Как оформляется глоссарий в дипломной работе

Обновлено: 15.05.2024

Порядок оформления всех частей дипломной работы, включая список использованной литературы, определяется государственными стандартами. Ниже вы узнаете, как оформить список литературы в дипломе и какие ГОСТы регламентируют это.

Зачем в дипломе список литературы

Эта часть научно-исследовательской работы позволяет оценить, на какие труды опирался студент. По ее содержанию можно оценить, насколько детально и тщательно была проработана тема, актуальные ли данные использовались в работе. Большинство пунктов в списке — источники информации последних годов, ведь литература старше 10-20 лет часто теряет свою актуальность.

Как составить список используемой в работе литературы

За основу при написании дипломной работы берутся труды ведущих ученых, работающих над изучением темы. Можно предложить использовать различные методики и пособия, добавить литературу на иностранных языках и интернет-источники.

В результате должно получиться от 40 и более ресурсов. За основу можно взять те источники, которые использовались в процессе обучения или при написании курсовых на указанную тему. К этому списку добавляются другие труды, признанные в научном мире.

Дипломная работа представляет собой серьезный проект, который напрямую отражает знания и навыки, полученные в результате обучения. Некоторые студенты считают список литературы несущественной частью проекта, но это не так. Первое, на что смотрят в такой работе — правильное оформление и соответствие источников данных. Именно поэтому важно должным образом сформировать, утвердить и оформить список литературы в дипломе.

Важно! Не стоит расставлять ссылки наугад. Да, можно написать работу, затем найти в интернете подходящие по тематике источники и случайным образом расставить их в тексте. На первый взгляд, все выглядит правильно, но при детальном изучении работы куратор или члены комиссии обязательно заметят несоответствие. Рассмотрим основные нюансы, на которые стоит обратить внимание при формировании списка используемых источников информации.

Какую литературу можно использовать в дипломах

Общие и вузовские требования к источникам обычно озвучивает научный руководитель на этапе обсуждения темы проекта. Диплом — это полноценная, пусть и не слишком объемная, научная работа, поэтому и литература должна соответствовать стандартам.
Общие требования:

  1. Большая часть литературы должна быть относительно новой, не старше 3-4 лет.
  2. При цитировании в работе текстов законов в списке обязательно отображается их последняя редакция, а также период первой публикации.
  3. Каждому представленному источнику информации должна соответствовать ссылка в тексте дипломной работы.
  4. Предпочтение отдается монографиям, кандидатским, научным статьям, а не учебным пособиям.

Эти правила применимы к большинству работ, но есть и исключения. В работах, посвященных истории, можно использовать научные труды независимо от периода их публикации.

В работе не должно быть устаревших данных, например рассмотрения темы с учетом законодательного акта, который больше недействителен. Недопустимы также псевдонаучные теории и утверждения, если их рассмотрение не предусмотрено темой дипломной работы.

При подборе списка литературы рекомендуется начинать с изучения общей информации по теме. В каждой изучаемой работе будут отсылки на других авторов, труды которых также можно использовать.

На этом этапе речь еще не идет о том, как оформляется список литературы в дипломе, зато формируется мощная научная база, отлично раскрывающая специфику темы работы. Анализируя литературу, студент может выяснить, какие именно задачи нужно будет решить в работе и какие цели преследовать На основании проведенного анализа формулируются выводы и введение, пишутся заключительные и вступительные части к каждому из разделов и составляется содержание.

Важно! Актуальности, новизне, вступлению и выводам уделяется особенное внимание. Никто из членов комиссии не будет читать весь диплом целиком, зато перечисленные выше части работы изучаются тщательнее всего. Взглянув на вступление и выводы, сразу появляется представление о качестве и научной ценности всей работы.

Как группируется список используемой литературы

Правила оформления списка используемой информации и ссылок регламентирует ГОСТ 7.01–2003. Для того чтобы помочь студентам, многие кафедры и высшие учебные заведения пишут свои методические рекомендации. В них подробно описано, в каком порядке идут элементы списка литературы в конечном варианте диплома, как оформляются перечни, таблицы, дополнения и другие части работы. Каждая группа источников должна располагаться в определенном порядке.

При использовании в дипломе всевозможных официальных документов и актов, они будут начинать список литературы и располагаться в порядке юридической силы. Если в работе встречаются одновременно и российские, и международные официальные документы, то иностранные ставятся перед российскими. Если акты имеют одинаковую юридическую силу, то в списке использованной литературы расставлять их нужно в хронологическом порядке. При использовании в работе нормативных документов, например ГОСТов, нужно расставлять их в порядке хронологии — по дате принятия.

Основную часть списка литературы составляют справочники, монографии, научные статьи и книги. Эти источники принято сортировать в алфавитном порядке по фамилии автора. Если упоминается несколько авторов с одинаковой фамилией, то выше в списке будет тот, инициалы которого идут первыми в алфавитном порядке. Иностранные источники располагают по алфавиту, но они будут ниже русскоязычных источников.

Как оформить литературу по ГОСТу

Рекомендуется оформлять библиографию в дипломных и курсовых работах, а также любых других студенческих проектах, руководствуясь положениями ГОСТа 7.1-2003. Но фактически во многих учебных заведениях есть свои рекомендации, которых и нужно придерживаться. Если таких указаний от куратора не поступило, тогда можно руководствоваться общегосударственными стандартами.

Важно! Если проигнорировать методические рекомендации или оформление списка литературы по ГОСТу в дипломе, работу могут не принять. Поэтому правильности оформления нужно уделить достаточно внимания.

Выше уже рассмотрено, в каком порядке должны идти пункты списка литературы, но как правильно оформить каждый из них? Где должны быть точки, а где — точки с запятыми? Узнаете это далее.

Книги с одним и несколькими авторами: примеры оформления

Самый простой, с точки зрения оформления, источник литературы — книга, написанная одним автором. Студенту нужно будет указать фамилию и инициалы исследователя, полное название его работы, тип книги. Также указывается год издания и название издательства, город, в котором оно находилось, количество страниц в конкретной книге.

Оформление можно условно разделить на два блока. В первом блоке — фамилия автора, его инициалы, название книги. Во втором — инициалы и фамилия автора, город издания, издательство, год и количество страниц. Блоки разделяются между собой косой чертой. Рассмотрим на примере.

Марьянова, А.В. Полезные ископаемые / А.В. Марьянова. — Х.: Рассвет, 2013. — 327 с.

Немного сложнее оформить книгу в случае, если ее написали несколько ученых в соавторстве. В таком случае в первом блоке будет только фамилия и инициалы первого автора, а остальные — во второй части. Таким образом, первый автор упоминается 2 раза, а остальные — 1 раз.

Марьянова, А.В. Полезные ископаемые / А.В. Марьянова, Б.Н. Александров. — Х.: Рассвет, 2013. — 327 с.

Важно! Между именами авторов должна быть запятая, а в конце — точка.

Книги, в которых один автор собрал работы множества ученых, оформляются иначе. Подпись также будет состоять из двух блоков, но на первое место выходит не автор, а название работы. Рассмотрим на примере.

Полезные ископаемые / под ред. А.В. Марьяновой. — Х.: Рассвет, 2013. — 327 с.

Правильным будет и другой вариант оформления, где указываются авторы, на основании которых редактор составил материал.

Полезные ископаемые / Б.Н. Александров; под ред. А.В. Марьяновой. — Х.: Рассвет, 2013. — 327 с.

Научные труды нередко делятся на тома. Если в работе использовался один из нескольких томов серии, то это должно отразиться и в списке литературы.

Марьянова, А.В. Полезные ископаемые Т.2. Твердые ископаемые / А.В. Марьянова. — Х.: Рассвет, 2013. — 327 с.

Как оформляются статьи и справочная литература

В дипломных работах можно использовать данные из статей, которые были опубликованы в научных журналах или на признанных исследовательским обществом электронных ресурсах. Их оформление отличается от книг. Нужно указать название статьи, ее автора, название журнала и год его выпуска, указывается также номер журнала и страницы, на которых была опубликована статья.

Марьянова, А.В. Полезные ископаемые / А.В. Марьянова // Геология. — 2019. — №11. — С. 32-37.

Словари оформляются аналогичным книгам образом. Рассмотрим на примере:

Марьянова, А.В. Словарь полезных ископаемых / А.В. Марьянова. — Х.: Рассвет, 2013. — 327 с.

Правильное оформление информации из интернета

Регламент оформления электронных источников литературы можно найти в ГОСТе 7.82–2001. В каждом заведении есть требования относительно общего числа электронных ресурсов и их соотношения с обычными. Оптимально, чтобы в работе было не больше трети электронных ресурсов.

При оформлении нужно указать, что это электронный ресурс, а не обычное печатное издание. Рассмотрим на примере.

Сам стиль изложения должен соответствовать научным нормам. Ниже вы узнаете, как правильно оформить список литературы в дипломе, набирая работу в текстовом редакторе.

Работа со списком литературы в текстовом редакторе

Для оформления списка литературы в текстовом редакторе нужно использовать нумерованные списки. Конечно, можно сделать их вручную, но это займет больше времени. Кроме того, благодаря нумерованному списку вы точно не пропустите пункты.

Расставить сноски в тексте помогут перекрестные ссылки. Если располагать их в квадратных скобках, то при последующей доработке и изменении порядка расположения источников в списках достаточно будет обновить ссылки и не нужно будет менять все номера вручную.

Уделите достаточно внимания не только содержанию и написанию работы, но и ее правильному оформлению. В таком случае защита пройдет успешно.

Составление глоссария – это вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их.

Существует два основных метода составления глоссария:

- в алфавитном порядке;

- по мере появления терминов в тексте.

Первая часть каждого пункта глоссария – это точная формулировка интересующего термина. Так, слова и аббревиатуры приводятся в именительном падеже и единственном числе, глаголы – в неопределенной форме, а словосочетания – в полном виде.

Вторая часть пункта – пояснение и описание. Они должны наиболее полно раскрывать суть термина. По возможности, редкие слова и фразы нужно раскрыть на конкретных примерах.

Главное правило глоссария – достоверность.

- Пояснение должно наиболее точно отражать суть термина или фразы.

-Пояснение должно быть корректным и понятным.Нельзя использовать откровенные жаргонизмы, но и слишком сложный научный текст может только запутать пользователя.

-Толкования слов должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

-Учитывать все варианты. Если один и тот же термин может иметь несколько равнозначных значений, нужно учитывать все варианты, и на конкретных примерах приводить значение термина в том или ином контексте.

-прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;

- подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

-критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

-оформить работу и представить в установленный срок.

Критерии оценки: соответствие терминов теме; многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины; соответствие оформления требованиям; работа сдана в срок.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах.

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый контроль– деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ и т.д.

Методические рекомендации по выполнению тестовых заданий

Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос. К работе над тестовым заданием следует приступать после изучения рекомендованной литературы и материалов лекций.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Данный вид самостоятельной работы заключается в ознакомлении со словарными словами, новыми терминами, понятиями.

Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.

Данный термин происходит от греческого слова "глосса", что означает язык, речь. В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием.

Каково назначение глоссария?

Глоссарий необходим для того, что любой человек, читающий вашу работу, мог без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов, которыми так и кишит ваш документ.

Как составить глоссарий?

Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.

После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:

1. точная формулировка термина в именительном падеже;

2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;

- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Правила составления глоссария:

- термины располагаются в алфавитном порядке

- обязательно указывается ссылка на источник

- смысловая логичность и точность изложения

- отсутствие лексических, грамматических и орфографических ошибок

Требования к оформлению:

Формат листов А4, шрифт Times New Roman, размер 14, расстояние между строк – 1,5 интервал, абзацный отступ 1,25 см., поля 30 мм (слева), 20 мм (сверху), 20 мм (справа), 20 мм (снизу).

7) Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад– вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:

- изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;

- обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;

- написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.

8) Методика написания реферата и требования к его оформлению

Реферат состоит из введения (обоснование актуальности и значения темы), основной части (обобщенное и систематизированное изложение темы на основе литературных источников, а также собственного мнения автора по рассматриваемому вопросу), заключения или выводов и перечня литературных источников, использованных докладчиком. Реферат может быть более объемным и подробным, чем устное выступление по данному вопросу.

Реферат выполняется на компьютере в одном экземпляре, и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги следующим образом:

- размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм)

- поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.

- шрифт: Times New Roman.

- кегель: - 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в сносках, таблицах

- междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках

- расстановка переносов – автоматическая

- цвет шрифта – черный

- красная строка – 1,5 см

Объем реферата — 8–10 страниц машинописи (план-оглавление — 1 страница, специальная часть — 6–8 страниц, указатель литературы — 1 страница).

Текст должен быть напечатан или написан только на одной стороне листа с полями: слева — 3 см, справа — 1 см, сверху и снизу — 2 см.

Каждый лист, таблица, рисунки должны быть пронумерованы арабскими цифрами (без знака №).

Название таблицы и подписи к рисункам должны располагаться на той же странице, где расположена основная часть таблицы и диаграммы.

Указатель литературы должен содержать около 10 источников (учебники, пособия, справочники, монографии, периодические издания). Источники литературы располагаются в алфавитном порядке (по начальным буквам фамилии первого автора.)

Описание каждого источника литературы имеет следующую последовательность:

- фамилии, инициалы авторов книг и статей;

- название книги или журнала;

- издательство, город, год издания, том, выпуск, (для журналов — номер журнала), страница от .… до.…

В указатель литературы включать только источники, которые использованы в работе (в тексте, в таблицах). Приводя в тексте работы данные литературы, необходимо в скобках указать инициалы, затем фамилию автора и год публикации.

Работа должна быть сброшюрована и подписана автором.

На титульном листе следует указать полное название учебного заведения, тему реферата, фамилию, имя, отчество преподавателя и студента, номер группы, год.

9) Методические рекомендации по составлению конспекта.

Конспект (от лат. cons-pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

♦ определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

♦ в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста – в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

♦ завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.

В записях и конспектах студенту очень важно указывать названия источников, авторов, год издания.

Критерии оценки:

Критерии оценки:

10) Методические рекомендации по работе с нормативным документом.

Умение работать с нормативным документом означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.

Существует несколько методов работы с нормативным документом

Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение нормативной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План (от лат. planum – плоскость) – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов документа.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения документа и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.

Выписки– небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях — когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.

Тезисы(от греч. tezos – утверждение) – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем.

Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.

Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями.

В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.

Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Как правильно оформить цитаты в дипломной работе

Дипломная работа демонстрирует прекрасную теоретическую подготовку автора. Правда, это только при условии ее грамотного выполнения и качественного содержания. К этому относится и уместное цитирование использованных источников.

Цитирование в дипломной работе: как это правильно делать

Начнем с того, что сразу вас предупредим: не увлекайтесь цитатами. Этому есть 2 веские причины:

  1. Наличие большого количества оформленных по всем правилам цитат – признак скорее реферата, чем вполне самостоятельного исследования. А ведь именно собственные мысли должны быть в основе ВКР.
  2. Переизбыток выдержек из других работ и произведений может создать у комиссии впечатление, что автор пытается искусственно раздуть объем работы.

Допустимый объем цитат в работе

Чтобы не перегрузить работу лишней информацией, необходимо соблюдать четкую пропорцию.

Ясно, что в работах технических специальностей цитат будет меньше всего – до 20%.

Что касается гуманитарных работ, то тут есть общепринятые нормы, согласно которым цитаты для дипломной работы должны составлять в общем объеме не более 15%.

Общая уникальность гуманитарных и технических работ должна варьироваться в пределах 80% и 75% соответственно.

Подавляющая часть неуникальных фрагментов отводится под термины, формулы и устойчивые обороты речи.

В научных кругах принято делать письменные работы с содержанием не более 25% цитат.

Методические нормы вузов по оформлению цитат в дипломной работе

Вот несколько положений о том, как делать цитаты в дипломе:

Правило использования и оформления цитат в дипломе

Использование цитат должно быть полностью оправдано. Применять их следует только в том случае, если они действительно необходимы и не вызывают никаких сомнений.

Правомерным использование чужих высказываний считается в том случае, если они служат выполнению следующих задач:

  • приведение фактических данных для доказательства правоты дипломника;
  • подтверждение мыслей выпускника авторитетным мнением;
  • противопоставление разных точек зрения авторов предыдущих и нынешнего исследования;
  • знакомство с отрывками оригиналов произведений, которые автор подвергает анализу в дипломе.

Виды цитат

Прежде чем знакомиться с информацией, как оформлять цитаты в дипломной работе, нужно понять, какие их виды существуют.

Как правило, в дипломах используют 2 вида цитирования – прямое (или дословное) и косвенное (свободный пересказ, максимально близкий к смыслу текста).

Прямые цитаты

Здесь речь идет об отрывках произведений, которые приводятся дословно: с сохранением пунктуации, грамматики, стиля, орфографии и шрифта, разбивки на абзацы.

Этот вид цитат используют, когда важно передать все детали сказанного. Например, когда в источнике указан оригинальный подход к теме, полное определение или специфическая интерпретация вопроса, который автор диплома хочет оспорить.

Чаще всего прямое цитирование используют для анализа лингвистических и художественных произведений.

Как цитировать:

  1. Если нужно пропустить маловажные слова или целые абзацы, делать это разрешают только в том случае, если общий смысл не исказится. Место опущенного фрагмента помечается многоточием (…). Если пропускают объемный кусок, нужно дополнительно использовать треугольные скобки ( ).
  2. Если в цитате непонятно, о ком/чем идет речь, или нужно выделить отдельные слова/понятия, то после нее в круглых скобках нужно дать объяснение с указанием инициалов дипломника.

Пример того, как правильно оформить прямую цитату в дипломе:


Косвенные цитаты

Это фрагмент текста, предельно близкий по смыслу к оригиналу, но выполненный в виде пересказа. К такому виду цитирования прибегают, если оригинальный текст слишком большой, чтобы полностью приводить его в работе.

Также косвенное цитирование используют, когда есть необходимость обобщить данные из нескольких источников с одновременной сноской сразу на все.

В косвенную цитату можно оформить перевод из зарубежного произведения. Но следует помнить, что в этом случае библиографическую ссылку на источник следует оформлять на языке оригинала.


Вот так просто можно трансформировать прямую цитату в косвенную:


И вот пример того, как нужно оформлять зарубежную публикацию в библиографическом списке:


Правила оформления цитат в дипломе

Чтобы избежать неприятностей с проверкой на оригинал, нужно точно знать, как оформлять цитату в дипломе для антиплагиата.

Ссылки на источники ставят в любом случае – и для прямого, и для косвенного цитирования. В первом случае текст обязательно заключают в кавычки. В конце предложения или сразу после цитаты в квадратных скобках приводят сведения об источнике. Во втором случае приводят опосредованную ссылку – данные автора или его произведения в рамках высказывания. Например:


Пунктуация при цитировании

Согласно современному правописанию, при оформлении цитат следует придерживаться строгих норм. Посмотрите на следящие схемы и используйте их как пример при написании диплома, если не знаете, как оформлять цитаты:

Где А – это автор, а Ц – его слова, приведенные в цитате.

Вот, что нужно помнить о знаках препинания, чтобы не наделать ошибок:

  • Точка в высказывании всегда ставится после кавычек.
  • Многоточие, вопросительный и восклицательный знаки ставят перед кавычками.
  • Если цитата оформлена в придаточное предложение и заканчивается многоточием, предложение заканчивается точкой.
  • Если цитата – самостоятельное предложение с вопросительным и восклицательным знаком на конце, точка не ставится.


Кавычки не ставятся при упоминании научных терминов под авторством других авторов. Кроме тех случаев, когда нужно сделать акцент на полемике или специфичности.


Что касается отсылок к первоисточникам, то их нужно оформлять согласно таблице:


Даже если программа найдет идентичные большие куски текста, они не войдут в общий объем заимствований.

Теперь вы видите важность грамотного оформления фраз, афоризмов или высказываний авторов других источников. Остается только правильно их оформить по нашему образцу. А если времени на это не хватает, а диплом уже наступает на пятки, обращайтесь в сервис студенческой помощи.

Читайте также: