Условия определяющие право на трудовую пенсию по старости курсовая работа

Обновлено: 09.05.2024

Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. 1
Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 2

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие трудовой пенсии по старости 6
2.Размер базовой части трудовой пенсии 9
3.Общие основания, определяющие право на пенсию по старости 11
4.Размеры трудовых пенсий по старости 15
Заключение 18
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

титульник.doc

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ"

Реферат на тему:

Студент 3 курса группы ДПИ-110

1.Понятие трудовой пенсии по старости 6

2.Размер базовой части трудовой пенсии 9

3.Общие основания, определяющие право на пенсию по старости 11

4.Размеры трудовых пенсий по старости 15

Список литературы 21

Введение

Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. 1

Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 2

Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

Выделение льготных профессиональных пенсий в самостоятельную пенсионную систему с автономным финансированием порождает дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.

Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

В данной работе рассмотрим основные моменты и положения, касающиеся пенсиям по старости.

Понятие трудовой пенсии по старости

Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами. 3

Во-первых, она назначается пожизненно.

Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.

В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Разработчики Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" исходили из концепции "заработанной пенсии", поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.

Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия "досрочные пенсии", однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. 4

Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий: 5

    • о старости;
    • по инвалидности;
    • по случаю потери кормильца (статья 5 Закона).

    Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет.

    Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: 6

    Размер базовой части трудовой пенсии по старости определен непосредственно Законом о трудовых пенсиях в сумме 450 рублей в месяц (статья 14). Вместе с тем для некоторых категорий базовая часть пенсии повышается. Так лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, базовая часть составляет 900 руб. 7

    Увеличенная базовая часть пенсии полагается также пенсионеру по возрасту, имеющему нетрудоспособных иждивенцев (1 иждивенец - 600 руб., 2 - 750 руб., 3 и более - 900 руб.). Лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, и имеющим 1 иждивенца - 1050 руб., 2 - 1200 руб., 3 и более 1350 руб. (статья 14).

    Страховая часть пенсии определяется путем деления суммы расчетного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, установленного Законом о трудовых пенсиях в 19 лет (228 месяцев). При этом данный срок установлен одинаковый и для мужчин и для женщин, несмотря на то, что пенсионный возраст у них разный (пункт 5 статьи 14). 8

    Общие основания, определяющие право на пенсию по старости

    Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.

    На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. 9

    Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция - старение населения.

    Эта тенденция наблюдается во всех странах мира. В 90-х годах в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.)

    В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г. 10

    В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.

    В случае введения накопительного механизма финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном счете в ПФР, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста.

    Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.

    Однако в таком подходе содержится элемент дискриминации по признаку пола. "Ожидаемая" продолжительность жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда как речь идет о субъективном праве на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже чем у мужчин. Продолжительность их страхового стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже чем у мужчин и ;без учета "ожидаемой" продолжительности жизни. 11

    Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.

    Вторым необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). Периоды, включаемые в ОТС на основании действующего законодательства, рассмотрены в параграфе 7.2. По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу.

    4.Размеры трудовых пенсий по старости

    Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: 12

    СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

    ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с 4.которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

    Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

    Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.

    При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). 13

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Любовь Богданова

    Новоуренгойский филиал Профессионального образовательного учреждения

    трудовые пенсии по старости

    МДК 01.01 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    40.02.01 Право и организация социального обеспечения

    Новый Уренгой, 2021

    2. Понятие трудовой пенсии по старости 4

    3. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости 5

    4. Лица, имеющие право на трудовую пенсию 6

    5. Размеры трудовых пенсий по старости 7

    6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

    7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

    Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека 1948г., в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996г. и других международных актах.

    В статье 39 Конституции РФ "Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. " 1993г. оно закреплено следующим образом: "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".

    Социальное обеспечение в РФ не сводится к пенсионному. Однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан.

    Понятие трудовой пенсии по старости

    В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанным Федеральным законом.

    Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.

    Во-первых, она назначается пожизненно. Во-вторых, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста. С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.

    Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж. Трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

    Общие основания, определяющие право на пенсию по старости

    Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.

    На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция - старение населения.

    Лица, имеющие право на трудовую пенсию

    Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Размеры трудовых пенсий по старости

    Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

    П - размер трудовой пенсии по старости;

    СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

    НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

    Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

    НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

    ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица

    Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости.

    Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

    СЧ = ПК / Т + Б, где

    СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

    ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

    Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);

    Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

    2. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц.

    3. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 124 рублей в месяц.

    4. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

    5. Лицам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 7 686 рублей в месяц.

    6. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.

    7. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

    Цель данной работы – углубление и систематизация знаний по теме трудовая пенсия по старости.
    В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:
    -определить понятие трудовой пенсии по старости;
    -проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;
    -исследовать условия назначения трудовой пенсии по старости.

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………. 3
    1.Понятие и общая характеристика трудовой пенсии по старости……………5
    2.Порядок назначения трудовой пенсии по старости…………………………..9
    2.1.Условия назначения трудовой пенсии по старости………………….9
    2.2.Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по
    старости……………………………………………………………………10
    2.3.Сроки назначения трудовой пенсии по старости…………………. 11
    3. Расчет трудовой пенсии по старости………………………………………. 13
    4.Перерасчет размеров, выплата и доставка трудовой пенсии по старости…………………………………………………………………………..20
    5.Проблемы и перспективы пенсионного законодательства РФ……………..25
    Заключение………………………………………………………………….…. 30
    Список используемой литературы……………………………………………. 32

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    Курсовая работа.Трудовая пенсия по старости.doc

    Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирский кооперативный

    по МДК 01.01. Право социального обеспечения

    ПМ 01 Обеспечение реализации

    прав граждан на пенсионное обеспечение и социальную защиту

    По теме: Трудовая пенсия по старости.

    студентка 2 курса

    Зайцева Анастасия Сергеевна

    Запорожцева Марина Геннадьевна

    1.Понятие и общая характеристика трудовой пенсии по старости……………5

    2.Порядок назначения трудовой пенсии по старости………………………….. 9

    2.1.Условия назначения трудовой пенсии по старости……… ………….9

    2.2.Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по

    2.3.Сроки назначения трудовой пенсии по старости…………………. 11

    3. Расчет трудовой пенсии по старости………………………………………. 13

    4.Перерасчет размеров, выплата и доставка трудовой пенсии по старости………………………………………………………… ………………..20

    5.Проблемы и перспективы пенсионного законодательства РФ……………..25

    Список используемой литературы……………………………………………. 32

    Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

    С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, цель которой – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателями. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

    Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы.

    Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Трудовые пенсии по старости" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Объектом исследования является анализ и рассмотрение условий получения трудовых пенсий по старости. Предметом исследования - теоретические и практические аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения граждан. Цель данной работы – углубление и систематизация знаний по теме трудовая пенсия по старости.

    В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:

    -определить понятие трудовой пенсии по старости;

    -проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;

    -исследовать условия назначения трудовой пенсии по старости.

    1.Понятие и общая характеристика трудовой пенсии по старости
    Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд, исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея, всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

    Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет. Необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Требования по стажу для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу. Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.

    Во-первых, она назначается пожизненно.

    Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.

    В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

    2.Порядок назначения трудовой пенсии по старости

    2.1.Условия назначения трудовой пенсии по старости

    С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

    С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

    При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

    Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости.

    Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере.

    Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста.

    Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 8% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

    Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии, управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

    Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

    2.2.Документы, необходимые для получения трудовой пенсии по старости

    При обращении за назначением трудовой пенсии вместе с заявлением необходимо представить документы, на основании которых территориальный орган Фонда определяет, имеет ли гражданин право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Форма заявления устанавливается в соответствии с правилами ведения пенсионной документации. Бланк заявления можно взять в территориальном органе фонда, в нем указывается полная информация о гражданине, с учетом которой ему устанавливается трудовая пенсия. За достоверность информации гражданин несет ответственность в установленном законом порядке.
    Для назначения трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии) по старости вместе с заявлением гражданина необходимо представить: паспорт; трудовую книжку, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя. Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы: справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи; справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении; документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ; документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ; документы об изменении фамилии, имени, отчества; справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

    2.3.Сроки назначения трудовой пенсии по старости

    Днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

    В случае если в данных индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

    Трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) может быть назначена ранее дня обращения за ней, т.е со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы.

    Трудовая пенсия по старости назначается пожизненно.

    Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через 5 дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

    * Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

    Содержание

    Введение

    Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. [1]

    Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". [2]

    Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

    Выделениельготныхпрофессиональныхпенсийвсамостоятельнуюпенсионнуюсистемусавтономнымфинансированиемпорождаетдополнительныепроблемыдляполучателейэтоговидапенсийпридостиженииобщеустановленногопенсионноговозраста, тоестьвтовремя, когданачинаетсявыплатапенсийпостарости.

    Расчетыпоказывают, чторазмерыпенсийпостаростидляучастниковобязательнойпрофессиональнойпенсионнойсистемы, т.е. дляработающихнапредприятияхсособымиусловиямитруда, относительнополучаемойимизаработнойплатывтечениетрудовойдеятельности, будутзначительнониже, чемуработников, неучаствующихвобязательнойпрофессиональнойпенсионнойсистеме, т.е. работающихвобычныхусловияхтруда. Связаноэтопреждевсегосменьшейпродолжительностьюпериодовтрудовойдеятельностизастрахованноголицанарабочихместахсособымиусловиямитруда, втечениекоторыхвегопользууплачивалисьвзносывпрофессиональнуюпенсионнуюсистему.

    Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.[3]

    Во-первых, она назначается пожизненно.

    Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.

    В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

    С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.

    Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

    Разработчики Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" исходили из концепции "заработанной пенсии", поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

    Этотвопросостаетсядискуссионным. Существуетмнение, чтоправонаодновременноеполучениепенсииизаработнойплатыпротиворечитцелевомуназначениюпенсии. Пенсиядолжнаслужитьосновнымисточникомсредствсуществованиявтотпериод, когдачеловекуженеможетилинехочеттрудитьсявсвязисдостижениемустановленноговозраста. ТакойподходдовольночеткопрослеживаетсявКонцепциииПрограммепенсионнойреформы.

    Однакопомимопрямогозапрета, можносоздатьболеегибкиемеханизмы. Задачазаключаетсявтом, чтобыпенсионербылэкономическизаинтересованвотказеотполученияпенсиивслучаепродолженияработы. Однимизвозможныхвариантовявляетсяувеличениеразмерапенсиизакаждыйгодработыпоследостиженияпенсионноговозрастабезполучениязаработнойплаты.

    Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия "досрочные пенсии", однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. [4]

    Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий: [5]

    Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет.

    Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: [6].

    2. Размер базовой части трудовой пенсии

    Размер базовой части трудовой пенсии по старости определен непосредственно Законом о трудовых пенсиях в сумме 450 рублей в месяц (статья 14). Вместе с тем для некоторых категорий базовая часть пенсии повышается. Так лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, базовая часть составляет 900 руб. [7]

    Увеличенная базовая часть пенсии полагается также пенсионеру по возрасту, имеющему нетрудоспособных иждивенцев (1 иждивенец - 600 руб., 2 - 750 руб., 3 и более - 900 руб.). Лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, и имеющим 1 иждивенца - 1050 руб., 2 - 1200 руб., 3 и более 1350 руб. (статья 14).

    Страховая часть пенсии определяется путем деления суммы расчетного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, установленного Законом о трудовых пенсиях в 19 лет (228 месяцев). При этом данный срок установлен одинаковый и для мужчин и для женщин, несмотря на то, что пенсионный возраст у них разный (пункт 5 статьи 14). [8]

    3. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости

    Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.

    На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.[9]

    Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция - старение населения.

    Этатенденциянаблюдаетсявовсехстранахмира. В90-хгодахврядестранЕЭСпенсионныйвозрастбылповышен(например, вГрециидлямужчиниженщиндо65 летс1992 г., вИталиис1995 г. с55 летдо57 летдляженщин, с60 до62 летдлямужчинидр.)

    В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.[10]

    В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.

    Вслучаевведениянакопительногомеханизмафинансированияпенсийпостаростивеличинапенсиибудетопределятьсяпутемделенияусловногокапитала, отраженногонаусловно-накопительномсчетевПФР, наожидаемуюпродолжительностьжизнивмесяцахпоследостиженияпенсионноговозраста.

    Такимобразом, женщины, достигшие55 лет, будутполучатьзначительноменьше, чем60-летниемужчины, аследовательно, унихвозникнутстимулыдляотсрочкифактическогоуходанапенсию. Такимобразом, безизменениязаконодательнойнормынапрактикепроизойдетвыравниваниепенсионноговозрастамужчиниженщин.

    Однако в таком подходе содержится элемент дискриминации по признаку пола. "Ожидаемая" продолжительность жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда как речь идет о субъективном праве на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже чем у мужчин. Продолжительность их страхового стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже чем у мужчин и ;без учета "ожидаемой" продолжительности жизни.[11]

    Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.

    4. Размеры трудовых пенсий по старости

    Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:[12]

    ПК- суммарасчетногопенсионногокапиталазастрахованноголица, учтенногопосостояниюнадень, скоторогоуказанномулицуназначаетсястраховаячастьтрудовойпенсиипостарости;

    Т- количествомесяцевожидаемогопериодавыплатытрудовойпенсиипостарости, применяемогодлярасчетастраховойчастиуказаннойпенсии, составляющего19 лет(228 месяцев).

    Размерстраховойчаститрудовойпенсиипостаростизастрахованныхлиц, являвшихсяполучателямистраховойчаститрудовойпенсиипоинвалидностивобщейсложностинеменее10 лет, неможетбытьменееразмерастраховойчаститрудовойпенсиипоинвалидности, которыйбылустановленуказаннымлицампосостояниюнадень, скоторогоимокончательнобылапрекращенавыплатауказаннойчастиэтойпенсии.

    При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).[13]

    При перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 5 и 6 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

    Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:[14]

    НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;

    ПН- суммапенсионныхнакопленийзастрахованноголица, учтенныхвспециальнойчастиегоиндивидуальноголицевогосчетапосостояниюнадень, скоторогоемуназначаетсянакопительнаячастьтрудовойпенсиипостарости;

    Т- количествомесяцевожидаемогопериодавыплатытрудовойпенсиипостарости, применяемогодлярасчетанакопительнойчастиуказаннойпенсии, определяемоговпорядке, установленномфедеральнымзаконом.

    Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:[15]

    П - размер трудовой пенсии по старости;

    БЧ- базоваячастьтрудовойпенсиипостарости(пункты1-4(1) настоящейстатьи);

    СЧ- страховаячастьтрудовойпенсиипостарости(пункт5 настоящейстатьи);

    НЧ- накопительнаячастьтрудовойпенсиипостарости(пункт9 настоящейстатьи).

    Федеральнымзакономот29 ноября2003 г. N 154-ФЗвстатью15 настоящегоФедеральногозаконавнесеныизменения, вступающиевсилус1 января2004 г.

    Заключение

    Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

    Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.[16]

    Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

    ПенсионноеобеспечениеостаетсявчислеглавныхсоциальныхгарантийгражданРоссии, апенсионнаясистемаРФпредставляетсобоймногозвенныйкомплексгосударственныхоргановсоциальнойзащиты, ответственныхзаназначениеивыплатупенсийиоргановПенсионногофондаРоссии(ПФРФ).

    Взаключениехочетсяотметить. Легкодатьоценкутогосостояния, вкоторомнаходитсяобщество. Сложнее, новсежевозможно, описатьтосостояние, котороеонапытаетсядостичь. Носамоесложное–предложитьпрограммупереходаизодногосостояниявдругое. ПередРоссиейстоитзадачавближайшие10 летокончательновыбратьнаправлениедальнейшейреформыи, абстрагируясьотмненийзаинтересованныхструктур, кардинальнымобразомизменитьсистемупенсионногообеспечения всоответствиесреалиямивремени. Нампредстоитприйтипуть, которыйразвитыестраныпроходятдесятилетиями, причёмвболееблагоприятныхусловиях.

    Список литературы

    1. Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. Общ. и Особ. части. М., 2001.

    2. ЗахаровМ.Л., ТучковаЭ.Г. ПравосоциальногообеспеченияРоссии. М., 2004.

    3. МачульскаяЕ.Е., ГорбачеваЖ.А. Правосоциальногообеспечения: Учеб.пособиеМ., 2000.

    4. Правосоциальногообеспечения: Учеб. пособие/ Подред. К.Н. Гусова. М., 2001.

    5. ФедороваМ.Ю. СоциальнаязащитанаселениявРоссийскойФедерации. Омск, 2003.

    6. ШайхатдиновВ.Ш., ГариповР.С. Глоссарийпоправусоциальногообеспечения. Екатеринбург, 2001.

    7. Федеральныйзаконот17 декабря2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    [1]Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2000.

    [2]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    [3]Федорова М.Ю. Социальная защита населения в Российской Федерации. Омск, 2003.

    [4]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    [5]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    [6]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    [7]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    [8]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    [9]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    [10]Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. Общ. и Особ. части. М., 2001.

    [11]Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. Общ. и Особ. части. М., 2001.

    [12]МачульскаяЕ.Е., ГорбачеваЖ.А. Правосоциальногообеспечения: Учеб.пособиеМ., 2000.

    [13]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)

    [14]Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2000.

    [15]Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2000.

    [16]Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. Общ. и Особ. части. М., 2001.

    Целью исследования является комплексный анализ особенностей получения трудовых пенсий по старости; исследование правоотношений, возникающих в сфере пенсионного обеспечения.
    Задачи исследования:
    - определить понятие трудовой пенсии по старости и ее виды;
    -проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;

    Содержание

    Введение 3
    Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости 5
    1.1. Общие понятия -
    1.2. Пенсия по старости на общих основаниях 6
    1.3.Льготные основания и назначение пенсии по старости досрочно 9
    Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости 14
    2.1. Размер трудовой пенсии по старости -
    2.2. Порядок и документы необходимые для получения пенсии 18
    2.3. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России 22
    Заключение 30
    Литература 32

    Работа состоит из 1 файл

    trudovye pensii po starosti.docx

    Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости 5

    1.1. Общие понятия -

    1.2. Пенсия по старости на общих основаниях 6

    1.3.Льготные основания и назначение пенсии по старости досрочно 9

    Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости 14

    2.1. Размер трудовой пенсии по старости -

    2.2. Порядок и документы необходимые для получения пенсии 18

    2.3. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России 22

    Введение

    Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего, с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

    Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы.

    Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Трудовые пенсии по старости" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

    Объект исследования является анализ и рассмотрение условий получения трудовых пенсий по старости.

    Предмет исследования теоретические и практические аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения граждан.

    Целью исследования является комплексный анализ особенностей получения трудовых пенсий по старости; исследование правоотношений, возникающих в сфере пенсионного обеспечения.

    - определить понятие трудовой пенсии по старости и ее виды;

    -проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;

    - исследовать условия назначения трудовой пенсии по старости.

    Теоретическую основу исследования составляет законодательство России, а также общетеоретические и специальные труды российских отечественных ученых по теории права, истории права, праву пенсионного обеспечения: В.Г. Белякина, Л. Вульфа, В.П. Галаганова, И.В. Гейца, В.А. Долотова, М. Захарова, Э. Тучковой.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены общие понятия, во второй – рассмотрен порядок исчисления и назначения пенсии по старости. В заключении делается вывод о проделанной работе.

    Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости

    Общие понятия

    Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ". Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в ред. от 01.07.2011), и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

    Существует несколько видов пенсий: по старости; за выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормильца; социальные пенсии. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. 1

    Социальные пенсии назначаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Право на пенсионное обеспечение имеют: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, - на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

    Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению:

    1) право на нее обуславливается трудовым стажем;

    2) она предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

    С учетом вышеперечисленных признаков можно сформулировать понятие трудовой пенсии по старости. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная регулярная (ежемесячная) выплата, служащая основным источником средств существования для лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж. 2

    Пенсия устанавливается пожизненно.

    Пенсия по старости на общих основаниях

    Мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;

    В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в РФ" безработным, имеющим необходимый трудовой стаж для выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, и уволенным по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. Для оформления досрочной пенсии до 06.05.96 причина увольнения безработного значения не имела. 3

    Концепция пенсионной реформы и сегодня прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция - старение населения. Эта тенденция наблюдается во всех странах мира. В 90-х годах в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.) В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.

    В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.

    Вторым необходимым элементом сложного юридического состава, определявшего право на трудовую пенсию по старости, являлся общий трудовой стаж (ОТС).

    По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая (страховая) пенсия должна была быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых (страховых) пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая (страховая) пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу.

    Предложения о введении значительных ограничений по учету страхового стажа, в частности, об исключении периодов учебы, отпусков по уходу за ребенком и др., нарушали конституционный принцип, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Исключение из стажа отпуска по уходу за ребенком до трех лет прямо противоречит требованиям Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи. 4

    В настоящее время вопрос о возможности включения в страховой стаж периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет решен.

    1.3.Льготные основания и назначение пенсии по старости досрочно

    Законом РФ от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было установлено большое количество льготных оснований для пенсионного обеспечения, с которыми связано снижение общего пенсионного возраста и длительности трудового стажа.

    Льготные основания для пенсионного обеспечения по Закону РФ от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" можно объединить в несколько групп:

    - в связи с особыми условиями труда (ст. 12);

    - в связи с особыми природно-климатическими условиями, в которых проходила трудовая деятельность (ст. 14);

    - в связи с особыми обстоятельствами, непосредственно характеризующими гражданина безотносительно к производственным и природно-климатическим условиям труда (ст. 11).

    Льготные основания пенсионного обеспечения содержались также в специальных законах, в частности, ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др. 5

    Как уже отмечалось, реформа пенсионного обеспечения предусматривала значительное сокращение количества льгот или перевод их в разряд профессиональных пенсий.

    В соответствии со ст. 11 пенсия на льготных основаниях устанавливалась следующим особым субъектам:

    1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, - по достижении 50 лет и при ОТС не менее 15 лет;

    2) инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения (ст. 41 Закона): по достижении 55 лет (мужчинам) и 50 лет (женщинам), при ОТС 25 и 20 лет соответственно;

    3) инвалидам I группы по зрению: по достижении 50 лет (мужчинам) и 40 лет (женщинам), при ОТС 15 и 10 лет соответственно;

    4) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: по достижении 45 лет (мужчинам) и 40 лет (женщинам), при ОТС 20 и 15 лет.

    Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, возраст выхода на пенсию сокращается в зависимости от того, к какой категории они относились (ст. 13 Закона):

    1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

    2) инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС;

    4) граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и на работах в зоне отчуждения;

    5) граждане, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные;

    6) граждане, проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение, и др.

    Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию не может превышать 10 лет. Следовательно, пенсионный возраст для указанных выше категорий не может быть ниже 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины).

    Читайте также: