Обеспечение безопасности в уголовно исполнительной системе кем работать

Обновлено: 04.05.2024

Обеспечение личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) при исполнении служебных обязанностей является актуальной проблемой. Недостаточность разработанности рассматриваемой проблематики в современных условиях вызывает необходимость выработки новых подходов к организации деятельности по обеспечению личной безопасности персонала. Прежде всего следует обратить внимание на организацию профилактической работы по недопущению совершения осужденными случаев оскорблений, угроз, нападения, физического насилия в отношении сотрудников исправительных учреждений.

Личная безопасность сотрудников УИС является важным условием нормального функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Под личной безопасностью сотрудников УИС подразумевается состояние защищенности их жизненно важных интересов от каких-либо реальных и потенциальных угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности .
--------------------------------
Громов М.А., Селиверстов В.И. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Рязань, 1991. С. 23.

Правовые гарантии прав и свобод человека в различных областях жизнедеятельности, в том числе и обеспечение безопасности сотрудников УИС, закреплены в статьях 17, 20, 21, 22 Конституции Российской Федерации .
--------------------------------
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

Обеспечение безопасности сотрудников УИС регламентируется нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В главе 32 "Преступления против порядка управления" раздела X "Преступления против государственной власти" статьями 318 "Применение насилия в отношении представителя власти" и 319 "Оскорбление представителя власти" предусмотрена уголовная ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и неприкосновенность сотрудников УИС. Санкция указанных статей предусматривает максимальное наказание за преступление в виде десяти лет лишения свободы .
--------------------------------
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954 (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 139-ФЗ).
Овчинников С.Н. Новеллы в законодательстве о применении мер безопасности сотрудниками уголовно-исполнительной системы: анализ положений законопроекта // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 6. С. 10 - 12.

В Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон об учреждениях и органах) определены основные положения обеспечения личной безопасности сотрудников исправительного учреждения: одной из задач УИС является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, в том числе безопасности персонала (ст. 2 Закона об учреждениях и органах); обязанностью исправительных учреждений является создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности персонала (ст. 13 Закона об учреждениях и органах); установлены требования и порядок применения сотрудниками исправительных учреждений физической силы, специальных средств и оружия в случае совершения осужденными насилия или оскорблений в отношении работников исправительного учреждения (ст. 29 - 31 Закона об учреждениях и органах).
--------------------------------
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 19.08.1993. N 33. Ст. 1316 (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ).

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ) регламентировано, что осужденные обязаны быть вежливы в обращении с персоналом исправительного учреждения и выполнять их законные требования (п. 14 ПВР ИУ). В случае нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденный привлекается к дисциплинарной ответственности.
--------------------------------
Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21.11.2005. N 47 (в ред. Приказа Минюста России от 12 февраля 2009 г. N 39).

Одним из условий обеспечения личной безопасности сотрудников является профилактическая работа с осужденными в соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС . Профилактическая работа с осужденными направлена на искоренение предпосылок совершения ими правонарушений, в том числе случаев применения насилия и оскорблений в отношении сотрудников УИС в связи с осуществлением ими служебной деятельности, посредством комплекса специальных мероприятий .
--------------------------------
Приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" // Российская газета. 05.06.2013.
Исиченко А.П., Фумм А.М. Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: новые и старые ошибки // Российский следователь. 2014. N 18. С. 49 - 52.

Проведенный анализ показал, что в течение последних трех лет наблюдается рост числа профилактируемых по категории "склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов": на 31,0% в 2014 г. и 4,9% в 2015 г. Так, если в 2015 году на профилактическом учете по данной категории состояло 4777 осужденных, в 2014 году - 4552 осужденного, то в 2013 году - всего 3476 человек.
Статистика совершения осужденными случаев применения насилия и оскорблений в отношении работников исправительного учреждения в связи с осуществлением ими служебной деятельности отображает количественную сторону указанных правонарушений, характеризует их уровень и динамику. Анализ количественных показателей необходим в целях содействия выработке эффективных решений по профилактике противоправных действий осужденных.
Анализ статистической отчетности учреждений и органов ФСИН России показал, что число совершения осужденными случаев применения насилия и оскорблений в отношении работников исправительного учреждения в связи с осуществлением ими служебной деятельности с каждым годом растет. В 2015 году количество указанных случаев составило 188 (прирост на 1% по сравнению с 2014 годом (187 случаев) и на 9% по сравнению с 2013 г. (172 случая)).
Статистика возбужденных уголовных дел по ст. 318 "Применение насилия в отношении представителя власти" УК РФ показывает, что если в 2013 году было возбуждено 25 дел, то в 2014 году - 9 дел (на 36% меньше), в 2015 году - 21 уголовное дело (на 1,1% меньше, чем в 2013 году, но на 133% больше, чем в 2014 году).
С возбуждением уголовных дел по ст. 319 "Оскорбление представителя власти" УК РФ прослеживается тенденция роста в период 2013 - 2015 гг. Так, в 2013 году за публичное оскорбление сотрудника исправительного учреждения возбуждено 32 уголовных дела, в 2014 году рост был незначительный - возбуждено 33 уголовных дела (рост на 1 дело, или на 3%). В 2015 году произошел значительный рост возбужденных уголовных дел по ст. 319 УК РФ (рост составил 91%, или 63 возбужденных уголовных дела).
Анализ статистики показал, что, несмотря на рост количества случаев применения насилия (оскорблений) в отношении сотрудников исправительного учреждения, число возбужденных уголовных дел значительно ниже и составляет менее половины случаев. В качестве факторов, влияющих на низкий процент возбужденных уголовных дел, на наш взгляд, можно выделить следующие: нежелание огласки, которая влечет ухудшение рейтинговых показателей учреждения; неуверенность в наказании преступника в связи с отсутствием неопровержимых доказательств совершенного преступления; виктимное поведение и низкий уровень правосознания потерпевшего.
Проведенный анализ показал, что исследуемая проблема требует совершенствования организации профилактической работы по недопущению совершения осужденными случаев применения насилия и оскорблений в отношении работников исправительного учреждения в связи с осуществлением ими служебной деятельности. На сегодняшний день комплекс мер профилактики совершения осужденными преступлений в отношении сотрудников УИС требует совершенствования, что позволит искоренить насильственные преступления, минимизировать число оскорблений и угроз в отношении сотрудников при осуществлении ими служебной деятельности.
Проведенное исследование существующей практики обеспечения личной безопасности сотрудников УИС выявило основные направления организации профилактики правонарушений со стороны осужденных: совершенствование оснащенности учреждений УИС инженерно-техническими средствами охраны и надзора; повышение качества режима; повышение качества профилактической работы с осужденными, склонными к нападению на представителей администрации; защита персональных данных сотрудников УИС и членов их семей; усиление качества специальной подготовки сотрудников УИС по обеспечению личной безопасности; повышение дисциплины личного состава.
Кроме этого, в исправительных учреждениях практикуется работа по разъяснению осужденным статей уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за преступления в части насильственных действий и оскорблений в адрес сотрудников исправительного учреждения. При этом расписка осужденного с ознакомлением об уголовной ответственности за правонарушения в отношении сотрудников УИС является профилактической и воспитательной мерой воздействия, а также доказательством прямого умысла в случае преступлений.
Таким образом, комплекс мероприятий по профилактике и недопущению совершения осужденными случаев насилия (оскорблений) усилит личную безопасность сотрудников УИС, что является важнейшим фактором обеспечения правопорядка.

Литература

1. Горяинов К.К. Некоторые направления развития оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Оперативник (сыщик). 2006. N 1(6). С. 17 - 20.
2. Громов М.А., Селиверстов В.И. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Рязань, 1991. С. 23.
3. Железная Ю.Ю., Ибрагимов О.А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Юридическая психология. 2015. N 2. С. 29 - 32.
4. Исиченко А.П., Фумм А.М. Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: новые и старые ошибки // Российский следователь. 2014. N 18. С. 49 - 52.
5. Калужина М.А. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы теории и практики: Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2016.
6. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность: Научно-практический комментарий / А.В. Быков [и др.]. М., 2015.
7. Овчинников С.Н. Новеллы в законодательстве о применении мер безопасности сотрудниками уголовно-исполнительной системы: анализ положений законопроекта // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 6. С. 10 - 12.
8. Пертли Л.Ф., Кузьмин С.И. Профилактика совершения осужденными случаев применения насилия и оскорбления в отношении работников ИУ в связи с осуществлением ими служебной деятельности: Учебное пособие. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2016. 55 с.
9. Фумм А.М. Пенитенциарные преступления: общая характеристика и особенности предупреждения. В сб.: Криминологические проблемы регионов Крайнего Севера России. 2015. С. 191 - 197.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

В статье рассмотрено современное состояние обеспечения безопасности исправительных учреждений. Предложены перспективные направления совершенствования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы по повышению эффективности ее осуществления.

Похожие материалы

Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах (далее – СИЗО), обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и СИЗО, является одной из основных задач Федеральной службы исполнения наказаний [1] (далее – ФСИН России). Как справедливо отмечает Е.Е. Масленников, в современных условиях выполнение указанной задачи усугубляется тем, что в отдельных исправительных учреждениях (далее – ИУ) сформировалась криминогенная обстановка [2, С. 102].

Так, в 2015 году имели место резонансные происшествия, связанные с групповыми неповиновениями осужденных в республике Башкортостан [3] и Нижегородской области [4], с захватом заложников в ИУ Воронежской [5] и Тульской областей [6].

Для исправления негативной ситуации сотрудниками учреждений и органов УИС проводится комплекс взаимосвязанных мероприятий, касающихся профилактики совершения осужденными преступлений и правонарушений.

Деятельность оперативных отделов ИУ по предупреждению преступлений и обеспечению безопасности заключается в осуществлении ими комплекса мер гласного и негласного характера, осуществляемых с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов. Оперативные отделы осуществляют мероприятия по нейтрализации криминогенных явлений и процессов, которые приводят в ИУ к совершению преступлений, выявляют лидеров и членов группировок отрицательной направленности, организаторов и участников азартных игр; лиц, находящихся в долговых зависимостях, состоящих в конфликтных отношениях; каналы поступления в ИУ запрещенных предметов; неслужебные связи сотрудников ИУ; недостатки в организации и осуществлении надзора, пропускного режима, охраны, труда осужденных и т.д. [7, с. 155-156].

В механизме обеспечения безопасности существенную роль выполняют подразделения охраны. Деятельность подразделений охраны направлена на обеспечение внутренней и внешней безопасности ИУ. Внутренняя – заключается в обеспечении противопобеговой безопасности с использованием таких средств, как организация несения службы по охране объектов, изоляция лиц, содержащихся в ИУ. Внешняя – исходит из того, что осужденные, совершившие побег, создают угрозу безопасности гражданам, объектам материальных ценностей. Проблемы организации охраны при совершении побега могут быть связаны с угрозой безопасности личности: нападение на сотрудников подразделений охраны, завладение оружием. [8, с. 17-18].

Изоляция осужденных невозможна без использования в служебной деятельности учреждений и органов УИС инженерно-технических средств охраны и надзора (далее – ИТСОН), которые создают условия для предупреждения преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными, повышают эффективность надзора за ними, способствуют получению информации об их поведении и т.д. [9, с. 82].

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусмотрена модернизация и оптимизация системы охраны ИУ. В рамках обеспечения режима и безопасности предстоит создать систему противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных ИТСОН, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов УИС, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами ИТСОН. Оснастить все ИУ современными интегрированными системами безопасности [10]. В этой связи вызывает интерес возможность применения в обеспечении безопасности ИУ различных автоматизированных (роботизированных) систем [11, с. 78].

По мнению С.С. Епифанова, в предупредительной деятельности ИУ нередко недооцениваются возможности научно-технического потенциала, не в полной мере применяется специальная техника при проведении мероприятий по обеспечению правопорядка. Это происходит преимущественно из-за отсутствия надлежащей организации ее применения, включая материально-техническое обеспечение, слабую работу по внедрению положительного опыта, несовершенство технической подготовки персонала (в первую очередь неспециалистов по применению технических средств), существующие пробелы и недостатки в правовом регулировании использования достижений научно-технического прогресса; наметившейся тенденции отставания правовой базы применения технических средств от потребностей уголовно-исполнительной практики и, в конечном счете, неосознания роли и значения предупредительного аспекта применения специальной техники в ИУ [12, с. 4].

В обеспечении безопасности ИУ особую роль выполняют подразделения кинологической службы УИС [13, с. 19]. Так, применение собак при выполнении служебных задач в качестве специального средства является гуманным (в сравнении с оружием) профилактическим и сдерживающим фактором предупреждения и пресечения правонарушений в ИУ. Служебные собаки своим видом и поведением оказывают немаловажное психологическое влияние на правонарушителей, заставляя их отказываться от своих преступных намерений [14, с. 37].

В современных условиях очевидна необходимость дальнейшего совершенствования деятельности по обеспечению безопасности ИУ.

Для повышения эффективности служебной деятельности по поддержанию правопорядка и безопасности предстоит поднять на качественно новый уровень проведение комиссионных обследований ИУ. Повысить уровень материально-технического обеспечения подразделений УИС. Совершенствовать тактику действий личного состава ИУ по выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств [15, с. 78]. Шире использовать отечественный и зарубежный опыт, практику обеспечения безопасности пенитенциарных учреждений, передовые технологии и тенденций ее осуществления [16, с. 175]. При необходимости внести изменения в законодательные акты Российской Федерации и ведомственные нормативные акты.

Список литературы


Уголовно-исполнительная система одной из своих важнейших функций, обязана обеспечить безопасность лиц, находящихся на ее территории. Это относится как к сотрудникам, обеспечивающих охрану и порядок, так и к осужденным лицам, отбывающим наказание. В настоящей статье предпримем попытку рассмотреть такой аспект обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы, как применение оружия сотрудниками ФСИН для обеспечения безопасности режима.

Ключевые слова: обеспечение безопасности, уголовно-исполнительная система, лишение свободы, охрана порядка, ФСИН.

По официальным данным Федеральной службы исполнения наказаний, число осужденных за побег из следственных изоляторов (СИЗО) и тюрем, а также исправительных колоний (ИК) за последние пять лет, остается на достаточно высоком уровне, хотя и имеет некоторую тенденцию к снижению: в 2013 г. — 237 человек; 2014–202; 2015–178; 2016–189; в 2017 г. — 125 человек [1].

Получить достоверные данные о фактах применения оружия сотрудниками ФСИН для пресечения побега лица из-под стражи либо из-под конвоя не представляется возможным из-за отсутствия такой информации в открытом доступе. Но это не говорит о том, что такая практика отсутствует.

Знание закономерностей криминалистической характеристики рассматриваемого вида преступлений (в частности, взаимозависимости способа совершения преступлений и иных элементов), дает возможность пенитенциарному персоналу в максимальной степени быстро выработать программу (алгоритм) действий, направленный не только на документирование самого факта побега, но и в первую очередь организацию розыска бежавшего. Таким образом, главной практико-ориентированной составляющей служит возможность вычисления недостающих или вовсе неизвестных элементов фактов криминального события.

Данные о зависимостях и корреляционных связях элементов криминалистической характеристики преступлений, выраженных в количественных показателях, могут служить основанием для построения типичных версий по конкретным уголовным делам [2].

В целом, авторы убеждены, что повышение эффективности расследования побегов путем совершенствования частной методики, а именно в части анализа и синтеза данных о криминалистической характеристике, сможет способствовать более качественной профилактической работе органов и учреждений ФСИН России и содействовать решению важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами.

При этом, представляется очевидным, что в современных условиях практики деятельности пенитенциарного ведомства назрела острая необходимость специально-юридической подготовки кадров, задействованных в рассматриваемой нами сфере борьбы с преступным рецидивом.

Последняя в свою очередь, исходя из предмета данного исследования, предполагает доведение до правоохранителей данных конкретизирующих более глубокий теоретический спектр знаний криминалистической методики расследования побегов.

Данное положение подтверждается и результатами интервьюирования сотрудников УИС, в результате которого авторами был выявлен ряд проблем, которые зачастую могут влиять на эффективность и результативность раскрытия побегов.

Наиболее серьезными из них являются: низкий уровень уголовно-процессуальных и криминалистических знаний, в частности знаний в сфере организационно-тактических основ производства следственных действий, осуществления оперативно-тактических комбинаций, алгоритмизации и методики расследования пенитенциарных преступлений; отсутствие профильного ведомственного образования; отсутствие знаний о возможности и формах использования помощи специалиста, научно-технических средств и т. д. Данный факт, к сожалению, говорит о бессистемном характере работы учебно-методической, профилактической и научно-практической работы [1].

Решение подобного рода проблем мы видим в ведении в систему дополнительной профессиональной подготовки сотрудника УИС 34 учебных дисциплин строго прикладного (практико-ориентированного) криминалистического цикла. На взгляд авторов, реструктурирование образовательной программы позволит минимизировать пробелы в сфере профессиональной подготовки кадров, обеспечит повышение уровня и эффективности выявления и раскрытия преступлений.

По данным Следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Томской области, 23 февраля 2016г. около 12.00 часов, в здании Колпашевского городского суда, обвиняемый в краже житель Томской области, доставленный на судебное заседание для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, предпринял попытку побега. Полицейский-конвоир стал преследовать обвиняемого. Во время преследования сотрудник неоднократно предупреждал обвиняемого о применении оружия, но молодой человек не отреагировал на данное предупреждение и продолжал бежать. Полицейский, сделав предупредительный выстрел, применил табельное оружие на поражение, в результате чего наступила смерть задержанного лица [3].

Учитывая тот факт, что для розыска и задержания беглецов, а также конвоирования лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы, задействуются сотрудники ФСИН России, нами был проведен анализ действующего законодательства, регулирующего условия и порядок применения оружия сотрудниками данных силовых ведомств.

Анализ законодательной базы, определяющий условия и порядок применения оружия сотрудниками ФСИН, позволяет сделать вывод о том, что одним из оснований применения оружия сотрудниками является его применение в целях пресечения побега из мест лишения свободы лиц, отбывающих наказание; побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения побега из-под конвоя указанной категории лиц. Кроме того, оружие может быть применено для пресечения попытки насильственного освобождения указанных выше лиц.

Кроме того, в различных источниках ведомственной нормативно-правовой базы есть указание на то, что сотрудники ФСИН могут быть задействованы при осуществлении усиленного варианта охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Ведь, не исключена ситуация, когда лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, лица, заключенные под стражу, лица, осужденные к лишению свободы, могут предпринять попытку побега во время конвоирования, либо будет осуществлена попытка насильственного освобождения указанных лиц. Тем более, приведенный в начале статьи пример показывает, что такая практика имеет место быть.

В том случае, если причинение вреда происходит при неправомерном применении сотрудником оружия, действия сотрудника не образуют состав преступления только в том случае, если будет доказано, что, исходя из конкретной обстановки, промедление в применении оружия создавало непосредственную опасность для жизни людей или могло повлечь за собой иные тяжкие последствия, то есть суд указывает на то, что сотрудник в данном случае находится в состоянии необходимой обороны.

В качестве примера наступления тяжких последствий указывается экологическая катастрофа, диверсия и т. д. Но неизвестно, отнесет ли правоприменитель на практике побег подозреваемого, обвиняемого или осужденного из-под конвоя к тяжким последствиям.

Можно представить ситуацию, когда сотрудник ФСИН, пресекая попытку побега из-под конвоя лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, защищая охраняемые законом интересы общества или государства от общественно опасного посягательства, т. е. находясь в состоянии необходимой обороны, применяет оружие, тем самым нарушая правила его применения [7].

В ряде таких случаев нарушение правил применения оружия может быть оправдано состоянием крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), поскольку для предотвращения более тяжкого вреда, причиняемого интересам правосудия и общественной безопасности, вред причиняется иным правоохраняемым интересам (порядку несения службы и применения оружия), причем вред, как правило, меньший по сравнению с предотвращаемым вредом.

Такая правовая неопределенность, в итоге, может привести к судебно-следственным ошибкам при определении правомерности применения сотрудниками ФСИН огнестрельного оружия при пресечении попыток побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, и, как следствие, привлечению сотрудников к ответственности.

Основные термины (генерируются автоматически): совершение преступления, лишение свободы, лицо, оружие, сотрудник, крайняя необходимость, насильственное освобождение, необходимая оборона, огнестрельное оружие, уголовно-исполнительная система.


Абрамов Максим Анатольевич
Ефремова Дарья Владимировна

Аннотация. Статья посвящена правовым и организационным вопросам обеспечения безопасности сотрудников исправительных учреждений как одного из элементов системы безопасности сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации. Рассматриваются основные тенденции в данной сфере, а также организационно-правовые механизмы обеспечения безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Ключевые слова. Пенитенциарные учреждения, охрана, безопасность, Уголовно-исполнительная система

THE PERSONAL SAFETY OF PRISON PERSONNEL, PROVIDING SECURITY IN PENAL INSTITUTIONS

Annotation. The article is devoted to the legal and organizational issues of ensuring the safety of correctional officers as one of the elements of the security system of law enforcement officers in the Russian Federation. The main trends in this area, as well as organizational and legal mechanisms to ensure the safety of personnel of institutions and bodies performing criminal penalties in the form of imprisonment are considered.

Keyword. Penal institution, security, safety, Criminal-Executive system

Деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, неразрывно связана с воздействием на особую группу лиц — преступников, приговоренных к отбыванию уголовно-правовой кары. Помимо воздействия, при карательно-воспитательном процессе неизбежно и определенное взаимодействие, т. е. отношения между персоналом учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) и спецконтингентом, несмотря на всю их императивность, не являются односторонними (будь то профилактическая, социальная и иная работа с осужденными). В силу этого служебная деятельность сотрудников исправительных учреждений (ИУ) несет в себе определенный риск, т. к. лица, содержащиеся в местах лишения свободы, способны сохранять склонность к совершению противоправных деяний, даже подвергаясь всем видам воспитательного воздействия. Эти преступные умыслы нередко бывают направлены против прав, свобод и интересов сотрудников УИС. Именно с целью предотвращения, предупреждения и пресечения правонарушений в отношении сотрудников УИС законодательно был закреплен комплекс мер организационно-правового характера.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы — категория государственных служащих, их правоохранительная деятельность, выражающаяся в исполнении уголовных наказаний и меры процессуального принуждения в виде заключения под стражу, сопряжена с определенным риском для их жизни, здоровья, собственности, а также для членов их семей. Особая функция сотрудников УИС в значительной степени повышает общественную опасность совершаемых в отношении них и членов их семей административных правонарушений и уголовных преступлений. Кроме того, нарушение интересов безопасности сотрудников УИС способно дезорганизовать деятельность исправительных учреждений.

Таким образом, можно выделить два подхода к пониманию безопасности — статический и функциональный. Безопасность сотрудника исправительных учреждений, безусловно, связана с его личностью и личностями членов его семьи. Наиболее распространено такое понимание безопасности личности: осознание безопасности личности как системы мер по защите личности от различных угроз, возможность управлять опасностями, умение предупреждать и предотвращать угрожающие ситуации [3, с. 47].

Средства обеспечения безопасности персонала исправительных учреждений в совокупности своей образуют систему, состоящую из следующих компонентов: меры уголовно-правового характера; меры уголовно-исполнительного характера; меры организационно-правового характера.

К числу основных организационно-правовых мер обеспечения безопасности сотрудников УИС следует отнести:

1) установление порядка применения физической силы, специальных средств и оружия;

2) государственную охрану неприкосновенности личности, чести и достоинства сотрудников, и недопустимость вмешательства в их служебную деятельность со стороны не уполномоченных на то законом лиц;

3) запрет на обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников и особый порядок предоставления сведений о прохождении ими службы;

4) обеспечение при необходимости персонала оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения;

5) личную охрану жилища и имущества;

6) временное помещение в безопасное место;

7) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

8) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

9) переселение на другое место жительства;

10) замену документов, изменение внешности.

Нельзя не отметить тот факт, что одним из факторов, которые способствуют улучшению профилактики угрозы безопасности сотрудников УИС и снижают виктимность их поведения, является достаточно высокий уровень правовой культуры работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания [7, с. В силу стремительных темпов развития информационного общества особую значимость приобретает вопрос защиты персональных данных работников учреждений и органов УИС. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № "О персональных данных"1, цель которого — обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Следует отметить важность научно-технического обеспечения мероприятий, проводимых подразделениями собственной безопасности, по государственной защите сотрудников УИС. В целях государственной защиты научно-технические средства используются для обеспечения личной безопасности защищаемого лица, охраны его жилища и имущества. Научно-техническое обеспечение правоохранительной функции по государственной защите сотрудников УИС и членов их семей предусматривают использование технических средств по следующим направлениям: документирование информации в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий; обеспечение контроля, обследования помещений защищаемых лиц; информирование об опасности; фиксация угроз; обеспечение защиты информации. Данная деятельность является составной частью общего процесса научной организации труда уголовно-исполнительной системы [5].

Итак, в связи с важностью выполняемой социально значимой функции сотрудников ИУ система средств организационно-правового характера по обеспечению их безопасности включает в себя различные мероприятия, которые направлены на защиту жизненно важных интересов сотрудников УИС, а также интересов членов их семей и близких родственников.

Читайте также: