Познакомить детей со способами работы акварелью к какому разделу программы она относится

Обновлено: 10.05.2024

Основные функции изобразительного искусства

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей.
Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине.

Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.
Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Второй этап

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

  • О чём картина?
  • Почему думаете так, расскажите?
  • Как бы вы назвали картину?
  • Почему именно так?
  • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
  • Как он изобразил это в картине?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Отчего возникает такое настроение?
  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

  • Что понравилось на картине?
  • Почему она понравилась?
  • Чем она понравилась?

Третий этап

  • Формирование творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Требования к отбору картин

  • актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления
  • произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе
  • единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)
  • колористическое решение (цветовой контраст)
  • композиционное решение
  • концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений
  • индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений
  • эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Программные задачи по ознакомлению детей с живописью

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником – цвет, форму.

Варианты сочетания музыкальных и изобразительных произведений

Вариант А

Цель: Усилить воздействие искусства на эмоции детей.

Структура беседы:

– начальная установка педагога на прослушивание музыкального произведения
– прослушивание музыкального произведения
– общение педагога и детей о характере музыкального произведения
– просмотр живописного произведения
– общение педагога и детей о характере живописного произведения
– сравнение сходства музыкального и живописного произведения по выраженному в них
эмоциональному настроению, характеру художественного образа

Вариант Б

Цель: усилить воздействие разных видов искусств через сравнение

Структура беседы:

– прослушивание нескольких музыкальных произведений
– обмен мнениями педагога и детей, сравнение, чем похожи и чем отличаются по характеру музыкальные произведения
– просмотр нескольких живописных произведений
– сравнение сходства и отличия живописных произведений
– сравнение похожих по эмоциональному настроению живописных и музыкальных произведений

При использовании данного варианта проявление эмоций разнообразнее, т.к. данный вариант предлагает детям больше объектов для восприятия.

Метод подбора музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства дёт возможность соотнести разные виды искусства по эмоциональной направленности. От ребёнка требуется анализ точного соотношения произведений из представленного набора.

Данная задача активизирует детей.

Вариант В

Цель: показать гармонию музыки и живописи

Структура беседы:
– звучит музыкальное произведение и на его фоне воспитатель читает искусствоведческий рассказ
– воспитатель показывает одно живописное произведение и предлагает детям прослушать несколько музыкальных произведений и отобрать только одно из них, созвучное данному живописному произведению
– звучит одно музыкальное произведение, дети подбирают к нему из нескольких живописных полотен одно, созвучное по настроению
В данном варианте показателен метод вызывания ассоциативных образов. Эффективным является сочетание, когда музыкальное произведение выступает фоном для живописного произведения. Общение становится интенсивнее по эмоциональности и содержанию.

Вариант Г

Цель: включение контрастных произведений разных видов искусства

Структура беседы:

– прослушивание контрастных по звучанию музыкальных произведений
– обмен мнениями детей и педагога об их отличии
– просмотр контрастных по настроению, колориту, композиции живописных произведений
– обмен мнениями детей и педагога об их отличии
– восприятие контрастных между собой музыкального и живописного произведений
– обмен мнениями детей и педагога об их отличии
Данный вариант способствует проявлению разнообразных эмоций .

Читайте также: