Что делать руководителю если сотрудник выгорел

Обновлено: 18.05.2024

Содержание:

Причины возникновения СЭВ

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это эмоциональное истощение, сопровождающееся потерей мотивации и снижением работоспособности. Так это состояние описал американский психолог Герберт Фреденберг почти 50 лет назад.

Согласно современным исследованиям бельгийской компании Regus, целых 53% офисных работников во всем мире признают, что находятся на грани выгорания.


Читать по теме
Когда менеджера настигает СЭВ, он торопится сменить работу. Если это хороший сотрудник, то его надо удерживать всеми путями. 5 способов это сделать — в нашем блоге.

СЭВ возникает при длительном нахождении в состоянии эмоционального напряжения, которого в работе менеджера по продажам более чем достаточно:

Типичная история неуспеха, основанная на опыте бывших менеджеров по продажам в среднестатистической компании

Такова типичная история неуспеха множества компаний, в структуре которых есть отдел продаж. Но самое поучительное здесь вот что: руководство ежеквартально могло бы экономить на затратах при найме, зарплате и налогах, сменив подход к организации работы и введя профилактику СЭВ. А стоит ли по-другому выстраивать рабочие процессы и как, лучше узнать с помощью аудита организации.

Закажите бесплатный аудит!

Эксперт S2 поможет вам проанализировать вашу систему продаж по 50-ти показателям, чтобы вычислить ее слабые места. Всего 20 минут, и у вас будет готовый перечень шагов по повышению эффективности бизнеса.

Как распознать СЭВ у менеджеров отдела продаж

С этим парнем что-то не так. Может, у него СЭВ?

Hr-portal приводит основные признаки по которым можно распознать эмоциональное выгорание продавцов:

Что дальше? Последствия СЭВ для сотрудника и компании

Самый распространенный сценарий для сотрудника — уход из продаж и поиск более спокойной работы, даже если она хуже оплачивается. Все потому что стресс сильно подрывает здоровье и вызывает нарушение сна, одышку, ожирение и даже болезни сердца.


Алина Бородина, психолог:
— Крайняя степень развития СЭВ — это увольнение сотрудника. Стоит заметить, что выгоранию чаще всего подвержены ответственные сотрудники, которые работают с энтузиазмом и стараются добиться больших результатов. Поэтому вовремя не заметив эти симптомы и не приняв меры, невнимательный руководитель рискует лишиться ценных кадров.

Как не потерять отдел продаж

Эксперты-психологи, с которыми мы общались, советуют в первую очередь не допускать наступление СЭВ. На основе их советов мы составили список действий, которые обеспечат комфортную моральную среду в коллективе.

А что делать, если сотрудник уже выгорел? За ответом мы обратились к эксперту по эмоциональному восстановлению, который разъяснил, что скорая помощь при выявленном СЭВ происходит в три этапа.


1. Начните с восстановления физических сил. Синдром выгорания менеджера начинается при истощении физических ресурсов. Дайте сотруднику несколько дней на отдых – он должен выкинуть накопившиеся проблемы из головы.

2. Восстановите смыслы. Сотрудник должен заново понять, для чего он находится в компании, какова его роль, значение и перспективы. Побеседуйте с ним.

Эмоциональное выгорание у менеджеров по продажам — это системная проблема, которая рушит отдел продаж. Чтобы избежать ее, нужно пересмотреть подход к управлению. Общайтесь с коллективом, создавайте благоприятную атмосферу, автоматизируйте рутинные дела и чередуйте их с творческими задачами. Чтобы понять, что автоматизировать и мено в вашей фирме, чтобы она стала работать эффективнее, закажите аудит у наших специалистов. А советы о том, как это сделать, читайте в нашем блоге. Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на наши группы Вконтакте и Facebook.




Как управлять уставшими сотрудниками и что делать с теми, кто выгорел. Изображение номер 1

Я сам несколько раз был близок к такому состоянию, и мне каким-то образом удавалось себя вовремя вытаскивать. Но когда я был близок к этому, то сам себя не мог узнать. Это очень противное состояние, скажу я вам.

Ну вот, теперь вы про меня знаете всё.

Как управлять уставшими сотрудниками и что делать с теми, кто выгорел. Изображение номер 2

Да, мне, подобно барону Мюнхгаузену, который вытаскивал себя за волосы из болота, удавалось это вовремя осознавать и перезагружаться, но я не могу рассчитывать на то, что мои сотрудники будут делать то же. Ну хотя бы потому, что я их руководитель и отвечаю за всё, что с ними происходит на работе. И за их эмоционально-психологическое состояние тоже.

Отдельно хочу отметить, что выгорание заразно, особенно если сам руководитель поддался этому состоянию. Бывает так, что целые подразделения и даже компании заражаются вирусом профессионального выгорания, начинают чахнуть, сохнуть и даже дохнуть.

Откуда берётся выгорание

Как всегда, причин много, и все они могут быть разными. По моим наблюдениям, чаще всего это случается, когда сотрудник долго и увлечённо работает, отдавая компании все свои ресурсы, но не получает от неё должной отдачи . Представьте себе артиста, который играет на всю катушку перед пустым залом. Думаю, все понимают, что надолго его не хватит.

Следующая причина — слишком много работы без отдыха и перерыва . В ивент-индустрии, где у меня много проектов, часто бывает так, что перед каким-то крупным событием (фестивалем, конференцией) руководители выжигают 100% своей команды. Людям иногда нужно давать просто отдохнуть, иначе они начинают ненавидеть источник постоянного стресса и быстро сгорают.

Ещё одна причина — долгий стаж на одном и том же месте . Специалисты в сфере HR советуют менять вид деятельности хотя бы раз в пять лет, пусть даже внутри одной компании. Человеку становится скучно делать одно и то же всю жизнь, и на него наваливается груз обесценивания себя самого. Хотя я знаю много людей, которым довольно комфортно заниматься одной и той же деятельностью, но всё же их меньшинство.

Не забывайте про внешние кризисы . Допустим, пандемия коронавируса и следующая за ней волна самоизоляции, удалённой работы и снижения доходов. Ситуация, когда работать приходится больше, а денег получаешь меньше, для некоторых становится серьёзным стрессом и приводит к выгоранию. Даже несмотря на очевидный экономический кризис, принять новые реалии могут не все. А если ещё при этом есть вероятность потерять нынешнюю работу и не найти другую, стресс усиливается многократно.

Случаются и кризисы внутренние . Я знаю очень много успешных людей, у которых бизнес работает как часы, они могут позволить себе не заниматься операционной деятельностью, при этом путешествовать и быть с семьёй. Но эта жизнь не даёт им полного удовлетворения, потому что все цели достигнуты, а новые не придуманы. Весь этот комфорт теряет смысл.

Ещё одна возможная причина — недостижимые цели . Довольно распространённая ситуация, особенно в отделах продаж: спускается заведомо невыполнимый план, и руки у людей опускаются уже на старте. Сотрудники разочаровываются в своих руководителях и компании, но продолжают ходить на работу, что вызывает внутренний стресс и последующее выгорание.

А ещё — легко достижимые цели . Здесь, наоборот, сотрудник настолько компетентен, что достигает даже самых сложных целей слишком быстро, и это может повлечь за собой разочарование в работе. Такое часто встречается в школах, где в классах есть талантливые дети, опережающие других и потихоньку разочаровывающиеся в среднем образовании. Им просто неинтересно учиться.

И моя практика говорит о том, что человека можно перезагрузить и решить все противоречия, когда ты ведёшь с ним менеджерский разговор о его перспективах и более светлом будущем. Такой беседы хватает, даже если перспектива появится только через несколько лет.

Многие сотрудники российских компаний не просто перегружены, а находятся на грани профессионального выгорания, выяснили аналитики Hays. Как бизнес может удержать уставших трудоголиков, а работники — избежать проблем со здоровьем?

Фото: Ulrich Baumgarten / Getty Images

Этот случай — далеко не единственный пример, насколько несчастными могут быть сотрудники российских компаний. Они постоянно задерживаются на работе и перерабатывают, находятся в стрессе и под давлением руководства, выявило исследование рекрутингового агентства Hays (опрос проходил среди 3600 респондентов — 3114 работников и 486 представителей работодателей как российских компаний, так и международных, в феврале-марте 2018 года). По данным Hays, за последние три года 79% опрошенных сотрудников испытывали синдром выгорания или сталкивались с выгоранием среди коллег и знакомых. Проблему признают и сами работодатели: 67% представителей компаний признали, что регулярно сталкиваются с выгоревшими сотрудниками.


Дженн Лим

Трудолюбивые, выгоревшие

Исследователи из Центра эмоционального интеллекта Йельского университета и фонда Faas обнаружили, что сотрудники, не получающие удовлетворение от работы, — первые кандидаты на уход. Они изучили уровень профессиональной вовлеченности американских работников и сопоставили его с уровнем их выгорания. Каждый пятый сотрудник заявил как о высокой вовлеченности, так и о высоком выгорании. Такие респонденты чувствовали напряжение и отчаяние, хотя и стремились овладеть новыми навыками. Именно среди этих людей был высок процент тех, кто намеревался сменить работу, — их оказалось даже больше, чем в группе невовлеченных. Таким образом, из-за выгорания компании рискуют потерять самых трудолюбивых сотрудников.

Кто, если не я?

Судя по данным Hays, одна из главных предпосылок к выгоранию — переработки. 87% работников признаются, что периодически трудятся сверхурочно. 20% из них перерабатывают один-два часа в неделю, 29% посвящают рабочим делам на 3–5 часов больше положенного по трудовому законодательству, 21% задерживаются из-за дел дольше — на 6–8 часов в неделю.

Сами работодатели отлично знают, что их персоналу приходится работать сверхурочно. 74% представителей компаний признали, что их работники периодически трудятся сверхурочно, 19% ответили, что те делают это часто, и только 7% заявили, что не допускают переработок.


Что может предложить работодатель сотруднику, работающему на износ? 45% опрошенных представителей компаний говорят, что оплачивают сверхурочные согласно ТК РФ (среди самих работников только 12% сказали, что им оплачивают переработки), 35% дают дополнительный выходной, 34% разрешают приходить попозже. Получается, что сотрудники зачастую работают на износ в надежде получить новую, более интересную работу, а работодатели, как правило, просто платят им чуть больше.

Андрей Завьялов

Бизнес против выгорания

РБК опросил представителей нескольких российских компаний, как они борются с выгоранием сотрудников. Оказалось, что многие вводят разнообразные программы поддержки персонала, однако мало кто пытается это явление изучить и найти системное решение.

Еликова рассказала, что Yota предоставляет сотрудникам возможность напрямую общаться с руководителем любого уровня и быстро получать отзывы о работе. В компании есть тест выявления уровня мотивации, но он используется только для топ-менеджеров. Никаких других исследований, выявляющих степень выгорания, в Yota нет.

Фото:Depositphotos

В L’Oreal Russia измеряют уровень удовлетворенности и вовлеченности сотрудников, рассказала руководитель отдела компенсации и льгот L’Oreal Russia Светлана Аникина. Например, последний опрос выявил, что большинство сотрудников страдают от стресса, хоть и считают его уровень приемлемым. Люди высказали желание работать по гибкому графику или из дома. Компания пошла им навстречу и предложила начинать работать в удобное время в интервале с 8 до 10 утра вместо 9, как было раньше, а также иногда трудиться из дома. В итоге за первые шесть месяцев иногда трудиться вне офиса решили 37% сотрудников.


Токсичные боссы

Выгоревшие руководители оказывают прямое влияние на настроение собственных сотрудников. Редко когда им удается выстроить правильную рабочую обстановку в коллективе. Вместо того чтобы поддерживать сильные стороны подчиненных, грамотно делегировать, повышая нагрузку постепенно, они срываются на подчиненных. Таких боссов принято называть токсичными, объясняет психолог и бизнес-коуч Юлия Бурлакова. Они не налаживают процессы, а разрушают их.

Недавно харизматичный руководитель из Санкт-Петербурга пожаловался Бурлаковой, что от него постоянно уходят люди. Как выяснилось, он использовал авторитарные методы управления: привык давить на людей, мог накричать. В итоге эмоционально угнетенные сотрудники тратили массу сил на участие в интригах и конфликтах, отчасти спровоцированных руководителем, бизнес-процессы расстраивались, а люди выгорали, рассказывает Бурлакова. При оценке уровня стресса в коллективе психолог советует руководителям начинать с самих себя.


Что делать?

По Маслач существует четыре степени профессионального выгорания. При первой степени сотрудник испытывает легкое раздражение от работы. При второй к раздражению прибавляется состояние хронической усталости. Третья степень — более тяжелая, у работника появляется еще и неприязнь к профессии, например таксист испытывает отвращение от вождения автомобиля, а врач — от общения с пациентами. При четвертой степени выгорания появляются признаки проблем со здоровьем, может начаться депрессия. По словам Бурлаковой, чем раньше человек обнаружил у себя признаки выгорания, тем быстрее должен начать восстанавливать силы и менять образ жизни.

Эмоциональное выгорание часто считается проблемой сотрудников, а не компании. Если ты потерял мотивацию и не можешь эффективно работать, справляйся с этим сам или тебя уволят. По крайней мере, раньше так и было. К счастью, времена изменились.

Эксперт по рабочим местам, международный оратор и член Комитета глобального счастья ООН Дженнифер Мосс заявила, что ответственность за эмоциональное выгорание перешла от отдельного сотрудника на организацию. Случилось это, когда ВОЗ признала выгорание профессиональным феноменом. Сотрудники выдохнули, руководители напряглись и. переложили ответственность на HR-специалистов.

Канарейка в угольной шахте


Социальный психолог, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли Кристина Маслах привела довольно точный образ эмоционального выгорания — канарейка, которая попала в угольную шахту и была вынуждена там петь. Через некоторое время птица была вся в саже и не могла больше петь из-за болезней. И это не её вина, она просто оказалась в таких условиях.

  1. Несправедливое обращение на работе: предвзятость, поощрение любимчиков, грубость со стороны коллег, недобросовестная корпоративная политика, заниженная оплата труда.
  2. Неконтролируемая нагрузка, слишком много задач.
  3. Непонимание своей роли и должностных обязанностей в компании.
  4. Отсутствие обратной связи и поддержки со стороны топ-менеджмента.
  5. Давление дедлайнов, неоправданно мало времени для выполнения задач.

Все эти пункты явно показывают, что коренная причина выгорания не в самом человеке. Более того, процесс выгорания можно существенно замедлить, внедрив соответствующую стратегию. Если сотрудники быстро выгорают, HR должен выяснить, что не так в операционном менеджменте компании, а не советовать им пойти на йогу или взять пару дней отгула.

  • в 2,6 раз активнее ищут другую работу;
  • на 63% чаще берут больничный;
  • на 23% чаще обращаются в неотложку.

5 стадий эмоционального выгорания


Эмоциональное выгорание — это состояние, которое наступает после длительного неразрешимого стресса. Его сопровождает умственное, эмоциональное и физическое истощение. Человек не способен работать, пессимистично смотрит на жизнь и испытывает сложности в личных отношениях. Естественно, это происходит не сразу.

1 стадия: Медовый месяц

Человек с радостью и вдохновением берётся за новую задачу, вкладывает все силы в то, чтобы сделать её максимально хорошо. Немного перерабатывает, но не обращает на это внимание. Производительность на пике.

2 стадия: Начало стресса

Эйфория от работы сменяется приступами тревоги. Человеку сложно сосредоточиться, он недоволен своей продуктивностью, плохо спит, появляется раздражительность, усталость, повышается давление, болит голова и пропадает аппетит.

3 стадия: Хронический стресс

Здесь от мотивации что-то делать не остаётся и следа. Сплошной стресс. Человек живёт только работой и забывает про всё остальное. При этом он уже ощущает физическую слабость и эмоциональное опустошение. Отношения с родными и близкими портятся. Гнев переходит в апатию.

4 стадия: Выгорание

Предыдущие симптомы становятся критическими. Появляется желание уйти с работы и полностью отдалиться от социума. Человек может серьёзно заболеть, при этом продолжать полностью пренебрегать личными потребностями.

5 стадия: Хроническое выгорание

Симптомы обычного выгорания настолько укоренились в жизни, что человек уже в принципе ничего не хочет. На фоне проблем со здоровьем появляется депрессия.

При правильной корпоративной стратегии сотрудники обычно не идут дальше третьего этапа и быстро возвращают трудоспособность. Но это статья не о том, как поддерживать ментальное здоровье на работе, а о том, что делать с эмоциональным выгоранием сотрудников. Так что.

Лечить vs уволить


Недобросовестный HR выберет увольнение. Нормальный — исследует причины выгорания. Бывает, что сотрудник реально не на своём месте. У него уже давно другой уровень квалификации и желание достичь профессиональных целей, которые в этой компании реализовать невозможно. Но чаще всего причины связаны с неблагоприятной атмосферой, чрезмерной нагрузкой и хроническим стрессом. В этом случае сотрудника нужно реанимировать. Как?

1. Уменьшить требования

Первая стадия выгорания — переработка. Идём от обратного. Убираем часть задач с сотрудника. Нужно признать, что он сейчас не в состоянии быть продуктивным, но он крут в своей области. Поэтому пусть выполняет доступный минимум, в котором он хорош.

2. Разделить задачу на мелкие таски

В состоянии выгорания сотрудник может более-менее эффективно выполнять мелкие задания. Обеспечьте ему их. Причём убедитесь, что ему не нужно ничего учить, исследовать или анализировать. Пусть делает то, что уже умеет.

3. Обозначить критерии выполнения

У каждой задачи должны быть чёткие критерии завершения и оценки качества выполненной работы. Когда сотрудник понимает, что он с чем-то справляется хорошо, его мотивация начинает расти.

4. Уменьшить ответственность

Выгоревшие сотрудники не могут нести полную ответственность за свою работу. Поэтому им важно давать конкретные указания, после чего проверять, насколько качественно они их выполнили. Конечно же, проверка не должна сопровождаться стрессом.

5. Поощрять бонусами

Задача выполнена хорошо? Скажите об этом. Похвалите на собрании, поощрите в денежном эквиваленте, дайте дополнительный отгул.

6. Сменить обстановку

Некоторым сотрудникам помогает отпуск, некоторых нужно перевести в другой отдел. Поговорите с человеком. Может ему и правда нужно на время сменить вид деятельности и на другой позиции он будет более продуктивным.

7. Оплатить психотерапевта



Елена Воскресенская, директор по развитию бизнеса компании HT Lab

Симптомы выгорания

Эмоциональное выгорание — синдром, вызванный хроническим стрессом на работе, который не был преодолен. Всемирная организация здравоохранения еще в 2019 году включила этот синдром в Международную классификацию болезней и описала симптомы:

  1. Потеря мотивации.
  2. Ощущение физического истощения.
  3. Падение работоспособности.
  4. Человек психологически дистанцируется от работы, негативно или с цинизмом относится к профессиональным обязанностям.

Чем опасно выгорание сотрудников для бизнеса

Если личные потребности сотрудника удовлетворены, все в порядке с его физическим и психическим здоровьем, в семье гармония, а на работе комфортная атмосфера, тогда он полностью вовлечен в рабочий процесс. А вот человек, который испытывает эмоциональное выгорание, думает о задачах компании в последнюю очередь.

Выгорание может проявляться в срыве дедлайнов, невнимательности, безынициативности, грубом или циничном общении с коллегами или клиентами.

Например, команда готовит для заказчика коммуникационную стратегию на будущий год. Все уже закончили, а выгоревший сотрудник затягивает сдачу своей части. После нескольких убедительных просьб он все-таки отправляет работу, но она выходит неаккуратной и неинформативной. В результате команда вынуждена в авральном режиме доделывать проект — это похоже на марафон, в котором бегунам нужно по очереди нести на себе обессиленного коллегу.

По данным исследовательского института Gallup, сотрудники, которые испытывают выгорание, на 63% чаще берут больничный, на 23% чаще оказываются в больнице и в 2,6 раза чаще ищут новую работу.

Как понять, что сотрудник выгорает

Методика №1: тестирование

Этот метод поможет определить уровень удовлетворенности работой и выяснить, что конкретно мешает человеку эффективно трудиться. Не рекомендую пользоваться бесплатными тестами в интернете — как правило, они довольно низкого качества. Чтобы получить достоверные результаты исследования, лучше обратиться к компаниям, которые профессионально занимаются оценкой персонала.

Качественный тест должен соответствовать Российскому стандарту тестирования и проходить регулярную проверку психометрических свойств — надежности, валидности, репрезентативности и достоверности — на российских выборках. Показатели качества теста можно посмотреть в психометрическом паспорте. Не стесняйтесь спрашивать такой паспорт у компании, которой заказываете исследование.

Хороший тест должен исследовать различные факторы мотивации:

  • интерес к работе,
  • творчество,
  • признание заслуг,
  • перспектива роста,
  • полезность для команды,
  • отношения с начальством и коллегами,
  • зарплата,
  • соцпакет и бонусы,
  • условия работы.

Отчет по тесту показывает, чем сотрудники удовлетворены в большой степени и на какие факторы стоит обратить внимание, чтобы улучшить ситуацию. Например, так выглядит отчет по методике DeMetrics:

Расскажу, как читать этот график. По кругу расставлены факторы мотивации, а в желтых кружках обозначены баллы — от 1 до 10. Прямая линия внутри круга — степень удовлетворенности, пунктирная — важность мотива для сотрудника.

Как оценивается удовлетворенность:

✅ Хорошо: от 4,5 балла — работник доволен, рисков нет.

🤔 Нормально: от 3,5 до 4,5 — умеренная удовлетворенность, возможны риски.

❌ Плохо: ниже 3,5 балла — работник неудовлетворен, есть риски.

Вместе с графиком дается подробная текстовая расшифровка результатов теста и описание потенциальных рисков.

Например, здесь мы видим, что человек недоволен зарплатой (2,5 балла), а финансовый мотив для него крайне важен (10 баллов). Это значит, что есть риски разочарования, выгорания и ненадлежащего выполнения работы, ведь сотрудник демотивирован продуктивно трудиться.

Методика №2: корпоративный опрос

Чтобы люди не боялись отвечать честно, проводите анонимные опросы и подробно рассказывайте, зачем они нужны. На начальном этапе важно показать, что HR-команде можно доверять, а мнение сотрудников действительно интересует компанию и влияет на принятие решений.

В отличие от профессионального тестирования, результаты корпоративного опроса придется анализировать своими силами. Причем такая методика зачастую не дает прямого ответа, чем именно довольны и недовольны сотрудники, но для общего понимания их настроения и психологического состояния этого достаточно.

Организовать опрос не так сложно: для этого существуют специальные онлайн-сервисы, например SurveyMonkey или Simpoll. Вот примеры вопросов, которые можно задать:

Методика №3: личная беседа

Внимательно относитесь к изменениям в поведении и настроении человека. Допустим, сотрудник был пунктуальным и ответственным, но вдруг начал опаздывать и срывать дедлайны без объективной причины. Или всегда веселый и позитивный коллега принимается язвить и саркастически высказываться в адрес окружающих. Это повод для разговора: спросите, что случилось, почему его поведение изменилось и чем помочь.

Иногда обычный разговор позволяет вскрыть проблему. Например, выясняется: сотрудник пока не может адаптироваться к новым условиям работы на удаленке. У него просто нет отдельного рабочего места, сбился режим дня или возникли сложности в общении с коллегами по интернету.

Основная проблема личной беседы — в контексте отношений между руководителем и сотрудником. Человек просто постесняется рассказать о своих проблемах, если не привык общаться с руководителем по душам.

Как бороться с выгоранием сотрудников

Причина выгорания кроется в неудовлетворенности материальными и нематериальными факторами. Сервис Работа.ру провел опрос и выяснил, что сотрудники увольняются:

  • из-за низкой зарплаты (31%),
  • стресса (15%),
  • отсутствия карьерного роста (13%).

Чтобы не допустить увольнения или потери продуктивности персонала, компании вводят well-being-программы — комплекс мер для увеличения уровня благополучия и профилактики эмоционального выгорания сотрудников.

Well-being-программы включают 5 основных направлений:

  1. Здоровье — психологическая помощь, ДМС, тренировки в фитнес-клубе, консультации диетолога, тренинги по развитию личной осознанности, лекции по счастливому образу жизни.
  2. Профессия — создание комфортных условий для работы в офисе или на удаленке. Комфорт достигается гибким графиком, эргономичным рабочим местом, организацией зоны отдыха в офисе, проведением тренингов повышения квалификации, уходом от авторитарного стиля управления, поощрением инициатив и достижений сотрудников.
  3. Финансы — консультации по финансовой грамотности, бесплатное питание и скидки от компаний-партнеров.
  4. Юридическая поддержка — консультации с юристом, например, по жилищным вопросам, семейным правоотношениям или авторским правам на объект интеллектуальной собственности.
  5. Социальные связи — тренинги по нетворкингу и навыкам общения, творческие вечера, тимбилдинги.

Состав well-being-программы зависит от бюджета компании и выбирается не случайным образом, а по результатам тестирования и опросов.

Сначала нужно понять, чего именно не хватает сотрудникам, а потом уже думать, как это предоставить или чем компенсировать.

Чем полезны well-being-программы

Они помогают сотрудникам защититься от выгорания, разобраться в себе, наладить физическое и психологическое здоровье и в целом стать счастливее.

Такие программы позволяют работодателю удерживать ценные кадры и привлекать новых специалистов. Вместе с улучшением самочувствия сотрудника растет его вовлеченность — это положительно влияет на прибыль и успех компании.

Еще немного статистики. По данным исследования британской HR-компании CIPD, в организациях, которые запустили well-being-программы:

  • на 58% повысилось вовлечение сотрудников,
  • на 16% улучшился клиентский сервис,
  • на 28% снизилась текучесть персонала.

Что делать, если нет ресурсов на well-being

Well-being — дорогое удовольствие, и не всем оно по карману. Если не получается внедрить полноценную программу, можно ограничиться психологической помощью для сотрудников.

Есть три варианта:

  1. Компенсировать первые психотерапевтические сеансы. Многие люди не обращаются за помощью, хотя нуждаются ней, потому что страшно, дорого или просто лень. Но когда работодатель бесплатно дает такую возможность, то почему бы и не попробовать.
  2. Предоставить сотрудникам постоянный доступ к онлайн-сервису психотерапии.
  3. Взять психолога в штат. Этот вариант самый проблематичный, потому что обычно психологи специализируются на конкретных направлениях. Чтобы закрыть все возможные проблемы сотрудников, потребуется нанять нескольких специалистов с разной специализацией.

Учтите, что в России не нужна лицензия, чтобы работать психологом. Еще недавно человек был условно водителем автобуса, но прошел короткие курсы, немедленно стал психологом и теперь готов спасать ваших коллег от выгорания. Чтобы не нарваться на неопытных специалистов или шарлатанов, обращайте внимание на квалификацию и стаж психолога, изучайте отзывы и пользуйтесь сарафанным радио. Отдавайте сотрудников только в надежные руки.

Читайте также: