Обязанности работников при обнаружении признаков пожара на жд

Обновлено: 09.05.2024

При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону:

21.1.1. Машинисту остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

21.1.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгорае­мых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распростране­ния огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

21.1.3. В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов, по согласованию с поездным диспетчером может продолжить следование до бли­жайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ или ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер.

21.1.4. После остановки поезда сделать заявку энергодиспетчеру о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

21.1.5. До получения письменного разрешения о снятия напряжения в контактной сети, с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

21.1.6. До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов, крыш вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

21.1.7. Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

21.1.8. Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстоянии менее 2 м.

21.1.9. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений, спасение пассажиров:

21.1.9.1. На станции возлагается на начальника станции, его заместителя, а в их отсутствие на дежурного по станции.

21.1.9.2. На перегоне в случае пожара на вагонах пассажирского поезда возлагается на начальника поезда, в остальных случаях - на машиниста локомотива (МВПС, ССПС).

21.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ

При возникновении пожара в грузовом поезде:

21.2.1. После остановки поезда принять меры к его удержанию на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар.

21.2.2. Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза (его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны).

21.2.3. При тушении пожара в вагонах с горючими грузами локомотивная бригада одновременно с вызовом пожарного подразделения производит рас­цепку поезда и отвод горящих вагонов от других на расстояние 200 м и в такое место, где в радиусе примерно 200 м не будет пожароопасных объек­тов;

21.2.4. При пожаре цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны следует отвести от поезда в такое место, где в радиусе примерно 200 м отсутствуют пожароопасные объекты. При опасности взрыва цистерн с ЛВЖ радиус такой зоны должен быть не менее 250 м. Тушение ЛВЖ и ГЖ производится пенными и порошковыми огнетушителями, землёй и песком;

21.2.5. При пожаре в вагоне со сжатыми и сжиженными газами в баллонах, локомотивная бригада отцепляет и отводит горящий вагон от поезда на 200 м и одновременно приступает к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами пожаротушения.

21.2.6. При пожаре цистерны со сжижённым, сжатым и растворённым под давлением газом и возникновении опасности её взрыва, горящую цистерну следует отвести на безопасное расстояние и организовать её охрану. Тушение такой цистерны огнетушителями запре­щается.

21.2.7. При пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами (ВМ) локомотивная бригада обязана немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих лиц, при наличии таковых.

21.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ

При возникновении пожара на электровозе:

21.3.1. Перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, выключить вспомогательные машины, отключить быстродействующий выключатель, опус­тить токоприёмник и остановить поезд;

21.3.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.3.4. Принять меры к удержанию поезда на месте и отключить рубильник АБ;

21.3.5. Убедиться, что токоприёмник опущен и контактный провод не каса­ется крыши или имеющегося на ней оборудования;

21.3.6. Приступить вместе с помощником к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;

21.3.7. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами, отцепить электровоз и отвести его примерно на 50 м от вагонов и пожароопасных объектов.

21.3.8. После ликвидации пожара, подача напряжения на электровоз или МВПС, где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается. Электровоз или МВПС, повреждённые пожаром, должны следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключенной цепью управления.

21.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ТЕПЛОВОЗЕ (ССПС)

При возникновении пожара на тепловозе (ССПС):

21.4.1. Перевести рукоятку контроллера в нулевое положение, остановить дизель горящей секции и остановить поезд (ССПС);

21.4.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.4.4. Принять меры к удержанию поезда (ССПС) на месте, выключить все приборы управления и рубильник АБ;

21.4.4. При небольшом очаге пожара ликвидировать его, имеющимися огнетушителями;

21.4.5. На тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре привести её в действие, соблюдая технику безопасности при пользовании этой установкой;

21.4.6. Если пожар не может быть ликвидировать своими силами, отцепить тепловоз (ССПС) и отвести его от вагонов и других сооружений. После этого при опасности распространения огня с горящей секции на другую, секции рас­цепить на безопасное расстояние.

21.4.7. После ликвидации пожара запуск дизелей на тепловозах (ССПС), где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается.

Приложение А (обязательное)

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ

А.1 В случае обнаружения пожара проводники обязаны:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, а также в случае срабатывания установки пожарной сигнализации дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности показания оборудования, проверить и оценить происшествие и в случае обнаружения пожара предпринять следующие действия:

- вызвать второго проводника вагона, находящегося на отдыхе;

- остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения. В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

- обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, систему вентиляции, кроме цепи аварийного освещения, привести в закрытое положение противопожарную заслонку(и) и принять посильные меры к тушению пожара.

Дежурный проводник вагона приступает к тушению пожара в начальной стадии его развития, соблюдая правила личной безопасности первичными средствами пожаротушения и установкой водяного пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме пульта управления электрооборудованием вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).

В случае ложного срабатывания УПС дежурный проводник вагона должен вызвать электромеханика поезда и перезапустить УПС.

Второй проводник вагона в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика. После полной остановки поезда открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами.

Организовать эвакуацию пассажиров:

- открыть двери всех купе;

- оповестить пассажиров об организованной эвакуации из поезда.

Примерный текст оповещения пассажиров:

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить в направлении, противоположном источнику возгорания.

Провести осмотр по всему вагону (в направлении выхода) на случай, обнаружения заблокированных в купе пассажиров или невозможности эвакуации указанных лиц, при необходимости используя для этих целей самоспасатель. Проверить отсутствие пассажиров в каждом купе и туалете.

При перекрытии путей эвакуации открыть или разбить окна аварийного выхода, где они предусмотрены конструкцией вагона. В случае невозможности штатной эвакуации, эвакуация производится через окна аварийного выхода.

При отсутствии возможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери и окна аварийного выхода, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара.

Второй проводник аварийного вагона после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и принять посильные меры к тушению пожара первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).

После эвакуации пассажиров, при отсутствии прямого доступа к очагу горения вследствие задымления, повышенной температуры, появления токсичных продуктов горения, следует применить для ликвидации пожара генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения, с соблюдением мер безопасности их использования и запуска.

Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

Проводники соседних вагонов должны оказать помощь пассажирам при выходе из поезда, обеспечить направление пассажиров в безопасное место

(точку сбора, указанную начальником поезда), не допуская того, чтобы пассажиры, спустившиеся с поезда, препятствовали эвакуации других пассажиров.

Проводники принимают посильные меры к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

В целях соблюдения личной безопасности поездная бригада должна знать время защитного действия самоспасателя указанного в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации к этим средствам защиты.

А.2 Действия дежурного проводника соседнего вагона

Получив информацию о пожаре, проводник обязан сообщить о чрезвычайной ситуации по цепочке проводнику следующего вагона, либо по телефонной связи.

Разбудить отдыхающего проводника, предупредить о возникновении пожара в соседнем вагоне и возможной эвакуации пассажиров.

Объявить и организовать эвакуацию пассажиров, открыть тамбурные боковые, торцевые двери.

После полной эвакуации пассажиров из своего вагона принять посильные меры к тушению пожара в горящем вагоне.

А.3 Действия отдыхающего проводника соседнего с горящим вагоном

Оказывать помощь при тушении пожара и эвакуации пассажиров горящего вагона, действовать по указанию начальника поезда.

А.4 Дежурный проводник хвостового вагона обязан:

Сообщить отдыхающему проводнику информацию о возгорании в поезде.

Привести в действие ручной тормоз.

По указанию начальника поезда произвести ограждение железнодорожного пути, на котором остановлен поезд и смежного железнодорожного пути в соответствии с требованиями пунктов 45-49 Приложения № 7 к ПТЭ.

Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону, действует по указанию начальника поезда.

А.5 Дежурные и отдыхающие проводники остальных вагонов обязаны: (кроме дежурного проводника головного вагона) прибыть к горящему

вагону с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и действовать по указанию начальника поезда.

А.6 Начальник поезда обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями или с другими средствами первичного пожаротушения, самоспасателем и носимой радиостанцией.

После оценки происшествия и определения необходимости эвакуации пассажиров дать конкретные указания всем членам поездной бригады о порядке дальнейших действий:

- экстренный сбор поездной бригады возле пострадавшего вагона;

- организация тушения пожара;

- организация и направление эвакуации пассажиров;

- определение точки сбора или места, куда должны направляться пассажиры, с обеспечением их безопасности, без помех для эвакуации.

Начальник поезда обязан лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, при необходимости используя для этих целей самоспасатель.

- свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;

Принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (не менее 15-20 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.

На электрифицированных участках, после расцепки состава потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.

Организовать ограждение хвостовой части состава и горящего вагона поезда на перегоне согласно требованиям инструкции по сигнализации, а также закрепление оставленной группы вагонов и загоревшегося вагона в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286.

Начальник поезда руководит и передает приказы остальным работникам поездной бригады на принципе единоначалия во избежание повторений и разночтения команд, до прибытия территориальных пожарных подразделений или пожарного поезда.

Начальник поезда обязан организовать работу поездной бригады и принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

А.7 Поездной электромеханик обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями и другими средствами пожаротушения, а также со самоспасателем.

Убедиться в том, что вагон обесточен (в светлое время суток), а в ночное время отключены все потребители, кроме цепи аварийного освещения.

Удалить предохранитель аккумуляторной батареи (далее - АБ) на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания системы электроснабжения вагона).

По указанию начальника поезда и под его руководством - выполнить расцепку состава и отвод горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны и близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения, действуя при этом в следующей последовательности:

а) пройти к кабине локомотива и взять у машиниста или его помощника ключ высоковольтного отопления поезда;

б) посмотреть в справке формы ВУ-45 потребное количество осей для безопасного закрепления состава на перегоне (станции) и дать команду проводникам о закреплении каждой группы вагонов ручными тормозами (тормозными башмаками) после изоляции горящего вагона;

в) разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);

г) отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, разъединить межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза оставляемой на месте части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, проследить за тем, чтобы часть поезда вместе с горящим вагоном продвинулась локомотивом на расстояние не менее 15—20 м;

д) отцепить загоревшийся вагон от поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положении расцепа, головную часть вагонов продвинуть на расстояние 15―20 м;

е) до прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

А.8. Особенности эвакуации пассажиров из двухэтажных пассажирских вагонов при обнаружении пожара

В случае обнаружения пожара работники поездной бригады обязаны производить эвакуацию пассажиров из вагонов моделей 61-4465 (купейный, СВ), 61-4473 (вагон-ресторан) в зависимости от места возгорания и расположения вагонов:

через тамбур тормозного конца вагона – на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон;

через коридор нетормозного конца вагона и межвагонный переход в соседний вагон.

Эвакуация пассажиров из вагона модели 61-4472 (штабной вагон) производится через тамбур тормозного и нетормозного конца вагона на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон.

Дежурный проводник эвакуирует пассажиров 2-го этажа, а проводник отдыхающей смены эвакуирует пассажиров 1-го этажа.

При перекрытии путей эвакуации для спасания и самоспасания пассажиров используются аварийные окна, с использованием имеющихся в вагоне штатных приспособлений.

Для спуска на земляное полотно через аварийные окна применяются: на 1-м этаже – канат, на 2-м этаже – веревочная лестница, или другое средство спасения с высоты согласованное установленным порядком и имеющее сертификат соответствия.

Окна, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15 кг.

Эвакуационные и аварийные выходы, должны быть обозначены указателями, соответствующими требованиям ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).

При наличии в коридорах вагонов ковровых дорожек должны быть предусмотрены крепления для фиксации дорожек с целью беспрепятственной эвакуации людей.

Сопровождающее инвалида лицо при посадке в вагон пассажирского поезда должно быть проинструктировано проводником вагона о том, что при объявлении эвакуации о пожаре необходимо помочь одеть инвалиду и одеть на себя имеющиеся в вагоне средства защиты органов дыхания и зрения. В целях предотвращения паники, эвакуация инвалида и сопровождающего его лица производится только после завершения эвакуации из вагона остальных пассажиров, которые не обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения.

Эвакуация инвалида производится:

через тамбур тормозного конца вагона на носилках;

через коридор не тормозного конца вагона на инвалидной коляске.

А.9 В вагоне-ресторане

При возникновении пожара в вагоне-ресторане, первый из обнаруживших пожар работников вагона-ресторана обязан остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест); затем сообщает о пожаре всем дежурным работникам вагона ресторана (на кухне и в зале).

Сторож (во время его отдыха официант) обязан:

после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутри поездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

после эвакуации посетителей принимает посильные меры к тушению пожара. Также оповещает по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

после эвакуации принимает посильные меры к тушению пожара. В нерабочее время:

принимает посильные меры к тушению пожара.

А.10 В багажном вагоне, следующем в составе пассажирского поезда

принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

принимает посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

А.11 В почтовом вагоне, следующем в составе пассажирского поезда

принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – ресторане, багажном и почтовом вагонах соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда, поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара,

А.12 Тушение пожара в вагоне пассажирском предназначенном для перевозки легковых автомобилей

При возникновении пожара, в вагоне, предназначенном для перевозки легковых автомобилей (далее – вагон-автомобилевоз), произойдет срабатывание пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения (далее – СПЗ), сигнал о пожаре поступит на съемный пульт управления (далее – пульт) находящийся в первом купе вагона сопровождения.

Дежурный приемосдатчик груза и багажа обязан:

находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

сообщить о происшествии начальнику поезда через работников поездной бригады или средства внутрипоездной связи

принять меры по выявлению причин срабатывания СПЗ в вагоне- автомобилевозе, при этом взяв с собой из вагона сопровождения генераторы огнетушащего аэрозоля;

обесточить вагон путем отключения специального электрического разъема (находящиеся с торцевых сторон вагона) от вагона сопровождения

при отказе системы автоматического пожаротушения, принять посильные меры по тушению пожара, путем забрасывания в вагон-автомобилевоз генераторов огнетушащего аэрозоля.

Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – автомобилевозе соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

При следовании железнодорожного состава с горящим вагоном машинист сообщает о пожаре по требуемому техникой безопасности алгоритму. На основании оповещения ответственные лица приступают к выполнению обязанностей при аварийных ситуациях. В статье рассмотрим, что должен сделать машинист при обнаружении пожара в локомотивах.


Действия машиниста при обнаружении возгорания

При любых воспламенениях машинист должен сообщить о пожаре на локомотиве должностным лицам. Делается это в следующей последовательности (таблица).

Тушение пожаров осуществляется параллельно с оповещением должностных лиц. На этот случай у машиниста есть помощник или лок. бригада (технический персонал, включая ответственного за пожарную безопасность). Действует команда согласно распоряжениям вышестоящего ведомства (министерства) в отношении локомотивов, электровозов, тепловозов и других моторвагонных подвижных составов. На какое расстояние лок бригада при пожаре производит отвод горящих вагонов?

При следовании состава в депо

При обнаружении задымления и пламени порядок следования в депо поврежденного пожаром локомотива выглядит следующим образом.

  1. Производит оповещение должностных лиц, предварительно переведя оборудование в режим полуавтомата (электропоезда следуют в депо с переводом рукоятки контролера в нулевое положение).
  2. Выводит состав на парковые пути, останавливает поезд согласно плану тушения в электродепо на специально отведенной территории.
  3. Эвакуирует пассажиров, обслуживающий персонал.
  4. Запирает кабину машиниста на ключ.
  5. Осуществляет первичное тушение подручным инвентарем, а при наличии автоматической системы пожаротушения включает ее и покидает состав, закрепленный от самопроизвольного ухода.
  6. При распространении пламени отводит горящий вагон на 50 м, для опасных грузов расстояние определяется по аварийной карточке (не менее 200 м).
  7. Следует указаниям энергодиспетчера и дежурного по депо (начальника).
  8. Пишет рапорт о ЧП, описывая произведенные действия по порядку.

Внимание! При несоблюдении должных мер безопасности возгорание приводит к масштабному пожару (взрыву), сходу поезда с рельс, обрывам контактов воздушной линии, короткому замыканию электрооборудования. При падении на крышу провода лок. бригада сходит на пути, шагая по изолирующим коврикам (полотну). Спуск осуществляется лицом к составу и обязательно с использованием диэлектрических перчаток. Соприкосновение с поверхностями в радиусе 10 м от предполагаемого заземления контакта опасно для жизни.

На станции, путях отстоя и оборота

При следовании по станционным (в границах станции), приемно-отправочным (отстой, оборот) путям водитель локомотива осуществляет развод вагонов согласно графикам и правилам таких пунктов. Единственная трудность заключается в том, что на отстое, особенно в ночное время суток, находятся многие поезда. Задачей специалиста становится увод состава на место тушения согласно плану участка.


После отправления со станции

Если поезд находится в зоне действия знака о применении экстренного торможения (машинист не проследовал до сигнала), использование стоп-крана разрешается. В остальных случаях горящий состав перегоняют до следующей станции.

  1. Подает сигнал пожарной тревоги, останавливает состав в местах согласно железнодорожным обозначениям.
  2. Сообщает диспетчеру о возгорании.
  3. Производит эвакуацию после обесточивания линий связи (с установкой закоротки на рельс).
  4. Следует к очагу загорания в спецодежде и СИЗ с огнетушителями.
  5. Отводит горящие вагоны на безопасное расстояние, к секциям с взрывоопасными материалами не приближается.
  6. Отстраняется от работы после приезда пожарной бригады.

Важно. Остановка состава осуществляется с таким учетом, чтобы пассажиры (персонал) не пострадали при эвакуации, вдали от мостов, тоннелей, виадуков, пожароопасных объектов. А при наличии составов с грузами 1–3 класса опасности машинист учитывает возможный радиус поражения в результате пожара (200 м) или взрыва (800 м). На территории не должно быть построек, леса, ж/д составов и линий связи на транспортных развязках.

При невозможности идти на станцию своим ходом

Если пожар повлиял на работу силового оборудования, машинист сообщает диспетчеру станции (поезда) о вынужденной остановке.

По радиосвязи передается информация о:

  • перегоне, пути, номере пикета (светофора, рельсовой цепи);
  • номере вагона (от головы), где обнаружен очаг возгорания;
  • наличии опасных грузов и их классе (типе);
  • вариантах и направлении эвакуации пассажиров.

Далее машинист обязан сделать оповещение по громкоговорителю в связи с остановкой по техническим причинам. До получения команды диспетчера о снятии напряжения лок. бригада снаряжается инвентарем (приборы освещения, реверсивная рукоятка, спецформа) и огнетушителями.

Важно. При обнаружении возгорания разрешение на его первичное тушение получается от диспетчера дистанций электроснабжения (энергодиспетчера) в порядке, предусмотренном на участке. Диспетчер станции докладывает о возможности тушения по радиосвязи. Если же устное разрешение не допускается, машинист ожидает письменного заключения, в котором регистрируется время отключения разъединителя и заземления контактной сети ножом. На участках с переменным током лок. бригада устанавливает заземляющие штанги самостоятельно с соблюдением максимального расстояния в 200 м.

Первичные средства пожаротушения в поезде

Это оборудование, инструмент и материалы, применяемые для ликвидации огня на начальной стадии (ППБО на ж/д транспорте). Рассмотрим тему с учетом того, какими огнетушителями разрешается тушение горящих частей локомотивов и где устройства располагаются.


Углекислотные

Данный тип огнетушителей (УО) используется для тушения оборудования и установок (до 1000 В). Температура углекислоты на выходе составляет от 70 ̊ С. При тушении открывают пожарный шкаф, срывают пломбу с УО, выдергивают чеку, нажимают на рычаг и направляют раструб в сторону огня. Выдерживают расстояние 3–4 м.

Порошковые

ОП применяются при возгорании электропроводки (менее 1000 В) и ГСМ. Принцип активации струи схож с ОУ, однако вместо раструба используется шланг, установленный на сифонную трубку.

Воздушно-пенные

ОВП используются в целях пожаротушения очагов класса А и B, т. е. в тех случаях, когда конструкции не сильно расплавлены или нагреты и не могут вступить в реакцию с водой. Вместо раструба используется ствол низкой кратности, поэтому воздушно-пенные огнетушители эффективны при ликвидации локальных очагов возгораний, а не пожаров.

Самосрабатывающие

Автоматические огнегасящие устройства в поездах, как правило, представлены самосрабатывающими огнетушителями на порошковой основе (ОСП). Они устанавливаются рядом с пультом управления тока, генераторами. При ремонте электрощитков огнетушитель размещают около приборных панелей.


Выброс порошка происходит в результате разрушения стеклянной капсулы за счет давления. Индикатором аварийности является температура окружающего пространства (100 ̊ С). При установке 2 ОСП площадь тушения составляет 10–16 кв. м.

На заметку. Оснащение каждого вагона огнетушителями производится с учетом площади и типа помещения (багажный отсек, коридор, служебная подсобка, вагон-ресторан). ОСП крепятся в шкафах рядом с электроустановками, ОУ (ОП) – в коридоре около тамбура для персонала, ОВП – рядом с нерабочим тамбуром. В поездах общего пользования применяются автоматические установки пожаротушения (АУП) и установки пожарной сигнализации (УПС).

Возгорания на железнодорожном транспорте повреждают не только контактные цепи, обеспечивающие следование в пути, но и внутренний корпус вагона. Причиной воспламенений становятся отопительные батареи, неосторожное обращение с огнем или ненадлежащая транспортировка грузов.

В каждом из случаев машинист сообщает о пожаре диспетчерам и другим должностным лицам, после чего они лично осматривают место возгорания, предварительно осуществляя экстренную остановку состава.

Каким должен быть сигнал пожарной тревоги на ж/д, если звук отличается по громкости, продолжительности, другим параметрам.

При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону:

21.1.1. Машинисту остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

21.1.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгорае­мых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распростране­ния огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

21.1.3. В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов, по согласованию с поездным диспетчером может продолжить следование до бли­жайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ или ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер.

21.1.4. После остановки поезда сделать заявку энергодиспетчеру о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

21.1.5. До получения письменного разрешения о снятия напряжения в контактной сети, с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

21.1.6. До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов, крыш вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

21.1.7. Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

21.1.8. Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстоянии менее 2 м.

21.1.9. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений, спасение пассажиров:

21.1.9.1. На станции возлагается на начальника станции, его заместителя, а в их отсутствие на дежурного по станции.

21.1.9.2. На перегоне в случае пожара на вагонах пассажирского поезда возлагается на начальника поезда, в остальных случаях - на машиниста локомотива (МВПС, ССПС).

21.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ

При возникновении пожара в грузовом поезде:

21.2.1. После остановки поезда принять меры к его удержанию на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар.

21.2.2. Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза (его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны).

21.2.3. При тушении пожара в вагонах с горючими грузами локомотивная бригада одновременно с вызовом пожарного подразделения производит рас­цепку поезда и отвод горящих вагонов от других на расстояние 200 м и в такое место, где в радиусе примерно 200 м не будет пожароопасных объек­тов;

21.2.4. При пожаре цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны следует отвести от поезда в такое место, где в радиусе примерно 200 м отсутствуют пожароопасные объекты. При опасности взрыва цистерн с ЛВЖ радиус такой зоны должен быть не менее 250 м. Тушение ЛВЖ и ГЖ производится пенными и порошковыми огнетушителями, землёй и песком;

21.2.5. При пожаре в вагоне со сжатыми и сжиженными газами в баллонах, локомотивная бригада отцепляет и отводит горящий вагон от поезда на 200 м и одновременно приступает к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами пожаротушения.

21.2.6. При пожаре цистерны со сжижённым, сжатым и растворённым под давлением газом и возникновении опасности её взрыва, горящую цистерну следует отвести на безопасное расстояние и организовать её охрану. Тушение такой цистерны огнетушителями запре­щается.

21.2.7. При пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами (ВМ) локомотивная бригада обязана немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих лиц, при наличии таковых.

21.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ

При возникновении пожара на электровозе:

21.3.1. Перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, выключить вспомогательные машины, отключить быстродействующий выключатель, опус­тить токоприёмник и остановить поезд;

21.3.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.3.4. Принять меры к удержанию поезда на месте и отключить рубильник АБ;

21.3.5. Убедиться, что токоприёмник опущен и контактный провод не каса­ется крыши или имеющегося на ней оборудования;

21.3.6. Приступить вместе с помощником к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;

21.3.7. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами, отцепить электровоз и отвести его примерно на 50 м от вагонов и пожароопасных объектов.

21.3.8. После ликвидации пожара, подача напряжения на электровоз или МВПС, где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается. Электровоз или МВПС, повреждённые пожаром, должны следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключенной цепью управления.

21.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ТЕПЛОВОЗЕ (ССПС)

При возникновении пожара на тепловозе (ССПС):

21.4.1. Перевести рукоятку контроллера в нулевое положение, остановить дизель горящей секции и остановить поезд (ССПС);

21.4.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.4.4. Принять меры к удержанию поезда (ССПС) на месте, выключить все приборы управления и рубильник АБ;

21.4.4. При небольшом очаге пожара ликвидировать его, имеющимися огнетушителями;

21.4.5. На тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре привести её в действие, соблюдая технику безопасности при пользовании этой установкой;

21.4.6. Если пожар не может быть ликвидировать своими силами, отцепить тепловоз (ССПС) и отвести его от вагонов и других сооружений. После этого при опасности распространения огня с горящей секции на другую, секции рас­цепить на безопасное расстояние.

21.4.7. После ликвидации пожара запуск дизелей на тепловозах (ССПС), где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается.

Официальный сайт Администрации Родионово-Несветайского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области

Логотип

  • Вакансии
  • Нормативно-правовые акты
  • Квалификационные требования
  • Доход муниципальных служащих
  • Условия и результаты конкурсов
  • Порядок поступления
  • Нормативная база по формированию и использованию муниципального резерва
  • Материалы о работе Комиссии
  • Информация об объявлении отбора в муниципальный резерв
  • Контактные данные Комиссии
  • Сведения о резервистах
  • Иные информационные материалы
  • Распоряжения 2020
  • Распоряжения 2018
  • Распоряжения 2017
  • Распоряжения 2016
  • Распоряжения 2015
  • Распоряжения 2014
  • Распоряжения 2013
  • Распоряжения 2012
  • Постановления 2021
  • Постановления 2020
  • Постановления 2019
  • Постановления 2018
  • Постановления 2017
  • Постановления 2016
  • Постановления 2015
  • Постановления 2014
  • Постановления 2013
  • Постановления 2012


Вы здесь: ГО и ЧС Действия граждан при обнаружении пожара или признаков горения

Дополнительная информация

200x200

Действия граждан при обнаружении пожара или признаков горения

При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) вы незамедлительно должны сообщить об этом своему непосредственному руководителю и по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию и порядок подъезда к объекту).

Принять, по возможности, меры по эвакуации людей, тушению пожара первичными средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей.

Руководитель организации (или лицо, его замещающее) или лицо, назначенное в установленном порядке ответственным за обеспечение пожарной безопасности, по прибытии к месту пожара должны:

- сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;

- в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства;

- проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

- при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрыть сырьевые газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

- прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных смероприятиями по ликвидации пожара;

- удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

- осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

- обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

- одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

- организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

- сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым к тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава.

По прибытии пожарного подразделения руководитель организации (или лицо, его замещающее) информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особеннос­тях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара. Организует привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Администрация Родионово-Несветайского района

Администрация Родионово - Несветайского сельского поселения

Адрес: 346580, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, сл. Родионово-Несветайская, ул. Московская, 19
ОГРН 1056130007867
ИНН 6130703125
КПП 613001001

Банковские реквизиты:
Р/с 40204810800000000302
БИК 046015001
Отделение Ростов-на-Дону

Глава Администрации поселения - Груздев Сергей Сергеевич

Режим работы администрации:
понедельник - пятница: с 9-00 до 17-12
перерыв: с 13-00 до 14-00
суббота-воскресенье: выходные

Поселок Родионов (Несветайский), который в русской летописи упоминается в журнале войсковой канцелярии за № 5 от 30 октября 1819 года (войсковой архив) – одна из многих колониальных территорий дворянства российской империи конца 18 и начала 19 веков, обосновавших свои поселения на берегах Большого Несветая, Тузлова и их притоков. Здесь натягивали тетивы своих луков скифы. В этих краях ратники великого князя Владимира сражались с хазарами и печенегами, защищая родную землю, а храбрый витязь Руслан скрещивал свой меч с хазарским князем Ратмиром. Здесь 10 мая 1185 года произошла битва войск Игоря, внука Олега, с половцами. По народным преданиям, в верховьях Несветая разбивал свои кочевые стойбища князь Бурбук.

Возвращаясь в начало 19 века, следует считать, что в отличии от поселка Родионова, который берет свое начало в 1802 году, более старшими в границах района являются слобода Исаевка (Барило-Крепинская) и Крепкая (Большекрепинская).

По переписи 1801 года в первой насчитывалось 307 дворов с населением более чем 2,5 тыс.человек, а во второй – 497 дворов с почти трехтысячным населением.

Официальная биография Родионово-Несветайской начинается с ее основания в начале 19 века на р. Большой Несветай. По определению войсковой канцелярии, Родионов (Несветайский) поселок при р. Большой Несветай. Колонизатором Несветайского поселка был подполковник Марк Родионов.

istor spravka2017 05 29

Марк Иванович Родионов (1770—1826) — генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813 и 1814 годов.

Родился в 1770 году вЧеркасске, сын генерал-майораДонского казачьего войскаИвана Родионова. В военную службу записан 1 января 1782 года в Донское войсковое правление, явился в строй 2 апреля 1786 года и был зачисленсотникомв полк своего отца.

18 марта 1798 года получил чинполковника. В 1801—1802 годах Родионов находился наДону, где занимал должность присутствующего чина в полицейском управлении. В это время стал основателем слободы Родионово-Несветайской Ростовской области. Название пошло от фамилии и присутствующей реки Сухой Несветай. С 1803 года находился с полком на австрийской и польской границах, где нёс кордонную службу.

Скончался осенью 1826 года, из послужных списков исключён 9 ноября.

3 страница.

Что изменилось с тех времен, начиная от наместника Марка Родионова до наших дней? Много воды утекло из Несветая, подпитывая Дон и Азовское море. Словно ураган пронеслись годы революционных событий, гражданской и Великой Отечественной войн.

Многострадальная слобода и ее население все повидали на своем веку: взлеты и падения, радость побед и горечь утрат.

Еще свежи в памяти народной и живы участники и свидетели Великой Отечественной войны – самой кровавой и разрушительной. Сотни родионово-несветайцев в июне 1941 года по зову Родины сменили крестьянский и рабочий инструмент на боевое оружие и стали пехотинцами, танкистами, артиллеристами, разведчиками и моряками, а оставшиеся женщины, старики и дети трудились от зари до зари на сооружении оборонительных укреплений, как могли, помогали фронту.

Сотни родионово-несветайцев отличились в боях за Родину, проявив мужество, героизм и отвагу. Отчаянно дрались с ненавистным врагом коренные слободчане Буцулины и Бутенко, Ужакины и Федоренко, Лихобабины и Ефимовы, Ващенко и Чеботаревы, Харченко и Степаненко, Кошелевы и Соловьевы, Нечитайловы и Лыскины, Лепетухины и Баранниковы, Леоновы и Гаражины, Бурлуковы и Ивановы, Рябцевы и Сердюковы, Голенко и Азаровы, Матвиенко и Чухлебовы, Петровы и Васильевы, Игнатенковы и Поповы, Рущенко и Дудниченко, Григорьевы и Чебаненко, Гончаровы и Лобинцевы, Каплуновы и Бойко, Дроновы и Карпенко, Шевченко и Смирновы, Савченко и Кирсановы, Шленские и Дегтяревы, Поляковы и Громаковы, Поддубные и Цирковы, Рындины и Пуличевы, Колесниковы и Кулешовы, Лихачевские и Корсуновы, Марченко и Самарские, Зоричевы и Симоновы, Довыдовы и др.

Двое из наших земляков удостоены самых высоких государственных наград: Василий Иванович Буренко – звания и Золотой звезды Героя Советского Союза, а Николай Анфимович Ващенко – трех орденов Славы.

4 страница.

В состав Родионово-Несветайского сельского поселения входят следующие населенные пункты: сл. Родионово-Несветайская, х. Авилов, х. Большой Должик, х. Веселый, х. Новоегоровка, х. Павленков, х. Калиновка.

Общая площадь поселения 205 кв. км. На территории поселения по состоянию на 01.01.2017 год проживает 8588 человек.

На посту председателя Родионово-Несветайского сельского совета сменилось немало людей:

1. Масютин Алексей Федорович с 26.12.1950 года по 04.11.1954 года

istor spravka2017 05 29 001

2. Часовской Дмитрий Николаевич с 4.11.1954 года по 16.12.1969 года

3. Леонов Николай Алексеевич с 16.12.1969 года по 05.02.1970 года

4. Вензик Сергей Семенович с 05.02.1970 года по 12.01.1971 года

5. Буцулин Иван Андреевич с 12.01.1971 года по 20.08.1973 года

6. Стрельченко Клавдия Александровна с 1973 года по 1975 год

7. Логвинов Иван Иванович с 22.06.1975 года по 11.03.1985 года

8. Молодых Надежда Васильевна с 22.03.1985 года по 23.01.1992 год

С 24.01.1992 года исполком Родионово-Несветайского сельского совета стал Родионово-Несветайской местной Администрацией, которую также возглавила в должности Главы Молодых Надежда Васильевна.

С 08.07.1996 по 10.11.2003 год должностьна должность Главы Родионово-Несветайской сельской Администрации назначена Панкевич Наталья Ивановна

С 13.11.2003 года Главой Родионово-Несветайской сельской Администрапции стал Пуц Виктор Павлович, а с 01.01.2006 года по 25.10.2012 год он занимал должность Главы Родионово-Несветайского сельского поселения.

С 26.10.2012 года Главой Родионово-Несветайского сельского поселения избран Голубов Геннадий Александрович

С 27.10.2017 года Администрацию Родионово-Несветайского сельского поселения возглавляет глава Груздев Сергей Сергеевич, а само Родионово-Несветайское сельское поселение - Председатель Собрания депутатов - глава Родионово-Несветайского сельского поселения Кондратюк Александр Анатольевич.

Генеральный план сельского поселения в настоящий момент находится на редактировании и в ближайшее время появится на сайте!

Читайте также: