Практическая работа по обществознанию тема конституционные обязанности гражданина 7 класс ответы

Обновлено: 03.05.2024

Практическая работа преднозначена для работы с первоисточником Конституцией РФ.

Содержимое разработки

1 группа. Содержание Конституции.

Задание: 1. Укажите, из каких частей (глав, статей) состоит Конституция?

2. Изучив главу 1, продолжи предложения:

1. РФ есть демократическое ________________________________государства с_______________________________ __ формой правления.

2. Человек, его _______________ и __________________ являются_________________________________________________.

3. Носителем ____________________ и единственным источником ____________________________ в РФ является __________________________.

4. ___________________________ РФ распространяется на всю ее территорию.

5. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Государственную власть в РФ осуществляют __________________________.
7 . В Российской Федерации признаются политическое ______________________________________________________________________________.

8. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Российская Федерация - _________________________________________________________________________________________________________

10. Конституция Российской Федерации имеет ________________________________________________________________________________________________________________________

Информация: Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

2 группа. Права граждан.

2. Заполните таблицу.

Номера статей Конституции

Гражданские (личные) права

Политические права

Социально-экономические права

Культурные права

Информация: Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ

Гражданские (личные) права- принадлежат человеку как биосоциальному существу.

Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

Социально-экономические права – обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности.

3 группа.

Задание: 1. Изучите главу 3,заполните схему, укажите количество субъектов РФ:


Типы субъектов РФ













2. Найдите ответы на вопросы:

1.Что включает в себя территория Российской Федерации? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой язык является государственным на территории РФ?_______________________________________

3. Что является денежной единицей в Российской Федерации является__________________________________

4.Что могут создавать федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кто обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа. Президент РФ.

Задание: 1. Изучите главу 4, определите основные полномочия президента, заполните схему:




















5 группа. Федеральное Собрание

Задание: 1. Изучите главу 5, заполните схему.







2. Продолжи предложения.

1. В Совет Федерации входят: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Государственная Дума состоит_________________________________________________________________________________________________

3. Государственная Дума избирается сроком ______________________________________________________________________________________

4. Депутатом Государственной Думы может быть избран _____________________________________________________________________________

5. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают ______________________________________________________________

6. Федеральное Собрание является_______________________________________________________________________________________________

7. Совет Федерации избирает____________________________________________________________________________________________________

8. Государственная Дума избирает________________________________________________________________________________________________

9. Федеральные законы принимаются______________________________________________________________________________________________

10. Федеральный конституционный закон считается принятым,_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Права человека и гражданина — Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су­ществовать независимо от их государственного признания и законода­тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Обязанности гражданина — это закрепленные в Конституции требования, которые предъявляют каждому человеку, как гражданину, чтобы они действовали определенным, четко определенным конституционной нормой образом (или воздержалась от совершения соответствующих действий) для обеспечения интересов общества, государства, других людей и граждан, несоблюдение которых влечет за собой юридическую ответственность.

2. Объясни, в чём проявляется естественный характер прав человека.

Права человека носят естественный характер: возникают на основе природной и социальной сущности человека и развиваются под воздействием условий общественной жизни.

Неотчуждаемый, естественный характер основных прав и свобод – принцип, в основу которого положена идея естественного права, презюмирующая, что каждый человек рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих ему прав и свобод. Соответственно у государства возникают обязанности: 1) признать эти права, т.е. закрепить их в национальном законодательстве; 2) соблюдать эти права, т. е. не нарушать права и свободы гражданина и создавать условия для их реализации; 3) защищать права и свободы, т. е. охранить их от нарушения, а в случае нарушения восстанавливать нарушенное право. Данный принцип означает также, что никто (ни граждане РФ, ни те, кто законно проживает на территории РФ) не может быть лишен какого-либо конституционного права; граждане РФ не могут быть лишены гражданства; Российское государство обязано оказывать покровительство гражданам, находящимся за пределами страны.

3. Заполни схему, используя приведённый ниже текст из Конвенции ООН о правах ребёнка (запиши номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы).

1) Право на жизнь; 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право на сохранение индивидуальности; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 6) право на доступ к необходимой информации; 7) право на свободу мысли, религии; 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 9) право на защиту государства от всех форм насилия; 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Гражданские : 7) право на свободу мысли, религии; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 2) право на имя и приобретение гражданства; 1)Право на жизнь;

Политические : 9) право на защиту государства от всех форм насилия;

Экономические : 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Культурные : 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг;

Социальные : 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 6) право на доступ к необходимой информации; 3) право на сохранение индивидуальности;

1) Как ты думаешь, почему права ребёнка провозглашаются в отдельном документе?

Потому что ребенок - это отдельная категория граждан.

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

2) Среди прав ребёнка права какой группы преобладают? Почему?

Среди прав ребёнка права гражданской группы преобладают.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

4. Закончи предложение.

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Значение этого документа состоит в том, что в нем отражены права человека. Чтобы предотвратить саму возможность сделать/повторить преступление против человечества. Так же в ней описаны основные права и свободы человека, подлежащие всеобщему соблюдению.

5. Объясни, для чего государства закрепляют права человека в законах. Почему было недостаточно ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов?

Потому что права человека должны отражаться в письменном виде для различных видов ситуаций, для решений суда, чтобы точно разобраться с делами общества, не придумывая что-то неприемлемое.

Нельзя ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов, потому что: 1) У каждого государства есть свои особенности правовой системы, обусловленные его историей, традициями. Сблизить англосаксонскую, романо-германскую и мусульманскую правовые системы невозможно. 2) Государства находятся на разных этапах развития; соответственно, одни могут гарантировать своему народу больше прав, другие - меньше. 3) Издание государством законов говорит о его суверенитете.

6. Соотнеси характеристики прав человека и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.


Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами.


7. Ивану 13 лет, Коле 15,лет. Сравни правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростка. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства
2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
3) право работать по трудовому договору с согласия одного из родителей
4) давать согласие на изменение своего имени и фамилии


8. Используя ресурсы Интернета, найди информацию о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в твоём регионе. Запиши любые два-три направления его деятельности.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

- обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
- анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Основные права – это права, которые человек имеет от рождения. К ним относятся: право на жизнь, свободу, на достоинство и др.
Неотчуждаемыми эти права называют, потому что их нельзя отнять у человека.

Эти права закреплены в Конституции – основном, главном законе государства, таким образом, они гарантируются самым главным законом, это говорит об особой важности этих прав.

? Вспомни и назови эти права человека и гражданина. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих прав?

К числу личных прав относятся право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения. Личные права еще называют гражданскими.

Еще выделяют политические права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных политических прав отнесены: право на объединение; право собираться мирно, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право на обращения, свобода печати и информации.

Все эти права записаны в Конституции РФ.

? Какие уроки человечество может извлечь из решений Нюрнбергского процесса?

Все кто совершает преступления против человечества: убийство миллионов невинных людей, уничтожение военнопленных и гражданского населения, создание концлагерей должны быть наказаны. А все попытки таких преступлений должны пресекаться.

? Вспомни, кого закон считает ребёнком. В каком международном документе провозглашены права ребёнка? Назови основные права ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом национальные законодательства имеют приоритет в данном вопросе.

Конвенция о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет. Основные права: на жизнь, на имя, на заботу родителей, на бесплатное образование, на отдых и досуг.

? Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нёс никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.

Наступила бы анархия (безвластие), жить в таком обществе невозможно, потому что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.

Вопрос 1. Как права человека связаны с его потребностями?

Естественные права направлены на удовлетворение естественных потребностей и являются неотчуждаемыми. К таким правам относятся: право на жизнь, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, свободный труд, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.

Вопрос 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
  1. Гражданские (личные).
  2. Политические.
  3. Социальные.
  4. Экономические.
  5. культурные.
Вопрос 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?

После победы над фашизмом руководители крупнейших государств мира объединили свои усилия для того, чтобы предотвратить возможность повторения преступлений против человечества. Они начали договариваться о тех правилах и принципах, которые помогут защитить человеческую жизнь.

Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, определившую круг основных прав и свобод человека. Во-первых, утверждалось, что права человека не могут быть лишь вопросом внутренней политики отдельных государств, что предотвратить новую мировую катастрофу возможно только совместными усилиями. Во-вторых, был признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

Вопрос 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ?

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Для защиты прав ребенка существует должность Уполномоченного по защите прав ребенка, кроме того такие же должности имеет каждый субъект Российской Федерации.

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

К основным направлениям деятельности государства в области защиты прав детей относят: поддержку семьи; утверждение здорового образа жизни; поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи; организацию досуга детей; профилактику детской инвалидности; реабилитацию детей-инвалидов и т. п.

Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей.

Вопрос 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы люди не только имели права, но и исполняли обязанности?

Обязанности без прав также невозможны. Свобода становится настоящей только тогда, когда она способствует установлению порядка. Права и обязанности определяют допустимое и должное в поведении человека, давая простор любым законным его действиям.

Так, забота о детях и их воспитание рассматриваются в Конституции как право и как обязанность родителей. В свою очередь трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Обязанности всегда подразумевают то, что подлежит безусловному выполнению.

В классе и дома.

Вопрос 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.

Право на жизнь, право на свободу личности, право на свободу слова.

Вопрос 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытывал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чём их основная причина?

Например, Мара Багдасарян (дочь олигарха), используя свое право на отдых, участие в культурной жизни и свободу передвижения днем и ночью ездила по улицам Москвы, нарушая правила дорожного движения на папином “Гелендвагене”.

Реализуя свои права она сбивала прохожих, лишая их права на личную неприкосновенность и даже на жизнь. Шум мотора автомобиля лишал москвичей и гостей столицы права на отдых.

Полицейским. преследовавшим ее, она показывала неприличные жесты (факи) и называла мусорами, лишая их права на достоинство. И, наконец, когда она врезалась в припаркованный к зданию прокуратуры “Запорожец”, она лишила его владельца права на собственность.


Задание 1 № 5

2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.

1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома?

2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали?

В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?

1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, как и где ему работать, какую профессию получить; никто не может заставить человека трудиться вопреки его желаниям. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)

2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:

— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание труда подростка дома;

— объяснение того, каковы цель и/или значение своего домашнего труда (перечисленных обучающимся видов деятельности);

— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки;

— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.


Задание 1 № 10

В ст. 29 Конституции РФ записано:

2. Составьте рассказ о способах поиска, получения и распространения информации, используя следующий план:

1) Какими способами Вы ищите и получаете необходимую информацию? Для чего Вы ее получаете?

2) В каких способах распространения информации Вы могли бы участвовать или участвовали?

В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?

1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, что ему думать или говорить по тому или иному поводу, если только его слова не нарушают права других людей. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)

2) Рассказ о способах поиска, получения и распространения информации должен включать в себя:

— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают способы получения и поиска информации подростком;

— объяснение того, каковы цель и/или значение Вашего поиска информации (перечисленных обучающимся способов деятельности);

— указание одного или нескольких видов общественно полезных способов распространения информации, в которых участвуют или могут принять участие подростки;

— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.


Задание 1 № 19

2. Взрослые могут многое рассказать о своей предпринимательской деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время. Составьте рассказ о своих способностях к экономической деятельности, используя следующий план:

1) Какие у Вас есть способности к экономической деятельности? Какое имущество Вам потребуется для реализации своих способностей?

2) В каких видах экономической деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали?

В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?

1) Ответ на первый вопрос, например: каждый человек может использовать свои умения и имущество, чтобы заниматься законной деятельностью, приносящей прибыль. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)

2) Рассказ о своих способностях к экономической деятельности должен включать в себя:

— указание одной или нескольких способностей, которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности;

— объяснение того, какое имущество Вам для этого необходимо;

— указание одного или нескольких видов экономической деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки;

— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.

Читайте также: