Почему работодатели не берут на работу женщин

Обновлено: 01.05.2024

На Западе 45–50 лет — расцвет карьеры. У нас же опытным и ответственным специалистам работодатели предпочитают молодых и легкоуправляемых. Некоторые работодатели даже уборщиц старше 45 не хотели нанимать на работу. А между тем ученые доказали: то, что производительность труда якобы снижается с возрастом — миф, возникший из-за неправильных подсчетов!

У Ольги Иваницкой схожая ситуация: работала инженером-технологом на промышленном предприятии, попала под сокращение. Ей 48, у нее высшее образование, и она тоже не может найти работу.

— На вакансии по моей специальности не подхожу. На предприятиях, как правило, хотят мужчину и до 40 лет, — объясняет Ольга. — Уже дошла до того, что начала попросту врать, что мне не 48, а 45, но и 45-летняя я им не подходила. Говорили открыто — причина в возрасте, мол, легче обучить молодого, чем брать опытного специалиста, который через пару лет уйдет на пенсию. Сейчас работаю рекламным агентом, но там зарплата — процент от суммы сделки, поэтому стабильного дохода нет и пришлось искать подработку — убираю офисы. Вы даже не представляете, насколько психологически тяжело после нормальной работы идти в уборщицы, многие себя так и не могут перебороть, а у меня просто безвыходная ситуация была.

Как заинтересовать работодателя после 50?

Советы работников кадровых агентств:

  1. Четко понимать, какую работу хочешь найти и сколько хочешь заработать (чаще люди в возрасте пишут, что готовы выполнять любую работу, и этим занижают свою цену на рынке).
  2. Грамотно составлять резюме (у немолодых людей оно часто выглядит как автобиография).
  3. Указывать в резюме свои уникальные знания и навыки.
  4. Искать работу активно: обращаться в агентства, просматривать интернет-сайты и газетные объявления.

Традиционная работа для мужчины — сторож, для женщины — нянечка. Как это ни парадоксально звучит, немолодые люди хорошо работают в сетевом маркетинге и отлично продают пищевые добавки. Ведь немолодой человек вызывает гораздо больше доверия, считается, что он-то ничего сомнительного не впарит. А по некоторым профессиям специалист лишь приобретает вес с опытом. Например, сомелье, шеф-повар, тот же психолог…

Это лишь в нашем нездоровом обществе 50-летних списывают со счетов, в нормальном, цивилизованном обществе для специалиста в этом возрасте наступает расцвет. В цивилизованном обществе возраст менеджмента или топ-менеджмента — 40–50 лет. У нас же зачастую компаниями управляют люди 30–35 лет. Компании с иностранными инвестициями и современным производством неохотно берут тех, кто старше 40 лет: считают, что им мешают советские стандарты жизни, устоявшиеся плановые методы управления. У таких специалистов нет опыта работы со сложным современным цифровым оборудованием, им тяжелее обучаться новому, у них нет гибкости мышления, адекватной, быстрой реакции на изменяющиеся рыночные условия. Они не знают английского, а это зачастую — производственная необходимость. Поэтому гораздо проще инвестировать в молодого и неопытного специалиста со знанием английского. Но если мы говорим о предприятиях, которые работают с советских времен, по старым технологиям, то тут возраст и опыт играют лишь на руку, поскольку зачастую специалисты обладают редкими навыками.

Кроме этого, следует отметить, что женщины более гибкие и им проще найти новое применение своим навыкам или сменить род деятельности. Мужчины, напротив, сложнее переживают потерю работы, им тяжелее перестроиться.

То, что у людей с возрастом падает производительность труда и способности к обучению — мифы, давно развенчанные учеными. Производительность труда в экономике принято мерить уровнем зарплат, но в Украине подобные исследования базируются на опросах населения разных возрастов. Причем каждый год опрашивают разных людей. То есть сравнивают разницу в зарплатах между поколениями, и выходит, что молодежь зарабатывает больше, а значит и производительность труда у нее выше. Подобные исследования показывают лишь разницу между доходами поколений, а она объясняется только тем, что каждое последующие поколение получает более высокую стартовую зарплату. Выяснить, как меняется с возрастом зарплата и производительность труда конкретного человека, таким способом невозможно. Во многих странах есть базы данных, основанные на многократных опросах одних и те же людей. Там результаты совершенно другие: с возрастом зарплата не падала, снижались лишь темпы ее роста.

Также необоснованно мнение, что люди в возрасте чаще уходят на больничные. По результатам исследования американских ученых, сотрудники старше 45 лет лишь на полтора дня в году работают меньше, чем их молодые коллеги (причем больничные по уходу за ребенком не учитывали).

Был случай

Когда вы планируете рожать? Почему работодателям есть дело до нашего размножения

Читаю бурные обсуждения общепринятой кадровой политики, в которой матка сотрудницы воспринимается как бомба с часовым механизмом: в какой-то (вряд ли подходящий) момент любая матка способна изрыгнуть ребёнка, и плакали тогда работодательские денежки. Время от времени отрываюсь, чтобы взглянуть на календарь – всё ещё без пяти минут 2019 год, ну и вроде мы в не самой отсталой стране живём.

Почему эта риторика всё ещё существует? Почему среди профессиональных компетенций и KPI есть непременный пункт о неиспользовании репродуктивной функции? По какой причине эта функция считается принадлежащей работодателю? Отчего средний работодатель уверен в своём праве ей распоряжаться?

Представляю себе такое собеседование. Игорь, ваше резюме впечатляет, и вы нам подходите. Но вы сейчас в самом детородном возрасте (который у мужчин практически не ограничен, к слову), вы же сами понимаете. Мы включим в договор пункт о том, что вы перевяжете свои семенные каналы на время работы с нами.

Или: Станислав, вы отличный кандидат, а у вас жена есть? А собираетесь завести? А вдруг она забеременеет, и вы выскочите в декрет? А потом ещё дети вечно болеть будут, а вы половину месяца на больничном будете проводить.

Или: Давид, вы великолепно выполнили тестовое задание, давайте теперь обсудим ваши способы контрацепции. Вы считаете их надёжными? Есть гарантия, что в ближайшую пару лет вы не наденете на себя слинг и не будете жене на работу ребеночка носить грудь пососать?

Потому что мужчины – это же настоящие люди, не то что женщины – друзья человека.

И сразу бы нашлись способы сохранять за сотрудником с детьми место, изменив под него условия труда: перевести на удалёнку, оценивать работу по показателям эффективности, а не по отсиженному в офисе времени, и обучать под любой процесс запасного сотрудника, не надеясь на стопроцентную эффективность всё время, потому что люди — они живые, они болеют, устают, впадают в депрессию, да мало ли. Чего только не придумаешь, когда ценность сотрудника измеряется не его способностью вынашивать и рожать — или не делать этого.

А когда эта злосчастная матка не подкидывает работодателю спиногрызов, она раз в месяц делает женщину неадекватной. Все мы знаем, что от женщины с ПМС можно ожидать чего угодно, она вам вместо работы устроит последний день Помпеи, Апокалипсис и Рагнарёк.

— Я бы не хотела лететь в их смену.

То есть, женщины-космонавтки никого не смущают, а женщина за штурвалом самолёта — это сразу мывсеумрём. Напомните мне, кстати, какого пола был пилот, направивший пассажирский самолёт в скалу, потому что он хотел покончить жизнь самоубийством, а то я забыла.


У мужского организма, кстати, тоже существуют свои циклы, обусловленные колебаниями уровня тестостерона. И, чтобы два раза не вставать, тестостерон не делает мужчин агрессивными. Психотерапевтка Светлана Панина написала об этом так: «Тестостерон не виноват в агрессивном поведении. Он только "топливо", которое делает ярче реакции, позволяющие добиваться желаемых позиций в социуме и привлекательности для потенциальных сексуальных партнеров.

Еще раз — тестостерон это катализатор поведения, а не причина всех зол и бед. Если в обществе сексуально привлекательными считаются агрессивные особи и если именно они имеют больше шансов занимать доминирующее положение, тестостерон будет помогать проявлять агрессию.

Итак, что мы имеем. У людей обоих полов существуют гормональные перепады, влияющие на поведение.

У людей обоих полов могут появиться дети и основная работа по уходу за этими детьми может лечь на плечи человека любого пола, просто в данный момент общество возлагает эту неоплачиваемую и непочётную работу именно на женщин — так проявляется уходящий в прошлое, но всё ещё действующий патриархат.

Работодателям стоит признать, что до тех пор, пока они не начали брать на работу роботов, их работники будут живыми людьми — болеющими, подверженными скачкам настроения и размножающими, чёрт их дери. И это риски, которые изначально нужно закладывать в кадровый менеджмент.

Ожидать от человека любого пола, что он не свалит через полгода, не заболеет и не уйдёт в декрет — наивно. Юрьев день давно уже был, никто больше не закреплён за барином пожизненно. Человек может уйти не только в декрет, он может просто уйти. И ничего ты с этим не сделаешь.

Второй известный факт – люди увольняются (подчас очень некрасиво и с последствиями для бывших коллег и руководства) гораздо чаще, чем уходят в декрет.


В сексистских стереотипах по умолчанию заложено, что любая женщина: 1) может родить, 2) хочет родить, 3) гетеросексуальна, 4) практикует пенисовагинальный секс, 5) с рождением ребёнка уйдёт в длительный декрет, 6) в декрете работать не будет, 7) родит непременно до 30 лет, 8) расскажет вам всю правду о своих репродуктивных планах — и так далее.

Сроки деторождения в современном мире всё больше расширяются, и с развитием медицины и улучшением качества жизни будут продолжать расширяться.

Никто не станет всерьёз делиться планами на свою матку с незнакомыми людьми – вам или скажут то, что вы хотите услышать, или просто пошлют к чёрту – и будут совершенно правы.

Разумеется, человек (любого пола), обременённый детьми, имеет более сложную жизнь в целом, и это может сказываться на работе. Но это его проблемы, как он будет менеджерить баланс между профессионализмом и детьми, и часто это прокачивает множество скиллов: многозадачность, умение быстро переключаться, стрессоустойчивость, конфликт-менеджмент, коммуникативные навыки и множество других, без которых с детьми попросту не выжить. К тому же наличие детей – это дополнительная мотивация для зарабатывания денег, родители зачастую намного более ответственные и лояльные к своей компании сотрудники, потому что больше заинтересованы в финансовой стабильности. А вопрос о планах на деторождение не только бестактный, но и демонстрирующий профессиональную беспомощность нанимателя.

Здоровая кадровая политика (такая, когда сотрудники воспринимаются как живые люди, а не как роботы) — это ответственность работодателя. Когда он понимает, что имеет дело не с антропоморфными машинами с искусственным интеллектом, он закладывает в риски и болезни, и несчастные случаи, и профвыгорание и кучу других переменных — учитывая, что время от времени весь функционал конкретного сотрудника должен будет взять на себя кто-то другой.

женщина

И на сладкое комментарии по теме из сети:

Какие я вижу выходы из текущего положения вещей

До тех пор, пока люди будут размножаться половым путём, работодателям стоит планировать работу с учётом этой переменной. Обустраивать в офисах игровые комнаты с бебиситтерами, куда родители смогут приводить своих детей на несколько часов в день, чтобы смочь поработать в коллективе до момента, когда ребенок дорастёт до садика. Переводить какие-то позиции на удалёнку. Создавать корпоративные детские сады, если сотрудников с детьми много – если садик рядом с работой, тогда не придётся уходить на час раньше, чтобы ребёнка забрать из сада. В общем, включить фантазию, ведь всё становится возможным, когда к сотрудникам относишься не как к возобновляемому ресурсу, а как к людям.

В зрелом возрасте поиск работы может стать настоящим испытанием. Как показывает практика, устроиться после 40 куда сложнее, чем в 20 или 30 лет.

  • Неопрятный внешний вид
  • Нежелание обучаться новому
  • Непрофессионализм
  • Низкая активность
  • Самоуверенность
  • Смещение приоритетов в сторону личной жизни
  • Негатив и неумение себя подать

Часто людей не берут из-за глупых стереотипов. Дискриминация соискателей из-за возраста незаконна, но это не улучшает ситуацию. Однако есть и 7 объективных причин, объясняющих, почему женщинам после 40 лет трудно устроиться на работу.

Неопрятный внешний вид

Как известно, первое впечатление самое сильное. А в случае с собеседованием, второго шанса может не быть.

Постоянные безрезультатные собеседования не способствуют желанию наряжаться. Но если вакансия предполагает общение с людьми, внешний вид должен ей соответствовать. Произвести приятное впечатление нужно независимо от специфики профессии.

Основные моменты, отпугивающие работодателей – помятая, несвежая или сильно поношенная одежда, неухоженные ногти, грязные волосы, запах пота.

Что можно сделать? Как минимум – надеть чистую, выглаженную одежду, желательно сдержанного фасона и в спокойных тонах. Соблюдение гигиены и аккуратная прическа обязательны.

Нежелание обучаться новому

С возрастом обучение дается сложнее. Многие соискатели даже не скрывают своего нежелания осваивать новые методы работы, повышать квалификацию, совмещать обязанности. Это весомый аргумент для отказа.

В любой отрасли есть место нововведениям, а значит, нужны готовые к ним сотрудники. Если хотите получить работу, не стоит негативно отзываться о дополнительном обучении, выражать сомнения в его необходимости.

Непрофессионализм


Казалось бы, сотрудники, старше 40 лет, более опытны и профессиональны. Но методы работы со временем устаревают, а требования к должности – растут и расширяются. Поэтому профессиональные навыки могут не соответствовать запросам работодателя, даже если у соискателя солидный стаж.

К 40 годам нужно быть крепким специалистом и регулярно актуализировать знания. В этом поможет чтение профильной литературы, посещение семинаров, курсов повышения квалификации.

Низкая активность

С возрастом темп жизни становится более размеренным. Многие женщины старше 40 лет неохотно ездят в командировки и на деловые встречи, не видят смысла в корпоративных мероприятиях, конференциях и т. д. Естественно, это не радует потенциального работодателя.

Если вы претендуете на должность, требующую активной жизненной позиции, стоит сразу обозначить свой взгляд на это. Неготовность поступаться личным комфортом ради работы, хотя и понятна, снижает привлекательность зрелого соискателя на рынке труда.

Самоуверенность

Еще одна причина, по которой устроиться на работу после 40 лет сложнее – самоуверенное поведение. Нередко в этом возрасте специалист уже ощущает себя настолько опытным, что позволяет себе поучать или даже критиковать начальника. Особенно если тот еще молод.

Такое поведение не сулит ничего хорошего. Самоуверенный сотрудник не выполняет приказы начальства, агрессивно воспринимает критику и может дестабилизировать весь коллектив. Эти опасения – повод для отказа.

Чтобы произвести приятное впечатление, стоит позиционировать себя, как сотрудника, готового стать частью команды, обучаться самому и делиться опытом с другими.

Показывать знания уместнее в виде рацпредложений и умения решать нестандартные задачи, а не путем критики и обесценивания существующих порядков.

Смещение приоритетов в сторону личной жизни

Найти работу после 40 сложно из-за обязательств женщины перед семьей

Как правило, к 40 годам у женщин есть множество личных обязательств – перед детьми, пожилыми родителями, родственниками. А еще домашние хлопоты, хобби, огороды и т. д. Получается, что желание работать вроде есть, но строгий график, а тем более переработки – не для вас.

Сотрудник, который ни при каких обстоятельствах не собирается поступаться личным или даже пытается изменить график под себя, прикрываясь занятостью, работодателю не интересен.

А если должность с желаемыми условиями все же нашлась, не стоит сообщать работодателю, что единственная причина вашего интереса – близость к дому или удобный график. Даже если это правда.

Лучше найти в новой работе какие-либо интересные для себя возможности (профессиональный рост, саморазвитие, изучение нового) и озвучить их.

Негатив и неумение себя подать

Иногда соискатели старшего возраста пытаются вызвать жалость, рассказывая о своих проблемах, тяжелой жизни, несправедливом начальстве и отвратительном коллективе на предыдущем месте работы. Это провальная тактика.


Чтобы получить вакансию, нужно стараться вызвать не жалость, а восхищение вашими профессиональными качествами и жизненной позицией. Негатив в сторону бывших коллег воспринимается настороженно. Умный человек не станет обвинять других в своих неудачах.

Устроиться на работу после 40 бывает сложно и потому, что во время собеседования соискатель теряется, нервничает. Так бывает, если вы давно не меняли работу или просто застенчивы от природы.

Ваша цель на собеседовании – сделать себе рекламу как специалисту. Чтобы неуверенность не мешала этому, проговорите накануне возможные вопросы и ответы на них, вспомните свои сильные стороны и преимущества для работодателя.

Какой вывод можно сделать? Умение правильно общаться и подавать себя – залог успеха. Найти хорошую работу после 40 мешает не столько возраст, сколько сопутствующие ему факторы – снижение деловой активности, неготовность вкладываться морально и физически, развиваться профессионально.
Конечно, вы всегда можете столкнуться с необъективным отказом, просто из-за предрассудков. Но повысить шансы на успех – в ваших руках.


Объясните мне работодатели, почему женщин после 40 лет на работу не хотите брать? Мне кажется наоборот, такие сотрудники больше для компании сделают. Больничных не надо, детей и проблем нет уже острых, за место будт держаться и работать не покладая рук, да и опыт о многом говорит. Вот у нас в офисе 5 человек, трое за 40, уже сторожилы и никуда не собираются, и работа вся на них держится, а две вакансии в вечном поиске. Берут на них молодых, только выучим, они сваливают, как трамплин. Да и женщин от 40 лет в наше время старушками язык не повернется назвать. Я не против молодежи, им нужно двигаться и расти, но почему такие объявления (до 35, до 40), непонятно.


лион


Марияещепроще


лион


лион


ИАВ автор



партизан-бабай


Квадрат


ИАВ автор


UAZ-469


Человек-паук



лион


ИАВ автор



лион



лион555


Марина2


ИАВ автор


лион555



лион



лион



пустотреп




пустотреп


пустотреп


лион


UAZ-469


лион


UAZ-469


лион


UAZ-469


пустотреп


UAZ-469


пустотреп


UAZ-469


лион



UAZ-469

"Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором".

Всё. Прибыль с эксплуатацией-это понятия из другой оперы (из экономической теории). Работник и работодатель в трудовых отношениях руководствуются не экономической теорией, а Трудовым кодексом.

Читайте также: