Работа кондуктора плюсы и минусы

Обновлено: 16.05.2024

Трудоустройство в наше время — задача довольно сложная, даже если у тебя есть уже какая-либо специальность и документ, подтверждающий наличие образования. А что говорить, когда тебе всего 19 лет и ты учишься очно в институте? Идти подрабатывать грузчиком и физически тяжело, и маловероятно, потому что хорошие места выполнения разгрузочных работ уже давно все заняты. А деньги-то нужны!

Сегодняшний герой журнала Reconomica , студент из Владивостока, Вячеслав, решил поработать летом кондуктором. Несмотря на то, что автоматизация всё глубже проникает в наше общество, профессия кондуктора до сих пор остаётся актуальной во многих городах. Вячеслав рассказал нашим читателям о своей работе, хитростях кондукторов и контрольно-ревизионной службе.

Как я решил поработать кондуктором

Меня зовут Вячеслав, мне 19 лет. Я студент, живу во Владивостоке.

После сдачи сессии я был готов пойти работать куда угодно. Тут мне на глаза попалось объявление о найме кондукторов на садовые маршруты. Эта работа по вполне понятным причинам носит сезонный характер, а потому ничего удивительного в том, что каждое лето любое автотранспортное пассажирское предприятие в летний период времени нуждается в дополнительных штатных единицах, нет.

автобусы

Любое автотранспортное пассажирское предприятие в летний период времени нуждается в дополнительных штатных единицах.

Профессия кондуктора хороша тем, что она не нуждается в каком-либо дополнительном обучении, прохождении инструктажей и других затратных по времени мероприятиях. Ты просто пришел, заключил срочный трудовой договор и уже завтра можешь смело выходить на линию.

Трудовые будни кондуктора

Расскажу чуть подробней.

Плохо то, что вставать на работу необходимо часов в 5-6 утра, в зависимости от начала выхода автобуса из гаража.

Радует одно — добираться до автопарка нужно на специальном автобусе (дежурке), который курсирует всю ночь строго по определенному расписанию, собирая водителей, механиков и кондукторов на работу. Другими словами, даже если тебе нужно быть на работе в 5 утра, то это не становится невыполнимой задачей, даже более того, добираться таким способом комфортно и удобно.

работа кондуктора

На каждом маршруте есть свой план на каждый рейс.

По прибытию в гараж, ты идешь, получаешь сумку, терминал для обслуживания пассажиров с транспортными картами, билеты, ведомость. Проходишь врача, осмотр которого ограничивается росписью в твоей книжке, и можешь подходить к диспетчеру, чтобы уточнить, с кем из водителей и на какой машине (автобусе, имеется в виду) ты сегодня будешь работать. Номер маршрута и график его движения ты всегда знаешь заранее, чуть ли не на месяц вперед. Затем вы выезжаете на ту конечную остановку, с которой и должен отправляться твой маршрут.

Сколько зарабатывает кондуктор

Теперь о заработке кондуктора.

Он получает чуть больше минималки. Приблизительно эта сумма варьируется в пределах 15-18 тысяч рублей при выполнении плана.

На каждом маршруте есть свой план на каждый рейс, в зависимости от времени выезда, т. е. в часы пик и выходные это может быть и 1532 рубля за рейс, и 875 руб., и другие суммы. Так вот при выполнении плана предусматривается премия. Но студенты никогда не заморачиваются этим вопросом. И это понятно — работа временного характера, отсутствие карьерного роста не делают тебя в этом плане трудоголиком.

билеты

А деньги на обед, сигареты и пиво тебе просто жизненно необходимы, а потому приходится хитрить, ловчить. Ничего удивительного в этом нет.

Контрольно-ревизионная служба

В борьбу с такими недобросовестными работниками вступает КРС — контрольно-ревизионная служба. Она занимается вылавливанием горе-кондукторов, а далеко не безбилетных пассажиров, как многие ошибочно полагают.

Более того, если во время проверки билетов контролеры выявляют безбилетника, то кондуктора наказывают, но не очень строго, тогда как при выявлении левых билетов, которые продал кондуктор, наказание самое суровое — лишение премии и даже увольнение.

Зная это, и та, и другая сторона (т. е. кондукторы и КРС) придумывают множество разнообразных способов ухода от такой ответственности и методов поимки недобросовестных работников.

контрольно-ревизионная служба

В борьбу с недобросовестными работниками вступает КРС — контрольно-ревизионная служба.

Начнем с того, что никто и никогда не знает, на каком маршруте будет сегодня стоять КРС.

Эта информация настолько секретна, что даже водитель машины, на которой передвигается КРС по городу, никогда не знает, куда он сегодня повезет контролеров и в каком месте они устроят своего рода засаду для внезапной проверки билетов. Но, как я уже говорил, теперь, когда у каждого есть сотовый телефон, месторасположение КРС не является секретом. Т. е. первая проверка всегда неожиданна, но затем контролерам нужно либо менять место дислокации, либо смириться с тем, что все пассажиры автобусов определенного маршрута будут обилечиваться правильно.

Кондуктором работать можно и нужно, конечно, есть свои минусы и у этой профессии, но для студентов, в качестве подработки на время каникул — это один из идеальных вариантов заработка.

Пассажиры часто даже не догадываются, с какими трудностями приходится сталкиваться кондуктору

В одном из выпусков мой коллега, водитель трамвая, откровенно рассказал об изнанке своей профессии. Работа в общественном транспорте, как, впрочем, и любая работа с людьми — не из легких. Как физически, так и морально. Чтобы выйти на линию, водителям и кондукторам приходится просыпаться в четыре утра или возвращаться домой за полночь, постоянно находиться в группе риска из-за ковида и других болезней (сезонные респираторные заболевания были настоящим бичом среди кондукторов еще до пандемии), да и выслушивать от пассажиров порой приходится далеко не самые приятные и заслуженные вещи.

С самого утра на ногах

Автобусы начинают выходить на линию где-то в шесть утра. Это значит, что в пять ты уже должен приехать в АТП. Для всех работников есть дежурка — специальный автобус, который собирает из разных районов кондукторов с водителями, а иногда и диспетчеров. Соответственно, просыпаться приходится в четыре утра. Приехав в автобусный парк, нужно первым делом пройти медосмотр, без него тебя не допустят на линию. Медики следят, чтобы кондукторы и водители чувствовали себя хорошо, обязательно меряют температуру, смотрят, чтобы не было запаха перегара. Если что-то им покажется подозрительным, тебя могут просто не выпустить на линию.

После предрейсового медосмотра идем к кассирам — до начала смены там забираем сумку, оборудование, разменку. Последнее — настоящая боль: сумма, которая перед выходом на линию дается для того, чтобы давать пассажирам сдачу на оплату проезда, вообще ничтожно мала. Это настоящий кошмар, как и где менять деньги, когда с самого раннего утра люди дают пятисотки и тысячные. Приходится возить свои, чтобы избегать сложных ситуаций.

Килограммы мелочи в нагрузку

Впрочем, когда пытаются сплавить 10-копеечные монеты, это тоже не всегда радует. Да, конечно, мы берем любые деньги, так как по закону они являются платежным средством, и по идее без разницы, чем пассажир платит за проезд. Но когда у тебя на шее или на поясе висит сумка с несколькими килограммами мелочи, и никуда от нее до самого вечера не деться, то восьмичасовая смена превращается в нелегкое испытание.

К тому же кондукторы вынуждены находиться на ногах в течение длительного времени — подходить к пассажирам, брать плату за проезд или считывать транспортные карты. А каково это, когда у тебя болтается сумка с килограммами мелочи? Честно скажу: иногда к концу смены ноги так устают, что подняться лишний раз просто лень. Поэтому мысленно посылаю лучи удачи тем пассажирам, которые, когда зайдут в автобус, показывают проездной или же, проходя мимо тебя, сразу же рассчитываются или протягивают транспортную карту для считывания. Нет, ну правда же, не сложно достать проездной и показать кондуктору со своего места?

Чтобы сдать с крупных купюр, кондукторы берут на работу свой размен

Неадекватные и любвеобильные пассажиры

Сюда же добавлю бесящих, которые матерятся, хамят, пытаются выместить свое скверное настроение на тебе, могут послать или лущат семечки. А еще просьба к молодежи: если вы читаете эти строки и зашли в автобус (или любой другой транспорт), то если вы не хотите снимать свои эйрподсы, то просто покажите проездной или оплатите проезд. Больше нам от вас ничего не надо — и наслаждайтесь дальше своей музыкой, даже если она из наушников орет на пол-автобуса. Только не делайте вид, что вы нас не слышите или не видите.

Однажды был случай: вечером зашла в автобус пара — парень и девушка, навеселе, оплатили проезд, всё нормально, а потом прохожу мимо, а они там ну очень уж жарко обнимаются, она сидела у него на коленях и покачивалась. В такт по ходу движения автобуса, наверное.

Бабушки быстрого реагирования

СЮЖЕТ

И напоследок отдельная категория пассажиров — пожалуй, наиболее частотная сейчас в городских автобусах — это бабушки. Наши любимые, чудесные старушки. Быстрого реагирования зачастую, ведь они прытко занимают все свободные места. И это их право! Но, пожалуйста, оставьте в автобусе одно свободное место, оно так и подписано: место кондуктора. Да, я вас понимаю и тоже люблю ехать за повешенной мной или коллегами шторкой от солнца, когда на улице сильно за +30.

Топ-10 ситуаций, которые бесят кондуктора:

В Витебске осенью проходил конкурс профессионального мастерства кондукторов городских автобусов. Его победительницей стала Ангелина Гушан.


Как платят за работу кондуктору

Победительница рассказала, что зарплата у кондукторов зависит от выручки: 9% от реализации обычных билетов и 4% — от проездных на декаду и месяц. При этом руководство автобусного парка заботится, чтобы у всех кондукторов был шанс нормально заработать. Поэтому у сотрудников нет привязки к постоянному маршруту.

— В Витебске есть маршруты с очень хорошим пассажиропотоком, которые едут через центр города, — говорит собеседница. — Это № 26, № 34, где максимальная выручка за смену доходит до 250−270 рублей. В то же время, работая на № 20 и № 40 маршрутах, которые ездят по окраинам без заезда в центр города, за 8 часов привозишь рублей по 60.

День в рейсе

В день, когда я побывал в рейсе с лучшим кондуктором города, она работала на маршруте № 42.

В 11:20 мы отправились от конечной остановки с ул. Горовца. Здесь сразу садится много людей. Ангелина Гушан обилечивает пассажиров и предлагает купить проездные. На следующей остановке возле Смоленского рынка в переднюю дверь автобуса пытается зайти пожилой мужчина. Он прихрамывает. Кондуктор помогает ему подняться и, придерживая за руку, ведёт к свободному месту.


5

— В середине салона много свободного места, пройдите, пожалуйста, туда, — просит Ангелина. — А на площадке возле дверей вы мешаете выходить другим пассажирам.

В дальнейшем ещё раз шесть пассажиры на разных остановках заходят в автобус с таким же вопросом. Причём эту фразу кондуктор слышит, даже когда автобус повернул на Московский проспект.

Маршрут № 42 пассажиры часто путают с № 41, которые тоже идёт от Смоленского рынка, но по другому направлению, — поясняет кондуктор. — Поэтому и спрашивают всё время. Информацию на автобусе и остановках люди почему-то не читают.

Около технологического университета в заднюю дверь автобуса заходит парень. При приближении кондуктора он прячется за спины других пассажиров и пытается незаметно пройти в середину салона.

Мужчина, оплачиваем проезд, — требует кондуктор.

Парень отвечает, что у него проездной. Ангелина просить предъявить проездной документ. Но молодой человек говорит, что забыл проездной на работе.

На следующей остановке парень выходит.


Чем дальше едем, тем больше в автобусе становится пассажиров.

Среди пассажиров — молодёжь и пожилые люди. Проходя по салону мимо меня, кондуктор поясняет, что на 42-ом маршруте в полдень всегда много людей — в это время в поселок Октябрьский подростки едут на учебу в Витебский государственный колледж сельхозпроизводства, а люди в возрасте — на дачи.

Заезжаем в Октябрьский, и автобус действительно резко пустеет. На конечной, в деревне Орлово, выходят только 3 человека.

Автобус сразу разворачивается, и без простоя направляется в обратную сторону. Пассажиров уже гораздо меньше. На каждой остановке заходят по одному-два человека. Быстро продавая им билеты, лучший кондуктор города периодически подходит ко мне, рассказывая о своей работе и о себе.

Кондуктором стала по семейным обстоятельствам

Ангелина Гушан в этой профессии уже 7 лет. В кондукторы пришла по семейным обстоятельствам.

— Раньше я трудилась маляром на стройке, — вспоминает женщина. — Но там работа тяжелая, да и на ребёнка не стало хватать времени. Решила устроиться кондуктором, потому что автобусный парк находится рядом с моим домом. Привлекли и условия труда. Можно выбирать, в какую смену пойти. А при желании есть возможность взять подработку на выходные. За подработку оплата идёт по двойному тарифу.


Больше всего женщина любит 26-ой маршрут. И не только из-за возможности неплохо заработать.

— На нём много ездит постоянных пассажиров из Витебска в горпосёлок Руба, которые меня узнают, — рассказывает кондуктор. — Заходя, люди здороваются, и за билет спасибо говорят. Мелочь, но приятно. Некоторые пассажиры рассказывают о своих проблемах. Особенно бабушки любят поговорить про детей, внуков, огород. Поддержать беседу я всегда рада, если есть свободная минутка.

На маршрутах № 26, № 12 и № 42 ездит много дачников. Они пытаются угощать кондуктора плодами с приусадебных участков.

— Яблоки давали, помидоры, огурцы, — вспоминает женщина — Отказываться бесполезно. Я пробовала. Всё равно отдадут.

Про конфликты

Разумеется, случаются в работе кондуктора и не очень приятные ситуации.

Словом, кондуктор стремится избегать конфликтов или же гасить их в зародыше.


Драк в автобусах Ангелина не припомнила. Но милицию вызывать приходилось.

— Однажды возле Южного рынка на маршруте № 23 в салон зашёл пьяный и свалился на пол, — вспоминает женщина. — Сообщила водителю, и он вызвал сотрудников РОВД.

Еще одна нештатная ситуация — забытые в салоне вещи.

— По окончании каждого рейса кондуктор обязан обойти салон, проверив наличие потерянных вещей, — говорит собеседница. — Как-то у меня забыли пакет с едой. Но обычно оставляют мобильные телефоны. Однажды в такой ситуации услышала звонок мобильника из-за сиденья. Сняв трубку, услышала, что мама звонившей потеряла телефон. Я спросила, где им удобно забрать пропажу. И они пришли на остановку в центре города, когда мы там проезжали. Отблагодарили шоколадкой, хотя я отказывалась — всё равно в сумку бросили.

Подготовил Евгений Огоньков

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

Корреспондентка "КП" решила на собственном опыте узнать, что значит быть кондуктором во владимирском городском автобусе.


Корреспондентка "КП" решила на собственном опыте узнать, что значит быть кондуктором во владимирском городском автобусе. На работу ее приняли, но сама работа оказалась нелегкой: ранние подъемы, собачий холод, избитые в кровь о деньги руки.

Он как-то сразу догадался, что я вовсе не кондуктор и даже не ради денег сюда устроилась. Пришлось расколоться. Игорь даже не удивился. Потом выяснилось, что и он не лыком шит: работал в МВД в Москве, охранял какое-то очень крупное лицо, расследовал теракты… В Чечне был вместе с сыном, рассказал об этом мало, но мне хватило:

Сын у меня – командир – и друг его –механик- в одном танке были… Боевики танк взорвали. Оба живы остались, слава Богу, другу только ноги оторвало.

Ездил Игорь хорошо: я по салону летала. Он не курил, правил дорожного движения не нарушал… Почти. Как-то, ближе к ночи, заскочили к нам веселые пьяненькие пассажиры – видно, из гостей. А потом выяснили, что сели по ошибке и стали проситься, чтоб высадили их пораньше, не доезжая до остановки. Мы высадили – жалко же. Вдруг в дверь заходит молодой гаишник:

Нарушаете, шеф, нехорошо!

И вот тут я моего Игоря еще больше зауважала. Он здорово сыграл:

Слушай, я нарушил, да… Но они были в доску пьяные, начали мне дверь ломать, к девчонке приставали – гаишник внимательно посмотрел мне в лицо. Глаза у меня были круглые, волосы взлохмаченные – все соответствует. Парень поверил:

Ладно, шеф, ты давай поосторожней в следующий раз!

Вот и делай после этого другим добро – ворчал Игорь.

Так мы и нарезали круги. Для непосвященных: круг – это путь автобуса от конечной до конечной. За смену мы наворачивали и по 13, и по 15 кругов. Иногда Игорь говорил:

Кать, отстоя не будет, встаем сразу на круг.

Наш автобус ездит с разной скоростью – то летим, то ползем. Это чтобы в график укладываться. В график нас Иван Демидыч, диспетчер, ставит. Много зависит от диспетчера. Однажды Иван Демидыч тихонько сказал моему водителю:

Слушай, Игорек, накажи Хохла, а? Совсем обнаглел – обогнал девчонок, всех пассажиров у них взял с конечной ( а у нас на одном автобусе девчонки работают – водитель и кондуктор ) Они пустые приехали, без выручки. Протяни его маненько, а?

Понял, сделаем, - Игорь довольно улыбается.

В автобусе я его спросила:

На каждой остановке мы стояли чуть дольше, чем следовало – и, соответственно, забирали больше пассажиров. А Хохлу, который шел за нами, оставалось шиш да маленько. Так ему и надо! Нельзя девочек обижать! Особенно наших водителей.

А мне мои пассажиры нравятся…

Игорь мне про пассажиров всякие пакости рассказывал: что мусорят, стекла царапают, с деньгами норовят обмануть. Иногда, говорит, и сглазить могут – он не раз замечал. Колдунов возил, гадалок всяких. Жуть!

Пожалейте, - говорю, - из меня же контролеры потом душу вынут!

Но все равно потом билеты на сиденьях оставляют, а я урожай собираю и выбрасываю. И так-то деньги с трудом считаю, а если еще и левые… У меня для них и кармана – то нет.

Вначале было … лучше

Контролеры от меня вообще с ума сходили…

Они навестили меня где-то в середине смены – час пик миновал, стало поспокойнее. Вбежали две улыбчивые суетливые тетеньки:

Да вы нас не бойтесь, - смеются, - не обидим!

Да у тебя всего 9 рублей, для первого раза это очень хорошо!

И все с улыбочкой такой сладкой и ласковой…

А водитель потом сказал, что за недостачи и излишки наказывают – из зарплаты вычитают. Я, наивная, спрашиваю у него:

На ту сумму, которой не хватает или в избытке?

Не-ет, дорогая моя, на 300, 500 или 800 рублей.

Игорь, а контролеры не могли взять, а? Ну, может, случайно?

- Возьми да позвони Светлане Ивановне, мало ли…

Набираю все-таки Светлану:

Але, это Катя новенькая с 819. Вы ушли, и у меня тыща пропала.

На том конце – немая тишина. И взрыв:

Да я никогда в жизни ни у кого…. Да для меня эти деньги – мусор грязный….. Да мы же всегда за кондукторов переживаем…. Давай, в милицию звони!

Тыща потом нашлась – она лежала на дне пластикового ведерка под двухрублевиками. Ох и стыдно мне стало! Долго потом я пред Светланой Ивановной извинялась.

Куда жаловаться на зарвавшегося водителя или кондуктора

Жаловаться можно либо в транспортную инспекцию, либо в городское управление транспорта и связи. Вашу заявку примут в том случае, если вы напишите письменное заявление и приложите к нему билет, а также информацию с номером маршрута и номером автобуса.

Транспортная инспекция — 24-75-73, 24-96-17.

Городское управление транспорта и связи — 23-12-20, 33-27-77.

Где найти потерянную вещь?

Если в салоне автобуса или троллейбуса вы забыли свои вещи, то их можно попробовать найти через диспетчерские транспортных предприятий.

Oct 13, 2017 · 3 min read

с точки зрения начальника трамвайного депо и простого кондуктора Людмилы

Последнее время можно часто услышать, что возникают глобальные трудности с поиском работы. И не в какой-то конкретной области, не на какие-то избранные позиции, а вообще: везде и повсеместно, куда ни пойди. А ведь еще несколько лет назад было много вакансий и хороших предложений, соответствующих высоким ожиданиям по заработной плате.

Однако все поменялось. Даже те, у кого есть высшее образование, готовы переучиваться на другую специальность, в том числе и рабочую. А некоторые стали присматриваться к тому, как работают кондукторы в общественном транспорте.

Трамвайное депо в Витебске. Фото Светланы Васильевой

Трамвайное депо в Витебске. Фото Светланы Васильевой

Ка ж ется, обязанности простые, ездишь себе и ездишь. Но это лишь соображения пассажира, а чем на самом деле занимается и сколько зарабатывает кондуктор, рассказал начальник трамвайного депо Петр Кашкар:

Сегодня на линию выходят трамваи по 9 маршрутам. По штатному расписанию их обслуживают 187 кондукторов. Если раньше и были проблемы с численностью кондукторов, то сегодня мы можем предложить лишь две свободные вакансии. Люди стараются удержаться на работе, несмотря на то, что кондуктор — это профессия нервная, требующая особой выдержки и терпения.

В нашем депо кондукторами работают преимущественно женщины, средний возраст — 35 лет. Кстати, последнее время к нам на работу приходят и молодые девушки с высшим образованием.

Зарплата кондуктора зависит от индивидуального плана выручки и составляет в среднем 480–540 рублей.

5 плюсов в работе кондуктора

1. Отсутствие требований

В кондукторы берут всех — достаточно иметь полное среднее образование. Это профессия, не требующая квалификации, и главные требования при приеме на работу — совершеннолетие, аккуратность и возможность пройти медкомиссию.

2. Не требуется соблюдать дресс-код

Если не считать униформы в виде жилетки и сумки, к внешнему виду кондукторов нет особых требований. Главное, чтобы было чисто и опрятно. А для самого кондуктора комфортно — нигде не жало, не тянуло, грело зимой и продувало в стратегических местах летом.

3. Бесплатный проезд

Мелочь, конечно, но тоже приятно и лишним не будет.

4. Удобный график

Некоторых удерживает на месте кондуктора только график. Смены чередуются понедельно, одна рабочая неделя состоит из пяти одинаковых смен. Первая или вторая смена, два выходных — удобно для тех, кто учится на вечернем или заочном.

5. Жизненный опыт

Опыт работы кондуктором научит спокойнее относиться к жизненным неурядицам, быть мягче к людям или, наоборот, когда надо, проявлять настойчивость, а также распознавать фальшивые купюры и по весу определять номинал монеты.

кондуктор

Что касается минусов в работе, то ими поделилась Людмила (по просьбе женщины ее имя изменено), которая работает более двух лет кондуктором:

Если честно, то я особых плюсов не вижу. Весь день на ногах. Причем нужно не просто стоять, а постоянно двигаться, куда-то протискиваться. Кроме того, материальная ответственность, так как работаем с деньгами. Нужно быть внимательной, чтобы верно давать сдачу.

При этом не забывайте, что первый рейс из парка выходит до 6 утра, а последний возвращается на диспетчерский пункт после полуночи. Теперь представьте, каково это вставать 5 дней подряд, когда солнце ещё не взошло.

А самое главное, нервы, ведь кондуктор остается один на один с пассажирами. Бывают пассажиры, и пьяные, и агрессивные — попросту неадекватные.

Конечно, профессия кондуктора непростая — требуется выдержка, умение общаться с людьми, адекватно оценивать ситуацию и всегда быть приветливым. Людям с расшатанной нервной системой, угрюмым и неприветливым по натуре работа кондуктором противопоказана.

А узнать о том, что раздражает витебчан в общественном транспорте, можно здесь.

Читайте также: