Почему профессия учителя потеряла престиж

Обновлено: 17.05.2024

Учитель в общественной иерархии профессий не занимает лидирующих позиций. Между декларируемой ценностью образования и реальным отношением к нему — немалая дистанция. Об этом говорили делегаты VIII съезда Белорусского профсоюза работников образования и науки.

— Последняя пятилетка — целая эпоха, которая включает реорганизацию и оптимизацию, изменения в порядке аттестации педработников, увеличение педагогической нагрузки, апробацию отраслевой системы оплаты труда, требования повышения качества, эффективности и результативности, модернизацию всей образовательной системы и многое другое, — поделилась своими мыслями с участниками съезда председатель Минского городского комитета профсоюза работников образования и науки Лариса Волкова. — За эти годы мы получили новые условия, ресурсы, возможности и новую заработную плату. Небольшая часть педагогической общественности почувствовала вкус к работе по-новому. Но, как следствие, мы получили сокращение штатов, интенсификацию труда, кадровый голод, отток молодых кадров, отсутствие желания абитуриентов поступать на педагогические специальности. И, на мой взгляд, самое важное, что вся система образования передана на недавно еще не известный аутсорсинг! Это значит, что для бесперебойной дееспособности отдельных систем и инфраструктуры конкретного региона все функции по профессиональной и непрофессиональной их поддержке и обслуживанию переданы образованию. Таким образом педагоги сегодня в ответе за все: за воспитание (ведь семья отошла на второй план); за акты обследования жилищно-бытовых условий и технического состояния квартир; за нарушения правил противопожарной безопасности (наличие пожарных извещателей, состояние электропроводки, чердачные и подвальные помещения, печи, дымоходы и т.д.); за преступность; за контроль и сопровождение объектов, не входящих в систему образования.

Медицинские работники из дошкольных учреждений перешли в ведомство Министерства здравоохранения — в результате педагоги теперь сами пишут меню, подсчитывают денежные и натуральные нормы на питание детей. Защищают детей от их же нерадивых родителей. Не секрет, что сегодня для многих работников нашей сферы главное — сохранить рабочее место, не попасть под сокращение и зарабатывать, чтобы жить. А для руководителей — удержать пришедших.

Значит, будем терпеть, молчать, обсуждать и жаловаться все на той же кухне? Но то, что кажется покоем в коллективах, чаще всего миф. Слом открытого сопротивления предлагаемым реформам состоялся, но ему на смену пришли безразличие или психологическое абстрагирование, которое сказывается на учениках и студентах.

Почему не слышат педагогов?

Сегодня ни для кого не секрет, что невысокий уровень заработной платы в образовании — величина постоянная по сравнению с другими отраслями экономики. Среднемесячная заработная плата работников системы значительно ниже аналогичного показателя других отраслей.

— Зарплата — не пособие по бедности, нетрудоспособности или старости. Она должна быть достойной, и ее надо зарабатывать качественной работой, — уверена председатель Минского горкома отраслевого профсоюза. — Неоднократно в течение пяти лет профсоюз обращался в Совет Министров, органы законодательной и исполнительной власти, Министерство образования с предложениями по вопросам оплаты труда работников отрасли. Нужно констатировать, что слышат нас плохо, а то и вовсе не хотят утруждать себя ответами на обращения профсоюза, чего не скажешь о местных органах власти, и спасибо им за это взаимодействие! В текущем году бюджетом города направляется 30% средств на повышение тарифных ставок работникам системы образования.

престиж профессии учителя падает из-за несвойственных обязанностей

— Необходимо отметить, что повысить зарплату посредством реализации 110-го постановления в 2014 году Минск не воспользовался, а по республике им воспользовались только два ВУЗа, — сообщила Лариса Волкова. — То, что будет дальше происходить с отношением государства к финансированию образования, повышением заработной платы работников и конкурентоспособности педагогической профессии, напрямую отразится на работниках, их мотивации, отдаче в работе, а значит, и на результатах. Наша система оплаты труда требует обновленной платформы, современных принципов, новых взглядов и конструктивных решений.

Важно также понимать, что зарплата — лишь один из элементов трудовых отношений, что, увеличивая зарплату, нужно думать и о прочем — о системе аттестации, условиях для дальнейшего личностного и профессионального роста педагогов. Все мы понимаем, что это целостная система трудовых отношений между обществом с одной стороны и педагогическим работником — с другой.

— Еще лет 20-30 назад выпускники школы среди самых престижных профессий называли профессию учителя. Этот путь выбирали лучшие ученики из класса. А что мы видим сегодня? Недоборы на бюджетную форму обучения. А тот, кто поступает, не может сдать даже первую сессию, — озвучил свое видение ситуации в образовании председатель профкома Добромысленского детского сада — средней школы, учитель белорусского языка и литературы Степан Куницкий. — И я часто задумываюсь над тем, а кто же придет нам на смену. То, что педагогические коллективы стареют, — это факт. Молодые специалисты, отработав по распределению свои два года, ищут для себя другую сферу деятельности. Не хватает учителей математики, иностранного языка, химии, физики. В нашей школе эти предметы преподают учителя-пенсионеры.

Ситуация с каждым годом усложняется. Школу покидают талантливые педагоги, уходит инициатива, творчество, и, как следствие, начинает снижаться качество образования. Все способы противостоять этому процессу и преодолеть трудности обычно сводятся к закручиванию гаек, дальнейшей бюрократизации школы и регламентации деятельности руководителей учреждений и непосредственно учителей.

Почему же падает престиж профессии? По мнению наставника, дело тут не столько в уровне заработной платы, сколько в отношении к педагогу.

По мнению педагога, в полной мере отвечать за воспитание своих детей должны родители, а не классные руководители, учителя и директора. Школа должна не заменять родительские функции, а только их дополнять и корректировать.

— В СМИ часто можно услышать рассуждения о целесообразности существования региональных институтов развития образования и предложения передать эти функции педагогическим университетам. Педагоги нашей области за то, чтобы они существовали, только нужно наделить их теми функциями, которые они должны выполнять, а не накладывать на них функции контролеров. У нас контролеров всех уровней хватает и так, — добавил Степан Куницкий.

YouTube
Instagram

Прошедший по стране День знаний традиционно обратил взоры общества к нашим учителям. Несколькими днями ранее министр образования сообщил, что дефицита кадров в этой сфере практически нет, все школы полностью укомплектованы педагогами. В условиях нестабильности на рынке труда подобное дорогого стоит. Однако остается открытой вторая сторона вопроса — возрождение прежнего авторитета и престижа учителей. Своими мыслями по этому поводу делятся наши эксперты.



Научить учиться

Татьяна Квятинская, учитель русского языка и литературы ГУО “Гимназия № 10 г. Минска”

Я работаю в гимназии, где учатся высокомотивированные дети. Но, к огромному сожалению, профессию педагога они выбирают редко. А среди них есть те, кто способен не только впитывать знания, но и передавать их остальным. И в этом огромная разница — учиться и учить! Именно эти способности определяют профессию учителя. Кроме того, это и личностные качества: умение сопереживать, понимать детей и их родителей, воспринимать чужие проблемы как свои и помогать решать их.

Как поднять престиж учителя, привлечь в школы молодежь и превратить ремесло в творческую профессию? В последнее время этот вопрос поднимается очень часто, и это меня радует. Так как главное в решении проблемы — осознать, что она есть. Я уверена, что совместными усилиями мы способны изменить ситуацию. Сейчас многое стали делать для того, чтобы наша профессия снова стала уважаемой и привлекательной. Проведение конкурсов педагогического мастерства показывает, что среди педагогов много талантливых и интересных людей. Я сама являлась участницей такого конкурса, который позволил мне не только продемонстрировать свой опыт, но и многое почерпнуть из опыта моих коллег. Немаловажно в формировании положительного образа педагога и внимание СМИ.

Если ребенку комфортно в школе, если он ходит туда с удовольствием и имеет возможность реализовать себя, в семье также царят мир и радость.

А счастливая семья — это залог успешного государства. Если же коснуться удовлетворения материальных потребностей, то здесь не все хорошо, чем и объясняется незначительное количество мужчин в педагогической профессии. Это недостаточные возможности для карьерного роста и невысокая зарплата, не позволяющая содержать семью. А если учесть, что и в семье мужчины часто отстраняются от воспитания своих детей, предоставляя эту обязанность жене, так и получается, что наши дети получают “женское воспитание”.

Не скажу, что это плохо, но твердое мужское слово нашим детям не помешало бы. Поэтому в данном направлении есть над чем работать.

В последнее время часто слышу определение “современный учитель”. Какой он? Да, учитель должен идти в ногу со временем. В школах и гимназиях появилось современное оборудование, сам процесс обучения стал приобретать иные формы. Поэтому и учитель, который окончил университет 20 и более лет назад, должен иметь возможность овладеть современными технологиями. Хорошо, когда, как у нас в гимназии, у каждого есть персональный компьютер, на каждой кафедре интерактивные доски. Педагоги информатики проводят обучающие семинары и мастер-классы. Но я знаю, что не каждая школа может похвастаться этим. В результате дети владеют современными технологиями лучше учителей, авторитет педагога падает. Современный учитель — тот, кто всегда впереди.

Когда я, будучи студенткой, пришла на практику, директор долго со мной общалась, говорила о том, каким должен быть урок, какие методы использовать. А в заключение добавила: “Помните еще о том, что учитель должен выглядеть безупречно. И даже если вы заболели и вам пришлось на уроке достать носовой платок, это должен быть такой носовой платок, чтобы дети ахнули”. Тогда я рассмеялась, думая, что это шутка. Но очень скоро поняла, как она была права. Безупречность во всем: в мыслях, словах, поступках и во внешнем облике. Сложно? Очень. Вот и боятся выпускники такой ответственности. А если кто-то и готов, то родители отговорят.

Но я рада, что все-таки есть дети, которые не боятся трудностей и выбирают профессию педагога. Вспоминаю свою выпускницу, которая была как раз из тех, кто способен учиться и учить. Творческая, талантливая, безупречная. Мечтала стать учителем. Но ее мама решила, что дочь получила золотую медаль не для того, чтобы выбирать педобразование. И девочка отучилась в престижном (по мнению мамы и общества) вузе. Отработала два года, а затем пришла ко мне и с горящими от счастья глазами сказала, что теперь она независима и может получить педагогическое образование. Именно такие учителя нужны нам, на таких держится школа. Рада за нее, потому что сама когда-то выбрала этот путь. И никогда не пожалела. А чье-то мнение о престижности профессии меня мало интересует, если каждый день я иду на работу с радостью. Потому что знаю: меня ждут любопытные глазки моих учеников и творческий коллектив педагогов. И для меня профессия педагога самая престижная.

Престиж на десять баллов

Жанна Мишур, член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам

Что такое авторитет? Это общепризнанное влияние и значение определенного лица для какой-либо группы. Причем основанное на его знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, достижениях и жизненном опыте. С авторитетом учителя напрямую связан и его престиж. Ведь быть учителем — это призвание, случайный человек настоящим учителем стать попросту не может.

Для того, чтобы поднять престиж учителя, необходимо как минимум повысить планку поступления в педагогические вузы. Проходной балл сюда должен быть весьма высоким. Чтобы раз и навсегда искоренить бытующий сегодня среди абитуриентов принцип: если не удастся поступить туда, куда собираюсь, пойду в педагоги. Это совершенно недопустимо. Педагог должен быть человеком развитым, причем всесторонне. Особенно в нынешний век высоких технологий.

Он не должен просто “идти на урок” — он должен идти делиться знаниями.

На практике же мы зачастую имеем совершенно другое. Мне как педагогу с 25-летним стажем крайне неприятно и обидно, когда приходит в школу молодой учитель сразу после вуза, и первый же его вопрос: “Сколько я буду получать?” А потом начинается торг: классного руководства мне не надо, еще чего-то не надо, а вот другое надо, дайте мне это! Скажем, немало претензий сегодня звучит по поводу жилья. То его нет, то оно далеко, то не того качества, как ожидалось. Но позвольте, у нас существует съемное жилье, есть арендное. Почему мы привыкли все получать бесплатно? Подобный менталитет стоит пересмотреть. Человек сам себе должен создавать условия — и для комфортной жизни, и для эффективной работы. Тем более что государство ни от кого не отворачивается, оно помогает всем. Но оно дает не желаемую “рыбу”, а “удочку”. Дает в руки инструменты, посредством которых каждый может обеспечить свое благосостояние.

И даже когда говорят о низкой зарплате педагогов, эти разговоры зачастую не выдерживают никакой критики. Сегодня можно заработать и в школе! Другое дело что многие хотят прийти и тут же получить все и сразу. Практически на блюдечке с золотой каемочкой. А такого быть не может. Заработную плату надо заработать!

Еще важная деталь. Разве это нормально, что молодой учитель, бывает, становится классным руководителем, но при этом за целый учебный год не находит времени и желания побывать в семьях своих учеников? Если учитель не знает, чем дышат его ученики, какой же авторитет будет иметь такой педагог в их семьях? Не надо бояться и опускаться на уровень детей: учителю не стоит забывать, что он и сам когда-то был учеником. И нынешние знания не возникли сами собой — их дали другие педагоги, дала страна. А у нас иной преподаватель жалеет поставить ребенку десятку (“Да я сам на десятку не знаю!”). Так где же стимул для ученика? Настоящие педагоги как раз стремятся воспитать своих учеников умнее себя. И очень гордятся, если это получается.

Чтобы не быть голословной, поделюсь личным опытом. 15 лет я возглавляла СШ № 30 в Бобруйске. И все эти годы в моей школе отсутствовала текучка кадров, был стабильный педагогический коллектив. Если приходили молодые специалисты, они оставались на постоянную работу.

И это при том, что жильем мы их не обеспечивали. Но была система стимулирования: “подъемные”, материальная помощь, даже маленькие сувенирчики от профкома. В результате появлялось самое главное, чего я добивалась — заинтересованность молодых кадров. Их хорошо принимали, им нравился наш коллектив, и они с удовольствием пополняли его ряды.

И еще один существенный нюанс. Могу с гордостью сказать, что дочь пошла по моим стопам — она тоже преподаватель. Причем выбор ее был не просто осознанным. Она закончила школу с золотой медалью и поступала в педагогический вуз еще тогда, когда медаль не давала права поступить без экзаменов. Так вот, я убеждена: не должен становиться педагогом человек, учившийся в школе на четыре-пять-шесть. Учителем может быть тот, у кого в аттестате не ниже 8 баллов. Как законодатель я предложила бы и такой момент. В педагогические вузы должны идти люди с хорошей внешностью и дикцией. Потому что если у филолога не поставлено произношение всех звуков, это никуда не годится. Словом, предложений много. Но все они не отменяют главного: работать на свой имидж и престиж педагог должен и может лишь сам.

Престиж учительской профессии в России продолжает свое падение

Не могу без боли вспоминать одну встречу, случившуюся много лет назад — в самый разгар перестройки. Что-то саднит в душе, першит в горле… Прогуливаясь по Сенному рынку в поисках необходимого, увидел за прилавком… преподавательницу элитной специализированной школы. Педагога, кстати, замечательного. Когда наши глаза встретились, ее лицо вмиг стало кумачовым. Мы оба испытывали в тот момент ужасное чувство стыда и неловкости. Мои слова падали в пустоту — женщина словно окаменела. А я говорил, говорил… Та встреча — как ожог души. Престиж учительской профессии начинал свое падение…

…На свете много прекрасных и жизненно важных профессий, но есть две самые главные — Учитель и Врач. Именно так — с большой буквы. Думаю, не надо объяснять почему. Непоколебимо убежден: люди с мелом и указкой в руках, люди в белых халатах должны быть у общества в особой цене. В прямом смысле этого слова.

Когда вам становится худо, одолевает недуг, мы все обращаемся к доктору. И летчики, и , и шахтеры, и звезды театра, спорта и кино, и токарь, и слесарь, и депутат, и тракторист, и , и дворник, и президент — тут все равны, как в бане. О школе что говорить — мы все ее дети, птенцы, вылетевшие из одного гнезда.

— Такой факт. Результаты проверки Ростехнадзора в 13 регионах страны свидетельствуют, что 15 процентов учителей русского языка и математики плохо знают предмет и методику его преподавания, — констатирует Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социаль наук РАНХиГС.

Известие, что и говорить, грустное. Не уверен, что в большинстве других российских регионов дела обстоят намного лучше. Школа давно и серьезно больна. Ее просто затуркали бестолковыми реформами. Елена Ленская считает: одной из главных проблем такой безрадостной картины уровня учителей является то, что в педвузы идут далеко не лучшие выпускники школ.

Проблема с русским языком и математикой — не самая большая неожиданность, — убеждена Ленская. — Вспомните, кто у нас и десять лет назад, и в благословенные советские времена поступал в педагогические вузы? Далеко не лучшие выпускники школ. А из тех, кто эти вузы оканчивал, учителями становились не самые успешные, и именно они сейчас работают в школах. А в странах, где высокий уровень образования — Финляндии, Сингапуре и других, — все последние годы велась непрекращающаяся политика по привлечению в педвузы самых лучших выпускников. Например, в Южной Корее такой отбор проходят всего пять процентов выпускников! Более того, отучившись по педагогической специальности, молодой специалист должен пройти сертификацию. По ее итогам только 30 процентов получают рабочие места. Потому что учитель — очень престижная профессия.

Наверное, это не очень хорошо. Но, право, не знаю, мне даже трудно предположить, что нового могли бы сказать сегодняшние учебники о Пушкине, Толстом, Достоевском, Тургеневе, Лермонтове, Блоке, Маяковском, как могло это повлиять на уровень учителей и их учеников и каким образом это могло сказаться на качестве обучения… Преподаватели, которые занимались в вузах по старым программам, старым учебникам, выпустили целую армию учеников, ставших впоследствии выдающимися учеными, инженерами, проявившими себя в различных областях жизни. Эти люди создавали космические ракеты, фантастические истребители, корабли, атомные станции и подводные атомные лодки, строили целые города, писали талантливые книги… Благодаря их знаниям, таланту, их энтузиазму росла и крепла страна. Это было потрясающее поколение…

В любой области существуют законы жанра, и педагогика, конечно, не исключение — написано много книг, исследований. Педагогическая наука, безусловно, не стоит на месте — кто спорит… Но главный критерий, главный закон жанра, если хотите — божий дар, — это талант. Он или есть, или его нет. Тут любые учебники бессильны.

Пожалуйста, пример из жизни. Выдающийся кубанский поэт Виталий Борисович Бакалдин после окончания Краснодарского пединститута несколько лет работал учителем русского языка и литературы в краснодарской школе № 12. Его бывшие ученики рассказывают о своем учителе и его уроках литературы легенды.

Не могу забыть учительницу немецкого Иду Людвиговну Беккер — женщину удивительную, безумно любившую свою профессию и нас сорванцов, не испытывавших особой страсти к иностранному языку. Она не только учила нас читать и писать, знакомила с грамматикой, но читала стихи Гейне, Гете и… пела песни (голос у нее был чудесный), что, как вы понимаете, не предусмотрено никакими методиками…

Творчество в современной школе убили задергавшие учителей и учеников реформы, этот просто идиотский ЕГЭ, не очень понятные программы, по которым дети вынуждены заниматься… И, конечно, сама жизнь, сильно изменившаяся за последние три десятилетия. Атмосфера безнравственности — повсюду.

Школа давно утратила свое лицо. И здесь я полностью согласен с Ленской, которая говорит о трудностях, с которыми встречаются в храме знаний преподаватели.

Для нашего же поколения учителя были сродни небожителям. За что уважать нашу школу теперь? Честно говоря, я искренне сочувствую учителям, мне очень жаль учеников — мучиться вынуждены обе стороны. Мучиться неизвестно во имя чего…

Что это за школа, в которой неуютно, безынтересно учителям и скучно ученикам, плохо и тем, и другим? Они — чужие в родном доме.

Как привлечь в педагогику самых талантливых? — задается вопросом Ленская. Платить больше? Это важно, но не главное.

Лучше поздно, чем никогда. Тем более что речь идет о такой тонкой субстанции, как педагогика. Тем более что исправлять надо очень многое. Наверное, возвращение к основам советской системы среднего образования, считавшейся лучшей мире, — самый верный путь. Хотя это непросто будет сделать в наше время.

Есть один чрезвычайно сложный барьер — верхи этой сферы. Российскому образованию все время не везло с министрами: то Филиппов, то Фурсенко, то Ливанов. И вот в веки это важнейшее ведомство возглавил человек, которого мы заждались, о котором можно сказать, что он находится на своем месте. Ольга Васильева — первый настоящий, скажу так — стоящий министр образования в постсоветской России. Вот только, к сожалению, впечатление такое, что Васильевой мешает с упорством, достойным лучшего применения, воплотить идеи в жизнь…

Республика Крым. Симферополь. Во время занятия в физико-техническом институте Крымского федерального университета имени Вернадского. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Но все это временные меры, к тому же они не касаются каждого медработника. В пандемию все остальные болезни никто не отменял (хотя иногда возникает такое ощущение) и с ними тоже кому-то надо бороться - за обычную зарплату российского врача и медсестры. Поэтому разговоры о том, что без увеличения этих самых зарплат престиж профессии не поднять, слышны все громче. Причем все чаще эту тему обсуждают не только сами бюджетники, но и законодатели. На днях в Госдуму внесли два законопроекта, в которых депутаты предлагают:

- Установить зарплату врачей не ниже 200% от средней по региону.

- Доплачивать кандидатам медицинских наук по 5 тысяч ежемесячно, докторам наук – по 10 тысяч.

- Установить для медицинских работников 39-часовую рабочую неделю.

- Компенсировать медикам 75% стоимости путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты и турбазы раз в три года.

- Через каждые 10 лет давать им оплачиваемый отпуск продолжительностью до года.

- При выходе на пенсию выплачивать каждому медработнику два средних оклада.

Не забыли и про учителей. Депутат Госдумы Елена Строкова направила в правительство письмо, в котором предлагает установить для всех молодых учителей в России оклад в полтора-два минимальных размера оплаты труда по стране. Напомним, МРОТ сейчас равен 12 792 рубля. В пересчете на цифры Строкова предлагает платить педагогам в возрасте до 35 лет от 19 до 25,5 тысяч рублей в месяц.

- Два минимальных размера оплаты труда - это, конечно, мало. Зарплаты учителей и врачей должны быть достойными, - говорит проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

По словам Александра Сафонова, для повышения престижа профессии медика и учителя власти нужно обратить внимание на четыре вещи.

1. Невысокие оклады

- У врачей зарплаты должны быть не ниже 45 тысяч рублей, у педагогов - не ниже 30 тысяч, - говорит Александр Сафонов. - Оклады учителей и врачей должны зависеть от квалификации и быть едиными для всей страны, но можно использовать коэффициенты с учетом местных цен.

По словам Сафонова, привязывать оклад учителей и врачей к средней зарплате по региону неправильно, иначе многие талантливые специалисты будут стремиться в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные богатые города. А кто останется в сельских школах и больницах с их маленькими зарплатами?

- Для того, чтобы у врачей по всей стране были достойные зарплаты, нужно изменить механизм финансирования медицины, - говорит Сафонов. - Страховая медицина показала свою неэффективность. Поликлиникам, районным больницам и т. д. нужно прямое бюджетное финансирование, как у госслужащих. Так делают в Европе и эта система успешно работает.

2. Дефицит кадров

- Какой бы высокой ни была зарплата врачей, для нормальной работы им необходима помощь медсестер, санитарок и т. д. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала должно быть 1 к 4. У нас же сильно не хватает людей в этой сфере, - констатирует Александр Сафонов. - Из-за оптимизации дефицит кадров возник и в здравоохранении, и в образовании. По майским указам президента от 2012 года средний и младший медперсонал должен получать не меньше 100% средней зарплаты по региону. Чтобы не повышать оклады, многие больницы и поликлиники переводили медсестер в обслуживающий персонал и им приходилось увольняться. Поэтому просто повысить зарплаты недостаточно. Нужно еще и увеличивать число ставок.

Свердловская область. Врачи скорой помощи на вызове в поселке Белоярский.

3. Социальный пакет

- В Советском Союзе понимали, что престиж профессии зависит не только от высокой зарплаты. Поэтому там широко применялась такая мера поддержки, как социальный пакет. Например, педагоги и медицинские работники имели право на досрочную пенсию, и это привлекало людей в эти профессии, - напоминает проректор Финансового университета. - Кроме того, государство заботилось о повышении квалификации - к сожалению, сейчас медики и педагоги зачастую проходят ее за свои деньги, а не за счет бюджета. В соцпакет могут входить и другие виды поддержки - например, предоставление муниципального жилья.

4. Условия труда

- Чтобы люди шли работать в медицину и образование, они должны быть уверены, что у них будет нормальный режим труда, - говорит Александр Сафонов. - Сейчас многие медики и учителя вынуждены перерабатывать. Чтобы получить зарплату, которая обеспечит им нормальное существование, порой приходится работать в полторы-две смены. В СССР это было невозможно. Учителя приходили с работы домой относительно рано, и это тоже привлекало людей в профессию. Особенно женщин, которые могли быть уверены, что смогут совмещать работу и домашние дела.

Изменение официальных доходов медиков и преподавателей

Изменение числа медиков и преподавателей

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: