Кто отрубал головы в средние века профессия

Обновлено: 12.05.2024


Тысячелетиями обезглавливание применялось как разновидность смертной казни. В средневековой Европе такая казнь считалась почетной, голову отрубали аристократам, людей попроще ждала виселица или костер. По тем временам обезглавливание мечом, секирой или топором было относительно безболезненной и быстрой смертью, особенно при большом опыте палача и остроте его орудия.

Чтобы палач постарался, осужденный или его родственники платили ему немалые деньги, этому способствовали широко распространенные страшные истории о тупом мече и палаче-неумехе, который отрубил голову несчастному осужденному лишь с нескольких ударов. Например, документально известно, что в 1587 г. при казни шотландской королевы Марии Стюарт палачу потребовалось три удара, чтобы лишить ее головы, да и то после этого пришлось прибегнуть к помощи ножа.

Еще страшней были случаи, когда за дело брались непрофессионалы. В 1682 г. французскому графу де Саможу жутко не повезло — для его казни не сумели раздобыть настоящего палача. Его работу согласились за помилование исполнить два преступника. Они были так перепуганы столь ответственной работой и так волновались за свое будущее, что отрубили графу голову только с 34-й попытки!

Широко бытовало мнение, что отрубленная голова еще живет и видит около 10 секунд. Именно поэтому отсеченную голову палач поднимал и показывал собравшимся на городской площади, считалось, что казненный в свои последние секунды видит ликующую, улюлюкающую и смеющуюся над ним толпу.

В одной из хроник есть описание довольно жуткого случая. Обычно палач поднимал голову для показа толпе за волосы, но в данном случае казненный был лыс или выбрит, поэтому палач решил поднять голову за верхнюю челюсть и, недолго думая, сунул пальцы в приоткрытый рот. Он тут же вскрикнул, и его лицо исказила гримаса боли, и немудрено — ведь челюсти отрубленной головы сжались… Уже казненному человеку удалось укусить своего палача.

В эти же времена ученых стал все больше мучить вопрос: — что же чувствует отрубленная голова, и сколько она живет после рокового удара гильотины? Но только в 1983 г. после специального медицинского исследования ученые смогли ответить на первую половину вопроса. Их вывод был таков: несмотря на остроту орудия казни, мастерство палача или молниеносность гильотины, голова человека (да и тело, наверное) испытывает несколько секунд сильную боль.

У многих естествоиспытателей ХVIII-ХIХ вв. не было сомнения в том, что отрубленная голова способна некоторое очень короткое время жить и в ряде случаев даже мыслить. Сейчас существует мнение, что окончательная смерть головы наступает максимум через 60 секунд после казни.

В 1803 г. в Бреславле молодым врачом Вендтом, позднее ставшим профессором университета, был проведен довольно жуткий эксперимент: 25 февраля он выпросил для научных целей голову казненного убийцы Троэра. Голову он получил из рук палача сразу же после казни. Первым делом Вендт провел опыты с популярным тогда электричеством: когда он приложил пластинку гальванического аппарата к перерезанному спинному мозгу, лицо казненного исказила гримаса страдания.

В заключительной части эксперимента голове засунули в рот палец, при этом она довольно сильно стиснула зубы, причиняя чувствительную боль. Целых 2 минуты и 40 секунд голова служила целям науки, после чего ее глаза окончательно закрылись, и все признаки жизни угасли.

В 1905 г. эксперимент Вендта частично повторил один французский врач. Он тоже кричал голове казненного мужчины его имя, при этом у отрубленной головы открылись глаза, а зрачки сфокусировались на докторе. Голова два раза таким образом реагировала на свое имя, а на третий раз ее жизненная энергия уже кончилась.

Посчитав данную просьбу сущим бредом, король все же обещал это сделать. Шаунбург сам расставил своих друзей в ряд на расстоянии восьми шагов друг от друга, после чего покорно встал на колени и опустил голову на плаху. После удара меча голова отскочила от туловища, и тут произошло чудо: обезглавленное тело Дица вскочило на ноги и… побежало. Оно смогло пробежать мимо всех четырех ландскнехтов, сделав более 32 шагов, и только после этого остановилось и упало.

И осужденные, и приближенные короля на короткий миг застыли в ужасе, а затем глаза всех с немым вопросом обратились к монарху, все ждали его решения. Хотя ошеломленный Людвиг Баварский был уверен, что Дицу помогал бежать сам дьявол, он все же сдержал свое слово и помиловал друзей казненного.

Другой поразительный случай произошел в 1528 г. в Родштадте. Несправедливо осужденный монах сказал, что после казни сумеет доказать свою невиновность, и попросил несколько минут не трогать его тело. Топор палача снес монаху голову, а через три минуты обезглавленное тело перевернулось, улеглось на спину, аккуратно скрестив руки на груди. После этого монаха уже посмертно признали невиновным.

Если отсутствует мозг, что же тогда координирует движения тела, оставшегося без головы? В медицинской практике описаны многочисленные случаи, позволяющие поставить вопрос о некоем пересмотре роли головного мозга в жизни человека. Например, известному немецкому специалисту в области мозга Хуфланду пришлось основательно изменить свои прежние взгляды, когда он вскрыл черепную коробку больного, разбитого параличом. Вместо мозга в ней оказалось чуть более 300 г жидкости, но его пациент до этого сохранял все свои умственные способности и ничем не отличался от человека с наличием мозга!

В 1935 г. в госпитале Св. Винсента в Нью-Йорке родился ребенок, по поведению ничем не отличавшийся от обычных младенцев. Когда же через 27 дней он умер, при вскрытии выяснилось, что у малыша полностью отсутствовал мозг.

В 1940 г. в клинику боливийского врача Николы Ортиза поступил 14-летний мальчик, жаловавшийся на жуткие головные боли. Врачи подозревали опухоль мозга. Мальчику не удалось помочь, и через две недели он умер. Вскрытие показало, что всю его черепную коробку занимала гигантская опухоль, практически полностью уничтожившая мозг. Получалось, что мальчик фактически жил без мозга, но до самой смерти он не только был в сознании, но и сохранял здравое мышление.

Перечисление подобных случаев можно было бы продолжить. Многие люди после операций, травм головы, жутких ранений продолжали жить, двигаться и мыслить без значительной части мозга. Что же им помогает сохранить здравый ум и даже работоспособность?

Увы, никакой брюшной мозг все же не позволит жить без головы, а их до сих пор рубят… Казалось бы, обезглавливание как разновидность казни давно кануло в Лету, однако еще в первой половине 60-х гг. прошлого века оно применялось в ГДР, потом в 1966 г. единственная гильотина сломалась, и преступников стали расстреливать.

В 1995 г. в Саудовской Аравии было обезглавлено рекордное количество осужденных — 192 человека. После количество подобных казней стало уменьшаться, однако достоверно известно, что в Саудовской Аравии специальный палач применял свои навыки уже и в новом тысячелетии.

Люди с давних времен жестоко расправлялись со своими врагами, некоторые их даже съедали, но в основном их казнили, лишали жизни страшными и изощренными способами. То же самое делали и с преступниками, кто нарушал законы Божьи и человеческие. За тысячелетнюю историю накопился большой опыт казни приговоренных.

Физическое отделение головы от тела с помощью топора или любого боевого оружия (ножа, меча) позднее для этих целей использовалась машина, придуманная во Франции – Гильотина. Считается, что при такой казни голова, отделенная от тела, сохраняет зрение и слух еще на протяжении 10 секунд. Обезглавливание считалось “благородной казнью” и применялось к аристократам. В Германии обезглавливание упразднили в 1949 году из-за выхода из строя последней гильотины.


Удушение человека на веревочной петле, конец которой закреплен неподвижно. Смерть наступает через несколько минут, но вовсе не от удушения, а от передавливания сонных артерий. При этом сначала человек теряет сознание, а позже умирает.


Средневековая виселица состояла из специального постамента, вертикального столба (столбов) и горизонтальной балки, на которой и вешали приговоренных, размещенной над подобием колодца. Колодец был предназначен для отваливающихся частей тела - повешенные оставались висеть на виселице до полного разложения.

В Англии применялась разновидность повешения, когда человека сбрасывали с высоты с петлей на шее, при этом смерть наступает мгновенно от разрыва шейных позвонков. Существовала “официальная таблица падений”, с помощью которой высчитывали необходимую длину веревки в зависимости от веса осужденного (при слишком длиной веревке происходит отделение головы от тела).

Разновидностью повешения является гаррота. Гарротой (железным ошейником с винтом, нередко снабженным вертикальным шипом на задней части) вообще-то не душат. Ей ломают шею. Казненный в таком случае умирает не от удушья, как происходит, если его душат веревкой, а от раздробления позвоночника (иногда, согласно средневековым свидетельствам, от перелома основания черепа-смотря куда надеть) и перелома шейных хрящей.


В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году. Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей . Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому.

Другая казнь путём разрывания тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали за ноги к двум склоненным молодым деревцам, а потом отпускали их. По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел дважды собрать с них дань.

Распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. В Средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке.


Профессор А. Ф. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России: К эшафоту привязывали в горизонтальном положении Андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту.

Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать.

Казнь получила широкое распространение в период действия Святой инквизиции, и только в Испании было сожжено около 32 тысяч человек (без учёта испанских колоний).

Самые известные люди, сожженные на костре: Джорджано Бруно – как еретик (занимался научной деятельностью) и Жанна д’Арк, командовавшая французскими войсками в столетней войне.


Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и в Ближнем Востоке, первые её упоминания относятся к началу второго тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт (рассматривался как вариант детоубийства), а также за ряд особо тяжких преступлений. На ассирийских рельефах встречаются два варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через задний проход. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила.


На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни. Получила широкое распространение во Франции во времена Фредегонды, которая первая ввела этот вид казни, присудив к ней молодую девушку знатного рода. Несчастного клали на живот, а палач вбивал ему в задний проход молотком деревянный кол, после чего кол врывали вертикально в землю. Под тяжестью тела человек постепенно сползал вниз, пока через несколько часов кол не выходил через грудь или шею.

Сажанием на кол был казнен английский король-гомосексуалист Эдуард. Дворяне подняли мятеж и убили монарха, вбив ему в задний проход раскаленный железный прут. Сажание на кол применялось в Речи Посполитой до 18 века, и многие Запорожские казаки были казнены таким способом. При помощи меньших колов так же казнили насильников (вбивали кол в сердце) и матерей, убивавших своих детей (их пробивали колом предварительно закопав живьем в землю).

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный “Байда Вешнивецкий”.


После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него камней. Камни при этом следовала выбирать небольшие, чтобы осужденный на казнь не отмучился слишком быстро. Или, в более гуманном случае, это мог быть один палач, сбрасывавший сверху на осужденного один большой камень.


Древнейший вид казни, распространенный у многих народов мира. Смерть наступала оттого, что жертву загрызали крокодилы, львы, медведи, змеи, акулы, пираньи, муравьи.


Не очень распространенный в Европе вид казни, который, как полагают, пришел в Старый Свет с Востока, но есть несколько дошедших до нашего времени документальных свидетельств применения этого вида казни. Погребение заживо применялось к христианским мученикам. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Германии закапывали живыми в землю женщин-детоубийц. В России XVII—XVIII века заживо закапывали по шею женщин, убивших мужей.


Редкий способ казни, практиковавшийся, в частности, на Руси. Казнимому вспаривали живот в области кишечника, так, чтобы не умер от потери крови. Потом доставали кишку, прибивали её к дереву и заставляли ходить по кругу вокруг дерева. В Исландии для этого применялся специальный камень, вокруг которого ходили по приговору тинга.

Осуждённому на смерть прибивали гвоздями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Именно таким способом был казнен Иисус Христос. Основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в лёгких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили обезвоживание и потеря крови.


Сваривание в жидкости являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.


Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом. В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора.

Применялось на Востоке, в Средневековой Европе, на Руси и у индейцев. Смерть наступала от ожога пищевода и удушения. Наказание обычно устанавливалось за фальшивомонетничество, причём часто заливали тот металл, из которого преступник отливал монеты. Тем, кто долго не умирал, отрубали башку.



Сдирание кожи имеет очень древнюю историю. Еще Ассирийцы снимали кожу с пленных врагов или мятежных правителей и прибивали к стенам их городов, как предупреждение тем кто будет оспаривать их власть. Ассирийский правитель Ашшурнасирпал похвалялся, что содрал столько кож с провинившейся знати, что обтянул ею колонны.


Особенно часто применялась в Халдее, Вавилоне и Персии. В Древней Индии кожу удаляли огнем. При помощи факелов ее выжигали до мяса по всему телу. С ожогами осужденный несколько дней мучился до наступления смерти. В Западной Европе использовалось как метод наказания для предателей и изменников, а также к простым людям, которые были заподозрены в любовных связях с женщинами королевских кровей. Также кожу сдирали с трупов врагов или преступников для устрашения.

Применялась в Китае за государственную измену и отцеубийство в средние века и при династии Цин вплоть до её отмены в 1905 году. В 1630 г. этой казни был подвергнут видный минский военачальник Юань Чунхуань. С предложением её отмены выступил ещё в XII веке поэт Лу Ю. При цинской династии линг-чи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. Сохранившиеся описания казни расходятся в подробностях. Жертву, как правило, накачивали опиумом — то ли из милосердия, то ли, чтобы предотвратить потерю ею сознания.


В своей “Истории пытки всех времен” Джордж Райли Скотт приводит цитаты из записок двух европейцев, имевших редкую возможность присутствовать при подобной казни: их звали сэр Генри Норман (он видел эту казнь в 1895 г.) и Т. Т. Мэ-Доуз:

“Там стоит корзина, накрытая куском полотна, в которой лежит набор ножей. Каждый из этих ножей предназначен для определенной части тела, о чем свидетельствуют выгравированные на клинке надписи. Палач берет наугад из корзины один из ножей и, исходя из надписи, отрезает соответствующую часть тела. Однако в конце прошлого века подобная практика, по всей вероятности, была вытеснена другой, не оставлявшей места случайности и предусматривавшей отрезание в определенной последовательности частей тела при помощи единственного ножа. По словам сэра Генри Нормана, осужденного привязывают к подобию креста, и палач медленно и методично срезает сначала мясистые части тела, затем надрезает суставы, отрезает отдельные члены на конечностях и заканчивает казнь одним резким ударом в сердце.


Чтобы палач постарался, осужденный или его родственники платили ему немалые деньги, этому способствовали широко циркулирующие страшные истории о тупом мече и палаче-неумехе, который отрубил голову несчастному осужденному лишь с нескольких ударов… Например, документально известно, что в 1587 году при казни шотландской королевы Марии Стюарт палачу потребовалось три удара, чтобы лишить ее головы, да и то после этого пришлось прибегнуть к помощи ножа…

Еще страшней были случаи, когда за дело брались непрофессионалы. В 1682 году французскому графу де Саможу жутко не повезло — для его казни не сумели раздобыть настоящего палача. Его работу согласились за помилование исполнить два преступника. Они были так перепуганы столь ответственной работой и так волновались за свое будущее, что отрубили графскую голову только с 34-й попытки!

Жители средневековых городов нередко становились очевидцами обезглавливания, для них казнь была чем-то вроде бесплатного представления, поэтому многие старались заранее занять место поближе к эшафоту, чтобы в деталях видеть столь щекочущий нервы процесс. Потом такие любители острых ощущений, округлив глаза, шепотом рассказывали, как гримасничала отрубленная голова или как ее уста “успели прошептать последнее прости”.

Широко бытовало мнение, что отрубленная голова еще живет и видит около десяти секунд. Именно поэтому отсеченную голову палач поднимал и показывал собравшимся на городской площади, считалось, что казненный в свои последние секунды видит ликующую, улюлюкающую и смеющуюся над ним толпу.

Не знаю, верить этому или нет, но как-то в книге я прочитал о довольно жутком происшествии, случившимся во время одной из казней. Обычно палач поднимал голову для показа толпе за волосы, но в данном случае казненный был лыс или выбрит, в общем, растительность у его вместилища мозга полностью отсутствовала, поэтому палач решил поднять голову за верхнюю челюсть и, недолго думая, сунул пальцы в приоткрытый рот. Тут же палач вскрикнул и его лицо исказила гримаса боли, и немудрено, ведь челюсти отрубленной головы сжались… Уже казненному человеку удалось укусить своего палача!

Что чувствует отрубленная голова?

В эти же времена ученых стал все больше мучить вопрос — что же чувствует отрубленная голова и сколько она живет после рокового удара лезвия гильотины? Только в 1983 году после специального медицинского исследования ученые смогли ответить на первую половину вопроса. Их вывод был таков: несмотря на остроту орудия казни, мастерство палача или молниеносность гильотины, голова человека (да и тело, наверное!) испытывает несколько секунд сильной боли.

У многих естествоиспытателей ХVIII—ХIХ веков не было сомнения в том, что отрубленная голова способна некоторое очень короткое время жить и в ряде случаев даже мыслить. Сейчас существует мнение, что окончательная смерть головы наступает максимум через 60 секунд после казни.

В 1803 году в Бреславле молодым врачом Вендтом, позднее ставшим профессором университета, был проведен довольно жуткий эксперимент. 25 февраля Вендт выпросил для научных целей голову казненного убийцы Троэра. Голову он получил из рук палача сразу же после казни. Первым делом Вендт провел опыты с популярным тогда электричеством: когда он приложил пластинку гальванического аппарата к перерезанному спинному мозгу, лицо казненного исказила гримаса страдания.

В заключительной части эксперимента голове засунули в рот палец, при этом она довольно сильно стиснула зубы, причиняя чувствительную боль. Целых две минуты и 40 секунд голова служила целям науки, после чего ее глаза окончательно закрылись и все признаки жизни угасли.

В 1905 году эксперимент Вендта частично повторил один французский врач. Он тоже кричал голове казненного мужчины его имя, при этом у отрубленной головы открылись глаза, а зрачки сфокусировались на докторе. Голова два раза таким образом реагировала на свое имя, а на третий раз ее жизненная энергия уже кончилась.

Туловище живет без головы!

Посчитав данную просьбу сущим бредом, король все же обещал это сделать. Шаунбург сам расставил своих друзей в ряд на расстоянии восьми шагов друг от друга, после чего покорно встал на колени и опустил голову на плаху, стоящую с краю. Меч палача со свистом рассек воздух, голова буквально отскочила от туловища, и тут произошло чудо: обезглавленное тело Дица вскочило на ноги и… побежало. Оно смогло пробежать мимо всех четырех ландскнехтов, сделав более 32-х шагов, и только после этого остановилось и упало.

И осужденные, и приближенные короля на короткий миг застыли в ужасе, а затем глаза всех с немым вопросом обратились к монарху, все ждали его решения. Хотя ошеломленный Людвиг Баварский был уверен, что Дицу помогал бежать сам дьявол, он все же сдержал свое слово и помиловал друзей казненного.

Другой поразительный случай произошел в 1528 году в городе Родштадте. Несправедливо осужденный монах сказал, что после казни сумеет доказать свою невиновность, и попросил несколько минут не трогать его тело. Топор палача снес голову осужденного, а через три минуты обезглавленное тело перевернулось, улеглось на спину, аккуратно скрестив руки на груди. После этого монаха уже посмертно признали невиновным…


Казнь через отсечение головы в древности и в Средние века считалась почетной и в некотором смысле гуманной. Ей подвергали не простых преступников, а тех, кто имел знатное происхождение или заслуги, которые заставляли отнестись к приговоренному более уважительно. Голову на плаху опускали представители высшей аристократии, властители дум, короли и прекрасные дамы. Об этих казнях сохранилось много потрясающих историй. Вот пять из них.

Голова Иоанна Крестителя

Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча – ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший скорое появление мессии и крестивший Спасителя в водах реки Иордан. Когда царь Ирод взял в жены супругу своего брата Иродиаду, грубо поправ еврейские обычаи, Иоанн сурово обличал его. Доставалось и Иродиаде за ее распущенность, алчность и жестокий нрав. Ирод приказал заточить пророка в темницу, однако казнить его не спешил, поскольку испытывал к нему большое уважение. Иродиада же решила добиться казни Крестителя любой ценой. И устроила фокус с пляской Саломеи и пожеланием принести голову пророка на блюде.

С отрубленной головой Иоанна связано множество невероятных событий. Прежде всего, ее трижды обретали. Первое обретение случилось спустя несколько лет после гибели пророка. Некий вельможа решил построить храм, и когда копали фундамент, обнаружили голову Иоанна в глиняном кувшине, захороненную на этом месте благочестивой служанкой Иродиады. Второй раз главу обнаружили во время правления Константина Великого. Иоанн сам явился во сне архимандриту некой обители и указал место, где его голову захоронили после целой цепи передач из рук в руки. В третий раз голова была обретена в IX веке. В период иконоберческих волнений голова была увезена из Константинополя и спрятана, а место забыто. Указание, где именно ее можно найти, было получено патриархом во время ночной молитвы. В период крестовых походов, когда в Европу хлынули сотни реликвий из Святой земли, крестоносцы привезли несколько десятков черепов, которые называли головами Иоанна Крестителя. На сегодня известно о пяти местах, в которых хранится голова Предтечи. Это мечеть Омейядов в Дамаске, церковь Сан-Сильвестро в Риме, собор во французском городе Амьене, церковь в турецкой Антиохии и, наконец, один из монастырей Армении. Остается только гадать о том, какая из этих реликвий настоящая.

Голова Марии Стюарт

Шотландская королева Мария Стюарт была казнена за участие в заговоре против английской королевы Елизаветы.

Как известно, на казнь королева вышла в великолепном платье. Процедура требовала, чтобы перед эшафотом она сняла его. Нижнее одеяние Марии было ярко-красного цвета, не забыла она и о таких же перчатках. Королеве не хотелось, чтобы пятна крови обезобразили ее туалет.

Держалась она с большим достоинством. Вероятно, при виде такого королевского величия палач разволновался и смог выполнить свою задачу лишь с третьего раза. Сначала он нанес несчастной удар по затылку, затем рассек шею, но не до конца, и лишь третий удар окончательно отсек голову от тела. Присутствующие, которые были в ужасе от неумелых действий палача, пришли в еще больший ужас после того, как палач попытался, по обычаю, поднять голову за волосы и показать ее собравшимся. Дело в том, что королева была в парике. Он остался в руке палача, а сама голова с грохотом покатилась по помосту. Губы обезглавленной Марии Стюарт еще несколько минут конвульсивно дергались.

Голова Марьи Гамильтон

На казнь Мария вышла в белом платье, украшенном черными бантами. Когда она поднялась на эшафот, царь подошел к ней, начал негромко с ней разговаривать, и даже слегка приобнял. Толпа замерла, ожидая прощения. Однако, Петр подтолкнул Марью к палачу. Когда голова казненной упала на землю, Петр поднял ее, поцеловал в уста, и устроил потрясенным зрителям небольшую лекцию по анатомии, показав на отрубленной голове строение шеи, позвоночника и артерий. Затем он бросил голову на землю и уехал. Ходит легенда о том, что голова Марьи Гамильтон была заспиртована и длительное время хранилась в Кунсткамере.

Голова Емельяна Пугачева

Руководитель казачьего бунта и самозванец Емельян Пугачев был приговорен к четвертованию. Сначала ему должны были отрубить руки и ноги, а затем голову.

Это вызвало всеобщее изумление: ведь Пугачеву должны были сначала отрубить руки и ноги. Обер-полицмейстер громогласно поносил палача за то, что тот перепутал порядок казни. Почему же это произошло? Можно предположить, что палач поступил так по причине растерянности или неопытности. Но в это сложно поверить, поскольку голова была отрублена одним мастерским ударом. Более вероятной выглядит версия, что таково было желание Екатерины II. Преподать народу предметный урок того, к чему приводят бунты, было необходимо, однако устраивать средневековую расправу просвещенная государыня не захотела, и через того самого обер—полицмейстера, который для вида орал на палача, передала свое повеление начать с отсечения головы.

Голова Троэра

Троэр был преступником, и его казнили в 1803 году в Бреславле. Была применена самая гуманная на тот момент казнь – на гильотине. Его имя получило известность благодаря тому, что молодой врач Вендт, желая провести научные опыты, выкупил голову казненного у палача прямо у эшафота.

Этот опыт длился две минуты сорок секунд. Все это время голова реагировала на свет, звуки и боль. И лишь по истечении этого времени жизнь казненного окончательно угасла.

Читайте также: