Основные виды работы психолога в образовательном учреждении по учебным пособиям овчаровой дубровиной

Обновлено: 28.04.2024

К участию в работе съезда были приглашены преподаватели, научные сотрудники, докторанты, аспиранты и специалисты различных сфер практической психологической деятельности.

— методологические основы психологического сопровождения личности в педагогическом процессе;

— технологии психологического сопровождения личности в педагогическом процессе;

— модели психологического сопровождения личности в различных социально-педагогических ситуациях;

— психологическое сопровождение родительства.

В работе съезда в очной и заочной (через публикацию тезисов докладов) форме приняли участие представители психологической науки и практики из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Перми, Екатеринбурга, Казани и других территорий региона.

С содержательным докладом, в котором были сформулированы основные цели психологической службы, выступила И.В. Дубровина (Психологический институт РАО, г. Москва). Она считает, что в деятельности службы можно выделить два направления — актуальное и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение текущих проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога находится анализ психологических условий развития способностей и индивидуальности каждого школьника.

Эти два направления связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повседневную конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям.

Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована при условии, что психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных этапах его развития. Психолог детского сада в качестве перспективы рассматривает сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе, а школьный психолог, участвуя в приеме ребенка в первый класс, пытается понять его прошлое, определить уровень психологической зрелости, представить перспективу его дальнейшего психического развития и становления личности.

Основная цель психологической службы, по мнению Р.В. Овчаровой (Курганский государственный университет), состоит в гуманизации воспитательно-образовательного процесса в семье, детском саду и школе. Это предполагает выявление личностных ресурсов педагогов и родителей, обновление форм общения педагогов с воспитанниками.

О совместных шагах тюменских педагогов и психологов по разработке и внедрению в педагогический процесс системы психологического мониторинга интеллектуального и личностного развития детей в период их дошкольного и школьного детства участники конференции узнали из выступления С.Г. Гайдаржи (отдел практической психологии и социальных проблем ребенка информационно-методического центра г. Тюмени).

Еще один специалист из этого центра — Е.А. Окунева рассказала о работе дошкольных психологов Тюмени.

Н.Н. Денисова и Н.А. Смирнова познакомили собравшихся с моделью подготовки социальных педагогов и социальных работников в Тюменском государственном колледже профессионально-педагогических технологий.

Хозяева съезда были представлены преподавателями и студентами психологического отделения Курганского государственного университета, практическими психологами Курганской области.

Всего в работе съезда приняли участие 250 человек. Научные наработки и опыт преподавателей Курганского университета были представлен в докладах на 6 секциях. О методологии психологического сопровождения говорилось в докладах докторов психологических наук, профессоров Глуханюк Н.С. (Екатеринбург) и Габдреевой Р.В. (Казань).

В работе съезда также приняли участие представители вузов и средних специальных учебных заведений, средств массовой информации, представители областной администрации.

По итогам работы съезда была принята декларация. Она была направлена в административные органы и учреждения образования. Нам кажется, что текст этого документа будет интересен и коллегам из других регионов.

Раиса ОВЧАРОВА,
доктор психологических наук,
заместитель председателя
оргкомитета съезда,
заведующая кафедрой
общей и социальной
психологии
Курганского государственного
университета

На пороге ХХI века роль образования в строительстве новой цивилизации и демократизации общества значительно возрастает. Образование призвано отстаивать ценности и идеалы общечеловеческой культуры. Однако целый ряд факторов во всех странах мира определяет необходимость кардинальных изменений в содержании и технологиях образования.

Образование в России оказалось в наиболее неблагоприятных условиях. На фоне общественно-политического, экономического и духовного кризиса общества и в силу хронического реформирования, смены управленческих стратегий и недофинансирования оно продолжает существовать за счет энтузиазма, творчества и самопожертвования педагогов. Многие позитивные преобразования школы (в широком смысле слова) реализуются не благодаря, а вопреки имеющимся условиям.

В сложившейся ситуации повышается риск профессионального стресса, который в свою очередь негативно отражается на психоэмоциональном состоянии обучаемых. Создается замкнутый круг: напряженность в обществе повышает уровень психологического неблагополучия каждого человека, а находящиеся в этом состоянии люди расширяют рамки стрессогенных ситуаций и патогенных условий.

Психологическая служба образования сегодня — это скорая помощь, которая помогает педагогам и учащимся психологически выжить и преодолеть негативное воздействие общественных факторов на развитие, становление и самореализацию личности.

Психологическая служба образования завтрашнего дня — это служба психологического сопровождения развития личности, работающая в зоне ближайшего развития не только ребенка, учителя, студента и преподавателя, но и учреждения, системы образования в целом.

Основные принципы этой службы — принципы развития и гуманизации. Она создает оптимальные психологические условия для развития каждого субъекта системы образования.

Исходя из вышесказанного, считаем, что приоритетными задачами деятельности психологической службы в образовании являются следующие:

— использование интеллектуального потенциала и морального авторитета профессиональных психологов для активного распространения гуманистических ценностей в образовании;

— ориентирование профессиональной деятельности психологов на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;

— реализация главной цели психологической службы образования — сохранение психического здоровья обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;

— развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса — их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.;

— создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования;

— проведение ранней профилактики и своевременной коррекции недостатков и отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии детей;

— переход от эпизодической психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе;

— разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы;

— разработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи;

— активное участие профессиональных психологов в экспертизе всех педагогических инноваций в системе образования, в аттестации управленческих и педагогических кадров, в оценке психологической эффективности и безопасности педагогических экспериментов, а также в их психологическом обеспечении.

Для реализации поставленных задач необходимо проведение следующей работы:

— повышение статуса практического психолога в учреждениях образования, внедрение психологической службы во все звенья образования, особенно в высшую школу;

— сокращение количества учащихся, приходящихся на одного психолога в образовательных учреждениях (с 500 до 250);

— создание условий для качественного инструментального обеспечения профессиональной деятельности психолога;

— приравнивание льгот психологов, работающих в специализированных образовательных учреждениях, к льготам педагогов этих учреждений;

— преодоление рассогласованности в руководстве деятельностью психолога по административной и профессиональной линиям;

— создание ассоциаций практических психологов в регионе;

— укрепление роли региональных отделений Всероссийского общества психологов в повышении уровня научно-методического обеспечения деятельности психологической службы в регионе;

— разработка единой региональной политики и определение четкой структуры психологической службы образования, путей и способов ее взаимодействия со службами других ведомств;

— создание в регионе единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, сертификации психологов образования;

— организация творческого обмена преподавателями, студентами и аспирантами между психологическими факультетами ведущих вузов региона;

— налаживание сотрудничества и преемственности в деятельности между различными структурами психологической службы в образовании;

— координирование усилий психологической службы различных ведомств в целях преодоления профессионального одиночества и обеспечения преемственности в психологической поддержке личности;

— развитие личностного потенциала самого психолога в системе образования.

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности - 1.2. Содержание профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности - 1.2. Содержание профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности
1.2. Содержание профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Психологическое консультирование
Психологическая диагностика.
Психологическая коррекция и развитие ребенка
Проектная деятельность психолога
Сопровождение школьников в процессе школьного обучения
Все страницы


И.В. Дубровина к основным направлениям деятельности психологической службы относит психопрофилактическую, консультативную, диагностико-коррекционную виды работ. На предварительном этапе психолог знакомится со школой в целом, вникает в основные проблемы учебно-воспитательного процесса: беседует с администрацией, учителями, учащимися, их родителями; посещает уроки, внеклассные мероприятия, педсоветы, родительские собрания; встречается с представителями внешкольных учреждений и организаций, с выпускниками прошлых лет, с детьми, по разным причинам ушедшими из школы, и с их родителями; изучает документацию школы и пр.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает. Рассмотрим основные виды деятельности практического психолога образования.


Психологическое просвещение.

В обществе существует дефицит психологических знаний, часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях своих подопечных. То же самое можно сказать и о многих родителях. В педагогических коллективах и в семьях нередко возникают конфликты, причина которых – в неумении и нежелании прислушаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу очень важно приобщать к психологическим знаниям, повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей.
И.В. Дубровина дает следующее определение просветительской деятельности педагога-психолога. Психологическое просвещение – это приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы. Формой психологического просвещения учащихся могут быть уроки психологии. Однако важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.


Психологическая профилактика.

Требования к личности педагога-психолога. — Психолог как спе­циалист в системе образования. — Модель профессиональной де­ятельности педагога-психолога. — Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности.

1.2.1. Требования к личности педагога-психолога

Воздействие одной личности на другую — это влияние на созна­ние, волю, эмоции, через нихна поведение и деятельность чело­века в целом. Оно осуществляется с помощью различных психо­логических механизмов: убеждения, внушения, эмоционально­го заражения. Влияние — это процесс и результат изменения од­ним человеком другого, его установок, намерений, представле­ний и других сторон психической реальности в ходе взаимодей­ствия с ним.

Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, ос­нованное на логике, на доказательствах. Суть его — обращенность к сознанию человека. Следовательно, успешность убеждения за­висит от его соответствия законам работы сознания: общим, воз­растным и индивидуальным. Убеждающие слова должны быть по­нятны; убеждающее воздействие — обращено к индивидуальному опыту, содержать оптимум новой информации, альтернативность в решении проблемы, повторение и усиление главной убеждаю­щей идеи, а также демонстрировать доверие к клиенту.

Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и по­ведения в соответствии с ней. Эффективность внушения зависит от силы личности внушающего и степени внушаемости другого лица, а также от характера отношений между ними.

Эмоциональное заражение — воздействие через непосредствен­ную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не сло­весно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средства­ми (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).

Сила и модальность воздействия одного человека на другого опосредуются отношениями между ними: симпатией, антипати­ей, идентификацией, эмпатией. Если человек нам симпатичен, многие черты его личности привлекательны, притягательны для нас. Наше общение с ним строится прежде всего на доверии, все сказанное и сделанное им не верифицируется нашим сознанием, а принимается на веру. Со временем он превращается для нас в некую харизматическую личность, взгляды которой мы считаем правильными, к мнению которой.мы готовы прислушиваться, а советы — выполнять. И наоборот, с "человеком, к которому в про­цессе общения возникает стойкая антипатия, трудно идентифи­цироваться. Это означает, что его советы и рекомендации будут подвергаться сомнению, покажутся непривлекательными и не будут выполняться.

Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятель­ности. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь ве­лико значение его личностных параметров. Это влияние возраста­ет, если речь идет о работе с детьми.

Основным фактором, определяющим профессиональную при­годность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об аб­солютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и со­циальной справедливости, чувство собственного достоинства и Уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, Порядочность, готовность понять других и прийти к ним на по-

Профессиональные знания и умения — это объективные ха­рактеристики труда социального педагога, а личностные особен­ности, установки и ценностные ориентации — ее субъективные характеристики.

В структуре личности психолога многие исследователи пыта­ются выделить определенные группы осно&ных качеств.

В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоциональ­но-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдер­жанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решитель­ность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, ^адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, само­контролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатич-ность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречи­вость как способность внушать и убеждать.

Можно выделить в структуре личности профессионала так на­зываемые интегральные характеристики (А. К. Маркова):

а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения — харак­терное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;

в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способ­ностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.

Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой про­фессии, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о воз­можности человека овладеть данной профессиональной деятель­ностью:

высокий уровень интеллектуального развития;

здравый смысл, беглость и острота мышления;

хорошая саморегуляция, самодисциплина;

большая физическая выносливость, работоспособность;

способность вносить большие личностные вклады в других лю­дей;

способность помогать людям в трудных ситуациях;

чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;

любовь И эмпатия по отношению к детям;

креативность — способность к творчеству.

Важным элементом профессионального общения психолога является техника подачи самого себя — самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окру­жающих людей необходимое впечатление.

ва). Имидж также выступает как общественное признание и оце­ночное отношение.

Основными мотивами самопрезентации являются:

стремление к развитию отношений с людьми;

требования профессиональной деятельности.

Для успеха имиджа необходимы его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными ха­рактеристиками для имидж-составляющих педагога-психолога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, ин­теллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивная модальность настроения, интерес к людям и их про­блемам, уверенность в себе, оптимизм, активность, индивиду­альный стиль деятельности и общения. Культура, эрудиция и про­фессионализм должны присутствовать в профессиональном имидже любого специалиста. Общественное мнение выделяет такие каче­ства этого специалиста, как социабельность, аффилиация, эмпа-тия, социально-психологическая активность, дипломатичность, рефлексивность и ответственность.

Имидж формируется как сознательно, так и произвольно са­мим специалистом и его окружением. Умелое представление в исключительно индивидуальной манере имидж-составляющих ха­рактеристик срабатывает на профессиональное и личностное са­моутверждение педагога-психолога.

Для имиджа психолога большое значение имеет нравственная оценка его личности. Безупречный имидж — это достояние нрав­ственных людей, не отступающих от морального, корпоративно­го и правового кодексов поведения. Более того, сильные личности

устанавливают для себя повышенные моральные требования. За­нижение нравственных требований к себе — проявление слабости духа, ущербности личности.

1.2.2. Психолог как специалист в системе образования

Профессиональная деятельность является одним из факторов типизации образов мира, их большего или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда. К. М. Гуревич выделяет три типа профессий: 1) те, в которых каждый здоровый чело­век может достичь общественно приемлемой эффективности дея­тельности; 2) те, в которых далеко не каждый человек может Достичь успеха, и 3) профессии, которые предполагают необхо­димость достижения высших ступеней мастерства, т.е. доступные избранным. Профессии третьего типа предъявляют специфиче­ские требования к индивидуальным особенностям человека. К ним,

несомненно, относится профессия практического психолога об­разования. Более того, инструментом профессиональной деятель­ности психолога является собственная личность. Поэтому выбор данной профессии предполагает большую внутреннюю работу. Человеку необходимо проанализировать свои личные ресурсы и требования профессии, осознать потенциальное несоответствие между первыми и вторыми и оценить возможность либо невоз­можность его коррекции.

Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А.Климов так опре­деляет его основные предназначения:

предоставление отдельным людям, группам, коллективам, со­обществам и обществу в целом информации по воспитанию де­тей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и про­фессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укрепле­нию психического здоровья и многое другое — области использо­вания психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности;

систематическая работа по повышению психологической гра­мотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психо­логическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.

Выделяют следующие области использования психологической помощи в сфере образования:

психологическое и духовное развитие детей;

экзистенциальные и личностные проблемы подростков;

детско-родительские проблемы семьи;

помощь при психических и соматических заболеваниях;

психотерапия детского горя;

помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуа­циях;

Проблема адаптации психолога в педагогическом коллективе. Школьный психолог является представителем относительно но­вой профессии. Исследователи выделяют перечень трудностей его профессиональной адаптации в образовательных учреждениях (О.А.Мальцева):

недостаточный уровень профессионального согласия между субъектами образования;

затянувшийся процесс становления психологической службы;

разрыв между социальными ожиданиями в связи с появлением школьной психологической службы и ее реальной практикой;

низкий уровень востребованности психологической помощи;

противоречия между образами школьного психолога у заказ­чиков, клиентов и представлениями самого психолога;

неготовность психолога к адекватной самоподаче и самопре­зентации.

Выявлены следующие неадекватные требования-ожидания пе­дагогов к личности психолога и его деятельности:

мгновенное реагирование психолога на любой запрос;

пассивность клиента и активность психолога;

постоянное энергетическое донорство, эмоциональная и мо­ральная поддержка клиента со стороны психолога;

жертвенность психолога, полное бескорыстие и благородство;

потенциальная опасность со стороны психолога, оценивающе­го педагога по известным лишь ему параметрам, возможно, обра­щенным против клиента;

желание видеть психолога в качестве научного руководителя всего учебно-воспитательного процесса, идеолога педагогической системы школы;

стремление видеть в психологе"супервоспитателя, мотивирую­щего детей учиться и посещать школу;

представление о психологе как о специалисте, занимающемся постановкой диагноза;

опасение возможного тайного воздействия психолога на пси­хику клиента.

С приходом психолога в систему образования связаны большие социальные ожидания. Они не всегда адекватны статусу психолога и задачам психологической службы. Школа с нарушенной систе­мой отношений видит в психологе помощника по борьбе с конф­ликтными педагогами, трудными учащимися и неблагополучны­ми семьями, ожидает от него карательных санкций. Педагоги пу­гают и провинившихся и несостоятельных учащихся и бывают весьма разочарованы, если психолог вдруг занимает позицию за-Щитника и опекуна.

Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога часть педагогических проблем и ответ­ственности за свою педагогическую несостоятельность. Она пре­доставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Мно­гие начинающие психологи в такой ситуации поддаются соблазну самоутверждения: они берутся вести все педсоветы, выступать на родительских собраниях, проводить вместо классных руководите­лей классные часы и т. п. Когда же они понимают наконец, в чьи обязанности входит решение той или иной проблемы и пытаются передать ответственность за нее конкретным лицам, это воспри­нимается последними как нежелание помочь и приводит к разо­чарованию и недовольству.

Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога. Поэтому начинающему специалисту важно использовать следующие рациональные способы формирования или коррекции социальных ожиданий:

а) формирование адекватных "социальных ожиданий педкол­лектива через его ознакомление с правами, обязанностями, эти­кой психолога, границами его профессиональных возможно­стей;

б) диагностическое общение со всеми категориями воспитате­лей и воспитанников, предполагающее выяснение их психологи­ческих особенностей и выявление запроса на психологическую помощь;

в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе формирования общих гуманистических установок при целепола-гании, планировании, реализации планов и программ и, анализе результатов деятельности.

Какой же психолог нужен современной школе?

1. Он должен иметь высокие общие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скру­пулезным аналитиком и логиком.

2. Ему предстоит работать с людьми, поэтому необходимо быть общительным и контактным человеком, великодушным и легко формирующим коммуникативные группы, хорошо запоминать имена людей, быть любезным, тактичным и дипломатичным в общении.

4. Ему важно быть эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойно взвешивать реальную обстановку, быстро решать прак­тические вопросы, смело экспериментировать.

Содержание деятельности психолога образования во многом определяется его профессиональным статусом.

Наиболее благоприятной для профессионального становления представляется ситуация, когда специалист занимается своей ра­ботой практического психолога, ведет уроки психологии, этики и психологии семейной жизни, основы выбора профессии. Как психолог он видит педагогический процесс со стороны, и в дан­ной ситуации наблюдается определенная настороженность по от­ношению к нему педагогов, объединенных профессионально-кор­поративным духом. Как правило, методическая неподготовлен­ность, отсутствие жизненного, педагогического и профессиональ­ного опыта, слабая ориентация в проблемах школьной жизни за­трудняют адаптацию психолога в школьном коллективе.

формирования, консультирования и подготовкой административ­ных мероприятий.

Для психолога

Поскольку для современной школы характерны многообразие типов и видов образовательных учреждений, вариативность реализуемых в них образовательных программ, то система образовательных задач будет иметь свою специфику. В связи с этим может меняться (оставаясь в какихто пределах повторяемым) и заказ на психологическое обеспечение. Каждая школа имеет свои перспективы и проблемы развития. Скажем, главная проблема в одной школе – резкое падение интереса к учению в классах средней возрастной ступени, в другой требуется прежде всего решение проблем профилизации обучения либо психологическое сопровождение инновационной деятельности, диагностика проблем образовательного процесса, решение проблем адаптации к переходным ступеням образования и т. д.

На современном этапе становления психологической службы возрастает ее роль в процессах модернизации российского образования, с одной стороны, а также рост потребности в специалистах-психологах в сфере образования – с другой. Отток специалистов-психологов из системы образования негативно сказывается на качестве услуг, которые предлагают педагоги-психологи, на имидже психологической службы в образовании и обществе в целом. Следовательно, специального внимания требует процесс адаптации педагога-психолога в образовательном учреждении и осуществление психологического сопровождения специалиста-психолога в адаптационный период.

С 2004 года наблюдается текучесть психологических кадров в системе образования (как опытных педагогов-психологов, так и молодых специалистов) и рост вакансий. В настоящее время ситуация значительно изменилась: в регионах происходит сокращение ставок специалистов службы сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов), в то же время в ряде образовательных учреждений ставки сохранены и специалисты продолжают работу. Вполне вероятно появление в связи с процессами оптимизации новых организационных форм деятельности психологов.

Исследования показывают, что у администрации и самих психологов зачастую существует стереотипное представление о профессиональной позиции педагога-психолога и содержании его деятельности (лекарь души, помощник, нужен образованию и т. п.). Часто у психологов возникают затруднения в определении адекватных целей и приоритетов в своей работе. Как правило, у начинающих психологов отсутствует образ собственной профессиональной деятельности, что приводит к оказанию психологических услуг на низком уровне. Специалисты-психологи не видят перспектив в профессиональной деятельности в рамках образовательных учреждений. Указанные факты вызывают чувство неудовлетворенности и неопределенности в работе у психологов и провоцируют уход специалистов из образования.

Существует потребность в просвещении администрации образовательных учреждений по вопросам администрирования профессиональной деятельности специалиста-психолога. Данные методические рекомендации отражают основные вопросы профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Материалы адресованы администрации образовательных учреждений, специалистам муниципальных органов управления образования, руководителям методических объединений педагогов-психологов.

Деятельность любого специалиста регламентируется нормативными актами и документами, которые придают профессиональной деятельности официальный статус, задают нормы и стандарты профессионального поведения. Для педагога-психолога таких документов достаточно много, часть из них являются общими для всех специалистов сферы образования, другие касаются только его деятельности в конкретном образовательном учреждении.

В 2006 г. создан и работает Областной Координационный Совет службы комплексного сопровождения в образовании (приказ Департамента образования № 802 от 25.05.2006), в период 2005–2006 гг. начали свою деятельность муниципальные координационные советы в Великоустюгском, Сокольском, Вожегодском, Устюженском р-нах, г. Череповце. Работа координационных советов отмечается как в районах с уже действующей службой сопровождения, так и в тех, где ее создание определяется как основная задача на ближайшее время. Кроме того, в 2005–2006 гг. в муниципальных районах были введены должности специалистов по административному управлению службой сопровождения. Работа специалистов по административному управлению координируется с деятельностью муниципальных методических объединений, которые функционируют практически во всех муниципальных районах. Развивается тенденция разграничения административного и профессионального управления, хотя проблема их функционала находится также в стадии решения.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовании, можно разделить на три группы: федеральные, региональные, муниципальные документы, а также локальные акты и рабочие документы самого образовательного учреждения.

Среди локальных актов образовательного учреждения должны быть должностная инструкция педагога-психолога (разрабатывается в образовательном учреждении на основе федеральных и региональных документов), Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения и др.

Служба психологического сопровождения может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у нее больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем реально задействованных. Процесс модернизации образования сам по себе создаст целую серию ситуаций, которые могут стать источниками сложных личностных проблем развития: переход на систему единого государственного экзамена, профилизация в старшей школе, необходимость массового освоения иностранного языка или компьютерной грамотности и т. д.

Общие задачи модернизации образования не могут быть решены исключительно за счет модернизации содержания образования. Процессы изменения целей и содержания должны быть идеологически и технологически дополнены многими значимыми компонентами, в том числе и подсистемой психологической помощи ребенку в решении задач и проблем развития.

В настоящее время служба практической психологии образования является одним из важнейших компонентов целостной системы образования страны. Основное назначение психологической службы – изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека и субъектного начала в нем, наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребенка.

Меняющаяся социальная ситуация развития российского общества в начале 90-х гг. привела к необходимости качественных изменений в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, выявила наиболее продуктивные подходы к целям, функциям, методам, технологиям работы, а также к пониманию места психолога и психологической службы в образовательных учреждениях.

Анализируя направления деятельности психологов, можно отметить, что пока в целом они мало ориентированы на работу с педагогами. Исключение, пожалуй, составляет освоенное психологическое просвещение, к которому все же психологи чаще обращаются, считая его довольно значимой составляющей своей работы. Имеет смысл напомнить, что профессиональная сфера психолога – это не просто передача некоторых психологических знаний. Его профессиональное поле – работа с теми установками, которые либо недостаточно осознаваемы, либо плохо интегрированы в личном опыте человека. Как правило, первое влечет за собой второе, и, значит, без обращения к методам активной психологической помощи в работе с педагогами (индивидуального и группового консультирования, методов рефлексивной диагностики, тренингов) не обойтись.

Главной целью деятельности психологической службы является психологическое сопровождение решения образовательных задач в соответствии с Законом об образовании, Областной программой развития образования.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности специалистов службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Анализ основных концептуальных положений, а также реальной практики деятельности психологов образования позволяет выделить основные на данный момент модели работы специалистов службы сопровождения: адаптивную и личностно ориентированную. Особо стоит модель работы психолога в инновационном режиме. Специфика деятельности специалиста в ней может склоняться в ту или другую сторону – объектной или личностно ориентированной парадигмы.

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

1 модель. Адаптивная

Педагог-психолог взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса, но основной акцент делает на работе с детьми. Цель усилий – адаптировать ребенка к образовательному процессу. Основное содержание деятельности связано с выделением факторов дезадаптации (при адаптации к ДОУ, школе и переходным ступеням образования и т. д.), информированием участников образовательного процесса о возможностях снижения риска неблагоприятного развития детей.

Основные виды работ:

Просвещение – лекции, выступления на педсоветах, родительских собраниях. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

Диагностика (психодиагностическое обследование или мини-исследование в зависимости от особенностей развития ребенка), по результатам которой формулируются рекомендации по оптимизации образовательной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими те или иные проблемы поведения и развития.

Психолого-педагогический консилиум – совместное обсуждение программ помощи детям с особенностями поведения и развития. Обмен мнениями между участниками позволяет уточнить проблему, выработать пути решения.

Консультативная помощь субъектам образовательной деятельности носит информационно-рекомендательный характер.

2 модель. Личностно ориентированная

Основные виды работ:

Активное социально-психологическое обучение педагогов, родителей. Оно направлено на развитие коммуникативной компетентности, формирование коммуникативных навыков, развитие осознания себя и других, в качестве основы использования личностных и профессиональных ресурсов, преодоления неэффективных стереотипов деятельности. Реализуются тренинги по типу микропреподавания.

Консультирование – личностное (субъектов образовательной деятельности) и профессиональное (педагогов), управленческое. Помощь в осознании природы затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется (в групповом варианте) в форме супервизии текущего профессионального опыта педагогов.

Методическое сопровождение образовательного процесса. Участие в проектировании образовательной среды: уроков, воспитательных занятий и других форм. Включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога с позиции возможностей для развития личностных компетенций обучающихся, ценностных ориентаций, целевых установок выбранной программы и технологии обучения. При этом специалист службы сопровождения подходит к решению проблем с позиций своих профессиональных ресурсов, не подменяя педагога. Одна из важных функций при этом – оказание психологической поддержки педагогу.

3 модель. Модель работы в инновационном режиме

(построение программы развития ОУ)

Участие в построении, организации и проведении диагностического исследования по анализу проблемной ситуации, решению которой будет содействовать инновационный проект.

Участие в разработке научного обоснования путей решения проблемы ОУ.

Участие в разработке программы коллективного проектирования образовательного процесса.

Построение программ развития профессиональной (для педагогов) и родительской компетентности в соответствии с целевыми установками проекта развития.

Участие в экспертизе образовательных программ.

Участие в разработке процедуры мониторинга по оценке результативности проекта.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ

А) Психологическое просвещение – повышение психологической компетентности и культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Осуществляется в различных формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри школьной прессы.

Приоритет отдается активным формам обучения в работе со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей, – ролевым играм, групповым дискуссиям, тренингам и т. п.

Б) Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:

– по предупреждению возможных социально-психоло-гических и психологических проблем у детей;

– по созданию благоприятного эмоционально-психоло-гического климата в педагогическом и ученическом коллективах, правил школы, в основе которых – уважение чести и достоинства всех ее граждан;

– по выявлению детей группы риска (по различнымоснованиям).

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.

Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности всех учащихся школы осуществляется психологом в форме психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных предметов и воспитательных занятий.

В) Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей ребенка с целью:

– выявления причин возникновения проблем в обуче-нии и развитии;

– определения сильных сторон личности, ее резервныхвозможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

– раннего выявления познавательных и профессиональ-ных интересов;

– определения индивидуального стиля познавательнойдеятельности и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы. Психологическая диагностика профессиональной деятельности учителя проводится по запросу со стороны администрации либо самого учителя.

Психологическая диагностика может выполняться также в рамках прикладных исследований проблем образовательного процесса как на уровне конкретного учреждения, так и на уровне муниципальной и областной системы образования.

Г) Психологическая коррекция и развитие – целенаправленная систематическая работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях образовательного учреждения психолог имеет право самостоятельно работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления правил поведения и санкций за их нарушения в учебном заведении, участвовать в работе конфликтной комиссии образовательного учреждения.

Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих поведенческие проблемы.

Д) Психологическое консультирование – профессиональное и личностное:

– управленческое консультирование – консультирование управленцев по поводу содержания и форм управленческой деятельности с позиций основных психологических теорий и концепций, адекватных конкретной управленческой задаче;

– профессиональное консультирование педагогов по поводу содержания и форм педагогической деятельности с позиции основных психологических теорий и концепций, реализации условий и механизмов развития личности ребенка;

– личностное консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, кругу друзей, школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Вопрос о соотношении этих направлений в деятельности педагога-психолога в разного типа образовательных учреждениях остается не вполне конкретизированным.

Остановимся на результатах опроса руководителей образовательных учреждений и специалистах-психологах. Для оценки адекватности выбора направлений деятельности педагога-психолога респонденты ранжировали основные направления деятельности педагога-психолога по степени актуальности для образовательного учреждения и оценивали реальные приоритеты в деятельности психолога (см. табл. 1).

Читайте также: