Проблемы применения уголовного наказания в виде принудительных работ

Обновлено: 15.05.2024

Одним из приоритетных направлений модернизации Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) выступает реформирование системы наказаний, которая наряду с другими претерпела существенные изменения по сравнению с первоначальной редакцией кодекса.

Анализ статьи 531 УК РФ и 45 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что данное наказание является основным видом, срочным, поскольку применяется в течение определенного срока (от 2 месяцев до 5 лет). Это наказание является заменяемым и замещающим, поскольку с одной стороны, в случае злостного уклонения от его отбывания, оно может заменяться лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за один день исправительных работ; с другой – такие виды наказаний как штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы в случае злостного уклонения от их отбывания также могут заменяться принудительными работами.

Новое наказание, безусловно, можно отнести к видам наказаний, связанным с исправительно-трудовым воздействием на осужденного, что вытекает уже из названия самого наказания. К тому же это – и имущественный вид наказания, поскольку из заработной платы осужденного в доход государства поступает определенная часть. Данные признаки – обязательный труд и определенные вычеты из заработной платы сближают данное наказание с исправительными работами.

Действующее уголовное законодательство предусматривает возможность весьма широкого применения принудительных работ. В Особенной части УК РФ содержится 376 преступлений за которые предусмотрены принудительные работы, за исключением убийства (ст.105),умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст.111), изнасиловании (ст.131), насильственных действий сексуального характера (ст.132), развратные действия (ст.135) и др. Даже за такое преступление, как похищение человека (ч.1 ст.126) альтернативой лишения свободы могут быть принудительные работы сроком до пяти лет66.

Однако, в то же время.в России уже был опыт по планированию строительства исправительных центров для отбывания подобного рода наказания67. Большая вероятность, что из-за нехватки средств для их строительства большая часть исправительных центров будет функционировать как изолированные участки при исправительных учреждениях, что, не в полной мере будет способствовать целям исправления. Так, согласно расчетам экспертов, затраты на создание одного исправительного центра с лимитом наполнения до 200 человек составят от 67,6 до 72,2 млн руб. в зависимости от комплектации, учитывающей климатические условия места расположения центра, необходимые инженерно-технические средства охраны, инженерные сети и системы. Для обеспечения штатной численности сотрудников одного исправительного центра в количестве 30 единиц денежным довольствием и прочими выплатами, установленными законодательством Российской Федерации, согласно расчетам, произведенным в параметрах затрат 2013 г., потребуются бюджетные ассигнования в размере 9,9 млн руб. в год, а на 30 исправительных центров с учетом необходимой штатной численности – от 2,325 до 2,463 млрд руб. На рассмотрение Правительства Российской Федерации направлен законопроект, подготовленный ФСИН России, предусматривающий отложенный срок введения данного уголовного наказания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель продемонстрировал непродуманный и скороспелый подход при решении важной проблемы. А судьи опять же будут вынуждены назначать осужденным те несколько видов наказаний, которые так прижились в российской действительности - штраф, обязательные и исправительные работы, лишение свободы. Ведь за все время действия УК РФ и УИК РФ у государства так и не нашлось средств на строительство исправительных центров. Возникает вопрос – когда ждать появления исправительных центров в каждом субъекте Российской Федерации? Или же опять можно говорить о том, что система наказаний пополнилась еще одним отложенным наказанием, которое так и не начнет применяться на практике повсеместно. В частности, можно отметить ст.313УК РФ, предусматривающую ответственность за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи. В ней три части, в санкциях каждой из которых присутствуют принудительные работы, даже в ч. 3, предусматривающей ответственность за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Другими словами, существует потенциальная возможность назначения за совершение побега из места лишения свободы наказания в виде не дополнительного лишения свободы, а принудительных работ.

Иначе говоря, в связи с финансовой проблемой в вопросе реализации данного наказания, законодателю, вероятно, следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство и предусмотреть возможность исполнения принудительных работ на базе колоний-поселений, преобразовав их в исправительные центры.

Список литературы


Каждый человек может совершить какой либо проступок или преступление.

Совсем не важно как это произошло – вы осознанно украли чью-то вещь или же случайно принесли кому-то легкий вред здоровью.

Как правило, при совершении преступления, не характеризующегося тяжким, редко назначают срок заключения и отбывания наказания в колонии.

Скорее применяется практика назначения, каких-либо работ: обязательных, испытательных и принудительных.

Среди остальных, принудительные работы в уголовном праве считаются достаточно жесткой мерой наказания.

Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным сроком от одного года до трех лет, что не скажешь об обязательных или же испытательных работах.

Однако, несмотря на это, принудительные работы назначают все реже и реже.

Кто-то скажет, что это из за неэффективности наказания, кто-то напротив – решит, что это особая мера, требующая особого случая и особых условий.

Так это или нет – разберемся в следующих пунктах.

Понятие и сущность

Что это такое, принудительные работы по УК РФ?

Как вы уже поняли – принудительные работы рассматриваются в первую очередь, как новый вид уголовного наказания ст 53.1 УК РФ.

Так. Например, оно связано с тем, чтобы путем принуждения, осужденного к каким либо работам, или же по другому сказать – труду, таким образом воздействовать на него с точки зрения воспитательной функции.

Заработная плата от такой работы, конечно же, не поступает на счет осаженного, а если и поступает, то в строго оговоренном проценте.


Все остальное перечисляется на счет государства или же на счет гражданина, которому был нанесен ущерб.

Данное наказание предполагает работу, которую будут тщательно курировать сотрудники уголовно-исправительной инспекции. Они тщательно будут следить за тем, чтобы гражданин действительно работал.

Также гражданина, направленного на выполнение принудительных работ обязывают систематически отмечаться о начале рабочего дня и о его окончании.

Помимо этого, любое неповиновение сотрудникам уголовно исполнительной инспекции приравнивается к нарушению общественного порядка и срок отбывания наказания в виде принудительных работ путем выполнения уголовно исправительных работ может быть увеличен.

  1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
  2. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.
  3. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
  4. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.
  5. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
  6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
  7. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Виды принудительных работы могут быть разные и эту информацию вы почерпнете не только из интернета, так и из Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кто-то выполняет принудительные работы, находясь в непосредственной близости к дому, а кто-то наоборот просит, чтобы его отправили подальше.

С психологической точки зрения такое поведение объясняется тем, что гражданин в каких-то случаях стесняется или же наоборот, не стесняется своего положения в обществе.


Также принудительные работы могут отличаться и по другому признаку, например, такому как срок.

Кому-то принудительные работы назначают в целее профилактики совершения преступления, а кому-то как суровый вид наказания.

Именно поэтому в первом случае принудительные работы могут быть сроком до пара месяцев, а уже во втором превышать отметку в один год.

Особенности

Самая главная особенность такого вида наказания это альтернативность.

Принудительные работы часто применяются как альтернатива лишению свободы.

Дело в том, что принудительные работы занимают у человека шесть дней в неделю с утра и до самого вечера, поэтому получается практически тот же самый эффект что и у лишения свободы, однако заключенные могут отказываться от выполнения работы, а вот те, кому вменили принудительные работы – не могут.

Нужно сказать, что в момент вынесения приговора, бывалые заключенные очень расстраиваются, когда вместо лишения свободы им вменяют принудительные работы.


Еще одной особенностью является то, что принудительные работы – это один из немногих видов наказания, за которое выплачивается денежное вознаграждение.

Каким образом это происходит.

На счет осужденного к принудительным работам начисляются средства как реальному работнику, а вот львиная доля с них уходит в счет пострадавшего или же в счет государства тем самым оставляя осужденному средств чуть больше, чем прожиточный минимум.

Кому и за что назначаются?

Принудительные работы – это одна из самых распространенных мер наказания для злостных неплательщиков алиментов.

Федеральная служба судебных приставов направляет регулярно данные о злостных неплательщиков в органы прокуратуры.

Как сумма, не выплаченная гражданами переходит свой критический порог, прокуратура собирает документы, приглашает потерпевших и становиться государственным обвинителем в данном деле.

Дальше события разыгрываются по следующему сценария.

Неплательщик либо оплачивает все долги в короткий срок, либо ему назначают принудительные работы, заработок с которых практически полностью будет поступать в счет потерпевших до полного погашения задолженности.

В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со статьей 60.4 настоящего Кодекса.

Кому не назначаются?


Конечно, принудительные работы достаточно специфический вид наказания, однако назначить его можно далеко не всем.

Так, такое наказание не применяется по отношению к беременным женщинам, матерям одиночкам и несовершеннолетним.

И этому всему есть особое объяснение. Дело в том, что беременные женщины не могут заниматься тяжелым физическим трудом, это может принести вред их здоровью, поэтому и освобождаются от подобного наказания.

Что касается других категорий граждан, например, матерей одиночек, то здесь тоже можно легко объяснить позицию законодателя.

Мать будет покидать ребенка с утра и до самого вечера, а если он не ходит в детский сад и находится в беспомощном состоянии, обычно это дети до трех лет, то их матери освобождаются от такого наказания.

У несовершеннолетних шестнадцатилетних подростков только формируется организм, поэтому им также нежелательно выполнять тяжелый физический труд.

Места отбывания

Где отбываются принудительные работы?

Осужденные к принудительным работам отбывают наказание вблизи своего места жительства.

Как правило, отмечаться такие осужденные ходят в уголовно-исполнительную инспекцию. Там же и получают указания, где сегодня они будут осуществлять свою деятельность.


Так, например, часто принудительный труд включает в себя работу под руководством куратора или бригадира подметают улицы, собирают мусор, красят бордюры или выполняют тяжелую мужскую работу.

Перерыв на обед обязателен для таких видов заключенных, но опять же, он проходит под чутким надзором куратора.

Порядок отбывания

Порядок отбывания принудительных работ обозначен в статье 60 уголовно исполнительного кодекса.

Так, там говорится в первую очередь о том, что необходимо в первых постоянно являться в уголовно исполнительную инспекцию для того, чтобы показывать свое присутствие.

Также осужденные подписывают документ о том, что обязуются выполнять все правила, продиктованные уголовно исполнительной инспекцией.

Также осужденные должны всегда иметь при себе паспорт.

Все эти указания направлены на то, чтобы в первую очередь соблюдалась исправительная функция.

Когда применяются?


Принудительные работы применяются в случае, когда преступное деяние было совершено впервые, когда у гражданина не было мотива или когда преступление было совершено по легкомыслию.

Также принудительные работы в основном применяются к женщинам, совершившим преступления средней тяжести.

На какой срок устанавливаются?

Принудительные работы не имеют четких временных рамок. Их, как правило, устанавливает суд.

Также суд рассматривает личность подсудимого, его отношение к труду, привлекался он или нет.

Если персонаж в целом положительный, то в целях исправления принудительные работы назначают на срок, не превышающий пол года.

Также, что касается принудительных работ для неплательщиков алиментов, то принудительные работы должника будет длиться до тех пор, пока с них не взыщут всю сумму, которую они не выплатили.

Проблемы исполнения

Главной проблемой исполнения наказания в виде принудительных работ является невозможность отслеживания, исправляется ли человек или нет.

Очень часто в таких бригадах присутствует дедовщина и когда одни выполняют свою работу, другие нагло этим пользуются и стараются командовать остальными.

Чем отличается от обязательных и исправительных работ?


Исправительные и обязательные работы назначаются совсем за другие категории преступлений.

Такие наказания не являются обязательными, за них не взыскивают заработную плату и у них не такой жесткий график, хотя такие наказания так же курируются уголовно исполнительными инспекциями.

Исправительные и обязательные работы больше направлены на исправление граждан, сущность принудительных работ помимо исправления имеют целью в какой то степени наказать осужденного.

Также эти наказания различны по срокам.

Как часто применяются на практике?

Принудительные работы применяются на практике не так чата как хочется.

Не во всех муниципальных образованиях есть подобные инспекции, поэтому стоит иметь ввиду, что судьям проще назначить гражданину лишение свободы, чем отвозить осужденного к месту отбывания принудительных работ.

Также, ввиду того, что принудительные работы назначаются достаточно узкой категории людей, стоит иметь ввиду, что не всегда судьи знают, как применить это наказание, поэтому предпочитают с ним не связываться.

Что будет в случае злостного уклонения?


В случае злостного уклонения от работ представитель инспекции вносит в суд ходатайство об изменении меры отбывания наказания.

Суд рассматривает данное ходатайство и назначает более суровое наказание за весь срок неотбытый осужденным.

Пример

Ярким примером принудительных работ принудительных работ являются работы по облагораживанию муниципальных территорий. Осужденные собирают мусор, восстанавливают постройки и выполняют другую, общественно полезную работу.

Может ввиду этого положительного момента и стоит почаще применять такую меру наказания как принудительные наказания.

В статье с точки зрения историко-правового анализа рассматриваются проблемы введения уголовного наказания в виде принудительных работ. Такой вид наказания применялся в соответствии с Уложением 1903 года, впоследствии в 1920–1930-е годы. Возвращение к данной мере наказания состоялось в связи с изменениями общественно-политической ситуации в СССР – введением нового уголовного законодательства и отражало курс на гуманизацию карательной политики. В 1970-е годы, наоборот, проявлялась тенденция к усилению уголовного наказания. В то же время в этот период был накоплен значительный опыт применения наказания в идее принудительных работ без изоляции от общества. По мнению автора, эффективность наказательной меры следует рассматривать в комплексе с социально-экономической обстановкой в стране. К сожалению, исполнение наказания в виде принудительных работ отложено до 2017 г., но это дает возможность для качественного исследования последствий применения данного вида наказания.


1. Алексеев С.Л. Преступность несовершеннолетних и молодежи и её основные показатели // Актуальные вопросы судебной медицины и права: сб. науч.-практ. работ / под ред. В.А. Спиридонова, Н.Ш. Нигматуллина. – Казань, 2012. – Вып. 3. – С. 215.

2. Выступление депутата Р.А. Руденко на заседании Верховного Совета СССР седьмого созыва (шестая сессия) 11 июля 1969 г. по докладу «О проектах основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, Положения о предварительном заключение под стражу и закона СССР о внесении дополнений и изменений в основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик // Стенографический отчет. Заседания Верховного Совета СССР седьмого созыва (шестая сессия). – М., 1969. – С. 141–145.

3. История государства и права СССР / под. ред. Г.С. Калинина. – М.: Юридическая литература, 1972. – 672 с.

4. Материалы VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. – Гавана, 1990.

5. Руденко Р.А. Задачи дальнейшего укрепления социалистической законности в свете решений XX съезда КПСС // Советское государство и право. – 1956. – № 3. – С. 15–25.

Необходимость применения наказаний не связанных с лишением свободы, а только ограничивающих ее, отражается и в международных документах. Например, в материалах VII конгресса ООН по предупреждению преступности (1985 г.) отмечались негативные последствия применения лишения свободы – понижение социального статуса осужденного, сужение возможности возвращения осужденного к активной трудовой деятельности. В качестве альтернативы были рекомендованы: штраф, принудительные работы, условное осуждение. Восьмой конгресс ООН (август 1990 г.) по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями одобрил Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, которые впоследствии были приняты Генеральной Ассамблеей ООН (декабрь 1990 г.). В них содержатся основные принципы применения мер, не связанных с лишением свободы.

Современная модернизация уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, изменения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации направлены на адаптацию законодательства к реалиям и социальной практике современного общества. Поэтому совершенствование системы уголовной ответственности направлено на гуманизацию наказания, повышение его эффективности в достижении целей наказания, важнейшей из которых является исправление личности допустившего преступное деяние. В связи с вышесказанным в обществе возник запрос, потребность в необходимости повышения эффективности мер уголовно-правового воздействия. И прежде всего тех, которые были бы не связаны с изоляцией осужденных от общества.

В результате изменений, происходящих в российском социуме, возникла потребность в дополнительном введении в правоприменительную практику новых видов уголовного наказания, которые направлены на сокращение числа использования наказания в виде лишения свободы. Поэтому в Уголовный кодекс РФ (УК РФ) и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации (УИК РФ) были введены инновации. Возникает необходимость исследования эффективности новых наказаний, не связанных с полной изоляцией осужденных от общества. К таким наказаниям относятся и принудительные работы.

Подобный вид воздействия был известен нашему уголовному законодательству и ранее. Еще по Уложению 1903 года система наказания была значительно упрощена по сравнению с Уложением 1885 года. Все наказания стали делиться на основные, дополнительные и заменяющиеся. Особыми, специальными законами, уставами, обычным правом и др. предусматривались другие наказания, которые включали насильственное принуждение к труду [3, с. 537]. Поэтому данная тема присутствовала в юридической литературе и этому виду наказания уделялось определенное внимание.

Поэтому в настоящее время необходимо изучить практику такого вида наказания в исторической ретроспективе. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик были приняты 25 декабря 1958 года. В них в ст. 28 УК был предусмотрен такой вид наказания, как исправительные работы без лишения свободы. Это такой вид наказания, при котором осужденный подвергается исправительно-трудовому и воспитательному воздействию в основном по месту своей прежней работы и всегда на прежнем месте жительства, без изоляции от социума. Таким образом, тот трудовой коллектив, в котором работал виновный до совершения им преступления, имеет возможность и обязан всемерно способствовать перевоспитанию этого лица. Исправительные работы могут по приговору суда отбываться и не по месту прежней работы осужденного. В этих случаях место отбывания исправительных работ определяется органами, ведающими применением исправительных работ. Однако в этом случае место работы должно быть определено в районе проживания осужденного.

Статья 27 УК РСФСР определяла, что исправительные работы могли назначаться на срок от одного месяца до одного года.

Следует отметить, что в истории нашего государства данный вид наказания в таком виде, как уголовно-правовая мера в виде условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, применялся в период с 1959 по 1993 год. С 1993 по 1997 гг. такой вид наказания был исключен из уголовного кодекса. С введением в действие нового уголовного кодекса с 1997 г. вновь было осуществлено возвращение к такому виду наказания как исправительные работы в контексте принудительных работ.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. была введена статья о принудительных работах как альтернативе лишению свободы. В современных условиях, когда данная мера включена в систему наказаний и создаются реальные предпосылки для ее практического использования, существует потребность в новых исследованиях данной проблемы. Несмотря на введение данного вида наказания, реальное применение подразумевается с 2017 года.

Наказание в виде принудительных работ станет одной из действенных форм реализации современной уголовной политики, особенностью которой является гуманизация уголовного наказания, которое проявляется в наказании, не связанном с изоляцией от общества.

В настоящее время не проводились специальные комплексные исследования принудительных работ как вида наказания, отсутствует правовой анализ положительного (или негативного) опыта данной правовой регламентации. Поэтому проведение специального исследования наказания в виде принудительных работ актуально в связи с введением в УК данного вида наказания.

Характерной чертой современного уголовного законодательства является сокращение применения наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Применение принудительных работ целесообразно к лицам, осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности, исправление которых возможно без отрыва их от социальной среды.

Следует предположить, что уже в ближайшем будущем меры, связанные с принудительными работами, займут достойное место в практике уголовной политики, устранив тем самым вакуум, образовавшийся в системе наказаний между исправительными работами и лишением свободы. В частности, ограничение свободы предусмотрено в альтернативных санкциях 59 статей, что составляет 23,4 % от общего количества статей Особенной части УК Российской Федерации.

Актуальность внедрения данного вида наказания обуславливается еще и тем, что остается опасность сохранения современной уголовной практики, заключающейся в большом числе приговоров связанных с лишением свободы. В настоящий период до 75 % обвинительных приговоров – это приговоры, связанные с лишением свободы осужденного [1]. Такое положение вызывает переполненность учреждений УФСИН, нарушение санитарно-гигиенических нормативов, дегуманизацию общества. Поэтому необходимо стремиться к снижению числа обвинительных приговоров, связанных с изоляцией от общества.

В то же время следует отметить, что в УИК РФ введена дополнительная глава 8.1 – Исполнение наказания в виде принудительных работ. Если сравнивать с отечественным опытом, то следует сказать, что новшеством является организация специальных исправительных учреждений в виде исправительных центров. Предусмотрено их создание в большинстве субъектов РФ (ст. 60.1). В случае их отсутствия в субъекте РФ осужденного к принудительным работам направляют в другие субъекты РФ.

Рассмотрим в общих чертах положение осужденного к принудительным работам. Осужденные к принудительным работам должны находиться под надзором. Они проживают в общежитиях исправительного центра. В соответствии со ст. 60.5 им предоставляется спальное место не менее 4 кв. метров, обеспечение производится за свой счет (одежда, обувь, питание), за исключением одежды и обуви, являющихся индивидуальными средствами защиты. Осужденные к принудительным работам возмещают оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества. При отсутствии собственных средств указанные расходы исправительных центров не возмещают. Для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд до 5 суток. Привлечение к труду осуществляется (ст. 60.8) в соответствии с трудовым законодательством РФ. Исключение составляют правила приема на работу, увольнение с работы, перевод на другую работу, отказ от выполнения работы, предоставления отпусков (п. 1, ст. 60.8.). В то же время право на отпуск предоставляется администрацией организации, где работает осужденный по согласованию с администрацией исправительного центра. Осужденным полагается оплачиваемый отпуск 18 календарных дней (п. 4, ст. 60.8) по истечению 6 месяцев. По нашему мнению, в одной статье присутствует противоречие между п. 1 и п. 4 ст. 60.8 УИК РФ. В одном случае декларируется право на отпуск, в другом оно составляет исключение, и нет конкретных условий, которые регулировали бы данный процесс. Такое положение может вызывать служебные злоупотребления и создавать коррупционную ситуацию.

Осужденные могут подвергаться обыску. Осужденным, отбывшим одну треть срока наказания без замечаний со стороны администрации, не допускавших нарушений правил внутреннего распорядка, может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной квартире в пределах муниципального образования, на территории которого находится исправительный центр.

Можно сделать вывод, что реализация исполнения наказания в виде принудительных работ потребует больших финансовых и организационных усилий. По сути, наряду с исправительными учреждениями типа колоний создается новый вид исправительных учреждений – исправительные центры. Несмотря на то, что организации и учреждения, которые привлекут осужденных к принудительному труду, будут пользоваться налоговыми льготами, проблема диверсификации труда может возникнуть. Исправительные центры могут испытывать затруднения, если они будут созданы в депрессивных районах.

Также следует отметить, что отечественный опыт исполнения наказания в виде принудительных (исправительных, в соответствии с терминологией советского периода) работ фактически был мало учтен. Напомним, что он предполагал расширительное применение исполнения наказания в виде принудительных работ по месту работы осужденного. Это было бы менее затратно экономически и позволяло бы реализовать его в кратчайшие сроки и дифференцировать виды наказания. Важно и то, что она не предусматривала изоляцию от общества и сохраняла социально-коммуникативные связи. Считаем, что такой порядок гуманизировал наказание и позволял в кратчайшие сроки исправлять осужденного по приговору. В данном случае реализация исполнения наказания и правоприменительная практика отложена до 2017 года. Можно также констатировать, что исправительные центры представляют новый (смягченный, наряду с обычным и строгим) режим отбывания наказания.

Таким образом, можно сказать, что правовой историко-ретроспективный анализ законодательства, регламентирующего порядок и условия применения наказания в виде принудительных работ, позволяет определить средства, формы и методы достижения целей наказания в виде принудительных работ, а также выявить эффективность данной меры в современных условиях.

Исторический опыт помогает адаптировать современное законодательство, учесть позитивные начала, выявить негативные направления, которые не оправдывают себя в новых социально-экономических условиях. Нельзя не заметить, что на протяжении последнего времени изменились и цели наказания. В настоящее время наблюдается меньший воспитательный эффект и политизированность. В то же время эффективность наказательной меры следует рассматривать в комплексе с социально-экономической обстановкой в стране. К сожалению, как упоминалось выше, исполнение наказания в виде принудительных работ отложено до 2017 г., но это дает возможность для качественного исследования последствий применения данного вида наказания, выявить слабые стороны и минимизировать их в правоприменительной практике.

Рецензенты:

Одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов является защита конституционных прав детей и нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи, в том числе мерами административной юрисдикции и уголовно-правового воздействия в отношении должников, не уплачивающих алиментных платежей.

Всего в 2017 году должностными лицами ФССП России в отношениидолжников, не исполняющих алиментные обязательства возбуждено 119,9 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 1 КоАП РФ.

Судами рассмотрено 115,7 тыс. дел об административных правонарушениях по ст. 5.35 1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения назначено 114,7 тыс.административных наказаний, из них: в виде административного ареста – по 9,3 тыс. делам; обязательных работ – по 104,1 тыс. делам; административного штрафа – по 1,2 тыс. делам.

После назначения административного наказания 3,9 тыс. должников в полном объеме погасили задолженность по алиментам, 30,1 тыс.должников приступили к выплате алиментов в установленном размере.

В отношении должников, которые не приступили к исполнению обязательств по выплате алиментных платежей в 2017 годувозбуждено 55,1 тыс. уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ (по итогам 4 месяцев 2018 года в отношении таких должников возбуждено 19,3 тыс. дел).

По окончании расследования в 2017 году в суд с обвинительным актом направлено 51,9 тыс. уголовных дел. Судами по результатам рассмотрения дел в отношении должников назначено 38,5 тыс. уголовных наказаний, из них в виде: исправительных работ – по 35,1 тыс. делам; принудительных работ – по 53 делам; лишения свободы – по 3,2 тыс. делам; иные (штраф, обязательные работы, ограничение свободы) – по 188 делам.

В результате применения мер уголовно-правового воздействия с должников в 2017 годув пользу несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей взыскано более 318 млн. руб. (за4 месяца 2018 года более 109 млн. руб.)

Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует, что значительная часть должников по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и уголовной ответственности,ведут асоциальный образ жизни изачастую меры к трудоустройству самостоятельно не принимают.

В этой связи эффективным инструментом, направленным на исправление поведения осужденного должника по алиментам и его социализацию, является такой вид наказания как принудительные работы, которые введены Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ в санкцию ст. 157 УК РФ и назначаются судами с 01.01.2017.

Согласно ч. 3 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Принудительные работы способствуют исправлению осужденного, формируют у должника по алиментам навыки законопослушного поведения, а такжепозволяют привлечьего к труду и удерживать из заработной платы частьполучаемого дохода в пользу несовершеннолетнего ребенка либо нетрудоспособного родителя в целях восстановления социальной справедливости.

Характерным примером является обвинительный приговор мирового судьи судебного участка № 22 Советского судебного района Кировской области от 11.08.2017в отношении Б. за совершение преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, которая являясь трудоспособной, имея реальную возможность уплаты алиментов, мер к трудоустройству не принимала, на учет в центр занятости населения с целью поиска подходящей работы не обращалась.

В связи с тем, что по предыдущему приговору Б. злостно уклонялась от отбывания исправительных работ, судьей назначено наказание виде принудительных работ на срок пять месяцев.

Осужденная Б. отбывала наказание на предприятии г. Кирово-Чепецка, на должности подсобного рабочего, с ее заработной платы взыскивались алименты.

Вместе с тем санкция ст. 157 УК РФ за совершение данного преступления предусматривает наказание в виде принудительных работ сроком до одного года.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 53.1 УК РФ Федеральным законом от 23.04.2018 № 96-ФЗ, в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Управление организации дознания

Время создания/изменения документа: 18 июня 2018 10:39 / 18 июня 2018 10:41

Принудительные меры медицинского характера по УК РФ


Принудительные меры медицинского характера по УК РФ применяются к определенным категориям осужденных.

Понятие

Понятие принудительных мер медицинского характера раскрывается в Уголовном кодексе РФ:

Принудительная мера медицинского характера (в сокращении ПММХ) — это вид государственного принуждения, характерный для уголовного права, заключающийся в принудительном применении медицинских процедур различного вида и направления по отношению к особым категориям осуждённых.

Данная мера, несмотря на схожесть и задачи, не относится к видам уголовного наказания. Анонсированная схожесть проявляется в попытках лечения преступника для того, чтобы его возвращение в общество было корректным, а также для обеспечения и минимизирования риска повторения им попытки совершения нового преступления.

Глава 9. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность
: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство
• Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Номер документа:17
Дата принятия:31/01/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2019
Органы эмитенты:Парламент

В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики от 24 января 2021 года №10 настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2021 года.

Цели и основания

В качестве подтверждения действительной задачи подобной меры предусмотрена статья 98 УК РФ:

Положения вышеприведённой статьи ссылаются на ст. 97 УК РФ, которая устанавливает список оснований предполагающих применение ПММХ, а именно:

  1. Лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости.

Назначение лечение судом

  1. Лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.

Как уже было сказано в начале настоящей статьи, психическое расстройство может наступить и после совершения преступления. Например, неоднократно происходили ситуации следующего вида:

Гражданин Иванов вместе со своей женой прогуливались по ночному городскому парку, не привлекая к себе излишнего внимания. На наиболее тёмном участке пешеходной дорожки супружескую пару окликнул мужчина и попросил закурить. Иванов абсолютно спокойно и без желания нарваться на конфликт отказал просителю, мотивируя тем, что он не курит. Как оказалось, этому мужчине и нужен был повод, чтобы вывести Иванова на ссору, что у него и получилось. В ходе словесной перебранки к злоумышленнику подоспели его два подельника, что очень взволновало Иванова, так как объектом их нескрываемого интереса являлась его супруга.

Ситуация приняла оборот, которого и опасался Иванов: ударом кулаком в область головы Иванова повалили и связали, также поступили и с его женой, после чего усадили в автомобиль и увезли в сторону лесополосы. Говорить в подробностях о том, какие мотивы были у преступников, было бы некорректно. Поэтому стоит только сказать, что все издевательства над женщиной осуществлялись на глазах у Иванова. В итоге супружескую пару отпустили и уведомили, что если они обратятся в полицию, то ситуация повторится. Иванов, освободившись от пут, набросился на истязателей и убил их всех, в качестве орудия используя кирпич. На фоне тройного убийства, а также физического и психологического состояния жены у Иванова уже после задержания сотрудниками полиции, были обнаружены серьёзные психологические расстройства.

  1. Лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Это уже идёт отсылка к статье 22 УК РФ, которая устанавливает, что даже если лицо страдает какими-либо расстройствами психики, но при этом заболевание не исключает вменяемости, то оно также подлежит уголовной ответственности.

  1. Гражданам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Группы принудительного лечения

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года N 1-ФЗ

Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения к медицинскому лечению, применяемый в отношении виновных в уголовных преступлениях лиц, имеющих психические расстройства.

Медицинское воздействие в данном контексте не является мерой наказания или уголовной ответственности. Применяются они не к преступнику, а, фактически, к больному человеку.

Ключевые особенности принудительных мер медицинского характера, отличающих их от остальных вариаций уголовно-процессуального воздействия, выглядят следующим образом:

Выбор конкретного вида меры медицинского характера основан на особенностях заболевания виновного субъекта.

Суд при вынесении постановления о применении принудительных мер медицинского характера основывается на заключении судебно-медицинской экспертизы.

Ст. 99 УК РФ в действующей редакции, актуальной на 2021 год, устанавливает следующие виды медицинского воздействия:

Изменение предполагает смену одного вида принудительного лечения другим. Причем изменение может происходить, как с менее строгой на более строгую, так и в обратном порядке.

Если психическое состояние лица, находящего на амбулаторном лечении, усугубилось, его должны перевести на стационарное лечение. Если же, лечение в стационаре дало положительные результаты, больного могут перевести на амбулаторное лечение.

Решение об изменении лечения принимается судом на основании представления администрации психиатрической лечебницы после очередного освидетельствования.

В разгоревшейся научной дискуссии о правовой природе, особых признаках иных мер уголовно-правового характера, их перечне, соотношении с уголовной ответственностью и уголовным наказанием высказаны не просто противоречивые, но и взаимоисключающие мнения. Многие ученые категорично возражают против появления нового уголовно-правового института, считая его надуманным, искусственным, неоправданным (А.П. Козлов, В.Б. Малинин).

Принудительные меры медицинского характера, не будучи наказанием, не преследуют цели исправления лица, совершившего общественно опасное деяние: они заключаются в оказании такому лицу необходимой медицинской помощи, а потому такие меры не являются формой реализации уголовной ответственности. Более того, названные меры могут быть применены и к лицам, не подлежащим уголовной ответственности в силу их невменяемости на момент совершения преступления.

Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами и изданными в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

Основания применения принудительных мер медицинского характера исчерпывающе названы в ст. 97 УК РФ.

К ним относятся:

1. Юридическое основание — совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ;

Виды принудительных мер медицинского характера

В соответствии со ст. 99 УК РФ предусмотрены следующие виды принудительных мер медицинского характера:

  1. Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях.
  1. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа.
  2. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа.
  3. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Врачебное заключение

Обязательное лечение в отношении осужденных, отбывающих лишение свободы

В отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, могут быть применены не только принудительные меры медицинского характера, но и обязательное лечение, которое применяется при наличии к тому оснований в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 18 УИК РФ к осужденным к аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

Если же наличие таких расстройств будет выявлено во время отбывания указанных выше видов наказаний и будет установлено, что состояние осужденного связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера.

К осужденным же, отбывающим арест или лишение свободы, и больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

Продление, изменение и прекращение

Законодателем не предусмотрены определенные сроки помещения преступника в подобные учреждения в силу того, что, конечно же, если осужденный не достиг выздоровления, то о возвращении его в социум и речи быть не может. В связи с этим подобная мера, по сути, является бессрочной, но с регламентированным сроком освидетельствования и продления. Согласно ч. 2 статьи 102 УК РФ освидетельствование пациента должно проводиться уполномоченной комиссией врачей-психиатров не менее одного раза в течение полугода. Подобные процедуры инициируется с целью выдвижения вопроса о целесообразности прекращения применения ПММХ, а в качестве инициатора могут выступать лечащий врач, сам пациент или его законный представитель. По факту отрицательного мнения комиссии в суд представляется заключение о продлении применения данной меры, при этом первичное продление возможно только по истечении полугода, а дальнейшее осуществляется ежегодно.

Читайте также: