Правовые основы и порядок осуществления привода сотрудниками полиции

Обновлено: 16.05.2024

Учебник поможет студентам (курсантам) получить комплексное представление об административной деятельности органов внутренних дел. В учебнике раскрываются базовые вопросы, а также особенности административной деятельности органов внутренних дел. Освещаются основные направления деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, административно-процессуальная деятельность органов внутренних дел. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в деле обеспечения правопорядка. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике контрольных вопросов и заданий.

  • Глава 1. Основы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.1. Понятие и принципы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.2. Формы и методы реализации административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.3. Национальная безопасность Российской Федерации и роль административной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, в ее обеспечении
    • 1.4. Основные направления деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности
    • 1.5. Принципы деятельности российской полиции
    • 1.6. Контроль за административной деятельностью органов внутренних дел (полиции)
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 2.1. Правовое положение МВД России
    • 2.2. Правовое положение главных управлений МВД России по федеральным округам
    • 2.3. Правовое положение МВД республик, главных управлений МВД по субъектам Российской Федерации
    • 2.4. Правовое положение отделов и управлений МВД России по районам
    • 2.5. Правовое положение органов внутренних дел на транспорте
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 3.1. Правовое положение и организационное построение организационно-аналитических подразделений органов внутренних дел
    • 3.2. Правовое положение и организационное построение дежурных частей органов внутренних дел
    • 3.3. Правовое положение и организационное построение кадровых аппаратов органов внутренних дел
    • 3.4. Правовое положение и организационное построение информационных центров МВД России
    • 3.5. Правовое положение и организационное построение тыловых и финансово-экономических подразделений МВД России
    • 3.6. Правовое положение и организационное построение экспертных учреждений МВД России
    • 3.7. Правовое положение и организационное построение правовых подразделений (юридической службы) МВД России
    • 3.8. Правовой статус внутренних войск МВД России
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • Глава 4. Права и обязанности полиции
      • 4.1. Права полиции
      • 4.2. Обязанности полиции
      • 4.3. Правовые основы и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
      • 4.4. Применение полицией физической силы
      • 4.5. Применение полицией специальных средств
      • 4.6. Применение полицией огнестрельного оружия
      • 4.7. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • 5.1. Права сотрудника полиции
      • 5.2. Обязанности сотрудника полиции
      • 5.3. Прохождение службы в органах внутренних дел
      • 5.4. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел
      • 5.5. Противодействие коррупции в органах внутренних дел
      • 5.6. Поощрение и награждение сотрудников органов внутренних дел
      • 5.7. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • Глава 6. Правовое положение и организация деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
        • 6.1. Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
        • 6.2. Правовое положение и организация деятельности участковых уполномоченных полиции
        • 6.3. Правовое положение и организация работы полиции по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности
        • 6.4. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения
        • 6.5. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению имущественной безопасности
        • 6.6. Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
        • 6.7. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению миграционной политики
        • 6.8. Правовое положение и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых
        • Вопросы и задания для самоконтроля
        • Глава 7. Административная юрисдикция и ее реализация в деятельности органов внутренних дел
          • 7.1. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (полиции)
          • 7.2. Понятие и признаки административного правонарушения
          • 7.3. Состав административного правонарушения и его содержание
          • 7.4. Квалификация административных правонарушений
          • 7.5. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (полиции)
          • 7.6. Производство по обращениям в органах внутренних дел (полиции)
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 8.1. Меры административного предупреждения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.2. Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые органами внутренних дел
          • 8.4. Меры административной ответственности, применяемые органами внутренних дел
          • 8.5. Меры убеждения, применяемые органами внутренних дел
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 9.1. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок
          • 9.2. Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность
          • 9.3. Административные правонарушения против порядка управления
          • 9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
          • 9.5. Административные правонарушения в сфере экономики
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 10.1. Установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
          • 10.2. Организация осуществления административного надзора за поднадзорным лицом
          • 10.3. Административная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.4. Уголовная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.5. Основания и порядок продления срока административного надзора и его прекращения
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • Глава 11. Организация и деятельность органов внутренних дел в условиях специальных правовых режимов
            • 11.1. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению чрезвычайного положения
            • 11.2. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению военного положения
            • 11.3. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел (полиции) в условиях правового режима контртеррористической операции
            • 11.4. Правовое регулирование и организация деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении публичных мероприятий
            • Вопросы и задания для самоконтроля
            • 12.1. Общественный контроль как основополагающий принцип деятельности полиции правового демократического государства
            • 12.2. Формы общественного контроля в системе МВД России
            • Вопросы и задания для самоконтроля

            9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

            1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, свидетель и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, могут быть подвергнуты приводу.

            2. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд.

            3. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались.

            4. Постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

            5. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

            6. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

            7. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации - на основании постановления суда.

            Комментарий к Статье 113 Уголовно-процессуального кодекса

            1. Привод - это предусмотренная законом мера уголовно-процессуального принуждения, направленная на обеспечение доставления не являющегося без уважительных причин по вызову участника уголовного судопроизводства в назначенное время и место к дознавателю, следователю, судье или в суд. В комментируемой статье имеются указания о том, что приводу могут быть подвергнуты только подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель. Является ли этот перечень исчерпывающим? По-видимому, нет. В ч. 2 ст. 111 УПК к числу таких лиц прямо отнесены также гражданский истец, гражданский ответчик, эксперт, специалист, переводчик и понятой. В соответствии с ч. 3 ст. 188 УПК РФ в случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу - законом же предусмотрен допрос, например, эксперта или специалиста. Приводу подвергаются только те участники процесса, чье личное присутствие в процессе незаменимо (как источников показаний) и для которых это прямо предусмотрено законом. В некоторых случаях необходимо обеспечить явку именно тех специалистов или экспертов, которые уже участвовали в деле, в связи с их участием и данными ими заключениями. Приводу, безусловно, подлежит потерпевший как физическое лицо. В то же время уголовно-процессуальный закон (в отличие, например, от ст. 27.15 КоАП) не предусматривает возможности осуществления привода представителя юридического лица, потерпевшего от преступления, либо допущенного к участию в деле представителя потерпевшего физического лица.

            2. В судебной практике возник вопрос о том, вправе и должен ли суд обеспечивать явку в суд не являющегося участника уголовного судопроизводства путем вынесения решения о его принудительном приводе, не затрагиваются ли при этом начала состязательности процесса, независимости и беспристрастности суда. Конституционный Суд РФ высказал следующую правовую позицию. По делам, находящимся в производстве суда, только сам суд вправе решать, какие доказательства будут исследоваться в судебном заседании, какие меры являются необходимыми для обеспечения получения и исследования доказательств, об исследовании которых ходатайствуют участвующие в деле лица. Признав необходимыми конкретные меры по обеспечению слушания дела в судебном заседании (в том числе вызов или привод указанного в обвинительном заключении свидетеля), суд принимает решение, которое носит обязательный характер и подлежит исполнению органами и лицами, которым оно адресовано. Принятие какими бы то ни было органами и должностными лицами, помимо суда, рассматривающего дело, обязательных решений относительно прав, обязанностей и ответственности тех или иных субъектов уголовного процесса означало бы вмешательство в судебную деятельность и нарушение конституционного принципа независимости суда и судей (Более подробно см. Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 511-О) .
            --------------------------------
            .

            3. Привод представляет собой принудительное действие, внешне сходное с задержанием или кратковременным лишением свободы. Сотрудники полиции или судебный пристав, исполняющие решение о приводе, предлагают соответствующему лицу пройти в их сопровождении добровольно по месту вызова. Меры принудительного характера могут быть применены только в случае отказа этого лица или его попытки скрыться. Правила осуществления привода прекращают свое действие по окончании соответствующих следственных или судебных действий, для участия в которых лицо было подвергнуто приводу. Отсутствие данных об уведомлении является препятствием для применения привода. Это подтверждается и судебной практикой.

            Постановлением суда, вынесенным в ходе судебного разбирательства уголовного дела в отношении Ш., свидетель П. была подвергнута приводу в судебное заседание. В кассационной жалобе она поставила вопрос об отмене постановления на том основании, что она "лично не получала ни одного извещения о дне слушания дела или повестки о вызове в судебное заседание в качестве свидетеля", а в дни судебного заседания находилась в санатории с выездом за пределы места жительства. Поскольку при вынесении постановления о приводе судья не располагал сведениями о вручении П. судебной повестки, о причинах неявки в судебное заседание и не исследовал эти вопросы, оно было отменено судом второй инстанции .
            --------------------------------
            Более подробно см.: Определение СК по УД ВС РФ N 11-О09-142. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ за первое полугодие 2010 г. // .

            Факт неявки вызываемого лица в назначенный срок обычно подтверждается протоколом процессуального действия, постановлением (определением) об отложении слушания дела, соответствующей справкой или иным документом. Для принятия решения о приводе достаточно одного случая неявки. Под уважительными причинами неявки на практике признаются, например, несвоевременное получение повестки, болезнь самого вызываемого или члена его семьи, наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними, стихийное бедствие, бездорожье, авария, неожиданная командировка. Исчерпывающий перечень определить невозможно. В каждом конкретном случае этот вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств.

            4. Объективное наличие уважительных причин, препятствующих явке, не является безусловным препятствием для вынесения решения о приводе соответствующего лица. Во-первых, о наличии таких причин вызываемое лицо обязано незамедлительно, т.е. сразу же по их возникновении и с использованием любых доступных средств связи, уведомить тот орган, которым оно вызывалось. Во-вторых, закон не случайно обязывает соответствующее лицо сообщить о наличии лишь причин, препятствующих явке. Оценка же их уважительности или неуважительности входит в компетенцию соответствующего должностного лица (органа), который в зависимости от этой оценки принимает решение о возможном приводе этого лица. Если причины неявки действительно являются уважительными, то привод не применяется, а лицо вызывается повторно в другое время. Привод обвиняемого в соответствии с законом не может производиться в ночное время - с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК), за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Случаями, не терпящими отлагательства, на практике признаются ситуации, когда фактические основания применения привода появились внезапно и есть обстоятельства, которые могут привести к утрате сведений, имеющих значение для уголовного дела. Например, в ночное время в лечебное учреждение доставлен находящийся в критическом состоянии потерпевший, который может опознать подозреваемого, а тот не является по вызову. Применение принудительного привода в ночное время в ряде случаев обусловливается не тем, что соответствующее лицо подлежит незамедлительному допросу, а тем, что днем его доставление осуществить не удается вследствие уклонения от явки по вызову. По закону приводу не подлежат несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место лечения или пребывания, что подлежит удостоверению лечащим или дежурным врачом либо руководителем медицинского учреждения. В таких случаях при согласии явиться в органы расследования или в суд они могут сопровождаться непосредственным исполнителем привода путем предоставления транспорта, с участием родителей, иных законных представителей или родственников.

            О приводе следователь, дознаватель или судья выносит мотивированное постановление, а суд - определение. Привод исполняется, как правило, по месту фактического проживания лиц, уклоняющихся от явки: органами полиции - по постановлениям органов предварительного расследования и судебными приставами - по судебным решениям. После установления личности лица, подлежащего приводу, ему в обязательном порядке объявляется процессуальное решение о приводе, что удостоверяется его подписью. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, а также о фактах неповиновения сообщается органу, вынесшему решение о приводе. Применение физической силы или специальных средств допускается только для пресечения правонарушения (неповиновения, сопротивления законным требованиям сотрудника полиции или судебного пристава).

            5. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право при осуществлении привода входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову; входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи); проверять документы, удостоверяющие личность, при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки (ст. 11 Федерального закона "О судебных приставах"). Решение о приводе, а также законность (незаконность) действий по его исполнению могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ. При исполнении привода должны соблюдаться все гарантии неприкосновенности личности, чести и достоинства человека и гражданина, его жилища. Неповиновение исполнения привода и т.п. действия должны расцениваться как неподчинение законному требованию органа дознания или судебного пристава и влечь последствия в зависимости от характера и общественной опасности деяния лица, подлежащего приводу.

            Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в статью 113 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

            ГАРАНТ:

            См. комментарии к статье 113 УПК РФ

            Информация об изменениях:

            Часть 1 изменена с 11 ноября 2018 г. — Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 376-ФЗ

            1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, свидетель и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, могут быть подвергнуты приводу.

            2. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд.

            3. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались.

            4. Постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

            5. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

            6. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

            Информация об изменениях:

            Часть 7 изменена с 4 апреля 2021 г. — Федеральный закон от 24 марта 2021 г. N 49-ФЗ

            7. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации — на основании постановления суда.

            Приложение. Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

            Порядок
            осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

            2. Приводу в качестве меры процессуального принуждения не подлежат лица, перечисленные в части 6 статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

            II. Организация осуществления привода

            3. Постановление (определение) о приводе не позднее дня, следующего за днем его поступления в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или ее территориального органа, регистрируется ответственным за делопроизводство в Журнале регистрации постановлений (определений) о приводе (приложение к настоящему Порядку) и передается для организации своевременного исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, отвечающему за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее — заместитель старшего судебного пристава).

            4. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава проверяет постановление (определение) о приводе на предмет указания в нем данных, позволяющих установить судебному приставу по ОУПДС личность лица, подлежащего приводу (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения), предполагаемое место нахождения, дату, время и место, куда должно быть доставлено лицо, подлежащее приводу. В случае отсутствия в постановлении (определении) о приводе необходимых данных старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава информирует об этом инициатора привода.

            5. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава поручает исполнение постановления (определения) о приводе судебному приставу по ОУПДС либо в необходимых случаях группе судебных приставов по ОУПДС и назначает старшего группы судебных приставов по ОУПДС.

            6. В день осуществления привода старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава определяет и проверяет снаряжение, оборудование, специальные средства, форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений судебных приставов по ОУПДС; решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом и, при необходимости, боевым ручным стрелковым оружием и патронами к нему; проводит инструктаж с учетом особенностей исполнения каждого привода.

            III. Осуществление привода

            7. Судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС после получения постановления (определения) о приводе, проведения старшим судебным приставом или заместителем старшего судебного пристава инструктажа приступает к его исполнению.

            8. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС выезжают к месту, указанному в постановлении (определении) о приводе.

            9. Судебный пристав по ОУПДС имеет право при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи)*.

            10. По прибытии к указанному в постановлении (определении) о приводе месту нахождения лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС:

            представляется, называет свои должность и фамилию, предъявляет служебное удостоверение и сообщает цель своего прибытия;

            проверяет документы, удостоверяющие личность лица, подлежащего приводу;

            объявляет постановление (определение) о приводе лицу, подлежащему приводу, что удостоверяется его подписью в постановлении (определении) о приводе, в случае, если лицо, подлежащее приводу, отказывается от подписи в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись;

            устанавливает, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.

            11. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статья 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2003, N 50, ст. 4847; 2008, N 49, ст. 5748; 2014, N 42, ст. 5615).

            13. Лицо, подлежащее приводу, после доставления в место вызова инициатором привода по его поручению находится под контролем судебного пристава по ОУПДС или старшего группы судебных приставов по ОУПДС до окончания судебного заседания, совершения процессуальных или исполнительных действий.

            14. Об осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС информирует старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава с одновременной передачей постановления (определения) о приводе с отметкой инициатора привода, а также письменно уведомляет обо всех случаях возникновения происшествий (при наличии) при доставлении лица, подлежащего приводу.

            15. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС сообщает инициатору привода, а также старшему судебному приставу или заместителю старшего судебного пристава в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие исполнению привода (при наличии).

            Привод понятие порядок применения

            1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, свидетель и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, могут быть подвергнуты приводу.

            (в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 376-ФЗ)

            2. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд.

            (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

            3. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались.

            4. Постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

            (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

            5. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

            (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

            6. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

            7. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации — на основании постановления суда.

            Статья 113. Привод

            СТ 113 УПК РФ

            1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, свидетель и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, могут быть подвергнуты приводу.

            2. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд.

            3. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались.

            4. Постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

            5. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

            6. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

            7. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации — на основании постановления суда.

            Комментарий к Статье 113 Уголовно-процессуального кодекса

            1. Привод — это предусмотренная законом мера уголовно-процессуального принуждения, направленная на обеспечение доставления не являющегося без уважительных причин по вызову участника уголовного судопроизводства в назначенное время и место к дознавателю, следователю, судье или в суд. В комментируемой статье имеются указания о том, что приводу могут быть подвергнуты только подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель. Является ли этот перечень исчерпывающим? По-видимому, нет. В ч. 2 ст. 111 УПК к числу таких лиц прямо отнесены также гражданский истец, гражданский ответчик, эксперт, специалист, переводчик и понятой. В соответствии с ч. 3 ст. 188 УПК РФ в случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу — законом же предусмотрен допрос, например, эксперта или специалиста. Приводу подвергаются только те участники процесса, чье личное присутствие в процессе незаменимо (как источников показаний) и для которых это прямо предусмотрено законом. В некоторых случаях необходимо обеспечить явку именно тех специалистов или экспертов, которые уже участвовали в деле, в связи с их участием и данными ими заключениями. Приводу, безусловно, подлежит потерпевший как физическое лицо. В то же время уголовно-процессуальный закон (в отличие, например, от ст. 27.15 КоАП) не предусматривает возможности осуществления привода представителя юридического лица, потерпевшего от преступления, либо допущенного к участию в деле представителя потерпевшего физического лица.

            2. В судебной практике возник вопрос о том, вправе и должен ли суд обеспечивать явку в суд не являющегося участника уголовного судопроизводства путем вынесения решения о его принудительном приводе, не затрагиваются ли при этом начала состязательности процесса, независимости и беспристрастности суда. Конституционный Суд РФ высказал следующую правовую позицию. По делам, находящимся в производстве суда, только сам суд вправе решать, какие доказательства будут исследоваться в судебном заседании, какие меры являются необходимыми для обеспечения получения и исследования доказательств, об исследовании которых ходатайствуют участвующие в деле лица. Признав необходимыми конкретные меры по обеспечению слушания дела в судебном заседании (в том числе вызов или привод указанного в обвинительном заключении свидетеля), суд принимает решение, которое носит обязательный характер и подлежит исполнению органами и лицами, которым оно адресовано. Принятие какими бы то ни было органами и должностными лицами, помимо суда, рассматривающего дело, обязательных решений относительно прав, обязанностей и ответственности тех или иных субъектов уголовного процесса означало бы вмешательство в судебную деятельность и нарушение конституционного принципа независимости суда и судей (Более подробно см. Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 511-О) .
            ———————————
            .

            3. Привод представляет собой принудительное действие, внешне сходное с задержанием или кратковременным лишением свободы. Сотрудники полиции или судебный пристав, исполняющие решение о приводе, предлагают соответствующему лицу пройти в их сопровождении добровольно по месту вызова. Меры принудительного характера могут быть применены только в случае отказа этого лица или его попытки скрыться. Правила осуществления привода прекращают свое действие по окончании соответствующих следственных или судебных действий, для участия в которых лицо было подвергнуто приводу. Отсутствие данных об уведомлении является препятствием для применения привода. Это подтверждается и судебной практикой.

            Факт неявки вызываемого лица в назначенный срок обычно подтверждается протоколом процессуального действия, постановлением (определением) об отложении слушания дела, соответствующей справкой или иным документом. Для принятия решения о приводе достаточно одного случая неявки. Под уважительными причинами неявки на практике признаются, например, несвоевременное получение повестки, болезнь самого вызываемого или члена его семьи, наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними, стихийное бедствие, бездорожье, авария, неожиданная командировка. Исчерпывающий перечень определить невозможно. В каждом конкретном случае этот вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств.

            4. Объективное наличие уважительных причин, препятствующих явке, не является безусловным препятствием для вынесения решения о приводе соответствующего лица. Во-первых, о наличии таких причин вызываемое лицо обязано незамедлительно, т.е. сразу же по их возникновении и с использованием любых доступных средств связи, уведомить тот орган, которым оно вызывалось. Во-вторых, закон не случайно обязывает соответствующее лицо сообщить о наличии лишь причин, препятствующих явке. Оценка же их уважительности или неуважительности входит в компетенцию соответствующего должностного лица (органа), который в зависимости от этой оценки принимает решение о возможном приводе этого лица. Если причины неявки действительно являются уважительными, то привод не применяется, а лицо вызывается повторно в другое время. Привод обвиняемого в соответствии с законом не может производиться в ночное время — с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК), за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Случаями, не терпящими отлагательства, на практике признаются ситуации, когда фактические основания применения привода появились внезапно и есть обстоятельства, которые могут привести к утрате сведений, имеющих значение для уголовного дела. Например, в ночное время в лечебное учреждение доставлен находящийся в критическом состоянии потерпевший, который может опознать подозреваемого, а тот не является по вызову. Применение принудительного привода в ночное время в ряде случаев обусловливается не тем, что соответствующее лицо подлежит незамедлительному допросу, а тем, что днем его доставление осуществить не удается вследствие уклонения от явки по вызову. По закону приводу не подлежат несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место лечения или пребывания, что подлежит удостоверению лечащим или дежурным врачом либо руководителем медицинского учреждения. В таких случаях при согласии явиться в органы расследования или в суд они могут сопровождаться непосредственным исполнителем привода путем предоставления транспорта, с участием родителей, иных законных представителей или родственников.

            О приводе следователь, дознаватель или судья выносит мотивированное постановление, а суд — определение. Привод исполняется, как правило, по месту фактического проживания лиц, уклоняющихся от явки: органами полиции — по постановлениям органов предварительного расследования и судебными приставами — по судебным решениям. После установления личности лица, подлежащего приводу, ему в обязательном порядке объявляется процессуальное решение о приводе, что удостоверяется его подписью. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, а также о фактах неповиновения сообщается органу, вынесшему решение о приводе. Применение физической силы или специальных средств допускается только для пресечения правонарушения (неповиновения, сопротивления законным требованиям сотрудника полиции или судебного пристава).

            Внести изменения в приказ МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода" 1 согласно прилагаемому Перечню.

            Министр генерал армии Р. Нургалиев

            Перечень изменений, которые вносятся в приказ МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода"

            1. Вступительную часть (преамбулу) изложить в следующей редакции:

            "В целях реализации положений статьи 111 и 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 1 , части 1 статьи 27.1 и статьи 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2 -".

            2. Сноску "1" к преамбуле изложить в следующей редакции:

            " 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2830.".

            3. Сноску "2" к преамбуле изложить в следующей редакции:

            " 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 31, ст. 4007; 2011, N 29, ст. 4289; N 30, ст. 4573; N 50, ст. 7352.".

            4. Пункт 2 распорядительной части изложить в следующей редакции:

            "2. Начальникам подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур":".

            5. В Инструкции о порядке осуществления привода (приложение к приказу):

            5.1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

            "1. Привод подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика и (или) понятого по уголовному делу является мерой процессуального принуждения, осуществляемой в соответствии со статьями 111 и 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 1 .

            Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля по делу об административном правонарушении является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, осуществляемой в соответствии с частью 1 статьи 27.1 и статьей 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2 .".

            5.2. Сноску "1" к пункту 1 изложить в следующей редакции:

            " 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2830.".

            5.3. Сноску "2" к пункту 1 изложить в следующей редакции:

            " 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 31, ст. 4007; 2011, N 29, ст. 4289; N 30, ст. 4573; N 50, ст. 7352.".

            5.4.1. После слов "для привода" дополнить словами "подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика и (или) понятого по уголовному делу, физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а также лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела об административном правонарушении 3 ,";

            5.4.2. Слова "органа дознания,", "и прокурора" исключить.

            5.4.3. Слово "судьи," заменить словами "органа внутренних дел (полиции), иного".

            5.5. Сноску "3" изложить в следующей редакции:

            " 3 Далее - "привод".".

            5.6. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

            "Привод не может производиться в ночное время 6 , за исключением случаев, не терпящих отлагательства".

            5.7. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

            "В том случае, когда лицо либо его представитель, указанные в постановлении (определении) о приводе, находятся на территории, обслуживаемой другим территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, руководитель, которому поручено осуществление привода, действует в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 2 .

            5.8. Сноску "2" к пункту 7 изложить в следующей редакции:

            " 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352.".

            5.9. В пункте 8 слова "милиции общественной безопасности или криминальной милиции" заменить словом "полиции".

            5.10. Во втором предложении пункта 8 и в пунктах 9-15 слово "милиции" заменить словом "полиции".

            5.11. Пункт 12 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

            "Лицу, подлежащему приводу, также разъясняются его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его привода, право на отказ от дачи объяснения.".


            5. Поступившее постановление (определение) о приводе рассматривает начальник органа внутренних дел или лицо, исполняющее его обязанности .

            6. При получении постановления (определения) о приводе руководитель организует проверку указанных в нем сведений о лице, подлежащем приводу, а также принимает меры к установлению его фактического местонахождения. При необходимости лицо, подлежащее приводу, в установленном порядке проверяется по имеющимся учетам органов внутренних дел.

            7. В том случае, когда лицо либо его представитель, указанные в постановлении (определении) о приводе, находятся на территории, обслуживаемой другим территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, руководитель, которому поручено осуществление привода, действует в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" .

            Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352.

            8. Для осуществления привода руководитель выделяет сотрудника или группу (наряд) сотрудников полиции с учетом подследственности уголовного дела либо вида административного правонарушения, по которому вынесено постановление (определение) о приводе. Состав и численность группы (наряда) сотрудников полиции определяются руководителем, исходя из конкретных условий, необходимых для исполнения постановления (определения) о приводе.

            9. Руководитель в обязательном порядке проводит инструктаж сотрудника полиции либо старшего группы (наряда) сотрудников полиции вручает ему постановление (определение) о приводе, выделяет в случае необходимости автотранспорт и другие технические средства для обеспечения привода.

            10. Для оказания помощи сотрудникам полиции в осуществлении привода на добровольной основе могут привлекаться члены общественных формирований по охране правопорядка, должностные лица органов исполнительной власти, представители администрации предприятий, организаций, учреждений по месту работы или учебы лица, а также законные представители несовершеннолетних, подлежащих приводу.

            11. Сотрудники полиции, осуществляющие привод, обязаны достоверно установить личность лица, подвергаемого приводу, на основании имеющихся в постановлении (определении) о приводе сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место нахождения). Если в постановлении (определении) о приводе отсутствуют отдельные данные, позволяющие установить это лицо или место его пребывания, и восполнить их не представилось возможным, орган внутренних дел немедленно извещает об этом инициатора привода.

            12. По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник полиции либо старший группы (наряда) сотрудников полиции объявляет ему под расписку постановление (определение) о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции либо старшим группы (наряда) сотрудников полиции, исполняющим привод, в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись.

            Лицу, подлежащему приводу, также разъясняются его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его привода, право на отказ от дачи объяснения.

            13. Сотрудники полиции, осуществляющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем, чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

            14. По исполнению постановления (определения) о приводе сотрудник полиции, его осуществивший, получает от инициатора привода расписку с указанием времени исполнения.

            15. О результатах осуществления привода сотрудник полиции, которому поручено исполнение постановления (определения) о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе. При наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению привода, к рапорту прилагаются копии документов, подтверждающие указанные обстоятельства.

            16. При невозможности осуществления привода в указанные в постановлении (определении) о приводе сроки, а также в случае отсутствия лица либо его представителя, подлежащих приводу, руководитель немедленно извещает об этом инициатора привода с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению постановления (определения) о приводе.

            Читайте также: