Понятие и виды источников права курсовая работа

Обновлено: 27.04.2024

Как для действующего права, так и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) — один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко- правовой науки и юриспруденции в целом.
Предметом исследования в данной работе являются источники права, в которых нашли отражение определенные ступени социального, экономического, политического, духовного и культурного развития общества.

Содержание

Глава 1. Понятия и виды форм(источников)права………………. 4
1.1 Понятия форм (источников) права.
1.2 Виды форм (источников) права.
Глава 2. Содержание источников права 14
2.1 Нормативно-правовой акт.
2.2 Другие источники права.
Глава 3. Источники (формы) права РФ 19

Список использованной литературы 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсач по ТГП на тему ,,Формы(источники) права. docx

Министерство образования и науки Росийской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

Кафедра правоведение

По теории государства и права:

Формы (источники) права

Выполнил: студент гр.-Ю(б)-33

Глава 1. Понятия и виды форм(источников)права………………. . 4

1.1 Понятия форм (источников) права.

1.2 Виды форм (источников) права.

Глава 2. Содержание источников права 14

2.1 Нормативно-правовой акт.

2.2 Другие источники права.

Глава 3. Источники (формы) права РФ 19

Список использованной литературы 25

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наличие надежных источников истории права зависит от существования в соответствующий период организованного правительственного механизма

(элемент законности) и группы образованных людей, например священников, ученых или официальных лиц, которые располагают возможностью с определенной степенью точности регистрировать состояние права (элемент аутентичности).

Как для действующего права, так и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) — один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко- правовой науки и юриспруденции в целом. Предметом исследования в данной работе является английское право, в котором нашли отражение определенные ступени социального, экономического, политического, духовного и культурного развития английского общества.

Как для действующего права, так и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) — один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко- правовой науки и юриспруденции в целом.

Предметом исследования в данной работе являются источники права, в которых нашли отражение определенные ступени социального, экономического, политического, духовного и культурного развития общества.

Глава 1. Понятия и виды форм(источников)права:

Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Источникам права характерны точность понятий (закон, указ и т.д.).

Источникам права присущ, как и позитивному праву в целом, официальный, публичный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:

• путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются

(издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;

• путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

1. Нормативные юридические акты - официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы). К их числу в России относятся законы, нормативные указы, постановления, иные нормативные документы Президента, Правительства, ведомств.

2. Санкционированные обычаи — вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.

3. Судебный или административный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

Среди других источников права необходимо выделить нормативный договор

- соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные, юридические нормы (например, федеративный договор). По своим основным юридическим особенностям нормативный договор относится к нормативным юридическим актам.

Источники права еще в большей мере, чем сами юридические нормы и правоотношения, связаны с практической деятельностью юристов, касаются всех, кому приходится, так или иначе, соприкасаться на практике с юридическими вопросами. И вот тут необходимо иметь в виду то существенное положение, что законы, все другие источники права являются не только общими понятиями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями - документами, текстами, точными формулировками юридических норм. Поэтому в данной области так важны приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического порядка. А теперь подробнее рассмотрим источники права.

1.1 Понятия форм (источников) права:

Но чаще всего ученые выделяют внутреннюю и внешнюю формы права. Под

внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов,

составляющих содержание данного явления. Под внешней — объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. Т.о., когда говорят о форме права, как о форме внешнего выражения и закрепления правовых предписаний, то речь идет об источниках права, а когда говорят о его структуре организации внутреннего содержания правовой системы, то имеется ввиду структура права.

1) источник права в материальном смысле: здесь под источником понимают совокупность тех материальных условий жизни общества, в результате которых появляются правовые нормы;

2) источник права в идеальном смысле: это философские, религиозные, политические, моральные и другие идеи и концепции, которые отразились в правовой норме;

4) в юридическом смысле: форма внешнего выражения и закрепления правовых предписаний, т.е. внешняя форма права;

5) в политическом смысле: это источники позитивного права.

а)Обычай как источник права

Под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного права.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были, например, такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, который нанесен им), вира (штраф за убийство человека).

Ряд юридических источников того времени представлял собой главным образом систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев. Примером может служить Русская Правда.

(обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо- германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права.….………………….……. 5
1.1 Понятие источника (формы) права. Соотношение формы права и источника права……………………………………………………….………………………….5
1.2 Виды источников (форм) права……..…………………………………. 7
1.3 Источники права в Российской Федерации…………….………….…..17
Глава 2. Нормативный акт как источник права………………………………. 25
2.1 Действие нормативных актов во времени, в пространстве,
по кругу лиц……………………………………………………………..…. 25
2.2 Закон как ведущий источник права…………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ТОМИНА курсовая по ТГП (восстановлен).doc

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра теории государства и права

Выполнил: студент 1-го курса очной формы обучения юридического факультета, группа 3103 Т. О. Кондрашкина

Научный руководитель: Н. В. Курысь,

кандидат юридических наук, доцент

Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права.….………………….……. 5

1.1 Понятие источника (формы) права. Соотношение формы права и источника права……………………………………………………….……… ………………….5

1.2 Виды источников (форм) права……..…………………………………. 7

1.3 Источники права в Российской Федерации…………….………….…..17

Глава 2. Нормативный акт как источник права………………………………. 25

2.1 Действие нормативных актов во времени, в пространстве,

2.2 Закон как ведущий источник права…………………………………. 27

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. Существует и еще одно важное значение понятия источника права, когда под ним подразумевают способ внешнего выражения содержания правовой нормы, при помощи которой она получает общеобязательное значение. Именно форма при таком подходе создает право, оно не существует вне государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления и т.д., т.е. формализованного текста).

Наличие надежных источников истории права зависит от существования в соответствующий период организованного правительственного механизма (элемент законности) и группы образованных людей, например священников, ученых или официальных лиц, которые располагают возможностью с определенной степенью точности регистрировать состояние права (элемент аутентичности).

Как для действующего права, так и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) — один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко-правовой науки и юриспруденции в целом.

Как для действующего права, так и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) – один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко-правовой науки и юриспруденции в целом.

Цель исследования в данной работе являются источники права, в которых нашли отражение определенные ступени социального, экономического, политического, духовного и культурного развития общества. Эта тема актуальна в наше время тем, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества, по источнику явления судят и о самом явлении.

Основными задачами в данной курсовой будет рассмотрение понятия, классификации и содержание источников права. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, отдается предпочтение учебникам, написанным под руководством Р.Т Мухаев, М.Н. Марченко, А.В. Малько. На мой, взгляд, в трудах этих авторов наиболее тщательно рассмотрены вопросы, затрагиваемые при рассмотрении такого правового института как источник права.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА

1.1 Понятие источника (формы) права

Соотношение формы права и источника права

Одним из признаков права, которые отличают его от других социальных регуляторов, является формальная определенность. Потребность в праве была обусловлена тем, что прежние социальные регуляторы не могли успешно согласовывать столь различающиеся и даже противоположные интересы. Упорядочить взаимоотношения людей, имеющих различные интересы, можно только с помощью четких правил поведения, которые закреплены в официальных действующих документах государства. Только четко закрепленные правила поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах, государство придает им общеобязательный характер, поскольку их обязательность обеспечена возможностью государственного принуждения. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности. Поэтому важно знать, где может содержаться информация о правилах поведения, обязательных для всех, кто и каким образом придает правилам поведения значение правовых норм, то есть обеспечивает их обязательность.

2) материалы, положенные в основу того или иного законодательства; например, констатируют, что римское право послужило источником при подготовке германского гражданского кодекса и т. д.;

3) исторические памятники, откуда люди черпали свои знания о праве;

4) средства познания действующего права (познание права через закон);

5) материальные условия жизни общества, которые обуславливают содержание правовых норм;

Термин источник права имеет философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру философские идеи легли в основу той или иной правовой системы.

Таким образом, источник (форма) права есть способ, внешняя форма выражения и закрепления содержания правил поведения, которые придают качество правовой норме, то есть становятся определенными, постоянными и обязательными. Различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержанием и пользоваться ими. 5

Понятие форма права и источник права тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если форма права показывает, как содержание права организованно и выражено вовне, то источник права указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Источник права в юридической литературе определяется неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Содержание и формы права не являются результатом произвольного конструирования законодателя. Их первопричины заложены в системе общественных отношений.

История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права: 6

1. Правовой обычай

2. Судебный прецедент

3. Принцип права

4. Правовая доктрина

5. Нормативный договор

6. Деловое обыкновение

7. Нормативно-правовой акт

Таким образом, в разных правовых системах различные источники (формы) права играют далеко не одинаковую, обусловленную характером и местом каждой из конкретной правовой системе регулятивную роль. Несмотря на это, все они являлись и являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия власть имущих на общественные отношения и различные общественно - политические институты.

А теперь подробнее рассмотрим эти источники права.

1.2 Виды источников права

Исторически первым источником права был обычай – правило поведения, ставшее юридической нормой вследствие его общего значения и длительного фактического применения. Обычай связан с традицией и способен передаваться от поколения к поколению. 7 Однако обычай становиться правовым, только когда появляется государство. В этом случае обычай становиться обязательным, поскольку опирается на возможность применения принуждения со стороны государства. До этого обычай существовал в качестве не правового, как правило, которое не требует санкции государства, соблюдается добровольно, поскольку обычай слит с нормами морали, религии, идеалами и представлениями первобытного человека. Обычай как мера должного поведения передавался из поколения в поколение в форме мифов, легенд, пословиц, поговорок. Все первые законы, например Русская Правда, Законы Хаммурапи, Законы ХII таблиц были сводами обычного права. Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права. 8

Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно - брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи сохранившиеся до настоящего времени, хотя и утратили прежнее значение. Они достаточно широко распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве деловых обычаев, на основе которых взаимодействуют партнеры, а так же в межгосударственных отношениях, где значительную роль играет дипломатический этикет.

Правовой обычай – это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Санкционирования обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной, или административной практики. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено. Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. 9

Более или менее длительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например, при регулировании внешней торговли. Известно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или международных обычаев мореплавания ст.130 КТМ РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки". 10 В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкновения. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте. Вряд ли прав и С.Л. Зивс, утверждая, что наше законодательство вообще не знает правового обычая 11 . В истории Российского права существовали нормативно - правовые акты, содержащие в себе прямую отсылку к обычаю, такие отсылки относились, например, к порядку землепользования в 20-х годах 20 века.

Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственной политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, до недавнего времени существовала в Уголовном Кодексе РСФСР (действовал с 1.01.61 по 1.01.97г.) глава 11, которая предусматривала ответственность за преступления, составляющие пережитки местных обычаев. Статья 233 УК РСФСР, в частности, предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет за похищения женщины для вступления в брак. 12 В действующем ныне Уголовном Кодексе РФ, вступившем в силу с 1.01.97г., такой статьи нет. Но там есть статья 126, которая предусматривает суровую ответственность за похищения человека, не ссылаясь при этом на пережитки. 13

Судебный прецедент является распространенными источником права в Англии, США, Канаде, Австралии, бывших колониях Великобритании. Судебный прецедент – решение суда, вынесенное по конкретному делу, которое становиться правилом, обязательным для всех судов той же низшей инстанции при решении аналогичного дела. Создателем права является само государство в лице такого органа, как суд. Решение вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций 14 . Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Признание прецедента источником права позволяет судебным и административным органам выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы права. Тем самым устраняются противоречия между развивающейся практикой и действующим законодательством, что позволяет решать дела при отсутствии норм права. Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их. Достоинство прецедента состоит в том, что он предметно и более точно, чем общая норма, способен отразить существо конкретного дела. В России и целом ряде других стран, в основном расположенных на европейском континенте ( Италия, германия, Франция ) и относящихся к другой правовой семье, называемой Романо-германской судебная практика не рассматривается в качестве источника права. Здесь считается, что суды могут только рассматривать конкретные судебные дела, но они не могут создавать новые нормы права.

Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как источник права.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыта сущность понятия источника права;
2) определены признаки, характеризующие источники права;
3) рассмотрены и проанализированы основные виды источников права.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие и признаки источников права.
2.1. Понятие источника права.
2.2. Признаки источников права.
3. Виды источников права.
3.1. Нормативно-правовой акт.
3.1.1. Закон.
3.1.2. Подзаконный нормативный акт.
3.2. Судебный прецедент.
3.3. Нормативный договор.
3.4. Правовой обычай.
3.5. Религиозный текст.
3.6. Правовая доктрина.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы:

Работа состоит из 1 файл

Реферат Источники права.doc

2. Понятие и признаки источников права.

2.1. Понятие источника права.

2.2. Признаки источников права.

3. Виды источников права.

3.1. Нормативно-правовой акт.

3.1.2. Подзаконный нормативный акт.

3.2. Судебный прецедент.

3.3. Нормативный договор.

3.4. Правовой обычай.

3.5. Религиозный текст.

3.6. Правовая доктрина.

5. Список использованной литературы:

Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как источник права.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) раскрыта сущность понятия источника права;

2) определены признаки, характеризующие источники права;

3) рассмотрены и проанализированы основные виды источников права.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух разделов, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы источники информации.

Первый раздел рассматривает и раскрывает сущность первой и второй задач, поставленных мною выше, а второй соответственно третьей задачи.

По результатам исследования сделаны выводы о достижении поставленной цели.

2.1. Понятие источника права.

Формы такого рода закреплений, как показывает практика. могут быть различны: сформулированы в общем виде, абстрактно на основе властного решения, либо на примере разрешения конкретного дела судом, которому придается общеобязательное значение при разрешении всех последующих аналогичных дел нижестоящими судами, либо сформулированы в результате договорной практики правотворческих органов, а могут быть просто санкционированы государством и т.д. В этой связи, следует говорить о формировании круга правовых документов, которые следует рассматривать в качестве источников права (нормативный акт, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и др.)

Таким образом, источником права в специально-юридическом (формальном) смысле - это внешняя форма выражения и закрепления правовых норм в различных документах, получивших официальное признание государства.

Источник права характеризуется следующими признаками:

  1. он состоит из правовых норм. Во всех источниках права содержится набор определенных правил поведения в той или иной сфере общественных отношений, регулируемых правом.
  2. правовые нормы в источниках права имеют соответствующие формы выражения и закрепления. Выразить правовую норму можно в виде предписания, адресованного конкретному лицу, имеющего общеобязательное значения, либо иным способом. Правовые нормы находят закрепление либо в четко структурированной форме. т.е. в документах, имеющих деление на разделы, главы, статьи, параграфы и т.д., либо в форме неформализованного отчета о решении того или иного спора, либо в иной форме.
  3. влияние государства на формирование круга источников права. Государство и его органы могут самостоятельно разрабатывать те или иные источники права и вводить их в действие (напр., нормативные правовые акты), могут их санкционировать (напр., правовой обычай и др.).
  4. обязательность исполнения. Беспрекословное осуществление правовых предписаний всеми субъектами права обусловлена их защитой со стороны государства и возможностью применения мер государственного принуждения к нарушителю содержащихся в них правовых норм.
  5. формально-определенный характер выражения и закрепления. Этот признак указывает, во-первых, на четкость и определенность формулировок субъективных прав и юридических обязанностей, санкций за их нарушение, во-вторых, на документальный характер закрепления в источниках правил поведения субъектов.
  6. доступность источников. Здесь имеется ввиду, во-первых, свободный доступ всех субъектов права к получению информации о содержании источника, основанному на определенном порядке его обнародования, официального опубликования и, во-вторых, доступный, понятный язык изложения источников права.

Данное значение источника права схоже с пониманием этого термина в европейских странах, т.к. и на Западе и в России оно предполагает связь правовой нормы с государством. В меньшей степени употребление этого термина характерно для традиционных правовых систем (мусульманское право, семьи обычного права), ввиду сильного влияния религиозного фактора на государственно-правовые институты.

В целом, мировая юридическая практика насчитывает множество видов источников права. Среди них: правовой обычай,нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина. На выбор и закрепление в национальной правовой системе того или иного источника влияет множество факторов. Рассмотрим более подробно основные источники права. встречающиеся в национальных правовых системах различных государств.

3.1. Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правой акт является одним из самых распространенных и ведущих источников права в различных правовых системах мира, в том числе и в РФ.

Нормативно-правовой акт - это официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм.

Признаки нормативного правового акта суть следующие. Во-первых, нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях - в результате прямого народного волеизъявления (референдума). Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов устанавливаются в Конституции, законе.

Каждый правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.) по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию правотворческого органа. Все виды нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов, основанную на иерархической подчиненности. Каждый вид нормативных актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Этот уровень определяется, исходя из нормативно закрепленного положения нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов определенного государства, как правило, исходя из соотношения с Конституцией, с законом.

В некоторых случаях в качестве основного критерия определения места акта в иерархии нормативных правовых актов служит положение издающего их органа в системе государственно-властных органов. В случае нарушения правотворческим органом установленных юридических зависимостей акт должен быть признан неконституционным, незаконным, недействительным, отменен, приостановлен и т.п.

Таким образом, положение нормативного правового акта и объем полномочий, закрепленных за ор органами их издающими, обуславливают юридическую силу издаваемых властным органом нормативных правовых актов. В свою очередь, от юридической силы нормативного правового акта зависит место акта в правовой системе, установление иерархических связей и соподчиненности с другими актами.

Второй признак нормативного правового акта состоит в том, что в нем устанавливаются нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, выраженные в виде абстрактно сформулированных государственно-властных предписаний, адресованных неперсонифицированному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение.

Третья характеристика данного источника состоит в том, что он имеет официально-документальную форму и особую структуру. В нормативном правовом акте должны содержаться определенные характеристики. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц) его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.

Четвертая особенность нормативного правового акта как источника права состоит в особом порядке его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры есть обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых нормативных решений.

Подводя итог общей характеристике рассматриваемого источника, следует согласиться с тем, что нормативный правовой акт - это один из наиболее совершенных источников права. Он позволяет государству оперативно реагировать на изменения в характере общественных отношений путем принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации.

По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Верховенством среди них обладает закон.

Читайте также: