Порядок установления выплат стимулирующего характера медицинским работникам за вакцинирующего

Обновлено: 26.04.2024

Стимулирующие выплаты медработникам — это надбавки, дополнительные к основному окладу, денежные доплаты, призванные поощрить сотрудников сферы здравоохранения за хорошие результаты труда и мотивировать их к дальнейшим успехам. В условиях пандемии — это дополнительные деньги за работу с больными COVID-19.

Дополнительные коронавирусные выплаты медикам ввели в Москве и Санкт-Петербурге

Мэр Москвы Сергей Собянин ввел дополнительные выплаты медицинским работникам стационаров, станций скорой помощи имени А.С. Пучкова, Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, амбулаторных КТ-центров и городских поликлиник, оказывающих медицинскую помощь пациентам с COVID-19. В соответствии с постановлением мэрии, опубликованном на официальном сайте, на эти цели из городского бюджета направлено 3 млрд рублей.

Столичным медикам положены дополнительные коронавирусные выплаты в таком размере:

  • врачам, работающим в стационарах, врачам в амбулаторных КТ-центрах и городских поликлиниках, выявившим COVID-19 и ведущим медицинское наблюдение на дому, — 70 000 рублей в месяц;
  • врачам станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, осуществляющим оказание экстренной помощи и медицинскую эвакуации, среднему медицинскому персоналу в стационарах, среднему медперсоналу амбулаторных КТ-центров и городских поликлиник, выявившим COVID-19 и ведущим медицинское наблюдение на дому, — 50 000 рублей в месяц;
  • младшему медицинскому персоналу и иным работникам в стационарах, среднему медицинскому персоналу станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, осуществляющим оказание экстренной помощи и медицинскую эвакуацию, врачам, выполняющим исследования грудной клетки методом КТ, — 30 000 рублей в месяц;
  • среднему медперсоналу, выполняющему исследования грудной клетки методом КТ, — 25 000 рублей в месяц.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал постановление о назначении в 2021 году специальных дополнительных социальных выплат работникам городских медицинских организаций, участвующих в диагностике, транспортировке и лечении пациентов с новой коронавирусной инфекцией, а также в судмедэкспертизе тел умерших от COVID-19. Выплаты варьируются от 93 до 3376 рублей за одну нормативную смену для разных специалистов. Принцип расчета аналогичен федеральному.

Коронавирусные выплаты продлили до конца 2021 года

Специальные ежемесячные социальные выплаты медицинским и другим работникам медицинских организаций, оказывающих помощь в диагностике и лечении COVID-19, правительство РФ продлило постановлением № 1762 от 30.10.2020 на период с 01.11.2020 до 31.12.2021. Чиновники изменили размер и порядок доплат медикам за работу с коронавирусными больными. Постановление правительства РФ № 415 от 02.04.2020 и изменения, внесенные в акты правительства по вопросу предоставления межбюджетных трансфертов региональным бюджетам в 2020 году на выплаты медработникам, признаны утратившими силу. Новые специальные социальные выплаты заменили стимулирующие выплаты медработникам за работу с ковидными больными, которые осуществлялись в размере от 25 000 до 80 000 руб. в месяц по октябрь включительно.

Новый размер компенсаций медработникам за работу с больными COVID-19

Размер доплат медикам на протяжении 2021 года определяется в зависимости от занимаемой должности, характера работы и числа отработанных нормативных смен. Продолжительность одной нормативной смены приравнена к 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленного для соответствующей категории работника. Установлены такие размеры выплат:

  • для врачей скорой помощи — 2430 руб.,
  • для среднего медперсонала скорой помощи — 1215 руб.,
  • для младшего медперсонала скорой помощи — 950 руб.,
  • для фельдшеров по приему вызовов скорой помощи — 600 руб.,
  • для водителей машин выездных бригад скорой помощи — 1215 руб.,
  • для врачей стационаров — 3880 руб.,
  • для среднего медперсонала стационаров — 2430 руб.,
  • для младшего медперсонала стационаров — 1215 руб.,
  • для врачей, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, — 2430 руб.,
  • для работающего амбулаторно среднего медперсонала — 1215 руб.,
  • для работающего амбулаторно младшего медперсонала — 600 руб.

Отдельно установлены выплаты для работников патологоанатомических бюро.

Компенсационные выплаты медработникам осуществляет ФСС России. Для этого медицинская организация в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь — до 25 января), передает в ФСС реестры работников с указанием фактически отработанных нормативных смен за месяц. Деньги должны поступить на банковский счет медика в течение 7 дней с момента передачи медицинской организацией сведений.

Вторая волна коронавируса: что происходит

Из-за повторной вспышки заболевания Роспотребнадзор опубликовал новые рекомендации, а регионы начали возвращать ограничения. Бесплатно отслеживайте изменения с помощью специального обзора в КонсультантПлюс. На одной странице собраны все ограничения, меры поддержки и рекомендации на период пандемии.

Меры в связи с коронавирусом в России

Что говорит законодательство

Повышение доходов работников бюджетной сферы, в том числе медиков, является одной из важных государственных задач. 07.05.2012 подписан указ президента № 597, в котором декларируется необходимость повышения уровня заработка сотрудников социальной сферы. Этот указ известен как дорожная карта. Оплата по дорожной карте медработников должна достигнуть уровня 200% средней заработной платы в соответствующем регионе.

Подобные надбавки призваны не только повысить реальный доход медработников, но и улучшить качество их работы и мотивации. Возможность установки дополнительных к окладу выплат установлена:

  • Трудовым кодексом РФ;
  • постановлением правительства № 583 от 05.08.2008, где установлена система оплаты труда для всех государственных учреждений;
  • приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 818 от 29.12.2007, в котором устанавливается и разъясняется порядок назначения доплат.

На уровне конкретного медицинского учреждения правила, по которым распределяются и начисляются надбавки медработникам, фиксируются соответствующим внутренним положением.

Какие надбавки бывают

В соответствии с приказом № 818, стимулирующие надбавки назначаются за:

  • высокую интенсивность работы;
  • высокое качество работы;
  • выслугу лет.

Аналогичной выплатой является премия, назначаемая по итогам работы.

Помимо перечисленного, доход медицинских работников повышается за счет того, что им выплачивается:

  • допфинансирование медработников в детских казенных реабилитационных учреждениях;
  • после прохождения сотрудниками медицинских учреждений аттестации и присвоения им определенной профессиональной категории аттестованным лицам назначается доплата за категорию, аттестация медработников проводится на основании приказа Минздрава № 240н от 23.04.2013;
  • дополнительный доход медики получают не только за свою ежедневную профессиональную деятельность, но и за участие в профилактических мероприятиях;
  • доплата за работу на позиции участкового врача, если в организации принят приказ или эта надбавка указана в положении о стимулирующих доплатах.

Кому полагаются поощрения

В любом лечебном учреждении трудятся несколько категорий сотрудников. Критерии оценки эффективности работы для них различны:

  • медицинский персонал — основные работники, оказывающие оздоровительные услуги, в их числе врачи, медсестры, младший медицинский персонал. Они вправе претендовать на материальное поощрение за успешное лечение пациентов и профилактирование: Например, оплата диспансеризации медработникам в 2021 включает и премии за своевременное выявление у пациентов онкологических заболеваний;
  • немедицинский персонал: администрация больницы, работники, занимающиеся обслуживанием имущества организации.

Стимулирующие выплаты предназначены для медицинских работников — сотрудников, старшего и младшего медицинского персонала, которые непосредственно оказывают медицинские услуги. Эффективность работы административного персонала оценивается самостоятельно.

Стимулирующие доплаты выплачиваются по итогам работы и положены только тем медсотрудникам, чьи результаты соответствуют этим критериям.

Порядок начисления и расчета стимулирующих доплат прописывают во внутреннем положении организации здравоохранения, но указываемые в нем критерии стимулирующих выплат медработникам в 2021 году должны соответствовать положениям приказов Минздрава № 421 и № 420н.

Критерии оценки эффективности деятельности разных медицинских работников различны. Например, для участкового врача-педиатра, в соответствии с приказом № 421, они следующие:

Заработная плата медицинских работников и работников ветеринарии, как правило, состоит из оклада (ставки заработной платы), стимулирующих и компенсационных выплат, которые устанавливаются в соответствии с положением по оплате труда организации и закрепляются в трудовом договоре. Единые рекомендации по установлению системы оплаты труда на 2020 год установлены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в Решении от 24.12.2019, протокол № 11 (далее – Единые рекомендации). Обратим внимание на основные положения документа, которые касаются учреждений здравоохранения и ветеринарии.

Оплата труда медицинских работников

Особенности установления оплаты труда работникам сферы здравоохранения приведены в п. 37 Единых рекомендаций. Главная рекомендация на текущий год – не допускать снижения определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 показателей. К тому же необходимо оплачивать труд медицинских работников, привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204, за счет всех источников финансирования на эти цели, в том числе средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС.

В Единых рекомендациях расставлены следующие акценты.

Показатель оплаты труда

Рекомендации

Общие показатели заработной платы медицинских работников

Повышать заработную плату работникам учреждений здравоохранения за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций ФФОМС, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС

Расходы на заработную плату административно-управленческого и вспомогательного персонала

Устанавливать предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений (не более 40%), одновременно утверждая перечень должностей, относимых к такому персоналу

Размеры окладов медицинских работников

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда активизировать работу по совершенствованию оплаты труда медицинских работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55%.
Оклады, ставки следует устанавливать на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом (п. 7 Единых рекомендаций):

перечня поручений Президента РФ по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда

Стимулирующие выплаты медицинским работникам

Предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений.

Выплата за квалификационную категорию должна иметь наибольшую долю в общем объеме стимулирующих выплат

Выплаты компенсационного характера за вредные условия труда медицинским работникам

Повышать оплату труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Относить условия труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений. При оценке воздействия биологического фактора на рабочих местах медицинских и иных работников следует руководствоваться Разъяснениями Минтруда РФ № 15-1/10/В-7756, Минздрава РФ № 16-6/10/2-6553, Профсоюза работников здравоохранения РФ № 01-А/475 от 09.10.2018.

Обратите внимание: установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.

Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, оплата труда не повышается.

Размеры компенсационных выплат медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, устанавливаются в порядке и размерах, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ

Оплата труда работников ветеринарии

В пункте 40 Единых рекомендаций приведены особенности установления оплаты труда в учреждениях ветеринарии. Отметим, что ранее таких рекомендаций в аналогичном документе за 2019 год не было – раздел новый.

При формировании систем оплаты труда работников рекомендуется учитывать следующее.

Показатель оплаты труда

Рекомендации

Формировать штатные расписания государственных учреждений ветеринарии с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 № 339н.

Размер оклада работников ветеринарии

В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда ветеринарных работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 70%.

Рекомендуется направлять увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при индексации заработной платы, преимущественно на увеличение размеров окладов (должностных окладов), повышать оплату труда работников государственных учреждений ветеринарии за счет всех источников финансирования.

Выплаты стимулирующего характера работникам ветеринарии

Предусматривать при установлении выплат стимулирующего характера показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками.

Также могут устанавливаться специальные стимулирующие выплаты за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных:

главным ветеринарным врачам;

ведущим ветеринарным врачам;

ветеринарным врачам первой категории;

ветеринарным врачам второй категории;

ветеринарным врачам – эпизоотологам;

ветеринарным врачам – бактериологам;

ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам

Выплаты компенсационного характера работникам ветеринарии

Рекомендуется устанавливать ветеринарным работникам при осуществлении трудовой деятельности вне стационарных пунктов повышенную оплату труда в размере, определенном коллективным договором и локальными нормативными актами учреждения

Оплата труда руководящего состава организации

Общие правила по установление заработной платы руководителям учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам приведены в п. 21 – 24 Единых рекомендаций.

Следует отметить, что в качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):

показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2020 году по сравнению с 2019 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;

выполнение квоты по приему на работу инвалидов (на основании законодательства РФ).

Следующий момент – размер зарплаты руководителей. Для медицинских организаций даны указания в п. 37 Единых рекомендаций. В частности, что в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате рекомендуется устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и работников учреждения в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы. При этом должны учитываться следующие показатели:

уровень оказания медицинской помощи;

коечный фонд учреждения;

численность прикрепленного к учреждению населения;

численность работников и др.

Напомним, что информация о рассчитанной за 2019 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений подлежит размещению в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15.05.2020. Правила публикации информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила единые рекомендации на 2020 год, применяемые при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.

2. При установлении системы оплаты труда необходимо учитывать нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности МРОТ, который с 01.01.2020 составляет 12 130 руб.

3. В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях и учреждениях ветеринарии рекомендуется активизировать работу по совершенствованию оплаты труда в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы:

не ниже 55% – для медицинских работников;

не менее 70% – для работников ветеринарии.

4. Оклады, ставки следует устанавливать на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций КС РФ и перечня поручений Президента РФ по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда.

5. В 2020 году не допускается снижение предусмотренных указами Президента РФ показателей оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений, а также должно быть обеспечено достижение национальных целей.

Стимулирующие выплаты медработникам в 2021 году должны составлять 30% от всей заработной платы медработника. О том, что представляют собой эти выплаты и как они рассчитываются, читайте далее.

Что такое положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам

Система оплаты труда медработников регулируется федеральным законодательством (в частности, ст. 129 ТК РФ) и включает в себя следующие виды выплат:

  • базовые (выплачиваются медработникам в обязательном порядке); (их начисление производится исходя из условий труда работников);
  • стимулирующие (зависят от эффективности трудовой деятельности).

Согласно пп. 3, 4 утвержденного постановлением Правительства РФ № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее — Положение), базовые и компенсационные выплаты, учитываемые в составе ежемесячной оплаты труда медработников, — это величины, расчет которых строго регламентирован федеральным и региональным законодательством.

Определение же размеров стимулирующих доплат своим сотрудникам медучреждение производит на основании собственных локальных документов, разрабатываемых с учетом положений ежегодно обновляемых Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — Единые рекомендации) и иных федеральных учреждений (п. 5 Положения, ст. 135 ТК РФ).

Базовые профессиональные квалификационные группы, критерии и рекомендации по разработке положений об оплате труда работников учреждений, используемые при составлении Единых рекомендаций, изначально разрабатываются и утверждаются таким госучреждением, как Минздравсоцразвития РФ (п. 6 постановления Правительства РФ № 583).

Ориентируясь на вышеуказанные положения и рекомендации, каждое медучреждение разрабатывает свою систему стимулирования медработников, которая закрепляется во внутреннем документе организации — положении о стимулирующих выплатах. В нем должны быть определены:

  • источники финансирования стимулирующих выплат;
  • категории сотрудников, имеющих право на такого рода доплаты;
  • схема начисления указанных выплат;
  • размер ежемесячной надбавки за счет средств обязательного медстрахования и предпринимательской деятельности по каждой группе работников;
  • условия, по которым будет оцениваться работа врачей и прочих медработников.

Порядок определения размера стимулирующих выплат медработникам

  • за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • результаты трудовой деятельности;
  • напряженность труда и достижения в работе;
  • качество трудовой деятельности.

При этом первые два пункта особенных вопросов не вызывают, так как являются количественными критериями и не требуют специальной оценки. Два же последних пункта — показатели качественные и потому нуждаются в разработке специальной системы, привязывающей качественные характеристики к числовым значениям.

Приказом Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти и местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений. В этих рекомендациях предложен перечень показателей, зависящий от должности и специализации работника, причем каждому показателю присваивается балл в зависимости от уровня выполнения или невыполнения.

К примеру, отсутствие жалоб оценивается как +1 балл, наличие хотя бы одной жалобы — 0 баллов, то есть при суммировании общая оценка не увеличивается. Оценивается также эффективность выполнения. Выполнение планов по достижению соотношения заработной платы по всем категориям медицинских работников и средней заработной платы в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100 до 110% — как +1 балл, менее 100% — как –1 балл.

В оценке эффективности труда медицинского работника имеют значение следующие факторы:

  • количество обнаруженных заболеваний;
  • случаи несвоевременной госпитализации;
  • количество возникших осложнений;
  • неверные диагнозы;
  • наличие жалоб от пациентов;
  • нарушение санитарных норм;
  • оформление документов;
  • профилактика заболеваний и т. п.

Нюансы начисления стимулирующих доплат медработникам

Согласно положениям абз. 3 ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Стоит отметить, что трехсторонняя комиссия до 2016 года вообще не давала рекомендаций по соотношению базовой, компенсационной и стимулирующих частей в оплате труда медиков. И в связи с этим доля базовой части составляла 25–30%, компенсационной — 15–20%, стимулирующей — около 50% (по данным СМИ, в некоторых регионах доля стимулирующих выплат в оплате труда медработника доходила и до 70%). В свою очередь, особенности расчета стимулирующей доплаты не всегда давали возможность оставлять зарплату медработника на должном уровне.

В результате доля окладной части стала доходить до 55–60%, а стимулирующие выплаты снизились до 30%. Таким образом, гарантированная часть заработной платы, которая не зависит от оценок и ситуаций, увеличилась почти в 2 раза. И на долю стимулирующих выплат в 2021 году приходится только треть оплаты труда, что выглядит более логично, чем система, существовавшая до 2016 года.

Таким образом, в настоящее время стимулирующая часть премии формируется на основании бальной оценки эффективности труда и уровня квалификационного опыта медработника. Чтобы заработная плата по итогам работы медицинского работа имела достойный размер, Российской трехсторонней комиссией (в составе Правительства РФ, профсоюзов и работодателей) было решено закрепить предельный размер стимулирующих выплат — не более 30% от всей суммы зарплатного дохода.

В настоящее время широко практикуемые стимулирующие выплаты – это премии. При этом некоторые руководители и бухгалтеры учреждений считают, что премиями стимулирующего характера можно признавать любые премии при условии закрепления их в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. К расходам на оплату труда можно отнести не любые выплаты, указанные в трудовом договоре, а выплаты за работу, выполняемую в рамках трудового договора. Система оплаты труда – это выплаты за труд.

Система оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливается с учетом профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей к профессиональным группам, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы и т.п. устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного органа организации.

В муниципальных учреждениях применяется повременная форма системы оплаты труда, при которой заработная плата работникам бюджетной сферы определяется в соответствии с их квалификацией и количеством отработанного времени. В зависимости от способа учета рабочего времени используются месячные ставки (оклад), дневные и часовые тарифные ставки. Размер заработной платы работника, для которого установлен месячный оклад (ставка), не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. В случае если все дни в расчетном периоде проработаны полностью, заработная плата начисляется в размере месячного оклада (ставки).

Размер оплаты труда работников, для которых установлена дневная или часовая тарифная ставка, зависит соответственно от количества рабочих дней или часов, фактически отработанных в течение расчетного периода.

Повременная оплата труда может применяться в сочетании с премиальной системой, принятой в учреждении в соответствии с положением о премировании, в котором установлены источник выплаты премии, конкретные показатели и условия начисления сумм премий работникам.

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

- гарантированная часть заработной платы включает должностные оклады, ставки, компенсационные выплаты по трудовому законодательству, дополнительные выплаты в образовании (за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинета и т.д.). Источники покрытия гарантированной части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, а для бюджетных и автономных учреждений – субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением муниципального задания;

-стимулирующая часть заработной платы включает:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положение о стимулирующих выплатах, премировании работников). Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются: для казенных учреждений – лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования); для бюджетных и автономных учреждений – средства от приносящий доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС).

Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх установленной заработной платы в целях поощрения за достижение определенных результатов, выполнение повышенных обязательств и т.д., а также в целях стимулирования достигнутых показателей деятельности.

Системы стимулирующих доплат и надбавок могут устанавливаться коллективными договорами или определяться положением о премировании, которое признается локальным нормативным актом.

В учреждениях наиболее часто системой оплаты труда предусматривается выплата премии за основные результаты деятельности за счет средств бюджета или средств от приносящей доход деятельности.

От премий по итогам работы, предусмотренных системой оплаты труда, следует отличать поощрительные премии, выплачиваемые в качестве награждения отличившихся работников вне системы оплаты труда. В этом случае выплата премии осуществляется в рамках поощрения за успехи в работе определенного круга работников учреждения (юбилейные даты, профессиональные праздники, уход на пенсию ит.д.). Указанные премии не могут рассматриваться в качестве системных (трудовых), даже если они перечислены в Положении о премировании или ином локальном нормативном акте. Главным отличительным признаком несистемных выплат является то, что они не связаны непосредственно с исполнением работником трудовых обязанностей и результатами деятельности учреждения.

Система премирования должна четко определять и увязывать между собой следующие элементы: показатели премирования, условия премирования, размеры премий, круг премируемых работников, периодичность премирования.

Показатели премирования должны быть конкретными, четно сформулированными, а выполнение показателей – легко учитываемым. Необходимо, чтобы каждый работник точно представлял себе, в каких случаях он имеет право на получение премии и в каком размере. Реализация данного элемента Положения достигается при помощи установленных критериев оценок труда работников учреждения. В противном случае снижается степень уверенности работников в объективности и справедливости системы премирования, что приводит к снижению ее стимулирующей роли.

Условия премирования выполняют контрольную функцию и вводятся для того, чтобы премирование по выбранным показателям не было оторвано от других сторон деятельности работника учреждения, не учитываемых показателями премирования. Правильная организованная система премирования должна быть основана на том, что при несоблюдении всех или части условий премирования у работника изначально не возникает права на получение премии или премия начисляется в меньших размерах.

Премирование работника учреждения может осуществляться в рамках системы оплаты труда, и размер премии может устанавливаться в виде заранее определенной части основной заработной платы или в твердой денежной сумме. В Положении о премировании (или в разделе коллективного договора) следует указать, как будут начисляться премии. В случае применения коллективной системы премирования размер премии для каждого работника учреждения определяется с учетом его реального вклада в общие результаты работы исходя из ряда параметров (оценочных критериев труда), характеризующих объем выполненных работ, напряженность работы, качество работы, уровень организации труда, деловую и творческую активность работника, исполнительную и трудовую дисциплину и т.д.

В круг премируемых работников по установленным показателям следует включать работников, которые своей работой оказывают непосредственное воздействие на достижение определенного уровня этих показателей.

Выбор периода премирования зависит от особенностей организации и специфики деятельности учреждения, состав показателей и условий премирования, установленной периодичности планирования, учета и отчетности. Наиболее часто премирование производится ежемесячно. В отдельных случаях, когда основным показателем премирования являются результаты хозяйственной деятельности учреждения, а также по специальным системам премирования поощрение может производиться поквартально, за полугодие или за год. Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение каких-то определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

При формировании Положения о премировании работников учреждений рекомендуется включать в основные разделы следующую информацию:

Единовременные (разовые) премии могут начисляться работникам учреждения: по итогам результативной работы за год, за выполнение работником учреждения конкретного дополнительного задания, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий, особо срочных работ и разовых заданий руководства учреждения и т.д.

В данном разделе должны быть закреплены условия, при которых премия не начисляется, а также в соответствии со ст. 189, 192 ТК РФ указываются случаи, при которых премия не выплачивается работникам учреждения:

  • при появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подтвержденном соответствующим освидетельствованием;
  • при совершении прогула без уважительных причин;
  • при несоблюдении трудовой дисциплины;
  • при наличии выговора за плохое исполнение своих трудовых обязанностей и т.д.

В данном разделе Положения необходимо также указать, что работникам вновь принятым на работу в учреждение или уволившимся из учреждения по уважительным причинам в течение периода, за который начисляется премия, расчет производится пропорционально отработанному времени. Текущие премии (месяц, квартал) выплачиваются работникам учреждения в установленный срок (в месяце, следующем за периодом премирования).

В целях своевременного расчета и выплаты премии работникам учреждения руководители структурных подразделений учреждения в установленный срок не позднее числа месяца, следующего за периодом премирования, обязаны направлять руководителю учреждения данные о выполнении работниками показателей премирования за соответствующий период и предлагаемый размер премии.

При формировании Положения о премировании работников учреждения следует учитывать, что если оценочных критериев труда работников много и для разных структурных подразделений они различные, то можно определить перечни показателей для каждого отдельного подразделения по балльной системе и оформит их как приложение к Положению о премировании.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ после утверждения руководителем Положения о премировании работников учреждения в обязательном порядке с ним необходимо ознакомить всех работников учреждения под подпись. Назначение премий необходимо оформлять приказами руководителя учреждения.

Надо знать. Бухгалтерский учет расчетов с работниками учреждения по заработной плате, в том числе по стимулирующим выплатам (премии), осуществляется в следующем порядке:

- начисление системной премии на расходы учреждения, покрываемые соответствующими источниками финансового обеспечения, производится на основании Положения о премировании с учетом оценки профессиональных качеств работников учреждения.

При отпускных расчетах бухгалтеру необходимо помнить:

- разовые премии системного порядка (за труд) увеличивают сумму отпускных – согласно п. 15 Положения Постановления Правительства РФ № 922 при расчете отпускных учитываются только премии за труд, предусмотренные системой оплаты труда учреждения. Разовые премии за выполнение конкретной работы (например, за успешное окончание проекта и т.п.) принимаются в расчете, если они предусмотрены локальным нормативным актом учреждения (например, Положением).

Разовые премии поощрительного характера (к праздничным датам, профессиональным праздникам, юбилеям или другим событиям) не учитываются при расчете отпускных работникам учреждения.

В сумме отпускных учитывается годовая премия за прошлый год – при расчете суммы отпускных необходимо учитывать годовое вознаграждение за предшествующий отпуску календарный год (п. 15 Положения № 922). Например, если отпуск предоставляется в 2014 году, то при расчете отпускных необходимо учесть только годовое вознаграждение за 2013 год.

Если годовая премия начислена после отпуска, то отпускные необходимо доплатить – согласно п. 15 Положения № 922 в отличие от других премий годовое вознаграждение необходимо учитывать независимо от времени начисления. Это означает, что годовое вознаграждение необходимо учесть при расчете отпускных, даже если оно было начислено после предоставления отпуска, но за предшествующий отпуску год. В этом случае после начисления годового вознаграждения необходимо пересчитать сумму отпускных и произвести доплату работнику учреждения. Установленных сроков перерасчета нет, поэтому учреждение самостоятельно принимает решение перерасчета либо одновременно с начислением годового вознаграждения, либо вместе с ближайшей выплатой работнику после его начисления.

Квартальная премия, начисленная после отпуска, не является основанием для перерасчета суммы отпускных – согласно п. 15 Положения № 922 при расчете отпускных учитываются премии, которые были начислены только в расчетном периоде. При этом неважно, за какой период была начислена премия, важно, что она начислена в расчетном периоде;

При неполном расчетном периоде премии учитываются пропорционально, если премиальный период не входит в расчетный – в случае если расчетный период отработан не полностью, то премия за рабочий период, выходящий за пределы расчетного, учитывается при расчете отпускных пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, даже если была начислена с учетом времени, отработанного в рабочем периоде (п.15 Положения № 922).

Для новых работников премии учитываются по специальным правилам – согласно п. 15 Положения № 922 для работников, которые работают не с начала рабочего периода, за который начисляются премии, при расчете отпускных учитываются:

- полностью, если ионии начислены пропорционально отработанному времени;

- пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, если они начислены без учета времени, отработанного в рабочем периоде. Рабочий период – период, за который начисляется премия (квартальная - квартал, годовая – год). Например: работник принят на работу с 13 января 2018 года. С 20 июня по 3 июля 2018 года ему предоставлена часть ежегодного отпуска. В мае 2018 года ему была выплачена квартальная премия за 1 квартал в размере 2000 рублей без учета фактически отработанного времени. В расчетном периоде отсутствуют исключаемые периоды. В этом случае для премии за 1 квартал 2018 года рабочий период – 3 месяца (январь-март). Так как работник начал работать в учреждении не с начала 1 квартала и премия ему была начислена без учета данного факта, то при расчете отпускных необходимо учесть данную премию пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы на оплату труда работников организации в целях налогообложения прибыли включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми или коллективными договорами. При этом в соответствии со ст. 129 ТК РФ под оплатой труда работника понимается вознаграждения за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты. Из этого следует, что стимулирующая выплата, в том числе премия, должна выплачиваться за трудовую деятельность работника. Таким образом, в целях налогообложения премии различают:

премии производственного характера (трудовые) – включаемые в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль от приносящей доход деятельности;

премии непроизводственного характера (поощрительные к праздничным датам и профессиональным праздникам, к юбилейным датам и т.п.) – не включаемые в расходы при исчислении налога на прибыль от приносящей доход деятельности.

В целях избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо при установлении премии подробно описать условия их выплат работникам и в обязательном порядке закрепить в трудовом или коллективном договоре, что премии выплачиваются на основании приказа руководителя учреждения.

Все виды премий включаются в базу для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и НДФЛ.

Читайте также: