Почему профессия врача престижна

Обновлено: 04.07.2024

Медицина — очень романтизированная профессия, и, надеюсь, этот текст поможет немного опуститься на грешную землю реалий.

Привет! Я — студентка пятого курса Первого Московского Медицинского университета имени Сеченова. В каждом университете — своя атмосфера, так что в моём случае речь пойдёт именно про первый мед. Впрочем, последующее трудоустройство одинаково для выпускника любого профильного вуза, поэтому на эту тему я могу говорить за всех.

Я решила написать эту заметку, так как часто сталкиваюсь с тем, что школьники и их родители не совсем понимают, что ждёт их в медицинском и на работе.

Стоит, если душа лежит только к этому, если вы готовы спасать жизни людей, забыв про себя. Стоит, если жизни не мыслите без постоянной учёбы, ночей за учебниками, трёхчасовых пар. А потом — тяжелейшей работы со смешной зарплатой. Если вы решили идти в медицину за деньгами — остановитесь и подумайте хорошенько. И ещё раз подумайте. И ещё.

Сейчас ситуация со здравоохранением у нас в стране очень плачевная. Да, есть Москва, но даже тут зарплаты оставляют желать лучшего — или приходится работать на двух работах. Иногда на трёх. Что творится в регионах, мне даже страшно представить.

Далее. Врачи в России — одна из самых незащищённых категорий граждан. Нас буквально могут посадить. Нас штрафуют за ошибки в историях болезни. За то, что назначили лучший препарат, а не дешёвый. Страховые не оставляют никаких лазеек, а заступаться за вас никто не будет. Имён называть не буду, но знаю врачей, которых оштрафовали за жалобы пациентов, причём жалобы максимально нелепые. Например, пациент сломал зуб и пришёл к травматологу, а не к стоматологу. После того, как травматолог отправил его в отделение стоматологии, была написана жалоба о неоказании помощи больному, и врач был вынужден выплатить штраф. Истории болезни — отдельная история, это очень много бумажек, и врач нет-нет и ошибётся.

Если вы думаете, что быстренько отучитесь шесть лет, пройдёте ординатуру по пластической хирургии, а потом начнёте зарабатывать под двести тысяч в месяц — так не бывает. Хотите денег, лучше сразу идите на курсы по косметологии, не тратьте шесть лет на изучение анатомии, хирургии и поликлинического дела.

И уж точно не надо идти в медицинский просто, чтобы куда-то пойти. Вы загубите свою жизнь. Или вас отчислят.

Вопрос, над которым я работаю сама, так что прекрасно знаю ответ. Да, это возможно! Но для этого надо собрать очень много документов, потратить очень много денег на их перевод, а потом — подтвердить собственный диплом, так как наш диплом не признаётся почти нигде в более-менее цивилизованном мире.

Подтверждение диплома зависит от страны и от организации. Кому-то будет достаточно устного экзамена. Кто-то запросит дополнительные предметы. Кто-то скажет, что надо проучиться ещё один год в местном университете. Так что да, это возможно — но сложно.

Вот тут — честно, я без понятия. Стоимость обучения в нашем университете просто безумная. Я не знаю, за что берут такие деньги. Я не знаю, зачем люди, не видящие себя в медицине, их платят. Думаю, это потому, что многие школьники представляют этакую романтическую картинку, воображая себя доктором Стрэнджем в операционной, а потом, после работы — в шикарной машине по дороге в огромный особняк. Им не объясняют, и мне тоже никто не объяснил пять лет назад, что всё совсем не так.

Если ваши дети изъявили подобное желание, объясните им, что это очень тяжёлая профессия. И шесть лет учёбы тоже тяжёлые. И легче потом не будет.

За пять лет я объездила самые разные уголки Москвы. Это и анатомический корпус на Охотном ряду, и химия в Измайлово, и экономика в Алтуфьево, и спортивная реабилитация на Пятницком шоссе, хирургия в Выхино, гинекология на Каширском, терапия в Медведково, инфекции на Соколиной горе…

До некоторых больниц приходилось добираться сначала на метро, потом на автобусе, потом пешком. До некоторых — только на специальных маршрутках. Парковки для собственных автомобилей есть не везде. И всё это — к 8:20 утра.

Конечно, есть пары почти в центре: на Пироговской, на Охотном ряду, на Краснопресненской. Но большинство занятий проходит там, где нога человека ступает редко.

Нет, так давно никто не делит. Первые шесть лет одинаковы для всех. Можно ходить на школы мастерства или на кружки тех кафедр, которые более интересны, но, в целом, и хирурги, и терапевты, и, условно, эндокринологи — все шесть лет мы вместе.

Потом каждый выбирает более узкую ординатуру уже по своей специальности. Потом можно пойти в аспирантуру, чтобы было больше шансов на нормальную работу. Так что сами считайте, через сколько лет можно будет съехать от родителей.

Конечно. Правда, первые три года это почти невозможно, потому что нагрузка безумная, а потом, когда начинается система циклов, когда один-два предмета длятся чуть больше месяца, времени становится чуть больше. На третьем курсе есть возможность получить сертификат медсестры — только надо иметь в виду, что с этим сертификатом попасть на работу почти всегда можно только по знакомству.

Мой личный опыт: я работала администратором в медицинском центре, но так как работа была сутками, я могла выходить только на выходных, с субботы на воскресенье. Это тяжело.

На фундаментальных кафедрах, то есть первые два года — да. Там хорошие кабинеты, более-менее сохранившиеся препараты. Преподаватели не отвлекаются на пациентов, и, по большей части, я сталкивалась только с хорошими преподавателями, доступно излагающими материал, с положительным отношением к студентам.

А потом начинаются пары в больницах, и занятия там ведут уже практикующие врачи. Порой — практикующие десятилетиями, то есть с довольно устаревшими представлениями о медицине в целом и о том, как надо преподавать. И, конечно, у них свои заботы и свои пациенты, маховика времени у них нет, поэтому внимания нам уделяется меньше. Но, опять же, мне везло, и большинству попавшихся мне преподавателей я очень благодарна за отношение и за полученные знания.

К кабинетам в больницах претензий гораздо больше. Студентов пихают в служебные помещения, ремонтируемые комнаты, иногда — в комнаты приёма посетителей. Очень редко бывает так, что кабинет оборудован именно для занятий.

Да! И иногда вопросы очень сложные. Но вот чему учит медицинский — так это умению отличить правдивую информацию в интернете от вранья. Так что почти на любой вопрос я могу ответить (предварительно погуглив, на всякий случай). В некоторых ситуациях перечитываю учебники, ищу ответы в иностранных источниках. Если я чего-то не знаю — говорю об этом сразу.

Просто. Потому что не знала. Если бы я знала то, что знаю о нашем здравоохранении сейчас, об условиях труда, зарплате, отношении к врачам, о самой учёбе — ноги моей бы не было на пороге медицинского университета. Медицина — дело благородное, но жить так, как живут большинство российских врачей, я не готова.

Также я веду канал в Telegram, где простым языком отвечаю на различные медицинские вопросы.

Я их и сама путаю.

Ну диссертации можно писать на основе анализа чужой литературы, а можно писать на основе собственной практики.

Как показывает практика, стоматологи со степенями - полные уебки. Я тебе честно говорю.

Терапевт в моей поликлинике 40 лет лечит людей, но все равно не может отличить грибок от бактерий

хз, в моем городе найти нормальную работу в клиниках или на кафедрах можно только с известной фамилией или связями с этими фамилиями, тут старания особо не помогают

ноги моей бы не было на пороге медицинского университета
Николай Иванович Пирогов вами был бы не доволен, девушка

Думаю, женщины в медицине для него были бы в новинку.

А как же сценарий "отучиться на стоматолога и пойти рубить баблишко"? Автор не упомянула его потому что стоматолог - не врач?))

Чувак, я стоматолог. И там далеко не так, как ты представляешь себе. Да, это довольно прибыльная специальность, но чтобы начать нормально зарабатывать, надо вложить на начальном этапе ОЧЕНЬ много

Я как-нибудь тоже напишу статейку. Правда про обучение на стоматолога в медико-стоматологическом универе. Вы будете немного шокированы уровнем образования в целом

Комментарий удален по просьбе пользователя

Нет. Нужно изначально ходить в нормальную клинику раз в полгода на проф гигиену. Подчеркну важность ВСЕХ слов. Будет гигиена - со своими зубами до гроба доживешь.

Комментарий удален по просьбе пользователя

чтобы начать нормально зарабатывать, надо вложить на начальном этапе ОЧЕНЬ много

Ну это понятное дело

Хе-хе.
Я просто не со стомата, но там тоже всё не так просто)

Комментарий удален по просьбе пользователя

Я с лечебного факультета) Насчёт специальности ещё думаю!

Комментарий удален по просьбе пользователя

Инвестируете в будущее?))

Комментарий удален по просьбе пользователя

При выборе специальности стоит посмотреть на гендорность профессии. Знаю, например, что в транспотлогии женщине, особенно без связей, крайне сложно продвинуться.

И это абсолютная правда, к сожалению!

Ребят, вы сначала отработайте хотя бы лет 5 на лоне родной медицины, а потом пишите уже посты в стиле "стоит или нет". А то как-то. не авторитетно.

в процессе обучения почти каждый день приходится находиться в отделениях лечебных учреждений, наблюдать за процессом и проч. думаю, лучше всё ж заранее собрать информацию, чем сколько-то лет отработать и сделать тот жк вывод)

Ну-да ну-да. Выучиться, так сказать, на чужих ошибках. А что дадут эти выводы, сделанные во время учебы?

всм? несколько лет видишь, как проходдит рабочая деятельность +сам можешь подрабатывать ср. мед. персоналом - довольно серьезные выводы можно сделать уже в университете

Мда. Видно в моё время, когда я учился, романтика медицины настолько застилала мне глаза, что я просто видел, что это тяжело. Ну, работа врачом ясен хуй тяжела всегда. Но какой пиздец творится в медицине я понял только начав работать. Но и тогда я надеялся. Надеялся, что многоуважаемый царь сдержит слово и мы заживём. И только пару-тройку лет назад, плюс-минус на выборы царя я осознал всей глубиной души и своего величественного интеллекта, что эта пизда никогда не закончится. В долговременной перспективе мы никуда не денемся из этой глубокой темной полной говна жопы. Я видно медленно обучаемый.

мм, тогда прост еще были какие-то надежды
впрочем, когда я поступал, немного надежды все ж тоже оставалось, но вся она стремительно рушилась из года в год) осталась самая маленькая капля :D

Я же не позиционирую свою историю как истину в последней инстанции, это так, взгляд пятикурсницы на то, что вижу своими глазами.

Невероятно красивая вы девушка, Алевтина.
Успехов Вам на этом нелёгком пути.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Я буду пытаться уехать) Уж простите за непатриотичный ответ.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Кто знает, может, всё получится — и запишу ещё одну историю)

Врачи, по-моему, уникальные люди, и, отчасти, именно тяжелое обучение делает их такими. Уважаю и восхищаюсь.

Кстати, автор, а ты не замечала какой-то странный высокий процент, так скажем, странных людей среди врачей? Возможно, это лично мне так не везёт, но чуть менее чем все врачи, которых я знаю - какие-то долбанутые, сорян. Печальный рекордсмен среди них - одна косметолог с медобразованием, с которой я провстречался пару месяцев, а потом она такую дичь стала нести, что я поначалу не мог поверить, что она всерьёз и не троллит.

Хм-м, нет, подобных тенденций не замечала! Психиатры странноватые ребята, это правда. А остальные — вполне себе, со специфическим чувством юмора. Возможно, вам просто не повезло.

А чтобы выучиться на психиатра - придётся в процессе обучения сталкиваться с "кровь-кишки-растридварасило", или нет? А то я очень люблю психиатрию, а вот кровь с кишками очень не люблю.

а сколько тебе лет, что ты хочешь стать психиатром??

Поздняк метаться, да?)

ну я думаю, что ты и сам прекрасно понимаешь

Да не, я не считаю, что учиться когда-нибудь может быть поздно.

ты готов потратить кучу лет своей жизни, чтобы потом работать за копейки психиатром??
Ну ты либо миллионер, которому делать нечего, либо я не знаю

Меня деньги не особенно волнуют, на нормальную жизнь хватает - и ладно)

можно, в наш вуз поступила на 1 курс одна в 31 год

33 плюс минимум 8. Начать практику в 41..
Эммм.там и до пенсии недалеко, она у психиатров ранняя))
Кровь, кишки и все такое - не миновать. Все специальности с 1 по 6 курс обучаются одинаково.

Кровь, кишки и все такое - не миновать

Да, это критический фактор, к сожалению. Не переношу.

Тогда - не рекомендую соваться в мед.и становиться психиатром. Можно тогда в пед.и стать психологом. которых , лично я, считаю абсолютно бесполезными дармоедами, но - это не в тему.

придется сталкиваться или нет зависит от преподавателя, но, скорее всего, придется, как минимум на 3 курсе на паталогической анатомии и на 6 курсе на судебно медицине. можно, конечно, сказать, что не по себе от такого вида и отказаться от посещения, но у нас не разрешали, "а зачем вы тогда в мед поступали?!")
но это вживую. на лекциях, семинарах обязательно в половине предметов с этим столкнетесь в учебниках, презентациях, макетах и прочих, может, и в отделении

Шесть лет сначала в меде надо отучиться, да! Но я бы не сказала, что у нас всё в кровище. Мы даже в морг от силы пару раз сходили.

В чём выражается?

Странности врачей, которые ты упоминаешь.

Ну, мракобесие и всякие конспирологии, например.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ща не помню, как такого типа звали, но он был.

Лайнус Полинг

Для того, чтобы не впадать в мракобесие, нужно постоянно критически мыслить, при этом постоянно совершенствуя эрудицию в большом перечне областей. Не получать формальное образование, не совершенствовать узкий профессионализм, а именно регулярные сомнения и широкая эрудиция. Это гарантирует создание в разуме через энное количество лет самоподдерживающейся системы связанных знаний и обработки сырой информации, которую не сможет сломать брошенный в неё кирпич мракобесной антинауки или алогичности.

Для огромного количества людей это настолько тяжкий труд, что даже на более-менее адекватном ресурсе вроде тиджэя я регулярно вижу комменты со словами "зануда" или "душнила" в адрес людей, которые детально критикуют что-либо или просто высказывают недовольное мнение (при этом, вероятно, мня себя недушными борцунами с этими "душнилами").

Такие слова - это чёткий детектор индивида, который боится всплесков кортизола при восприятии не нравящейся ему информации - т.е., критики. Чем больше настроений а-ля "хватит говорить/писать гадости, займитесь делом" у человека любой степени формальной образованности (типа золотой медалист+два высших) и любой квалификации (типа инженер-атомщик с 30-летним стажем), тем более вероятно, что его разум будет подвержен аномалиям мышления вроде апофении или отрицания объективной реальности.

Это именно те случаи, когда вы вроде смотрите на уважаемого успешного авторитетного дядьку, который щёлкает высокоуровневые производственные задачи как семечки, но при этом несёт шизофреническую хуйню вроде "с андропова начался развал советского союза" или "пойдём в баню с мужиками, вирус убьём"

У меня ещё версия, что это сама суть медицины так влияет. Это, по сути, огромный набор малосвязных (относительно той же физики, например) знаний, который нужно просто зашить в голову. Видимо, не все мозги без потерь переживают такое насилие))

Абсолютное заблуждение
В человеке и в медицине - как раз-таки - ВСЁ взаимосвязано. И надо не "тупо зазубрить", а ПОНИМАТЬ все процессы. Иначе - это "фельдшеризм"(в лучшем случае)
Только аутист, не понимая, может "зашивать" в мозг кучу никак ДЛЯ НЕГО не связаных между собой сведений

Конечно все процессы в организме подчиняются своей логике, но логика эта неизмеримо сложнее, чем в математике или физике, я это имел в виду.

Да, очень тонко и очень сложно. Я сейчас вообще своему собственному мозгу поражаюсь: СТОЛЬКО впитать, переварить. за годы учёбы на меде)))

В мире сохранится уже хорошо знакомая нам двусмысленная ситуация – все страны вроде бы недовольны тем, как идут дела, у многих есть претензии к соседям или международному порядку как таковому. Подробности.

Какими будут отношения России и Европы в 2022 году

Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ

Диалог с ЕС будет обменом мнениями с противником, разговор с отдельными европейскими государствами – беседой с очень трудными партнерами. Как это и было в 2021 году. Подробности.

Сколько выходных нужно россиянам

Герман Садулаев, писатель, публицист

Особого урона от длинных выходных экономика, очевидно, не несет. Не потому, что работы никакой нет и никто не работает. Наоборот. Потому что кому надо, тот все равно работает. Подробности.

Главные события 2022 года в политике

Как победили Гитлера под Москвой

Украина готовится к войне

Города России украсились к празднованию Нового года и Рождества

Главный вход на территорию ВДНХ выглядит сегодня именно так – с большими светящимися цифрами 2022. Москва и многие другие крупнейшие города России искусно украшены к празднованию Нового года. Как это сделано – в репортаже газеты ВЗГЛЯД

Украинские авиастроители представили первый серийный Ан-178

В Ленобласти открыли мемориальный комплекс в честь Александра Невского

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.

  • Лучше предыдущего
  • Хуже предыдущего
  • Таким же
  • Приглашать гостей
  • Ходить в гости
  • Не хожу в гости и не приглашаю их

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная тема

Волнения в Казахстане

ложный имидж

революция в энергетике

Видео


газопровод в Китай

морская держава

ценовые факторы

экономическая реформа

почетно и престижно

открывающиеся возможности

длинные праздники

Диалог с ЕС

на ваш взгляд

23 марта 2020, 13:40

Текст: Ольга Никитина

Почти половина россиян (49%) считают врачей настоящими героями нашего времени, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Опрос проводился на фоне распространения в мире коронавирусной инфекции, в борьбе с которой на плечи врачей и медицинских работников ложится огромная нагрузка.

По данным на сайте ВЦИОМ, 49% респондентов выделили представителей этой профессии из целого списка общественно значимых специальностей.

Врачи возглавили рейтинг престижных профессий (26%) в октябре 2018 года, при этом престиж профессии в сравнении с предыдущими годами измерения вырос в два раза (по 12% в 2012 году и 2009 году, 11% в 2006 году). Также в 2018 году россияне оценили профессию врача как самую предпочтительную для своих детей (4,2 балла из 5 максимальных – и это значение увеличилось с 3,9 пунктов в 2010 году).

Почти половина россиян (44%) сообщили, что обращаются к врачам и выполняют все их рекомендации в случае болезни – например, ОРВИ или гриппа.

Кроме того, к врачам в обществе относятся с высоким уровнем доверия. В сложившейся ситуации почти две трети россиян (61%) убеждены, что медицинские службы способны защитить население от распространения коронавируса.

Напомним, 11 марта ВОЗ объявила пандемию коронавируса, центром которой стала Европа. По последним данным, в мире заразились почти 300 тыс. человек, зафиксировано более 12 тыс. смертельных исходов.

профессия врач

В последнее время мы все понимаем, что человеческая жизнь бесценна. Нет ничего дороже жизни наших родных, любимых людей, детей, просто посторонних. Иногда случается так, что мы не по своей воле теряем близких и знакомых, есть обстоятельства выше наших желаний. Но на состояние своего здоровья мы можем повлиять: ухудшить его или сделать лучше. В этом нам помогают работники медицины.

Профессия врач существует уже очень давно. Можно смело заметить, что она является одной из самых важных для человечества. С самого рождения и до смерти человек нуждается в квалифицированной медицинской помощи, понимании во время сложных жизненных ситуаций, решении пикантных проблем, о которых даже родным не всегда можно сказать.

Кто такой врач: профессия или призвание?

выбор профессии врача

Прежде чем стать хорошим специалистом, будущий врач должен пройти немало испытаний. Они затрагивают абсолютно все сферы его жизни. Обучение в этой области начинается сразу после окончания школы и длится минимум 6 лет. Сложности встречаются уже на первом курсе: необходимо вникать сразу в несколько сложных направлений медицины, ни в коем случае нельзя расслабляться и пропускать лекции, ведь недостаток какой-либо информации впоследствии может стоить кому-то жизни. Кроме этого, нужно длительное время личную жизнь и друзей ставить на второе место.

Выбор профессии врача является сложным не только из-за траты огромного количества времени на учебу, она предъявляет повышенные требования и к личности будущего лекаря: он должен быть ответственным, решительным, добрым, милосердным, терпеливым, эмпатийным. Не может настоящий врач быть черствым и невосприимчивым к людскому горю. Иногда, жертвуя своими планами и интересами, доктора должны идти на помощь людям, даже когда есть риск их собственному здоровью.

Профессия врач - это больше, чем просто обучение конкретным действиям, навыкам и знаниям. Это призвание человека, его предназначение и место в жизни.

Возникновение этой профессии

история профессии врача

История профессии врача начинается с древности. Еще за много сотен лет до нашей эры существовали особые люди, которые могли лечить всякие недуги. Они пользовались подручными средствами для медицинской помощи - травами, плодами и их корнями, настойками. Тогда эти люди выделялись в особый ранг, так как считались посланниками богов, ведь болезни воспринимались тоже как наказание высших сил. Таких лекарей уважали и боялись, утверждая, что магическим и волшебным считается их занятие. Профессия врач возникла с появлением одной яркой и умной личности.

У многих медицина как наука ассоциируется с известным человеком - Гиппократом. Именно он начал тщательно изучать особенности человеческого организма. Кстати, известное всем разделение людей по типам темперамента берет свое начало именно из его трудов. Этот человек перевернул сознание людей, помог им освободиться от стереотипа связи медицины и религии. Он доказал, что любая болезнь является следствием какого-либо патологического процесса в организме человека и появляется по вполне естественным причинам. Асклепид, Гален, Везалий и другие выдающиеся исследователи являются родоначальниками медицинской науки и возникновения профессии врача.

Актуальность медицинского специалиста в наше время

В круговерти будничных дней мы не задумываемся над тем, какую роль в нашей жизни играют врачи. А их помощь порой неоценима, ведь эти специалисты каждый день распознают, предотвращают сложнейшие заболевания, спасают взрослых и детей, встречают малышей и провожают из жизни больных людей.

Каждый год в мире появляются новые болезни, эпидемии, и врачи призваны стоять на страже здоровья всего человечества. Они часто жертвуют отношениями, близкими людьми, своим здоровьем ради каждого пациента, предоставляя ему шанс на жизнь. Плюсы и минусы профессии врача часто отпугивают молодых людей от нее. Но те, кто осознанно пошел учиться на доктора, твердо знают, зачем они это делают.

В чем заключается работа врача?

профессия врача описание

Медицина не стоит на месте, она активно развивается. Появление новых болезней, природные катаклизмы, войны, бедствия провоцируют поиск новых решений и методов борьбы с проблемами. Поэтому гибкость и восприимчивость к новым знаниям - это главные качества, которыми должен обладать врач. Характеристика профессии начинается с того, что специалист в этой области должен иметь разностороннее развитие. Это необходимо для построения конструктивного диалога между доктором и пациентом. Медик должен быть еще и психологом, чтобы найти подход к больному, вселить в него веру в выздоровление, твердо, уверенно и спокойно разговаривать со всеми пациентами. Профессия врач предполагает следующие обязанности:

  • оказание помощи;
  • определение причин болезней;
  • диагностика;
  • лечение;
  • реабилитация;
  • профилактика заболеваний;
  • просветительская работа среди определенных групп населения;
  • разработка и использование новых препаратов и диагностических методов.

Недостатки этой профессии

минусы профессии врача

Как и в любом научном направлении, существуют минусы профессии врача. Недостатки проявляются еще в период обучения, чтобы выучиться на доктора, нужно потратить минимум 6 лет, проработать огромное количество информации. Затем посвятить еще некоторое количество лет (2 года) для овладения определенной специализацией и приобретения практики. Ко всему прочему, приходится жертвовать свободным временем, личной жизнью и здоровьем ради спасения других людей. Но это того стоит!

В постсоветском пространстве, так получилось, врачи не пользуются особыми финансовыми привилегиями, поэтому не всегда эта профессия бывает престижной.

Врач для детей

профессия детский врач

Специалист, который лечит деток, называется педиатром. Профессия детский врач очень интересная и ответственная. Такой специалист наблюдает за ростом и развитием детей с 0 и до 18 лет. Студенты, желающие стать педиатрами, даже учатся отдельно от всех, так как здоровье деток требует особого внимания.

Для каждого возрастного периода маленьких пациентов характерны свои особенности развития и возникновение различных патологических процессов. Ведь большой ошибкой считается мнение о том, что ребенок - это маленькая копия взрослого, значит, и болезни у них одинаковые. Нарушения роста, психомоторного развития, осанки характерны только для наших маленьких жителей. Плюсы и минусы профессии врача для детей также часто встречаются в практике таких специалистов. Особенно остро воспринимаются медиками сложные заболевания малышей. Потухший взгляд, который должен светиться, бледные щеки, которые обязаны быть розовыми, грустное выражение лица, несвойственное детям, не оставляют равнодушным ни одно врачебное сердце. Именно поэтому основным направлением в педиатрии является профилактика возникновения заболеваний.

Стоматология как отдельное направление в медицине

Профессия врач-стоматолог не менее важная и нужная. Проблемы с зубами рано или поздно возникают у всех. Также необходима постоянная профилактика. У детей - это формирование правильного прикуса, выравнивание ряда зубов, предотвращение возникновения кариеса. У взрослых людей проблемы бывают серьезнее, например, установка зубов после аварии, имплантация, операции на деснах и так далее. Как и лечащие врачи, стоматологи также разделяются на несколько специализаций: хирурги, терапевты, ортодонты, ортопеды, пародонтологи.

В этом научном направлении также большого уважения заслуживает профессия врача. Описание ее не ограничивается только лечением или профилактикой. Стоматологам как никому нужно обладать выдержкой, эмпатией и терпением. Ведь не каждому человеку понравится ощущать неприятный запах изо рта, выполнять ювелирную работу в ходе пломбирования или операции.

Какими качествами должен обладать хороший специалист?

занятие профессия врач

Выше уже упоминалось несколько качеств, без которых невозможно освоить такую специальность, как профессия врача. Описание этой профессии всегда заканчивается требованиями к личности доктора. Хороший специалист должен обладать:

  • высоким уровнем интеллекта;
  • интуицией;
  • ответственностью;
  • эмоциональной устойчивостью;
  • общительностью;
  • наблюдательностью;
  • милосердием;
  • эмпатией;
  • уверенностью;
  • решительностью.

Некоторые специализации требуют особых навыков, а, значит, и качеств или подходящих природных данных врача. Так, например, хирурги должны иметь тонкие и длинные пальцы для успешного проведения операций, ортопеды должны быть сильными, чтобы вправлять позвонки или суставы.

Профессия врач - как ее получить?

Для того чтобы стать врачом, необходимо готовиться задолго до поступления в ВУЗ. Абитуриенту необходимо иметь прекрасные знания по биологии, химии, физике. Закончив обучение, студенты еще не могут работать, им нужно получить специализацию под присмотром опытного коллеги (ординатура или интернатура). Этот период занимает от 1,5 до 2 лет.

Профессия врача очень сложная, но интересная. Она приносит пользу как пациенту, так и самому медику. Ведь очень приятно ощущать свою значимость и необходимость.

Врачевание. Престиж врача и путь в медицину

Пациент и врач — центральные фигуры системы здравоохранения, и они же полноправные члены общества, строящего эту структуру. В таком триединстве основное место принадлежит, конечно, пациенту, для его здоровья все должно делаться, но лишь врач наиболее компетентен во всем, что ведет к сохранению и развитию здоровья. Врач первым видит и говорит о причинах его разрушения, рекомендует и принимает профилактические и спасительные меры. Но что знает общество о врачах, об их подготовке, занимающей десятилетия, об их тревожной жизни, когда в любой час дня и ночи их могут позвать к больному, об их непрерывных мыслях и переживаниях за своих пациентов, как за близких людей. Даже дома, в час отдыха врач не может не думать о больном. В современном цивилизованном обществе нет людей, которые в течение своей жизни миновали бы врача. К нему обращаются за советом и помощью люди и в повседневности, и в тяжелые минуты жизни, а власти — особенно в период массовых заболеваний, эпидемий и войн. Врач необходим везде, всем и всегда. Не случайно на протяжении всей истории человечества во всех странах врачеватели пользовались особым вниманием и уважением, сродни религиозного почитания. Некоторым и памятники поставили. Правда, слишком редко. Признание и обожествление Иисуса Христа тоже началось не столько с его проповедей, сколько с показательных успехов в лечении. Даже самые жестокие деспоты отдавали себя в руки врача во время болезни. Нет профессии более гуманной, буквально жизненно необходимой. Никакая другая профессиональная деятельность не завлекает человека глубже, полнее, на всю жизнь, чем медицина. Врач всегда и везде, в любой ситуации — врач.

Однако престижность, возможность и условия врачевания в разных странах и в разное время были весьма изменчивыми. Если на Востоке (Китай, Индия) врач всегда был окружен ореолом почета, то в Европе его чаще относили к мало почтенному цеху цирюльников, он часто подвергался насмешкам и гонениям, преследовался церковниками, и лишь в 19—20 веках доктор вошел в элиту общества. Но в последние десятилетия экономическое и социальное положение медиков во многих странах вновь ухудшилось. Опросы показали: в Финляндии не верят врачу 5% пациентов, а в России более половины пациентов указывают на отсутствие у них доверия к врачу, приобретающему вид (имидж) отнюдь не соответствующий обеспеченной части общества. Очень распространена вредная и оскорбительная тенденция, трактовать деятельность врача, как “обслуживающего персонала “, среди населения с подачи некоторых не очень понимающих суть его работы чиновников. Заработная плата врача, в лучшем случае, равняется средней по стране, а во многих странах — лишь 62—70% от средней. Она совершенно не соответствует той высокой ответственности, сложности, важности и опасности работы, выполняемой врачом. Многие из них вынуждены работать на износ — в 1,5—2 раза больше положенного времени, чтобы хоть как-то поддержать свое материальное реноме и прилично выглядеть в обществе. При этом забастовки врачей повсеместно ограничены или запрещены законом. Очередное противоречие — те, на кого возложена наибольшая надежда, последнее прибежище в жизни, — сами находятся далеко не в оптимальных психологических и жизненных условиях. Престижность самой ответственной и благородной профессии падает, но, как ни странно, поток молодежи в медицинские ВУЗы все еще большой. Возможно, это уже иссякающая инерция прежних мифов о славе врачевания. Однако наиболее подготовленные абитуриенты, отличники уже предпочитают программирование, электронику, менеджмент — туда, где больше платят, а жизнь легче и спокойнее.

Сегодня практически во всем мире торжествуют принципы рыночной экономики, где все подчинено “золотому тельцу”, непрерывной и все нарастающей бешеной погоне за прибылью, когда потребление стало главной целью жизни и наименованием нынешнего общества. При таких приоритетах в глазах большинства людей, естественно, что духовность, нравственность, гуманность теряют свое высокое предначертание, и в современном обществе даже среди молодежи подвергаются осмеянию и глумлению. На их место пришли жестокая конкуренция, беспринципное рвачество, презрительный цинизм, полное забвение “устаревшей“ нравственности, разрушение авторитета и традиции оплота общества — семьи, дикая половая распущенность, наркотики, эрзац культура с ее низменным “клиповым мышлением “, угнетение одних и вседозволенность других людей. Прав был римский философ Луций Сенека, сказав: — “Всякая дикость и грубость происходят от душевной слабости “.

Тем не менее, как естественный животворный протест против этой удушливой смрадной атмосферы, не перевелись пока еще люди гуманные и милосердные, чуткие к чужой боли и горю, сострадательные, готовые бескорыстно поддержать и помочь страждущим. В них не умерли совесть и честь, а врожденный альтруизм толкает их, вопреки всему, на добрые поступки. Обычно они не говорят об этом высоких слов, сами не замечают за собой этих прекрасных свойств, которые на самом деле являются их естеством, нередко исподволь воспитанным семьей, ближайшим окружением, примером, достойным авторитетом; “…когда желанье справедливо, то надо молча следовать ему”, — советовал А.Данте.

Именно такие люди обдуманно и целеустремленно чаще выбирают профессию врача, особенно когда она традиционная в этой семье. Осознанно, по велению души отдают себя ей целиком, врачевание навсегда становится их главным жизненным призванием. Как правило, из них вырастают лучшие специалисты. Поразительно, но именно советская власть, самовольно присвоившая себе наименование народной, старалась прервать эту многовековую традицию, введя для детей врачей немыслимые драконовские препоны при поступлении в медицинский институт. Кстати, и в других профессиях семейные традиции наиболее живучи и дают лучшие результаты.

Подготовка врача новой формации. Поступить на медицинский факультет и успешно учиться на нем всегда очень трудно . Например, в Израиле для поступления требуется наибольшее суммарное число баллов школьного аттестата и особенно сложнейшего психологического теста (многочасовой письменный экзамен), а затем более часа собеседование с группой психологов и врачей, выясняющих мотивацию и психологическую пригодность абитуриента к сложной деятельности врача. Стараются отобрать лучших.

Новые времена привели к созданию новой медицины , основанной на крупнейших научных открытиях. Повысились требования ко всем медицинским структурам, но особенно резко возросли требования к профессиональной квалификации врача. Соответственно увеличился объем и интенсифицировался учебный процесс, широко стали использовать компьютерные и другие технические средства обучения, от профессуры потребовалось знание современной психологии и педагогики. Учить тоже надо уметь. И этому стали обучать преподавателей.

Общество, технологии непрерывно меняются. Однако физиология и психология человека весьма консервативны, они в своей биологической основе стабильны уже многие тысячелетия, подчиняясь генетической программе выживания, созданной эволюцией. Люди равны перед законом (равноправные), но они никогда не были и не будут одинаковыми в своих способностях и во всем остальном. Поэтому, если на “старте“ все вместе, рядом, то к “финишу” кто-то приходит первым, а другой — “ сходит с дистанции “. Обучение в ВУЗе платное, работают студенты постоянно и чрезвычайно напряженно, личная мотивация успеха огромная, тем не менее, не все из них могут получить диплом врача. Отсеиваются не только случайные люди, которые испугались будущей ответственности или разочаровались в медицине, но и те, кому учеба оказалась не по силам. Кому-то не хватило образовательного базиса, предшествовавшей общей подготовки, силы воли, целеустремленности, физического и психического здоровья, психологической устойчивости к тому, что им приходилось видеть во время учебы в прозекторской, в больничных палатах, операционных и т.п., а у кого-то материальные, семейные и другие трудности. Это совершенно нормальное явление, не у всех желанию соответствуют возможности. Плохо, конечно, когда из-за этого теряются годы, безрезультатно ушедшие на не завершенную учебу. Десятки лет я преподавал в медицинском институте и много раз был председателем государственной комиссии на выпускных экзаменах в б.СССР. Вспоминаю, как от преподавателей ВУЗа требовали довести всех (!) студентов до диплома врача. В ходу было не очень-то умное министерское указание: — “ нет плохих студентов, а есть плохие преподаватели “. И еще “крепче”: — “ лучше плохой врач, чем хороший шаман “. То, что шаман это очень плохо, — вне сомнений, но и плохой врач — не менее ужасно по своим последствиям. От каждого врача пациенты и общество вправе требовать только высокий уровень квалификации. Посредственный врач — это уже не специалист, а обман больного, предпосылка трагедии, как для пациента, так и для самого врача.

Но врач не может лечить лучше, чем он обучен. Врач не может психологически из чувства самоуважения, самосохранения и по роду своей особой деятельности остановиться на достигнутом уровне знания и умения, — медицина непрерывно развивается и обновляется, и в методах диагностики, и в лечении, профилактике. Поэтому врач обязан учиться, совершенствовать свои знания практически ежедневно самостоятельно, а на специальных курсах каждые несколько лет. В Израиле все педиатры и терапевты каждые две недели полдня занимаются в течение 10 месяцев, и так все годы работы. Такова профессия врача. И это не издержки, а ее логика: сегодня лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня. Слишком велика расплата за ошибки — погубленные здоровье, жизнь пациента из-за самоуспокоения, самолюбования, лености или отсутствия условий для роста квалификации врача. Постоянная ориентация на новое знание в профессии, более прогрессивное — не только личная, но и общественная забота.

В мире нет ничего интереснее, увлекательнее, полезнее, но нередко и драматичнее, чем медицина. Только ей дано полностью познать высшее творение Природы — человека, его психику, интеллект, эмоциональную сферу, душевные свойства, социальные качества. Но и какое ”благодатное” поле открывается для разного рода мистиков, лжеученых и просто фантастов. Как они усердно толпой, толкая друг друга, пытаются извратить и подменить точные научные факты всевозможными домыслами, выдумками, вплоть до мистических измышлений и фантазий. Ничем не брезгуют: манипуляции, обман, подтасовки — вот их спасение и главные средства. Врач и это должен предвидеть, знать и вести с ним борьбу.

Задача врача — лечить не только тело, но и души людей, защищать их от шарлатанов и мошенников, подло эксплуатирующих медицинское невежество многих людей, объективные трудности диагностики и лечения.

Человековедение — профессия врача. Оно включает в себя также знание физиологии и морфологии, нормы и патологии, адаптации, и ее механизмов, непрерывность жизни от зародыша до взрослого человека и следующего поколения, биологические и психологические процессы старения и смерти. Нет ничего в человеке, включая его психику, эмоции, интеллект, душевные свойства, социальные качества, что осталось бы вне интереса врача. Это его главная функция — знать о человеке все. Каждый раз, всесторонне обследовав пациента и тщательно проведя анализ, врач мысленно интегрирует полученную информацию в заключение, отражающее индивидуальность пациента. В том-то и состоит особая суть и основа специфического для медика клинического мышления, позволяющего в итоге из массы разнообразной, порой противоречивой, общей и специальной информации и вариантов выбрать оптимальный путь для диагностики, лечения, профилактики болезни у данного конкретного человека. Чрезвычайно трудная работа, в которой техника (компьютер и пр.), и многое другое может помочь врачу, но никогда не заменит его мыслительный процесс в постановке диагноза болезни и выработки оптимального лечения, продолжающийся нередко много часов и дней. В медицинском институте учат логически и диалектически мыслить, дают базовое образование, которое необходимо дополнить путем глубокой специализации в определенной области, выбранной молодым врачом. По мере прогресса современной техники и медицины происходит все большая специализация врачебных дисциплин, число которых приближается к 100. Это еще один из болезненных парадоксов современной медицины. Понятно, что все обо всем знать невозможно. Профессиональные практические навыки, умения, рукоделие, работа с больным, с аппаратурой, лабораторные исследования, иными словами, ремесло — совершенствуется день за днем, обновление знаний происходит в медицине каждые 1,5—2 года. Любой учебник, вышедший сегодня из печати, уже в части разделов устарел на пару лет, пока шло его написание, редактирование, техническая работа. Врач-специалист следит за новинками по журналам, докладам, опытом коллег.

Доказано, что клиники, в которых концентрируются больные однотипной патологией, где делается в течение года много однотипных процедур, операций, — имеют, соответственно, больший опыт. В ней заметно лучшие результаты лечения, чем клиники, где подобных больных или операций мало. Это положение отчетливо проявило себя в детской клинике Красноярской краевой больницы 1, которой я руководил 30 лет (1961—1990 гг.), и где мы впервые в те годы провели специализацию по органопатологии и нозологическому принципу. Результаты лечения быстро значительно улучшились, но в то же время наш опыт показал, что любая специализация ведет к определенному риску “сужению“ поля зрения врача, нередко грозит потерей умения и способности видеть и оценивать пациента целиком. Эта объективная трудность частично устраняется посредством планового периодического ознакомления специалиста с другими, близкими ему разделами медицины, и путем консультаций коллег другой специализации. Новое в медицине , научные открытия для своей быстрой и эффективной практической реализации требуют максимальной специализации врачей , и это положение, несомненно, будет все более углубляться. Специализация знаний — лицо нашей эпохи.

Врача подстерегает и другая опасность — технизация мышления, чрезмерное увлечение и избыточное доверие результатам машинной и лабораторной диагностики. С каждым днем в здравоохранение внедряются сложнейшие специальные приборы. Много положительного внесла кибернетика с ее мгновенными расчетами, полнейшей памятью симптомов и наименований синдромов и болезней, прописью рецептов, рекомендаций врачу, алгоритмы диагностики, расшифровка ЭКГ и др. Врачу помогают генетика и математика с точным подсчетом риска наследственных болезней. Очень важна компьютерная томография, наглядно на виртуальных срезах и объемно демонстрирующая морфологию пораженных тканей и органов; магнитно-резонансная томография (МРТ), заново открывшая состояние и деятельность головного мозга; ультразвуковые исследования. Эндоскопия стала обязательной и массовой в диагностике поражений пищеварительного тракта, дыхательных путей, мочеполовых органов. Широко внедряются и другие новейшие технические средства диагностики и лечения. Все они, хоть и хорошие, и даже великолепные, но лишь помощники думающего врача . На него возлагается тщательный анализ и всестороннее клиническое осмысление, сведение в единую стройную систему, полученную информацию, которая объединяется со сведениями о прошлом и настоящем пациента, результатами беседы с ним и физикального обследования. Только после этого возможно говорить об особенности личности пациента, о диагнозе и плане лечения. Но задача подготовки современного врача гораздо шире, требования к нему все выше, разнообразнее и строже.

Научные достижения и их внедрение создают высокий культурный климат. За годы пребывания в ВУЗе студента не только учат профессии врача, но и воспитывают, создают, буквально лепят нового, особого человека, мышление, поведение, весь имидж которого отличен от других людей. Разумеется, этот интеллектуальный, воспитательный процесс осуществляется совместно с ним, при его понимании, желании и активном участии. Это не зомбирование. Желательно сформировать характер общительного, приветливого, доброжелательного, уравновешенного и гуманного человека высокой культуры, эрудированного в современном искусстве и науке. Он должен уметь грамотно и интересно говорить с пациентами разного социального и культурного уровня, разных профессий, расположить к себе, приобрести их доверие. Врач должен излучать оптимизм, жизнерадостность, и, в то же время, уметь держать под контролем свои эмоции, а при необходимости сдерживать и чрезмерные эмоции пациента. Понятно, это лишь главное направление в долгом пути обучения и воспитания будущего врача, да и в последующей его жизни. Конечный результат далеко не однозначен. Люди, их прошлое и настоящее, окружение, цели явные и скрытые, все чрезвычайно различное, сложное, неповторимое, часто не поддающееся коррекции.

Врач по закону страны, должности, воспитанию и совести лично отвечает за здоровье и жизнь каждого своего пациента. Ему не дается право на ошибку. Высокий профессионализм и честность — обязательные требования к врачу. Гиппократ наставлял: — “Если мы будем требовательны к себе, то не только успех, но и ошибка станет источником наших знаний“. Не бывает дня в клинике без совместного обсуждения возможных ошибок, их предупреждения и устранения. Этому же посвящены регулярные самокритичные клинические и клинико-анатомические конференции. Все направлено на повышение качества работы врача и улучшение результатов его деятельности. Каждый человек, обращающийся к врачу, надеется на его помощь, будет ли это совет о питании, спорте, режиме жизни, семейных и других личных проблемах, или в связи с болезнью — явной или кажущейся, с различными тревогами и страхами. Всегда есть повод посетить врача, но здоровые люди, редко это делают, к сожалению. Нет еще в обществе культуры примата здоровья и должной заботы о нем.

Читайте также: