Перечень сиз приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда

Обновлено: 03.05.2024

Картинка Как оцениваются средства индивидуальной защиты при проведении СОУТ

В силу вступил приказ Министерства № 976-н от 05.12.2014, упрощающий процедуру снижения класса условий труда в отношении вредных и опасных производств.

Долгое время оценка СИЗ не имела какой-либо эффективной методики. Когда условия оценивались посредством аттестации рабочих мест, работодатель был обязан обеспечить своих сотрудников средствами индивидуальной защиты в достаточном количестве, но речь совершенно не заходила о качестве этих средств. К примеру, маляры или сварщики могли пользоваться самыми дешевыми и низкосортными респираторами — если их количество соответствовало количеству работников, аттестация считалась успешной.

Сейчас, в рамках проведения СОУТ, оценка средств индивидуальной защиты также стала многоэтапной и сложной, и если выданные СИЗ не соответствуют требованиям технического регламента, о снижении класса условий труда не идет и речи. Все результаты проверки документируются и заверяются печатями и подписями. Комплексная оценка условий проводится, в том числе, и на основании анкет, заполняемых сотрудниками, и их мнение также имеет вес. Если 20% из числа респондентов признают выданные им средства защиты неудобными или малоэффективными, это скажется на итоговой оценке условий труда, и работодатель будет обязан принять необходимые меры.

Конечно, никто не исключает того факта, что действительно качественные средства защиты могут быть выданы сотрудникам только на время проверки, а после ее успешного завершения и официального снижения класса условий труда вновь заменены более дешевыми аналогами. В этом случае чиновники призывают работников бороться с недобросовестностью работодателей — обращаться с жалобами в профсоюзы и вышестоящие инстанции.

СИЗ, подлежащие оценке

Оценка эффективности защитных средств проводится только для ограниченной номенклатуры типов таких изделий. Не проводится оценка средств защиты, которые;

  • выдаются сотрудникам, работающим в опасных, разрешенных (допустимых) или оптимальных условиях;
  • используются для защиты от источников загрязнений общего характера;
  • подлежат декларированию, а не сертификации. При этом некоторые сертифицируемые типы СИЗ также не подлежат оценке: о них сказано в приложении № 4 к техрегламенту 019/2011.

Таким образом, оценке подлежат только сертифицируемые средства защиты, выдаваемые работникам, которые трудятся во вредных условиях.

Порядок оценки

Контроль эффективности защитных приспособлений для целей изменения класса вредности условий труда проводится в рамках процедуры спецоценки по федеральному закону № 426-ФЗ. Согласно п.3 приказа № 976н эта процедура включает в себя следующие этапы:

  1. Проверка правильности подбора СИЗ для данной категории сотрудников в соответствии с условиями их труда. Выбор защитных средств определяется соответствующим нормативным документом, например, для сквозных профессий – это приказ Минтруда № 997н, для работников в строительстве – приказ Минздрава № 477 и т.д.;
  2. Оценка соблюдения норм выдачи СИЗ в соответствии с нормативами;
  3. Проверка сертификационной документации на защитные приспособления;
  4. Проверка эксплуатационной документации;
  5. Контроль маркировки изделий;
  6. Контроль эффективности выбора конкретного типа продукции;
  7. Контроль эффективности использования данного типа продукции.

При несоблюдении действующих правил в пунктах 1-6 данного алгоритма выносится решение об отказе в изменении класса условий труда. При их соблюдении эксперт приступает к проверке эффективности используемых средств.

Оценка эффективности защитных средств

Определение эффективности применяемых СИЗ – сложная процедура, в ходе которой эксперт по спецоценке должен определить целый ряд показателей. Их можно разбить на следующие группы:

  • показатели защитных свойств изделия;
  • оценка эффективности использования продукции с точки зрения работников, которые ее применяют. Она определяется на основании опроса сотрудников, проводимого с использованием формы из приложения к приказу № 976н;
  • показатели правильности применения изделия.

Полученным показателям присваивается различный вес в соответствии с родом деятельности компании и другими факторами. Затем с их использованием рассчитывается итоговая эффективность защитных изделий для конкретного рабочего места.

Использование результатов оценки

Итоги процедуры проверки заносятся в протокол. На основании него может быть изменен класс условий труда, определенный на данном месте работы:

  • если комплексный показатель эффективности составляет более 0,9, а условия труда относятся к классу 3.2, 3.3 или 3.4, это значение может быть снижено, но только на одну градацию. Обязательным условием является использование необходимых средств коллективной защиты. При этом каждый работник использует только один вид СИЗ;
  • если комплексный показатель равен 1, условия труда относятся к классу 3.3 или 3.4, и соблюдаются остальные обязательные условия, этот показатель может быть снижен больше, чем на одну градацию. Такое решение должно пройти процедуру согласования в Роспотребнадзоре.

Во всех случаях максимальный класс условий труда после переоценки должен составлять не более 3.1. Это значит, что вредные условия не могут быть признаны допустимыми и тем более оптимальными только в результате применения эффективных СИЗ.


Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.

Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:

Назначение СОУТ

Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.

Цели и задачи спецоценки

Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.

Важно! Все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе спецоценки. Отсчет с даты начисления гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему. Для секретных учреждений — с даты утверждения отчета.

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

Ответственность за нарушения в проведении СОУТ

Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.

В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.

Специальная оценка условий труда

Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.

Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.

В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.

Требования к экспертной организации

Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.

Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ.

Специальная оценка условий труда

Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.

К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски.

Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.

Как провести спецоценку по шагам: от комиссии до передачи декларации в ГИТ

Шаг 1. Создание комиссии по проведению СОУТ

При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.

  • комиссия должна состоять из нечетного количества участников
  • в комиссию нужно включить представителей работодателя. Ими являются руководящие сотрудники организации. Один из них должен быть назначен председателем комиссии
  • также в комиссию включают работников службы охраны труда, главных специалистов. Например, можно включить в состав комиссии юристов, технологов, экономистов. Это пригодится в дальнейшем, когда нужно будет реализовать мероприятия по итогам СОУТ
  • в состав комиссию должны войти представители от работников. Такими лицами являются уполномоченные по охране труда, если на предприятии создана комиссия по охране труда, или представители от профсоюзной организации

Обратите внимание! Бывает, что в организации нет представительного органа работников. В этом случае представитель от работников в комиссии будет отсутствовать, и это может привести к тому, что работники будут возражать против проведенной у них СОУТ. Это очень рискованно с точки зрения возможного проведения государственной экспертизы условий труда и признания СОУТ проведенной с нарушениями интересов работников.

Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.

Шаг 2. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест

Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.

С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.

Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.

Пример: если в одном цехе работают четыре фрезеровщика работают на одних и тех же станках в одном и том же режиме, то СОУТ нужно будет провести не на четырех, а только на двух рабочих местах.

Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.

На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.

Шаг 3 Идентификация

После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).

Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.

Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.

Шаг 4. Декларирование

Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.

В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.

Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.

С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда будут считать бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.

Декларация прекратит действие, если:

  • у работника выявили профзаболевание;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • инспектор ГИТ выявил нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.

Шаг 5. Лабораторно-инструментальные исследования

В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.

Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.

Шаг 6. Подписание отчета

Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.

После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.

  • составить приказ об установлении гарантий и компенсаций
  • в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами СОУТ
  • в этот же срок тридцатидневный срок нужно разместить сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Периодичность проведения СОУТ

В каких случаях проводить внеплановую СОУТ

Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.

Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.

В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ

  1. Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
  2. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
  3. Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.

Специальная оценка условий труда

Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.

Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.


Оценка эффективности СИЗ при СПЕЦОЦЕНКЕ: для чего и как ее проводят

90 % работодателей игнорируют процедуру оценки эффективности СИЗ, когда проводят СОУТ – выяснила редакция при опросе. Мы удивились результату и обратились к эксперту, чтобы понять, чем обусловлена статистика. В чем смысл оценки эффективности средств индивидуальной защиты и как ее проводят – узнайте в статье. Спойлер: в процедуре есть преимущества для работодателя.

Обязательно ли проводить оценку эффективности СИЗ?

Эффективность средств индивидуальной защиты оценивают, чтобы снизить класс или подкласс условий труда на рабочем месте (методика, утв. приказом Минтруда от 05.12.2014 № 976н). Процедура предусмотрена только в рамках специальной оценки условий труда. Проводить ее отдельно закон не требует, но и не запрещает. При СОУТ оценка эффективности СИЗ тоже добровольная процедура. У комиссии есть право, а не обязанность снизить класс условий труда, если работники применяют эффективные СИЗ (п. 6 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ; далее – Закон № 426-ФЗ). Если процедуру провели, экспертная организация должна включить в отчет о СОУТ протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Как оценивают эффективность СИЗ на практике?

Эффективность средств индивидуальной защиты оценивают эксперты в ходе спецоценки по утвержденной методике, учитывая все ее требования и ограничения (методика, утв. приказом Минтруда от 05.12.2014 № 976н). Например, документ не разрешает оценивать эффективность СИЗ работников, занятых в опасных условиях труда или, наоборот, допустимых. Также не оценивают СИЗ от общих производственных загрязнений, сигнальную одежду или средства от падения с высоты (полный список: пп. 5, 7, 12, 19–27, 32–37, 40–42 ТР ТС 019/2011). Снизить класс или подкласс условий труда эксперты могут, только если четко следуют методике.

Эффективность средств индивидуальной защиты эксперты оценивают в четыре этапа:

  1. Сравнивают личные карточки с типовыми нормами: проверяют, что работнику выдали все СИЗ, которые ему положены.
  2. Проверяют сертификаты соответствия СИЗ требованиям технического регламента (ТР ТС 019/2011).
  3. Изучают эксплуатационную документацию, маркировки, комплектность СИЗ сложной конструкции.
  4. Считают баллы по показателям эффективности из методики. Например, времени использования, исправности, качеству инструктажей о правилах применения СИЗ и пр.

По результатам каждого этапа эксперт делает заключение. Если выявят хотя бы одно нарушение, класс или подкласс условий труда снижать нельзя.

Почему работодателю выгодно оценивать эффективность СИЗ?

Работодатель может сэкономить на социальных выплатах, если по результатам оценки эффективности СИЗ получится снизить класс или подкласс условий труда. Например, если по результатам процедуры на рабочем месте подкласс условий труда понизят с 3.3 до 3.2, размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР уменьшится с шести процентов до четырех (таблица на с. 116).

Размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР в зависимости от класса условий труда

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДоп. тариф, %
Опасный48,0
Вредный3.47,0
3.36,0
3.24,0
3.12,0
Допустимый20,00
Оптимальный10,00

Таблица составлена в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

От класса условий труда зависит количество льгот и компенсаций, которые предоставляют работнику. Например, если за счет эффективных СИЗ подкласс условий труда снизят с 3.2 до 3.1, работникам не нужно предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК). А снижение подкласса с 3.3 до 3.2, освободит от организации сокращенной рабочей недели (ст. 92 ТК).

Обратите внимание!
Только на одну ступень эксперты могут снизить класс или подкласс условий труда за счет эффективных СИЗ

Экспертные организации предлагают оценивать эффективность СИЗ не только при спецоценке, но и отдельной услугой. Класс условий труда так снизить нельзя. Процедуру проводят, чтобы наладить систему работы со средствами индивидуальной защиты. Эксперты анализируют эффективность СИЗ и разрабатывают план мероприятий по минимизации рисков. Например, в процедуру входит подбор средств защиты с учетом специфики организации, оптимизация расходов на закупку, обучение сотрудников правильной работе с СИЗ и пр. В результате работодатель получает работающую систему управления СИЗ. При следующей СОУТ это поможет снизить классы условий труда, когда эффективность СИЗ будут оценивать по методике.

Читайте также: