Почему выбирают профессию учителя иностранного языка

Обновлено: 01.05.2024

Английский язык — самый востребованный в мире. На каждого англоговорящего (а это и носители языка, и те, кто учил грамматику в школе) найдется свой ученик: от абитуриентов и детей амбициозных родителей до бизнесменов, которые хотят прокачать навыки международных переговоров. Профессиональная преподавательница английского Елена Притыкина составила план для начинающего тьютора на основании международных рекомендаций и своего 20-летнего опыта.

Нет ничего убедительнее цифр. Данные немецкой статистической организации Statista и Британского Совета подтверждают:

  • на английском языке говорит больше всего людей в мире; в 2021 году именно он признан родным для 1348 млн человек (для сравнения: официальных носителей китайского 1120 млн, хинди — 600 млн);
  • каждый четвертый житель планеты использует английский в повседневном общении;
  • английский язык играет важную экономическую роль, добавляя в бюджет только Великобритании в среднем 2 млн фунта стерлингов в год за счет студентов, приезжающих получать и совершенствовать знания.

И конечно, язык Шекспира становится источником морального и материального удовлетворения для тех, кто решил посвятить себя его преподаванию. Однако предварительно стоит взвесить все за и против.

Преимущества работы

Частные учителя по-прежнему востребованы. Ценность индивидуального подхода в образовании в Оксфорде и Кембридже оценили еще в XVI веке, и в XXI ничего не изменилось. Конечно, гаджеты со счетов сбросить нельзя — но всё же вряд ли они способны пробуждать в учениках неуемное стремление к знаниям или хотя бы ответственное отношение к учебе.

Чем репетиторство лучше работы офлайн, например, в школе? Это позволяет:

1. Занять нишу, даже если вы только начинаете

2. Работать в максимально безопасных (с учетом COVID-19) условиях

Дистанционное обучение английскому набирает обороты. 81,3% учителей готовы идти именно этим путем; 32% слушателей курсов хотя бы один из них берут онлайн. Даже самые консервативно настроенные осознают удобство — для кого-то, возможно, вынужденное — общения через экран.

3. Прогнозировать доход


4. Выбирать между индивидуальной работой и сотрудничеством со школой

В первом случае учитель сам определяет для себя стоимость часа занятий, которая его устраивает. Для квалифицированных педагогов — получивших сертификат TEFL, TESOL, CELTA или аналогичный — границы не страшны. При этом репетитор в США может рассчитывать на плату в 20–30 долларов, в Великобритании — 15–20 фунтов, а в странах Евросоюза и в Москве — 15–20 евро.

В регионах России и СНГ цены на услуги репетитора английского существенно разнятся (от 400 до 6000 рублей за занятие). Всегда есть желающие найти недорогой вариант, что дает новичкам надежду занять бюджетную нишу на старте.

Опытные тьюторы получают 65–75% от указанного в прайс-листе сайта гонорара; начинающим порой предлагают вообще унизительную зарплату. Но даже эти два доллара в час (реальная ставка в очень известной онлайн-школе) оказываются привлекательной суммой для коллег из, например, Узбекистана или Туркменистана — ведь это больше, чем средняя плата в этих странах.

Частное репетиторство процветает как в развитых, так и в развивающихся странах. Кроме уже упомянутых регионов, учителя английского востребованы в Японии, Южной Корее, Марокко, Мьянме, Сингапуре, Бразилии, Зимбабве, Танзании, Малайзии, Камбодже, Египте, на Тайвани и Мальте.

Почему растет спрос на частных учителей:

Такая ситуация на руку тьюторам. Тот, кто хорошо знает язык, но не имеет опыта преподавания (выпускник института, состоявшийся специалист в другой сфере, решивший переквалифицироваться, юный блогер-билингв), имеет все шансы преуспеть.

Однако тому, кто хочет стать преподавателем английского, нужно быть готовым соответствовать. Например, менять характер — возможно, кардинально.

Какие качества важны для тьютора

Эмпатия — умение поставить себя на место ученика, понять его неуверенность или растерянность.

Эмпатия важна, но осознанное сопереживание ученику может отвлекать преподавателя от процесса, мешать выявить реальную причину отсутствия контакта с предметом. Центром внимания педагога должны стать сама проблема и методы ее решения.

Честность — бесстрашие признаться в незнании конкретного слова, правила или идиомы.

Не изворачиваться крайне важно: последствия могут выявляться еще долго — но этого мало. Честность проявляется и в общении с родителями: они должны знать о ребенке даже самую неприглядную правду. А также в готовности отказаться от клиента (то есть дохода), когда прогресса нет.

Энтузиазм — невозможно заразить слушателя тем, чего нет у самого учителя.

Умение слушать — определение болей и слабых мест студента.

А еще развитие навыков аудирования и слуховой, логической, эмоциональной памяти.

Поощрение независимости — разработка стратегий, которые будут стимулировать самостоятельность.

Школа никак не способствует самостоятельности: учителя или разжевывают материал, или, наоборот, сводят процесс обучения к простому переписыванию из учебника. Как результат, присущее человеку с рождения здоровое любопытство сходит на нет. С ним же увядает способность к росту и развитию.

Соблюдение конфиденциальности — любая информация о личной жизни ученика не может быть обнародована педагогом.

Желание мотивировать — побуждение студентов достигать целей оптимальным способом, признавать свои сильные стороны, концентрироваться на перспективе, самостоятельно выбирать наиболее подходящий метод обучения.

Только мощный вдохновитель может сподвигнуть студентов на метапознание — анализ особенностей собственных мыслительных процессов и стратегий, знаний и памяти, суждений об обучении и лидерских навыках. Это единственный подход, позволяющий продуктивно управлять своими когнитивными процессами и в итоге правильно продумывать и строить не только дальнейшую карьеру, но и всю жизнь.

Бережное отношение к личности : уважение — основа взаимоотношений.

Важно помнить, что уважение должно быть взаимным. Плохо воспитанного невозможно обучить; никакие деньги не компенсируют хамское поведение или откровенное игнорирование усилий педагога. Если родители не считают нужным принимать меры, когда педагог жалуется на поведение ученика (более того, фактически поощряют безделье, отправляя ничем того не заслужившего ребенка в кафе или на дискотеку), необходимо вспоминать о самоуважении и расставаться.

Вариативность деятельности — индивидуальный подход к каждому ученику.

Идеально, если у преподавателя, даже начинающего, разработаны отдельные уроки, например, для любителей рисовать (особенно действенными оказываются яркие майнд-карты), петь и слушать (в бесплатном доступе есть множество подкастов — с их помощью можно прокачивать и аудирование, и грамматику), рассуждать логически (четкие схемы и причинно-следственные связи ускорят решение задачи).

Удивить ученика всем этим уже на первом занятии — значит заложить фундамент надежного сотрудничества, возможно, на несколько лет вперед.

Это крайне заманчиво, ведь особой стабильности в работе индивидуального репетитора нет. И в этом, пожалуй, заключается самый серьезный недостаток выбранной специализации.


Три варианта легкого старта

Альтернативы есть, но их не так много.

1. Пойти работать в онлайн-школу

2. Создать свой онлайн-курс

Может помочь пособие How to Start and Run a Home Tutoring Business (Stellman and Howse, 2007; Spring Hill House, Oxford) — краткое, наглядное и легкое для понимания.

3. Заниматься со знакомыми

Так начать проще, но есть и свои подводные камни: если в отношениях что-то пойдет не так, о небольшой плате за услугу никто не вспомнит, а вот обида останется надолго. Возможно, за ней последует и дурная слава: сарафанное радио работает без устали и ему доверяют многие.

Как организовать работу

При выборе любой из описанных моделей предстоят следующие шаги:

И главное, нельзя забывать: преподаватель в ответе за тех, кого научил. И перед учениками, и перед обществом в целом. И конечно, перед собственной совестью.

Все профессии важны, все профессии нужны, но учитель — профессия, суть которой в помощи детям стать настоящими людьми, грамотными, образованными. От учителей зависит судьба ребенка, его взгляд на жизнь. Кто-то дает ученикам знания, кто-то — крылья. Приятно осознавать всю важность и значимость своего труда, приятно видеть, каких высот добились твои ученики. Но подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и институтов идут куда угодно, но только не в школы. Почему? Разобраться в этом вопросе нам поможет собеседница Reconomica Татьяна из Пензенской области, которая работает учителем иностранного языка в самой обычной школе.

Начало пути

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна, мне 30 лет. Я бы хотела рассказать вам о своем опыте работы учителем иностранного языка. Сразу оговорюсь, что живу я в Пензенской области, населенные пункты тут небольшие, поэтому что-то может не совпадать с ситуацией в школах в больших городах.

Получение профессии учителя

Получить профессию учителя можно либо в педагогическом колледже, либо в институте. Некоторые сначала заканчивают колледж, потом идут заочно в институт. Параллельно можно уже работать в школе. После колледжа обучение в институте будет намного короче, и при имеющейся работе по специальности не придется искать место для прохождения практики. Собственно, многие именно так и поступают. А я высшее образование получала совсем по другой специальности.

Наша группа пришла учиться после 9 класса. Срок обучения в нашем случае 5 лет. Есть направления и со сроком 4 года, но у нас был иностранный язык, здесь срок больше.

В колледже можно стать учителем только одного иностранного языка, в институте — двух. С одной оговоркой: обучение в вузе должно быть очным. Заочно — тоже только один язык.

Без практики — никуда

Практика в школе у нас началась только с третьего курса. К сожалению, с языком она совершенно не была связана. Мы должны были научиться проводить внеклассные мероприятия, классные часы. В общем, нас готовили к будущему классному руководству.

в лагере

После четвертого курса нас отправили в летние лагеря.

На четвертом курсе нас наконец-то допустили до уроков. Каждый из нас проводил 1-2 урока в неделю.

После четвертого курса нас отправили в летние лагеря. Я была вожатой. Нужно было отработать одну смену. Некоторым понравилось, и они работали все лето. Я отработала только три недели.

Как найти работу в школе

В интернете я часто видела вопрос: как устроиться работать в школу? Думаю, здесь вариантов немного:

  • пойти по моему пути: хорошо показать себя во время практики и надеяться на предложение;
  • пойти в ближайший отдел образования и узнать, нет ли в каких-то школах вакансий;
  • обратиться непосредственно в саму школу к директору или завучу.

В сельских школах сейчас недостаток учителей, и это касается не только иностранного языка. Это, конечно, несколько облегчает поиск работы.

учитель

Учитель, классы которого я взяла, много требований не предъявлял, и я спокойно работала.

Примерно в середине марта мне позвонила завуч из школы, где я проходила практику, пригласила меня на работу. Оказалось, оба учителя английского собираются увольняться, и им срочно нужно кого-то найти. Я согласилась. Это сельская школа-девятилетка. Работать я начала с четвертой четверти, часов мне дали совсем мало. Работать нужно было по субботам, а в остальные дни учиться.

Особенности работы в школе

Со следующего учебного года я осталась единственным учителем иностранного языка во всей школе. Учила всех, со 2 по 9 класс. Школа небольшая, поэтому параллельных классов почти не было. Нагрузка была 24 часа в неделю. Это на 6 часов больше ставки. Затем нагрузка стала 21 час и остается такой до сегодняшнего дня.

Обязанности учителя

Ставка учителя-предметника — 18 часов в неделю. Многие люди не понимают, почему так мало. Обычно недоумевающие не учитывают, что у преподавателя только оплачиваемых часов 18, а есть и те, что не учитываются.

Вообще предполагается, что учитель должен работать 18 оплачиваемых плюс примерно столько же неоплачиваемых часов, то есть всего 36.

Оплачиваемые часы — это сами уроки и перемены. Таким образом, час учителя — это действительно час, а не 45 минут. На перемене учитель точно так же находится на работе: заполняет журнал, готовится к следующему уроку, решает текущие проблемы. Это такое же рабочее время.

Помимо собственно уроков, учитель имеет еще ряд обязанностей:

  • проверка тетрадей,
  • подготовка различных отчетов и мероприятий,
  • подготовка к урокам,
  • проведение родительских собраний,
  • участие в педагогических советах и многое другое.

Сейчас еще повсеместно ввели электронные журналы. То есть учитель сначала заполняет бумажный журнал, а потом эти же сведения вносит в электронный. В некоторых городских школах оставили только электронные. Но я считаю, что мы еще не готовы к полной отмене обычных журналов: слишком часто в системе встречаются ошибки.

бумажная волокита

Помимо уроков, учитель должен проверять тетради, заполнять журнал, готовить планы занятий.

Работа учителя летом и отпуск

В самый первый год работы отпуска летом у меня не было — я успела поработать слишком мало, поэтому пришлось работать все лето. Ученикам кажется, что в летний период учителю делать нечего, но это совсем не так. Работы много. Пришли ученики на практику — надо за ними следить, давать им задания, отмечать отработанные дни. В школе есть пришкольный лагерь? Значит, придется поработать воспитателем. А все ли готово в классе? Не нужно ли обновить стенды, методическую литературу? И, конечно, лето — время написания рабочих программ, по которым будет вестись работа весь учебный год.

Кстати, о времени нахождения в школе учителя. Летом учитель должен работать ровно столько часов, сколько у него было уроков в учебном году.

Если учитель — не новичок или не только что из декрета, то летом положен отпуск. Отпуск хороший — целых 56 дней.

Финансовый вопрос

Конечно, всех интересует и вопрос зарплаты.

Ставка учителя-предметника 18 часов, и за эти голые часы заплатят всего лишь около 8 тысяч рублей. Хочешь больше — набирай часы.

Но есть и надбавки. Например, на приобретение методической литературы каждый месяц учителю выделяется по 100 рублей. Рублей 200 добавят за проверку тетрадей. Есть также надбавки за стаж и образование, за классное руководство, но они небольшие. Прибавку к зарплате можно получить, и заработав категорию. В некоторых школах есть и стимулирующие выплаты, но в нашей школе такого нет.

на уроке английского

Ставка учителя-предметника 18 часов, и за эти голые часы заплатят всего лишь около 8 тысяч рублей.

Плюсы и минусы работы в школе

Плюсы работы учителем

В любой профессии есть как положительные стороны, так и отрицательные. Начнем с хорошего:

  1. Большой отпуск.
  2. Если не брать слишком много часов, то в школе не нужно находиться целый рабочий день.
  3. Это отличная работа для творческого и общительного человека.
  4. Возможность приносить людям пользу.
  5. Возможность раньше уйти на пенсию. Для этого нужно иметь 25 лет педагогического стажа.

Минусы работы учителем

К сожалению, работа учителем не всегда приятна.

  • Самый большой минус — крайне низкая зарплата.
  • Слишком большой стресс ежедневно.
  • Периодически приходится делать работу, не относящуюся к непосредственным обязанностям (уборка территории, участие в различных спортивных, культурных и других мероприятиях и так далее).
  • Разноуровневые классы.
  • Слишком большое количество никому не нужных отчетов.
  • Иллюзия выбора программ и учебников.

Последний пункт тоже довольно любопытный. По закону учитель имеет право сам выбирать программу и учебник, по которому он будет работать. На деле же, приходится работать с тем, что дают.

учебник

Что дают, с тем и работаем.

Мои личные выводы

Общий стаж работы в школе у меня – почти 10 лет. Из них почти половину я провела в декретах, поэтому фактический опыт работы — всего около 6 лет. За это время я многое узнала, многому научилась. Уже давно не боюсь идти в класс, даже новый. Хорошо ориентируюсь в своих учебниках, могу на ходу что-то изменить в уроке, подстроиться под конкретный класс.

Я вижу результаты своей работы, могу сказать, что мне она нравится. И все же эта работа далеко не для всех. Подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и институтов идут куда угодно, но только не в школы. Нехватка кадров стоит порой очень остро.

учитель

Подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и институтов идут куда угодно, но только не в школы.

Учитель английского – очень интересная профессия. Многие педагоги, разбирающиеся в тонкостях своего дела, выходят на высокий уровень дохода с помощью репетиторства, переезда и трудоустройства в зарубежные школы, высокооплачиваемой должности в отечественных престижных учебных заведениях.

Сегодня для того, чтобы стать преподавателем английского, надо выбрать один из вариантов:

  • Получение высшего педобразования.
  • Окончание колледжа или техникума.
  • Международные курсы сертификации.
  • Самостоятельное обучение.
  • Языковые сертификаты.

Давайте рассмотрим каждый из вариантов более подробно.

Как начать преподавать английский?

В резюме будущего учителя обязательно должно быть основание для занятия этим видом деятельности. Конечно, бывают случаи, когда стаж говорит сам за себя. Например, если вы последние пять лет занимаетесь частным репетиторством и не понаслышке знакомы со всеми необходимыми приёмами и технологиями урока. Но что делать, если вы начинающий специалист без образования и минимального опыта работы?

Высшее педагогическое образование

Выпускники университета

Самый очевидный и распространенный способ. Для того, чтобы в будущем работать по этой специальности подойдут также дипломы о в/о смежных направлений: иняз, лингвистика, филология, переводчик и даже психолог.

К плюсам можно отнести:

  1. Получение фундаментальных основ.
  2. Формирование имиджа профессионала и повышения уровня доверия учеников.
  3. Для работы в школе или саду вполне подойдет степень бакалавра.
  4. Значительное улучшение английского.

Однако, есть и недостатки:

  1. Для поступления надо сдать ЕГЭ по английскому на высокий балл, который зависит от выбранного вами университета.
  2. При сдаче ЕГЭ на балл ниже проходного придется поступать на платной основе.
  3. Для того, чтобы учить студентов необходимо получать степень магистра и окончить аспирантуру.
  4. Возможны сложности с сессиями и курсовыми проектами.
  5. Совмещать посещение ВУЗа и работу очень сложно, что может негативно отразиться на финансах.
  6. Длительность обучения 4 года.

Несмотря на явные плюсы, высшее образование подходит далеко не всем. В основном, его рассматривают старшеклассники или студенты первых курсов, которые хотят поменять род деятельности.

Взрослым людям бывает трудно выделить средства и время на полноценное долгосрочное обучение, но если человек уверен в своих силах, то можно поступить заочно. Более подробно педагогические ВУЗы, стоимость обучения и проходные баллы мы рассмотрели в этой статье.

Кому подойдет?

  • Выпускникам школ и техникумов.
  • Учащимся начальных курсов в других высших учебных заведениях.
  • Взрослым людям, которые могут совмещать университет (очно/заочно) с работой.
  • Специалистам, которые хотят в дальнейшем преподавать в ВУЗах.

Колледж или техникум

Студенты среднего учебного заведения

Для поступления нужен аттестат о школьном образовании и хорошие знания языка. Учиться можно как очно, так и заочно. Однако, специфические предметы все-таки лучше проходить в аудитории, где есть возможность уточнить у лектора непонятный вопрос.

К плюсам относят:

К минусам можно причислить:

  • Ограниченные возможности трудоустройства – устроиться в детский сад реально, а в школе придется обсуждать вопрос с администрацией.
  • Необходимость доучивать самостоятельно передовые методики, которые, вероятно, не будут рассмотрены подробно.
  • Возможно, уровень английского придется подтягивать самостоятельно.
  • Более низкая оплата труда: как на официальной работе, так за частные уроки.

Таким образом, техникум также может быть основой для трудовой деятельности педагога, но возможны ограничения. Так, специалистов с этим уровнем примут не в каждую школу, но детский сад может стать отличным выходом.

Кому подойдет?

  • Людям, которые хотят преподавать английский детям.
  • Тем, кто не планирует подавать заявку на вакансию в ВУЗ или за рубеж.
  • Тем, кто хочет немного сэкономить на образовании.
  • Тем, кто решил совмещать учебу и работу, колледж закончить будет легче.

Сертификаты, подтверждающие знание языка

Сертификат

Если ваш диплом не связан с педагогикой, но вы имеете на руках сертификат о сдаче TOEFL, IELTS, BEC, C1 Advanced или C2 Proficiency, то можно рассчитывать на вакансию на языковых курсах.

Вы можете совместить свои знания, полученные в универе и язык, в качестве тьютора по бизнес, корпоративному, юридическому, техническому, медицинскому английскому.

Узкопрофильные знания, включающие в себя терминологию, в совокупности с продвинутой грамматикой, сделают вас востребованным спецом не только на курсах в РФ, но и во многих зарубежным компаниях.

Кроме этого, с таким уровнем, можно поискать место в частных детских садах или школах.

Преимущества этого варианта:

  • Получение современных знаний и усвоение сложных грамматических конструкций.
  • Улучшение репутации для работодателей и потенциальных учеников.
  • Совершенствование резюме и портфолио.
  • Стоимость сертификатов существенно ниже затрат на в/о.
  • В целом подготовка и сдача экзамена займет около 1,5–2 лет, но может и меньше в зависимости от исходного уровня языка.

К недостаткам этого варианта можно отнести то, что он больше подходит тем, кто хочет быть тьютором, ментором, коучем или сотрудником международной компании. Однако, профильных педагогических знаний вы получите недостаточно. Кроме этого, сдача такого рода экзаменов может оказаться довольно трудной задачей, не поддающейся с первого раза.

Для кого это хороший вариант?

  • Для тех, кто не до конца уверен, что хочет связать свою жизнь с обучением.
  • Для тех, кто давно хотел работать в иностранной фирме.
  • Для тех, кто не заинтересован получить вакансию в школе и готов рассмотреть позиции на частных языковых курсах.
  • Для тех, кто точно хочет быть репетитором.

Курсы для учителей

Онлайн-курс

Курсы могут стать той недостающей деталью, которой не хватает для того, чтобы начать преподавать с нуля. Если вы имеете на руках методический сертификат по типу TKT, CELTA, TEFL/TESOL, то шансов получить нормальное место работы будет гораздо больше, даже с непрофильным в/о.

Вы хотите досконально углубиться в методику, техники, приёмы, а также научиться планировать занятия, оценивать учеников? Вам подойдет сертификация TEFL / TESOL. Она проходит в удаленном режиме, контролируется личным тренером и напоминает обычную курсы, но с одним серьезным отличием. Здесь вас научат учить других и после сдачи финального теста вы будете считаться полноценным преподавателем.

Преимущества сертификации

Получение документального подтверждения учительского звания предполагает прохождение онлайн занятий в удобном режиме. У соискателя есть от 6 до 8 месяцев открытого доступа, за которые он может усвоить информацию и сдать экзамен. Кроме этого, к плюсам можно отнести:

  • Международное признание документа.
  • Полноценную теоретическую базу, которой хватит для старта карьеры.
  • Практику с обратной связью от куратора.
  • Модули состоят из современных метод: CLIL, ESP, EAP, обучения детей, онлайн преподавания и т. д.
  • Сертификат – это основания для рабочей визы в ряде стран.
  • Бонусная услуга поиска подходящих вакансий и помощи в трудоустройстве.
  • В процессе учебы вы также повысите качество владения языком.
  • Доступная цена и средний уровень знания языка, необходимый для поступления.

Кому подходят TEFL/TESOL?

  • Людям различных профессий, не связанных с системой образования, которые хотят стать преподавателями.
  • Тем, кто хочет начать преподавать с нуля и без поступления в универ.
  • Тем, кто рассматривает для себя переезд в другую страну.
  • Тем, кто уже работает в школе и хочет повысить квалификацию.
  • Тем, кто хочет разобраться в профессии, начиная с азов.
  • Тем, кто хочет совместить текущую работу с онлайн обучением.

Чтобы проверить, насколько легко вам будет даваться учеба, пройдите тест. Он поможет вам оценить свои шансы на получение сертификата.

Те, у кого есть минимальный опыт, могут изучить информацию про TKT. Он разработан для углубления теоретических аспектов и отработки их на практике. Три разных модуля, которые оплачиваются отдельно и направлены на разные аспекты профессионального улучшения. Их можно сдавать за один раз, а можно делать перерывы. Есть разновидность TKT CLIL для того, чтобы вести другие предметы на английском и TKT YL – для обучения детей.

Можно также обратить внимание на CELTA, однако специфика предполагает наличие уверенного опыта, без которого понять материал будет очень сложно. Помимо этого, стоимость CELTA около 100 000 ₽. Даже поэтапно эта сумма для многих окажется неподъемной.

Сложности еще заключаются в том, что перед поступлением необходимо сдать пройти собеседование с представителем организации, подтвердить уровень языка С1 или С2 или пройти экзамен в одном из центров. Согласитесь, для новичков это может оказаться серьезным препятствием. Также придется выделить время на обучение, которое является очным и длится месяц.

Кому подойдут TKT и CELTA?

  • Педагогам с опытом преподавания, которые хотят дальнейшего развития.
  • Тем, кто планирует подавать Job Application в англоязычные школы или ВУЗы.
  • Специалистам, которые хотят открыть свои курсы.
  • Людям, которые пишут кандидатские или докторские работы по педагогике.
  • Тем, кто хочет выполнить план по самообразованию на 100%.

Самостоятельное обучение

Самостоятельное изучение английского

Трудоемкий, медленный процесс, требующий невероятного упорства и труда. Вам предстоит подробно проанализировать большое количество информации в Интернете:

  • специальные сайты для учителей ;
  • детальный разбор методик (в том числе, коммуникативной);
  • изучение платформ для преподавателей ;
  • постоянное прохождение различных тестов;
  • чтение специализированной литературы ( How to Teach English from Jeremy Harmer, Grammar for English Language Teachers from Martin Parrott, Learning Teaching Third Edition from Jim Scrivener);
  • анализ журналов для педагогов;
  • видео-лекции и видео разборы уроков;
  • художественную литературу в оригинале;
  • блоги специалистов: Jeremy Harmer, Scott Thornbury, Jim Scrivener, Herbert Puchta, Busyteacher;
  • обучающие курсы: Alison, EDX, Coursera, FutureLearn, Синергия, Udemy;
  • общение с будущими коллегами в группах в соцсетях;
  • сайты для тренировки речевых навыков;
  • конкурсы для учителей .

Через некоторое время вы станете счастливым обладателем нескольких лет опыта, которые, возможно, помогут вам устроиться в детский сад.

Некоторые дополнительные варианты репетиторства без профильной подготовки мы рассмотрели в этой статье .

В качестве заключения

Таким образом, чтобы работать учителем английского, нужно выбрать верный для себя вариант и трудиться. Профессия доступна тем, кто не унывает, умеет справляться со стрессом, готов учиться с утра до вечера. Делайте свой выбор, исходя из начального уровня владения языком, временного ресурса и ваших карьерных целей, и амбиций.

Учитель английского – очень интересная профессия. Многие педагоги, разбирающиеся в тонкостях своего дела, выходят на высокий уровень дохода с помощью репетиторства, переезда и трудоустройства в зарубежные школы, высокооплачиваемой должности в отечественных престижных учебных заведениях.

Сегодня для того, чтобы стать преподавателем английского, надо выбрать один из вариантов:

  • Получение высшего педобразования.
  • Окончание колледжа или техникума.
  • Международные курсы сертификации.
  • Самостоятельное обучение.
  • Языковые сертификаты.

Давайте рассмотрим каждый из вариантов более подробно.

Как начать преподавать английский?

В резюме будущего учителя обязательно должно быть основание для занятия этим видом деятельности. Конечно, бывают случаи, когда стаж говорит сам за себя. Например, если вы последние пять лет занимаетесь частным репетиторством и не понаслышке знакомы со всеми необходимыми приёмами и технологиями урока. Но что делать, если вы начинающий специалист без образования и минимального опыта работы?

Высшее педагогическое образование

Выпускники университета

Самый очевидный и распространенный способ. Для того, чтобы в будущем работать по этой специальности подойдут также дипломы о в/о смежных направлений: иняз, лингвистика, филология, переводчик и даже психолог.

К плюсам можно отнести:

  1. Получение фундаментальных основ.
  2. Формирование имиджа профессионала и повышения уровня доверия учеников.
  3. Для работы в школе или саду вполне подойдет степень бакалавра.
  4. Значительное улучшение английского.

Однако, есть и недостатки:

  1. Для поступления надо сдать ЕГЭ по английскому на высокий балл, который зависит от выбранного вами университета.
  2. При сдаче ЕГЭ на балл ниже проходного придется поступать на платной основе.
  3. Для того, чтобы учить студентов необходимо получать степень магистра и окончить аспирантуру.
  4. Возможны сложности с сессиями и курсовыми проектами.
  5. Совмещать посещение ВУЗа и работу очень сложно, что может негативно отразиться на финансах.
  6. Длительность обучения 4 года.

Несмотря на явные плюсы, высшее образование подходит далеко не всем. В основном, его рассматривают старшеклассники или студенты первых курсов, которые хотят поменять род деятельности.

Взрослым людям бывает трудно выделить средства и время на полноценное долгосрочное обучение, но если человек уверен в своих силах, то можно поступить заочно. Более подробно педагогические ВУЗы, стоимость обучения и проходные баллы мы рассмотрели в этой статье.

Кому подойдет?

  • Выпускникам школ и техникумов.
  • Учащимся начальных курсов в других высших учебных заведениях.
  • Взрослым людям, которые могут совмещать университет (очно/заочно) с работой.
  • Специалистам, которые хотят в дальнейшем преподавать в ВУЗах.

Колледж или техникум

Студенты среднего учебного заведения

Для поступления нужен аттестат о школьном образовании и хорошие знания языка. Учиться можно как очно, так и заочно. Однако, специфические предметы все-таки лучше проходить в аудитории, где есть возможность уточнить у лектора непонятный вопрос.

К плюсам относят:

К минусам можно причислить:

  • Ограниченные возможности трудоустройства – устроиться в детский сад реально, а в школе придется обсуждать вопрос с администрацией.
  • Необходимость доучивать самостоятельно передовые методики, которые, вероятно, не будут рассмотрены подробно.
  • Возможно, уровень английского придется подтягивать самостоятельно.
  • Более низкая оплата труда: как на официальной работе, так за частные уроки.

Таким образом, техникум также может быть основой для трудовой деятельности педагога, но возможны ограничения. Так, специалистов с этим уровнем примут не в каждую школу, но детский сад может стать отличным выходом.

Кому подойдет?

  • Людям, которые хотят преподавать английский детям.
  • Тем, кто не планирует подавать заявку на вакансию в ВУЗ или за рубеж.
  • Тем, кто хочет немного сэкономить на образовании.
  • Тем, кто решил совмещать учебу и работу, колледж закончить будет легче.

Сертификаты, подтверждающие знание языка

Сертификат

Если ваш диплом не связан с педагогикой, но вы имеете на руках сертификат о сдаче TOEFL, IELTS, BEC, C1 Advanced или C2 Proficiency, то можно рассчитывать на вакансию на языковых курсах.

Вы можете совместить свои знания, полученные в универе и язык, в качестве тьютора по бизнес, корпоративному, юридическому, техническому, медицинскому английскому.

Узкопрофильные знания, включающие в себя терминологию, в совокупности с продвинутой грамматикой, сделают вас востребованным спецом не только на курсах в РФ, но и во многих зарубежным компаниях.

Кроме этого, с таким уровнем, можно поискать место в частных детских садах или школах.

Преимущества этого варианта:

  • Получение современных знаний и усвоение сложных грамматических конструкций.
  • Улучшение репутации для работодателей и потенциальных учеников.
  • Совершенствование резюме и портфолио.
  • Стоимость сертификатов существенно ниже затрат на в/о.
  • В целом подготовка и сдача экзамена займет около 1,5–2 лет, но может и меньше в зависимости от исходного уровня языка.

К недостаткам этого варианта можно отнести то, что он больше подходит тем, кто хочет быть тьютором, ментором, коучем или сотрудником международной компании. Однако, профильных педагогических знаний вы получите недостаточно. Кроме этого, сдача такого рода экзаменов может оказаться довольно трудной задачей, не поддающейся с первого раза.

Для кого это хороший вариант?

  • Для тех, кто не до конца уверен, что хочет связать свою жизнь с обучением.
  • Для тех, кто давно хотел работать в иностранной фирме.
  • Для тех, кто не заинтересован получить вакансию в школе и готов рассмотреть позиции на частных языковых курсах.
  • Для тех, кто точно хочет быть репетитором.

Курсы для учителей

Онлайн-курс

Курсы могут стать той недостающей деталью, которой не хватает для того, чтобы начать преподавать с нуля. Если вы имеете на руках методический сертификат по типу TKT, CELTA, TEFL/TESOL, то шансов получить нормальное место работы будет гораздо больше, даже с непрофильным в/о.

Вы хотите досконально углубиться в методику, техники, приёмы, а также научиться планировать занятия, оценивать учеников? Вам подойдет сертификация TEFL / TESOL. Она проходит в удаленном режиме, контролируется личным тренером и напоминает обычную курсы, но с одним серьезным отличием. Здесь вас научат учить других и после сдачи финального теста вы будете считаться полноценным преподавателем.

Преимущества сертификации

Получение документального подтверждения учительского звания предполагает прохождение онлайн занятий в удобном режиме. У соискателя есть от 6 до 8 месяцев открытого доступа, за которые он может усвоить информацию и сдать экзамен. Кроме этого, к плюсам можно отнести:

  • Международное признание документа.
  • Полноценную теоретическую базу, которой хватит для старта карьеры.
  • Практику с обратной связью от куратора.
  • Модули состоят из современных метод: CLIL, ESP, EAP, обучения детей, онлайн преподавания и т. д.
  • Сертификат – это основания для рабочей визы в ряде стран.
  • Бонусная услуга поиска подходящих вакансий и помощи в трудоустройстве.
  • В процессе учебы вы также повысите качество владения языком.
  • Доступная цена и средний уровень знания языка, необходимый для поступления.

Кому подходят TEFL/TESOL?

  • Людям различных профессий, не связанных с системой образования, которые хотят стать преподавателями.
  • Тем, кто хочет начать преподавать с нуля и без поступления в универ.
  • Тем, кто рассматривает для себя переезд в другую страну.
  • Тем, кто уже работает в школе и хочет повысить квалификацию.
  • Тем, кто хочет разобраться в профессии, начиная с азов.
  • Тем, кто хочет совместить текущую работу с онлайн обучением.

Чтобы проверить, насколько легко вам будет даваться учеба, пройдите тест. Он поможет вам оценить свои шансы на получение сертификата.

Те, у кого есть минимальный опыт, могут изучить информацию про TKT. Он разработан для углубления теоретических аспектов и отработки их на практике. Три разных модуля, которые оплачиваются отдельно и направлены на разные аспекты профессионального улучшения. Их можно сдавать за один раз, а можно делать перерывы. Есть разновидность TKT CLIL для того, чтобы вести другие предметы на английском и TKT YL – для обучения детей.

Можно также обратить внимание на CELTA, однако специфика предполагает наличие уверенного опыта, без которого понять материал будет очень сложно. Помимо этого, стоимость CELTA около 100 000 ₽. Даже поэтапно эта сумма для многих окажется неподъемной.

Сложности еще заключаются в том, что перед поступлением необходимо сдать пройти собеседование с представителем организации, подтвердить уровень языка С1 или С2 или пройти экзамен в одном из центров. Согласитесь, для новичков это может оказаться серьезным препятствием. Также придется выделить время на обучение, которое является очным и длится месяц.

Кому подойдут TKT и CELTA?

  • Педагогам с опытом преподавания, которые хотят дальнейшего развития.
  • Тем, кто планирует подавать Job Application в англоязычные школы или ВУЗы.
  • Специалистам, которые хотят открыть свои курсы.
  • Людям, которые пишут кандидатские или докторские работы по педагогике.
  • Тем, кто хочет выполнить план по самообразованию на 100%.

Самостоятельное обучение

Самостоятельное изучение английского

Трудоемкий, медленный процесс, требующий невероятного упорства и труда. Вам предстоит подробно проанализировать большое количество информации в Интернете:

  • специальные сайты для учителей ;
  • детальный разбор методик (в том числе, коммуникативной);
  • изучение платформ для преподавателей ;
  • постоянное прохождение различных тестов;
  • чтение специализированной литературы ( How to Teach English from Jeremy Harmer, Grammar for English Language Teachers from Martin Parrott, Learning Teaching Third Edition from Jim Scrivener);
  • анализ журналов для педагогов;
  • видео-лекции и видео разборы уроков;
  • художественную литературу в оригинале;
  • блоги специалистов: Jeremy Harmer, Scott Thornbury, Jim Scrivener, Herbert Puchta, Busyteacher;
  • обучающие курсы: Alison, EDX, Coursera, FutureLearn, Синергия, Udemy;
  • общение с будущими коллегами в группах в соцсетях;
  • сайты для тренировки речевых навыков;
  • конкурсы для учителей .

Через некоторое время вы станете счастливым обладателем нескольких лет опыта, которые, возможно, помогут вам устроиться в детский сад.

Некоторые дополнительные варианты репетиторства без профильной подготовки мы рассмотрели в этой статье .

В качестве заключения

Таким образом, чтобы работать учителем английского, нужно выбрать верный для себя вариант и трудиться. Профессия доступна тем, кто не унывает, умеет справляться со стрессом, готов учиться с утра до вечера. Делайте свой выбор, исходя из начального уровня владения языком, временного ресурса и ваших карьерных целей, и амбиций.

Читайте также: