Правовые основы организации и проведения воспитательной и социальной работы с осужденными

Обновлено: 03.05.2024

В соответствии со статьей 9 УИК РФ, воспитательную работу можно назвать одним из главных средств исправления осужденных. Каждое средство исправительного воздействия на осужденных взаимосвязано друг с другом, и все они в совокупности представляют единый комплекс, дополняя друг друга. Таким образом, труд осужденных обладает ярко выраженным воспитательным значением. Одновременно с этим, трудовое воздействие признается одним из общепринятых направлений воспитательной работы.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы рассматривается в качестве разностороннего и тонкого психолого-педагогического средства и подвергается нормативно-правовому регулированию меньше, нежели режим и труд. Организация воспитательной работы, формы и методы проведения описаны в главе 15 УИК России.

Согласно Концепции воспитательной работы с осужденными при реформировании УИС (утверждено 20 апреля 2000-го г.), можно привести следующее определение.

Воспитательная работа представляет собой систему педагогически обоснованных мер, которые способствуют претерпеванию личностных деформаций осужденных, а также интеллектуальному, духовному и физическому обогащению, послушному в правовом отношении поведению и социальному приспособлению после освобождения.

Согласно части 1 статьи 109 УИК России, задачи воспитательной работы с осужденными к лишению свободы – это исправление, формирование у заключенных уважительного отношения к людям, обществу, труду, правовым и жизненным нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образованности и уровня культуры.

Направления воспитательной работы

Основные направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое и другое воспитание заключенных, которое способствует исправлению их поведения (часть 1 статьи 110 УИК России).

Нравственное воспитание заключенных предусматривает ознакомление осужденных к лишению свободы с добродетельными ценностями общества, становление на этой базе личности, ее жизненной позиции, укоренение в сознании морально-нравственных принципов и норм, идеалов, убеждений.

Правовое воспитание заключенных основано на формировании элементарной нормативной культуры и правосознания, уважения к законам, знания их, стремления к точному соблюдению.

Правосознание, пропаганда закона и положительного опыта послушного поведения напрямую влияет на предупреждение попыток совершения новых преступлений заключенными как в процессе отбывания наказания, так и после ухода из исправительной колонии.

Трудовое воспитание заключенных – это процесс становления трудовых навыков и умений у заключенных под стражу, развития в их сознании психологической готовности и необходимости трудиться на благо общества.

Прививание осужденным трудовых навыков должно убеждать их в том, что справедливый трудовой образ жизни является единственно правильной и приемлемой для них дальнейшей дорогой.

К методам физического воспитания осужденных относится проведение разнообразных физкультурно-массовых, спортивных мероприятий. Данное направление воспитательной работы нацелено не только лишь на организацию свободного времени заключенных, но также и на вырабатывание с помощью физической нагрузки умений поддержания организма в хорошем состоянии в процессе отбывания наказания.

Выделяют и другие направления воспитательного воздействия, к которым относится социально-экономическое, эстетическое, экологическое.

В процессе исполнения уголовных наказаний в качестве лишения свободы потенциальные способности оказания воспитательного воздействия на осужденных куда более существенны в отличие от других разновидностей наказания. С целью организации воспитательной работы с заключенными в исправительных колониях создают материально-техническую базу согласно норм, утвержденных постановлением Правительства России от 02 августа 1997-го г., который посвящен утверждению норм создания материально-технической базы с целью организации воспитательной работы с заключенными в местах лишения свободы.

В исправительных колониях для проведения воспитательной работы организуют клубы, комнаты воспитательного воздействия, библиотеки и другие заведения, существует даже кадровое (работники воспитательного аппарата, психологи) и методическое обеспечение. Воспитательная работа предусматривается в распорядке дня и является обязательной для осужденных.

Помимо этого, участие заключенных в организуемых воспитательных мероприятиях имеет значение при установлении степени их исправления и применении мер поощрения/взыскания (часть 2 статьи 109 УИК России).

Уголовно-исполнительное законодательство, а именно часть 2 статьи ПО УИК России, закрепляет принцип дифференциации воспитательного воздействия зависимо от срока наказания, типа исправительного учреждения, а также условий содержания заключенных. Разделение происходит, исходя из особенностей разных категорий осужденных и типов учреждений на основании разработки однотипных программ и методических рекомендаций по оказанию воспитательного воздействия на следующие категории лиц:

  • несовершеннолетних заключенных, которые отбывают наказание в воспитательных учреждениях;
  • заключенных женского пола;
  • заключенных, которые отбывают срок в исправительных колониях разных видов режима;
  • заключенных, находящихся в тюрьмах;
  • заключенных, отбывающих срок в лечебно-исправительных учреждениях (больные туберкулезом, алкогольной зависимостью, наркоманией, ВИЧ-инфицированные, имеющие психические отклонения и др.);
  • осужденные, находящиеся в следственных изоляторах.

Формы и методы воспитательной работы с осужденными

Основные формы и методы воспитательной работы с заключенными определяются статьей 110 УИК России. Воспитательные мероприятия проводятся в 3-х главных формах:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • массовая.

Причем широко применимы психолого педагогические методы влияния на отдельных заключенных и их группировки.

Данные средства применяются в воспитательных мероприятиях, которые требуют охвата всех или большинства осужденных, отбывающих срок в исправительных колониях, и необходимы для подведения результатов за конкретный временной период и решения вопросов, которые требуют массового внимания и сил.

Групповые воспитательные мероприятия широко распространены и к ним относятся беседы, занятия по социальным, правовым и экономическим вопросам, собрания отряда заключенных и пр. Основная группа – это отряд осужденных.

Помимо этого, воспитательные меры также проводятся с группами нарушителей дисциплины, заключенными, подготавливаемыми к освобождению, лицами, содержащимися в камерных помещениях и т.д.

Согласно приказа Минюста РФ от 30 декабря 2005-го г. касаемо утверждения Положения об отряде заключенных исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, отряд заключенных формируется в исправительных учреждениях для того, чтобы:

  • обеспечивать управление исправительным процессом;
  • создавать необходимые условия для соблюдения прав и интересов в соответствии с законом;
  • обеспечивать личную безопасность осужденных;
  • сохранять и поддерживать их здоровье;
  • проводить с ними воспитательную, психологическую, социальную и иную работу;
  • повышать образовательный, профессиональный и культурный уровень;
  • удовлетворять духовные запросы;
  • подготавливать к освобождению.

Число заключенных в отряде устанавливается согласно актов Минюста РФ: в исправительной колонии количество осужденных варьируется от 50 до 100 человек зависимо от разновидности режима и численности заключенных; в воспитательной колонии – 50 человек.

Большую часть воспитательных мер выполняет начальник отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии эту роль играет старший воспитатель – начальник отряда). С этой целью должность начальника отряда замещают лица начальствующего состава, у которых обычно имеется высшее профессиональное образование по педагогической, психологической или юридической специальности. Однако это совершенно не значит, что воспитательная работа проводится только лишь начальником отряда. В исправительных колониях действует принцип: каждый сотрудник, работающий в месте лишения свободы, является и педагогом, и воспитателем.

С целью оказания помощи начальнику отряда при проведении воспитательной работы с заключенными создается совет воспитателей отряда по приказу начальника исправительного учреждения. В совет воспитателей отряда входят следующие лици:

  • начальник отряда;
  • работники исправительных колоний, имеющих навыки проведения воспитательных мероприятий с заключенными;
  • преподаватели, работающие в общеобразовательных школах и профессиональных училищах;
  • представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательных колониях – воспитатели, представители родительского комитета.

Председатель совета – это начальник отряда, который отражает деятельность отряда в ежеквартальном плане.

В совете воспитателей отряда могут участвовать представители органов местного управления, члены общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета, создаваемые при исправительном учреждении.

Заседания совета осуществляются по необходимости, однако, не реже 1 раза за месяц. Решения принимаются, исходя из большинства голосов путем открытого голосования. Решения, которые принимаются по отношению к конкретным осужденным, отражаются в дневниках по индивидуальной воспитательной работе.

Результаты деятельности советов воспитателей отрядов подводят на общем собрании работников исправительного учреждения не реже, чем 1 раз за год.

Индивидуальная работа с осужденными

Индивидуальная работа с заключенными представляет собой наиболее эффективную форму воспитательного воздействия, в содержание которой входит:

  • изучение характера отношений в группе осужденных;
  • установление неформальных лидеров;
  • разрабатывание типовых методов изучения личности преступника и организации работы с заключенными, которые относятся к разным классификационным категориям;
  • составление и исполнение планов индивидуальной работы с конкретными осужденными;
  • самовоспитание и аттестация заключенных;
  • проведение работ по склонению заключенных к явке с повинной;
  • погашение исковых заявлений и выплата алиментов;
  • подготавливание заключенных к освобождению и пр.

Сегодня значимую роль в организации индивидуальной работы с осужденными играет психологическая служба УИС. Психологи выполняют следующее:

  • изучают только что прибывших в исправительную колонию по стандартным методикам и составляют на каждого заключенного психологическую рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания либо содержанию в следственном изоляторе;
  • определяют круг лиц, которые входят в группу риска (агрессивные, склонные к побегу, суициду и т.д.);
  • проводят индивидуальные консультации, психокоррекционную работу с отдельными заключенными и их группами, социально-психологические тренинги.

В ходе воспитательной работы применяются разнообразные психолого педагогические методы такие, как:

1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 110 УИК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи законодателем определены лишь основные направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание. Следовательно, администрация исправительных учреждений вправе определять и иные направления воспитания, не противоречащие законодательству и правилам внутреннего распорядка.

Нравственное воспитание направлено на формирование моральных качеств и развитие духовного уровня личности осужденного (честность, порядочность, чувство долга и собственного достоинства). Формы нравственного воспитания многообразны и в основном основываются на использовании богатства исторической и современной культуры. Немаловажную роль в этом играет самовоспитание осужденного. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы подвигнуть осужденного к процессу работы над собой.

Трудовое воспитание в условиях изоляции преступника является одним из действенных направлений воспитательной работы. Посредством трудового воспитания у осужденных формируются необходимые навыки для участия после освобождения в общественно полезной деятельности. Основными формами трудового воспитания в исправительных учреждениях выступают трудовое соревнование, производственные собрания, профессиональные конкурсы, слеты передовиков производства и т.д.

Физическое воспитание направлено на укрепление физического и психического здоровья осужденных. В его содержание входят ежедневная физическая зарядка, различные спортивные секции, спортивные игры и соревнования по отдельным видам спорта (настольный теннис, волейбол, баскетбол, гиревой спорт). В исправительных учреждениях оборудуются необходимые спортивные сооружения.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Индивидуальная работа строится на изучении личностных качеств осужденного, а методы ее проведения определяются в зависимости от образовательного уровня, особенностей интеллектуального развития, возраста, семейного положения, характера взаимоотношений в среде осужденных, в том числе статутного положения осужденного в субкультурной иерархии. Источниками получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и их родственниками. Особое внимание уделяется так называемым трудновоспитуемым осужденным путем закрепления за ними воспитателей-наставников из числа сотрудников колонии, учителей, психологов, мастеров производственного обучения, представителей общественности.

Если в обычных жилых помещениях колоний имеется полная возможность реализации направлений, форм и методов воспитания, то в тюрьмах, а также в помещениях камерного типа и штрафных изоляторов исправительных колоний, исходя из условий содержания в этих помещениях, воспитательная работа ограничивается, как правило, радиолекториями и проведением индивидуальных бесед.

3. Необходимым условием проведения воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является наличие материально-технического обеспечения. В ч. 3 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, наделяющая Правительство РФ правом утверждать нормы материально-технической базы исправительных учреждений для организации воспитательной работы с осужденными. Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 974 в исправительной и воспитательной колонии предусмотрено оборудование зрительного зала для массовой воспитательной работы, классов образовательного обучения, комнат воспитательной работы, радиоузла, читального зала библиотеки, книгохранилища, летней площадки для просмотра кинофильмов.

При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа, согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь.

Похожие материалы

Социальная работа, как и любой другой вид деятельности, регламентируется и действует в соответствии с международными актами и законами Российской Федерации. Это необходимо для правомерного взаимодействия с клиентами. Каждый специалист социальной работы должен руководствоваться законодательной базой, устанавливающей определенные права и обязанности различных категорий граждан.

В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа. Согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.

Среди обязательных международных договоров актов, регулирующих деятельность УИС можно выделить, например такие как, Всеобщая Декларация прав человека, Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейскую конвенцию по правам человека и другие. Эти документы были приняты для установления минимальных требований обращения по отношению к лицам находящимся в местах лишения свободы и для более эффективного исправительного процесса.

Также данные документы содержат в себе:

  • правила гуманного и уважительного обращения с гражданами;
  • определяют значимость управленческой структуры;
  • инструкции по внедрению новейших методов в практику пенитенциарных учреждений.

Руководствоваться актами обязаны все работники уголовно-исполнительной системы разных уровней.[2]

Помимо беспрекословных международных договоров существуют еще международные стандарты. Они не являются обязательными и применяются на усмотрение Правительства государства. Представляют собой свод принципов, норм и предложений, касающихся работы учреждений, исполняющих наказания. Главной целью преследуют охрану лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Их можно классифицировать на:

  1. принятые ООН и ее рабочими органами;
  2. принятые региональными международными правительственными организациями;
  3. принятые международными неправительственными организациями. [3]

Внутри страны главным документом является Конституция, принятая в 1993 году. Именно ее положениями должны руководствоваться все сотрудники социальных служб на местах лишения свободы. На основании данного закона издаются и принимаются Федеральные и региональные законодательные акты, постановления Правительства и Президента, правовые документы в различных местностях.

Конституция Российской Федерации определяет наше государство как социальное, в основу политики которого заложено обеспечение достойной жизни и развития граждан. А также в соответствии с этим берет на себя обязательства по охране труда и здоровья, развитию института социальной помощи, установлению гарантий, защите уязвимых слоев населения, в том числе и осужденных.

Основной закон Российской Федерации устанавливает для осужденных ряд основополагающих прав. К ним относятся:

  1. личные (право на жизнь, неприкосновенность частной собственности и жилища, свободный выбор языка общения и вероисповедания, свобода совести и др. (ст.20-28);
  2. политические (свобода мысли, слова, получение информации (ст.29), право на объединение в общественные организации (ст.30), право на охрану достоинства личности (ст.21) и др.);
  3. социально-экономические (право на частную собственность и наследование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, защиту материнства, детства и семьи, свободный труд и отдых, образование, свободу творчества и др. (ст.34-44). [4]

Распоряжаться деньгами в свободном порядке также входит в права заключенных. Они могут совершать покупки в магазинах и печатных изданиях при учреждении и пересылать полученные финансы родственникам и лицам, находящимся на свободе. Из пенсий и пособий вычитаются расходы на обувь и одежду, возмещается ущерб нанесенный учреждению.

Кроме отдела социально-психологической работы в учреждения пенитенциарной системы была введена группа социальной защиты и учета трудового стажа. Впервые в истории уголовно-исполнительной системы была создана специальная, профессиональная группа социальной работы.[11]

Несомненно, значимым для социальной работы с заключенными является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Все положения в данном документе соответствуют Конституции РФ и приняты на ее основе. Именно в нем отражены основные принципы охраны прав, свобод и интересов граждан находящихся в ИУ. Он закрепляет функции восстановления, сохранения и поддержания социально-полезных связей с внешним миром, деятельности социального работника.

Статья 12 часть 2 Уголовно-исполнительного кодекса содержит в себе основные права осужденных. Они могут обращаться с заявлениями, предложениями, жалобами к администрации и в вышестоящие органы, суды, прокуратуру и т.д. Запрещается без согласия граждан проводить на них опыты и испытывать лекарственные и химические препараты. Все без исключения имеют право пользоваться услугами, предоставляемыми исправительным учреждением. Не допускается дискриминация и жестокое обращение.[12]

Статья под номером 13 обеспечивает безопасность нахождения в ИУ. Если возникает угроза или подозрение в причинении вреда, за осужденным остается право обратиться с заявлением в управляющие органы, для защиты и устранения дискомфорта.[13]

Помимо прав и свобод у осужденных имеется большое количество ограничений. Это связанно со спецификой данного вида наказания. В первую очередь также как и права ограничения прописываются в Конституции РФ. Заключенным запрещается свободно передвигаться и выбирать место жительства, выезжать за пределы РФ (ст.27), отсутствует право на личную неприкосновенность (ст.22), тайную переписку (ст.23). [14]

Среди ограничений в политических правах можно выделить: отсутствие права на создание политических, религиозных и профсоюзных объединений (ст.30); строго запрещается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст.31); осужденные лишены права активно и пассивно избирать, не могут участвовать в отправлении правосудия (ст.32).[14]

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации конкретизирует и расширяет список ограничений для осужденных. Согласно кодексу, лица находящиеся в местах лишения свободы ограничиваются в праве защиты материнства и детства, им запрещается заниматься воспитанием детей, отказывается в предоставлении отсрочки отбывания наказания при совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст.177).[15]

Нормативно-правовой базой социального работника также являются ведомственные и локальные правовые источники. К ведомственным, например, можно отнести Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи и Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций. Локальные назначаются начальниками учреждений для решения вопросов социальной работы. [16]

При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь. Еще раз следует подчеркнуть, что к ним относятся: Международные соглашения и договора; Конституция РФ; иные законодательные акты РФ; подзаконные акты; приказы Минюста РФ; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний; локальные нормативно-правовые акты.

Список литературы

В статье рассматриваются основные проблемы правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными в Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапов Андрей Михайлович

Передвижение осуждённых к лишению свободы без конвоя или сопровождения как один из поощрительных институтов уголовно-исполнительного права

About educational work with condemned in the Russian Federation

In article the main problems of legal regulation of educational work with condemned in the Russian Federation are considered.

№ 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21 января. - № 7 (по состоянию на 1 января 2013 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2012) // Российская газета. - 1994. - № 238239; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 7. -Ст. 609.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 07.06.2013) // Российская газета. - 1997. -№ 15-119; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 7. -Ст. 309.

4. Губенко А. Регулирование труда осуждённых к лишению свободы // Законность. - 2005. - № 11 (Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М.: АО Консультант-Плюс, 1992-2013).

5. Гурай Г. А. Обеспечение реализации прав осуждённых на труд // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - № 6 (Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. -Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М.: АО Консультант-Плюс, 19922013).

А. М. Потапов О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЁННЫМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

A. M. Potapov ABOUT EDUCATIONAL WORK WITH CONDEMNED IN THE RUSSIAN FEDERATION

В статье рассматриваются основные проблемы правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными в Российской Федерации.

In article the main problems of legal regulation of educational work with condemned in the Russian Federation are considered.

Ключевые слова: осуждённый, воспитательная работа, исправление осуждённых, правовое регулирование.

Key words: condemned, educational work, correction condemned, legal regulation.

Одним из приоритетных направления реформирования уголовно-исполнительной системы является усиление психолого-педагогических методов работы с осуждёнными, внедрение новой системы мотивации их правопослушного поведения1. Важную роль в достижении данных целей

играет воспитательная работа с осуждёнными как одно из основных средств их исправления.

Основы правового регулирования воспитательной работы закреплены в международных стандартах отбывания наказания и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.

К международным документам, закрепляющим содержание воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными (1955 г.) и Европейские пенитенциарные правила (2006 г.), провозглашающие воспитательную цель наказания в виде лишения свободы как основную1. В частности, в Европейских пенитенциарных правилах закреплено, что «цель исправительного воздействия на осуждённых состоит в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство в той степени, в какой это позволяет срок заключения, способность формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в общество, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами. Схожие по содержания положения касаются и оказания воспитательного воздействия в отношении осуждённых к наказаниям, не связанных с изоляцией от общества.

Законодательное закрепление воспитательной работы в качестве основного средства исправления осуждённых в Уголовно-исполнительном кодексе РФ 1997 г. (далее - УИК РФ) является отражением принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике. При этом правовое регулирование воспитательной работы с осуждёнными имеет свои особенности, вызванные педагогизацией процессов, которые подлежат законодательной регламентации.

В первую очередь необходимо отметить, что ч. 1 ст. 9 УИК РФ определяет исправление осуждённых как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Учитывая, что исправление является основной целью воспитательной работы, то данное положение уголовно-исполнительного закона имеет прямое отношение к ней. Необходимо отметить и то обстоятельство, что содействие в проведении воспитательных мероприятии могут оказывать и общественные объединения (ст. 23 УИК РФ).

В УИК РФ указывается, что воспитательная работа проводится с учётом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных, а также обстоятельств совершённых ими преступлений (ч. 4 ст. 109 УИК РФ). Кроме того, в УИК РФ закрепляются направления воспитательной работы с осуждёнными (ч. 1 ст. 110 УИК РФ): нравственное, правовое, трудовое,

1 См.: Слепцов И. В. Международные соглашения и рекомендации, определяющие стандарты обращения с правонарушителями и основные направления подготовки персонала исправительных учреждений : сборник международных документов. - Ч. 1., Ч. 2. - Костанай: Академия Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан, 2012.

2 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

физическое, эстетическое и иное воспитание, а также её формы: индивидуальные, групповые, массовые (ч. 2 ст. 110 УИК РФ). Также УИК РФ устанавливает принцип дифференциации при организации воспитательной работы, заключающийся в учёте вида исправительного учреждения, срока наказания, условий отбывания наказания, определена её основа, опирающаяся на психолого-педагогические методы работы с осуждёнными (ч. 2 ст. 110 УИК РФ).

В УИК РФ закрепляется обязанность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечить необходимые материально-технические условия для организации воспитательной работы (ч. 3 ст. 110 УИК РФ). Кроме того, устанавливается обязательный для администрации исправительного учреждения учёт участия осуждённых в проводимых воспитательных мероприятиях при определении степени их исправления, а также применении к ним мер поощрения и взыскания.

В ходе решения вопросов об условно-досрочном освобождении осужденного, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, предоставлении ему ежегодного трудового отпуска с правом выезда, других поощрений большое значение имеет его участие в воспитательных мероприятиях, проводимых в отряде, исправительном учреждении.

Широкий круг вопрос, связанных с организацией воспитательной работы с осуждёнными, закреплён в подзаконных актах.

Кроме указанных документов, в процессе отбывания наказания применяется ряд подзаконных актов, непосредственно регулирующих организацию отдельных направлений воспитательной работы с осуждёнными.

Организация воспитательных мероприятий проводится в исправительных учреждениях в соответствии с установленными правилами

2 См.: Российская газета. - 2006. - № 42.

внутреннего распорядка и не должна нарушать режим отбывания наказания1. Отмечается необходимость организации воспитательной работы с осуждёнными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества2.

Кроме того, опыт организации воспитательной работы с осуждёнными, передовые методы и формы работы с ними должны соответствующим образом накапливаться и распространяться3. На подзаконном уровне решены вопросы по материально-техническому обеспечению воспитательной работы4.

Безусловно, указанные положения международных стандартов, отраслевого законодательства и подзаконных актов формируют правовую основу организации воспитательной работы с осуждёнными. При этом существуют моменты, которые обращают на себя внимание при оценке правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными.

В частности, это отсутствие законодательного определения воспитательной работы, что затрудняет определение её сущности и содержания при организации её форм и направлений, которые законодатель отразил в уголовно-исполнительном законе. Не решают данную проблему и подзаконные акты5. В связи с этим считаем целесообразным закрепить в уголовно-исполнительном законе понятие воспитательной работы, как это сделано в отношении ряда других средств исправления осуждённых. Как альтернативный вариант возможно закрепление его в подзаконном акте.

Кроме того, указанные выше положения УИК РФ свидетельствуют о широком распределении элементов воспитательной работы с осуждёнными по тексту закона (как в Общей части, так и в Особенной), что с остальными средствами исправления осуждённых не происходит. Непосредственно воспитательной работе отводится ряд статей в разделе, регулирующем воспитательное воздействие на осуждённых, что явно недостаточно ввиду отсутствия чёткого механизма реализации данного средства исправления осуждённых. К сожалению, данный вопрос фактически не решён и на подзаконном уровне, за исключением организации воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными к лишению свободы6. Исходя из

5 Отметим, что ранее такое определение закреплялось в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы с 2000 по 2006 г.г. См.: Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3.

изложенного, считаем необходимым организацию работы по нормативному обеспечению организации воспитательной работы с осуждёнными в других видах исправительных учреждений, а также в учреждениях, исполняющих наказания, не связанных с лишением свободы. Особенно данный вопрос является актуальным в связи с расширением видов таких наказаний.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОСУЖДЁННЫМИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

IMPLEMENTATION OF THE INTERNATIONAL STANDARDS ACCORDING TO THE ADDRESS WITH THE CONDEMNED: GENDER ASPECT

В статье рассматривается ряд проблем, возникающих при исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, и его нормативное регулирование в международных стандартах.

In article a number of the problems arising at an execution of the punishment in the form of imprisonment concerning women, and its standard regulation in the international standards is considered.

Ключевые слова: международные стандарты обращения с осуждёнными, лишение свободы, осуждённые женщины.

Key words: the international standards of the address with condemned, the imprisonment, the condemned women.

Женщины продолжают составлять малую часть общего числа заключённых в мире. Тем не менее, в большинстве стран мира с увеличением числа заключённых наблюдается рост числа женщин-заключённых. Россия занимает третье место в числе стран с самым большим количеством заключённых после США и Китая. В Российской Федерации, по данным ФСИН России, в 2012 г. число женщин, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах, составляло 10140 человек из 114532 всего спецконтингента1.

Исследователи подчеркивают негативное воздействие пребывания в местах лишения свободы женщин; потребности женщин зачастую не принимаются во внимание. В большинстве стран система исполнения наказаний не способна устранить факторы, лежащие в основе женской преступности, что приводит к увеличению числа случаев рецидива.

Понятие и задачи воспитательной работы с осужденными

Воспитательная работа с осужденными является одним из ведущих средств исправления осужденных.

Правовой основой воспитательной работы с осужденными является Уголовно-исполнительный Кодекс РФ, Конвенция о защите прав человека, Конституция РФ.

Воспитательная работа – это комплекс педагогически обоснованных методов, средств и приемов, направленных на преодоление и исправление личностных деформаций осужденных, развитие интеллектуальной, духовной и физической сферы, формирование правопослушного поведения и успешной социальной адаптации после освобождения.

Основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  • исправление осужденных;
  • формирование у каждого осужденного уважительного отношения к человеку и его личности;
  • формирование уважительного отношения к окружающему обществу и принятым в нем нормам поведения и существования;
  • формирования традиций человеческого общежитие и их соблюдение;
  • повышение культурного и образовательного уровня.

Направления воспитательной работы с осужденными

Основными направлениями воспитательной работы с осужденными являются:

  1. Нравственное воспитание – направлено на ознакомление осужденных с нравственными человеческими ценностями, их принятие и формирование на основе собственной личности, установление твердой жизненной позиции.
  2. Правовое воспитание – направлено на формирование элементарной правовой культуры, правосознания и уважительного отношения к закону, воспитание позиции беспрекословного и точного соблюдения установленных законов и норм. Правовое воспитание имеет большое значение, так как в основном от него зависит исправление и становление осужденного на путь исправления в дальнейшем, предупреждение и профилактика совершения правонарушений.
  3. Трудовое воспитание – направлено на формирование у осужденных трудовых навыков и умений, воспитание психологической готовности к труду, уважительного отношения не только к собственному труду, но и к труду других людей. Трудовое воспитание предусматривает привлечение осужденных к трудовой деятельности, в процессе которой они должны понять, что единственной верный и честный образ жизни – это трудовой. Только трудом можно и нужно добиваться желаемых целей.
  4. Физическое воспитание – направлено на сохранение и укрепление здоровья осужденных, формирование у них устойчивых навыков ЗОЖ. Физическое воспитание организуется чаще всего в рамках досуговой деятельности, в форме спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.
  5. Иные направление относятся – экономическая, социально-политическая, экологическая и эстетическая воспитательная работа.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках исправительных учреждений вопросами организации воспитательной работы с осужденными занимаются сотрудники учреждений (психологическая служба, сотрудники воспитательного аппарата). С этой целью создается необходимая материально-техническая база (комнаты по воспитательной работе, клубы, библиотеки и т.д.), имеющая необходимое оснащение, в том числе и методическое.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

Воспитательная работа с осужденными осуществляется в трех основных формах:

  1. Массовые формы – направлены на охват всего контингента, отбывающего наказания в исправительном учреждении (лекции, концерты, тематические вечера и т.д.). Чаще всего данная форма используется для того чтобы быстро донести до осужденных необходимую информацию, охватить воспитательным воздействием как можно большее количество осужденных, подвести итоги, решить вопросы, которые требуют массового внимания и усилий.
  2. Групповые формы – являются наиболее распространенными и часто используемыми. Групповая форма воспитательной работы охватывает группу осужденных, чаще всего – это один конкретный отряд. Так же групповые формы могут применяться с группой осужденных, в которую входят лица имеющие проблемы с дисциплиной, либо проходящие подготовку к освобождению и т.п.

Индивидуальная форма – одна из наиболее эффективных форм воспитательной работы. Содержание индивидуальной формы:

  • изучение взаимоотношений между осужденными, выявление проблем;
  • установление неформального лидера в коллективе (группе, отряде);
  • изучение личности каждого осужденного;
  • составление индивидуальных планов работы с осужденными;
  • организация работа по формированию навыков самовоспитания и самосовершенствования;
  • воспитательная работа по подготовке осужденных к освобождению и т.д.

Ведущее место в организации воспитательной работы с осужденными принадлежит психологической службе исправительного учреждения. Основная часть мероприятий воспитательного характера возлагается на начальника отряда. Именно поэтому очень важно ставить на данные должности лиц, имеющих педагогическое, психологическое или юридическое образование, а также имеющих опыт работы с осужденными.

При организации и реализации воспитательной работы используются разнообразные психолого-педагогические методы:

  • убеждение: наставления, поучения, пример и т.д.;
  • организация поведения: показы, требования, объяснения, упражнения, поручения;
  • торможение и коррекция отрицательного поведения: внушения, осуждения, порицания, наказания;
  • стимулирование: одобрения, поощрения, похвалы, одобрения и т.д.

В настоящее время ведущее место в воспитательной работе с осужденными имеет самодеятельность. Основными задачами самодеятельности является:

  • оказание посильной помощи осужденным в развитии духовной, нравственной и физической культуры;
  • поддержка полезной и значимой инициативы осужденных;
  • позитивное влияние на становление осужденных на путь исправления;
  • организация интересного и продуктивного досуга;
  • оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержании порядка и дисциплины среди осужденных;
  • оказание помощи в формировании здорового взаимодействия между осужденными;
  • оказание социальной помощи осужденным и их семьям.

Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Читайте также: