Основные обязанности администрации по охране труда технике безопасности

Обновлено: 18.05.2024

1.1. На должность специалиста по охране труда принимается лицо:

  1. Имеющее высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда;
  2. Имеющее опыт работы в области охраны труда не менее 3 лет при наличии среднего профессионального образования либо без предъявления требований к опыту практической работы;
  3. Имеющее соответствующую подготовку и прошедшее аттестацию в области промышленной безопасности при наличии у работодателя опасных производственных объектов.

1.2. Специалист по охране труда должен знать:

  1. Нормативную правовую базу в сфере охраны труда, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, о промышленной, пожарной, транспортной, радиационной, конструкционной, химической, биологической безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  2. Национальные, межгосударственные и распространенные зарубежные стандарты, регламентирующие систему управления охраной труда;
  3. Виды локальных нормативных актов в сфере охраны труда;
  4. Порядок разработки, согласования, утверждения и хранения локальной документации;
  5. Основы технологических процессов, работы машин, устройств и оборудования, применяемые сырье и материалы с учетом специфики деятельности работодателя;
  6. Основные требования к технологиям, оборудованию, машинам и приспособлениям в части обеспечения безопасности труда;
  7. Пути (каналы) доведения информации по вопросам условий и охраны труда до работников, иных заинтересованных лиц;
  8. Полномочия трудового коллектива в решении вопросов охраны труда и полномочия органов исполнительной власти по мониторингу и контролю состояния условий и охраны труда;
  9. Механизмы взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам условий и охраны труда;
  10. Состав и порядок оформления отчетной (статистической) документации по вопросам условий и охраны труда;
  11. Нормативные требования по вопросам обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  12. Технологии, формы, средства и методы проведения инструктажей по охране труда, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
  13. Методы выявления потребностей в обучении работников по вопросам охраны труда;
  14. Основы психологии, педагогики, информационных технологий;
  15. Правила внутреннего трудового распорядка;
  16. Требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

1.3. Специалист по охране труда должен уметь:

  1. Применять государственные нормативные требования охраны труда при разработке локальных нормативных актов;
  2. Применять нормативные правовые акты и нормативно-техническую документацию в части выделения в них требований, процедур, регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения в локальную нормативную документацию;
  3. Анализировать и оценивать предложения и замечания к проектам локальных нормативных актов по охране труда;
  4. Анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда;
  5. Пользоваться справочными информационными базами данных, содержащими документы и материалы по охране труда;
  6. Разрабатывать (подбирать) программы обучения по вопросам охраны труда, методические и контрольно-измерительные материалы;
  7. Проводить вводный инструктаж по охране труда;
  8. Консультировать по вопросам разработки программ инструктажей, стажировок, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
  9. Пользоваться современными техническими средствами обучения (тренажерами, средствами мультимедиа);
  10. Оценивать эффективность обучения работников по вопросам охраны труда;
  11. Формировать отчетные документы о проведении обучения, инструктажей по охране труда, стажировок и проверки знаний требований охраны труда;
  12. Подготавливать документы, содержащие полную и объективную информацию по вопросам охраны труда;
  13. Формировать, представлять и обосновывать позицию по вопросам функционирования системы управления охраной труда и контроля соблюдения требований охраны труда;
  14. Применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
  15. Координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать результаты оценки условий труда на рабочих местах;
  16. Оценивать приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда с точки зрения их эффективности;
  17. Формировать требования к средствам индивидуальной защиты и средствам коллективной защиты с учетом условий труда на рабочих местах, оценивать их характеристики, а также соответствие нормативным требованиям;
  18. Анализировать и оценивать состояние санитарно-бытового обслуживания работников;
  19. Оформлять необходимую документацию для заключения договора с медицинскими учреждениями на проведение медосмотров и медицинских освидетельствований;
  20. Оформлять документы, связанные с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, проведением обязательных медицинских осмотров и освидетельствований;

1.4. Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуется:

  1. ;
  2. Положением о ;
  3. Настоящей должностной инструкцией;
  4. .

1.5. Специалист по охране труда подчиняется непосредственно

2. Трудовые функции

2.1. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда:

  1. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда;
  2. Обеспечение подготовки работников в области охраны труда;
  3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда;
  4. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда.

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по охране труда исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Обеспечивает наличие, хранение и доступ к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности работодателя;
  2. Разрабатывает проекты локальных нормативных актов, обеспечивающие создание и функционирование системы управления охраной труда;
  3. Осуществляет подготовку предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда и трудовых договоров с работниками по вопросам охраны труда;
  4. Взаимодействует с представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда и согласовывает локальную документацию по вопросам охраны труда;
  5. Осуществляет переработку локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Выявляет потребности в обучении и планирует обучение работников по вопросам охраны труда;
  2. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внеочередного и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
  3. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда;
  4. Осуществляет контроль проведения обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями;
  5. Осуществляет проверки знаний работников требований охраны труда.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Информирует работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  2. Осуществляет сбор информации и предложений от работников, их представительных органов, структурных подразделений организации по вопросам условий и охраны труда;
  3. Осуществляет подготовку для представления работодателем органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  4. Осуществляет организацию сбора и обработки информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя;
  5. Подготавливает отчетную (статистическую) документацию работодателю по вопросам условий и охраны труда.

3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 4 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Выявляет, анализирует и оценивает профессиональные риски;
  2. Осуществляет разработку планов (программ) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками;
  3. Разрабатывает мероприятия по повышению уровня мотивации работников к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда;
  4. Осуществляет подготовку предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями;
  5. Проводит анализ документов по приемке и вводу в эксплуатацию производственных объектов и оценку их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда;
  6. Обеспечивает организацию проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований;
  7. Осуществляет координацию и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности;
  8. Обеспечивает организацию установки средств коллективной защиты;
  9. Осуществляет выработку мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов.

3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

4. Права

Специалист по охране труда имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

5. Ответственность

5.1. Специалист по охране труда привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • за причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 N 524н, с учетом .

6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции.

Обратите внимание, что другие документы составлен и проверен юристами и является примерным, он может быть доработан с учетом конкретных условий сделки. Администрация Сайта не несет ответственности за действительность данного договора, а также за его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

Герасименко Н. С.

Если в организации нет специалиста по охране труда, то можно попасть на штраф 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Найдите другой способ, как обеспечить безопасные условия и охрану труда сотрудников.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации меньше 50 сотрудников

Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ч. 2, 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять:

  • руководитель организации лично;
  • уполномоченный работник, например кадровик или бухгалтер;
  • организация или специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда.

В таком случае их привлекают к работе по гражданско-правовому договору.

1. Как поручить функции по охране труда ответственному сотруднику

  • Если в штатном расписании организации нет должности специалиста по охране труда, поручить работу по охране труда сотруднику можно только в порядкесовмещения должностей. Несмотря на то что такая форма дополнительной работы подразумевает наличие вакантной должности, этот случай является исключением (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять любой сотрудник организации, в том числе и кадровик, если у него есть соответствующая подготовка или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).

Пройти дополнительно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности сотруднику, ответственному за охрану труда, придется в одном случае — если в организации есть опасные производственные объекты.

Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет необходимого профессионального образования, ему нужно пройти:

    в этой области; в аккредитованном Минтрудом России учебном центре, имеющем лицензию на образовательную деятельность. Это требование п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением от 13.01.2003 Минтруда № 1, Минобразования № 29.

Если решите не принимать штатного специалиста по охране труда, его функции можете поручить кадровику или иному сотруднику, который соответствует необходимым требованиям, в порядке совмещения или совместительства.

Рассмотрим два способа:

  • Способ 1. Оформляйте совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда наряду со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ). Если понимаете, что один сотрудник не справится, работу по охране труда можете распределить между несколькими сотрудниками, у которых есть необходимый уровень подготовки.

Если сотрудник согласен на дополнительную работу, заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Укажите в нем объем поручаемой работы, срок, в течение которого он будет ее выполнять, и размер доплаты. Ни минимальный, ни максимальный размер доплаты закон не определяет. Поэтому устанавливайте его по соглашению с сотрудником и с учетом содержания, характера и объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору издайте приказ о совмещении должностей. Ознакомьте с ним сотрудника под подпись. В табеле отдельный учет дополнительной работы не ведите.

Сотрудник может в любой момент досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а организация — досрочно отменить поручение о ее выполнении. Срок предупреждения в письменной форме — три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

  • Способ 2. Оформляйте совместительство, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда в свободное от основной работы время.

Если сотрудник согласится, заключите с ним трудовой договор о работе по внутреннему совместительству. По соглашению с сотрудником можете установить срок трудового договора (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Однако в этом случае потеряете возможность расторгнуть договор по ст. 288 Трудового кодекса, если позже решите принять на это место основного сотрудника.

Пропишите в трудовом договоре должностные обязанности либо сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по охране труда. Укажите зарплату совместителя. Обычно ее размер не превышает 50% оклада без учета стимулирующих и компенсационных выплат, так как работать в таком режиме можно не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и ознакомьте с ним сотрудника. Заведите личную карточку Т-2 и внесите запись в трудовую книжку, если попросит сотрудник (п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

В табеле ведите учет отдельно по основной работе и по совместительству.

2. Как привлечь стороннего специалиста или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, можете привлечь по гражданско-правовому договору стороннего специалиста или организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда.

Такая организация должна быть аккредитована на оказание соответствующих услуг согласно Правилам аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н. Это служит гарантией надлежащего ведения охраны труда в организации.

Сведения об организациях, оказывающих услуги по охране труда, содержатся в реестре аккредитованных организаций. Реестр размещен на официальном сайте Минтруда России.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше 50 сотрудников

  • Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Эти требования распространяются на все организации независимо от сферы деятельности и того, производит ли организация материальные блага или оказывает услуги
    (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 209 ТК РФ и Письмо Минтруда от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

Службу охраны труда организуют в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Такой приказ составляют в свободной форме.

Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет работодатель. Структура, а также численность службы охраны труда будут зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.

Чтобы рассчитать численность работников службы охраны труда, необходимо учесть:

  • численность работников организации;
  • численность работников, которые заняты во вредных или опасных условиях труда;
  • количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения);
  • среднемесячную численность вновь принимаемых работников;
  • количество несчастных случаев за год;
  • процент планируемых невыходов работников службы охраны труда в год (по болезни или другим причинам);
  • расстояние между производственными подразделениями.

Когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние
от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

Как рассчитать численность работников службы охраны труда в организации

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Шобохонова

«Чтобы рассчитать численность работников организации, воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Определите нормативную численность работников службы охраны труда (Чн).

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам (приведенным в Рекомендациях) в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Шаг 2. Определите списочную численность работников (Чсп).

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн x Кн, где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:


% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример расчета

  • среднесписочная численность работников организации — 1002 человека;
  • численность работников, занятых во вредных условиях труда, — 145 человек;
  • количество самостоятельных структурных подразделений — 38 человек;
  • среднемесячная численность вновь принимаемых работников — 20 человек;
  • количество несчастных случаев за год — не более 5 человек.

Нормативная численность (Чн) = 3,27 чел. (при расчете использованы таблицы, приведенные в Рекомендациях).

Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597 ~= 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ

1.1. На должность специалиста по охране труда принимается лицо:

  1. Имеющее высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда;
  2. Имеющее опыт работы в области охраны труда не менее 3 лет при наличии среднего профессионального образования либо без предъявления требований к опыту практической работы;
  3. Имеющее соответствующую подготовку и прошедшее аттестацию в области промышленной безопасности при наличии у работодателя опасных производственных объектов.

1.2. Специалист по охране труда должен знать:

  1. Нормативную правовую базу в сфере охраны труда, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, о промышленной, пожарной, транспортной, радиационной, конструкционной, химической, биологической безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  2. Национальные, межгосударственные и распространенные зарубежные стандарты, регламентирующие систему управления охраной труда;
  3. Виды локальных нормативных актов в сфере охраны труда;
  4. Порядок разработки, согласования, утверждения и хранения локальной документации;
  5. Основы технологических процессов, работы машин, устройств и оборудования, применяемые сырье и материалы с учетом специфики деятельности работодателя;
  6. Основные требования к технологиям, оборудованию, машинам и приспособлениям в части обеспечения безопасности труда;
  7. Пути (каналы) доведения информации по вопросам условий и охраны труда до работников, иных заинтересованных лиц;
  8. Полномочия трудового коллектива в решении вопросов охраны труда и полномочия органов исполнительной власти по мониторингу и контролю состояния условий и охраны труда;
  9. Механизмы взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам условий и охраны труда;
  10. Состав и порядок оформления отчетной (статистической) документации по вопросам условий и охраны труда;
  11. Нормативные требования по вопросам обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  12. Технологии, формы, средства и методы проведения инструктажей по охране труда, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
  13. Методы выявления потребностей в обучении работников по вопросам охраны труда;
  14. Основы психологии, педагогики, информационных технологий;
  15. Правила внутреннего трудового распорядка;
  16. Требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

1.3. Специалист по охране труда должен уметь:

  1. Применять государственные нормативные требования охраны труда при разработке локальных нормативных актов;
  2. Применять нормативные правовые акты и нормативно-техническую документацию в части выделения в них требований, процедур, регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения в локальную нормативную документацию;
  3. Анализировать и оценивать предложения и замечания к проектам локальных нормативных актов по охране труда;
  4. Анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда;
  5. Пользоваться справочными информационными базами данных, содержащими документы и материалы по охране труда;
  6. Разрабатывать (подбирать) программы обучения по вопросам охраны труда, методические и контрольно-измерительные материалы;
  7. Проводить вводный инструктаж по охране труда;
  8. Консультировать по вопросам разработки программ инструктажей, стажировок, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
  9. Пользоваться современными техническими средствами обучения (тренажерами, средствами мультимедиа);
  10. Оценивать эффективность обучения работников по вопросам охраны труда;
  11. Формировать отчетные документы о проведении обучения, инструктажей по охране труда, стажировок и проверки знаний требований охраны труда;
  12. Подготавливать документы, содержащие полную и объективную информацию по вопросам охраны труда;
  13. Формировать, представлять и обосновывать позицию по вопросам функционирования системы управления охраной труда и контроля соблюдения требований охраны труда;
  14. Применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
  15. Координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать результаты оценки условий труда на рабочих местах;
  16. Оценивать приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда с точки зрения их эффективности;
  17. Формировать требования к средствам индивидуальной защиты и средствам коллективной защиты с учетом условий труда на рабочих местах, оценивать их характеристики, а также соответствие нормативным требованиям;
  18. Анализировать и оценивать состояние санитарно-бытового обслуживания работников;
  19. Оформлять необходимую документацию для заключения договора с медицинскими учреждениями на проведение медосмотров и медицинских освидетельствований;
  20. Оформлять документы, связанные с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, проведением обязательных медицинских осмотров и освидетельствований;

1.4. Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуется:

  1. ;
  2. Положением о ;
  3. Настоящей должностной инструкцией;
  4. .

1.5. Специалист по охране труда подчиняется непосредственно

2. Трудовые функции

2.1. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда:

  1. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда;
  2. Обеспечение подготовки работников в области охраны труда;
  3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда;
  4. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда.

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по охране труда исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Обеспечивает наличие, хранение и доступ к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности работодателя;
  2. Разрабатывает проекты локальных нормативных актов, обеспечивающие создание и функционирование системы управления охраной труда;
  3. Осуществляет подготовку предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда и трудовых договоров с работниками по вопросам охраны труда;
  4. Взаимодействует с представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда и согласовывает локальную документацию по вопросам охраны труда;
  5. Осуществляет переработку локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Выявляет потребности в обучении и планирует обучение работников по вопросам охраны труда;
  2. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внеочередного и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
  3. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда;
  4. Осуществляет контроль проведения обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями;
  5. Осуществляет проверки знаний работников требований охраны труда.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Информирует работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  2. Осуществляет сбор информации и предложений от работников, их представительных органов, структурных подразделений организации по вопросам условий и охраны труда;
  3. Осуществляет подготовку для представления работодателем органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  4. Осуществляет организацию сбора и обработки информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя;
  5. Подготавливает отчетную (статистическую) документацию работодателю по вопросам условий и охраны труда.

3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 4 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Выявляет, анализирует и оценивает профессиональные риски;
  2. Осуществляет разработку планов (программ) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками;
  3. Разрабатывает мероприятия по повышению уровня мотивации работников к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда;
  4. Осуществляет подготовку предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями;
  5. Проводит анализ документов по приемке и вводу в эксплуатацию производственных объектов и оценку их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда;
  6. Обеспечивает организацию проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований;
  7. Осуществляет координацию и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности;
  8. Обеспечивает организацию установки средств коллективной защиты;
  9. Осуществляет выработку мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов.

3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

4. Права

Специалист по охране труда имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

5. Ответственность

5.1. Специалист по охране труда привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • за причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 N 524н, с учетом .

6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции.

Обратите внимание, что другие документы составлен и проверен юристами и является примерным, он может быть доработан с учетом конкретных условий сделки. Администрация Сайта не несет ответственности за действительность данного договора, а также за его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

Олег Варушкин

Любая работа влияет на здоровье людей: даже офисный труд портит зрение и осанку. Работодатель старается предотвратить проблемы сотрудников. На языке закона это называется охраной труда, а её особенности прописаны в Трудовом кодексе, в статье 212. У небольшого бизнеса нет освобождения: даже если компания наняла одного сотрудника, она обязана обеспечивать его безопасность.

Что включает в себя охрана труда

— Инструктажи по охране труда.

— Обучения по пожарной безопасности и оказанию первой помощи.

— Ведение документации: журналов о прохождении инструктажей и обучений.

— Забота о специальной оценке условий труда и медосмотрах. О спецоценке читайте специальную статью.

Кто следит за охраной труда

На больших предприятиях работают целые службы по охране труда. Этого требует закон при условии, что численность штата составляет более 50 сотрудников — ст. 217 ТК РФ.

На небольших предприятиях возникает три варианта:

1. Специалистом по охране труда становится руководитель.

2. Руководитель делегирует обязанности сотруднику. Ему доплачивают за совмещение по ст. 151 ТК РФ.

3. Охраной труда занимается внештатный специалист или аккредитованная организация.

Если компания сама организует охрану труда, ответственный сотрудник сначала проходит обучение и только потом проводит инструктажи для всех остальных. Без обучения инструктажи бесполезны и чреваты штрафами до 130 000 ₽ — п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как пройти обучение по охране труда

Директор или специалист по охране труда проходят платное обучение. Чтобы соблюсти требования закона:

— Найдите аккредитованный сервисный центр, который обучает охране труда. Проверьте аккредитацию на сайте Минтруда.

— Выберите формат обучения: очное или дистанционное.

— Заплатите 3000 — 4000 ₽.

— Пройдите курс — он будет длится не меньше 40 часов.

Раз в три года необходимо проходить обучение заново.

Как провести инструктажи по охране труда

После получения сертификата компания издаёт приказ и назначает ответственного за проведение инструктажей по охране труда.

Инструктажи бывают разные:

— Вводный инструктаж. Проводят в первый день работы каждого сотрудника. Образец приказа.

— Первичный инструктаж. Проводят непосредственные руководители на рабочем месте, чтобы показать, как безопасно пользоваться оборудованием, материалами и сырьём.

— Повторный инструктаж. Проводят по программам первичного инструктажа не реже, чем раз в 6 месяцев.

— Внеплановый инструктаж. Проводят в особенных ситуациях: если изменилось оборудование, работники нарушили требования безопасности или Трудовая инспекция предписала.

— Целевой инструктаж. Проводят, когда сотрудники выполняют разовые работы или устраняют последствия аварии.

Офисных сотрудников освобождают от первичных и повторных инструктажей приказом. Шаблон приказа.

По каждому виду проверок ведут свой журнал инструктажей. Ответственный сотрудник в каждой строке ставит свою подпись, указывает дату и получает подпись коллеги.

Как провести обучение по оказанию первой помощи

Всех сотрудников обучают первой помощи, чтобы они помогли друг другу в случае травмы. Ответственный сотрудник получает необходимые знания в аккредитованной организации. Он проводит тренинги для всех сотрудников, для новичков — в течение первого месяца работы.

Обучение первой помощи повторяют каждые 3 года. Для рабочих специальностей, например, слесарей и токарей — каждый год.

Документы по охране труда

Полный список документов зависит от размеров организации и её деятельности. Представители Трудовой инспекции проверяют основные. Они должны быть в компании, даже если вы ИП с одним сотрудником и вся работа идёт через интернет:

— Положение о системе управления охраной труда. Типовое положение от Минтруда.

— Положение о службе охраны труда.

— Приказ о проведении обучения руководителя по охране труда.

— Перечень инструкций по охране труда для каждой должности. Образец инструкции для продавца.

— Инструкция по пожарной безопасности и журнал инструктажей о проведении обучения.

— Отчет о проведенной спецоценке рабочих мест.

— Приказы о проведении обязательных медосмотров, акты медосмотров и медицинские заключения.

Документов будет больше, если на предприятии есть:

— Вредные условия труда.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Ответственность работодателя за невыполнение условий по охране труда

Соблюдение законодательства контролирует Трудовая инспекция. Штрафы за нарушение требований охраны труда — одни из самых высоких для юрлиц.

Одинаково наказывают по п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за:

— Отсутствие вводного и первичного инструктажей.

— Непрохождение ответственным лицом обучения по охране труда.

— Отсутствие обязательных медосмотров у сотрудников.

Штраф для ИП — от 15 000 до 25 000 ₽.

Штраф для ООО — от 110 000 до 130 000 ₽.

За отсутствие обучения по оказанию первой помощи штрафуют по п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Штраф для ИП — от 2 000 до 5 000 ₽.

Штраф для ООО — от 50 000 до 80 000 ₽.

Статья актуальна на 02.02.2021

Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области (ст. 217 ТК РФ).

Под производственной деятельностью, согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В то же время Минтруд России в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 говорит, что деятельность по сути всех работодателей является производственной – она осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, поэтому действие норм ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.

Но штатную должность специалиста по охране труда законодательство требует в организациях, численность сотрудников которой превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель должен принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Если служба охраны труда или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет:

  • работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
  • оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (эти организации подлежат обязательной аккредитации. Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).

Перечисленные выше способы доступны только работодателям с числом сотрудников до 50 человек (включительно). Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию. Об этом говорит и Минтруд России в своих письмах от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.

Вместе с теми, именно на этот документ можно опираться при создании и работе службы по охране труда. Дополнительно можно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее – Межотраслевые нормативы), которые содержат указания для определения и обоснования необходимой численности работников службы ОТ, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и т.д.

Согласно п. п. 1, 3 Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. Например, п. 3.1.1. Межотраслевых нормативов говорит о том, что функции службы охраны труда выполняют:

  • отдельные специалисты по охране труда – в организациях со среднесписочной численностью работников до 700 человек (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах);
  • бюро охраны труда со штатом три-пять единиц (включая начальника);
  • или отдел при штате от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек.

Требования к должности специалиста по охране труда

Как пояснил Минтруд России в своем письме от 29 декабря 2016 г. № 15-2/ООГ-4698, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Единый квалификационный справочник

ЕКС может быть использован работодателем для разработки должностных инструкций специалистов по охране труда, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Читайте также: