Ознакомление учащихся с миром труда профессий с проблемами профессионального самоопределения это

Обновлено: 01.05.2024

Профессиональная ориентация – это совокупность мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору будущей профессии, оказание помощи в самоопределении, исходя из специфики личностного развития и параметров социально-экономического развития общества.

Профессиональная ориентация основывается на профессиональной консультации, представляющей собой индивидуально направленную помощь в самоопределении и профессиональном выборе.

Профессиональная ориентация выступает внешним направляющим, ориентиром профессионального поведения и профессиональной деятельности учащегося.

Профессиональная ориентация выступает системным процессом, включающем следующие компоненты:

  1. Профессиональное просвещение. Оно представляет собой ознакомление учащихся старшей школы с разновидностями профессий, их особенностями, востребованностью на современном рынке труда, пользой для общества, требованиями к той или иной профессиональной деятельности, к выполнению трудовых операций, понятием квалификации и способами ее повышения, а также возможностями карьерного роста в конкретном профессиональном сегменте. Профессиональное просвещение нацелено на мотивацию молодежи к трудовой деятельности, выбору конкретной профессии, поиску себя в профессиональном мире. Профессиональное просвещение помогает школьникам понять социально-экономические потребности общества, его заинтересованность в расширение объема профессиональных кадров конкретной специальности и оценить свой уровень развития, свои потребности и возможности получения данного профессионального образования и осуществления продуктивной профессиональной деятельности.
  2. Профессиональное консультирование. Оно ориентировано на ознакомление учащихся с различными видами профессиональной деятельности, оказание помощи в оценке своих потенциальных профессиональных возможностей, предоставление рекомендаций по выбору профессиональной деятельности конкретным учащимся, исходя их особенностей его развития, потребностей, стремлений, уровня интеллектуального развития и наличия творческого потенциала.
  3. Психологическое сопровождение. Оно помогает учащимся расслабиться, снять нервное напряжение, связанное с выбором будущей профессии, достичь положительного отношения к своему будущему, позитивного настроя, веры в себя и свои силы.

Готовые работы на аналогичную тему

Профессиональная ориентация имеет важное значение для будущей социальной адаптации. Если школьник выбирает адекватную профессию, которая отвечает его возможностям, максимально соответствует его желаниям и стремлениям, то он будет успешно самореализован в профессиональной сфере, легко приспособиться к своей трудовой деятельности. От этого выигрывает и общество, так как, выбор адекватной профессии повышает производительность труда, а соответственно способствует повышению уровня жизни населения и общественному прогрессу.

Профессиональное самоопределение

Самоопределение – это личностный выбор своей жизненной позиции, своих взглядов и идей, а также направлений развития, определяющих методы самореализации и самоутверждения в конкретных жизненных условиях и ситуациях.

Профессиональное самоопределение – это самоориентирование учащегося на выбор своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение связано с поиском смысла личностью своего участия в конкретной трудовой деятельности. Кроме того, учащийся должен осознать смысл своего самоопределения, его необходимость и значимость. Смысл профессионального самоопределения отражает значимость и необходимость выполнения конкретных трудовых операций т.е. человек определяет для чего он желает заниматься именно этой профессиональной деятельностью, что она ему принесет.

Смысл профессионального самоопределения может быть представлен следующими показателями:

  1. Получение справедливого заработка.
  2. Труд на самого себя т.е. выполнение какой-то деятельности для того, чтобы обеспечить себя и свое существование.
  3. Мучения, которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию.
  4. Интуитивная направленность на то, что может дать конкретная профессия для собственного самоутверждения, формирования чувства значимости и важности.
  5. Желание занимать престижную должность, быть исключительным в профессиональной сфере.

Профессиональное самоопределение реализуется на двух уровнях:

  1. Изменение сознания личности и развитие ее самосознания. Они связаны с теоретической реорганизацией своего саморазвития и самоопределения.
  2. Реальные практические изменения социальной позиции и социального статуса личности. они отражают практические достижения в профессиональном выборе и профессиональных достижениях.

Профессионального самоопределения можно достичь через изменение смысла своего профессионального бытия и самореализацию в профессиональной сфере деятельности.

Кроме того, профессиональное самоопределение реализуется в ходе завершения какого-то этапа жизненного пути и развития: обучение в школе, институте, переезд в другой город/страну, смена работы, карьерный рост.

Рисунок 1. Этапы профессионального самоопределения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональный выбор как компонент профессионального самоопределения

Профессиональный выбор – это решение учащегося о выборе своего профессионального пути, направления деятельности, затрагивающее только ближайший временной период.

Профессиональный выбор предполагает выбор профессии. При этом, учащийся старшей школы не формирует детального плана своей будущей жизнедеятельности т.е. он не анализирует, насколько его выбор окажется удачным в будущем, каким образом он будет профессионально реализовывать себя.

Профессиональный выбор, в некоторых случаях, выступает следствием наличия каких-то жизненных целей, которых человек хочет достичь, посредством выбора данной профессии: разработать вакцину от рака, построить дом, обучиться выполнению конкретных операций в определенной сфере деятельности. При этом, этот выбор не отражает видение учащегося своего будущего. Он просто стремиться достичь желаемого, удовлетворить свои потребности.


Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональная ориентация, дифференцированный и личностно-ориентированный подход, образовательно-профессиональный маршрут, профессиональное самоопределение.

Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «Школа № 92 – это комплексная система мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии.


















Цель профессиональной ориентации обучающихся – формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи школы по профессиональной ориентации обучающихся:

1. Обобщить (ознакомить) у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

2. Выявить профессиональные склонности, интересы и личностные особенности старшеклассников.

3. Сформировать представления о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

4. Формирование психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению у учащихся 8 - 11 классов.

5. Дать учащимся представление о системе и условиях профессионального образования, рынка труда (особенностях и условиях трудовой занятости населения).

6. Подготовить учащихся к самостоятельным действиям в сфере профессионального самоопределения, сформировать мотивацию на активный поиск информации о характере будущей трудовой деятельности.

7. Оказать помощь при возникновении трудностей у старшеклассников, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Каждый этап профориентационной работы сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города. Информационно-образовательное пространство школы направлено на профессионально-личностное становление и развитие обучающихся.

Основные формы работы

Самыми активными формами профориентационной работы в школе являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.

№ п/п

Форма работы

Краткое описание

Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д.

Система мер по ознакомлению учащихся:

-с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда

-с характером работы по основным профессиям и специальностям

-с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенными на территории города Ростова-на-Дону

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии.

В рамках работы, направленной на поднятие престижа востребованных на рынке труда профессий проводится следующая профориентационная работа:

Профтестирование школьным психологом

Мониторинг профессиональных предпочтений учащихся

Открытые уроки занятости с приглашением родителей

Встреча с представителями ЮФУ

Выставка литературы по профессиональной ориентации в библиотеке школы

Встречи с людьми разных профессий (из состава родительской общественности).

- преподавателей ФГО УСПО РГКИИ;

- преподавателей и студентов ЮФУ и т.д.

Участие в квест-игре при факультете психологии ЮФУ

комплексное консультирование и профориентационное тестирование учащихся школы в центре занятости населения Советского района г.Ростова-на-Дону;

посещение учащимися Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования, на предприятиях и в организациях, испытывающих потребность в квалифицированных рабочих кадрах.

участие в фестивалях науки Южного федерального университета

Посещения центра развития карьеры Южного федерального университета.

Участие в днях карьеры ЮФУ.

Факультет управления ЮФУ.

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации.

Академия психологии и педагогики

Прохождение практики на базе МБОУ студентами.

Особое внимание в рамках профессиональной ориентации обучающихся школы уделяется работе с родителями. Как показывает практика, процесс профессионального самоопределения подростков без участия родителей возможен, но малоэффективен. Родители имеют на своих детей огромное влияние, поэтому использование этого ресурса представляется очень важным. Зачастую при работе с родителями мы сталкиваемся с жесткой позицией в отношении выбираемого их детьми уровня профессионального образования, в отношении выбираемой профессии, в определении форм, методов и средств воздействия на ребенка. А этот период – период выбора профессии – часто оказывается решающим для дальнейшего развития отношений между родителями и детьми. Именно поэтому очень важно, помочь не только детям в выборе профессионального пути, но и помочь родителям сохранить эмоциональную близость с детьми в период становления самостоятельности ребенка.


Заместителями директора и классными руководителями была проведена общая диагностика о том, кто же, кроме родителей обучающихся, влияет на профессиональный выбор ребят. Результаты этой диагностики отражены в диаграмме:


Как видно из диаграммы, 40,1% респондентов определили выбор имеющейся профессии самостоятельно, каждого пятого учащегося (21,7%) обязали родители, еще 20,4% опрошенных полагают, что основным фактором является стремление получить профессию в соответствии со своими наклонностями. Заметим, что деятельность работодателей и представителей служб занятости населения оценена респондентами достаточно низко (0,2%). Однако роль и значение выступлений работодателей и сотрудников бирж труда и центров занятости возрастает до 6,7% при принятии будущим выпускником жизненного решения о трудоустройстве. Основным же источником для учащихся являются родители, родственники, знакомые и соседи (34,8%).


и мотивация выбора профессии:


Классными руководителями регулярно проводятся уроки занятости по проблеме формирования готовности обучающихся и профессиональному самоопределению; организовываются встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами вузов города Ростова-на-Дону. На открытых уроках занятости классные руководители проводят профориентационные беседы:

На уроки занятости также приглашаются родители разных профессий:

Изучив читательские интересы обучающихся, библиотекарь школы организовала выставку литературы в помощь по выбору профессии и профориентационной работе.

Регулярно проводятся анкетирование по профессиональной ориентации. Согласно данным анкет старшеклассников, по предварительному профессиональному самоопределению, обучающиеся 10- 11-х классов уже определились с выбором профессии; большинство обучающихся расширили свои знания о различных профессиях; многие школьники отмечают, что занятия по профориентации им помогли узнать с помощью тестов свои возможности, интересы и способности.

Таким образом, в процессе работы по профориентации мы выявляем профессиональные склонности, интересы учащихся, обобщаем их знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере, готовим к самостоятельным действиям в сфере профессионального самоопределения.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, класс, профессиональная ориентация, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование, родитель, учащийся.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, дифференцированный и личностно-ориентированный подход, образовательно-профессиональный маршрут

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале.

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на.

Профессиональное самоопределение обучающихся.

Формирование профессионального самоопределения. профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание.

Профессиональная ориентация школьников в условиях.

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование.

Формирование профессионального самоопределения.

Организация профессиональной ориентации учащихся. профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Формирование профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая.

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях. профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи.

Трудности профессионального самоопределения подростков

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях.

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале.

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на.

Профессиональное самоопределение обучающихся.

Формирование профессионального самоопределения. профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание.

Профессиональная ориентация школьников в условиях.

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование.

Формирование профессионального самоопределения.

Организация профессиональной ориентации учащихся. профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Формирование профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая.

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях. профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи.

Трудности профессионального самоопределения подростков

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях.

Аннотация: В данной статье представлены результаты рассмотрения различных подходов к проблеме профессионального самоопределения учащихся с позиции современной отечественной психологии труда и профессионального развития личности. Рассмотрено понятие профессионального самоопределения как этапа профессионального становления личности. Приведены различные типы систем профессионального самоопределения, а также соотношение психологической готовности учащегося к профессиональной деятельности и его профессио-нальному самоопределению. На основе работ современных исследователей по данной проблеме выделены 7 основных подходов к изучению профессионального самоопределения учащихся: субъектно-деятельностный, функциональный, содержательный, социально-функциональный, структурно-психологический, генетический и логико-гносеологический. Также выделено 3 уровня практической ориентированности среди подходов к изучению профессионального самоопределения. Описаны основные проблемы современного образовательного процесса с позиции профессионального самоопределения учащегося; приведены основные направления решения поставленных проблем. Приводится вывод о том, что профессиональное самоопределение учащихся является целостной системой, имеющей определенные особенности формирования и развития.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, учащийся, выбор профессии, профессиональное становление, становление специалиста, профориентация

Problem of professional self-determination of pupils

Abstract: Results of consideration of various approaches to a problem of professional self-determination of pupils from a position of modern domestic psychology of work and professional development of the personality are presented in this article. Defi-nitions of professional self-determination as stage of professional formation of the personality are considered. Various types of systems of professional self-determination, and also a ratio of psychological readiness of the pupil for professional activity and his professional self-determination are given. On the basis of works of modern researchers on this problem 7 main approaches to studying of professional self-determination of pupils are allocated: subject and activity, functional, substantial, social and functional, structural and psychological, genetic and epistemological. 3 levels of practical orientation are also distinguished from approaches to studying of professional self-determination. The main problems of modern educational process from a position of professional self-determination of the pupil are described; the main directions of the solution of these problems are given. The conclusion that professional self-determination of pupils is the complete system having certain features of formation and development is given.
Keywords: professional self-determination, professional development, pupil, choice of profession, professional formation, formation of the expert, career guidance

Профессиональная деятельность – это сложная и ответственная система проявления активности личности. Ко всем участвующим в ней специалистам предъявляется ряд особых профессиональных требований. Степень соответствия требованиям профессии отражается в профессиональной квалификации. Успешность осуществления профессиональной деятельности любого специалиста и его личностное развитие в ходе осуществления этой деятельности во многом определяются критериями его профессионального самоопределения – адекватностью личностным особенностям, своевременностью, полнотой охвата всех компонентов системы самоопределения.

Анализ ряда психологических исследований показал, что проблема изучения профессионального самоопределения учащихся рассматривалась многими психологами. Исследованиями в этой научной области занимались такие ученые как Е.А. Климов (1988), Н.С. Пряжников (1999), И.С. Арон (2013), С.В. Куликова (2014) и многие другие. Современными результатами изучения этой проблемы являются многовариантность концепций профессионального самоопределения и существование нескольких подходов к научному исследованию особенностей этой системы.

Наиболее общие проблемы профессионального самоопределения рассматриваются П.Л. Дрибинским [4] и С.Л. Леньковым, Н.Е. Рубцовой [10]. В работе П.Л. Дрибинского [4] рассматривается только результат профессионального самоопределения, то есть готовность к осуществлению выбора профессии. Готовность к профессиональному выбору можно рассматривать с нескольких точек зрения: физиологической (определенное состояние и уровень развития систем организма, при котором он лучше приспособлен к ассоциированию определенных стимулов и реакций), личностной (целостное проявление индивидуальных качеств личности, связанных с определенной деятельностью), функциональной (временное психическое состояние, в котором активизируются определенные психические процессы). П.Л. Дрибинским [4] также определены причины, оказывающие влияние на выбор профессии молодыми людьми: позиция семьи, сверстников, педагогического коллектива, жизненные и профессиональные планы самого учащегося, его представление о своих способностях, талантах, склонностях, задатках, его уровень притязаний на общественное признание, информированность об особенностях профессиональной деятельности.

С.Л. Леньков и Н.Е. Рубцова [10] описывают поэтапную модель психолого-педагогического сопровождения системы профессионального самоопределения. Авторы рассматривают и описывают ее компоненты, функциональные блоки, процессуальные этапы и системные свойства. К этапам психолого-педагогического сопровождения авторами были отнесены следующие (рис. 1).


Рисунок 1. Поэтапная модель системы профессионального самоопределения [10]

Многие специалисты в области психологии труда (Маркова А.К., 1996; Ильина, 2014; Костенко А.А., Гарбузова И.О., 2015 и другие) акцентируют внимание на том, что профессиональное становление человека – это длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы). Несмотря на расхождение в их названиях, количестве, возрастных границах, все исследователи выделяют несколько схожих по сущности последовательных стадий (рис. 2).


Рисунок 2. Этапы профессионального становления личности

Эффективность процесса профессионализации, прежде всего, зависит от успешного прохождения всех стадий и этапов, но важная роль отводится стадии подготовки к выбору профессии, поскольку на этой стадии происходит первоначальное профессионального становление учащегося, а также определяются профессионально важные качества, которые необходимые для будущей трудовой деятельности. Б.В. Блинов и В.П. Петров [3] утверждают, что каждая стадия процесса профессионального развития личности является психологическим новообразованием; каждый этап имеет профессионально важные качества в период наиболее интенсивного развития учащегося.

Среди компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности личности, выделенных Е.А. Климовым (1988), Е.И. Исаевым (1998) и А.Ю. Поповой (2004), профессиональное самоопределение входит в 3 базовых структуры: когнитивную, мотивационною и личностно-смысловую (табл. 1).

Таблица 1. Соотношение компонентов психологической готовности учащегося к профессиональной деятельности и элементов его профессионального самоопределения

Название компонента структуры профессиональной готовности

развитие представлений о будущей профессиональной деятельности на основании становления психологической системы знаний

развитие мотивации учения о профессиональной деятельности напрямую зависит в познании себя, как будущего специалиста

понимание и раскрытие представлений о себе как о личностном субъекте профессиональной деятельности

Такой структурный охват свидетельствует о том, что профессиональное самоопределение является ключевым звеном в процессе формирования психологической готовности учащегося к профессиональной деятельности.

Анализ работ современных исследователей по данной проблеме позволил нам выделить 7 основных подходов при изучении профессионального самоопределения учащихся (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика подходов к изучению профессионального самоопределения (ПС) учащихся

ПС понимается как конечный результат ориентации в профессиональной деятельности

ПС рассматривается как изменение состояния психики учащегося до определенного уровня, которое будучи сформированным, обеспечивает ему высокий показатель мотивированности к профессиональному обучению

изучение особенностей ПС в зависимости от конкретных условий

исследование функций, которые направлены на определение ПС в жизнедеятельности и профессиональном становлении учащихся

связан с характеристикой элементов ПС

рассматривает истоки ПС и их влияния на нее

изучается понимание сущности, содержания ПС, ее критериев

Важной особенностью системы профессионального самоопределения является ее интегративный характер, который свидетельствует об упорядоченности внутренних структур, согласованности компонентов личности учащегося в этот период, о стабильности и преемственности их функционирования.

Также можно выделить три уровня практической ориентированности среди подходов к изучению профессионального самоопределения, которые условно распределены от более общего к частному и конкретному.

Первый – это теоретическое описание проблемы в самых широких понятиях [2, 4, 10 и др.]. Например, построение модели комплексного подхода к профессиональному самоопределению, на основе интегративно-типологического подхода, предложенное С.Л. Леньковым и Н.Е. Рубцовой [10].

Второй – это описание процесса профессионального самоопределения применительно к среде школы или вуза, с которой, так или иначе, связан исследователь [5, 8, 11, 12, 14, 16 и др.] или применительно к региону проживания [9]. Например, исследование О.Б. Ильиной, где очень точно отмечены проблемы, которые на данный момент существуют в вопросе профориентации подростков – это формализация профориентационной работы в ущерб содержательному ее аспекту, использование устаревших методик, неопределенность в законах о профориентационной работе, недостаток методической поддержки педагогов и психологов, занимающихся профориентацией [5].

Третий уровень наиболее конкретный и практико-ориентированный – это предлагаемые методы работы со школьниками и студентами, которые психологи и педагоги с определенной степенью успеха применяют в своей практике. Сюда относятся уроки и факультативы, психодиагностика и метод ведения рабочего портфолио, организация дискуссий и лекториев для школьника и его семьи [16], профессионально-ориентационные игры [15] и различные виды внеучебной деятельности в вузе [7].

Переходя к более конкретным описаниям и исследованиям в области профессионального самоопределения, стоит начать с уже упомянутого исследования О.Б. Ильиной [5], в котором, на наш взгляд очень точно определены ключевые проблемы современного образовательного процесса, в частности, профориентации. В работе О.Б. Ильиной проблема профессионального самоопределения рассматривается с точки зрения трех ее аспектов:

В настоящее время исследования особенностей самоопределяющейся личности ведутся в двух направлениях. Первое направление изучает индивидуально-психологические особенности личности в трудовой деятельности. Основная цель данных исследований заключается в том, что с экспериментальной точки зрения можно осуществить исследование всех черт личности в раздельности. Большое количество созданных профориентационных методик направлено на изучение и диагностику как комплекса свойств личности учащегося в период профессионального самоопределения в целом, так и его отдельных черт. В рамках психологии профессиональной деятельности распространены также глубокие изучения значимости отдельных свойств личности для конкретных видов профессиональной деятельности. В таких работах психологи чаще всего опираются на концепцию профессионально-важных качеств Л.М. Митиной (1984). Важными частями комплексного исследования являются научные направления, которые имеют целью рассмотрение целостности комплекса профессионально важных качеств и навыков учащегося в процессе конкретной профессиональной деятельности. Их совокупность позволила дать целостную личностную оценку профессионализма. Личностный подход, по мнению большинства специалистов-психологов, имеет значимость не только в учете индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но и в изучении путей профессионального самоопределения личности.

Ряд исследований упоминает или акцентирует внимание на взаимодействии семьи и школы в вопросе профессионального самоопределения учащегося [11, 12, 16]. В данных работах отмечается, что профессиональное самоопределение не является одномоментным актом, а представляет собой длительный и многоэтапный процесс [11], предполагающий согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей [16].

О.Б. Ильина видит решение поставленных проблем в разработке единой концепции профориентационной работы и нормативных документов, регулирующих эту деятельность, в подготовке квалифицированных специалистов, психологов-профориентологов, а также проведении периодических аттестаций и повышения их квалификации [5]. С.В. Куликова также отмечает необходимость тесного сотрудничества различных социальных институтов. По ее мнению, учеба в профильном классе школы создает мотивационную основу для профессионального самоопределения и последующего успешного выбора профиля обучения в вузе, которое должно проходить под контролем будущего работодателя [9].

А.Ю. Королева и Е.В. Кирдяшова [7] приводят перечень направлений и видов внеучебной деятельности учащихся, которые, по их мнению, направлены на создание благоприятных условий для учащихся в процессе получения знаний при формировании готовности к профессиональному самоопределению. Среди этих направлений – учебное самоуправление, сохранение и развитие национальных и учебных традиций, создание условий для актуализации научного потенциала учащихся, пропаганда здорового образа жизни, оказание многопрофильной психологической помощи, создание и поддержка внеучебных образовательных объединений по интересам.

Отдельно стоит отметить исследование И.В. Арендачук [1] о рисках профессионального самоопределения, которые, по мнению автора, возникают в результате противоречия между потребностью общества в специалистах конкретных профессий и устремленностью человека к поиску любимого дела и призвания. В результате проведенного эмпирического исследования автор делает выводы о том, что большинство старшеклассников не соотносят свои профессиональные устремления с потребностями региона, склонны к инфантильному выбору профессии, а преобладающим фактором, влияющим на профессиональное самоопределение, оказывается рейтинг профессии на рынке труда. Внутренняя мотивация учащихся при выборе профессии преобладает над внешней, а содержание мотивов наиболее выражено в познавательных, материальных и мотивах самореализации.

Выводы. Основной задачей обучения в системе общеобразовательных организаций является подготовка квалифицированного специалиста. Но самое главное, чтобы будущий специалист был психологически готов к будущей профессии. Рассмотренные исследования в области профессионального самоопределения личности позволили вычленить определенную связь ее компонентов с индивидуальными факторами. Изученные особенности формирования и развития профессионального самоопределения учащихся позволили определить факторы, индицирующие формирование целостной системы профессионального самоопределения.

Таким образом, на основе проанализированных научных материалов по проблеме профессионального самоопределения учащихся можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение является ключевым звеном в процессе формирования психологической готовности учащегося к профессиональной деятельности. Ученые-психологи, изучающие эту систему, исходили из нескольких типов подходов, что обуславливает многогранность рассмотрения данной научной проблематики. Важной особенностью системы профессионального самоопределения является ее интегративный характер, который свидетельствует об упорядоченности внутренних структур, согласованности компонентов личности профессионала, в стабильности и преемственности их функционирования.

Для успешности профессиональной самоопределении учащихся главным условием является психологическая готовность к самоопределению. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности должно состоять из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя целенаправленную работу специалистов в области профориентации, целью которых является ознакомление учащихся со спецификой, содержанием, структурой и требованиями их будущей профессии. Практическая часть определяется в получении учащимися сведений о возможных профессиях, занятиями по моделированию ситуаций профессиональной деятельности.

← Предыдущая статьяМоделирование системы формирования готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности у учащихся в системе дополнительного образования

Следующая статья →Приоритетные аспекты в деятельности педагогов по патриотическому воспитанию учащихся



Учитель - это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно. Ушинский К.Д. Актуальность от ФГОС Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде



"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость



Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у учащегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений.



Профориентация это – (лат. professio – род занятий и фр. orientation – установка) – система мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, формирование готовности к труду в условиях рынка.


Профессиональная ориентация – многоуровневая система с целью формирования культуры профессионального самоопределения


Уровни профориентационной работы


Направления профессиональной ориентации


I Этап актуализации проблемы выбора профессии (1–4 классы (профинформация, профпросвещение) ЦЕЛЬ Педагогические задачи Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями. (уровень пассивного самоопределения) 1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде. 2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них. 3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям. 4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.


II этап формирования профессиональной направленности (5-7 классы) (профориентация, профвоспитание) Цель Педагогические задачи Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии (уровень зависимого самоопределения) 1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах. 2. Выявление и развитие профессиональных интересов. 3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии. 4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания. 5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.


III Этап формирования профессионального самосознания (8–9 классы) (профдиагностика) Цель Педагогические задачи Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования (уровень сознательного самоопределения) 1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии. 2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств. 3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования. 4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.


IV Этап уточнения социально-профессионального статуса (10–11 классы) (профконсультация) Цели Педагогические задачи Сформировать убежденность в правильности выбора профессии. (уровень осознанного самоопределения) 1. Формирование знаний и умений по определенной профессии. 2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия. 3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-про-изводственным условиям труда по избранной профессии.


Профориентация должна обеспечить подростку возможность осознать свои интересы и возможности, научиться ставить перед собой реальные цели (составление жизненного и профессионального плана); • принять решения относительно выбора профессии; • облегчить переход от школы к жизни.


Критерии и показатели эффективности профориентационной работы достаточная информация о профессии и путях ее получения; потребность в обоснованном выборе профессии; уверенность школьника в социальной значимости труда; степень самопознания школьника; наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.


Читайте также: