Как пройти окулиста с плохим зрением на работу водителем

Обновлено: 07.05.2024


Поговорим о том, как с помощью очков улучшить качество или даже саму жизнь автомобилиста! Человек за рулем транспортного средства должен ориентироваться в быстро изменяющейся дорожной обстановке при любых погодных условиях и времени суток, что сделать порой бывает далеко не просто!

При рекомендации водителю очков, а точнее очковых линз необходимо учитывать следующие условия вождения:

-дневное время

-сумерки и ночное время

А также задачи, которые клиент планирует решать в очках на автомобиле.

При этом разница в освещенности оказывает влияние на остроту зрения водителя и контрастность окружающих объектов. Какие же очки наилучшим образом подходят для вождения и что могут предложить водителям компании-производители, представленные сегодня на российском рынке?

Очки для вождения днём

Зрение и безопасность вождения.

Максимальная острота зрения не дает 100%-й гарантии безопасности на дороге, но ее отсутствие многократно увеличивает возможный риск, поэтому водители ОБЯЗАНЫ видеть четко. Если появились хотя бы малейшие сомнения по поводу четкости зрения, нужно срочно идти в оптику, проверить зрение и подобрать средства коррекции зрения: очки или МКЛ. Помимо назначения полной коррекции зрения, следует учитывать, что днём водителям чаще всего мешает ослепление прямыми солнечными лучами, а также отраженным светом. Разберем, какие очки смогут помочь в этом случае?

Солнцезащитные линзы для водителей.
Для защиты от ослепляющей яркости солнечного излучения водителям чаще всего рекомендуют очки с солнцезащитными линзами.

Выбор оптической плотности и оттенка солнцезащитных линз может быть индивидуальным для каждого человека, однако следует иметь в виду, что в некоторых случаях окрашенные линзы с малым светопропусканием искажают зрительное восприятие цветов.

Во избежание возникновения потенциального риска во время вождения автотранспорта ANSI (Американский национальный институт стандартов) издал рекомендации для солнцезащитных и цветных очковых линз по величинам минимального светопропускания и максимально допустимым величинам изменений (сдвигов) цветов для сигналов транспортного движения и дневного света (для источника типа D65).


Согласно рекомендациям ANSI для вождения в дневное время минимальное светопропускание красного и зеленого сигнальных цветов составляет 8%, а желтого сигнального цвета – 6%. Окрашенные и солнцезащитные линзы, коэффициенты светопропускания которых ниже указанных значений, могут сделать дорожные сигналы неразличимыми на меньшем расстоянии.
Производители качественных солнцезащитных очков с окрашенными полимерными линзами, а также с окрашенными линзами из минерального стекла и фотохромными линзами указывают, насколько их линзы пригодны для вождения автотранспорта.
Не пригодны для вождения, а также для любого другого вида деятельности, требующей высокой остроты зрения для дали, линзы, предназначенные для коррекции зрения на средней и/или близкой дистанции. В эту категорию попадают все линзы для работы в офисе и для чтения.




Фотохромные линзы для водителей

Фотохромные линзы сегодня очень популярны, и их продажи постепенно возрастают. Однако подавляющее большинство подобных линз не эффективны для вождения, поскольку ультрафиолетовое излучение, активизирующее процесс затемнения, блокируется ветровыми стеклами автомобилей.
Уникальное предложение для вождения: линзы Transitions DriveWear компании Younger Optics, разработанные совместно с фирмой Transitions Optical. Transitions DriveWear являются поляризационными фотохромными линзами, затемнение которых активизируется как ультрафиолетовым, так и видимым светом.

Эти линзы темнеют в салоне автомобиля, причем степень затемнения пропорциональна уровню яркости солнечного излучения. В пасмурную погоду линзы будут иметь внутри автомобиля желто-зеленый оттенок со средним световым коэффициентом пропускания Т = 35%; в солнечную погоду они станут медного цвета с Т = 21%, и контрастность сигнальных цветов повысится; на открытом воздухе в ясный погожий день эти же линзы приобретут красно-коричневый оттенок с Т = 12%. Спектральная характеристика линз оптимизирована со спектральной чувствительностью глаза человека и адаптируется к изменяющимся дорожным условиям, уменьшая интенсивность нагрузки на глаза. В дополнение к фотохромным свойствам Transitions DriveWear предоставляют водителю все преимущества поляризационных линз, защищающих его глаза от мешающего отраженного света и блеска.

Поляризационные линзы для водителей
При вождении автомобиля днём водители сталкиваются с таким неблагоприятным фактором, как ослепление отраженным светом – от приборной панели, от поверхности дороги. В этом случае идеальным решением для защиты глаз являются поляризационные линзы, которые избирательно блокируют плоскополяризованный свет, отраженный от горизонтальных поверхностей. Поляризационные линзы обеспечивают водителю улучшенную контрастную чувствительность и позволяют быстрее заметить потенциально опасную ситуацию на дороге – появление пешехода, велосипедиста, ребенка или машины.



Линзы, повышающие контрастность изображения
При вождении в тумане, а также в дождь и снег водитель сталкивается с пониженной освещенностью и с повышенным светорассеянием, приводящими к уменьшению четкости изображения. Для таких зрительных условий вождения рекомендуются линзы со специальными фильтрующими покрытиями. Главное воздействие этих покрытий на зрение водителя заключается в повышении контрастности в сочетании с эффектом просветления.

Рекомендуемые покрытия представляют собой комбинацию просветляющего и гидрофобного покрытий, а также коричневого фильтра.

Действие этих покрытий обусловлено частичным отсеканием синего света, уменьшением хроматических аберраций и повышенного светорассеяния. Наличие в составе фильтрующих покрытий просветляющих слоев также дает возможность улучшить контрастность. Это достигается путем уменьшения бликов от очковой линзы и снижением потерь на отражение проходящего через очковую линзу света.
Отметим и то, что линзы- светофильтры очков изготавливаются из высокопрочного оптического пластика – поликарбоната. .

Очки для вождения ночью

Быстрота реакции водителя на 90% зависит от зрения, ночью качество зрения (восприятие глубины пространства, распознавание цветов, периферийное зрение) значительно ухудшается.

Факторы риска ночного вождения:

1)Снижение контрастности изображения.

Этот фактор является наиболее значимым при вождении в ночное время. Более низкий уровень освещенности приводит к тому, что зрачок расширяется до 4–7 мм. При этом состоянии зрачка проявляются все недостатки системы фокусировки зрения, которые не обнаруживают себя в обычных условиях, при меньшем зрачке. Если водитель замечает, что в темное время суток зрение становится менее четким, ему следует обратиться к специалистам и проверить, насколько его очки или контактные линзы соответствуют требованиям адекватной коррекции зрения.

3) Ослепление ярким светом

В ночное время водители подвергаются серьезному риску, когда на их глаза падает свет фар встречного автомобиля. Это освещение оказывает неблагоприятное влияние на зрительные функции (вплоть до временного ослепления). Мы уже указали, что световая адаптация происходит очень медленно и потерять ее можно в течение нескольких секунд воздействия яркого света.


4)Гало и отражения

Некоторые водители отмечают формирование гало или отражений вокруг источников света в темное время суток. Нередко они возникают при воздействии на глаза света фар встречного автомобиля. Причина появления гало и отражений может быть связана с наличием загрязнений на наружной или внутренней поверхности стекол автомобиля. Эти загрязнения вызывают интенсивное светорассеяние. Следует обратить внимание и на используемые очковые линзы: их поверхность должна быть безукоризненно чистой и не иметь царапин, на которых также происходит светорассеяние.

Линзы, рекомендуемые для вождения в тёмное время суток

Если водитель страдает нарушениями рефракции и носит корригирующие очки, ему можно предложить бесцветные линзы с просветляющими покрытиями. Эти покрытия уменьшают отражения от поверхностей линз и повышают светопропускание линз (более 99%), то есть увеличивают количество света, достигающего глаз. Исследователи доказали, что в условиях, симулирующих вождение в ночное время, линзы с просветляющими покрытиями позволяют водителям лучше различать обстановку на дороге благодаря увеличению светопропускания и уменьшению мешающих отражений. Они также обеспечивают больший зрительный комфорт и меньшее напряжение глаз. 5

Для ночного вождения не запрещено использовать фотохромные линзы с просветляющим покрытием, если они не имеют остаточного светопоглощения и характеризуются высоким показателем светопропускания, достаточным в данных условиях.


При наличии хорошего зрения использование очков только привнесет определенные ограничения в его качество.

Известно, что именно аберрации высокого порядка являются причиной ухудшения контрастности в сумерки и в ночное время суток при расширении зрачка в условиях низкой освещенности; они также приводят к двоению изображения, недостаточной четкости, формированию гало вокруг источников света ночью и др. Устранение или минимизация этих аберраций положительно скажется на качестве зрения пользователей очков и особенно водителей, садящихся за руль в ночное время.

Ограниченное использование очков ночью.

Очковые линзы EnRoute – это лучшее решение для водителей.

Они снабжены специально разработанным фильтром Glare Filter, который отсекает высокоэнергетический спектр синего света, уменьшая при этом рассеивание света от приборной панели, а также блики и ослепление ксеноновыми и светодиодными фарами встречных машин и другими источниками света по бокам дороги. В то же время этот фильтр увеличивает светопропускание полезной части спектра видимого света, значительно повышая контрастность и яркость цветов.


Применение очков с поляризационными линзами в ночное время вообще недопустимо. По данным компании Younger Optics светопропускание качественного поляризатора не может превышать 44%, что делает поляризационные линзы непригодными для ночного вождения.
Производители очков для ночного вождения указывают, что их продукция защищает глаза от ослепления фарами встречного автомобиля. Однако пригодные для вождения в ночное время очки со светопропусканием 80% отрезают лишь излучение синей части видимого спектра. Их эффективность была бы в некоторой степени оправдана, если бы свет фар встречного автомобиля был синим. Однако обогащенный синей составляющей свет дают только ксеноновые фары. От галогеновых и обычных фар они отличаются большим потоком света и углом освещения, меньшим ослепляющим эффектом.

Американская ассоциация солнцезащитных очков (Sunglass Association of America, SAA) не рекомендует применение солнцезащитных очков для ночного вождения. Хотя линзы янтарного цвета могут обеспечить водителю больший комфорт, они ухудшают видимость на неосвещенной дороге.

Вождение автомобиля в очках с прогрессивными линзами. Зрительные потребности водителей-пресбиопов.

Резкий рост автомобилизации населения России повышает вероятность того, что среди водителей есть немало активных людей раннего и более старшего пресбиопического возраста.


Рекомендации по выбору прогрессивных линз

Миллионы людей в разных странах мира водят автомобиль в прогрессивных линзах. Необходимо также, чтобы прогрессивные линзы для правого и левого глаза имели асимметричный дизайн, это позволит сбалансировать уровень периферических аберраций, например в назальной правой области и темпоральной левой. Горизонтальная и вертикальная асимметрия правой и левой линз обеспечивает выравнивание уровня искажений во всех меридианах и оптимизацию бинокулярного и динамического зрения.
Существует множество примеров, доказывающих успешное ношение очков с прогрессивными линзами во время вождения автомобиля пользователями в возрасте развития пресбиопии.

Одни компании предлагают специальные прогрессивные линзы для вождения, другие же доказывают, что вождение автомобиля может быть достаточно успешным в очках с прогрессивными линзами общего назначения.

Так что активным и динамичным пресбиопам вполне можно порекомендовать для управления автомобилем прогрессивные линзы, в которых прогрессивный дизайн сочетается с исполнением линз из поляризационного материала, с дополнением специальными покрытиями и видами окраски.

Напоминаем, что для вождения категорически не подходят только те прогрессивные линзы, которые предназначены для работы в помещении или офисные очки.


Современную жизнь невозможно представить без компьютера или смартфона. Многие люди проводят целый день, гладя в экран на работе. А отдыхают вечером у телевизора или с книгой. Поэтому в современном обществе тенденция снижения качества зрения имеет положительное значение, все больше людей надевают очки, или используют контактные линзы. Причиной тому служат: высокая нагрузка глаз, малоподвижный образ жизни, неправильное питание и плохая экология. В итоге, для сохранения качества зрения требуется соблюдать несколько правил.

Глаза – это одни из самых важных органов чувств, человек с их помощью получает до 90% информации. От правильного функционирования глаз зависит качество жизни, способность работать и обслуживать себя.

Органы зрения у человека наиболее приспособлены к меняющимся нагрузкам, например поочередному фокусированию глаз на разных предметах. Поэтому наиболее правильная работа зрительного аппарата, это краткосрочное напряжение в одной области, с последующим переходом в другую. Причем наибольшее расслабление глаз можно достичь взглядом вдаль. При современном образе жизни, особенно в городе, добиться этого невозможно. У большинства людей глаза отдыхают только во сне. Все остальное время подвергаются нагрузке от экрана телевизора, компьютера, мелкого шрифта на смартфоне.

С возрастом зрение портится у всех, но в современном обществе близорукость – одна из самых распространенных проблем. Чтобы избежать раннего ухудшения зрения, нужно соблюдать несколько несложных правил:

  • Защищать глаза от ультрафиолетового излучения и прямого попадания света, иначе можно повредить сетчатку. Для этого желательно использовать специализированные темные очки, как за рулем, так и на пляже летом.
  • Рекомендуется снижать яркость экрана смартфона и монитора компьютера. Особенно это важно, когда в помещении темно – резкий контраст яркости создает большую нагрузку на глаза.
  • В городских условиях очень сухой воздух, а это вредно для органа зрения. Поэтому рекомендуется пользоваться увлажняющими каплями или применять увлажнитель воздуха в домашних условиях.
  • Рекомендуется чаще гулять. Это позволяет расслабить глаза, обеспечивает головной мозг кислородом. Особенно полезно гулять за городом, где много зелени.
  • Курение и алкоголь повреждают зрительный нерв и нарушают кровоснабжение сетчатки. У людей с вредными привычками чаще наблюдается нарушение цветовосприятия, снижение остроты зрения. Поэтому рекомендуется отказаться от пагубных привычек.
  • Заботится о достаточном поступлении витаминов в организм. Особенно важны для зрения витамин А, Е, С. Полезно кушать чернику, морковь, смородину. При недостатке витаминов в рационе нужно принимать поливитаминные препараты.

Как снизить нагрузку на глаза при чтении книг

Даже обычные бумажные книги дают большую нагрузку на зрение, если их неправильно использовать. С раннего возраста ребенка нужно приучать читать сидя, при правильном освещении. Есть несколько правил чтения книг, которые помогут сохранить зрение:

  • Освещение должно быть достаточным, самым оптимальным вариантом является свет, который дает лампа накаливания 75-90 Вт. Ярче не нужно, так как при этом возрастет нагрузка на глаза. Ведь свет будет отражаться от белой бумаги. Именно по этой причине не стоит читать на улице в солнечный день.
  • Лежа читать не рекомендуется вообще. В такой позе замедляется поступление кислорода в головной мозг. Из-за неправильного положения шейных позвонков также нарушается кровообращение в целом. Поэтому осуществлять чтение необходимо только в сидячем положении. При этом ноги должны стоять ровно на полу, колени и бедра согнуты под углом 90°.
  • Расстояние от глаз до книги рекомендуется30 см до 45 см. В положении сидя это легко проверить, поставив локоть на стол. Ладонь при этом должна находиться около глаз. Нужно выбирать книги с достаточно крупным шрифтом, чтобы не приходилось напрягать глаза.
  • Каждые 20-30 минут нужно отрывать глаза от книги и смотреть вдаль. Хотя бы 1-2 минуты отдыха снизят нагрузку на зрение.

Снизить нагрузку на глаза при чтении книг

Правильный просмотр телевизора

Телевизор стал самым популярным способом отдыха. Но он тоже создает значительную нагрузку на зрение. Неслучайно детям рекомендуется смотреть его не более часа в день. Есть несколько правил, которые важны как для детей, так и для взрослых:

  • сидеть нужно перед экраном, а не сбоку;
  • расстояние должно быть не менее 2 м;
  • нельзя смотреть телевизор в темноте;
  • глаза должны путешествовать по всему экрану, не стоит фиксировать их на одной точке;
  • периодически нужно менять позу, вставать и давать глазам отдохнуть.

Снизить нагрузку на глаза при просмотре телевизора

Сохранить зрение за компьютером

Работа за компьютером создает большую нагрузку на глаза, чем например телевизор или книга. Негативно влияют на глаза синий свет от монитора, его яркость, размер шрифта, расстояние до экрана. Рекомендуется проводить перед компьютером не более 6 часов, а детям – до 3 часов. Но не всегда это возможно. Поэтому при постоянной работе за компьютером часто появляются такие проблемы:

  • компьютерный зрительный синдром приводит к тому, что буквы расплываются,
  • появляется жжение, глаза краснеют;
  • при астенопии возникает резь в глазах, слезотечение;
  • синдром сухого глаза сопровождается болью, зудом, ощущением песка в глазах.

Сохранить зрение при работе за компьютером

Чтобы этого избежать, нужно знать правила работы за компьютером. Самое главное – это расстояние до монитора. Экран должен быть немного ниже уровня глаз, расположен на расстоянии вытянутой руки. Сидеть нужно ровно, желательно кресло с анатомической спинкой. Нельзя напрягать шею или руки, это нарушает кровообращение.

При длительной работе за компьютером очень важно каждые 30-40 минут делать перерывы, выполняя гимнастику для глаз или глядя в окно. А при взгляде на монитор необходимо регулярно моргать, это помогает избежать сухости. Чтобы нейтрализовать вредное излучение от экрана, рекомендуется пользоваться специальными очками или линзами.

Глаза за рулем автомобиля

Очень важна острота зрения для человека за рулем автомобиля. Но долгое нахождение в дороге, особенно ночью, также создает большую нагрузку на глаза. Водители должны следить за дорогой, замечать мелкие детали и изменения в ситуации. Поэтому они реже моргают, что приводит к сухости глаз. Негативное влияние оказывают фары встречных автомобилей и блики в темное время суток, а также яркий солнечный свет.

Чтобы избежать снижения остроты зрения и опасной ситуации на дороге, нужно правильно сидеть, не напрягать плечи. Рекомендуется убрать мелкие предметы в поле зрения, которые могут отвлекать, не делать тонирование стекол. Если беспокоят какие-то проблемы, нужно использовать за рулем специальные очки. Есть варианты для солнечного дня, которые защищают от яркого света и бликов, а также для темного времени суток со специальным просветляющим покрытием.

Снизить нагрузку на глаза за рулем автомобиля

Общая гимнастика для глаз

Острота зрения зависит от правильного функционирования глазодвигательных мышц. Когда человек длительное время смотрит на экран гаджетов, они не работают. Из-за этого слабеют и не могут выполнять свои функции. Поэтому специальная гимнастика для глаз не только помогает предотвратить ухудшение зрения, но может вернуть его остроту. Но выполнять ее необходимо несколько раз в день. Лучше всего – по несколько упражнения каждые 40 минут работы за компьютером. Упражнения эти простые:

  • сильно зажмуриться, потом широко открыть глаза;
  • часто-часто поморгать;
  • смотреть вверх-вниз, влево-вправо;
  • выполнять круговые движения глазами;
  • поочередно смотреть вдаль и на кончик своего носа.

Сохранить зрение несложно даже в условиях современной действительности. Нужно только соблюдать правила работы с гаджетами и беречь глаза от перенапряжения. Правильное питание, гимнастика глаз и отсутствие вредных привычек помогут избежать проблем. Рекомендуется также 1-2 раза в год посещать офтальмолога, который поможет вовремя обнаружить изменения в работе органа зрения.

Чтобы стать обладателем водительского удостоверения нужно успешное прохождение всестороннего медицинского обследования, включающего осмотр различными специалистами, в том числе и окулистом. Хорошее зрение водителя — одно из условий безопасного вождения, поэтому успешное прохождение офтальмологического осмотра очень важно.

Проверка зрения

Следует знать, что проходить медкомиссию, чтобы получить удостоверение на право управления транспортным средством, можно не во всех медучреждениях, а только в тех, у которых есть специальное разрешение на проведение профессиональных медицинских осмотров.

Полезные советы перед проверкой зрения

Помните, что на остроту зрения и работу глаз влияет множество факторов. Это не только возраст и состояние глаз. На зрение влияют:

  • время суток;
  • общее состояние организма;
  • психоэмоциональный фактор;
  • физические и интеллектуальные нагрузки;
  • употребление алкоголя;
  • приём некоторых лекарственных средств.

Проверка у офтальмолога для прохождения водительской комиссии

Офтальмолог на медицинской комиссии проверяет:

  • остроту зрения;
  • цветоощущение;
  • угол обзора;
  • наличие патологий глазного аппарата.

При этом некоторые небольшие отклонения не являются причиной для отказа в выдаче удостоверения. Людей со стопроцентным зрением без малейших изменений не так много. Если претендент на получение водительских прав использует корректирующие зрение средства, то обследование проводится в них.

Таблицы для проверки зрения

Проверка остроты зрения

Острота зрения является одним из важнейших показателей, которые проверяются у водителей. Её диагностируют по всем знакомой таблице. Кстати, учить её не рекомендуется, окулист проверяет зрение несколькими методами и быстро разоблачит вас.

Существуют следующие ограничения по зрению для получения водительских прав:

  • Если вы претендуете на права категории Б нужно иметь зрение 0,6 и выше на одном или обоих глазах. При неравномерном зрении у хуже видящего глаза оно должно быть не менее 0,2.
  • Если вам необходимы профессиональные права различных категорий необходимо, чтобы зрение одного или обоих глаз составляло не менее 0,8. При неравномерном зрении у хуже видящего глаза оно должно быть не менее 0,4.
  • Если потенциальный водитель использует корректирующие приспособления, то искажение линз должно составлять не более восьми диоптрий, а амплитуда не должна быть больше трёх диоптрий.
  • Если потенциальный водитель слеп с одной стороны, то второй глаз должен иметь собственное (без применения средств коррекции) зрение, составляющее не менее 0,8 единиц.

Проверка цветового зрения

Для проверки цветового зрения окулисты пользуются специальными техниками Рабкина. Ранее этот показатель не был определяющим для возможности получения водительского удостоверения. В настоящее время (с 2012 года) права не выдают людям, не прошедшим тест на цветоощущение.

Тест на дальтонизм

Офтальмологи делят людей по цветовому ощущению на три типа.

  • У тех, у кого цветовое зрение в норме, работают три типа глазных колбочек, и глаз воспринимает первоначальные цвета спектра.
  • Те люди, которые не различают красную часть спектра, называются протоанопами.
  • Дейтеранопы не различают зелёную часть спектра.

Обе эти категории не имеют возможности получения прав, так как такие особенности строения глаза не поддаются коррекции современными медицинскими методами.

Проверка ширины поля зрения

На медицинской комиссии у потенциального водителя проверяют также угол обзора обоих глаз. Ограничение поля зрения не должно превышать 20 градусов, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Превышение этого показателя, как правило, свидетельствует о каких-либо патологиях глазного аппарата, врождённых или приобретённых. Этот показатель не корректируется такими средствами, как очки или контактные линзы, и является поводом для отказа в выдаче прав при несоответствии норме.

Выявление офтальмологических заболеваний

Поводом для отказа в получении водительского удостоверения может стать наличие какой-либо офтальмологической патологии. После успешно проведённого лечения можно снова пройти комиссию. К таким заболеваниям относятся:

  • прогрессирующая глаукома; ;
  • отслоение сетчатки;
  • патологические изменения в различных отделах глаза, глазных нервов и мышц.

Отказ в выдаче прав из-за офтальмологических проблем

Основанием для отказа в выдаче водительских прав может послужить наличие стойких патологических изменений глаза, мышц век, нервного и мышечного аппарата глаз, если они влияют на снижение зрительной функции и остроту зрения. Также права не выдаются людям, страдающим диплопией. Это заболевание проявляется раздвоением изображения в глазах, и возникает вследствие страбизма. Патологии слёзного мешка, глаукома, катаракта могут послужить поводом для отказа в выдаче прав, при этом учитывается степень тяжести расстройства. Водительское удостоверение не выдаётся лицу, перенесшему операцию на глазах, в течение трёх месяцев после оперативного вмешательства. После истечения этого срока можно проходить комиссию.

Глаукома глаза

Глаукома может стать причиной отказа в выдаче водительских прав

Если вы проходили диспансеризацию или обследование по другому поводу, во время которого был поставлен один из диагнозов, перечисленных выше, по российскому законодательству вы обязаны получить новые права, пройдя медицинскую водительскую комиссию, а старые утрачивают ценность.

Конечно, окулисты на дороге не дежурят, а права можно и купить. Но стоит сто раз подумать, прежде чем сесть за руль при наличии ограничений. В ваших руках не только руль и собственная безопасность, но и жизни пассажиров и других участников дорожного движения.

Проверка зрения: как правильно выбрать врача

К выбору глазного врача стоит подойти со всей ответственностью. Вы доверяете ему самое драгоценное, что у вас есть – зрение. Именно хороший специалист способен помочь вам сохранить качество жизни на долгие годы. Для начала стоит разобраться в квалификации врачей, поскольку глазные доктора бывают трех специальностей – оптометристы, офтальмологи и оптики.

Что такое оптометрист?

Оптометрист – это специалист по работе с заболеваниями глаз, имеющий степень доктора оптометрии. Оптометристы исследуют общие проблемы с глазами – как самим зрением, так состоянием органа, а также работает с коррекцией зрения – подбирает очки и контактные линзы. Некоторые оптометристы также проводят лечение слабовидящих и терапию для улучшения зрения.

Оптометристы в Соединенных Штатах также имеют лицензию на назначение лекарств для лечения определенных глазных проблем и заболеваний. Оптометристы также могут принимать участие в вашем дооперационном и послеоперационном уходе, если вам сделали операцию на глазах. За некоторыми исключениями, оптометристы в США не проходят спецализиованного обучения на проведение операций на глазах и не имеют соответствующей лицензии.

Для получения диплома оптометриста американскому студенту предстоит пройти четырехлетнюю программу обучения в колледже по естествознанию, а затем следуют еще 4 года последипломного профессионального образования в школе оптометрии. Так что в США требования к оптометристу в том, что касается образования, очень похожи на то, что требуют от стоматологов.

Как и офтальмологи, оптометристы должны постоянно обновлять свои знания, обновлять лицензию и знать все стандарты офтальмологической помощи.

Чем занимается офтальмолог?

В США офтальмолог – это врач по лечебному делу или врач-остеопат, его специализация – уход за глазами и зрением. Офтальмологов учат проводить обследование глаз, ставить диагноз и лечить заболевания, выписывать медикаменты и заниматься глазной хирургией. Кроме того эти специалисты помогут вам подобрать очки или контактные линзы.

Американские офтальмологи четыре года учатся в колледже, четыре года – в медицинской школе, затем следует год стажировки и минимум три года ординатуры в больнице.

Если продолжить сравнение со стоматологией, то оптометрист получает такое же образование как стоматолог общего профиля, а офтальмолог – как хирург-стоматолог.

Чем же занимается оптик?

Оптик выполняет несколько иную роль, чем указанные выше специалисты по работе с глазами. И тем не менее его функция в процессе обеспечения качества вашего зрения весьма важна. Оптики подбирают очки и прочие средства коррекции зрения, используя как раз те рецепты, которые выписывают оптометрист или офтальмолог.

В США разнятся требования к представителям этой профессии – иногда студентам нужно не только освоить программу обучения оптике, но и получить лицензию. А в некоторых штатах не нужны ни дополнительное образование, ни лицензия. В некоторых регионах Америки подбирать линзы можно лишь после прохождения программы сертификации.

Какого врача мне выбрать: оптометриста или офтальмолога?

Если у вас нет специфических проблем с глазами, вам не нужна операция или прочие медицинские вмешательства, тогда вы можете выбрать любого врача, что вызывает у вас доверие.

Оптометристы, да и подавляющее большинство офтальмологов проводят обычные офтальмологические обследования. Врачи обоих специализаций получили соответствующие знания, чтобы диагностировать заболевания глаз и лечить их, как с применением медикаментов, так и без.

В том же случае, если у вас имеется серьезное заболевание – глаукома, катаракта, дегенерация желтого пятна – тогда нужно обращаться к узкому специалисту, который имеет соответствующее образование, а главное – опыт работы с подобными болезнями. Лечение (медикаментозное или хирургическое) – должен проводить специально обученный офтальмолог. Если вы придете на осмотр к простому окулисту, он может дать вам совет, к какому именно специалисту по данному заболеванию вам лучше обратиться.

Оптометристы чаще всего имеют дело с проблемами общего характера – это сухость глаз, инфекции и некоторых хронические заболевания типа глаукомы. Однако многие болезни нужно лечить именно у офтальмолога, особенно если нужно хирургическое вмешательство или другие специфические меры.

Иногда оптометристы и офтальмологи работают в одной команде. В таком случае оптометрист дает направление к узкому специалисту (обычно к офтальмологу) для утверждения окончательного диагноза и плана лечения. Офтальмолог может назначить медикаментозное лечение или провести операцию, или и то и другое.

После операции офтальмолог направляет вас к оптометристу, который может оказывать первичную медицинскую помощь, его функция – контролировать ваше состояние, выполнять послеоперационный уход согласно рекомендациям специалиста.

Работа оптометриста и офтальмолога в команде – это вполне удачное решение, если вас устраивает качество медицинской помощи, которую оказывает вам ваш основной врач, но иногда вам бывает нужна помощь более опытного специалиста.

Офтальмологи и медицинская страховка

Если у вас имеется полис медицинского страхования покрывающий офтальмологические услуги или страховка по зрению, то нужно учитывать, будут ли у этого врача все нужные лицензии, и каковы ваши личные расходы на обследование.

Все эти данные можно выяснить, позвонив в приемную врача, и уточнить детали вашей страховки. На сайтах большинства страховых компаний публикуют список специалистов, с которыми они сотрудничают.

Большинство оптометристов и офтальмологов, которые работают с семьями, принимают участие в программе Medicare для пожилых пациентов. Стоит помнить, что Medicare покрывает ваши расходы на посещение врача для необходимой медицинской помощи, она не оплачивает обычные проверки зрения.

Если у вас имеется страховка Medicare, то плановый осмотр глаз, выписка рецепта на очки – это все за ваш счет. Выход – полис на страхование зрения, он рассчитан и на плановые проверки зрения.

Однако Medicare покрывает часть расходов, если у вас уже имеются проблемы со зрением (катаракта или дегенерация желтого пятна). Подробности лучше уточнять у специалистов.

Так же стоит уточнить, как оформляются страховые случаи. Придется ли вам заплатить за проверку, а затем самим подавать заявление в свою страховую компанию, или врач сам выставит счет страховой компании, чтобы от вас не требовалось предоплаты?

Если страхового полиса, покрывающего офтальмологические услуги, нет, тогда стоит узнать и стоимость приема, и стоимость обследований. Цена – не главный фактор при выборе офтальмолога, но все же очень важный.

Еще несколько важных факторов при выборе глазного врача. Поинтересуйтесь, что может произойти, если будет выявлена проблема, требующая специфического лечения. К каким врачам и хирургам стоит обратиться в таком случае.

Важно учитывать, в том числе, и опыт работы врача в определенных областях; например, ваш врач может быть членом Американского общества специалистов по сетчатке или Американскому обществу катарактальных и рефракционных хирургов. Некоторые организации имеют строгие стандарты членства или стипендии, например Американская академия оптометрии.

И еще один немаловажный фактор при выборе окулиста – это рекомендации ваших знакомых, родственников и коллег. Если имя врача передают из уст в уста – значит он того стоит, и весьма вероятно это компетентный и деликатный специалист, и общение с ним не станет неприятным сюрпризом.

Читайте также: