Особенности правового статуса сотрудников прокуратуры рк презентация

Обновлено: 27.04.2024

В статье рассматривается система правовых актов прокуратуры Республики Казахстан.

Прокуратура занимает особое место в системе правоохранительных органов любого государства. При этом нельзя не отметить все повышающуюся значимость органов прокуратуры в обеспечении охраны прав и свобод граждан.

В ходе осуществления задач, возложенных на органы прокуратуры, издаются акты прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона. Таким образом, акт прокурорского реагирования выступает одним из важнейших понятий прокурорской деятельности. Несмотря на вышесказанное, законодательством Республики Казахстан не предусмотрено легальной дефиниции данного понятия.

В науке наблюдаются различные подходы относительно определения понятия акта прокурорского реагирования. Например, С.Г. Березовская под актами прокурорского надзора понимала основанное на полномочии прокурора действие, облеченное в определенную форму [2].

По мнению А.Я. Сухарева акты прокурорского надзора - это предусмотренные федеральными законами правовые средства реализации полномочий прокуратуры, используемые прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции и федеральных законов, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности [3].

М.В. Маматов и Е.В. Кремнева понимают под актами прокурорского реагирования выраженные по установленной форме решения прокурора, основанные на предоставленных ему законом полномочиях [4].

Е.Н. Тагунов рассматривает акт прокурорского реагирования как составленный в определенной форме документ, в котором содержалось требование прокурора по тем или иным вопросам [5].

  1. акты прокурорского надзора (протест, санкция, указание, представление, постановление);
  2. акты прокурорского реагирования (ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона);
  3. акты регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры (приказы, распоряжения, положения, инструкции, регламенты и другие).

При этом, Закон достаточно подробно раскрывает содержание каждого акта прокурорского реагирования.

Таким образом, в систему актов прокуратуры Республики Казахстан входят:

  • протест на противоречащие Конституции, законам, актам Президента Республики Казахстан и ратифицированным Республикой международным договорам нормативные и иные правовые акты и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц;
  • санкция (согласие) на совершение отдельных действий правоограничительного характера, получение сведений, содержащих охраняемую законом тайну;
  • указание по вопросам досудебного расследования, оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий;
  • представление, которое вносится прокурором об устранении нарушений законности, об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных и иных правонарушений, по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, а также в иных случаях, установленных законом;
  • постановление о возбуждении дисциплинарного производства, проведении проверки, приводе, приостановлении действия правового акта, об отмене мер запретительного или ограничительного характера, наложенных государственными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
  • ходатайство о пересмотре не вступивших в законную силу судебных актов;
  • заявление (исковое заявление), с которым прокурор вправе обратиться в суд в порядке и на основаниях, установленных законом;
  • обращение к должностным лицам, государственным органам, юридическим и физическим лицам в целях обеспечения законности и общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также защиты прав и свобод человека и гражданина, с которым вправе выступить Генеральный Прокурор, его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры;
  • разъяснение закона в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, даваемое в письменной и (или) устной форме физическим лицам и представителям юридических лиц.

Любой акт прокурорского реагирования должен быть составлен в соответствии с определенными требова­ниями. В протесте, представлении, предписании или постановлении прокурора обязательно указывается, кем и какое положение закона было нарушено, в чем состоит нарушение, что и в какой срок должностное лицо или орган должны предпринять к его устранению.

В документах прокурорского реагирования надлежит указывать:

  1. кем допущено нарушение закона;
  2. какое его положение нарушено;
  3. в чем состоит нарушение;
  4. что следует предпринять для его устранения;
  5. в какой срок нарушение должно быть устранено.

Примечательно, что законодательством Республики Казахстан привычные Российской Федерации протест, представление и постановление относятся к актам прокурорского надзора, а не прокурорского реагирования.

В статье рассматривается система правовых актов прокуратуры Республики Казахстан.

Прокуратура занимает особое место в системе правоохранительных органов любого государства. При этом нельзя не отметить все повышающуюся значимость органов прокуратуры в обеспечении охраны прав и свобод граждан.

В ходе осуществления задач, возложенных на органы прокуратуры, издаются акты прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона. Таким образом, акт прокурорского реагирования выступает одним из важнейших понятий прокурорской деятельности. Несмотря на вышесказанное, законодательством Республики Казахстан не предусмотрено легальной дефиниции данного понятия.

В науке наблюдаются различные подходы относительно определения понятия акта прокурорского реагирования. Например, С.Г. Березовская под актами прокурорского надзора понимала основанное на полномочии прокурора действие, облеченное в определенную форму [2].

По мнению А.Я. Сухарева акты прокурорского надзора - это предусмотренные федеральными законами правовые средства реализации полномочий прокуратуры, используемые прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции и федеральных законов, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности [3].

М.В. Маматов и Е.В. Кремнева понимают под актами прокурорского реагирования выраженные по установленной форме решения прокурора, основанные на предоставленных ему законом полномочиях [4].

Е.Н. Тагунов рассматривает акт прокурорского реагирования как составленный в определенной форме документ, в котором содержалось требование прокурора по тем или иным вопросам [5].

  1. акты прокурорского надзора (протест, санкция, указание, представление, постановление);
  2. акты прокурорского реагирования (ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона);
  3. акты регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры (приказы, распоряжения, положения, инструкции, регламенты и другие).

При этом, Закон достаточно подробно раскрывает содержание каждого акта прокурорского реагирования.

Таким образом, в систему актов прокуратуры Республики Казахстан входят:

  • протест на противоречащие Конституции, законам, актам Президента Республики Казахстан и ратифицированным Республикой международным договорам нормативные и иные правовые акты и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц;
  • санкция (согласие) на совершение отдельных действий правоограничительного характера, получение сведений, содержащих охраняемую законом тайну;
  • указание по вопросам досудебного расследования, оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий;
  • представление, которое вносится прокурором об устранении нарушений законности, об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных и иных правонарушений, по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, а также в иных случаях, установленных законом;
  • постановление о возбуждении дисциплинарного производства, проведении проверки, приводе, приостановлении действия правового акта, об отмене мер запретительного или ограничительного характера, наложенных государственными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
  • ходатайство о пересмотре не вступивших в законную силу судебных актов;
  • заявление (исковое заявление), с которым прокурор вправе обратиться в суд в порядке и на основаниях, установленных законом;
  • обращение к должностным лицам, государственным органам, юридическим и физическим лицам в целях обеспечения законности и общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также защиты прав и свобод человека и гражданина, с которым вправе выступить Генеральный Прокурор, его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры;
  • разъяснение закона в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, даваемое в письменной и (или) устной форме физическим лицам и представителям юридических лиц.

Любой акт прокурорского реагирования должен быть составлен в соответствии с определенными требова­ниями. В протесте, представлении, предписании или постановлении прокурора обязательно указывается, кем и какое положение закона было нарушено, в чем состоит нарушение, что и в какой срок должностное лицо или орган должны предпринять к его устранению.

В документах прокурорского реагирования надлежит указывать:

  1. кем допущено нарушение закона;
  2. какое его положение нарушено;
  3. в чем состоит нарушение;
  4. что следует предпринять для его устранения;
  5. в какой срок нарушение должно быть устранено.

Примечательно, что законодательством Республики Казахстан привычные Российской Федерации протест, представление и постановление относятся к актам прокурорского надзора, а не прокурорского реагирования.

Прокуратура РФ

№ слайда 1

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система о

№ слайда 2

Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры

№ слайда 3

Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защит

№ слайда 4

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор: за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор), за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,

за исполнением законов судебными приставами, за исполнением законов администраци

№ слайда 5

за исполнением законов судебными приставами, за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры: координация деятельности правоохран

№ слайда 6

Другие направления деятельности прокуратуры: координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международное сотрудничество, выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противореча

№ слайда 7

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Система прокуратуры Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная с

№ слайда 8

Система прокуратуры Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Систему Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют: Следственный ко

№ слайда 9

Систему Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют: Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации Прокуратуры субъектов Российской Федерации Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры) Военная прокуратура Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры Научные и учебные учреждения прокуратуры Редакции печатных изданий

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, опред

№ слайда 10

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

№ слайда 12

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах: Прокурор Первый заместитель прокурора Заместитель прокурора Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощник прокурора) Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям) Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах: Прокурор Перв

№ слайда 13

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах: Прокурор Первый заместитель прокурора Заместитель прокурора Начальник отдела Старший помощник прокурора Помощник прокурора

Основные полномочия прокуроров Прокурор при осуществлении возложенных на него фу

№ слайда 14

Т.к. половина моего класса сдает историю, эту информацию я посчитала нужной:

№ слайда 15

Т.к. половина моего класса сдает историю, эту информацию я посчитала нужной:

Впервые прокуратура была создана во Франции в 1302 году именно как орган, предст

№ слайда 16

Выполнила: Лаврик Виолетта

№ слайда 17

За годы независимости Казахстана сложилась, и в целом в нем эффективно функционируют органы прокуратуры, являющиеся ядром правоохранительной системы страны, отвечающие потребностям демократического и правового государства [1].
Вместе с тем фундаментальные изменения, происходящие в мире и процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны требует соответствия национального права, в том числе деятельности правоохранительных органов, международным стандартам, и в рамках этой работы повысить роль и ответственность прокурора в досудебном производстве в том числе путем расследования органами прокуратуры уголовных дел о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность и сложность, как составной части функции уголовного преследования, осуществляемого прокуратурой. Также обращено внимание на важность дальнейшего повышения эффективности координирующей функции органов прокуратуры,по отношению к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламентации этой функции.
Прокуратура является редким и уникальным органом надзора за законностью, одной из важнейших звеньев правозащитной системы, поскольку это единственное ведомство в стране, которое в своей деятельности касается всех сфер жизни [2].
Систем органов прокуратуры это упорядоченная в соответствии с едиными принципами организация и деятельности совокупность государственных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности и правопорядка. В системе органов прокуратуры прокурорский надзор занимает большую часть – это понятие, которое характеризует основную функцию прокуратуры как самостоятельный и специфический вид государственной деятельности, государственной службы, отрасль юридической науки, учебную дисциплину. Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и проблемах эффективности этой деятельности. В каждой системе есть свой объекты и субъекты, а также и методика по которой они и работают [3].
Под объектом прокурорского надзора следует понимать государственные органы, организации и общественные объединения и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки применения законов.
Субъектом прокурорского надзора следует считать участника прокурорско-надзорной деятельности, должностного лица органа прокуратуры, наделенного правоохранительной властью в пределах своей компетенции [4].
Методика прокурорского надзора представляет собой совокупность основанных на законе приемов и способов наиболее эффективного выявления и устранения нарушений закона. Методика осуществления надзора вырабатывается практикой и теорией прокурорского надзора, находит свое отражение в научных работах, методических рекомендациях, направляемых Генеральной прокуратурой подчиненным прокурорам. Некоторые методы находят закрепление в приказах и указаниях Генеральной прокуратуры, приобретая обязательный характер [5].
Поскольку прокурорский надзор охватывает всю правовую систему государства, нормы, касающиеся вопросов деятельности прокуратуры, изложены практически во всех значимых нормативных актах. Поэтому при изучении свойств определенной отрасли надзора следует знакомиться с конкретными законоположениями [6].
В своей работе прокуроры руководствуются также подзаконными актами, постановлениями конституционного совета, нормативными постановлениями верховного суда республики Казахстан, приказами, указаниями и распоряжениями генерального прокурора республики Казахстан. Обязательность актов прокурорского надзора, то есть обоснованные акты прокурорского надзора подлежат безусловному исполнению всеми государственными и негосударственными органами, должностными лицами и гражданами. Неисполнение постановлений, предписаний, указаний и требований прокуроров влечет ответственность по закону. Прокурорский надзор осуществляется также в соответствии с общими принципами правоохранительной деятельности, такими как законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом, требования профессионализма при исполнении обязанностей должностными лицами, национальный язык производства, всесторонность, полнота и объективность.
Для повышения эффективности прокурорского надзора и профилактики правонарушений прокуратура свою деятельность осуществляет открыто. Результаты проверок доводятся до общественности, в том числе через средства массовой информации, кроме случаев, когда это невозможно по соображениям секретности или морали.
В целом, органы надзора и контроля, выполняя общую задачу осуществление борьбы за законность, тем не менее являются различными по своему правовому положению государственными органами, каждый из которых действует присущими только ему методами.

Читайте также: