Приказы по охране труда это основная деятельность

Обновлено: 17.05.2024

Работникам, вне зависимости от их места работы, нередко приходится сталкиваться с приказами. Иногда такие приказы необходимы в служебной деятельности, иногда касаются непосредственно прав и обязанностей их самих. Каких видов бывают приказов? С какого числа вступают в силу приказы госорганов и иных организаций?

Приказы и их виды

Сам по себе приказ — это разновидность распорядительного документа. Кроме того, приказ — это родовое понятие, оно является общим для нескольких видов таких документов.

Наиболее частым документом, с которым приходится сталкиваться работникам, являются приказы, издаваемые в организации, где они работают.

Под приказом в организациях понимается правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для решения основных задач, стоящих перед ней .

Приказы, издаваемые в организациях, также подразделяются на три вида: по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам . В зависимости от вида приказа устанавливаются сроки его хранения. При этом не допускается объединение в одном приказе вопросов основной деятельности и по личному составу.

Приказы в организациях могут издаваться также в иных случаях, например когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить какие-либо конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.

Приказы также могут приниматься республиканскими органами государственного управления (далее — госорганы). Например, такие приказы издаются Минтруда и соцзащиты, Минстройархитектуры, МНС и др.

В этом случае под приказом понимается нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем госоргана в пределах компетенции этого органа в соответствующей сфере госуправления .

Имеется еще несколько определений приказов. Они относятся к сфере деятельности вооруженных сил и приравненных к ним органов, таможенных органов, органов финансовых расследований и др.

На заметку
У военных под приказом понимается обязательное для выполнения, выраженное в строгом соответствии с законодательством устное или письменное повеление начальника . Для этого вида приказов предусматривается три способа передачи. Такой приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи. Письменный приказ является основным распорядительным документом (правовым актом) военного управления, который издается на правах единоначалия. Устные приказы отдают все командиры (начальники).
У таможенников и сотрудников ДФР соответственно под приказом понимается письменное или устное распоряжение начальника, отданное в пределах его полномочий, обязательное для исполнения подчиненными .

В зависимости от порядка оформления и отдачи приказов можно условно разделить на 2 большие группы: письменные и устные.

Все приказы также можно условно разделить на две большие группы: нормативные и ненормативные.

Если приказ принят с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитан на иное однократное применение, то он является ненормативным .

Если приказы госорганов, а также приказы организаций распространяются на неопределенный круг лиц (в первом случае в масштабе страны, во втором случае действуют в масштабе одной или нескольких организаций), то такие приказы будут нормативными.

Пример 2
Приказ об установлении общего порядка премирования работников коммерческой организации является локальным нормативным правовым актом , а приказы о приеме на работу, об увольнении, о переводе и перемещении — ненормативными правовыми актами .

Кроме того, можно сделать вывод, что нормативные приказы вне зависимости от органов (организаций), их принявших, всегда должны быть письменными, а ненормативные приказы, рассчитанные на однократное применение, могут быть устными.

На заметку
Если ненормативный приказ относится к документам по личному составу, такие приказы также всегда должны быть письменными . Они, как правило, хранятся 75 лет .

Когда вступают в силу приказы?

Мы не случайно дали краткую характеристику приказам, потому что в зависимости от того, к какому виду относится тот или иной приказ, каким органом (организацией) он принят и на какой круг лиц распространяется, зависят и правила их вступления в силу.

Общее правило вступления в силу приказов следующее. Если дата вступления в силу указана в самом приказе, то он действует с даты, указанной в нем. Дата вступления в силу нормативных приказов, принимаемых госорганами, определяется по Правилам, установленным в законодательстве .

Если в нормативных приказах не установлен срок, они вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
(далее — НРПА) .

При этом нормативные приказы, касающиеся прав, свобод и обязанностей физлиц, вступают в силу только после их официального опубликования.

Иными словами, нормативный приказ госоргана может вступать в силу со дня:
— который указан в нормативном приказе;
— включения в НРПА, если в нем не указан срок вступления в силу;
— следующего за днем официального опубликования, если такой приказ касается прав и обязанностей граждан, организаций и ИП и дата вступления в силу в нем не указана.

Иные правила вступления в силу нормативных приказов могут предусматриваться законодательными актами Республики Беларусь .

Относительно приказов, издаваемых в организациях: они также могут быть как нормативными, так и ненормативными. Однако правила вступления в силу таких приказов более просты. Их всего два. Если в приказе не указан иной срок, он вступает в силу с момента его издания (принятия) .

Пример 4
Ситуация 1.
Приказ об установлении общего порядка премирования работников коммерческой организации был подписан 28 декабря 2017 г., но содержал формулировку, что его положения вступают в силу с 1 января 2018 г. Этот приказ является нормативным, соответственно, если работникам организации выплачивается премия за 2017 год, нормы этого приказа в отношении работников применяться не должны.
Ситуация 2. Приказ об увольнении работника 29 декабря 2017 г. был подписан накануне 28 декабря 2017 г. Вступил в силу 28.12.2017. Соответственно в сроки, определенные в нем, должны быть совершены определенные действия. Иными словами, не позже 29 декабря 2017 г. с работником должен быть произведен окончательный расчет, выдана на руки трудовая книжка и т.п.

В этой статье мы разберемся, какие государственные нормативные требования охраны труда должен знать каждый специалист по ОТ и ТБ, какие нормативные документы по охране труда нужно использовать для решения конкретных производственных задач, что может входить в перечень нормативных документов по охране труда на конкретном предприятии. В конце статьи обязательно посмотрите видеоролик на эту тему.

Обязательные и рекомендуемые нормативные документы по охране труда

Чтобы правильно понимать суть своей работы и обеспечивать качественное функционирование СУОТ, профильные специалисты должны четко знать требования действующих нормативных документов по охране труда. Основные наиболее часто используемые документы должны быть всегда под рукой. Какие же нормативные документы по охране труда в 2021 году специалисты чаще всего помещали на свой письменный стол?

Базовый перечень нормативных документов по охране труда

Нормативно правовые акты по охране труда разделены на государственный и локальный уровни. В перечень документов каждого из уровней входят нормы, правила, положения, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, содержащие обязательные либо рекомендованные для выполнения требования и нормативы. Не допускается противоречия положений разработанной в организации локальной документации государственным нормативным требованиям охраны труда.

Базовые нормативные акты, определяющие взаимоотношения работодателей и трудящихся в сфере ОТ:

1. Трудовой кодекс РФ. В разделе 10 Кодекса прописаны обязательные для выполнения любыми организациями требования относительно:

√ задач госнадзора за состоянием ОТ;
√ обеспечения трудящихся молоком, лечебно-профилактическим питанием;
√ организации обучения вопросам ОТ;
√ организации общественного контроля со стороны трудящихся и профсоюзов, обязанностей и прав каждого из участников системы контроля;
√ ответственности всех участников трудового процесса за нарушение требований ОТ;
√ прав трудящихся на безопасную профессиональную деятельность;
√ подбора и передачи трудящимся СИЗ;
√ организации предварительных и периодических медосмотров;
√ организации госэкспертизы условий труда;
√ функционирования комиссий по ОТ;
√ расследования и постановки на учет НС, ПЗ;
√ санитарно-бытового обслуживания.

2. Прочие нормативные документы. В повседневной деятельности специалистам по ОТ понадобятся такие нормативные документы по охране труда (2021 год):

Постановление от 13.01.2003 №1/29, в котором Минтруда и Минобразования РФ утверждают порядок проведения учебного процесса в сфере ОТ (в том числе проверки знаний требований охраны труда и выдачи удостоверений по охране труда);

Профессиональный стандарт специалист по охране труда, перечисляющий его функции и раскрывающий содержание каждой из них.

Также специалисту понадобятся правила и нормы охраны труда, предназначенные для отрасли, в которой ведет хозяйственную деятельность его компания. Например, в автотранспортных организациях в базовый перечень нормативных документов по охране труда в 2021 году входит постановление Минтруда и соцразвития РФ от 12.05.2003, которое вводит в действие ПОТ РМ-027-2003, а на предприятиях строительной отрасти в перечень наиболее часто используемых нормативно правовых актов по охране труда включены многочисленные СНиПы.

Краткий перечень нормативных документов по охране труда, который поможет выполнить конкретные задачи

организовать обеспечение трудящихся молоком, спецпитанием или компенсировать их отсутствие помогут постановление Правительства РФ от 13.03.2008 №168, приказы Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 №45н и №46н;

организовать спецоценку условий на рабочих местах помогут постановления Правительства от 14.04.2014 №290 и от 03.07.2014 №614, приказы Минтруда от 25.12.2012 №625н и Роструда от 30.10.2014 №384;

наладить выдачу СИЗ помогут приказы Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н, от 20.04.2006 №97, от 25.04.2011 №340н, от 31.12.2010 №1247н, от 14.12.2010 №1104н, от 07.12.2010 №1077н, от 18.06.2010 №454н, от 22.06.2009 №357н, от 09.12.2009 №970н, от 24.12.2009 №1028н, от 12.08.2008 №416н, от 22.10.2008 №582н, от 16.07.2007 №477н и приказы Минтруда РФ от 09.12.2014 №997н, от 03.11.2015 №844н, от 01.11.2013 №652н, от 02.08.2013№341н и его же постановление от 31.12.1997 №70, которые устанавливают соответствующие правила и нормы охраны труда для разных отраслей;

организовать работу трудящихся младше 18 лет, женщин и инвалидов помогут постановления Правительства РФ от 25.02.2000 №162 и №163, от 06.02.1993 №105, постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 №7 и его же приказ от 19.11.2013 №685н, а также СП 2.2.9.2510-09;

организовать работу кабинета, уголков ОТ поможет постановление Минтруда от 17.01.2001 №7. В нем освещены основные задачи, для решения которых они оборудуются, перечень необходимого оснащения (оборудование, наглядная агитация, документы, макеты, образцы СИЗ и др.) и рекомендации по организации их работы;

организовать работу уполномоченного трудового коллектива по ОТ поможет постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 №30;

разработать и внедрить СУОТ помогут приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 №438н, ГОСТ 12.0.230.1-2015, а оценить качество ее построения и эффективность работы – ГОСТ 12.0.230.2-2015;

создать комиссию по ОТ поможет приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н;

укомплектовать службу ОТ персоналом помогут постановления Минтруда от 22.01.2001 №10 и 08.02.2000 №14;

укомплектовать аптечки поможет приказ Минздрава и соцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н, в котором прописаны названия необходимых изделий и медикаментов, нужное их количество и параметры (форма выпуска, размеры).

Нормативные документы по охране труда рекомендательного характера

Больше всего полезной для специалиста по ОТ информации содержится в нормативно-правовых актах по охране труда, образующих ССБТ. Часть включенных в ее состав госстандартов, правил и норм охраны труда носит рекомендательный характер, т. е. организациям дано право самостоятельно решать, пользоваться конкретным ГОСТом или нет. Например, качественно организовать обучение трудящихся ОТ в дополнение к обязательному для выполнения постановлению 1/29 поможет ГОСТ 12.0.004-2015. В ССБТ многочисленные правила и нормы охраны труда систематизированы и разбиты на подсистемы (в настоящее время их 6 – с 0 по 5 включительно), поэтому выбрать нужные нормативные документы по охране труда отсюда не составит труда.

Текст видео:

Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.

В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?

√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;
√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;
√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.
√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.

Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?

1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:

1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.

2 часть ТК — охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:

√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);
√ права и обязанности работника;
√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.

В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)

3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).

√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;

√ правила по охране труда на каждый вид работ;

√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;

√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.

И не забываем: Согласно статье 212 ТК РФ, комплект нормативно-правовых актов должен быть у нас на предприятии (либо в уголке по охране труда, либо в кабинете по охране труда).

Итак, мы разобрались, в каких документах изложены основные государственные нормативные требования охраны труда, какие нормативные документы по охране труда в 2021 году помогали специалистам по ОТ и ТБ справляться со своими должностными обязанностями, что можно включать в перечень нормативных документов по охране труда на конкретных предприятиях.

Работникам, вне зависимости от их места работы, нередко приходится сталкиваться с приказами. Иногда такие приказы необходимы в служебной деятельности, иногда касаются непосредственно прав и обязанностей их самих. Каких видов бывают приказов? С какого числа вступают в силу приказы госорганов и иных организаций?

Приказы и их виды

Сам по себе приказ — это разновидность распорядительного документа. Кроме того, приказ — это родовое понятие, оно является общим для нескольких видов таких документов.

Наиболее частым документом, с которым приходится сталкиваться работникам, являются приказы, издаваемые в организации, где они работают.

Под приказом в организациях понимается правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для решения основных задач, стоящих перед ней .

Приказы, издаваемые в организациях, также подразделяются на три вида: по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам . В зависимости от вида приказа устанавливаются сроки его хранения. При этом не допускается объединение в одном приказе вопросов основной деятельности и по личному составу.

Приказы в организациях могут издаваться также в иных случаях, например когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить какие-либо конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.

Приказы также могут приниматься республиканскими органами государственного управления (далее — госорганы). Например, такие приказы издаются Минтруда и соцзащиты, Минстройархитектуры, МНС и др.

В этом случае под приказом понимается нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем госоргана в пределах компетенции этого органа в соответствующей сфере госуправления .

Имеется еще несколько определений приказов. Они относятся к сфере деятельности вооруженных сил и приравненных к ним органов, таможенных органов, органов финансовых расследований и др.

На заметку
У военных под приказом понимается обязательное для выполнения, выраженное в строгом соответствии с законодательством устное или письменное повеление начальника . Для этого вида приказов предусматривается три способа передачи. Такой приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи. Письменный приказ является основным распорядительным документом (правовым актом) военного управления, который издается на правах единоначалия. Устные приказы отдают все командиры (начальники).
У таможенников и сотрудников ДФР соответственно под приказом понимается письменное или устное распоряжение начальника, отданное в пределах его полномочий, обязательное для исполнения подчиненными .

В зависимости от порядка оформления и отдачи приказов можно условно разделить на 2 большие группы: письменные и устные.

Все приказы также можно условно разделить на две большие группы: нормативные и ненормативные.

Если приказ принят с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитан на иное однократное применение, то он является ненормативным .

Если приказы госорганов, а также приказы организаций распространяются на неопределенный круг лиц (в первом случае в масштабе страны, во втором случае действуют в масштабе одной или нескольких организаций), то такие приказы будут нормативными.

Пример 2
Приказ об установлении общего порядка премирования работников коммерческой организации является локальным нормативным правовым актом , а приказы о приеме на работу, об увольнении, о переводе и перемещении — ненормативными правовыми актами .

Кроме того, можно сделать вывод, что нормативные приказы вне зависимости от органов (организаций), их принявших, всегда должны быть письменными, а ненормативные приказы, рассчитанные на однократное применение, могут быть устными.

На заметку
Если ненормативный приказ относится к документам по личному составу, такие приказы также всегда должны быть письменными . Они, как правило, хранятся 75 лет .

Когда вступают в силу приказы?

Мы не случайно дали краткую характеристику приказам, потому что в зависимости от того, к какому виду относится тот или иной приказ, каким органом (организацией) он принят и на какой круг лиц распространяется, зависят и правила их вступления в силу.

Общее правило вступления в силу приказов следующее. Если дата вступления в силу указана в самом приказе, то он действует с даты, указанной в нем. Дата вступления в силу нормативных приказов, принимаемых госорганами, определяется по Правилам, установленным в законодательстве .

Если в нормативных приказах не установлен срок, они вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
(далее — НРПА) .

При этом нормативные приказы, касающиеся прав, свобод и обязанностей физлиц, вступают в силу только после их официального опубликования.

Иными словами, нормативный приказ госоргана может вступать в силу со дня:
— который указан в нормативном приказе;
— включения в НРПА, если в нем не указан срок вступления в силу;
— следующего за днем официального опубликования, если такой приказ касается прав и обязанностей граждан, организаций и ИП и дата вступления в силу в нем не указана.

Иные правила вступления в силу нормативных приказов могут предусматриваться законодательными актами Республики Беларусь .

Относительно приказов, издаваемых в организациях: они также могут быть как нормативными, так и ненормативными. Однако правила вступления в силу таких приказов более просты. Их всего два. Если в приказе не указан иной срок, он вступает в силу с момента его издания (принятия) .

Пример 4
Ситуация 1.
Приказ об установлении общего порядка премирования работников коммерческой организации был подписан 28 декабря 2017 г., но содержал формулировку, что его положения вступают в силу с 1 января 2018 г. Этот приказ является нормативным, соответственно, если работникам организации выплачивается премия за 2017 год, нормы этого приказа в отношении работников применяться не должны.
Ситуация 2. Приказ об увольнении работника 29 декабря 2017 г. был подписан накануне 28 декабря 2017 г. Вступил в силу 28.12.2017. Соответственно в сроки, определенные в нем, должны быть совершены определенные действия. Иными словами, не позже 29 декабря 2017 г. с работником должен быть произведен окончательный расчет, выдана на руки трудовая книжка и т.п.

Приказы по охране труда скачать

В охране труда, как и в других направлениях, обязательно нужно разрабатывать приказы по охране труда в организации, потому как они регулируют обязанности руководителя в отношении безопасного труда сотрудников.

А также статья 212 Трудового кодекса РФ требует от работодателя распределить обязанности и ответственность по охране труда путем оформления организационно-распорядительных документов, которыми и являются приказы по охране труда.

И ответственность должностных лиц предприятия зависит от того, насколько верно оформлены приказы, а порой играет ключевую роль даже одно неверно указанное слово.

Приказы по охране труда

Оформление приказов по охране труда — важная составляющая в организации производственного процесса. Этот документ пишется от имени руководителя организации или от лица, которому передана данная функциональная обязанность.

В нем указываются мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, а также имена ответственных сотрудников и их полномочия, в некоторых целесообразно указать сроки выполнения требований.

Все зависит от конкретной ситуации, но локально-нормативный акт (ЛНА) должен быть составлен максимально емко и информативно, чтобы лица, указанные в приказе, понимали, какие мероприятия им необходимо выполнять.

Кто должен составлять приказы по охране труда

Проект приказа может составить любой сотрудник организации, обладающий достаточными знаниями и квалификацией. Он должен разбираться в трудовом и гражданском кодексах и владеть навыками делопроизводства.

Нередко эти обязанности выполняет юрист компании, специалист по охране труда или секретарь руководителя, но по направлению ОТ эта обязанность ложится полностью на СОТа, потому как правило, особо никто в организации не разбирается в этой деятельности.

Подготовка и согласование проекта приказа по охране труда зависит от структуры организации. В небольших компаниях достаточно составить ЛНА, подписать у директора и зарегистрировать у секретаря. А в более крупных предприятиях это может быть сложный процесс согласования с различными подразделениями и только после этого подписание работодателем.

Сейчас очень распространено использование электронного документооборота в организации, что, с одной стороны, упрощает работу, “запустил” документ и он уже отправлен к ответственным лицам на согласование. С другой же стороны, куда проще подойти согласовать лично с каждым, упрощает решение многих вопросов, проверено на собственной практике.

Как составить приказ по охране труда

Приказов по охране труда должно быть разработано очень много, практически по каждому направлению: инструктажи, обучение, медосмотры и так далее. И для каждой организации они индивидуальны, нет единого образца, но всегда можно использовать шаблоны, которых очень много в интернет. При этом подготовлен ЛНА должен быть с учетом специфики вашей организации.

Приказ может составляться либо в произвольной форме, либо по шаблону, принятому и утвержденному в учетной политике данной организации. И должен содержать следующую информацию:

  1. Сведения об организации.
  2. Дата составления и порядковый номер документа.
  3. Основание для выполнения требований, указанных в приказе (преамбула).
  4. Должность и фамилия ответственных лиц.
  5. Подробный перечень обязанностей по охране труда, которые возложены на сотрудника.

В преамбуле документа рекомендуется указывать ссылку на нормативно-правовой акт (Федеральный закон, приказ, положение, стандарт или другие НД), чтобы ответственные лица могли прочитать основание для возложения на них этих требований.

На практике очень часто руководители подразделений не согласны с формулировкой приказа, потому как не хотят брать на себя ответственность и наличие ссылки поможет доказать правовое требование оформления приказа.

Несмотря на то что приказы готовятся в единственном экземпляре, у специалиста по охране труда должна храниться копия, желательно с листом ознакомления ответственных лиц. Чтобы при проведении проверки не искать оригинал, а быстро предоставить нужный документ инспектору.

Законную силу приказ по охране труда обретает после утверждения руководителем, далее приказ хранится в приемной, а по истечении времени передается в архив.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

На кого возлагаются обязанности по охране труда

Трудовое законодательство РФ допускает, чтобы обязанности по охране труда были возложены на сотрудников разных профессий и должностей.

То есть все зависит от конкретной ситуации. Если это приказ о проведении вводных инструктажей, то ответственным лицом будет специалист по охране труда или его функции можно поручить любому работнику. Главное, чтобы он прошел соответствующее обучение в учебном центре (п.2.1.2 Постановления 1/29).

Если в компании нет специалиста по охране труда, но в штатном расписании такая должность предусмотрена, эти обязанности может выполнять подготовленный сотрудник согласно приказу о совмещении должностей.

В случае когда соответствующая должность не предусмотрена штатным расписанием, численность более 50 человек, работодатель обязан ввести соответствующую должность и принять в штат специалиста по охране труда (ст. 217 ТК РФ).

Бывает, что один сотрудник не справляется с работой по охране труда, эти функции распределяются между несколькими сотрудниками. Для этого с каждым необходимо заключить соглашение о возложении дополнительных функций.

И так относительно каждого приказа, прежде чем распределять обязанности нужно изучить нормативно-правовые акты. Неоднократно встречала ситуации, когда в организациях ответственность за обеспечение безопасных условий труда специалист по охране труда возлагает на себя.

Создает и обеспечивает безопасность сотрудников на рабочих местах руководитель подразделения или работодатель, но нет специалист.

А также ошибочно составляется приказ о проведении первичных и повторных инструктажей. Нарушением является возложение ответственности за проведение на СОТа, когда на основании п.2.1.3 Порядка 1/29 проводить данный вид обучения по охране труда должен непосредственный руководитель. Это очень распространенная ошибка, особенно в небольших и бюджетных организациях.

Примерный перечень приказов по охране труда в организации

Предоставить полный и исчерпывающий перечень приказов по охране труда для каждой организации невозможно, потому что объем будет определяться индивидуально, в зависимости от специфики деятельности и штата.

Но сформировать примерный список приказов по ОТ в организации, можно. Для этого нужно:

  • определить основные мероприятия по охране труда, обязательные для конкретной организации;
  • определить виды работ с повышенной опасностью;
  • составить перечень документов с учетом данной информации.

Поэтому наравне по важности на предприятии должен быть приказ о возложении обязанностей по охране труда. Далее могут издаваться и иные организационные приказы ОТ в зависимости от специфики:

  • об организации деятельности службы ОТ;
  • о распределении полномочий в сфере охраны труда между должностными лицами в компании;
  • о возложении обязанностей по обеспечению охраны труда по направлениям на предприятии.

Перечислю некоторые из приказов по охране труда, которыми руководитель предприятия должен назначить ответственных лиц:

В любой организации должен быть разработан приказ о проведении инструктажей по охране труда, который своевременно должен обновляться в зависимости от изменений в правилах по ОТ:

  1. Об организации проведения первичного, повторного, внепланового и других инструктажей.
  2. Приказы об утверждении программ первичного и вводного инструктажей. .

Каждый работодатель обязан проводить обучение всех своих работников, некоторых из них внутри организации, без направления в учебный центр, и для этого должны быть в наличии приказы:

В организациях, которым требуется обязательно направлять работников на предварительный и периодический медицинский осмотр, издаются приказы:

  1. О назначении ответственных лиц за проведение медосмотров, психосвидетельствований.
  2. О проведении периодического медосмотра.
  3. Об утверждении списка лиц, подлежащих обязательному психиатрическому освидетельствованию.

Данный перечень не является обязательным для каждой организации. Все зависит от специфики и рода деятельности конкретного предприятия.

Основные выводы

Приказы по охране труда, как и иные распорядительные документы, относятся к приказам по основной деятельности и регулируют трудовые отношения.

Как показывает практика ни один работник организации не будет выполнять дополнительные обязанности без соответствующего приказа. А при проведении проверки они имеют особое значение, когда будет составляться протокол об административном правонарушении. Именно поэтому составлять их нужно правильно.

Хранятся приказы по охране труда в соответствии с общими правилами хранения документов по ОТ, но не менее 5 лет (п.7.3 Раздела II Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236).

На этом заметку закончу, если у вас остались вопросы или есть что добавить, пишите в комментариях, отвечу всем. А если вам требуется помощь, обращайтесь.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Читайте также: