Как создаются новые профессии
Обновлено: 06.05.2024
Состоявшиеся специалисты стали всё чаще задумываться о том, что им важно в работе — и стали активно искать более комфортные условия труда, более интересные задачи, более прибыльные вакансии. Работа мечты сегодня — это уже не про стабильность и упорядоченность, а про творчество, вызов, рост.
Андрей Кокшаров
С возрастом любому человеку свойственна переоценка ценностей — она происходит из-за личностного роста, взросления или даже выгорания на работе.
Для взрослого, активного, склонного к саморазвитию и способного обеспечить свою жизнь человека характерен ряд принципов, направленных на реализацию личных устремлений.
? Принцип саморазвития и интеллектуального роста
Этим принципом определяется стремление вести активную жизнь, развиваться в профессии и получать новые навыки из разных областей. Для его реализации человек посещает курсы, тренинги, ходит на консультации, экскурсии и т. д.
Принцип саморазвития помогает человеку увидеть свои возможности под иным углом, осознать свою востребованность в той или иной сфере, в рамках которой он может и хочет развиваться.
? Принцип отождествления
Этот принцип означает стремление соответствовать потребностям общества и рынка в своей отрасли.
При этом развитие в рамках конкретного профессионального направления предполагает возможность переключиться на иное, которое вызывает больше интереса и больше востребовано в обществе или на рынке труда в данный момент.
? Принцип осознанности
Принцип осознанности позволяет человеку явно понимать и представлять свои цели, личные задачи, склонности и способности, выбирать личный трек развития, интересный ему и делающий его уникальным на рынке труда.
Перечисленные принципы вместе с обстоятельствами жизни: желанием больше зарабатывать, заниматься интересным делом, сменить место жительства, отсутствием перспектив на текущей позиции — приводят взрослого человека к необходимости сменить профессию и обрести новые навыки, чтобы получить возможности для дальнейшего карьерного роста.
Когда пришло понимание, что пора менять карьеру, человек начинает анализировать рынок, искать возможности и пути роста. И перед переходом на новую позицию возникнуть такие барьеры →
◽️ Нет актуальных знаний в профессиональной сфере
Человек окончил вуз 10-15-20 лет назад, пришёл на работу и на текущем уровне знаний и навыков ему хватало, но для карьерного рывка их уже недостаточно, так как рынок ушёл вперёд.
◽️ Знания есть, но нет формального подтверждения: сертификата или диплома
Человек регулярно самообучался ради интереса, изучал новые инструменты, но у него на руках нет формального подтверждения этих знаний — диплома или сертификата, который можно прикрепить к резюме или показать на собеседовании с HR.
◽️ Нет необходимого профессионального статуса
Для ряда профессий требуется определённый профессиональный уровень или статус: например, для карьеры в госслужбе нужна оконченная магистратура, для большинства топ-менеджерских позиций в крупных компаниях — MBA или статус магистра, для силовых структур — служба в армии.
◽️ Нет необходимого опыта работы
В резюме не хватает профильного опыта, портфолио или проектов, которые нужны для интересующих позиций.
Помимо высшего образования, для многих современных позиций больше ценятся специалисты с широким набором навыков и подвижным мышлением.
Таким образом, различные уровни образования оказывают значительное влияние на развитие карьеры, возможность смены профессии или карьерной траектории.
Если барьеров не возникло, то и потребность в переобучении не появляется — человек просто переходит на интересное ему место.
Если же возник один или несколько барьеров из списка, их приходится преодолевать — чаще всего, появляется мысль пройти переобучение, получить дополнительное высшее образование или найти стажировку, чтобы наработать недостающий опыт.
Выбор подходящего варианта будет зависеть именно от того, какие препятствия возникли — поэтому так важно вначале определиться со своими карьерными целями, а затем уже действовать.
Рассмотрим, какие существуют варианты обучения и переобучения для взрослого человека.
Курсы
Дополнительные общеразвивающие программы (ДОП)
ДОП — это формальное название небольших по длительности курсов, которые базово раскрывают указанную тему. Таких курсов много, их делают как крупные образовательные компании, так и отдельные эксперты.
Эти курсы не подходят для переквалификации или получения новой профессии, но помогают познакомиться с новой сферой или расширить кругозор в определённой тематике. Обычно после прохождения такого курса выдаётся сертификат, который подтверждает, что студент прослушал определённый набор информации. Пройти такие курсы может любой желающий.
Для какой цели подходят: познакомиться со сферой, расширить кругозор.
Для чего не подойдут: получить новую профессию, переквалифицироваться, повысить квалификацию.
Длительность: небольшая — несколько учебных часов.
Основные плюсы: большой выбор курсов, лёгкость прохождения, длительность.
Минусы: несистемность, нельзя получить диплом о новой профессии.
Примеры дополнительных общеразвивающих программ:
Дополнительное профессиональное образование
ДПО — это курсы и программы для повышения квалификации в конкретной сфере или для профессиональной переподготовки. Такие программы более интенсивные и более объёмные, чем ДОП, и направлены конкретно на получения новых профессиональных навыков.
После окончания курсов ДПО выдаётся либо удостоверение о повышении квалификации (УПК), либо диплом о профессиональной переподготовке (ДПП).
Важный момент — обучаться на программах ДПО могут только люди, уже имеющие среднее специальное или высшее образование или те, кто находится в процессе его получения. Если такого образования нет, получить диплом ДПО невозможно.
Для какой цели подходят: быстро набрать скиллсет, подтянуть знания в определённой области, изучить конкретные профессиональные инструменты, переквалифицировать в новую профессию.
Для чего не подойдут: для глубокого и системного погружения в профессиональную сферу — курс ДПО не поможет стать высококлассным инженером, управленцем или врачом.
Длительность: от 16 часов — для программ повышения квалификации, от 250 часов — для программ профессиональной переподготовки.
Основные плюсы: практикоориентированность, длительность, интенсивность, стоимость. ДПО нацелены на то, чтобы получить конкретные профессиональные навыки и знания без лишней воды. Повысить квалификацию или освоить новую профессию при помощи ДПО можно гораздо быстрее и дешевле, чем при помощи классического высшего образования.
Минусы: глубина погружения в профессию и необходимость наличия среднего или высшего образования. Так как курсы ДПО рассчитаны на получения конкретных навыков, они могут не сложиться в систему знаний.
Примеры программ профессиональной переподготовки:
Примеры программ повышения квалификации:
Высшее образование
Бакалавриат: офлайновый или дистанционный — онлайн-бакалавриат
Бакалавриат, как и специалитет — первая, начальная ступень высшего образования.
Бакалавриат в очном офлайн-формате — это обязательное присутствие студента на парах, зачетах, экзаменах и при защите выпускной работы. При заочной форме студент приезжает только на сдачу сессий, при дистанционной — всё обучение происходит в онлайне.
Поэтому для организации эффективного онлайн-обучения важно использовать специальные подходы и инструменты, которые повышают эффективность учебного процесса. Например, записанная часть лекций должна быть в виде высококачественных студийных роликов, поделённых на короткие отрезки с разграничением по времени. Это помогает фокусироваться на теме и лучше её проработать.
Для какой цели подходит: с нуля освоить базу профессии, продолжить обучение после школы, для старта карьеры или работы на линейных должностях.
Для чего не подойдёт: быстро освоить практические навыки в профессии, глубоко изучить сложную профессию или вырасти в карьере вне линейных должностей.
Длительность: в среднем около 4 лет.
Основные плюсы бакалавриата:
Дополнительные плюсы онлайн-бакалавриата:
- возможность совмещать с работой даже при очном обучении;
- возможность учиться у лучших преподавателей из разных стран, не меняя место жительства;
- личное отношение преподавателя не влияет на успеваемость;
- более простые и прозрачные процессы обучения, более чёткий план и продуманная организация учёбы;
- наличие не только академических преподавателей, но и преподавателей-экспертов из рынка;
- постоянная актуализация и обновление учебных материалов, обучение дополняется свежими кейсами;
- больше приближённой к реальным задачам практики.
Минусы бакалавриата:
- бакалавриата недостаточно для сложных профессиональных и научных сфер, а также для руководящих должностей;
- при этом для некоторых новых цифровых профессий — копирайтер, SMM-специалист, таргетолог и т. д. — бакалавриата либо не существует, либо он избыточен, такие профессии можно легко освоить на курсах ДПО;
- бакалавриат даёт лишь базу профессии, без глубокого погружения;
- длительность и стоимость для платных программ.
Магистратура: офлайновая или дистанционная — онлайн-магистратура
Магистратура — это вторая ступень высшего образования. Прохождение программы в магистратуре позволяет освоить узкопрофильные и аналитические компетенции, получить основу для развития своей карьеры и даёт возможность занять ряд должностей в топ-менеджменте или на государственной / военной службе.
Для какой цели подходит: глубоко погрузиться в профессию, начать заниматься научной деятельностью, освоить смежную профессию, для роста в карьере и нетворкинга с коллегами из сферы.
Для чего не подойдёт: для быстрого старта в профессии, для быстрого освоения инструментов с нуля.
Длительность: от полутора лет.
Основные плюсы:
- системность и глубокое погружение в профессию, возможность освоить новую или смежную сферу;
- ценность диплома для работодателя;
- возможность занимать руководящие позиции или позиции, для которые обязательна степень магистра;
- возможность запустить свой проект в процессе обучения и нарастить профессиональное портфолио;
- развитие профессионального бренда, нетворкинг с коллегами из сферы.
Дополнительные плюсы онлайн-магистратуры:
- возможность углубиться в профессию без отрыва от текущей работы, совмещать обучение с работой даже при очном формате программы;
- возможность учиться у лучших преподавателей из разных стран, не меняя место жительства;
- профессиональный нетворкинг с коллегами и экспертами из различных городов страны;
- возможность перенимать опыт у практикующих экспертов из рынка, получать их консультации;
- постоянная актуализация контента в соответствии с изменениями на рынке.
Минусы:
- для прохождения магистратуры необходимо высшее образование — бакалавриат или специалитет;
- стоимость платных программ;
- в большинстве классических вузов есть проблема преобладания теории над практикой.
Примеры магистерских программ:
Самообучение
Освоить новую профессию можно самостоятельно: теорию найти в книгах и интернете, практику — наработать на стажировках, а на ряд позиций можно устроиться без профильного диплома.
Современные компании всё чаще обращают внимание на навыки конкретного кандидата, без привязки к дипломам и регалиям. Так, у наиболее активных, эрудированных и организованных людей с развитыми soft skills есть шанс перейти в новую профессиональную сферу самостоятельно, за счёт самообучения / переобучения на новом рабочем месте и личных устремлений.
Теоретические знания для многих профессий, особенно современных, можно найти в открытых источниках — хотя потребуется время на их поиск, систематизацию и отсев лишних или неактуальных данных. Можно обратиться за консультацией к уже работающим специалистам или устроиться на стажировку.
Стажировка позволяет моментально погрузиться в реальную среду, начать работать над реальными, а не учебными проектами, и получать персональную обратную связь от руководителя или наставника.
Также самообучение характерно для ситуаций, когда внутри одной компании человеку предлагают перейти на смежную или совсем другую позицию — такое случается, если бизнесу нужно закрыть конкретные задачи, а на поиск внешнего специалиста нет времени или ресурса. Тогда приходится осваивать новую профессию прямо в ходе работы.
Иногда можно самостоятельно попроситься на другую работу внутри компании — если есть желание развиваться в новой сфере. Руководители обычно идут навстречу такой инициативе, если хотят сохранить перспективного сотрудника в команде, пусть и на другой должности.
Для какой цели подходит: для развития с нуля, когда нет времени и ресурса обучаться; для тех, кто вынужденно или по желанию переходит на другую позицию внутри компании; для быстрого закрытия текущих задач.
Для чего не подойдёт: для быстрого и глубокого погружения в новую профессию, для устройства на позиции, где нужен профильный диплом.
Длительность: от нескольких месяцев до бесконечности.
Основные плюсы:
- возможность переобучаться в собственном ритме;
- моментальное погружение в рабочую среду;
- возможность быстро закрыть срочные задачи;
- быстрый выход на первый доход;
- дешевизна — самообучение обычно относительно бесплатное или совсем бесплатное.
Минусы:
- необходимость переработать большое количество информации, в которой нет системности;
- отсутствие обратной связи и помощи со стороны преподавателя;
- отсутствие подтверждения знаний — нет диплома или сертификата, который бы стал подтверждением новых знаний и умений;
- снижение уровня дохода на время стажировки или переобучения, необходимость иметь финансовую подушку на время переобучения;
- необходимость развитого умения обучаться и самостоятельно следовать расписанию и дедлайнам.
Резюмируем
Современный мир предлагает множество вариантов смены профессии во взрослом возрасте: от относительно быстрых и недорогих (самообучение, курсы) до фундаментальных (высшее образование). Любой из этих вариантов — правильный.
При выборе обучения важно смотреть на то, каких целей хочется достичь, и опираться именно на них.
Истории тех, кто решился на смену профессии во взрослом возрасте:
Читайте также:
- Будут ли выплаты ветеранам труда в 2021 году к 9 мая
- Что делали ветераны труда во время войны
- Какими документами сотрудник может подтвердить расходы по найму жилого помещения в командировке
- Отпуск сколько дней по закону 2021 положено календарных
- Протезирование митрального клапана сердца механическим протезом сколько больничный лист