Правосознание сотрудников правоохранительных органов как условие обеспечения прав и свобод личности

Обновлено: 05.05.2024

Права человека — это определенные принципы и правила, заложенные в закон и призванные обеспечить защиту индивидуальности и свободы каждого человека. Совокупность прав человека выступает основой правового статуса личности.

Особое место в обеспечении государством прав и свобод граждан занимают органы государственной власти, местного самоуправления, судебной власти, уполномоченный орган по правам человека. Основная функция независимых административных судов заключается в укреплении законности в производстве государственных органов управления.

Конституция РФ выступает гарантией защиты государством прав и свобод человека. Государственная защита — это направленная на защиту прав человека деятельность всех ветвей государственной власти, включая Президента РФ.

Особое значение в защите прав человека отводится обеспечению защиты от необоснованных, противоправных посягательств, как со стороны отдельных индивидов, так и со стороны государственных органов, которые могут допустить ущемление прав граждан. Непосредственно такую защиту обеспечивают внутренние правоохранительные органы.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи и функции ОВД по обеспечению и защите прав человека

Основной задачей правоохранительных органов является предотвращение каких-либо нарушений прав человека.

Основные задачи ОВД:

  • обеспечение безопасности личности, реализация мер по защите прав и свобод гражданина;
  • обеспечение защиты всех субъектов, любой формы собственности;
  • разработка и применение мер по обеспечению безопасности и общественного порядка;
  • реализация мер по предотвращению, раскрытию и расследованию преступных действий и различных административных правонарушений;
  • обеспечение помощи, защита прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Реализация компетенции внутренних органов по обеспечению прав и свобод производится в различных видах деятельности: административной, оперативной, розыскной, уголовно-процессуальной. Реализация деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека происходит в определенных направлениях и заключается в осуществлении ряда функций. Функции органов внутренних дел делят на три большие группы: общие, специальные, обеспечивающие.

К общим функциям относятся прогнозирование, организация, регулирование, контроль, учет. Специальные функции деятельности административных органов заключаются в обеспечении и поддержании условий порядка, разрешения жизненных ситуаций, возникающих при правонарушении.

Основные функции органов внутренних дел:

  • обеспечение безопасности жизнедеятельности всего общества в целом и отдельных лиц;
  • защита жизни, прав, законных интересов общества и государства от противоправных действий, защита чести и достоинства личности;
  • предупреждение преступлений и других правонарушений;
  • выявление и устранение причин, способствующих совершению какого-либо преступления;
  • осуществление правового воспитания граждан;
  • обеспечение общественного порядка на всей территории России;
  • осуществление лицензионно-разрешительной деятельности, выдача лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью;
  • контроль соблюдения иммиграционных правил, правил регистрации документов, удостоверяющих личность, правил пребывания в РФ иностранцев и лиц без гражданства и др.;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • охрана всех форм собственности в соответствии с заключенными договорами;
  • оказание социальной помощи населению.

К обеспечивающим функциям относятся финансовое, кадровое, материально-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел.

Все функции деятельности внутренних органов реализуются во взаимосвязи и взаимозависимости, они составляют общую систему деятельности органов внутренних дел.

Правовое ограничение полномочий ОВД при защите прав человека

Законность и обеспечение прав личности зависит от четкого исполнения сотрудниками ОВД своих обязанностей по обеспечению субъектами своих прав и свобод. В случае, если сотрудники ОВД допустили превышение должностных полномочий, и это стало причиной смерти потерпевшего или же был нанесен тяжкий вред здоровью, то их действия квалифицируются по совокупности ст. 105, 111 и ч. 3 ст. 286 УК.

Сотрудник полиции, также, как и любой субъект общества, привлекается к ответственности, если в результате применения оружия будет причинен вред посторонним гражданам, и при условии, что в его действиях отмечается неосторожная вина (ст. 109, 118 УК).

Уголовная ответственность для сотрудника внутренних органов наступает в случае незаконного применения физической силы, оружия или специальных средств в соответствии со ст. 108, ст. 114 УК РФ. Дисциплинарная ответственность для сотрудника полиции наступает в случае нарушения правил применения физической силы, оружия или специальных средств, которое не повлекло существенного вреда.

Необходимость постоянной защиты личности от противоправных и необоснованных посягательств на законные права и свободы человека обуславливают особое значение ОВД в механизме обеспечения прав человека. Основная задача их деятельности заключается в предотвращении совершаемых преступлений и административных правонарушений, которые способны ущемить право или лишить человека возможности воспользоваться этим правом.

Профессиональное правосознание сотрудника органов внутренних дел включает в себя структурные элементы, свойственные всем гражданам (правовую психологию, правовую идеологию, правовое поведение), и так же функционирует в единстве и взаимодействии с политическим, эстетическим, этическим и Другими видами сознания общества. Однако специфика выполняемых задач, прав и обязанностей накладывает своеобразный отпечаток на правосознание и правовую культуру сотрудника ОВД в целом. Качество и эффективность выполнения сотрудником ОВД своей работы создает имидж отраслевой подсистемы государственного управления и влияет на правосознание и правовую культуру общества. В свою очередь, от уровня его профессионального сознания и профессиональной культуры зависит поведение населения в соответствии с правом и обеспечение личной безопасности каждого человека.

Правосознание сотрудника органов внутренних дел отражает правовую реальность сквозь призму должного, с позиций сложившихся в обществе принципов и норм права. Делается это в понятиях прав и обязанностей в соответствии с должностным

положением. Его правосознание — оценочное, причем оценке подвергается не столько само право, сколько правовые поступки на предмет их соответствия законопослушности, правомерности.

Особенности правосознания сотрудника ОВД формируются в период обучения и представляют собой разностороннюю подготовку.

1) общая правовая подготовка — получение фундаментальных правовых знаний;

2) специальная правовая подготовка — обучение будущей профессии — (оперативно-розыскная подготовка, подготовка следователя и др.);

3) общая физическая подготовка;

4) боевая подготовка, в том числе владение табельным оружием;

5) овладение средствами связи;

6) умение управлять транспортными средствами и др. Для правосознания сотрудника ОВД особое значение приобретает отношение к преступности и мерам борьбы с ней. К особенностям правосознания сотрудника ОВД в этой сфере следует отнести:

1) осуждение посягательств на охраняемые законом ценности и понимание объективной необходимости вести с ними борьбу;

2) строгое и неуклонное соблюдение законности, недопустимость нарушения правовых норм и принципов;

3) более высокий уровень оценки права и обеспечиваемого им правопорядка и законности, чем у иных законопослушных граждан;

4) отрицательная реакция на преступность, неприятие её, убеждённость в необходимости активной борьбы с ней;

5) совпадение его оценки зла и добра с общегосударственными правовыми ценностями; превалирование интересов, ведущих к цели в соответствии с действующим законодательством;

6) более высокий уровень требований к санкциям за правонарушения по сравнению с иными законопослушными гражданами: ориентация на ужесточение наказания;

7) более высокая оценка собственной деятельности и деятельности своего ведомства, чем других;

8) недооценка процессуальных гарантий по сравнению с иными, в том числе материальными;

Раздел IV. Теория нрава

9) наличие элементов правового нигилизма, что влечёт за собой избрание варианта правомерного поведения не по убеждению, а вследствие страха наказания, боязни наступления нежелательных последствий и др.

Как видим, правосознание сотрудника ОВД сочетает положительные и отрицательные тенденции при превалировании первых.

В обобщенном виде должное правосознание сотрудника ОВД можно представить так:

1) убежден в необходимости обеспечивать права и свободы граждан;

2) осуждает противоправное поведение;

3) осознаёт объективную необходимость вести борьбу с правонарушениями и соблюдать правопорядок;

4) убежден в необходимости соблюдать законность при исполнении служебных обязанностей.

Все эти качества правосознания дают возможность сотруднику ОВД правильно ориентироваться в сложной ситуации и оперативно выбирать вариант действий.

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД предполагает глубокое знание системы права и законодательства, убеждённость в необходимости их соблюдения, умение пользоваться всей совокупностью правовых средств при исполнении служебных обязанностей в рамках компетенции, установленной законом и иными правовыми актами. Правовая культура сотрудника ОВД усматривается также в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Сотрудник ОВД — личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители — часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми не просто.

Человек формируется как личность в процессе социальной практики. Юридическое образование — первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи

Глава 25. Правосознание. Правовая культура

и технического мастерства, необходимых для практикующего сотрудника ОВД, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Следует обратить внимание на систему деонтологических требований (гр. деон — должное), которые предъявляются к выпускнику — будущему сотруднику ОВД в области культуры:

— морально-этическое (усвоение гуманистических принципов морали, умение ими руководствоваться на практике);

— политическое (знание политической стратегии и тактики государства, ведущих политических партий и движений, умение пользоваться инструментарием политической деятельности и быть политически активным);

— психологическое (знание психического состава личности, умение пользоваться психодиагностикой в ходе решения юридического дела);

— эстетическое (выражается в служебном этикете, языке общения, внешнем облике юриста, эстетическом виде оформляемых им документов и др.).

Они дополняют его правовую культуру и создают кодекс его профессионального поведения, стержнем которого является внутреннее веление служебного долга.

Правовая культура сотрудника ОВД определяется не только научными знаниями о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизме правового регулирования, правовом поле государства, его отдельных направлений. Она включает критическое творческое осмысление правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

В культуру сотрудника ОВД входит знание государственного языка Украины, особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где он осуществляет профессиональную деятельность.

Исключительное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудника ОВД, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД должна быть более высокой, чем правовая культура других граждан.

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации - Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы


Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: