Широкое и оперативное ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей это принцип

Обновлено: 02.05.2024

Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому прин­цип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагаю­щих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспи­танников с общественной и трудовой жизнью людей, происходя­щими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно — как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправно­го участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд — это одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему общественных отношений.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жиз­нью требует от педагога умения обеспечить:

—понимание учащимися роли труда в жизни общества и ка­ждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

—уважение к людям труда, создающим материальные и ду­ховные ценности;

—развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

—понимание общих основ современного производства, стрем­ление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

—сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами обще­ства и хозяйственными потребностями;

—бережное отношение к общественному достоянию и природ­ным богатствам, стремление приумножать своим трудом общест­венную собственность.

Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществляет­ся при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:

•Воспитатель будет преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь про­грамму осуществления требований принципа на уроках и во вне­классной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.

•Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объяснит ка­ждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное про­изводство — учебный труд, помощь дома и в школе. Он не будет препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подраба­тывать во время каникул.




•Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инерт­ность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учиты­вающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.

•Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного крае­ведческого материала.

•Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важ­ных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.

•Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содер­жания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.

•Воспитательный процесс будет построен таким образом, что­бы школьники чувствовали, что их труд нужен людям, общест­ву, чтобы он приносил удовлетворение.

•Воспитатель учтет новые реалии: рыночные преобразования в стране, развитие частного предпринимательства. Воспитатель­ный процесс он будет строить так, чтобы формировать цивилизо­ванные представления школьников о бизнесе, рыночных отношениях, индивидуальной предпринимательской деятельности. На конкретных примерах он покажет ошибочность и бесперспек­тивность нечестного бизнеса, общественный и личный вред этого явления.

ОПОРА НА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

Если педагог в своем воспитаннике выявит хотя бы капель­ку хорошего и будет затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то он получит ключ к душе ребенка и достигнет хо­роших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые мож­но добиться устойчивых успехов в формировании всех других за­данных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагог обязан выяв­лять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, разви­вать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать прави­ла реализации принципа.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борь­ба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и по­зиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания дейст­вуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положи­тельное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положи­тельных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать. Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), с помощью которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспита­ния. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведуще­го звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.

Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опыт­ные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансиру­ют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высо­ких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

Читайте также: