Мехмат что это за профессия

Обновлено: 05.05.2024

А.Б. Сегодня механико-математический факультет МГУ является ведущим учебно-научным центром в области математики и механики. На факультете сохранены и активно действуют научные школы, возглавляемые учеными самого высокого класса (только среди заведующих кафедрами 7 академиков и 6 членов-корреспондентов Российской академии наук). Наш факультет имеет два отделения: математики и механики, учебные планы охватывают все современные направления этих областей знания. Фундаментальная физико-математическая подготовка на обоих отделениях практически одинакова, а дополнительные дисциплины, входящие в учебный план отделения механики, традиционно относятся к областям математического моделирования и прикладной математики. Все это позволяет утверждать, что сегодняшние выпускники механико-математического факультета способны вести научные исследования и преподавательскую деятельность на самом высоком уровне, продолжая лучшие традиции отечественной науки и образования.

Л.Р. Где сейчас работают выпускники мехмата?

А.Б. Около 130 выпускников факультета ежегодно поступают в аспирантуру и продолжают заниматься научной работой, целью которой является подготовка диссертации. После защиты диссертации соискателю присваивается ученая степень кандидата физико-математических наук. Выпускники факультета трудятся в крупных научно-исследовательских центрах, учебных и иных учреждениях, не обязательно непосредственно связанных с математикой и механикой. В ответ на вызовы современности, с 1993 г. на факультете производится подготовка актуариев * и актуарно-финансовых аналитиков для тех сфер финансовой индустрии, где владение современными методами анализа является важным условием способности разработать и осуществить оптимальное экономическое решение в условиях неопределенности и постоянного изменения экономической конъюнктуры. Вообще, на мехмате учат не столько рецептам решения конкретных задач, сколько умению самостоятельно мыслить, а также извлекать знания из разных источников. Именно это позволяет выпускникам факультета быстро включаться и быть эффективными практически в любой сфере деятельности — от компьютерной или финансовой до управления производством и политики.

Л.Р. Вы сказали о бюджетных местах, а можно ли обучаться на мехмате по контракту?

А.Б. Механико-математический факультет может ежегодно набирать до 90 студентов по контракту. Обычно приемная комиссия рекомендует всем абитуриентам подавать документы на бюджетные места, а тем из них, кто не прошел по конкурсу, предоставляется право поступить на факультет на платной основе. Студенты-контрактники учатся в тех же группах, что и остальные студенты, и по окончании обучения получают стандартный диплом.

Л.Р. Насколько справедливо мнение, что на мехмате учатся лишь вундеркинды? Много ли поступает ребят из регионов?

А.Б. Учиться на мехмате и в самом деле трудно. Однако мы считаем, что каждый студент при наличии определенной склонности к математике и непрерывной работы может успешно освоить весь курс обучения и получить диплом нашего факультета. В первую очередь от него требуется готовность и способность много трудиться, глубоко вникать в учебный материал. Доля иногородних студентов на факультете традиционно высока: среди поступивших в 2008 г. их было почти 60%. Всем иногородним предоставляется общежитие.

Л.Р. Давайте поговорим о поступлении на факультет. Что изменилось в последние годы? Что нового будет здесь в этом году в связи с введением единого государственного экзамена?

Л.Р. Как подготовиться к поступлению на мехмат? Какие советы Вы можете здесь дать?

Л.Р. Чем может помочь учитель своему способному ученику?

Л.Р. Александр Владимирович, читателям газеты хорошо знакомы имена преподавателей мехмата И.Н. Сергеева, М.К. Потапова, В.В. Вавилова, Г.И. Фалина и других по их интересным и содержательным публикациям. И я надеюсь, что сотрудничество с факультетом у нас будет только расширяться. Спасибо.

На фото — эпизоды математического праздника, прошедшего 15 марта. (Авторы: Н. Андреев, С. Дубов.)

*Актуарий — специалист в области применения вероятностных методов; используя математические методы для постановки, анализа и решения сложных задач в области бизнеса, финансов и социальной сферы; актуарий оценивает индивидуальные и корпоративные риски и вырабатывает финансово обоснованные страховые и пенсионные схемы.

Математика - это единственное в настоящее время известное человечеству точное знание.

В отличие от других - оно никогда не устаревает.

Любое другое знание настолько точно, насколько много в нем математики.


Механика - это наука о механизмах и технологических процессах, которые составляют основу современной человеческой цивилизации.

В поле ее зрения также попадают явления окружающей среды.

Современная механика насквозь пронизана математикой.

Это делает ее пригодной для математического моделирования объектов ее исследования.

В процессе моделирования возникает необходимость в выполнении колоссального количества математических операций.

Человечество разрабатывает для этих целей самые современные многопроцессорные компьютеры.

Взаимодействие с ними происходит на стыке математики и компьютерных наук.

Процесс обучения на механико-математическом факультете последовательный и насыщенный.

Выпускник мехмата пользуется уважением в силу того, что он закончил этот факультет.

На практике всегда возникает необходимость в решении сложных нетривиальных задач.

Наш выпускник обладает достаточной квалификацией и знаниями, полученными в стенах Alma Mater, для решения таких проблем.

Полученные базовое образование и фундаментальные знания позволяют свободно добавить необходимое дополнительное образование и получить новую специальность.

Вычислительные методы в задачах экологии
Современные методы решения задач на суперкомпьютерах
Графическая визуализация и машинная графика
Сети и системы телекоммуникаций
Распознавание видеоизображений
Визуальное программирование
Теория фракталов
Теория баз данных
Архитектура ЭВМ и системное программирование

Биогидродинамика
Гидрогазодинамика
Вычислительная механика
Механика жидкости, газа и плазмы
Физическая механика сплошных сред
Моделирование и прогнозирование катастроф


В социальных сетях:

Для обучения по всем направлениям подготовки на механико-математическом факультете отсутствуют противопоказания по медицинским показателям.

Бакалавры и специалисты механико-математического факультета проживают в общежитии № 6 по адресу ул. Советская, 59 (5 минут пешком от ТГУ).

Первоочередным правом получения жилого помещения в общежитии пользуются:

- обучающиеся, являющиеся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- обучающиеся, являющиеся инвалидами 1 и 2 групп;

- обучающиеся, являющиеся инвалидами с детства;

- обучающиеся, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- обучающиеся, являющиеся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также обучающиеся из числа граждан проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктам "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

После заселения вышеуказанных категорий, обучающиеся заселяются в соответствии со следующей очередью:

- студенты первого года обучения;

- магистранты первого года обучения;

- иные категории обучающихся.

Для заселения в общежитие необходимо иметь при себе:

1) Справку, что вы действительно являетесь студентом первого курса. Ее можно получить в деканате факультета, на который вы поступили.

2) Справку о флюорографии.

3) Медицинскую справку. Для этого нужно пройти медосмотр в Межвузовской поликлинике Томска (ул. Киевская, 74). Справки из поликлиник по месту жительства для заселения не подходят !

4) Паспорт (для иностранных граждан возможен другой официальный документ, подтверждающий личность).

5) 3 фотографии 3х4 без уголка.

6) Иностранным гражданам необходимо предъявить миграционную карту.

Выписываться с постоянного места жительства для поселения в общежитии не следует !

Юношам необходимо сняться с воинского учета.




Сегодня пробегусь кратенько по предметам, которые будут вписаны в мой диплом (до которого не так много и осталось) и не только, за первые два курса.

Я учился на первом потоке. Что-то у нас было так же, как у второго потока (отделение механики вообще в расчёт не берём), что-то совершенно по-другому. Их лучше учили одним предметам, нас — другим. В чём-то халява была у нас, в чём-то у них. Не стоит думать, что так, как я пишу, у всех. Этой мой личный опыт.

Введение в математическую логику (кафедра дискретной математики). Помнится, этот предмет мне изрядно повыносил мозг, но Александр Борисович Угольников — один из лучших лекторов, которые у меня преподавали. Он обладал прекрасным чувством юмора, но лекции читал со скоростью звука, только успевай записывать. Кстати, это единственный преподаватель из тех, что я видел, который стирал за собой с доски после лекции.

Линейная алгебра и геометрия (ВГТ). Первый раз я ехал на экзамен без ощущения того, что я знаю приблизительно всё. Скляренко наплодил кучу билетов, и часть из них я пропустил, так как они были слишком сложны. Разумеется, по всем законам подлости, я вытащил именно такой билет. Каково же было моё удивление, когда я сел за парту и обнаружил на ней забытые кем-то шпоры именно по этому билету! После этого четвёрка была вполне оправданной оценкой.

Безопасность жизнедеятельности. Эта чушь преследовала меня со школы. Заунывные лекции про зиверты, химическую защиту, куда надо было обязательно припираться по субботам… Вряд ли найдётся хоть один человек, который вспомнит, чему там учили.

Работа на ЭВМ. Говорят, в последние годы сдать ЭВМ на мехмате становится всё сложнее, и программировать всё-таки надо уметь. Внимание к этому предмету возрастает, но когда учился я, чтобы получить зачёт или экзамен требовалось уметь писать дома лишь простенькие программы и освоить копирование с дискеты на жёсткий диск из под линукса. Абсолютно реально было доучиться до 4 курса, не умея писать на С/C++ даже `Hello, world!`

Экзамен автоматом вместе со мной получила Таня, которая помогала если только морально, но задача была на двоих. Добрый дядька всё-таки был Панкратьев, но спустя несколько недель его насмерть сбила машина. На следующий семестр нам назначили некоего Астрелина, а зачёт я получил уже на втором занятии, 18 февраля.

Экономическая теория. Гуманитарный предмет на мехмате, что ещё тут можно добавить? Толку мало, пафоса много. В итоге свою пятёрку автоматом я получил, хотя ничего особенного не сделал. О чём там вообще нам рассказывали — понятия не имею.

Математический анализ. Матан наш поток не знал. На лекции Чубарикова ходили единицы, многие преподы на потоке были халявными, экзамен отправлялись сдавать досроком прямо в кабинет декана, не зная почти ничего. Домашнее задание никто не делал (как и по многим другим предметам, но по матану — катастрофически). Все ужасы, возможные при изучении этого предмета, обошли нас стороной.

Алгебра. Алгебру у нашего потока оба раза читал ещё один из самых лучших лекторов на мехмате — Евгений Соломонович Голод. Его курс даже сподвиг меня на то, чтобы самому набить в LaTeX`е все его лекции за первый семестр. Пока я набивал их, я выучил предмет больше, чем на пять, за что заслуженно максимальную оценку и получил. В третьем семестре оказалось, что лекции уже были набраны до меня, набивать заново не пришлось, вот и сдал на четыре.

Физическое воспитание. Мехмат — уникальный факультет, где физкультура обязательна до конца 4-го курса! Ни на одном другом факультете такого нет. Сделано это с исключительно благой целью — чтобы студенты отвлекались от учёбы и не сходили с ума, объясняла старший преподаватель Надежда Андреевна. Благими намерениями, как говорится… Правда, напрягаться пришлось только первый семестр — я пошёл на лёгкую атлетику с абсолютно отмороженной тёткой, бегал как заведённый, занятия не пропускал, а в итоге пришлось ещё и бодаться с ней из-за зачёта. Потом я ушёл из той группы и навсегда забыл о проблемах с физкультурой: сначала я ходил к Палычу, где можно было не делать ничего, а потом — в бассейн по своему собственному расписанию.

Действительный анализ. Непреложная истина: чем халявнее лектор или семинарист, тем меньше знаний имеется у студентов. Семинаристом по действану у нашей группы был Сорокин, что говорит о том, что действан в нашей группе не выучил никто. Тем не менее многие получили хорошие оценки. Удивительно, что после этого я ещё и пошёл на кафедру ТФФА.

Классическая дифференциальная геометрия. Изумительный по своей бесполезности предмет. Я сдавал его три раза: первый раз я был замечен со шпорами и не решил задачу от Алании и в течение 5 минут отправился домой с двойкой. Пересдача происходила при удивительных обстоятельствах: вечером был полуфинальный матч Россия—Испания чемпионата Европы по футболу, и я сильно перебрал, заливая горе от нашего поражения. В 3 ночи я сильно пьяный пришёл в общагу и увидел соседа Вову, которому было ещё хуже. Вызов скорой помощи, попытки трезветь, попытки уснуть… В 10 утра я должен был пойти на пересдачу.

Я пошёл (надо ли оценивать уровень моих знаний?). Первым в дверях аудитории из наших экзаменаторов ближе к 11 утра шатающейся походкой появился Иван Алексеевич Дынников. Он окинул взглядом нас, двоечников и ушёл за кофе. Было понятно, что он тоже вчера болел за сборную. Ещё через час появился Панов с точно такой же тяжёлой головой. Ещё через несколько часов Дынников сбагрил меня с глаз долой с тройкой. А я только к этому времени успел окончательно протрезветь.

Третий раз я сдавал этот предмет уже на 5 курсе, но на отлично так пересдать и не смог. Сложно придумать более бредовый курс, чем это сделал Евгений Григорьевич.

В честь этой моей самой первой пересдачи у меня в комнате на стене долгое время висела памятная рамка с первой страницей его лекций, скачанных с DMVN.

Теория вероятностей. Летняя сессия на втором курсе не задалась не только из-за дифгема. Ситуацию подпортил ещё и тервер. Его я толком так и не выучил: на нудные лекции Прохорова ходили тоже только лишь фанаты, а семинары у Смирновой кроме как торжеством абсурда назвать нельзя. Благо, теория вероятностей используется и дальше, и у меня был шанс выучить её лучше и пересдать на 5 курсе на отлично.

В 17 лет Макар Волков нашел обобщение задачи Паппа Александрийского для "неклассических" арбелосов Архимеда - математической загадки, ключи к которой не могли подобрать лучшие умы несколько веков. Сейчас он студент 4-го курса мехмата МГУ. Как поступить в лучший вуз страны после обычной школы в провинции? В какие приметы не верят современные студенты? И почему математики никогда не останутся без работы? Об этом мы говорили с Макаром.


Макар Волков: Удивляюсь, когда слышу, что математика у нас в стране в упадке. Фото: Из домашнего архива

Макар, вы набрали высокие баллыпо ЕГЭ. Максимум по математике и еще по трем предметам - выше 90. Родители, наверное, много денег потратили на репетиторов?

Макар Волков: Я обошелся без репетиторов, хватило того, что давали в школе. Еще занимался на заочных курсах при МФТИ. Мне присылали по почте задания, я их выполнял и ждал ответ с разбором. Стоимость была минимальная, а потом это стало вообще бесплатно.

Очень помогли занятия в ростовском Центре дополнительного образования, тоже бесплатные. Там я познакомился с Михаилом Николаевичем Гуровым, он недавно стал учителем года России. Он-то и заинтересовал меня задачей Паппа Александрийского. Мы много общались и мне стало понятно, что математика - это не башня из слоновой кости, что у нее масса практических приложений, и без работы я не останусь.

И все-таки поступить в МГУ не у каждого получается. Какой в этом процент везенья?

Макар Волков: Не думаю, что везение играет существенную роль. Это не билет в Хогвартс, который внезапно оказывается у тебя руках. Это не волшебство, а большая работа.

Сейчас многие поступают в сильные вузы с периферии. Решает не география, а знания. Со мной учатся ребята из Кирова, Нефтекамска и из других городов. Кто-то из моих однокурсников набрал высокие баллы на ЕГЭ и поступил, другие стали призерами математических олимпиад.

Участие в олимпиадах - тоже хороший путь. На ЕГЭ предлагается много несложных задач, но можно сделать ошибку по невнимательности и не получить максимальный балл. Пожалуй, проще стать призером олимпиады. Таких турниров много, поэтому шанс неплохой.

В университете почувствовали себя в новой среде?

Макар Волков: Да, поначалу это было необычно - оказаться среди людей, которые поголовно увлечены математикой и разбираются в ней. Некоторые ребята пришли из столичных спецшкол с математическим уклоном. И то, что нам рассказывали на первом курсе, они уже знали. Я понял, что в чем-то отстаю. И мне придется заниматься больше.

Первое время так и было. Я даже волновался, получится ли освоить материал на таком уровне? Но в университете программа построена так, что можно втянуться. Надо не бояться поступать в сильные вузы, при желании справишься с любой программой.

О том, что на мехмате тяжело учиться ходят легенды. Есть даже такая песенка, ее придумали тоже математики: "вычисление предела частного может сделать из обычного человека несчастного". Это действительно так?

Макар Волков: Если кому-то кажется, что сложно учиться в школе или на курсах, то его ждет сюрприз. Умножайте в разы и получите какое-то представление о мехмате МГУ.

Сначала надеешься, что после первого курса будет легче, потом думаешь, что после второго, ну, после третьего уж точно… В результате, просто привыкаешь к колоссальным нагрузкам. Довольно много студентов отчислились или ушли в академический отпуск по разным причинам, в том числе, из-за больших нагрузок. Есть примета - перед экзаменом в полночь помахать зачеткой в окно и крикнуть: "Халява, приди!" Так вот, халява не придет. Я на себе проверил.

Но на мехмате очень дружелюбная атмосфера, если ты что-то не понял, можно спросить преподавателя, подумать вместе с одногруппниками. Есть два основных типа преподавателей. Первые - блестящие лекторы, все разложат по полочкам. А другие так увлекаются, что где-то на третьей доске вдруг обнаруживают, что вначале перепутали знак и советуют разбираться самостоятельно. Ты знаешь предмет в любом случае.

Где живете и на какие средства? Не голодаете?

Макар Волков: Живу в общежитии, в основном здании университета, в сталинской высотке. В комнате я один, это очень удобно. Занятия проходят в этом же здании, только на других этажах. Едим обычно в столовой, но иногда я готовлю сам. У меня хорошо получаются макароны с сыром и макароны с полуфабрикатами. Мой кулинарный эксперимент - брокколи.

За отличную учебу я получаю стипендию в 3 тысячи 200 рублей. Если учишься хуже, получаешь чуть меньше. Есть еще именные стипендии, они существенно выше. Чтобы ее получить, надо проявить себя, например, в спорте или в научной деятельности. Можно подрабатывать репетитором, но времени пока не хватает. В университете устраивают дни карьеры, это когда представители разных компаний присматриваются к студентам, а мы - к ним. Можно попробовать поработать, но снова возникает вопрос, где взять свободное время. Сейчас мне финансово помогают родители.

Можно как-то определить, что вот этот студент - будущий Перельман или Михаил Громов?

Макар Волков: Думаю, в таких вузах как МГУ от каждого студента можно много ожидать. Я знаю ребят, которые способны добиться в фундаментальных разделах серьезных результатов. У них глаза горят, когда перед ними стоит сложная задача.

Концентрация умных людей на мехмате очень высокая. Удивляюсь, когда слышу, что математика у нас в стране в упадке. Нет хороших специализированных школ, кризис с талантливыми преподавателями и учениками. Я вижу эту ситуацию совсем по-другому.

Читайте также: