Работа в протоколе это

Обновлено: 17.05.2024

Протокол – документ, в котором зафиксирован ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях, совещаниях, собраниях, конференциях. Поэтому, с одной стороны, протокол может быть информационным документом (содержащим информацию о ходе обсуждения управленческих вопросов), с другой – это распорядительный документ, т.к. содержит постановляющую часть.

Протокол документирует деятельность постоянно действующих коллегиальных органов, таких как президиум, профсоюзный комитет. Обязательно протокол ведётся на собраниях, конференциях, семинарах, совещаниях.

Ответственность за подготовку протокола и за правильность записей в протоколе несёт секретарь. Протокол должен быть оформлен не позднее 5 дней со дня заседания.

Все виды протоколов оформляются на общем бланке, который включает следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа (протокол), дата и номер протокола, место составления протокола, заголовок к тексту, текст, подписи.

Протокол должен отражать содержание заседания, собрания, отвечать требованиям полноты и достоверности информации.

Нумерация протоколов собраний, заседаний профсоюзного комитета ведётся в пределах календарного года.

Заголовок к тексту протокола – это название протоколируемого мероприятия (совещание, заседание, собрание) и наименование коллегиального органа, работа которого протоколируется.

Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной.

Вводная часть текста протокола должна включать следующие вопросы:

  • кто руководит проведением протоколируемого мероприятия;
  • кто вёл протокол;
  • кто присутствовал на совещании (заседании, собрании);
  • кто был приглашён (при необходимости) на совещание, заседание, собрание;
  • какие вопросы обсуждались на совещании, заседании, собрании.

Информация о председателе, секретаре, присутствующих и приглашённых включает фамилии и инициалы должностных лиц. Дополнительно для лиц, приглашённых на совещание, указывается занимаемая должность.

к протоколу конференции

трудового коллектива КГПУ

присутствующих на собрании трудового коллектива КГПУ

Секретарь личная подпись И.О. Фамилия

1. О выполнении коллективного договора за 2013 год. Доклад ректора Н.И. Петрова

Основная часть текста протокола излагается в соответствии с вопросами повестки дня. Построение каждого вопроса осуществляется по схеме: Слушали – выступили – постановили (решили). Эти слова печатают прописными буквами.

Принимаемые решения коллегиального органа (профкома, президиума) требуют голосования. В этом случае после раздела Постановили указывается:

ГОЛОСОВАЛИ: за — …против — …воздержались

Например: форма полного протокола

forma-dogovora

Постановление (решение) указывается в протоколе полностью. Протокол подписывается председателем и секретарём. К протоколу подшиваются представленные на рассмотрение материалы: справки, доклады, проекты и т.д.

Решения, принятые на заседании, доводятся до членов профсоюзной организации в виде копии самого протокола или выписки, постановляющей части из него, либо в виде других распорядительных документов: приказов, решений, составленных на основании протокола.

Протоколы относятся к числу важных документов профсоюзной организации, поэтому хранятся не менее 10 лет и передаются на архивное хранение.

По объёму фиксированных данных, в зависимости от вида заседания и статуса коллегиального органа выбирается форма протокола:

  1. Краткая, в тексте которых указывается лишь постановление.
  2. Сокращённая, в тексте которых печатают фамилии выступающих в порядке их выступления. Название каждого доклада заканчивается решением или постановлением.
  3. Полная, в тексте которых кроме постановлений, кратко записывают выступления докладчиков и других участников собрания, совещания, заседания.
  4. Стенографическая, форма протокола составляется на основе стенографического отчёта: о заседании (стенограммы) и дословно передаёт процесс обсуждения каждого вопроса и выработку решения по нему.

Полные и стенографические протоколы составляют на основе рукописных стенографических или магнитофонных записей, которые ведутся во время заседания.

Например: форма краткого протокола

kratkiy-protokol

Пример краткого протокола

Красноярская краевая организация

Профсоюзная организация КГПУ им. В.П. Астафьева

660049 г. Красноярск тел. (3912) 23-23-16

ПРОТОКОЛ

заседания президиума профсоюзного комитета

28 октября 2013 №14

Председатель: Белова Е.Н.

Секретарь: Моисеева В.Н.

Присутствовали члены президиума из 11 человек – 9 человек, в том числе: Смирнова Ю.Н., Иванова Е.В., Арнольд Е.В., Моисеева В.Н., Дзяугис С.В., Ценюга И.Н., Багдасарьян И.С., Коваленко Т.Д.

Повестка дня:

1.Об итогах участия во Всероссийской акции протеста 15 октября 2013 года профсоюзной организации КГПУ

Постановили:

1.1 Информацию об участии во Всероссийской акции протеста 15 октября 2013 года принять к сведению.

1.2 Выразить благодарность первичным профсоюзным организациям, принявшим активное участие во Всероссийской акции работников образования.

Голосование: единогласно

2.Об информационной работе в профсоюзной организации.

Доклад председателя организационно-массовой комиссии профкома Моисеевой В.Н.

Постановили:

2.1 Принять к сведению информацию об информационной работе в профорганизации.

ответственная Моисеева В.Н.

2.3. Оформить стенд профсоюзной информации в учебном корпусе № 4 и № 5

ответственная Багдасарьян И.С. до 01.12.2013

Голосование: единогласно

Председатель Белова Е.Н. Белова

Пример сокращённого протокола

Красноярская краевая организация

Профсоюзная организация КГПУ им. В.П. Астафьева

660049 г. Красноярск тел. (3912) 23-23-16

ПРОТОКОЛ

заседания президиума профсоюзного комитета

28 октября 2013 г. № 14

Председатель: Белова Е.Н.

Секретарь: Моисеева В.Н.

Присутствовали члены президиума из 11 человек – 9 человек, в том числе: Смирнова Ю.Н., Иванова Е.В., Арнольд Е.В., Моисеева В.Н., Дзяугис С.В., Ценюга И.Н., Багдасарьян И.С., Коваленко Т.Д.

Повестка дня:

1.Об итогах участия во Всероссийской акции протеста 15 октября 2013 года профсоюзной организации КГПУ

Постановили:

1.1 Принять к сведению информацию об участии во Всероссийской акции протеста 15 октября 2013 года.

1.2 Выразить благодарность первичным профсоюзным организациям, принявшим активное участие во Всероссийской акции работников образования.

Голосование: единогласно

2.Об информационной работе в профсоюзной организации.

Доклад председателя организационно-массовой комиссии профкома Моисеевой В.Н.

Постановили:

2.1 Принять к сведению информацию об информационной работе в профорганизации.

ответственная Моисеева В.Н.

2.3. Оформить стенд профсоюзной информации в учебном корпусе № 4 и № 5

ответственная Багдасарьян И.С. до 01.12.2013

Голосование: единогласно

Председатель Белова Е.Н. Белова

Секретарь Моисеева В.Н. Моисеева

Красноярская краевая организация

Профсоюзная организация КГПУ им. В.П. Астафьева

660049 г. Красноярск тел. (3912) 23-23-16

ВЫПИСКА из ПРОТОКОЛА

заседания президиума профсоюзного комитета

28 октября 2013 г. № 14

Председатель: Белова Е.Н.

Секретарь: Моисеева В.Н.

Присутствовали члены президиума из 11 человек – 9 человек, в том числе: Смирнова Ю.Н., Иванова Е.В., Арнольд Е.В., Моисеева В.Н., Дзяугис С.В., Ценюга И.Н., Багдасарьян И.С., Коваленко Т.Д.

Повестка дня:

2.Об информационной работе в профсоюзной организации.

2.Слушали: Моисееву в.н.

Выступили: Арнольд Е.В., Белова Е.Н.

Постановили:

2.1 Принять к сведению информацию об информационной работе профорганизации.

ответственная Моисеева В.Н.

2.3. Оформить стенд профсоюзной информации в учебном корпусе № 4 и № 5

ответственная Багдасарьян И.С. до 01.12.2013

Голосование: единогласно

Председатель Белова Е.Н. Белова

Секретарь Моисеева В.Н. Моисеева

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Протокол совещания – документ, который фиксирует все происходящие события на собрании работников коллектива предприятия. Он не относится к строго обязательным документам, но в некоторых случаях бывает действительно необходим.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Роль протокола

Совещания в организациях, независимо от их статуса, направления бизнеса и величины проводятся с определенной частотой. Они позволяют решить множество текущих проблем, своевременно принять необходимые меры для урегулирования сложных вопросов, определить стратегию развития компании и пр.

Тем не менее, далеко не все совещания фиксируются с помощью протокола и это не является нарушением закона. В принципе руководство компании вправе определять, какие именно совещания нужно протоколировать, а какие можно проводить и без оформления данного документа.

Основная функция протокола — письменно зарегистрировать все задачи, вопросы, мнения, озвученные на совещании и, что самое важное — коллегиально принятые решения.

Чем тщательнее и детальнее будет вестись протокол, тем лучше.

Обычно протоколы необходимы на тех совещаниях, которые оказывают прямое воздействие на будущее фирмы. Также рекомендуется протоколировать встречи с участием представителей других предприятий и работников государственных учреждений.

Порядок проведения совещания

Совещание – это не то мероприятие, которое проводится, что называется, с бухты-барахты. Оно требует тщательной предварительной подготовки, которой занимается обычно ответственный сотрудник, назначенный на это специальным распоряжением директора. Он собирает необходимые документы, пишет список актуальных вопросов и насущных проблем, которые нужно решить, уведомляет о намечающемся совещании всех потенциальных участников и проводит прочие подготовительные мероприятия.

Следует отметить, что работники предприятия, получившие информацию о готовящемся совещании и приглашение к участию в нем, могут и отказаться, но только при наличии уважительных и достаточно веских причин, поскольку совещание является частью их должностных обязанностей.

Совещание обычно имеет своего председателя, который следит за его ходом, оглашает повестку дня, проводит голосование. Чаще всего это руководитель компании, но может быть и другой сотрудник. При этом сведения о председателе нужно обязательно вносить в протокол.

С самого начала заседания все события, происходящие на нем, тщательно фиксируются. Причем делается это разными способами: ведение протокола не исключает использования средств фото и видео фиксации.

Протокол после окончания совещания обязательно подписывается секретарем и председателем собрания, а также при необходимости его участниками, которые таким образом подтверждают то, что все внесенные в него сведения верны.

Кто должен оформлять протокол

Функция по оформлению протокола обычно входит в компетенцию секретаря предприятия или иного работника, назначенного для выполнения этой миссии прямо на совещании. При этом человек, выбранный для ведения протокола, должен иметь четкое понимание того, как и для чего это делается и обладать хотя бы минимальными навыками по написанию протоколирующих документов.

Составление протокола

На сегодня закон не предусматривает строгой унифицированной формы протокола совещания, так что организации могут составлять его в произвольном виде или по образцу, утвержденному в учетной политике фирмы. Однако определенную информацию указывать в нем обязательно:

Иногда в протокол вносят точное время (вплоть до минут) начала и окончания совещания – это позволяет дисциплинировать сотрудников и оптимизировать в будущем время, которое тратится на подобного рода собрания.

При необходимости к протоколу совещания могут быть прикреплены какие-то дополнительные документы, фото и видео свидетельства. Если таковые имеются, их наличие нужно отразить в протоколе совещания отдельным пунктом.

Следует отметить, что протокол должен вестись крайне внимательно, нужно избегать ошибок и исправлений, и совершенно недопустимо вносить в него недостоверные или заведомо ложные сведения. При выявлении таких моментов в случае проверки внутренней документации фирмы контролирующими органами, компания может понести серьезное наказание.

Образец протокола совещания

Основные правила оформления протокола

Протокол, как правило, составляется в единственном экземпляре, но при необходимости могут быть сделаны его копии, количество которых не ограничено.

Документ должен быть обязательно подписан непосредственным составителем, секретарем, а также всеми членами собрания.

Оформлять протокол можно на простом листе А4 формата или на фирменном бланке организации – это роли не играет, как и то, ведется он в рукописном виде или заполняется на компьютере. Удостоверять его печатью предприятия не обязательно, так как с 2016 года юридические лица по закону имеют полное право не использовать для заверения своей документации печати и штампы.

Содержание и хранение протокола

Протокольная служба государства – это институт в системе высшего управления государством, отвечающий за протокольное обеспечение межправительственных, межгосударственных и иных международных контактов, то есть соблюдение организационных, морально-этических и правовых международных правил и принципов комфортного уважительного международного взаимодействия.

Значение протокольной службы любого государства или международной организации

В человеческом общежитии для обеспечения комфортного общения и совместного существования разрабатываются и культивируются универсальные формы и инструменты поведения, которые позволяют демонстрировать уважительное отношение друг к другу, к окружающей среде и важным аспектам общественной жизни.

В условиях международного общения соблюдение норм комфортного, уважительного сосуществования возрастает, поскольку всякое государство характеризуется специфическими чертами исторического опыта, социальной и экономической жизни, культурных и политических традиций.

При этом с развитием информационных технологий международные отношения перестали быть исключительно прерогативой дипломатических служб, поскольку в международные контакты активно включаются частные предпринимательские структуры, а также некоммерческие организации и ассоциации, что актуализирует проблемы осмысления и усвоения правил международного общения.

Необходимо отметить, что выстраивание эффективных механизмов общения в международных отношениях повышает и качество внутригосударственного общения, в том числе в бизнес-сфере, поскольку недопустимы двойные стандарты при общении с международными партнерами и внутри государства.

Дипломатический этикет и протокол представляют собой систему организационных, морально-этических и правовых международных правил и принципов, которые обеспечивают комфортное уважительное международное взаимодействие.

Готовые работы на аналогичную тему

Протокольная служба государства или международной организации – это институт, который обеспечивает распространение, соблюдение норм и правил делового общения при контактах с зарубежными партнерами при организации мероприятий внутри государства и за его пределами.

Сегодня протокольная служба с развитием информационных процессов и международных связей обслуживает широкую сферу государственных интересов, в связи с чем актуально укрепление и дальнейшее совершенствование ее деятельности.

Задачи протокольных служб в зарубежных государствах

Протокольная служба позволяет разрабатывать и реализовывать единую политику государства в обеспечении международных взаимоотношений должностными лицами механизма государственного управления.

Так, например, во Франции существует протокольный департамент как подразделение Министерства иностранных дел. Названный институт обслуживает главу государства; директор подразделения сопровождает главу государства в зарубежных поездках.

Кроме того, департамент обслуживает иных представителей механизма государственного управления Франции, когда речь идет об организации международных встреч внутри страны или за ее пределами.

Исходя из направлений деятельности департамента, выделяются во внутренней структуре отделы, отвечающие за разные сферы этикета международного общения.

В Италии главой государства была учреждена должность Шефа протокол, которая обеспечивает соблюдение протокола при международной деятельности высших должностных лиц государства. Шеф протокола имеет широкие правомочия по налаживанию и поддержанию сотрудничества с высшими должностными лицами других государств.

Кроме того, в зарубежных государствах широко используется такая модель организации протокольной службы, как распределение полномочий протокольного обеспечения между отдельными органами публичного управления. Например, в монархиях, протокольные службы функционируют в канцелярии монарха, аппаратах парламента, главы государства и правительства.

Кроме того, в федеративных государствах протокольное обеспечение осуществляют структуры, функционирующими на федеральном и на региональном уровнях. Так, например, в ФРГ функционирует протокольная служба при главе государства – канцлере, при федеральном президенте, при парламенте и правительстве, а также иных исполнительных органах. Кроме того, протокольные службы создаются на уровне субъектов, то есть в органах публичного управления землями.

Необходимо отметить, что оба из рассмотренных подходов к протокольному обеспечению международных контактов глав государства и иных представителей государственного управления в полной мере справляются с поставленными задачами. Выбор наиболее подходящей модели обусловлен административно-территориальным делением, культурно-историческими традициями и пр.

Протокольные службы международных организаций

На современном этапе развития международных отношений полноправными участниками международного сотрудничества выступают международные организации. Поэтому для протокольного обеспечения сотрудничества международных организаций с иными организациями, государственными должностными лицами в структуре международных организаций создаются специальные протокольные службы.

Так, например, в составе ООН функционирует служба протокола и связи, которая обеспечивает при международных контактах соблюдение дипломатических процедур и этикета. ООН ежегодно поддерживаются контакты с представителями всех государств международного сообщества, а также с официальными лицами таких государств, которые прибывают в Секретариат организации для решения каких-либо вопросов международного сотрудничества.

Функционирование протокольной службы и выполнение протокольного обеспечения международных встреч позволяет посредством соблюдения общих правил поведения предупреждать недоразумения и ошибки при встречах с главами государств и иными высшими должностными лицами государства.

Служба протокола обеспечивает протокольное обслуживание Генерального секретаря, его заместителя, Секретариата, Председателя Генеральной Ассамблеи. Кроме того, служба сотрудничает с постоянными комиссиями наблюдателей и представительствами при ООН, со специализированными смежными учреждениями.

Для протокольного обслуживания используется единый свод правил поведения на заседаниях, форумах, церемониях, в которых участвуют главы правительств или их представители.

Восполним этот пробел и проанализируем, что такое протокол и в каких сферах наиболее часто применяется.

Лист бумаги

Протокол – это …

Для того, чтобы не разворачивая, узнать, что за текст размещен в свитке, на него сверху приклеивали небольшой фрагмент папируса, на котором писали краткое содержание текста, имя автора и дату написания. Вот этот листок и назывался протоколом.

Свитки

Протокол – это …

Особенности применения термина в различных сферах

Очевидно, что документальное фиксирование событий, фактов, результатов необходимо в самых различных сферах деятельности человека. Поэтому протоколы применяются всюду, но в каждой сфере имеют свои особенности.

Протокол в делопроизводстве

Формализм, не доведенный до абсурда – это благо. Делопроизводство необходимо для того, чтобы документально фиксировать коммерческую и некоммерческую деятельность физических и юридических лиц.

Протокол – один из видов документов в делопроизводстве. Как правило, его форма является унифицированной (стандартной).

Оформление

Чаще всего протоколами в делопроизводстве пользуются для того, чтобы задокументировать ход каких-либо собраний. Это могут быть собрания сотрудников предприятия, заседания в ходе судебных разбирательств, деловых встреч бизнесменов, собрания собственников жилья, членов ЖСК и т.д.

Протокол ведет штатный, назначенный или выбранный секретарь. В зависимости от формата протоколируемого мероприятия, в нем фиксируются либо только основные моменты (повестка, количество присутствующих, решение), либо ведется дословная запись всего хода собрания или заседания.

Виды

При необходимости дословной фиксации используется какой-либо из специальных способов документирования:

  1. скоропись (стенография);
  2. аудиозапись;
  3. видеосъемка.

После оформления его подписывают секретарь, председатель собрания, и, иногда – участники мероприятия (все или избранные).

Протокол – документ, имеющий юридическую силу.

Это значит, что к нему можно апеллировать (обращаться) при принятии каких-либо решений, в качестве доказательства при судебных разбирательствах и т.д.

Протокол в юридической практике

В юриспруденции он является одним из важнейших документов. Именно протоколом оформляют описание места происшествия, фиксируют административное правонарушение, показания участников судебного процесса.

Неправильно составленный протокол может стать причиной отказа в возбуждении административного или уголовного дела. Показания, задокументированные в нем, являются единственно верными, в отличии от устных свидетельств.

В компьютерных технологиях

Эти протоколы являются набором определенных соглашений, задающие способы передачи информации вне зависимости от использования конкретной аппаратной платформы.

Сетевые протоколы – это правила, которым подчиняются компьютеры при работе в локальной или глобальной компьютерной сети.

Набор правил

Протоколы, используемые в передаче информации в сети интернет:

В медицине

Предписано протоколом внести в карточку показатели температуры, описать внешние показатели состояния здоровья – значит, врач должен это сделать. Хотя часто не понятно: если у пациента болит голова, зачем описывать цвет языка и характеристики стула? Оговорюсь, последнее высказывание – это дилетантский подход человека, очень далекого от медицины.

Протоколы диагностики и лечения – это своды инструкций, которые предписывают, что должен сделать врач в той или иной ситуации, при наличии тех или иных симптомов у пациента. То есть это стандарты, которыми руководствуется мед. работник в процессе своей профессиональной деятельности.

Стандарт

Протоколы диагностики и лечения меняются вследствие внедрения в практику результатов новых открытий и достижений в медицине.

Российские врачи по-разному относятся к тому, что протоколы, возможно, станут иметь форму приказа. С одной стороны, это поможет врачу назначить адекватное лечение, с другой – ограничит свободу действий.

В международных отношениях

Протоколом в международных отношениях называют решения, которые совместно принимают несколько государств. Такие решения обретают статус документа и обязательны для выполнения теми странами, которые его подписали.

Например, бессрочный Женевский протокол 1925 года о запрете применения ядовитых газов и бактериологического оружия при ведении военных действий.

Дипломатический и церемониальный протокол

Любые церемонии всегда проводятся с соблюдением определенного алгоритма, т.е. с соблюдением протокола их проведения.

Например, торжественное бракосочетание начинается с приглашения жениха, невесты и их гостей в специальный зал. Затем регистратор произносит речь, и только затем наступает непосредственно момент подписания документа о вступлении в брак.

Бракосочетание

Особое внимание уделяется протоколу при проведении мероприятий на государственном или международном уровне. Эти правила называются дипломатическим протоколом. Они подразделяются на дипломатический этикет и церемониал.

Этикет — это свод правил поведения для участников мероприятия, а церемониал – установленный порядок проведения этого мероприятия.

Основы

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Как раз недавно прочитал, что Министерство цифрового развития хочет запретить какие-то протоколы передачи данных, как сообщается, с их помощью можно обходить блокировки сайтов, целый законопроект по этому поводу написали. А те протоколы вроде нужны для безопасного соединения пользователя с сайтом, а обход блокировок является их побочным эффектом. В общем, как бы это министерство чего не учудило, по принципу, хотели как лучше, а получилось как всегда.


Протокол совещания занимает особое место в документации предприятия. Он вмещает в себя детальную информацию о процессе обсуждения значимых вопросов, а также предложение путей их решения. Протокол - неизменный спутник не только совещаний, но собраний и конференций.

Что представляет собой протокол совещания

Давайте разберем, что такое протокол совещания. Как вести этот документ - тоже немаловажный вопрос.

Деловое совещание в процессе

Протоколу совещания свойственны следующие черты распорядительного документа: наличие решений, которые подлежат исполнению в обязательном порядке. Что касается фиксации истории принятия решений - это признак информационно-справочного документа.

Роль протокола совещания в деловой жизни

Грамотное составление протокола совещания - это гарант эффективной работы, которая обеспечит вашему бизнесу успех и процветание. Документ позволяет учесть ту часть информации, о который вы в рутине и спешке забыли.

Деловое совещание как проходит

Структура протокола совещания

При составлении протокола следует учитывать требования ГОСТа Р 6.30-2003. ГОСТ содержит информацию о правильном ведении организационно-распорядительной документации. Обратите внимание на подробный разбор всех структурных элементов протокола совещания.

Процесс делового совещания

Как оформить заголовочную часть

Далее пропишите наименование документа (протокол). Укажите индекс (порядковый номер). Нумерацию протокола вы устанавливаете на календарный год. Допускается заранее продумать, какие группы протоколов вам понадобятся, и осуществлять нумерацию отдельно по ним.

Пропишите дату составления протокола. Если совещание длится несколько дней, проставляйте дату начала и завершения. Учтите: на начальном этапе составления протокола не нужно спешить и указывать дату подписания протокола. Возможно, протокол будет подписан спустя несколько дней с момента завершения совещания.

Важный нюанс: если дата имеет одну цифру (например, 4 февраля), ставьте перед ней цифру 0. Это поможет избежать случаев трансформации 4 февраля в 14 или 24.

образец протокола совещания у руководителя

Немаловажно обозначить место составления протокола (населенный пункт). Особенно это пригодится, если его проблематично выявить по названию организации. Кроме того, это приобретает значимость, если совещание осуществляется в другом населенном пункте, отличном от расположения организации.

Переходим к заголовку текста. Он должен включать указание на вид осуществляемой совместно деятельности. Допустимы варианты: заседание, собрание, совещание. Указываем коллегиальный орган в родительном падеже. Пример: протокол собрания учредителей предприятия. Касаемо расположения реквизитов заголовочной части: их можно расположить угловым либо продольным способом.

Пример протокола совещания на данном этапе выглядит таким образом:

  • Акционерное общество "Энергия".
  • (АО "Энергия").
  • ПРОТОКОЛ совещания руководителей структурных подразделений.
  • 04.02.2020 № 2.
  • Тюмень.

Как оформить вводную часть

Ведение протокола совещания предполагает и написание вводной части. Этот структурный элемент содержит инициалы и фамилии председателя и секретаря. Внимание: председатель - это тот, кто проводит совещание. Указывать его должность в соответствии со штатным расписанием не нужно. Секретарь - это тот, кто ответственен за документирование совещания. Ему не обязательно являться секретарем по занимаемой должности.

Деловое совещание, конференция

Также нужно указать инициалы и фамилии сотрудников организации, которые присутствовали на совещании и участвовали в процессе принятия решений.

На собрании могут присутствовать иные лица, приглашенные для дискуссии. Их тоже нужно упомянуть во вводной части.

Вот так выглядит пример протокола совещания на данном этапе:

  • Председатель - Вишневский А. И.
  • Секретарь - Романенко Л. Е.
  • Присутствовали: Иванец М. О., Щеткова А. Г., Лазарев Д. С., Воронина Ж. В., Костенкович В. Л., Ярин К. Д.
  • Приглашенные: исполнительный директор ОАО "Абсолют" Петров О. В., коммерческий директор ОАО "Подъем" Синицын А. Б.

Задача секретаря - заранее сформировать список всех участников, согласовав его с руководителем. На основании перечня происходит информирование всех участников. Подкрепить доведение информации можно справочными раздаточными материалами. Так все лица получат подробную информацию о предмете обсуждения. Немаловажно оформление повестки дня. Это часть протокола, которая содержит информацию о том, что предстоит обсуждать участникам совещания.

Пример протокола совещания на данном этапе:

Как оформить основную часть

Основная часть протокола оформляется в соответствии с содержанием повестки дня. Сколько разделов и пунктов в ней содержится, столько и должно быть включено в основную часть.

Допускается два метода оформления основной части протокола совещания: краткое протоколирование и полное. Образец протокола ведения совещания на этом шаге приведем ниже, а сейчас стоит разъяснить методики протоколирования:

  • Первый метод включает описание вопросов, которые были рассмотрены во время совещания; фамилии лиц, выступивших с докладом, а также решения проблемных вопросов.
  • Второй метод изобилует подробными записями, которые дают представление о содержании всех выступлений, реплик, дискуссии.

Допускается два метода оформления основной части протокола совещания: краткое протоколирование и полное. Пример протокола совещания на данном этапе:

Полный протокол содержит дополнительную часть, которая называется "ВЫСТУПИЛИ". Образец протокола ведения совещания выглядит при этом следующим образом:

Как протоколировать оформляющую часть

Стоит подробнее остановиться на вопросе оформления основной части, как вести протокол совещания. Образец для подражания - секретарь, который использует запись всех выступлений на диктофон наряду со стенографическими записями.

Если собрание масштабное и многодневное, то протоколирование совещаний могут осуществлять два секретаря. Это исключит риск ошибок и позволит оформить протокол без упущения важных моментов.

Задача секретаря - оформление протокола в соответствии с обязательными требованиями. Если объем протокола получился больше одной страницы, то страницам документа следует присвоить нумерацию. Она производится, начиная со второй страницы. В оформлении номеров - исключительно арабские цифры. Дефисы и кавычки не допускаются.

Затем нужно передать проект протокола председателю совещания на согласование и при необходимости на редактирование. Передается также один экземпляр такого документа руководителю (образец протокола совещания размещен выше). Согласованный и подписанный председателем протокол после редактирования считается официальным документом. Заметьте: юридической силой он наделяется при наличии двух подписей - секретаря и председателя. Оформление подписей тоже требует соблюдения некоторых нюансов. Их нужно отделить от основного текста двойным или тройным междустрочным интервалом. Такие слова, как "секретарь" и "председатель", нужно расположить от границы левого поля, с правым же полем должна граничить самая последняя буква в фамилиях указанных лиц.

Деловое совещание массовое

Сколько времени отводится на оформление протокола

Как правило, для оформления всех структурных элементов протокола отводится не более пяти дней. Дату, к которой должен быть подготовлен проект протокола, определяет председатель. Также срок протоколирования может быть прописан в регламенте работы организации.

Что такое выписка из протокола

Иногда выписка выступает в роли средства доведения принятых решений до их исполнителей. Секретарь не позднее двух дней с момента подписания протокола занимается рассылкой выписок ответственным лицам. Подписание выписок тоже входит в компетенцию секретаря.

Женщины на деловом совещании

Как следует хранить протокол совещания

В случае если организация не представляет собой источник государственных и муниципальных архивов, то постоянный срок хранения протоколов совещания длится до момента ликвидации организации. Обратите внимание, как рациональнее хранить протокол рабочего совещания. Образец: для удобства в конце года сформируйте папку "Дело", которое состоит из протоколов совещаний за истекший год. Будет удобно, если в "Дело" приложить внутреннюю опись.

Читайте также: