Кто имеет право работать логопедом в детском саду

Обновлено: 14.05.2024

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
  • фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

Учитель-дефектолог

Дымникова Ольга Владимировна

График работы:

Понедельник 12.00 -13.00, 15.00 - 19.00

Вторник 8.00 - 13.00

Среда 8.00 - 13.00

Четверг 8.00 - 13.00

Пятница 8.00 - 13.00

ПОНЕДЕЛЬНИК 11.00 - 12.00 Консультации для родителей по предварительной договорённости

Речевые нарушения и их причины.

У ребёнка нарушение речи, а в заключение специалиста написаны совершенно непонятные термины? Это частая ситуация. Как же во всём разобраться?

Прежде чем говорить о самих речевых нарушениях, следует разобраться с тем, какие условия необходимы для нормального развития речи детей. И так, чтобы речь ребёнка развивалась в соответствии с возрастными нормами необходимо следующее:

Осложнения, болезни во время беременности, родов и в первые годы жизни ребёнка могут приводить к речевым нарушениям. Т.е. нарушаются условия формирования речи – нарушается речь.

К чему же всё это приводит?

В зависимости от того, какое или какие из условий формирования речи, не соблюдаются, формируются различные нарушения речи. Они различаются в зависимости от того, какие компоненты речевой системы нарушены (произношение звуков, восприятие звуков, лексика, грамматика, связная речь); от того органический (анатомические отклонения), или функциональный (неправильная сформированность функций, без анатомических отклонений) характер носит нарушение, от того первично ли само речевое нарушение или является следствием нарушений зрения, физиологического слуха, интеллекта. Ниже перечислены самые распространённые нарушения речи.

Дислалия. Самое простое из речевых нарушений. Нарушается произношение звуков,иногда и восприятие звуков. Причины: неправильный прикус, аденоидные разрастания, короткая подъязычная уздечка; несформированность фонематического слуха, физическая ослабленность, подражание неправильной речи окружающих, пед. запущенность. Исправление: при условии устранения физических отклонений в строении речевого аппарата, работа по коррекции звуков речи не слишком продолжительна и зависит от количества нарушенных звуков, состояния психических процессов, постоянства работы (не только у логопеда, но и дома).

Дизартрия - нарушение произношения звуков, вследствие недостаточной передачи нервных импульсов от головного мозга к речевому аппарату и обратно. В зависимости от степени физического поражения проводящих путей нарушение иннервации может проявляться от полного паралича (невозможности двигать, например, языком) до микропарезов и нарушения мышечного тонуса органов артикуляции. Ярко выраженная дизартрия видна даже человеку несведущему в речевых нарушениях. Такие дети должны получать комплексную помощь (не только логопедическую, но и медицинскую, психологическую). Наиболее распространена стёртая дизартрия. Её проявления: чрезмерная напряжённость или расслабленность губ и языка , неточность их движений, повышенное слюноотделение. Часто стёртую дизартрию может заметить только специалист при выполнении ребёнком специальных тестов. Исправление: в случае дизартрии ребёнку сложно принимать и удерживать необходимые позы языка и губ, он недостаточно чувствует их положение во рту, поэтому автоматизация звуков проходит длительно, требует обязательной активной помощи со стороны родителей и зависит от степени выраженности, состояния психических функций. Нередко дизартрия сочетается с другими нарушениями, например, ОНР (см.ниже). В этом случае коррекция нарушения требует ещё большего времени и усилий.

Ринолалия- нарушения произношения, вызванное расщелинами губы и нёба. Коррекционная работа длительная, обязательно комплексная с непосредственным участием медиков.

ОНР (общее недоразвитие речи) – это системное нарушение речи, при котором все компоненты речевой системы (звукопроизношение, восприятие звуков, лексика, грамматика, связная речь) отстают от возрастной нормы. Причинами нарушения могут являться практически все из перечисленных выше. В зависимости от степени проявления выделяют несколько уровней речевого развития при ОНР:

ОНР 2 уровень речевого развития. Есть фразовая речь, но она изобилует нарушениями произношения звуков и грамматического оформления высказываний, что делает речь малопонятной.

Исправление ОНР. Т.к. необходимо работать над всеми сторонами речи, то коррекционная работа достаточно длительная. Зависит от степени выраженности, состояния психических функций и участия родителей.

Алаллия - системное нарушение речи, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга. Проявляется так же, как и ОНР, но требует длительной, комплексной коррекционной работы.

Заикание – нарушение тепо-ритмической организации речи. Проявляется в виде запинок в момент речи. Возникает всегда из-за комплекса причин. Выделяют степени заикания. Требует длительной комплексной коррекционной работы.

Кроме этого, для удобства работы с детьми выделяются следующие группы нарушений:

Итак, после диагностики речевое нарушение может квалифицироваться примерно в следующем виде:

  • ФНР, артикуляторно-фонетическая дислалия (это значит, что нарушено только произношение звуков, исправится быстро); ФНР, стёртая дислалия (также нарушено только произношение звуков, но исправляться будет длительно)
  • ФФНР, артикуляторно-фонематическая дислалия (это значит, что нарушено произношение и восприятие звуков, необходима работа над фонетической и фонематической сторонами речи); ФФНР, стёртая дизартрия (то же, что и впредыдущем случае, но работа будет длительной)
  • ОНР (3 уровень речевого развития), неосложнённый вариант (негрубо нарушены все стороны речи, но отсутствуют физические нарушения речевого аппарата или проводящих путей. Необходима работа не только над фонетической и фонематической стороной речи, но и над лексикой, грамматикой и связной речью); ОНР(3 ур.р.р.), стёртая дизартрия (ситуация похожая на предыдущий вариант, но она осложнена нарушением иннервации речевого аппарата. Коррекционная работа длительная.

Необходимо отметить, что выше приведены варианты речевых нарушений, для коррекции которых, достаточно 2-3 занятий с логопедом в неделю и ежедневных (10-15 мин.) домашних упражнений. Существуют формы речевых нарушений, так называемые тяжёлые нарушения речи (ТНР), для коррекции которых необходимы ежедневные коррекционные занятия с логопедом и интенсивные занятия с родителями дома.

А что если не исправлять?

Нарушения устной речи неизбежно приводят к нарушению письменной речи – дислексии и дисграфии – специфические (не орфографические) ошибки чтения и письма: замена букв в соответствии с неправильным произношением, зрительно похожих букв, зеркальное письмо, слитное написание предлогов или слов, раздельное написание приставок, грамматические ошибки, побуквенное чтение и пр. Виды дисграфии и дислексии выделяют в зависимости от проявлений и от того, какие несовершенства устной речи к ним привели.

Из этого следует, что корректировать речевые нарушения необходимо в дошкольном возрасте или хотя бы в младшем школьном. В противном случае это негативно отразится на школьной успеваемости и на формировании личности ребёнка в целом.

ВАШИ ВОПРОСЫ К ЛОГОПЕДУ

1. Где получить логопедическую помощь?

В нашем детском саду ребёнок может получить логопедическую помощь в ПУНКТЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ПКПП). Кроме этого логопедическая помощь может оказываться в логопедической группе, логопедом в поликлинике, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации того района, в котором вы прописаны (ЦКРОиР).

  • Цкроир Первомайского района: г. Минск, ул. Кнорина, 14А, тел. (017)272-27-95
  • ЦКРОиР Минского района: а/г Ратомка, ул. Заславская, 8, тел. (017)282-99-44

В группу для детей с ТНР (логопедическую группу) зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями речи: заикание средней и тяжёлой степени, ОНР(1 и 2 уровень речевого развития), ОНР (1,2 уровень речевого развития) осложнённое дизартрией, ОНР (3 уровень речевого развития) осложнённое дизартрией (на усмотрение членов комиссии). Интенсивность занятий в группе для детей с ТНР – ежедневные групповые занятия с логопедом, индивидуальные занятия с логопедом 3-4 раза в неделю, ежедневные занятия воспитателя и все режимные моменты имеют коррекционно-развивающую направленность, индивидуальные занятия с воспитателем по заданию логопеда 3-4 раза в неделю. Количество детей в логопедической группе 12-13 человек.

В ПКПП зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения: дислалия (не более 6% от общего числа детей), дизартрия, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития (ОНР 3 ур.р.р), заикание лёгкой степени тяжести. Интенсивность занятий в ПКПП – 2-4 занятия в неделю ( 1-2 групповые 30 мин. и 1-2 индивидуальные 15 мин. занятия). Ребёнок посещает массовую группу детского сада и приглашается на занятия согласно расписанию занятий (составляется учителем-дефектологом в начале учебного года). Количество детей в ПКПП в течение учебного года 24 человек (1 ставка).В ПКПП зачисляются только те дети, которым рекомендованы занятия на пункте решением психолого-медико-педагогической комиссии. Соответственно дети, которым рекомендовано обучение в группе для детей с ТНР, не могут быть зачислены в пункт.

Оказание помощи в пункте коррекционной помощи не является альтернативой группы для детей с ТНР. Для исправления речевого нарушения дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в интенсивной коррекционной помощи. В условиях пункта (а там в 2 раза большее количество детей) дети с ТНР не могут получить соответствующую помощь.

2. Как попасть в группу для детей с ТНР или в ПКПП.

Зачисление в ПКПП или в логопедическую группу осуществляется на основании заключения ЦЕНТРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ и РЕАБИЛИТАЦИИ (ЦКРОиР). Заключение, выданное каким-либо частным логопедическим центром, носит рекомендательный характер и не является основанием для оказания государственной коррекционной помощи. Заключение выдаётся после прохождения медико-психолого-педагогической комиссии в ЦКРОиР. Поскольку количество мест в ПКПП ограничены, то, имея на руках заключение ЦКРОиР, родителям необходимо своевременно передать его учителю-дефектологу детского сада. .ВНИМАНИЕ!ЦКРОиР не передаёт заключения в детский сад, родители сами забирают их в центре и передают учителю-дефектологу. Постановка ребёнка на очередь в пункт осуществляется только после передачи заключения учителю-дефектологу.

4. Когда проводится логопедическое обследование детей в детском саду?

5. Когда обращаться за помощью к логопеду?

если в 3-3,5 года

  • В словаре ребёнка только лепетные слова и звукоподражания(ба, ко-ко)
  • ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
  • или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является возрастной нормой);

если в 4 года

если в 5-6 лет

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.

Умение красиво говорить, нужно прививать ребенку с детства. Научите ребенка говорить красиво – дайте ему шанс на успех в жизни!

Как это сделать?

24.09.2021 Консультация "О Дыхании"

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормаль­ной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием об­щей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

ВНИМАНИЕ!

  • Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  • Вдох надо делать через нос, плечи не под­нимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян­ная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.
  • После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Дудочка

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Загони мяч

Фокус

2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3.Сделай вдох через нос.

4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Одуванчик

Ветер дул на одуванчик —

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Сдуй снежинку

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Вертушка

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Детишкам очень нравится!

Кораблик

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик опускай.

Мыльные пузыри

Взял соломку Игорёк,

Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду­вать мыльные пузыри.

Бабочка

Полети на облачко,

На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В данном комплексе использует­ся сочетание дыхательных и фи­зических упражнений, при выпол­нении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос­ливость дыхательных мышц, ко­ординируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функцио­нальная деятельность всех орга­нов и систем организма.

Надуй шарик

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на жи­вот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глу­бокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается впе­ред, а нижняя часть грудной клет­ки расширяется, что контролиру­ется одной или другой рукой). Пос­ле вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Наклоны

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки впе­ред вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве­дя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит

(руки вперед вверх).

Клювом дятел дуб долбит

Пауков найдет он тут

Повороты

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в сто­роны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Плюсов больше, чем минусов: эксперт рассказала, как стать логопедом и чего ждать от профессии

Возможность работать с детьми, в тихом и уютном кабинете, со стабильной, пусть и небольшой, зарплатой — зачастую в профессию логопед приходят именно с этими целями. Но идеализация на старте карьеры может обернуться разочарованием в будущем. Выбирать эту профессию стоит не всем, уверена учитель-логопед Вита Билуха. Только по призванию и только людям, у кого желание помогать другим преобладает над всеми остальными.

О каких особенностях профессии узнают молодые специалисты, выходя на первую работу? Каковы плюсы и минусы? Сколько можно зарабатывать в бюджетной и частной сферах? И где учиться на логопеда после 9 и 11 класса? Отвечаем на эти вопросы в материале ФАН.

Учитель-логопед Вита Билуха

Чем занимается логопед

У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.

Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.

Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.

Плюсы и минусы профессии логопед – что нужно знать до поступления

Работа логопеда в детском саду и школе

В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.

В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.

Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.

В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды. Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом. Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.

Учитель-логопед помогает детям с речевыми нарушениями справляться со школьной программой

Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда

Сколько часов работает логопед

Норма работы на ставку в бюджетном учреждении — 20 часов в неделю, то есть в день логопед работает 4 часа. Это один из плюсов профессии: такой график позволяет не уставать и не перегружаться. Всегда остается время на личные дела, а при желании в свободное время можно заниматься и частной практикой.

Сколько длится отпуск у логопеда

Длинный отпуск — еще один плюс профессии. Его продолжительность составляет 56 дней. А так как специалисты трудятся в школах или детских садах, где учебный процесс продолжается с сентября по май, то и отпуск всегда выпадает лишь на летние месяцы, что тоже удобно.

Продолжительный отпуск летом – один из плюсов профессии

Сколько зарабатывает логопед

Уровень заработной платы не отличается от обычного в бюджетной сфере. В зависимости от региона и места работы специалист может рассчитывать на 17–20 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата логопеда в школе обычно выше, чем в детском саду.

По словам эксперта, успешно реализовать себя в профессии сможет только тот, кому нравится ощущать полезность своего труда, кто хочет помогать людям становиться более здоровыми и счастливыми. И лишь на втором месте по значимости должны идти короткий рабочий день и продолжительный отпуск. В этом случае человек будет получать удовольствие от работы.

Где учат логопедов

Получить профессию можно только в педагогическом вузе, на базе которого действует кафедра логопедии или факультет дефектологии. Стать специалистом, закончив краткие курсы, не получится: высшее профильное образование нужно обязательно.

После 11 класса для поступления в вуз потребуется сдать ЕГЭ по дисциплинам:

  • русский язык;
  • биология;
  • обществознание.

После 9 класса можно поступить в педагогический колледж или техникум. Но окончив его, все равно придется поступать в вуз: без высшего образования работать по специальности невозможно.

Знакомьтесь: настоящий профи Руфина Белкина рассказывает о том, кто такой логопед на самом деле.


Кто такой логопед? В чем состоит его работа?

Логопед работает на стыке медицины и педагогики. Если углубляться в структурные вопросы, то логопедия — это часть специальной педагогики, т.е. дефектологии. Хотя до 60-х годов прошлого века она была частью медицины. В некоторых странах и сейчас логопедом может быть только человек с медицинским образованием.

Логопед (см. профессия логопед) — это специалист по исправлению речевых нарушений, а они бывают и у детей, и у взрослых, могут затрагивать и устную речь, и письменную, произносительную сторону и глубинные речевые процессы.

По существу, логопед — это тренер, но не спортивный, а речевой. Если проблема только в произношении, логопед проводит артикуляционную гимнастику, учит правильно дышать, делает массаж. Помогает извлечь правильные звуки и тренирует их произношение — сначала по отдельности, потом в слогах, в словах и т.д., покуда эти звуки не войдут в речь.

Но дикция — это только косметическая сторона вопроса. Речь служит нам для передачи информации, выражения мыслей и эмоций.

Часто родители не догадываются, что если в три года ребёнок почти не говорит, вместо фраз использует обрывки слов или жесты, надо даже не идти, а бежать к логопеду. Такая задержка речевого развития, если её не скорректировать, испортит ребёнку жизнь.

В этом случае логопед работает над пополнением словаря, грамматикой, связной речью.

Логопедическая помощь нужна также при заикании, при анатомических нарушениях речевого аппарата и т.д.

Большинство речевых проблем видны ещё в детстве. Но речь может пострадать в любом возрасте — после травмы или инсульта, например. Если речь у человека уже была, логопед помогает её растормозить, а если возможно, вернуть ей былую живость и богатство.


Каково соотношение работы логопеда и нейропсихолога?

Речевые нарушения могут сочетаться с задержкой психического развития. В отличие от умственной отсталости, она чаще всего преодолима, но это тоже требует совместных усилий невролога, нейропсихолога и логопеда.

Так же сообща работают специалисты, если речь нарушилась в результате инсульта или травмы головы.

Усилия логопеды сосредоточены в основном на речи как таковой. Речь невозможна без нормальной работы мозга. Она страдает, если подавлены или неразвиты психические функции: внимание, память (особенно речеслуховая память) и пр. Логопед работает и над ними, применяя специальные методики. Но в гораздо большей степени это относится к работе нейропсихолога. Если, конечно, он есть.

А невропатолог и нейрохирург лечат органическое поражение — главную причину речевого нарушения.

Бывает, что нормальной речи мешают проблемы голосового или артикуляционного аппарата. Например, в нёбе расщелина, она делает голос гнусавым, дикция тоже страдает. Это ринолалия, её причины устраняет челюстно-лицевой хирург. А логопед помогает как можно скорее привести речевой аппарат в рабочее состояние после операции.

Вариантов речевых нарушений множество. Независимо от причины, их нельзя преодолеть отрывочными занятиями. Они требует многогранной, комплексной работы.


Где работает логопед? Возможен ли свободный график?

Логопеды работают в образовательных и медицинских учреждениях. Логопед в образовании называется учителем-логопедом, в медицине — просто логопедом.

Логопеды в медицине работают в клиниках и отделениях для людей с патологиями речи, с последствиями инсульта, в клиниках челюстно-лицевой хирургии и др. Ведут приём в поликлиниках, трудятся в домах ребёнка т.д.

Ещё сохраняются ставки учителей-логопедов в некоторых детских садах, массовых и коррекционных школах. А также в коммерческих развивающих центрах. Свободный график возможен, если логопед работает исключительно частным образом. Ставка учителя-логопеда — 20 часов в неделю. Некоторые логопеды работают сразу в двух местах: с утра в одном месте, а после обеда — в другом. При желании можно сочетать работу в учреждении с частной практикой. Обычно это занятия у подопечных на дому, что, доложу я вам, довольно тяжело.

Что есть плохого в работе логопеда?

Это работа с детьми и их родителями, что само по себе не плохо, а трудно. Трудно найти общий язык с ребенком, если он уже затюкан настолько, что вообще боится разговаривать. Трудно призвать к порядку малыша, особенно если он плохо понимает речь, если память слабая, внимание неустойчивое.

Сейчас я работаю в школе для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Их речевые трудности — следствие двигательных и интеллектуальных нарушений. У многих наших учеников — поведенческие проблемы, так называемые нарушения эмоционально-волевой сферы. Чтобы расположить к себе такого ребёнка, настроить его на работу, требуется дьявольская изобретательность и абсолютная отдача сил. Дефектолог, логопед, психолог, учителя по учебным предметам — мы все работаем в одной упряжке.

Это трудно, но нам нравится.


Раздражает обилие бумаг, планов и отчетов, которые приходится составлять на радость бюрократам от образования. Я никогда не научусь заполнять журнал без ошибок.

А вот совсем плохо другое — то, что сейчас происходит в образовании. Не знаю, надолго ли это несчастье, но многие детсады и школы лишились логопедов и дефектологов. А во многих российских городах их нет вовсе. Если рассуждать цинично, я должна порадоваться: чем меньше логопедов в детсадах, тем больше у логопедов частных занятий.

Но, как я уже сказала, один логопед в поле не воин. Чем сложнее проблема, тем больше специалистов нужно привлекать. Какое будущее ждёт ребёнка, если он на родном языке говорит, как иностранец? Как он найдёт друзей? Как он окончит школу? Какую профессию освоит? Это очень острая проблема.

А что хорошего есть в этой работе?

Мне трудно ответить на этот вопрос. Если не считать пренебрежения со стороны государства, мне кажется, в ней хорошо почти всё. В том числе и длинный отпуск. Очень радует, когда ребёнку удаётся что-то новое, такое, что ещё день назад казалось невыполнимым.

Кто категорически не может выполнять эту работу?

Раздражительный человек, мрачный, самодовольный, человек, склонный к насилию (в том числе к психологическому), не сможет работать логопедом.

Надо уметь быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, приспосабливать свои методики под ребенка, а не ребёнка под методики. Нет универсальных методик и приёмов, отмычек, которые подходят ко всем замкам. Нужна гибкость.


В чем великая миссия этой профессии?

Дать каждому ученику, ребёнок он или старый человек, шанс на лучшее будущее.

Где этому учат?

В педагогических вузах на дефектологических факультетах или факультетах специальной педагогики. Если высшее образование уже есть, можно получить второе высшее или пройти курсы профессиональной переподготовки (юридически их диплом равен диплому о втором ВО).

Сколько может зарабатывать логопед?

В зависимости от того, где, в каком учреждении, в каком городе работает, даёт ли частные уроки. Сама возможность частных уроков — приятный бонус профессии.

Приведи интересные примеры из практики, которые тебя сильно удивили и открыли для тебя бездну жизни.

Логопед-1

В связи с увеличением количества случаев проблем с речью у детей и взрослых, профессия логопеда становится все более популярной. Несмотря на то, что профильные ВУЗы каждый год выпускают дефектологов, рынок кадрами не перенасыщен. Дипломированный сотрудник без труда найдет место для старта карьеры, а опытные профессионалы не испытывают недостатка в интересных предложениях. В зависимости от выбранного направления, специалист по коррекции речи работает с детьми или взрослыми. Он может устроиться в коммерческое или бюджетное учреждение, открыть частную практику.

Кто такой логопед

Логопед (дефектолог) — это специалист по речевым расстройствам и способам их коррекции. Это профессионал высокого уровня квалификации, чья работа направлена на определение у пациента проблемы, установление ее причины, устранение негативных проявлений.

Такой сотрудник владеет методиками, применение которых помогает людям правильно заговорить. Он может избавить от негативных проявлений или максимально их сгладить. Работник этого профиля способен помочь при расстройствах как физиологической, так и психической природы.

Несмотря на описание, эта профессия не имеет прямого отношения к медицине, поэтому для ее получения не нужно заканчивать медицинский ВУЗ. Основной упор при подготовке сотрудников делается на их обучение психологическим методикам и приемам. Нередко эффективность работы логопеда в первую очередь зависит от способности специалиста найти подход к своему клиенту.


Логопед – это актуальная профессия в современном мире. Целью деятельности является предупреждение и коррекция речевых проблем.

Какими личными качествами должен обладать логопед

Работа по этой специальности подойдет спокойным и рассудительным людям, настроенным на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Представителю профессии необходимы терпение, выдержка и умение налаживать контакт с людьми. Такие сотрудники должны быть толерантными и открытыми, тактичными, внимательными, доброжелательными.

Логопеды в большинстве случаев работают с пациентами, страдающими от неуверенности в себе и комплексов. Они могут быть закрытыми, отчужденными и даже агрессивными. Профессионал обязан проявлять участие к их ситуации, но при этом нельзя быть слишком мягким, надо быть настойчивым. Еще одно важное качество для сотрудника — стрессоустойчивость, которая проявляется в способности сохранять хорошее расположение духа в любых обстоятельствах.

Профессия логопед: плюсы и минусы

В работе на должности логопеда есть масса положительных моментов:

Профессия не лишена недостатков. К негативным моментам можно отнести невысокие зарплаты у новичков, а также необходимость зарекомендовать себя для получения хорошего места. Заранее стоит подготовиться к серьезным психоэмоциональным нагрузкам. Также возможны сложности с установлением контакта с пациентами. На некоторых рабочих местах логопеды вынуждены вести большие объемы документации, что не всегда адекватно оплачивается.

Известные представители профессии


Самым крупным достижением является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.


Большое значения имеют его исследования посвящённые изучению и коррекции людей страдающих заиканием. Он участвовал в создании естественнонаучных основ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, изучал вопросы дифференциальной диагностики, детской психопатологии и невропатологии.

Обучение на дефектолога

Чтобы работать по направлению, необходимо наличие профильного высшего образования. Для прохождения обучения можно поступить в ВУЗ или, при наличии диплома педагога, окончить курсы переподготовки специалистов. Как показывает практика, работодатели больше доверяют претендентам с высшим образованием по профилю. Сертификаты и дипломы курсов приветствуются в качестве дополнения.

Какие предметы изучаются

Независимо от планов на будущее, логопеды должны владеть основами психологии взрослых и детей. Дополнительно даются базовые принципы педагогического образования, проходят курсы анатомии и медицинских причин речевых расстройств.

Курсы

Прохождение курсов для получения профессии логопед актуально для лиц с педагогическим образованием. В этом случае они могут прослушать программу переподготовки специалистов продолжительностью 1 тыс. часов. После этого нужно сдать ряд тестов и экзаменов, чтобы получить допуск к работе с пациентами. При отсутствии педагогической базы прохождение программы переквалификации не дает права работать по профилю.

В Москве лидерами подготовки по этому профилю считаются МПГУ, Институт социальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, РГПУ имени Герцена. Высокий уровень подготовки гарантирован в Государственном университете имени Пушкина в Санкт-Петербурге.


Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии.

Где можно работать

Профессионалов с логопедическим образованием принимают в детские сады, школы, поликлиники. Также они востребованы в центрах дополнительного образования для дошкольников, школьников и взрослых. Наличие опыта работы позволит устроиться в реабилитационный центр или организацию по борьбе с нарушениями речи. Логопеды, занятия с которыми дают очевидный положительный эффект, без труда набирают клиентскую базу. Это позволяет параллельно вести консультации или даже открыть собственный частный кабинет.

Сколько получают

У каждого логопеда свой подход к работе с пациентами, что сказывается на эффективности проводимого ими лечения. Этот фактор оказывает большое влияние на уровень заработка специалиста. На начальном этапе карьеры такой работник получает 20-30 тыс. рублей.

По мере роста профессионализма он уже может выбирать место работы. Если в бюджетных организациях дефектологам платят 35-45 тыс. рублей, то в частных фирмах их заработки доходят до 60-70 тыс. рублей. Профессионалы, ведущие частную практику, зарабатывают от 80 тыс. рублей при наличии клиентской базы и правильной организации работы.

Перспективы профессии

Одним из минусов логопедии считается то, что в ней практически нет карьерного роста. При наличии административных талантов такой сотрудник может стать руководителем направления или коррекционного центра. Чаще всего дефектологи так и остаются рядовыми сотрудниками. Правда, тот, кто делает осознанный выбор профессии и имеет четкий план развития, нередко даже на такой позиции достигает отличных результатов. Чаще всего это становится возможным благодаря открытию частной практики.

Делая выбор в пользу профессии логопеда, стоит учитывать ее особенности и минусы. На первое место в этом плане выходят серьезные психические нагрузки на фоне работы с больными детьми или агрессивными взрослыми. С другой стороны, это отличная возможность помогать людям, которые в этом нуждаются, и повышать качество их жизни.

Читайте также: