Закреплена ли официально должность тьютор в числе работников
Обновлено: 23.05.2024
Здесь для вас квалификационная характеристика тьютора , направления его деятельности, документация тьютора, информационные материалы.
Нормативно-правовые акты являются основанием для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.
При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор:
Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.
Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;
методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
- должен иметь (требования к квалификации):
Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.
Представленный на интернет-сайтах опыт работы ОУ, где практикуется должность тьютора, позволяет сделать следующие выводы:
тьютор:
- работает в соответствии с планом (на учебный год, четверть, месяц, неделю), утверждаемым администрацией школы. Содержание плана определяется выбранной моделью тьюторского сопровождения, особенностями направлений, определенных обучающимися. На основании этого плана тьютор организует индивидуальную и групповую работу;
- ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости обучающихся в отдельном журнале;
- еженедельно отслеживает продвижение учеников в обучении;
- один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика (уровень владения учебным материалом, степень готовности к самостоятельной работе, активность на уроках и внеурочной деятельности, развитие исследовательских и проектных навыков);
- подводит предварительные итоги успеваемости по окончании четверти, полугодия и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей;
- представляет отчёт по итогам полугодия, года промежуточной и итоговой аттестации в закрепленных группах, классах;
- отчитывается о проделанной работе и ее результатах перед директором школы, заместителем директора по УВР, на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете;
- разрабатывает организационно-методические материалы:
— комплекс вариантов индивидуальных образовательных программ и маршрутов,
— комплекс материалов для диагностики интересов и проектирования образа будущего,
— макет портфолио достижений обучающегося,
— макет индивидуального плана обучающегося;
- как сопровождающий индивидуальную образовательную программу обучающегося не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат;
- ответственность тьютора перед обучающимися и их родителями (законными представителями) состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата.
Специалисты считают, что результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:
- рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;
- рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;
- рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать, умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
- развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;
- расширение горизонтов образовательного, профессионального, социального самоопределения обучающегося.
Примерная документация тьютора:
- программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
- план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;
- индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
- план-график работы с тьюторской группой;
- журнал учета посещаемости детей;
- анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;
- портфолио обучающихся;
- материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.
Можно почитать
Некоторые сайты по проблеме
При подготовке использованы материалы образовательных учреждений, отдельных авторов, размещенные на интернет-сайтах
Профессия тьютора востребована, перспективна, общественно значима. Узнать подробнее о функционале тьютора, необходимых знаниях и навыках, возможностях трудоустройства в системе образования вам поможет данная статья.
Тьютор: что это за профессия
Не случайно должностную инструкцию тьютора разрабатывают в Министерствах здравоохранения, труда и социальной защиты РФ. С другой – тьютор занимается в школе работой с проблемными детьми и семьями, координацией дистанционного обучения, организацией индивидуальной самостоятельной работы, т. е. ведет педагогическую деятельность со всеми учениками, а не только с детьми с ОВЗ.
Каковы задачи и должностные обязанности тьютора, а также квалификационные требования, предъявляемые к нему?
Согласно должностным инструкциям, основными направлениями деятельности тьютора в школе могут быть:
- организация индивидуальной работы обучающихся, выявление их особых интересов, способностей, оказание помощи в выборе оптимального для школьника профиля подготовки;
- оказание помощи обучающимся в поиске информационных материалов для саморазвития;
- поиск вместе с конкретным учеником причин неудач в обучении, ориентиров и целей в образовательной деятельности;
- организация системы профориентационной работы с учетом индивидуальных запросов, интересов и способностей обучающихся;
- оказание содействия в составлении индивидуальных учебных планов, планировании индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов;
- оказание помощи обучающимся в самоанализе результатов учебной деятельности, корректировке индивидуальных учебных планов;
- генерирование интеллектуальных и творческих способностей школьников для организации научно-исследовательской работы и внеурочных творческих мероприятий;
- организация взаимодействия учеников и педагогов с целью решения проблем в обучении, а также формирования и корректировки личных образовательных стратегий;
- координация работы с родителями по формированию индивидуальных учебных планов их детей;
- координация использования инновационных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в организации индивидуального обучения;
- консультирование обучающихся и родителей по вопросам реализации индивидуальных программ обучения;
- анализ достижения учащимися образовательных цензов и др.
Что значит тьютор: роль наставника в обучении и воспитании ребенка
На первый взгляд может показаться, что подобные функции выполняют в школе и другие педагогические работники: психологи, социальные педагоги, классные руководители. Но тьютор, как правило, берет наставничество над теми, кому это наиболее необходимо. Он помогает найти подход к ученику в той ситуации, когда, скажем, у учителя-предметника это не получается. Возможно, в силу индивидуальных особенностей ребенок не может воспринимать учебный материал при групповом обучении, ему для усвоения нужно больше времени или применение других методик. Тьютор призван помочь ученику разобраться в своих неудачах и спланировать индивидуальную стратегию достижения учебных целей. Многие дети имеют повышенный интерес к изучению отдельных предметов, желают вести научные исследования, применять творческие способности во внеурочной деятельности. Выявление таких учеников и ведение работы с ними – также важная функция тьютора.
Наконец, в каждой школе есть дети с ограниченными возможностями, требующие индивидуального подхода в обучении по состоянию здоровья. Тьютор не выполняет с ними функции няни, оказывая лишь физическую помощь в перемещении. Задача тьютора в инклюзивном образовании – быть посредником между детьми с ОВЗ и педагогами, родителями, опекунами и т. п. в оказании таким детям помощи в обучении и воспитании, эффективном использовании их физических и интеллектуальных возможностей, раскрытии потенциала, формировании и развитии личности. Тьютор должен стимулировать стремление к самостоятельности, помогая там, где ее проявить трудно или невозможно.
Где тьютор может работать?
Услуги тьютора востребованы во всех образовательных учреждениях – от детских садов до колледжей и университетов. В России тьюторство как система находится на начальном этапе своего становления. На сегодняшний день тьюторы работают в основном в инклюзивных школах и детских садах, а также альтернативных образовательных организациях, практикующих домашнее обучение с применением дистанционных технологий.
Если говорить о том, сколько получают тьюторы, следует отметить, что это зависит от многих факторов: региона, должности, педагогического стажа, формы собственности и специфики образовательной организации. В различных регионах России их зарплата колеблется в пределах 12 – 40 тысяч, в Москве – от 30 до 70 тысяч рублей.
Как стать тьютором?
Читайте также: