.

Отсутствие в деятельности педагога ярлыков.

5. Поддержка начинаний учащихся, проявление их инициативы.

Меланхолик - не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, спокоен, медлителен, рассудителен, неэмоционален.

В индивидуальной работе с учащимися-меланхоликами необходимо руководствоваться следующими правилами;

Эмоциональное поглаживание и эмпатия.

Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах.

Демонстрация достижений ученика.

Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

Знание темперамента учащихся класса позволит классному ру­ководителю успешно влиять на формирование характера учащихся, их активность в учебной деятельности и во внеклассной работе, ра­ботоспособность и коммуникативность.

III этап - проектирование развития ценностных ориентации,' личностных свойств и качеств школьника, создание индивидуаль­ных программ 'воспитания и самовоспитания учащихся. Показате­лем воспитанности являются конкретные действия каждого учени­ка в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а так­же и самому себе.

IV этап - дальнейшее изучение возможностей продвижение учащихся на пути собственного развития, проектирование его по­ведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использова­ние методов индивидуального воздействия.

V этап - корректирование. Корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ.

Наиболее эффективными методами приемами корректирова­ния являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, са­мооценка, контроль и самоконтроль.

Изучение учащихся на основе индивидуального подхода по­зволяет педагогу выделить группы учащихся по сходным признакам в классном коллективе: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.д. В детских коллективах можно выделить детей одаренных, детей, имеющих физические проблемы, трудных учащихся. Каждая груп­па учащихся требует своего подхода со стороны педагога и своих методов педагогического воздействия.

Одаренные учащиеся. В каждом классе выделяется группа детей, которая обладает сильным интеллектуальным потенциалом. Это учащиеся с ярко выраженными умственными способностями, ши­рокими познавательными интересами, любознательностью, высо­кой мотиваций учебный деятельности. У таких учащихся хорошо развиты такие психические процессы, как воображение, внимание, память. У этих учащихся наблюдается ненасыщаемость интеллекту­альной деятельностью, желание знать много и порой просто бес­системно. Однако, такие ребята тоже имеют свои трудности лично­стного развития. Это и гипертрофированная самооценка, и трудности общения с другими детьми, и одиночество в детском коллективе и т.д. В работе с одаренными учащимися Педагог должен помнить о необходимости особого внимания к личности таких учащихся. В своей педагогической деятельности учитель и классный руководитель должен воспользоваться следующими рекомендациями:

Общение с учащимися на равных.

Постоянное удовлетворение желания деятельности со стороны учащихся.

Выполнение обязательств, данных учащимся.

Создание атмосферы творчества, поиска, интеллектуальной, загруженности.

Индивидуальная работа по преодолению проблем в общении учащихся класса.

Использование различных методов поощрения интеллектуальных усилий и личностных качеств учащихся в той или иной ситуации.

Проведение мероприятий, направленных на разносторон­нее развитие личности учащихся.

Формирование навыков самовоспитания, самоутвержде­ния и самоконтроля.

Формирование нравственных качеств личности одаренных детей.

Трудные учащиеся. Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными учащимися. Ни один ребенок, кото­рый приходит в школу, не хочет быть в числе трудных учащихся. Трудными учащиеся становятся, в первую очередь, в результате се­мейной ситуации. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирование детьми, издевательства в семьях, разводы роди­телей, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в дру­гую - все это и многое другое приводит к тому, что ребенок стано­вится трудным.

Сегодняшняя реальность говорит о том, что возраст трудных учащихся помолодел. Если раньше в разговоре о трудных детях подчеркивалось, что это дети подросткового возраста, то теперь мы говорим о том, что трудные дети - это дети и младшего школьного возраста. Такие учащиеся, выросшие в трудной семейной ситуации, приходят в школу с отсутствием положительных привычек в пове­дении. Ребята не владеют привычкой работать и зачастую не только интеллектуально, не мотивированы на учебную деятельность, лени­вы, неряшливы, у них отсутствуют коммуникативные умения и на­выки, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрес­сивны. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необ­ходимо в первую очередь определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребенок, воспитательные возмож­ности самого детского коллектива, причины, приведшие к трудно­стям в поведении учащихся. Выясняя причины, необходимо про­вести педагогическую диагностику, определить уровень их педаго­гической запущенности, положительные качества характера ребен­ка, на которые следует опираться в воспитательной работе.

Анализируя причины трудностей ребенка, педагог должен ана­лизировать и оценивать их, отвечая на следующие вопросы:

Какие особенности характера ребенка влияют на неадекват­ность его поведения?

Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадек­ватность поведения ученика.

Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может пре­одолеть самостоятельно?

Какие неблагоприятные обстоятельства может преодолеть с помощью семейной ситуации?

Какую помощь может оказать общественность ?

Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ка­ждого ребенка?

Такой анализ позволит достаточно точно нарисовать картину, приведшую ребенка к трудностям. В работе с трудными учащимися необходимо классному руководителю знать те методы перевоспи­тания, которые ему помогут трудности в воспитании взаимодейст­вии с учащимися.

Методы перевоспитания

Одним из основных методов перевоспитания является Метод переубеждения.

Его основным назначением является изменение мотивов оп­равдания неправильного поведения, формирование у учащихся со­циально ценностных мотивов поведения. Используя метод пере­убеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться сле­дующими приемами:

создание положительного общественного мнения;

переубеждение ребенка словом и конкретной деятельно­стью;

создание условий для приобретения ребенком положи­тельного жизненного опыта.

Одним из методов, который дает хорошие результаты в началь­ной школе, это метод переучивания.

Назначением метода переучивания является преодоление от­рицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, не­правильных действий ученика, изменение его жизненного опыта. Для положительного использования этого метода необходимо ис­пользовать следующие приемы:

Включение ребенка в активную социально ценную дея­тельность, в которой он ранее не участвовал из-за своих вредных привычек.

Оценка и поддержка положительных проявлений со сто­роны учащегося.

Контроль и проверка выполнения предъявляемых к нему требований.

Предъявление четких запретов на негативные проявления учащегося.

Весьма перспективным в воспитательной работе с младшими школьниками является метод взрыва.

Целью метода взрыва является стремительное разрушение не­гативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицатель­ных стереотипов поведения ребенка.

Конкретными приемами являются:

доведение до наивысшего эмоционального начала отрицательных переживаний ребенка

создание ситуации глубокого эмоционального пережива­ния, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.

Метод реконструирования дает хорошие результаты после ус­пешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к при­нятию помощи взрослого, способен оценить адекватно и осознать бесповоротно свои проблемы в поведении.

Целью метода реконструирования является внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемами реконструирова­ния являются приемы:

создание положительных перспектив,

использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности;

ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;

составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

Все выше перечисленные методы не имеют под собой реальной почвы, если педагог не будет использовать в своей педагогической деятельности методов поощрения и наказания ребенка.

Целью этих методов является стимулирование положительного поведения учащихся, содержание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть:

поощрительные записи в дневнике,

неожиданные сюрпризы для учащихся положительного свойства,

различные поощрения в виде поездок, путевок, участие в праздничных мероприятиях и т.д.

Большое значение в становлении характера ребенка имеет ме­тод самоисправления. Для младшего школьника очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребенка, оценил эти усилия.

Целью этого метода является развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих ка­честв личности, своего характера.

Для использования этого метода необходимо активно приме­нять следующие приемы, которые могут быть эффективны в работе - с младшими школьниками:

Каждый метод при определенных условиях вступает во взаимо­связь с соответствующими методами воспитания, а главным усло­вием действенности данных методов является системное четко вы­строенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспита­ния и самовоспитания. Если мы внимательно проанализируем все вышесказанное, то напрашивается вывод о том, что эффективности индивидуальной работы с учащимися зависит, в первую очередь, от уровня компетентности, профессионализма ,и педагогического мастерства учителя. Кроме этого, каждый педагог, работающий с труд­ным ребенком, должен быть терпелив, последователен, требовате­лен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положи­тельному результату, но и могут усугубить положение ребенка и привести к непредсказуемым последствиям, а также коренным об­разом повлияют на авторитет самого педагога.


-75%

Читайте также: