В чем заключается работа психолога в женской консультации

Обновлено: 20.05.2024

Должностная инструкция медицинского психолога кабинета медико-социальной помощи женской консультации/центра кризисной беременности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 N 682н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации, а также в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "О мерах по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи населению Российской Федерации" от 30.03.2006 N 223, Приложением N 1 "Об организации деятельности кабинета медико-социальной помощи женской консультации" к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях" от 01.06.2007 N 389.

1. Общие положения

1.1. Психолог кабинета медико-социальной помощи/Центра кризисной беременности (далее - "Работник") относится к категории специалистов.

1.2. Психолог кабинета медико-социальной помощи/Центра кризисной беременности назначается и освобождается от работы приказом руководителя организации из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование по специальности "медицинская психология" или "психология", прошедших профессиональную переподготовку по медицинской психологии, имеющих подготовку в области перинатальной психологии, владеющий различными методами психодиагностики, психокоррекции, психопрофилактики. К работе по данной должности сроком на 1 год может быть допущен психолог, имеющий высшее профессиональное образование по любой психологической специальности и прошедший повышение квалификации по теме "Перинатальная психология", при условии его поступления в этот период на переподготовку по специальности "Медицинская психология".

1.3. Работник должен знать:

- основы законодательства РФ о здравоохранении;

- нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

- общую и дифференциальную психологию;

- возрастную и педагогическую психологию;

- отечественную и зарубежную социальную психологию (современные направления, актуальные проблемы, методы работы);

- основы психологического консультирования (виды, формы, методы);

- технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;

- основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);

- методы изучения психологических особенностей клиента, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;

- передовой отечественный и зарубежный опыт работы медицинских и перинатальных психологов;

- психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты;

- психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия);

- психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе);

- психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений. Психология зависимости, аддикций, девиантология;

- возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни;

- современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени);

- проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи);

- особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации;

- законодательство о труде, правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

1.4. Работник в своей деятельности руководствуется;

- Международными договорами и законодательством РФ;

- Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами;

Беременность — это не только меняющаяся каждый день фигура и возможный токсикоз. Это еще и постоянные эмоциональные всплески.

Оказать всестороннюю поддержку в столь волнующее время и наладить отношения с собой, будущим ребенком и окружающим миром способна перинатальная психология.

Александра Степаносова. перинатальный психолог-психотерапевт центра медицинского велнеса Wellcure & Float Studio

Кто такой перинатальный психолог

Перинатальный психолог — это специалист, который изучает и исследует закономерности и особенности психологического взаимодействия между женщиной и ее будущим ребенком.

На основе этих знаний перинатальный психолог помогает будущим мамам (начинается эта работа с этапа планирования зачатия и продолжается в течение первого года жизни малыша) находить ответы на множество волнующих вопросов, готовиться к появлению на свет малыша, обретать новые смыслы, ресурсы и опоры в материнстве, стабилизировать свое эмоциональное состояние во время беременности и в непростой послеродовой период.

Несмотря на то, что беременность — процесс естественный, часто гормональные изменения в организме женщины приводят к нестабильности ее состояния.

Кроме того, у многих современных женщин мегаполиса, в отличие от наших бабушек и прабабушек, привычный образ жизни сам по себе очень насыщен и разнообразен, и любые ограничения свободы и активности часто вызывают негативные эмоции. А повышенное количество стресса, вызванного переизбытком информации, большими расстояниями, обилием контактов, перегрузками на работе или конфликтными отношениями в семье, могут добавлять неустойчивости в общий тревожный фон во время беременности, а иногда и влиять на саму возможность забеременеть.

Внимание перинатального психолога к индивидуальным особенностям женщины, ее личной истории и забота о ее эмоциональном состоянии могут быть хорошей опорой и поддержкой на ее пути к материнству.

Какими вопросами занимается перинатальный психолог

Стадия планирования беременности

Когда семья планирует пополнение, перед женщиной (даже если она всей душой хочет ребенка) часто встает множество вопросов, связанных с тем, насколько она готова к материнству и сможет ли эффективно справляться с новой для себя ролью.

В этом случае обращение к перинатальному психологу может помочь ей найти свои собственные ответы и укрепиться в принятом решении.

Перинатальная психология на этапе планирования беременности решает целый ряд задач:

- Исследование психологической готовности к беременности и материнству позволяет женщине понять, действительно ли она в данный момент хочет стать матерью, готова ли она к ожидающим ее изменениям и насколько эффективно она сможет совмещать материнство с другими жизненными приоритетами.

- Диагностика семейной системы позволяет оценить, есть ли в семье все необходимые психологические и эмоциональные ресурсы для появления ребенка, и, если их недостаточно, рассмотреть возможные варианты их восполнения.

- Тщательный анализ и обсуждение разных моделей материнства помогает женщине выбрать именно ту из них, которая максимально соответствует ее личности и образу жизни.

- Перинатальный психолог помогает женщине, которая решилась стать матерью, в поиске информации, ресурсов и опор для реализации задуманного.

В случае трудностей с зачатием

Если запланированная беременность долго не наступает, а врачи лишь разводят руками, то консультация с перинатальным психологом может стать важным вкладом при комплексном медико-психологическом подходе для достижения беременности.

Достаточно часто наличие депрессивных переживаний, хронического стресса, страхов беременности или материнства или наличие скрытого внутреннего конфликта у женщины могут оказывать заметное влияние на гормональные процессы всего организма и функционирование репродуктивной системы в частности.

Обнаружить такие психологические факторы и снизить их влияние крайне важно, чтобы преодолеть трудности с зачатием малыша.

Тогда перинатальная психология ставит на первом этапе следующие цели:

- Диагностика уровня психологического стресса на данном жизненном этапе женщины.

- Исследование отношений женщины с собственной телесностью и телесными проявлениями.

- Установление типа психосоматического реагирования (насколько сильно психологические переживания женщины могут отражаться на функционировании систем ее организма).

- Диагностика семейной системы и семейных сценариев материнства.

- Исследование внутренних конфликтов, степени их напряжения и их влияния на психоэмоциональное (а следовательно, и гормональное) благополучие женщины.

После диагностического этапа при необходимости и запросе женщины могут быть поставлены следующие цели:

Овладение психологическими навыками снижения стрессового телесного отклика.

Гармонизация отношений со своим телом, принятие своей женской телесности.

Поиск ресурсов и опор для снижения депрессивных переживаний и страхов.

Поиск возможных изменений в системе действующих стрессогенных факторов.

Урегулирование взаимоотношений в семейной системе.

Снижение влияния дисфункциональных семейных сценариев, выявленного страха беременности или материнства.

Решение внутренних конфликтов на уровне смыслов и мотиваций.

Во время беременности

Не менее важной может быть роль перинатального психолога и непосредственно во время вынашивания ребенка. Этот период часто сопровождают всевозможные тревоги, а также повышенная чувствительность, раздражительность и ощущение неудовлетворенности собой, изменениями в своем теле, окружающими и жизнью в целом.

Иногда обычное информирование о происходящих психологических изменениях, привычках и реакциях уже может снижать у женщины возникающее беспокойство.

Да, общую информацию о таких изменениях можно получить из интернета, но личностные особенности, семейная ситуация и обстоятельства жизни каждой женщины могут достаточно сильно влиять на ее индивидуальный стиль проживания беременности. И тогда в беседе со специалистом можно доверительно обсудить возникающие переживания и трудности, найти новые смыслы и ресурсы для принятия происходящих с ней изменений.

Кроме того, освоение навыков саморегуляции и релаксации, нахождение новых способов и практик самоподдержки вместе с перинатальным психологом может помочь лучше справляться с этими состояниями.

Работа перинатального психолога при сопровождении беременности включает в себя несколько направлений:

- Предоставление информации о возможных изменениях психологического состояния во время беременности и в послеродовой период помогает будущей маме лучше понимать причины возникающих переживаний или изменений в собственном восприятии себя, реагировать на их появление без лишних тревог.

- Помощь в осмыслении беременности как особого этапа в жизни позволяет женщине лучше настроиться на происходящие и предстоящие перемены, а также укрепить свою готовность к материнству.

- Оказание психологической и информационной поддержки при прохождении медицинских диагностических процедур и в других психологически сложных ситуациях.

- Поиск, актуализация и формирование внутренних и внешних ресурсов в личном опыте беременной женщины и в ее семейной системе, которые могут стать для нее опорой и будут не только способствовать благоприятному течению беременности, но и придут на помощь после рождения ребенка.

- Подготовка к родам: информирование и освоение навыков эффективного поведения в родах, техник дыхания и самопомощи, способов соотношения с болью.

Все эти направления являются также важными задачами для снижения риска послеродовой депрессии.

Кроме того, перинатальный психолог может оказать психологическую помощь и сопровождение в особых ситуациях: при потере беременности, при использовании ЭКО, в случае необходимости переработать опыт прошедших прошлых родов, которые не были позитивными для женщины, а также в ситуации послеродовых переживаний и трудностей с новорожденным.

Все чаще обращаются к перинатальному психологу и будущие папы, они тоже хотят подготовиться к отцовству, понять переживания жены и узнать, как они могут оказывать ей помощь и поддержку и устанавливать контакт с малышом.


• медицинский психолог – специалист с высшим психологическим образованием, получивший дополнительную подготовку в учреждении или на факультетах последипломного образования по медицинской психологии и перинатальной психологии и психотерапии;

Эти специалисты должны владеть методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, предусмотренными программой тематического усовершенствования. Они подчиняются главному врачу женской консультации и его заместителю. В их обязанности входит:

• проводить беседы и занятия с персоналом женской консультации по основам перинатальной психологии, особенностям общения с беременными женщинами и их родственниками, деонтологии, консультировать их по конкретным случаям;

• оказывать помощь сотрудникам женской консультации в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем;

• с целью психопрофилактики принимать участие в работе курсов дородовой подготовки беременных, занятиях школы молодой матери;

• проводить скрининговое обследование беременных женщин с целью выявления группы риска по возникновению нервно-психических расстройств;

• работать с выявленными пациентками и членами их семей;

• консультировать пациенток, направляемых акушером-гинекологом в связи с выявленными у них нарушениями течения беременности, для выработки у пациенток адекватного к этому отношения;

• осуществлять консультативную работу по оценке и купированию неотложных нервно-психических расстройств;

• совместно с акушером-гинекологом разрабатывать план психокоррекционной работы с пациенткой, учитывающий ее индивидуальные особенности;

• проводить индивидуальные сеансы с пациентками, включающие углубленную психодиагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию;

• совместно с акушером-гинекологом оценивать эффективность проводимых психопрофилактических, психокоррекционных и лечебных мероприятий;

• повышать свою квалификацию в области медицинской и перинатальной психологии, психотерапии на циклах усовершенствования в учреждениях и на факультетах последипломного образования не реже одного раза в 5 лет;

• внедрять в практику современные методы психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, психотерапии.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 27 сентября 1997 г. № 43 клинические психологи (а значит, и перинатальные психологи) имеют те же льготы, что и врачи, по оплате труда, продолжительности оплачиваемого отпуска, по аттестации на квалификационные категории.

Для обеспечения работы психотерапевтического кабинета в женской консультации должны быть выделены помещения для индивидуального приема пациенток, членов их семей, проведения сеансов релаксации, арт-терапии, групповых занятий.

Основными задачами работы психотерапевтического кабинета женской консультации являются:

• психопрофилактическая работа с беременными женщинами и членами их семей;

• психодиагностическая работа с целью выявления группы риска, формирование мотивации на получение психологической и психокоррекционной помощи;

• психологическая и психокоррекционная и при необходимости психотерапевтическая помощь беременным женщинам и членам их семей (психотерапия осуществляется врачом-психотерапевтом);

• повышение знаний персонала женской консультации в области психопрофилактики, деонтологии, психосоматики, перинатальной психологии, психопатологии и психотерапии.

Кабинет должен иметь помещение для организации индивидуального приема (площадь14-20 м 2 ), кабинет для групповых занятий дородовой подготовкой, релаксационных сеансов, семейных консультаций и пр. (площадь 22–35 м 2 ). Помещения должны хорошо проветриваться, иметь мягкое, рассеянное освещение, быть звукоизолированными. Оформление помещений (облицовка стен, ковровые покрытия, приборы бокового освещения, комнатные растения, картины и пр.) должно способствовать решению терапевтических задач. В набор мебели могут входить письменный стол, журнальный столик, мягкие кресла с высокой спинкой и подголовниками, шкаф для одежды, книжная полка. Кабинет должен быть оборудован музыкальным центром, видеомагнитофоном, стереофоническими наушниками, телевизором, компьютером с программным обеспечением и принтером, диктофоном, секундомером, аппаратом измерения давления, набором цветных карандашей, мелков, красок, бумаги для арт-терапии, набором диагностических психологических методик.

Организация приема пациенток в психотерапевтическом кабинете женской консультации

Первичный прием перинатальным психологом женщины может происходить при постановке на учет на сроках беременности до 20–22 недель. При этом ей может быть предложена диагностическая беседа, которая длится не менее 30 минут. Основной целью этого приема является формирование мотивации и запроса на психологическое сопровождение во время беременности, обучение на курсах дородовой подготовки.

В задачи этого приема входит:

1. Установление комплаенса.

2. Сбор анамнеза.

3. Первичная скрининг-диагностика.

4. Информирование о системе работы психологического кабинета женской консультации. Разработка индивидуального алгоритма прохождения курса Школы молодых родителей.

Первый личный контакт психолога и пациентки очень важен для установления комплаенса. Поэтому беседа с консультантом должна проходить в атмосфере эмпатического принятия. Женщине разъясняются цели направления ее к психологу, роль психологического компонента в протекании беременности, необходимость разделения ответственности между ней самой и специалистами, наблюдающими беременность. В ходе сбора анамнеза выясняется социально-психологический портрет пациентки, основные моменты ее соматического и акушерско-гинекологического анамнеза, ее матримониальный статус, стадия зрелости супружеского холона, количество и возраст детей, мотивы беременности, отношение семьи к беременности, особенности ее протекания. Выясняется также мотивация и запрос на психологическое сопровождение беременности, планы относительно подготовки к родам, первого года жизни ребенка, выхода на работу.

В случае, если беременная встала на диспансерный учет после 12 недель, ей можно предложить методику ТОБ (см. главу 5).

По результатам беседы в случае относительно благополучной медико-психосоциальной картины женщину знакомят с системой психологического сопровождения беременной в женской консультации и планируют приблизительные даты следующих визитов к психологу, ближайшие даты лекций в Школе молодых родителей. Если психолог считает, что требуется углубленная диагностика, он назначает дополнительную консультацию.

Повторную встречу рекомендуется провести на сроках беременности 2427 недель.

Второй триместр беременности является периодом относительной стабилизации гормонального состояния беременной, организм достаточно адаптируется к беременности. Беременность становится заметной стороннему наблюдателю. Заканчиваются все законодательно определенные сроки для искусственного прерывания беременности. В норме женщина принимает факт своей беременности и перспективу дальнейшего материнства.

У большинства беременных любой группы риска значительно возрастает тревога в ожидании результатов скрининга. Поэтому обращение к психологу может быть срочным по инициативе женщины или направлению врача акушера-гинеколога с целью снижения субъективного чувства тревоги. Результаты тестирования на этом сроке будут с большой вероятностью невалидны.

Еще одним важным динамическим критерием выбора этих сроков беременности для психологического исследования является тот факт, что после 18–22 недель все беременные отчетливо ощущают шевеления плода. Как показывает в своих работах профессор Г. Г. Филиппова, переживание первого шевеления и дальнейшее отношение к нему является важным прогностическим фактором для формирования дальнейшего отношения к ребенку. Поэтому в ходе беседы следует уделить внимание обсуждению отношения женщины к шевелению пренейта. Ультразвуковое исследование, во время которого женщина с большой вероятностью видела на мониторе своего ребенка и, возможно, узнала его пол, а также ощущение шевелений – все это способствует большей персонификации ребенка и, соответственно, приближает к реальности те фантазии о материнстве, которые были у женщины до этого.

Таким образом, скрининг-диагностика во втором триместре может занимать до 30 минут и должна охватить следующие аспекты:

1. Психологическое тестирование.

2. Интервью о текущем эмоциональном состоянии, семейной ситуации, выявление жалоб, неблагополучных ситуаций.

3. Интервью, посвященное оценке переживания шевелений.

4. Уточнение индивидуального алгоритма прохождения курса психопрофилактики.

Третья встреча может быть запланирована на сроке 35–37 недель. К этому сроку женщина уже заканчивает прохождение курса дородовой подготовки, выбирает родовспомогательное учреждение, готовит дом к появлению ребенка. Доминанта беременности подходит к концу, но еще не переходит в доминанту родов. Поэтому на этом сроке психолог имеет возможность оценить эмоциональное состояние женщины накануне родов, готовность ее и семьи к родам и настрой на материнство. В то же время оставшиеся 2–4 недели можно использовать для коррекции в случае выявления неблагоприятной картины.

Психопрофилактическая работа психотерапевтического кабинета женской консультации

Специалисты психотерапевтического кабинета (перинатальный психолог, психотерапевт) должны координировать психопрофилактическую работу в женской консультации, которая строится по нескольким направлениям:

1. Работа по созданию перинатального комплаенса.

2. Работа по профилактике ятрогений, психологогений, дидактогений и гестогений.

3. Психопрофилактическая работа, связанная с выявлением среди беременных групп риска по нервно-психическим расстройствам.

4. Дородовая подготовка беременных.

Работа по созданию перинатального комплаенса

Специалисты в области перинатальной психологии и психотерапии знают, насколько успешность в их работе зависит от готовности пациенток выполнять рекомендации специалистов, от их взаимопонимания и доверия.

Значительно более эффективным является вариант партнерского взаимодействия, формирующего у пациенток желание сотрудничать. При таком варианте взаимодействия пациентка и ее родственники ожидают обсуждения и согласования с врачом всех предпринимаемых действий, оставляя право решения за собой.

Работ, посвященных комплаенсу в антенатальном и интранатальном периодах, я не нашел. Между тем нельзя сказать, что исследований в этой области совсем не проводилось. Научный и практический интерес перинатальных психологов, психотерапевтов, акушеров-гинекологов давно вызывает характер взаимоотношений беременной женщины с членами семьи, с медицинским персоналом. Многие психологи и психотерапевты в работе с беременными женщинами, имеющими невротические расстройства, ставят перед собой задачи создания доверительных отношений с пациентками и членами их семей, формирования максимального соответствия взглядов медицинского персонала, беременной и ее близких на связанные с гестацией перемены в состоянии женщины, в семейных отношениях, на необходимость тех или иных медицинских обследований, наблюдения, вмешательств, на подготовку и ведение родов. Таким образом, отдельные вопросы формирования перинатального комплаенса так или иначе решаются. Однако, как правило, цельного системного подхода в работе с беременными женщинами, их семьями и медицинским персоналом не существует. Введение в обиход специалистов-перинатологов данного термина может восполнить этот пробел, способствовать лучшему пониманию причин возникающих в процессе беременности и родов нарушений, помочь психологам и психотерапевтам верно выбрать психотерапевтические мишени, адекватные формы психокоррекционной и психотерапевтической работы.

В акушерско-гинекологической практике формирование комплаенса особенно важно, так как в связи с возникшей беременностью характер взаимоотношений женщины с родственниками нередко неоднозначен, а многие акушеры-гинекологи строят отношения с ней с позиций патернализма: их рекомендации категоричны, не объясняются и не обсуждаются.

Одной из важнейших психопрофилактических задач перинатального психолога является проведение бесед с персоналом о том, что так называемый низкий комплаенс затрудняет взаимопонимание с пациенткой и работу с ней, может быть одной из причин появления осложнений течения беременности. Осознание необходимости формирования перинатального комплаенса на самых ранних этапах гестации и целенаправленная в этом направлении работа структурируют деятельность перинатальных психологов, психотерапевтов, акушеров-гинекологов, являются профилактикой осложнений беременности и родов, предупреждают возникновение ятрогений и дидактогений.

Работа по профилактике ятрогений, психологогений, дидактогений и гестогений

С целью организации профилактики ятрогений, дидактогений, гестогений специалист психотерапевтического кабинета должен информировать персонал женских консультаций об их сути, причинах и механизмах возникновения. Он должен способствовать повышению их знаний в области деонтологии, психологии общения, перинатальной психологии. Необходимо обсуждать программы дородовой подготовки, координировать содержание и проведение занятий, осуществляемых разными специалистами, помогать сотрудникам женской консультации в грамотном составлении учебных групп дородовой подготовки, обеспечить им возможность супервизии.

Во время беременности у женщины, как правило, повышается тревога за состояние своего здоровья, так как она чувствует свою ответственность за новую жизнь – жизнь будущего ребенка. Это делает беременную более внушаемой, ранимой. К сожалению, не всегда эти особенности психики беременных принимаются во внимание специалистами, с которыми она вынуждена встречаться в связи с гестацией. Это обусловливает легкость возникновения или усиления имеющихся у женщин нервно-психических расстройств.

К ятрогениям (греч. iatros – медик; genes – порождаемый) относятся нарушения, появившиеся в результате высказываний или/и действий медицинских работников, неблагоприятно воздействующих на психику беременных женщин. Чаще всего встречаются ятрогении, связанные с циничностью и грубостью медицинского персонала, с недостатком внимания к пациенткам, с игнорированием их психологических особенностей, с плохой организацией консультативных приемов, обслуживания беременных женщин.

Женщина, ожидающая рождения желанного ребенка, особенно если это должно произойти впервые, ощущает себя особой, уникальной. Ее ранит, когда преднамеренно или невольно, нередко в довольно грубой форме, медицинские работники дают понять, что общение с ней – рутинная работа, а сама будущая мать – одна из многих. Длительные ожидания в коридоре профилактических осмотров, подчас в одной очереди с гинекологическими больными, переносятся мучительно. Безапелляционность высказываний по поводу выявивших нарушения результатов осмотра, анализов может вызвать стресс у беременной, если не проведена должная психологическая подготовка.

Наряду с ятрогениями отмечаются и дидактогении (греч. didaktos – поучение; genes – порождаемый). К этой группе нарушений следует относить расстройства, возникающие у беременных не в связи с проведением профилактических или лечебных медицинских мероприятий, а в процессе и в связи с их обучением на курсах по подготовке к родам. Если курсы организованы правильно, то женщина обязательно получает на них информацию о том, что с ней и ее будущим ребенком происходит в разные периоды беременности, что и как будет происходить во время и после родов. Уже одно только получение грамотно поданной информации приводит к снижению тревоги, повышению уверенности в своих силах. Дефицит информации, ее отрывочность, малодоступность (например, изобилие непонятных медицинских терминов, теорий), а также натуралистические описания подробностей биомеханизма родов, возможных осложнений, напротив, приводят к усилению тревоги. Недостаточно учитывается при обучении разный уровень образования женщин, их способность усвоить предлагаемый материал.

Неудачно составленные программы занятий приводят к чрезмерному повышению тревоги у одних женщин, к необоснованному эйфорическому отношению к предстоящим родам у других. Некоторые программы дородовой подготовки женщин, используя повышенную внушаемость беременных, приводят их к мысли о необходимости строго придерживаться не всегда научно обоснованных особого образа жизни, особых диет и применения очень дорогих пищевых добавок. Существуют программы, искусственно повышающие религиозность женщин, делающие их суеверными.

В процессе занятий к дидактогениям может приводить прямое или косвенное внушение женщинам, что роды могут пройти благополучно только в случае строгого исполнения рекомендаций. Жестко оговариваются:

• место (например, в домашних условиях или только в определенном родильном доме);

• способ родоразрешения (например, роды в воду, категорическое отрицание стимуляции, оперативных вмешательств);

• лица, в присутствии которых женщина будет рожать (муж, знакомая акушерка);

• только совместное пребывание с ребенком после родов и т. п.

Подобные рекомендации иногда конструктивны, иногда нет, но если они не предполагают иных вариантов, малейшее отклонение от плана (а ситуация может требовать этого) вызывает у женщины стресс. Грамотное проведение дородовой подготовки позволяет во многом снизить риск осложнений течения беременности и родов.

Ятрогении и дидактогении нередко связаны с отсутствием дифференцированного подхода при формировании групп дородовой подготовки, в результате чего вместе оказываются беременные женщины, состоящие в счастливом браке и не имеющие мужа, здоровые и имеющие осложнения в течении беременности, имеющие скрытые или явные невротические симптомы и т. д. При этом нередки также явления гестогений (лат. gestatio – беременность; греч. genes – порождаемый), возникающих при неблагоприятном влиянии беременных женщин друг на друга. Поэтому одной из форм психопрофилактической работы является скрининг-диагностика, проводимая с целью грамотного формирования групп дородовой подготовки и выявления женщин, нуждающихся перед направлением в такие группы в консультации психолога, а возможно, и в психокоррекционной или психотерапевтической помощи.


Описана структура психологического консультирования женщин, желающих прервать нежелательную беременность. В процессе определения понятия был выполнен анализ содержания доабортного консультирования женщин, получивших направление на аборт. Были проанализированы основные цели и задачи, которые решает психолог в ходе консультирования женщин. Показана структура консультирования с основными параметрами, такими как начало консультации, основная часть консультации и завершение консультативной беседы. Основные вопросы, которые психолог задает в ходе консультации женщине, чтобы выявить основные мотивы прерывания беременности и осознано помочь женщине сделать выбор в сторону сохранения беременности, раскрыть ее внутренний потенциал, принять верное для нее решение.

Один из ведущих факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье, приводящих к нарушению репродуктивной функции, бесплодию, возникновению гинекологических заболеваний у женщин, — аборты. О необходимости сокращения числа абортов прямо говорится в Концепции демографической политики Российской Федерации.

Ключевые слова: психологическое консультирование, аборт, доабортное консультирование, психологическая беседа, беременность, нежелательная беременность, репродуктивное здоровье.

Доабортное психологическое консультирование — это не давление или убеждение, а оказание квалифицированной психологической помощи женщинам в кризисной ситуации.

В психологическом консультировании женщин, желающих прервать нежелательную беременность должен быть индивидуальный подход к каждой пациентки, зависящий от ее жизненной ситуации (возраст, наличие детей, материальное положение, хроническое заболевание, неготовность к материнству, неодобрение родственников, асоциальное поведение партнера).

Доабортное консультирование — совокупность процедур, направленных на помощь женщине, желающей прервать нежелательную беременность и на разрешение проблем и принятия решений в отношении к этой проблеме, а также брака, семьи, совершенствование своей личности и межличностных отношений и эмоционального состояния в целом.

У психолога по доабортному консультированию должна быть четкая принципиальная позиция: сохранение человеческой жизни и семьи — на первом месте. Ключевая задача психолога — не настаивать, а помочь пациентке самостоятельно сделать осознанный выбор. Важно снять у женщины психологическое напряжение, потому что она находится в стрессе: и ввиду гормональных изменений, и из-за того, что ей нужно принимать решение о жизни своего будущего ребенка. Беременной нужно помочь осознать, что она уже мама. Достичь этой цели помогут специальные информационные буклеты, муляжи ребенка (до 12 недель), фотографии и видеоролики об этапах беременности и внутриутробного развития малыша.

Задачи доабортного консультирования:

− не выходя за границы профессиональной этики психолога, необходимо информировать женщину о возможных негативных последствиях и осложнениях аборта, как во время проведения, так и после.

− выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию решения по поводу прерывания нежелательной беременности;

− оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период;

− сформировать ответственное отношение женщины к сохранению репродуктивного здоровья и родительству;

− повысить психологическую грамотность женщин об аборте и его последствиях и осложнениях.

Планируемым результатом психологической работы с беременной женщиной, решившейся прервать нежелательную беременность, является принятие ею осознанного, неимпульсивного решения.

В случае если женщина изменит свое решение и предпочтет аборту рождения ребенка, работа психолога с ней строится согласно целям и методам работы с будущей мамой [2].

Структура доабортного консультирования

Начало консультативной беседы

− установление консультативного контакта с женщиной, желающей прервать нежелательную для нее беременность (уникального динамического процесса, во время которого женщине психолог помогает раскрыть свои внутренние ресурсы для развития позитивной направленности в беседе), а так же взаимопонимания между психологом и женщиной, исключение оценочных суждений, проявляемых в любой форме, по поводу прерывания беременности [1].

− установление консультативного контакта с женщиной, желающей прервать нежелательную для нее беременность (уникального динамического процесса, во время которого женщине психолог помогает раскрыть свои внутренние ресурсы для развития позитивной направленности в беседе), а так же взаимопонимания между психологом и женщиной, исключение оценочных суждений, проявляемых в любой форме, по поводу прерывания беременности [3].

Основная часть консультативной беседы

В этой фазе консультации психолог приступает к аргументации. Используются техники те же, что и на первом этапе и новые: прояснение и отражение чувств, интерпретация, конфронтация, сократовский диалог и т. д.

Аргументирование консультантом должно осуществляться не напрямую путем указания на то, что женщина поступает неправильно, плохо (она и сама об этом знает и, тем не менее, решается на аборт). Задача психолога — вскрыть основной болевой момент, ту причину, которая подводит женщину к этому решению [2].

В середине консультации целесообразно использовать наглядные методы убеждения.

В процессе консультации с психологом фактически решается вопрос о жизни еще не рожденного ребенка. И, как часто бывает, это решение может быть принято женщиной на основе эмоций, а не логических умозаключений.

В процессе консультативной беседы большое воздействие оказывает использование макетов плода, а также возможность непосредственной демонстрации во время консультации фильмов о внутриутробном развитии ребенка и об абортах [5].

Примерные вопросы, которые психолог задает в ходе беседы с женщиной.

  1. Как Вы представляете ребенка, которого Вы сейчас носите?
  2. Какое имя Вы бы дали Вашему ребенку? Кого Вы больше хотите, мальчика или девочку?
  3. Хотите ли Вы иметь детей?
  4. Что Вам мешает родить ребенка?
  5. Как Вы представляете процедуру аборта, известно ли Вам что-нибудь о последствиях и осложнениях аборта?
  6. Кто в Вашей семье против ребенка, а кто за?

Женщина, идущая на аборт, не думает о ребенке как о личности, она воспринимает его (за редким исключением) как временную помеху, еще более грубо — больной зуб, который необходимо выдернуть. Это также проявление психологической защиты — иначе женщина не смогла бы решиться на этот шаг, на убийство живого ребенка.

Таким образом, возможность демонстрации макетов, показа фильмов и, в целом, использование наглядных средств значительно повышает эффективность консультативной работы психолога.

Завершение консультативной беседы

На заключительной стадии психолог предоставляет клиенту дополнительный материал: литературу или фильм (это рассматривалось выше), а также выполняет диспетчерскую функцию. Многие проблемы, поднятые клиентом, могут быть связаны с необходимостью обращения к другим специалистам: юристу, социальному работнику, и др. Психолог должен предоставить женщине-клиенту информацию о том, куда она может обратиться для решения непсихологических проблем [2].

Каждый человек хочет быть счастливым, иметь семью и детей. Каждая женщина стремится стать матерью. Беременность должна быть планируемой, а рождённый ребёнок желанным и любимым.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, нежелательная беременность, консультативная беседа, аборт, психолог, работа психолога, репродуктивное здоровье, решение, консультативный контакт, кризисная ситуация.

Читайте также: