После декрета боюсь выходить на работу

Обновлено: 25.04.2024

Традиционно вопросы инклюзии и разнообразия в бизнесе рассматриваются в отношении возраста, пола, состояния здоровья, расы или национальности. А вот появление детей и обязательств по уходу за ними как будто ничего не меняет. Считается, что это личное дело каждого, а любые улучшения условий труда для родителей воспринимаются как дискриминация, пусть и позитивная. По мнению многих, в России государство и так гарантирует немалое количество преимущественных прав и привилегий для родителей, особенно в первые годы после рождения ребенка, что порой приводит к напряжению в отношениях с коллегами.

Стоит ли опасаться дополнительных привилегий?

Второе — исследование, проведенное Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Оно показывает, что эта тема нуждается в тонком подходе, поскольку необходима работа с непродуктивными предубеждениями, которые могут процветать в компании. Никто, включая самих родителей, не может достоверно спрогнозировать, как появление ребенка отразится на их продуктивности, приверженности компании и вовлеченности. Однако сложившиеся усредненные ожидания сами во многом формируют перемены, навязывая родителям определенные роли. Матери чаще пытаются вписаться в эти нормы, а отцы — выпутаться из них. Но, как показывает исследование, эти усредненные ожидания отличаются даже в компаниях одной отрасли, одного города. Это подтверждает, что организация может осознанно корректировать сложившиеся предубеждения для поддержки инклюзии и разнообразия.

Вот два примера усредненных ожиданий о балансе и конфликте между работой и семьей. Предполагается, что деловые и семейные обязательства как будто конкурируют за ресурсы человека: силы, время, интерес, здоровье. В этом ожидании заложен стереотип о четкой границе между рабочей и семейной жизнью, о необходимости выбора приоритета. Альтернативные ожидания предполагают, что положительные моменты семейной жизни меняют работу сотрудника к лучшему: обогащают новыми навыками, знаниями, полезными знакомствами, наполняют положительными эмоциями, улучшают репутацию в глазах партнеров и клиентов. А увеличение затрат на уход за членами семьи повышает персональную заинтересованность сотрудника в результатах своего труда. Главный стереотип этого ожидания — сотрудники сами догадаются о таких возможностях взаимообогащения ролей. То есть родители — на самом деле темные лошадки в бизнесе.

Карьерные притязания и возможности: чего хочет сотрудник?

В опросе участвовали более 700 женщин от 25 до 45 лет. Большинство получили высшее образование (97%). У 90% опрошенных было не более двух детей. Возраст младшего ребенка почти у 60% опрошенных не превышал двух лет. Участницы опроса занимали разные профессиональные должности: топ-менеджмент, руководители подразделений, менеджеры среднего звена, рядовые сотрудницы, предприниматели и фрилансеры.

В исследовании карьерные притязания сравнивались с действительным выбором сотрудников. Большинство женщин, находясь в отпуске по уходу за ребенком, понимали, что точно хотят вернуться к работе. Всего 8% опрошенных не выразили карьерного или предпринимательского интереса, частично из-за совмещения родительских обязательств с учебой или в связи с планами о расширении семьи. Однако 31% опрошенных отметили, что хотели бы выйти к новому работодателю. Кроме этого, 27% участниц опроса стремились к самозанятости, фрилансу или предпринимательству. Всего 34% опрошенных признавали желание вернуться к текущему работодателю, но на вопрос о графике работы только 20% опрошенных признавали готовность полной занятости.

На момент опроса 40% участниц продолжали не работать. К прежнему работодателю вернулись 30% опрошенных, но не все из них вышли на полный рабочий день. 18% участниц сменили работодателя. 13% респондентов реализовали намерение о самозанятости, фрилансе или предпринимательской деятельности, при этом некоторые из них совмещали альтернативную форму заработка с работой по найму.

На первый взгляд полученные наблюдения поддерживают стереотип о невыходе на работу сотрудника после длительного отсутствия и затягивании им возвращения к трудовым обязательствам. Среди факторов, повлиявших на притязания участниц опроса безусловно выделялся возраст младшего ребенка. Участницы предпочитали оставаться в отпуске до достижения ребенком хотя бы двухлетнего возраста. Однако более весомым фактором оказались деловые взаимодействия между работодателем и сотрудницами в период отпуска по уходу за детьми. Они повышали вероятность возвращения к рабочим обязательствам в 1,35 раза, а проявление готовности оптимизировать условия труда под новый ритм жизни — в 2,39 раза. Возраст матери, город проживания, доход, количество детей и наличие высшего образования никак не помогали предугадать выбор. Выходит, что работодатель действительно способен повлиять на решение сотрудника вернуться на прежнее место работы.

Рамочное мышление: чего хочет бизнес и как этого достичь?

Почему одни сотрудники встречают положительное отношение, а другие сталкиваются с барьерами? Исследование ВШМ показало, что бизнес в процессе реализации инициатив в отношении персонала сталкивается с тремя версиями усредненных рамочных ожиданий.

Первая рамка делает ставку на уровень приверженности сотрудников. Компании, которые ограничиваются этой рамкой, ценят каждого сотрудника за уникальность и значимость знаний, навыков, компетенций, поэтому более других заинтересованы в досрочном выходе из отпуска каждого родителя. Обычно сотрудницы отвечают взаимностью, для них работа — это карьера. Но им не всегда хватает смелости и осознания повышения их ценности для компании в связи с новой ролью.

Третья рамка наименее распространена. Она позволяет вовлечь сотрудников с высокой предпринимательской ориентацией и людей, для которых работа — призвание. Таким компаниям важно создать условия для восстановления сотрудником собственного баланса ролей. Например, можно помочь освоить навыки управления стрессом, поддержать сотрудника в поиске опоры у единомышленников, в установлении полезных деловых связей. А гибкость организационных условий труда и обучения уже обычно и так в наличии.

Таким образом, сценарии развития карьеры сотрудника после отпуска ухода за ребенком и то, какую пользу он может принести компании, во многом зависят от самого работодателя, и он может влиять на этот процесс, продумывая эффективные стратегии поддержки работников с детьми и выстраивания отношений в коллективе.

Девочки, разделите со мной панику, страх и слезы. Так сложилось, что неожиданно на несколько месяцев надо выходить на работу. Почти 3 года пролетели как месяц. Сижу и реву от страха, жалости к себе и ребенку и вообще мысли распирают и слезы рекою. Ребенок будет дома с бабушкой. Это очень радует, конечно. Но мне так тоскливо и печально, что все эти минутки в прошлом. Ругаю себя за то, что не всегда ценила, что находилась 24 часа в сутки с моим солнышком. Всё, время прошло, пора на 9 часов в сутки расставаться ((( Может, я драматизирую и весенняя хандра сказывается. Но мне так печально! Поговорите со мной ((((((((((((

Т.к. тема является архивной.

успокойтесь и идите радостно в новую жизнь. а с Вашим солнышком будете встречаться вечерами. Вы же не на другой континент улетаете. Да и ребенок Ваш остается с родным человеком. Так что всё хорошоооо :))

зы: мне вообще пришлось уволиться, т.к. ребенок пошел в садик, и настолько плохо его посещает, что пришлось написать заявление по собственному. Скажу сразу - это было мое решение, руководство на мои больничные было согласно.
реального общения не хватает настолько, что выйти в магазин на 10 минут для меня нереально - перезнакомилась со всеми продавцами и хожу общаться. а могла бы ездить на научные конференции и общаться там.. эх. так что Вам везёт :)

Т.к. тема является архивной.

у вас хороший вариант) в 3 года и ребенок с бабушкой. первое время будете названивать постоянно, потом привыкнете) большинство детей остаются в яслях/садике и раньше 3 лет.это переживаемо, не плачьте)

Т.к. тема является архивной.

Как я вас понимаю. Вообще не хочу на работу выходить. Сидела бы с моим солнышком до 20 лет. Держитесь, крепитесь.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.


Я думаю, что у вас от эффекта неожиданности еще страх накатил. Многие прошли выход из декрета на работу, нифига там страшного нет. Привыкнете все. Удачи!

Т.к. тема является архивной.

Вот ведь какие все мамы разные- я бежала на работу в 5 ребенкиных месяцев,аж пятки сверкали)))
Да, тяжелей стало, да,времени ни на что не стало хватать, но как же прекрасно снова ощутить себя рабочим человеком)
Не переживайте уж так сильно, ребенок с бабушкой будет-прекрасный вариант. Нашли из-за чего плакать))))))))))))))))))))))

Т.к. тема является архивной.

Вот знаете, мне кажется, чем дольше сидишь в декрете, тем тяжелее выход на работу дается. Я с 13 лет подрабатывала, с 18 перешла на самообоспечение полностью, родила в 25. Думала, год просижу еле-еле, это не про меня - сидение дома, но не получилось выйти на работу после года. Сейчас нам 2,5, дали сегодня путевку. А я сижу грущу:) все-таки, золотое это время, сидеть со своим малышом, проводить все время вместе, играть, гулять, спать вместе в тихий час. Я буду скучать по этому. Твой ребенок уже никогда не будет таким маленьким и беззащитным и нужно ловить каждое мгновенье, проведенное вместе.

Т.к. тема является архивной.

у меня ребенок и не заметил разницы в садике, только через месяц после моего выхода на работу на вопрос: - а где мама, очень удивилась, что я на работе

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

3 года просидели - радоваться надо! (а по мне так перебор) Бабушка - это конечно хорошо, но почему не в садик?

Т.к. тема является архивной.

в садик берут с сентября.. или если возможность договориться с заведующей , то можно летом пойти.. нам категорически сказали с сентября.. без разговоров..

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

ну как бы не у всех доходы позволяют.. мы платили нашей бабушке за то, что она сидела с сыном с марта по сентябрь.. чуть меньше чем няня.. но бывает, что нет денег.. или такой вариант не рассматривается..

Т.к. тема является архивной.

т.е. садик дешевле, чем няня?
мне называли цену няни 20-25 в месяц, не? даже частный садик дешевле, разве нет?

Т.к. тема является архивной.

когда я рассматривала варианты няня была 12 в месяц, садик 16.. мы решили платить бабушке, она сидела.. выходить на работу и работать только на няню нет смысла. мне никто в первые месяцы премии не платил.
и не надо мне говорить, что можно найти работу более оплачиваемую. я хотела, проходила собеседование и слышала только одно- все хорошо, но у вас маленький ребенок, будете ходить на больничные, нам это не надо.. когда мне отказали 6 работодателей, я вышла на прежнее место работы. сейчас и премии получаю и з/п во время, если беру больничный никто мне не говорит так нельзя, мы так не любим.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

мы посидели с бабушкой до сентября, потом пошли в садик. и там начались больничные. бабушка нашла себе работу и няни уже не было.

Т.к. тема является архивной.

вот так! а я уже жду не дождусь когда будет 3 года (сейчас годик) и ребенка в сад, а самой на работу. Скучновато мне в декрете. Хотя понимаю, что надо наслаждаться этим моментом побыть с дитем!

Т.к. тема является архивной.

Было тоже самое 4 года назад, сначала ревели обе каждый день: я на работе, она до вечера в садике, это был пипец, второй год был лучше) сейчас уже в школе) А осенью мне снова выходить из второго декрета, я такая же как и Вы, уже начинаю немного переживать, но у Вас хоть бабушка, а у нас никого( отводили в садик первой и забирали последней, все наладится.

Т.к. тема является архивной.

Моей дочке год и десять , мне необходимо было выйти на работу , как только дали садик, повела практически с первого дня на весь день, хорошо еще она ходит с удовольствием, не плачет. я сразу вышла. очень тяжело привыкаю. сердце рвется на части. еще и работа в верхней части,объезжая пробки и переезды все равно домой приезжаю только в 19.30((( Из садика бабушка забирает дочку. но она тоже работает. хорошо еще что накормит, поиграет с ней. мне остается только приготовиться к следующему дню и чуть чуть пообщаться . перед её укладыванием на сон. Как всё будет дальше. не знаю. скучаю очень, весь день как на иголках сижу. секунды считаю до окончания рабочего дня. а время как будто остановилось((( Пока ничего не успеваю, какая то суетливость. но думаю немного пообвыкнусь , адаптируюсь и все встанет на свои места. , можно тогда что то планировать. Всегда перед глазами пример моей мамы. ни откуда помощи не было, бабушки за тысячу километров, папа ..практически всегда был на службе( с нами двумя детьми с 3-х летней разницей везде все успевала)) а раньше в магазинах все по талонам было, очереди надо было отстоять, чтобы что то купить. и в садик и из садика и на работу. все одна. откуда силы брала..хз))
Все наладится у вас..не хандрите) Тем более у вас мама в помощниках.
Погода налаживается, скоро тепло будет, солнышко выглянет из-за тучек)))

Т.к. тема является архивной.

Мамы у меня нет уже 4 года как. А сидеть с дочей будет свекровь. ДАй Бог ей здоровья, очень хорошая женщина.

Мне 32 года. У меня есть любимая работа и двое детей: дочери 11 лет, сыну 2 года. Первый мой декретный отпуск закончился, практически не начавшись: спустя три недели после рождения старшей я бодро выдала прабабушке бутылочку с молоком и уехала на лекции — вероятность быть отчисленной с четвертого курса ужасала.

Второй декрет был полноценным. В офисе я появилась только спустя полтора года. Впрочем, эти полтора года мне спокойно не сиделось: в стройные ряды фрилансеров я влилась спустя три месяца после рождения младшего. Вернувшись в офис, я с удивлением обнаружила, что адаптация далась мне без особых проблем. Размышляя об этом, я попыталась вывести работающую формулу — а, собственно, почему?

Оказалось, что рецепт максимально быстрого и эффективного выхода из декретного отпуска прост: достаточно не нырять туда с головой. А как не поддаться убаюкивающей домашней рутине, я вам сейчас расскажу.

1. Наш мозг нуждается в прокачке ровно так же, как и мышцы. И если проблемы с мышцами можно решить, просто бросив в сумку прогулочной коляски скакалку и пару гантелей, то с тренировкой мозга придется немножко повозиться. Составьте список книг и фильмов, которые бы вы хотели почитать-посмотреть в свободное время. Причем я гарантирую — свободное время при правильной организации режима дня у вас будет.

2. Читайте профессиональную литературу. И точка. Даже по 20 минут в день. Допустим, вы — счастливый кадровик в заслуженном декрете… Вам кажется, что новинки делопроизводства сейчас страшно далеки от вас, и вообще — теория без практики мертва. Но настанет день, и вы снова окажетесь с ними лицом к лицу — и лучше бы вам не смотреть на них обескураженным взором.

3. Поддерживайте дружбу с коллегами. Социальные сети и мессенджеры помогут быть в курсе текущих новостей в компании. Кстати, главная ловушка, подстерегающая мам на выходе из декрета, — это ощущение, что вы возвращаетесь в ту же самую компанию, из которой ушли три года назад.

4. Если вы журналист, дизайнер или бухгалтер — в общем, если вы можете позволить себе удаленную работу, — не отказывайте себе в возможности заработать на помаду и маникюр. Суровый тайм-менеджмент и делегирование части домашних полномочий мужу позволяют выкроить два-три часа в день (ну ладно, в ночь!) на то, чтобы не просто не растерять профессиональные навыки, но и прокачать новые. Стабильно недосыпая по два часа в день, из второго декрета я вышла с пулом новых проектов и новых компетенций.

62790274.jpg

5. Спланируйте выход на работу заранее. Очередь в сад — непредсказуемая вещь, но лучше постараться отдать туда ребенка за месяц-полтора до того, как вам предстоит выйти в офис на полный день. Если вы планируете оставлять подросшего малыша с няней или бабушкой — делайте это постепенно, незаметно увеличивая время отсутствия.

Папа моего младшего сына последнее время работает в США. Первые два месяца разлуку сын переживал крайне тяжело. Я не могла отойти от него не то что в офис — закрыть дверь в туалет было большой проблемой: когда мама пропадала из поля зрения, у ребенка сразу начиналась паника. Три месяца мы провели как сиамские близнецы. А потом пришла наша прекрасная няня, и сын как-то сразу остался с ней на целый день. Это укрепило меня во мнении, что любые периоды прилипания к маминой юбке не вечны — нужно просто подождать.

6. Постарайтесь договориться с работодателем о том, что часть работы вы будете выполнять дистанционно, оставив себе два-три присутственных дня в неделю. Мои руководители пошли мне навстречу: я приезжаю в офис дважды в неделю, остальную часть проектов веду удаленно. Как я смогла распределить нагрузку? Работа с вакансиями и отбор резюме, тексты, документы и регламенты, координация проектов сами напрашиваются на удаленную работу. Для встреч и совещаний двух поминутно распланированных дней в неделю оказалось вполне достаточно.

Вы тоже попробуйте максимально подробно расписать по пунктам свои должностные обязанности. Потом разнесите их в две колонки. В одну — те дела, которые требуют присутствия на рабочем месте, в другую — те, которые можно делать удаленно без потери качества. Придите на встречу с руководством с этим хитрым и коварным планом. Хотя если вы — практикующий хирург-офтальмолог, сделать это будет немного сложнее.

7. В первые недели не стесняйтесь просить помощи — как дома, так и на работе. Делегируйте вынос мусора старшим детям, а приготовление ужина — мужу. Спрашивайте советов у коллег.

8. Обновите — хотя бы частично — гардероб. Иногда бывает достаточно вылезти из растоптанных кед и спортивных штанов в элегантный деловой костюм, чтобы почувствовать прилив уверенности.

После отпуска

Я попадалась в эту ловушку. Все платья и костюмы были немедленно розданы подругам сразу после выхода в декретный отпуск. На полках шкафа поселились уютные толстовки и спортивные костюмы. Коллекция кед и кроссовок увеличилась до двадцати пар и прочно вытеснила туфли.

9. Не забывайте про секс. Да-да! Даже если единственное, чего вам хочется вечером, — это упасть лицом в подушку и забыть прошедший день как страшный сон. Хороший секс способен творить чудеса даже с усталыми, задерганными и неуверенными в себе женщинами.

10. Даже если у вас адекватные и профессиональные коллеги, любящий муж и бабушка на подхвате, выход из декрета — это стресс. Изменение привычного расписания, среды, образа жизни и мыслей. Практически каждой работающей маме приходится пройти через это. Но ведь мы верим в себя, правда?

По статистике, больше 70% работающих женщин после декрета и отпуска по уходу за ребенком на прежнее место работы не возвращаются. Причины могут быть разными: женщина в принципе больше не планирует работать или ее не устраивают график, должность и обязанности.

Поэтому рассматривать проблему выхода из декрета нужно с двух сторон:

выход на прежнее место работы после отпуска по уходу за ребенком;

поиск новой работы.

Работодатель не имеет права отказать женщине в обоих этих отпусках.

Возвращение на работу после декрета: в чем может быть проблема

Естественно, просидев дома с малышом полтора-три года, женщина фактически выпадает из производственной сферы. Она общается в основном с мужем, родственниками, друзьями и такими же мамами, как и она.

Социальные навыки, стремление чего-то добиваться, возможно, и желание зарабатывать у такой мамы часто находятся в зачаточном состоянии.

Она понимает, что все это время ее и семью обеспечивал муж, значит, в деньгах как таковых нужды нет, мамы в песочнице — вполне себе подружки, а карьера не для каждой замужней женщины на первом месте.

Поэтому возникает диссонанс: умом женщина понимает, что работать нужно, а сердце всячески хочет остаться дома.

В моей практике было несколько случаев, когда женщина, выйдя первый день на прежнюю работу, вечером устраивала мужу самую настоящую истерику — обвиняла его в том, что это он виноват, ведь она вполне могла бы и не работать. Это просто стресс, и женщины реагируют на него по-разному.

•Определитесь, КОГДА вы выходите на работу. Учитывайте интересы ребенка.

Обычно все детские дошкольные учреждения начинают работу с 1 сентября. Если ваш ребенок будет ходить в детский сад, значит, вы должны точно знать, кто его будет отводить и забирать.

Подумайте и об адаптации. Ребенку может понадобиться от 2 недель до 1 месяца, чтобы привыкнуть.

Кто будет забирать его пораньше, если вы будете на работе? Все эти моменты необходимо продумать до того, как вы вернетесь в свой трудовой коллектив. Вам будет намного спокойней, если вопросы, касающиеся ребенка, вы решите заранее.

• Во время отпуска по уходу за ребенком поддерживайте контакт с теми, с кем вы работали, чтобы быть в курсе всех новостей.

Нередко случается, что, вернувшись из декрета, женщина попадает практически в новый коллектив. Поэтому общайтесь со своими коллегами. И будьте готовы к любому повороту сюжета. Возможно, вам придется еще раз доказывать, что вы профессионал.

• Предупредите начальство заранее, что вы собираетесь вернуться на работу.

Несмотря на то, что закон не обязывает женщину ставить начальство в известность о том, что она собирается вернуться в офис, чувство такта и здравый смысл намекают нам на обратное. По крайней мере, в таком случае вы не окажетесь на какое-то время без стола и компьютера.

Предупредите, и пусть вас ждут!

• Будьте готовы к тому, что после выхода на работу вам придется поработать в напряженном ритме.

За время, проведенное дома, женщина немного расслабляется. Безусловно, у нее много обязанностей: на ней ребенок, забота о муже, приготовление еды, стирка, уборка и так далее.

Теперь список этих обязанностей увеличится: к ним добавятся еще и рабочие. Поэтому, возможно, вам придется заручиться поддержкой мужа и как-то перераспределить домашние дела.

• Перед выходом на работу постарайтесь вспомнить свои трудовые навыки.

К сожалению, все хорошее забывается, особенно когда голова занята другими проблемами. Вспомните, в чем вы преуспели, и постарайтесь побыстрее наверстать упущенное, когда вернетесь в строй.

• Осознайте тот факт, что вам будет сложно, но вы с этим обязательно справитесь.

Первое время вы будете очень сильно уставать: транспорт, старый или новый коллектив, работа, домашние обязанности, ваши близкие. Теперь всему в вашей жизни нужно будет найти свое время и место.

Если раньше все в вашей жизни зависело от режима дня ребенка, то теперь абсолютно все планируете вы.

Не вешайте на себя все и сразу, разрешайте близким вам помогать. Если сами не понимают, просите помощи.

• Не забывайте отдыхать.

На самом деле стресс, вызванный выходом на работу, надо просто пережить, стиснув зубы и распланировав свои дела. Обязательно позаботьтесь о своем отдыхе, чтобы ваша жизнь не стала кошмаром, ведь по выходным вы трудитесь не покладая рук дома, а в будни — в офисе.

Если после декрета вы планируете найти новое место работы

Да, работодатели не очень охотно берут на вакантную должность женщин, у которых есть маленький ребенок. В принципе, их можно понять: ребенок, только что отправившийся в детский сад, часто болеет, об этом знают все работодатели. Зачем нужен сотрудник, который будет все время отсутствовать на рабочем месте? Поэтому, прежде чем увольняться со своей работы, продумайте все основательно.

Может быть, стоит выйти на привычное место — и только после этого искать новую работу?

В любом случае, устраиваясь на новое место работы, молодой маме всегда нужно иметь какое-то подспорье — человека, который периодически будет сидеть с малышом дома и ходить с ним в поликлинику. Иначе могут возникнуть сложности как с поиском работы, так и с последующим исполнением должностных обязанностей. И мой совет: на собеседованиях обязательно предупреждайте работодателя, что у вас есть, кому присмотреть за ребенком.

Читайте также: