Основные виды работы психолога в образовательном учреждении по учебным пособиям овчаровой дубровиной
Обновлено: 28.04.2024
К участию в работе съезда были приглашены преподаватели, научные сотрудники, докторанты, аспиранты и специалисты различных сфер практической психологической деятельности.
— методологические основы психологического сопровождения личности в педагогическом процессе;
— технологии психологического сопровождения личности в педагогическом процессе;
— модели психологического сопровождения личности в различных социально-педагогических ситуациях;
— психологическое сопровождение родительства.
В работе съезда в очной и заочной (через публикацию тезисов докладов) форме приняли участие представители психологической науки и практики из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Перми, Екатеринбурга, Казани и других территорий региона.
С содержательным докладом, в котором были сформулированы основные цели психологической службы, выступила И.В. Дубровина (Психологический институт РАО, г. Москва). Она считает, что в деятельности службы можно выделить два направления — актуальное и перспективное.
Актуальное направление ориентировано на решение текущих проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога находится анализ психологических условий развития способностей и индивидуальности каждого школьника.
Эти два направления связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повседневную конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям.
Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована при условии, что психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных этапах его развития. Психолог детского сада в качестве перспективы рассматривает сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе, а школьный психолог, участвуя в приеме ребенка в первый класс, пытается понять его прошлое, определить уровень психологической зрелости, представить перспективу его дальнейшего психического развития и становления личности.
Основная цель психологической службы, по мнению Р.В. Овчаровой (Курганский государственный университет), состоит в гуманизации воспитательно-образовательного процесса в семье, детском саду и школе. Это предполагает выявление личностных ресурсов педагогов и родителей, обновление форм общения педагогов с воспитанниками.
О совместных шагах тюменских педагогов и психологов по разработке и внедрению в педагогический процесс системы психологического мониторинга интеллектуального и личностного развития детей в период их дошкольного и школьного детства участники конференции узнали из выступления С.Г. Гайдаржи (отдел практической психологии и социальных проблем ребенка информационно-методического центра г. Тюмени).
Еще один специалист из этого центра — Е.А. Окунева рассказала о работе дошкольных психологов Тюмени.
Н.Н. Денисова и Н.А. Смирнова познакомили собравшихся с моделью подготовки социальных педагогов и социальных работников в Тюменском государственном колледже профессионально-педагогических технологий.
Хозяева съезда были представлены преподавателями и студентами психологического отделения Курганского государственного университета, практическими психологами Курганской области.
Всего в работе съезда приняли участие 250 человек. Научные наработки и опыт преподавателей Курганского университета были представлен в докладах на 6 секциях. О методологии психологического сопровождения говорилось в докладах докторов психологических наук, профессоров Глуханюк Н.С. (Екатеринбург) и Габдреевой Р.В. (Казань).
В работе съезда также приняли участие представители вузов и средних специальных учебных заведений, средств массовой информации, представители областной администрации.
По итогам работы съезда была принята декларация. Она была направлена в административные органы и учреждения образования. Нам кажется, что текст этого документа будет интересен и коллегам из других регионов.
Раиса ОВЧАРОВА,
доктор психологических наук,
заместитель председателя
оргкомитета съезда,
заведующая кафедрой
общей и социальной
психологии
Курганского государственного
университета
На пороге ХХI века роль образования в строительстве новой цивилизации и демократизации общества значительно возрастает. Образование призвано отстаивать ценности и идеалы общечеловеческой культуры. Однако целый ряд факторов во всех странах мира определяет необходимость кардинальных изменений в содержании и технологиях образования.
Образование в России оказалось в наиболее неблагоприятных условиях. На фоне общественно-политического, экономического и духовного кризиса общества и в силу хронического реформирования, смены управленческих стратегий и недофинансирования оно продолжает существовать за счет энтузиазма, творчества и самопожертвования педагогов. Многие позитивные преобразования школы (в широком смысле слова) реализуются не благодаря, а вопреки имеющимся условиям.
В сложившейся ситуации повышается риск профессионального стресса, который в свою очередь негативно отражается на психоэмоциональном состоянии обучаемых. Создается замкнутый круг: напряженность в обществе повышает уровень психологического неблагополучия каждого человека, а находящиеся в этом состоянии люди расширяют рамки стрессогенных ситуаций и патогенных условий.
Психологическая служба образования сегодня — это скорая помощь, которая помогает педагогам и учащимся психологически выжить и преодолеть негативное воздействие общественных факторов на развитие, становление и самореализацию личности.
Психологическая служба образования завтрашнего дня — это служба психологического сопровождения развития личности, работающая в зоне ближайшего развития не только ребенка, учителя, студента и преподавателя, но и учреждения, системы образования в целом.
Основные принципы этой службы — принципы развития и гуманизации. Она создает оптимальные психологические условия для развития каждого субъекта системы образования.
Исходя из вышесказанного, считаем, что приоритетными задачами деятельности психологической службы в образовании являются следующие:
— использование интеллектуального потенциала и морального авторитета профессиональных психологов для активного распространения гуманистических ценностей в образовании;
— ориентирование профессиональной деятельности психологов на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;
— реализация главной цели психологической службы образования — сохранение психического здоровья обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;
— развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса — их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.;
— создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования;
— проведение ранней профилактики и своевременной коррекции недостатков и отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии детей;
— переход от эпизодической психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе;
— разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы;
— разработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи;
— активное участие профессиональных психологов в экспертизе всех педагогических инноваций в системе образования, в аттестации управленческих и педагогических кадров, в оценке психологической эффективности и безопасности педагогических экспериментов, а также в их психологическом обеспечении.
Для реализации поставленных задач необходимо проведение следующей работы:
— повышение статуса практического психолога в учреждениях образования, внедрение психологической службы во все звенья образования, особенно в высшую школу;
— сокращение количества учащихся, приходящихся на одного психолога в образовательных учреждениях (с 500 до 250);
— создание условий для качественного инструментального обеспечения профессиональной деятельности психолога;
— приравнивание льгот психологов, работающих в специализированных образовательных учреждениях, к льготам педагогов этих учреждений;
— преодоление рассогласованности в руководстве деятельностью психолога по административной и профессиональной линиям;
— создание ассоциаций практических психологов в регионе;
— укрепление роли региональных отделений Всероссийского общества психологов в повышении уровня научно-методического обеспечения деятельности психологической службы в регионе;
— разработка единой региональной политики и определение четкой структуры психологической службы образования, путей и способов ее взаимодействия со службами других ведомств;
— создание в регионе единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, сертификации психологов образования;
— организация творческого обмена преподавателями, студентами и аспирантами между психологическими факультетами ведущих вузов региона;
— налаживание сотрудничества и преемственности в деятельности между различными структурами психологической службы в образовании;
— координирование усилий психологической службы различных ведомств в целях преодоления профессионального одиночества и обеспечения преемственности в психологической поддержке личности;
— развитие личностного потенциала самого психолога в системе образования.
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности - 1.2. Содержание профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности - 1.2. Содержание профессиональной деятельности психолого-педагогического направления |
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу | |||||||||
В обществе существует дефицит психологических знаний, часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях своих подопечных. То же самое можно сказать и о многих родителях. В педагогических коллективах и в семьях нередко возникают конфликты, причина которых – в неумении и нежелании прислушаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу очень важно приобщать к психологическим знаниям, повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей. Требования к личности педагога-психолога. — Психолог как специалист в системе образования. — Модель профессиональной деятельности педагога-психолога. — Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности. 1.2.1. Требования к личности педагога-психолога Воздействие одной личности на другую — это влияние на сознание, волю, эмоции, через них — на поведение и деятельность человека в целом. Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов: убеждения, внушения, эмоционального заражения. Влияние — это процесс и результат изменения одним человеком другого, его установок, намерений, представлений и других сторон психической реальности в ходе взаимодействия с ним. Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах. Суть его — обращенность к сознанию человека. Следовательно, успешность убеждения зависит от его соответствия законам работы сознания: общим, возрастным и индивидуальным. Убеждающие слова должны быть понятны; убеждающее воздействие — обращено к индивидуальному опыту, содержать оптимум новой информации, альтернативность в решении проблемы, повторение и усиление главной убеждающей идеи, а также демонстрировать доверие к клиенту. Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней. Эффективность внушения зависит от силы личности внушающего и степени внушаемости другого лица, а также от характера отношений между ними. Эмоциональное заражение — воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не словесно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средствами (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения). Сила и модальность воздействия одного человека на другого опосредуются отношениями между ними: симпатией, антипатией, идентификацией, эмпатией. Если человек нам симпатичен, многие черты его личности привлекательны, притягательны для нас. Наше общение с ним строится прежде всего на доверии, все сказанное и сделанное им не верифицируется нашим сознанием, а принимается на веру. Со временем он превращается для нас в некую харизматическую личность, взгляды которой мы считаем правильными, к мнению которой.мы готовы прислушиваться, а советы — выполнять. И наоборот, с "человеком, к которому в процессе общения возникает стойкая антипатия, трудно идентифицироваться. Это означает, что его советы и рекомендации будут подвергаться сомнению, покажутся непривлекательными и не будут выполняться. Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение его личностных параметров. Это влияние возрастает, если речь идет о работе с детьми. Основным фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и Уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, Порядочность, готовность понять других и прийти к ним на по- Профессиональные знания и умения — это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации — ее субъективные характеристики. В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы осно&ных качеств. В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.). Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, ^адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения. Третья группа включает коммуникабельность, эмпатич-ность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать. Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики (А. К. Маркова): а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале; б) индивидуальный стиль деятельности и общения — характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения; в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне. Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой профессии, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью: высокий уровень интеллектуального развития; здравый смысл, беглость и острота мышления; хорошая саморегуляция, самодисциплина; большая физическая выносливость, работоспособность; способность вносить большие личностные вклады в других людей; способность помогать людям в трудных ситуациях; чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам; любовь И эмпатия по отношению к детям; креативность — способность к творчеству. Важным элементом профессионального общения психолога является техника подачи самого себя — самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окружающих людей необходимое впечатление. ва). Имидж также выступает как общественное признание и оценочное отношение. Основными мотивами самопрезентации являются: стремление к развитию отношений с людьми; требования профессиональной деятельности. Для успеха имиджа необходимы его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными характеристиками для имидж-составляющих педагога-психолога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивная модальность настроения, интерес к людям и их проблемам, уверенность в себе, оптимизм, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения. Культура, эрудиция и профессионализм должны присутствовать в профессиональном имидже любого специалиста. Общественное мнение выделяет такие качества этого специалиста, как социабельность, аффилиация, эмпа-тия, социально-психологическая активность, дипломатичность, рефлексивность и ответственность. Имидж формируется как сознательно, так и произвольно самим специалистом и его окружением. Умелое представление в исключительно индивидуальной манере имидж-составляющих характеристик срабатывает на профессиональное и личностное самоутверждение педагога-психолога. Для имиджа психолога большое значение имеет нравственная оценка его личности. Безупречный имидж — это достояние нравственных людей, не отступающих от морального, корпоративного и правового кодексов поведения. Более того, сильные личности устанавливают для себя повышенные моральные требования. Занижение нравственных требований к себе — проявление слабости духа, ущербности личности. 1.2.2. Психолог как специалист в системе образования Профессиональная деятельность является одним из факторов типизации образов мира, их большего или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда. К. М. Гуревич выделяет три типа профессий: 1) те, в которых каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности; 2) те, в которых далеко не каждый человек может Достичь успеха, и 3) профессии, которые предполагают необходимость достижения высших ступеней мастерства, т.е. доступные избранным. Профессии третьего типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека. К ним, несомненно, относится профессия практического психолога образования. Более того, инструментом профессиональной деятельности психолога является собственная личность. Поэтому выбор данной профессии предполагает большую внутреннюю работу. Человеку необходимо проанализировать свои личные ресурсы и требования профессии, осознать потенциальное несоответствие между первыми и вторыми и оценить возможность либо невозможность его коррекции. Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А.Климов так определяет его основные предназначения: предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое — области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности; систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации. Выделяют следующие области использования психологической помощи в сфере образования: психологическое и духовное развитие детей; экзистенциальные и личностные проблемы подростков; детско-родительские проблемы семьи; помощь при психических и соматических заболеваниях; психотерапия детского горя; помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях; Проблема адаптации психолога в педагогическом коллективе. Школьный психолог является представителем относительно новой профессии. Исследователи выделяют перечень трудностей его профессиональной адаптации в образовательных учреждениях (О.А.Мальцева): недостаточный уровень профессионального согласия между субъектами образования; затянувшийся процесс становления психологической службы; разрыв между социальными ожиданиями в связи с появлением школьной психологической службы и ее реальной практикой; низкий уровень востребованности психологической помощи; противоречия между образами школьного психолога у заказчиков, клиентов и представлениями самого психолога; неготовность психолога к адекватной самоподаче и самопрезентации. Выявлены следующие неадекватные требования-ожидания педагогов к личности психолога и его деятельности: мгновенное реагирование психолога на любой запрос; пассивность клиента и активность психолога; постоянное энергетическое донорство, эмоциональная и моральная поддержка клиента со стороны психолога; жертвенность психолога, полное бескорыстие и благородство; потенциальная опасность со стороны психолога, оценивающего педагога по известным лишь ему параметрам, возможно, обращенным против клиента; желание видеть психолога в качестве научного руководителя всего учебно-воспитательного процесса, идеолога педагогической системы школы; стремление видеть в психологе"супервоспитателя, мотивирующего детей учиться и посещать школу; представление о психологе как о специалисте, занимающемся постановкой диагноза; опасение возможного тайного воздействия психолога на психику клиента. С приходом психолога в систему образования связаны большие социальные ожидания. Они не всегда адекватны статусу психолога и задачам психологической службы. Школа с нарушенной системой отношений видит в психологе помощника по борьбе с конфликтными педагогами, трудными учащимися и неблагополучными семьями, ожидает от него карательных санкций. Педагоги пугают и провинившихся и несостоятельных учащихся и бывают весьма разочарованы, если психолог вдруг занимает позицию за-Щитника и опекуна. Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога часть педагогических проблем и ответственности за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи в такой ситуации поддаются соблазну самоутверждения: они берутся вести все педсоветы, выступать на родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы и т. п. Когда же они понимают наконец, в чьи обязанности входит решение той или иной проблемы и пытаются передать ответственность за нее конкретным лицам, это воспринимается последними как нежелание помочь и приводит к разочарованию и недовольству. Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога. Поэтому начинающему специалисту важно использовать следующие рациональные способы формирования или коррекции социальных ожиданий: а) формирование адекватных "социальных ожиданий педколлектива через его ознакомление с правами, обязанностями, этикой психолога, границами его профессиональных возможностей; б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее выяснение их психологических особенностей и выявление запроса на психологическую помощь; в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе формирования общих гуманистических установок при целепола-гании, планировании, реализации планов и программ и, анализе результатов деятельности. Какой же психолог нужен современной школе? 1. Он должен иметь высокие общие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком и логиком. 2. Ему предстоит работать с людьми, поэтому необходимо быть общительным и контактным человеком, великодушным и легко формирующим коммуникативные группы, хорошо запоминать имена людей, быть любезным, тактичным и дипломатичным в общении. 4. Ему важно быть эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойно взвешивать реальную обстановку, быстро решать практические вопросы, смело экспериментировать. Содержание деятельности психолога образования во многом определяется его профессиональным статусом. Наиболее благоприятной для профессионального становления представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой практического психолога, ведет уроки психологии, этики и психологии семейной жизни, основы выбора профессии. Как психолог он видит педагогический процесс со стороны, и в данной ситуации наблюдается определенная настороженность по отношению к нему педагогов, объединенных профессионально-корпоративным духом. Как правило, методическая неподготовленность, отсутствие жизненного, педагогического и профессионального опыта, слабая ориентация в проблемах школьной жизни затрудняют адаптацию психолога в школьном коллективе. формирования, консультирования и подготовкой административных мероприятий. Поскольку для современной школы характерны многообразие типов и видов образовательных учреждений, вариативность реализуемых в них образовательных программ, то система образовательных задач будет иметь свою специфику. В связи с этим может меняться (оставаясь в какихто пределах повторяемым) и заказ на психологическое обеспечение. Каждая школа имеет свои перспективы и проблемы развития. Скажем, главная проблема в одной школе – резкое падение интереса к учению в классах средней возрастной ступени, в другой требуется прежде всего решение проблем профилизации обучения либо психологическое сопровождение инновационной деятельности, диагностика проблем образовательного процесса, решение проблем адаптации к переходным ступеням образования и т. д. На современном этапе становления психологической службы возрастает ее роль в процессах модернизации российского образования, с одной стороны, а также рост потребности в специалистах-психологах в сфере образования – с другой. Отток специалистов-психологов из системы образования негативно сказывается на качестве услуг, которые предлагают педагоги-психологи, на имидже психологической службы в образовании и обществе в целом. Следовательно, специального внимания требует процесс адаптации педагога-психолога в образовательном учреждении и осуществление психологического сопровождения специалиста-психолога в адаптационный период. С 2004 года наблюдается текучесть психологических кадров в системе образования (как опытных педагогов-психологов, так и молодых специалистов) и рост вакансий. В настоящее время ситуация значительно изменилась: в регионах происходит сокращение ставок специалистов службы сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов), в то же время в ряде образовательных учреждений ставки сохранены и специалисты продолжают работу. Вполне вероятно появление в связи с процессами оптимизации новых организационных форм деятельности психологов. Исследования показывают, что у администрации и самих психологов зачастую существует стереотипное представление о профессиональной позиции педагога-психолога и содержании его деятельности (лекарь души, помощник, нужен образованию и т. п.). Часто у психологов возникают затруднения в определении адекватных целей и приоритетов в своей работе. Как правило, у начинающих психологов отсутствует образ собственной профессиональной деятельности, что приводит к оказанию психологических услуг на низком уровне. Специалисты-психологи не видят перспектив в профессиональной деятельности в рамках образовательных учреждений. Указанные факты вызывают чувство неудовлетворенности и неопределенности в работе у психологов и провоцируют уход специалистов из образования. Существует потребность в просвещении администрации образовательных учреждений по вопросам администрирования профессиональной деятельности специалиста-психолога. Данные методические рекомендации отражают основные вопросы профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Материалы адресованы администрации образовательных учреждений, специалистам муниципальных органов управления образования, руководителям методических объединений педагогов-психологов. Деятельность любого специалиста регламентируется нормативными актами и документами, которые придают профессиональной деятельности официальный статус, задают нормы и стандарты профессионального поведения. Для педагога-психолога таких документов достаточно много, часть из них являются общими для всех специалистов сферы образования, другие касаются только его деятельности в конкретном образовательном учреждении. В 2006 г. создан и работает Областной Координационный Совет службы комплексного сопровождения в образовании (приказ Департамента образования № 802 от 25.05.2006), в период 2005–2006 гг. начали свою деятельность муниципальные координационные советы в Великоустюгском, Сокольском, Вожегодском, Устюженском р-нах, г. Череповце. Работа координационных советов отмечается как в районах с уже действующей службой сопровождения, так и в тех, где ее создание определяется как основная задача на ближайшее время. Кроме того, в 2005–2006 гг. в муниципальных районах были введены должности специалистов по административному управлению службой сопровождения. Работа специалистов по административному управлению координируется с деятельностью муниципальных методических объединений, которые функционируют практически во всех муниципальных районах. Развивается тенденция разграничения административного и профессионального управления, хотя проблема их функционала находится также в стадии решения. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовании, можно разделить на три группы: федеральные, региональные, муниципальные документы, а также локальные акты и рабочие документы самого образовательного учреждения. Среди локальных актов образовательного учреждения должны быть должностная инструкция педагога-психолога (разрабатывается в образовательном учреждении на основе федеральных и региональных документов), Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения и др. Служба психологического сопровождения может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у нее больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем реально задействованных. Процесс модернизации образования сам по себе создаст целую серию ситуаций, которые могут стать источниками сложных личностных проблем развития: переход на систему единого государственного экзамена, профилизация в старшей школе, необходимость массового освоения иностранного языка или компьютерной грамотности и т. д. Общие задачи модернизации образования не могут быть решены исключительно за счет модернизации содержания образования. Процессы изменения целей и содержания должны быть идеологически и технологически дополнены многими значимыми компонентами, в том числе и подсистемой психологической помощи ребенку в решении задач и проблем развития. В настоящее время служба практической психологии образования является одним из важнейших компонентов целостной системы образования страны. Основное назначение психологической службы – изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека и субъектного начала в нем, наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребенка. Меняющаяся социальная ситуация развития российского общества в начале 90-х гг. привела к необходимости качественных изменений в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, выявила наиболее продуктивные подходы к целям, функциям, методам, технологиям работы, а также к пониманию места психолога и психологической службы в образовательных учреждениях. Анализируя направления деятельности психологов, можно отметить, что пока в целом они мало ориентированы на работу с педагогами. Исключение, пожалуй, составляет освоенное психологическое просвещение, к которому все же психологи чаще обращаются, считая его довольно значимой составляющей своей работы. Имеет смысл напомнить, что профессиональная сфера психолога – это не просто передача некоторых психологических знаний. Его профессиональное поле – работа с теми установками, которые либо недостаточно осознаваемы, либо плохо интегрированы в личном опыте человека. Как правило, первое влечет за собой второе, и, значит, без обращения к методам активной психологической помощи в работе с педагогами (индивидуального и группового консультирования, методов рефлексивной диагностики, тренингов) не обойтись. Главной целью деятельности психологической службы является психологическое сопровождение решения образовательных задач в соответствии с Законом об образовании, Областной программой развития образования. Сопровождение – это система профессиональной деятельности специалистов службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Анализ основных концептуальных положений, а также реальной практики деятельности психологов образования позволяет выделить основные на данный момент модели работы специалистов службы сопровождения: адаптивную и личностно ориентированную. Особо стоит модель работы психолога в инновационном режиме. Специфика деятельности специалиста в ней может склоняться в ту или другую сторону – объектной или личностно ориентированной парадигмы. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1 модель. АдаптивнаяПедагог-психолог взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса, но основной акцент делает на работе с детьми. Цель усилий – адаптировать ребенка к образовательному процессу. Основное содержание деятельности связано с выделением факторов дезадаптации (при адаптации к ДОУ, школе и переходным ступеням образования и т. д.), информированием участников образовательного процесса о возможностях снижения риска неблагоприятного развития детей. Основные виды работ: Просвещение – лекции, выступления на педсоветах, родительских собраниях. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей. Диагностика (психодиагностическое обследование или мини-исследование в зависимости от особенностей развития ребенка), по результатам которой формулируются рекомендации по оптимизации образовательной деятельности. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими те или иные проблемы поведения и развития. Психолого-педагогический консилиум – совместное обсуждение программ помощи детям с особенностями поведения и развития. Обмен мнениями между участниками позволяет уточнить проблему, выработать пути решения. Консультативная помощь субъектам образовательной деятельности носит информационно-рекомендательный характер. 2 модель. Личностно ориентированнаяОсновные виды работ: Активное социально-психологическое обучение педагогов, родителей. Оно направлено на развитие коммуникативной компетентности, формирование коммуникативных навыков, развитие осознания себя и других, в качестве основы использования личностных и профессиональных ресурсов, преодоления неэффективных стереотипов деятельности. Реализуются тренинги по типу микропреподавания. Консультирование – личностное (субъектов образовательной деятельности) и профессиональное (педагогов), управленческое. Помощь в осознании природы затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется (в групповом варианте) в форме супервизии текущего профессионального опыта педагогов. Методическое сопровождение образовательного процесса. Участие в проектировании образовательной среды: уроков, воспитательных занятий и других форм. Включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога с позиции возможностей для развития личностных компетенций обучающихся, ценностных ориентаций, целевых установок выбранной программы и технологии обучения. При этом специалист службы сопровождения подходит к решению проблем с позиций своих профессиональных ресурсов, не подменяя педагога. Одна из важных функций при этом – оказание психологической поддержки педагогу. 3 модель. Модель работы в инновационном режиме (построение программы развития ОУ)Участие в построении, организации и проведении диагностического исследования по анализу проблемной ситуации, решению которой будет содействовать инновационный проект. Участие в разработке научного обоснования путей решения проблемы ОУ. Участие в разработке программы коллективного проектирования образовательного процесса. Построение программ развития профессиональной (для педагогов) и родительской компетентности в соответствии с целевыми установками проекта развития. Участие в экспертизе образовательных программ. Участие в разработке процедуры мониторинга по оценке результативности проекта. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ А) Психологическое просвещение – повышение психологической компетентности и культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Осуществляется в различных формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри школьной прессы. Приоритет отдается активным формам обучения в работе со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей, – ролевым играм, групповым дискуссиям, тренингам и т. п. Б) Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей: – по предупреждению возможных социально-психоло-гических и психологических проблем у детей; – по созданию благоприятного эмоционально-психоло-гического климата в педагогическом и ученическом коллективах, правил школы, в основе которых – уважение чести и достоинства всех ее граждан; – по выявлению детей группы риска (по различнымоснованиям). Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними. Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности всех учащихся школы осуществляется психологом в форме психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных предметов и воспитательных занятий. В) Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей ребенка с целью: – выявления причин возникновения проблем в обуче-нии и развитии; – определения сильных сторон личности, ее резервныхвозможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; – раннего выявления познавательных и профессиональ-ных интересов; – определения индивидуального стиля познавательнойдеятельности и др. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы. Психологическая диагностика профессиональной деятельности учителя проводится по запросу со стороны администрации либо самого учителя. Психологическая диагностика может выполняться также в рамках прикладных исследований проблем образовательного процесса как на уровне конкретного учреждения, так и на уровне муниципальной и областной системы образования. Г) Психологическая коррекция и развитие – целенаправленная систематическая работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям. В условиях образовательного учреждения психолог имеет право самостоятельно работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления правил поведения и санкций за их нарушения в учебном заведении, участвовать в работе конфликтной комиссии образовательного учреждения. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих поведенческие проблемы. Д) Психологическое консультирование – профессиональное и личностное: – управленческое консультирование – консультирование управленцев по поводу содержания и форм управленческой деятельности с позиций основных психологических теорий и концепций, адекватных конкретной управленческой задаче; – профессиональное консультирование педагогов по поводу содержания и форм педагогической деятельности с позиции основных психологических теорий и концепций, реализации условий и механизмов развития личности ребенка; – личностное консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, кругу друзей, школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Вопрос о соотношении этих направлений в деятельности педагога-психолога в разного типа образовательных учреждениях остается не вполне конкретизированным. Остановимся на результатах опроса руководителей образовательных учреждений и специалистах-психологах. Для оценки адекватности выбора направлений деятельности педагога-психолога респонденты ранжировали основные направления деятельности педагога-психолога по степени актуальности для образовательного учреждения и оценивали реальные приоритеты в деятельности психолога (см. табл. 1). Читайте также:
|