Обеспечение безопасной работы детей за компьютером в домашних условиях

Обновлено: 01.05.2024

Как дружить с компьютером. Как правильно установить компьютер на рабочем столе. Сколько времени можно заниматься на компьютере школьникам?

Расплата за удовольствие

Сегодня компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они есть практически в каждом доме. Для детей и подростков компьютеры — это и источник получения информации, и развлечение.

С одной стороны, это очень удобно. Информацию, которую раньше можно было найти, лишь перелопатив десятки книг, теперь

можно за пару минут извлечь из Интернета. Да и компьютерные игры бывают весьма увлекательными — никто с этим не спорит.

Однако за такое удобство и удовольствие приходится платить, и речь сейчас идет не о ежемесячной оплате Интернета, а о здоровье. А это совсем не пустяк!

Никто не говорит, что от компьютера надо шарахаться как от чумы, но и проводить за ним чрезмерное количество времени тоже не стоит. Имей в виду, что от долгого сидения у экрана не только портится зрение, но и искривляется позвоночник. Впрочем, поговорим об этом подробнее.

Что такое гиподинамия?

От состояния позвоночника очень многое зависит, например, работа сердца, пищеварение и пр.

Основные правила, позволяющие снизить нагрузку на позвоночник

• Всегда держи спину ровно.

• Старайся не поднимать тяжелых предметов.

• Даже не слишком тяжелый предмет поднимай с пола, присев, а не наклонившись.

• Снизь до минимума асимметричные нагрузки на позвоночник.

• Больше двигайся — пусть мышцы спины будут в тонусе.

• Старайся как можно чаще висеть на турнике.

• Следи за своим весом.

• Выполняй упражнения для спины, правильно дозируя нагрузку.

• Проводи больше времени на свежем воздухе. Ежедневные пешие прогулки — залог здоровья твоего позвоночника.

Не сиди за компьютером подолгу

Если очень много времени проводить за компьютером, может начаться остеохондроз. Когда-то давно это заболевание настигало исключительно людей пожилого возраста, а сегодня оно омрачает жизнь детям и подросткам. И основными причинами этого недуга являются нарушение осанки и сидячий образ жизни.

Вряд ли, совершая какое-либо движение, ты задумываешься о том, что в этот момент происходит в твоем организме. А ведь практически каждое твое движение — это работа суставов и позвоночника. И опасность остеохондроза как раз и заключается в том, что негативные изменения происходят не только в межпозвонковых дисках, но и в суставах.

Ты ведь не хочешь, чтобы у тебя постоянно ныла спина, мучили головные боли, были землистый цвет лица и сутулые плечи? Конечно, не хочешь. А значит, твоя задача — как можно раньше обратить внимание на состояние своего позвоночника, на t— осанку и образ жизни.

Если ты заметила, что любые, даже самые небольшие толчки вызывают у тебя болезненные ощущения, скажи об этом маме — пусть она отведет тебя к хорошему врачу.

Как правильно организовать рабочее место

Рабочее место должно быть правильно организовано — ведь ты проводишь за своим столом достаточно много времени. И уроки делаешь, и в компьютерные игры играешь, и с друзьями общаешься.

• Высота стула должна соответствовать длине голени — тогда твои ступни не будут болтаться, а всей поверхностью встанут на пол.

• Глубина сиденья должна составлять две трети длины бедра.

• Держи спину прямо, стараясь опираться всей ее поверхностью на спинку кресла.

• Не забывай время от времени хотя бы просто менять положение ног.

Береги зрение!

Правила работы с компьютером:

• Нельзя сидеть близко к экрану — старайся выдерживать расстояние от глаз до монитора не менее 40 см (лучше больше).

• Яркость и контрастность не должны быть установлены на максимум.

• В настройках монитора необходимо установить режимы мерцания, благоприятные для глаз.

• Освещенность помещения должна быть такой, чтобы не было бликов на мониторе.

• Нужно использовать дополнительное боковое освещение, лучше слева. При этом лампа не должна светить в глаза.

• Нельзя сидеть за компьютером в сумерках или темноте.

Упражнения для глаз

• Отвернись от монитора и закрой глаза.

• Быстро 10 раз зажмурься, не разжимая век.

• Быстро 10 раз интенсивно поморгай. Старайся открывать глаза как можно шире.

• Помассируй виски у края глаз легкими круговыми движениями кончиков пальцев. При этом пальцы правой руки двигай по часовой стрелке, а пальцы левой — против.

• Повернись и зафиксируй взгляд на самой отдаленной точке, а потом плавно переведи взгляд на кончик носа. Делай это упражнение по 10 — 15 раз трижды в день.

Изолировать современного ребенка от компьютера невозможно. Потому прямая обязанность каждого родителя организовать необходимые условия в которых ребенок сможет играть и получать знания на компьютере.


ТОП 5 правил безопасного использования компьютера ребенком.

Правило 1: контроль времени пользования компьютера

Сохранить физическое и психологическое здоровье ребенка помогут ограничения пользования компьютером. Существует правило: время просмотра мультиков или игр на компьютере лучше выбирать в первой половине дня или после обеденного отдыха. Перед сном, а также в процессе приема пищи использовать компьютер или планшет для успокоения ребенка не стоит. Поток информации наоборот перевозбуждает детскую психику, что мешает правильному усвоению пищи и спокойному сну.


Время пользования компьютером для деток разных возрастных групп составляет:

  • младше пяти лет — 10 минут;
  • от пяти до семи лет — 20 минут;
  • от семи до одиннадцати лет — 30 минут;
  • старше пятнадцати лет — до двух часов.

Указанные нормы рекомендованы для здоровых деток. В период болезни игры на компьютере необходимо ограничить.

Важно: каждые пятнадцать минут игры ребенок должен делать перерыв.

Правило 2: контроль положения тела

Независимо от того, сколько лет ребенку, очень важно следить, чтобы во время игры за компьютером ребенок сидел правильно. Сохранить правильную осанку поможет специальное компьютерное кресло. Его специально изогнутая спинка поможет снять нагрузку на позвоночник, предотвратит развитие сколиоза, появление болей в суставах и голове. Важно подбирать модель стула под рост ребенка (ноги должны стоять на полу).


Секрет: альтернативой компьютерному креслу может стать обычный стул, при условии использования валика, подложенного на уровне физиологического изгиба позвоночника.

Правильная поза ребенка перед компьютером:

  • ступни ног стоят на полу или специальной подставке;
  • спина прямая, перпендикулярная полу;
  • руки согнуты в локтях;
  • голова слегка опущена вниз;
  • запястья рук чуть приподняты относительно столешницы.

Правило 3: оборудуем рабочее место

Важно чтобы при работе с компьютером монитор располагался не менее чем на 60 см от глаз. Изображение на экране должно быть на уровне глаз. Неправильно если ребенок сильно поднимает или опускает голову. Чтобы что-то рассмотреть на мониторе.


Помещение, где играет ребенок должно быть хорошо освещенным, но при этом необходимо следить, чтобы блики от настольной лампы, бра или люстры не падали на монитор ярким пятном.


Правило 4: гигиена

Несложные рекомендации поддержания чистоты мыши, клавиатуры, монитора, системника помогут сохранить здоровье ребенка:

  • в помещении, где находится компьютер необходимо проводить ежедневную влажную уборку, открывать окна на проветривание не менее чем на пятнадцать минут;
  • важно следить, чтобы монитор был чистым, так как пыль в разы увеличивает нагрузку на зрение. Помощники поддержания чистоты монитора — специальные важные салфетки;
  • клавиатура и мышь — рассадники бактерий, потому очень важно поддерживать их в чистоте, регулярно обрабатывая специальными антибактериальными растворами;
  • не реже одного раза в месяц системный блок необходимо очищать от скопившейся пыли при помощи пылесоса.


Правило 5: контроль содержания игр и посещения сайтов

С самого первого знакомства ребенка с компьютером родители должны оговорить момент, что можно, а что запрещено загружать. Для безопасности родителей существуют специальные программы контроля и блокировки запрещенных сайтов и программ. Также не лишним будет на первых порах использовать специальный таймер завершения игры по истечению определенного времени. Так ненавязчиво ребенок научится правильной работе за компьютером.


Чтобы сформировать правильные навыки и привычки эксплуатации компьютера, родители должны стать примером. Важно показать ребенку, что компьютер в первую очередь это источник информации. Пусть для ребенка обучение и работа на компьютере будут в приоритете, а игры станут приятным дополнением.

Правила пользования компьютером для детей

Рекомендуемые нормы использования компьютерной техники делятся на три важных направления:

  • Временные рамки;
  • Контроль за контентом и правильное положение тела;
  • Правила использования.

Каждое из этих направлений нужно знать и применять, чтобы избегать нежелательных последствий от использования компьютера детьми.

Оптимальное время пользования

Изучая влияние компьютера на детей, психологи, педиатры и педагоги приходят к выводу, что для каждой возрастной категории необходимо соблюдать следующие ограничения по времени пользования:

  • 2-3 года: занятие не должно превышать 10 минут, оптимально ограничиться 5 минутами. Еженедельно не более 3 занятий;
  • 3-4 года: максимальное время на занятие — 15 минут, но стараться уложиться в 10. В неделю 3 подхода;
  • 4-5 лет: не более 20 минут, оптимально – 15. Заниматься через день, давая крохе время на адаптацию;
  • 5-6 лет: до 30 минут. Исключение можно сделать для просмотра полнометражного мультфильма вместе с родителями, желательно делать небольшие перерывы каждые 30 минут для обсуждения сюжета и разминки для глаз. Играть в компьютерные игры не более 15 минут.

Для оптимизации временных рамок желательно установить определенное время, когда малыш будет заниматься. Наиболее подходящий отрезок в первой половине дня или после обеденного сна. Не рекомендуют заниматься перед сном или приемом пищи: большой поток информации перевозбудит кроху, что помешает спокойно заснуть или снизит аппетит.

Все временные ограничения должны быть оговорены с ребенком, он должен четко понимать, что компьютер — средство получения знаний, а не активное развлечение. Постепенно приучайте к дозированному использованию гаджетов, давая выбор среди интересных занятий вне монитора.

Безопасность ребенка за компьютером

Важную роль в получении положительного эффекта от обучения на компьютере играет соблюдение правил безопасности, правильного положения ребенка. Уже с первых дней знакомства ребенка с компьютером следите за выполнением следующих условий:

  • Положение тела должно быть правильным — во время работы за компьютером малыш не должен сутулиться. Для этого важно подобрать правильную высоту стула, при необходимости, предложить подставку под ноги. Если малыш просто смотрит, не работая мышкой или клавиатурой, то посадите его в правильном положении на стул и периодически проверяйте;
  • Контролируйте освещенность помещения при работе. Свет должен быть довольно ярким, не создавать блики на экране;
  • При работе за компьютером монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см, при просмотре видео оптимально расположение ребенка в трех метрах от экрана, изображение должно быть на уровне глаз. Не стоит допускать, чтобы ребенок поднимал голову или изменял направление взгляда;
  • Обучите кроху делать разминку для глаз и проводите ее регулярно.

Безопасность использования и уход за техникой

Кроме требований по времени и положению тела ребенка, рекомендуют учитывать следующие моменты:

Соблюдая эти простые правила, сможете использовать компьютер в качестве вашего помощника, избежать негативных последствий и развивать ребенка.

Режим использования компьютера

Время на занятия с компьютером рекомендуется установить с самого первого занятия крохи. Оговорите все нюансы работы, правила поведения и возможности. Никогда не нарушайте установленных вами норм.

Для соблюдения правил установите на компьютер специальные программы для блокировки нежелательных сайтов и программ, используйте таймер для завершения работы по истечении установленного времени. Постепенно навыки работы с компьютером у ребенка будут развиваться, поэтому стоит регулярно проверять, не обходит ли ваши запреты кроха, не нашел ли неведомый для вас нежелательный ресурс или игру.

Чтобы способы контроля сработали, соблюдайте важное условие: родители должны быть примером. Покажите малышу, что за компьютером люди работают или учатся, но не проводят большую часть времени в играх.

Ключевые понятия: персональный компьютер, глобальная вычислительная сеть Интернет, угроза безопасности, информационная безопасность, программа – фильтр, культура безопасности, политика информационной безопасности, здоровьесберегающая технология.

Цели и задачи: обеспечить охрану здоровья ребенка при работе с компьютером, обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет, привлечь родителей к решению данных проблем.

Результаты: организация оптимального режима работы детей при работе с компьютером, соблюдение санитарно - гигиенических норм учащимися при работе с компьютером, обеспечение доступа только к образовательным ресурсам Интернет во время урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышение уровня информационной культуры учащихся и учителей.

Критерии оценивания результатов:

  • наличие уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами;
  • режимы работы кабинетов с установленными компьютерами;
  • количество детей, прошедших инструктаж по информационной безопасности при работе в Интернет;
  • количество родителей учащихся, осведомленных о проблемах информационной безопасности детей в Интернет;
  • наличие общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет;
  • количество компьютеров, подключенных к Интернет, с установленными программами-фильтрами.

Содержание

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Многообразие источников и видов информации не должна стать препятствием для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для развития информационной компетентности.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. Да и современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.

Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активностьучащихся на уроке.
  2. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
  3. Экономится время и предоставляется возможность решения большего числа задач.
  4. При проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. При современном уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и нервное переутомление.

Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых "Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в издательстве "София": «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен".

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работу по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка можно разделить на две составляющие:

  1. соблюдение санитарно – гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей;
  2. обеспечение информационной безопасности.

Выполнение этих условий необходимо выполнить не только школой, но и родителями дома.

I этап

Организация режима работы на компьютере:

  • разработка и утверждение режима работы кабинетов с компьютерами (Приложение 1);
  • проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в кабинетах с установленными персональными компьютерами (Приложение 2);
  • оформление уголков безопасности с размещением в них всех инструкций, физических упражнений и упражнений для глаз при работе за компьютером (Приложение 3);
  • организация и проведение физкультминуток при проведении занятий (Приложение 4);
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму работы детей за компьютером.

II этап

Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  1. ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  2. блокировать доступ к некоторым сайтам,
  3. блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
  4. запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

III этап

Обеспечение информационной безопасности работы в Интернет.

Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.

В школе создан Общественный Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная функция Совета – контроль использования учащимися ресурсов сети Интернет. Разработан пакет документов, регламентирующий работу Совета:

  1. Положение об Общественном совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (Приложение 6);
  2. Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы №13 и членов Общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет (Приложение 7).

В помощь классным руководителям для проведения классных часов и родительского лектория разработаны:

  1. Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет (Приложение 8)
  2. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.

В помощь учителям-предметникам разработаны методические рекомендации:

  1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте;
  2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

Читайте также: