Нужно ли знать о профессиях и зачем 2 класс

Обновлено: 17.05.2024

Каждый человек как минимум раз в жизни (а порой и больше) сталкивается с серьезной проблемой – выбор профессии и способа ее освоения. Давайте разбираться, что же это такое, какую роль специальность играет в жизни человека и какие существуют способы профессиональной подготовки.

Каждый человек как минимум раз в жизни (а порой и больше) сталкивается с серьезной проблемой – выбор профессии и способа ее освоения. Давайте разбираться, что же это такое, какую роль специальность играет в жизни человека и какие существуют способы профессиональной подготовки.

Что такое профессия?

Профессия представляет собой специфическую деятельность человека, знания и навыки по которой он обретает исключительно после обучения в специальном учебном центре. По сути, это раскрываемый на протяжении всей жизни потенциал индивида с учетом его возможностей и способностей. К сожалению, далеко не каждому человеку удается правильно выбрать для себя будущую специальность, поэтому некоторые из нас сталкиваются с необходимостью дополнительно обучаться, осваивать новые профессиональные горизонты неоднократно: по собственному желанию, по требованию руководства и пр.

Что такое профессия?

Что дает получение профессии?

На сегодняшний день более 99% видов трудовой деятельности требуют наличия соответствующего образования: знаний и навыков, качеств и пр. Поэтому абитуриент должен грамотно и ответственно подойти к выбору будущей трудовой деятельности и специализации, которая фактически отнимет у него около 30-50% его жизни и досуга.

Профессия – это деятельность, требующая длительной и особой подготовки. Притом в большинстве случаев освоение специализации происходит на теоретическом уровне, а применение полученных знаний осуществляется уже в процессе работы. В этом и проявляется взаимосвязь профессии и работы (профессиональной деятельности).

Какие бывают профессии?

В настоящее время действует свыше тысячи специализаций и направлений подготовки, трудовой деятельности. Каждая из них по-своему уникальна, требует наличия конкретных представлений и умений. Все профессии можно разделить на сектора (по отраслевой и научной принадлежности): экономические, технические, строительные, педагогические, психологические и пр.

Независимо от сферы деятельности каждая профессия предполагает выполнение конкретных обязанностей, знание выбранной отрасли и специфики работы, наличие определенных представлений и навыков в рамках специальности. Фактически без наличия профессионального образования освоить желаемый профиль, направление не удастся.

Типы профессий

Направления в профессионально-трудовой деятельности человека

Чем выше уровень знаний, навыков специалиста, тем выше его шансы на трудоустройство в престижную компанию, продвижение по карьерной лестнице, получение достойного и высокого дохода и пр.

Также существуют профессии, не требующие долгого обучения. Для их освоения достаточно пройти небольшие курсы по подготовке, тренинги, получить соответствующее удостоверение – допуск к работе. К этому разряду относят частных охранников, операторов и диспетчеров и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Любая специальность – прикладное направление, даже если исследователь посвятил свою жизнь науке, гуманитарии и пр. В любом случае ему предстоит выполнять определенные обязанности на работе, проводить какие-либо мероприятия/действия/эксперименты для получения конкретного результата.

Как и где освоить профессию?

На сегодняшний день существует масса способов профессиональной подготовки. Все зависит только от желания, возможностей и стремления абитуриентов.

Профессиональной подготовкой квалифицированных кадров в стране могут заниматься только образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования: СУЗы (училища, колледжи, техникумы) и ВУЗы. Притом учебный центр обязан иметь соответствующую лицензию, своевременно проходить аккредитацию (для выдачи дипломов об образовании государственного образца и предоставления студентам всех причитающихся им по закону льгот).

Формула выбора профессии

Как понять, какая профессия Вам подходит?

Важно помнить, что в СУЗах студенты осваивают программу бакалавриата, а в ВУЗе возможности и перспективы шире: можно поступать как на бакалавриат, так и в магистратуру, при желании связать свою жизнь с наукой – продолжить обучение в аспирантуре.

Программа бакалавриата предполагает освоение азов профессии, магистратура дает более узкие знания и навыки в рамках выбранной специализации, выпуская более подготовленных к суровым реалиям специалистов.

Освоить профессию можно в разных форматах: очно (посещая все занятия в ВУЗе, при этом совмещать учебу и работу законно невозможно), заочно (посещая учебный центр во время сессии и аттестации), дистанционно (это относительно новая версия профподготовки, когда обучение возможно в любом удобном месте с помощью подключения к сети Интернет).

Как и где освоить профессию?

Получить профессию в современном мире

На сегодняшний день с развитием интернет-технологий появилось много новых направлений трудовой деятельности, которые можно освоить в онлайн-школах, бизнес-центрах, а также на курсах по переподготовке кадров. Они связаны преимущественно с работой за компьютером, в различных программных приложениях и на специальных платформах. К таким видам относят графического дизайнера, онлайн-маркетолога, программистов, различных аналитиков, специалистов по продвижению аккаунтов и пр. к числу наиболее престижных и популярных онлайн-площадок по подготовке специалистов относят SkillBox, который успешно взаимодействует с такими структурами, как Сбербанк, АльфаБанк, Яндекс, Мегафон и пр.

Обратите внимание, что независимо от специфики выбранной специальности, каждый студент будет обязан следовать учебному плану, выполнять домашнее задание, писать курсовые, контрольные, лабораторные и иные работы, а для получения заветного диплома – сдавать ГОСы и защищать ВКР. Эта участь неизбежна для всех учащихся СУЗов и ВУЗов без исключений!

Выбирайте ту форму обучения и учебный центр, профессию, которая Вам подходит, пригодна для дальнейшего использования, востребована на рынке труда и позволяет раскрыть ваши возможности, предоставляет хорошие перспективы.

Роль профессии в жизни человека

Правильный выбор профессии

Как профессия влияет на жизнь человека в целом?

Презентация на тему: " Все профессии важны. Вопросы для обсуждения Профессия- что это? Профессия- что это? Нужно ли знать о профессиях? Зачем? Нужно ли знать о профессиях? Зачем?" — Транскрипт:

1 Все профессии важны

2 Вопросы для обсуждения Профессия- что это? Профессия- что это? Нужно ли знать о профессиях? Зачем? Нужно ли знать о профессиях? Зачем? Где пригодится это знание? Где пригодится это знание? Чему тебя может научить знание о профессиях? Чему тебя может научить знание о профессиях?

3 Вопросы перед началом работы Что ты знаешь о профессиях? Что ты знаешь о профессиях? Как узнать больше? Как узнать больше? Что и кто поможет узнать больше о профессиях? Что и кто поможет узнать больше о профессиях?

4 Вопросы, на которые мы будем искать ответы Что такое профессия? Что такое профессия? Какие профессии есть в моей семье? Какие профессии есть в моей семье? Какие профессии есть в нашем посёлке? Какие профессии есть в нашем посёлке? Чем занимаются люди этих профессий? Чем занимаются люди этих профессий? Какие бывают редкие профессии? Какие бывают редкие профессии?

5 Как мы будем готовить ответы на поставленные вопросы 1.Выберем вопрос, на который будем искать ответ 2.Распределим между собой виды работ 3.Найдём необходимую информацию 4.Оформим собранную информацию 5.Подготовим статью по теме 6.Составим отчёт о своей работе 7.Представим презентацию

6 Наши группы Корреспонденты ( собирают сведения о профессиях родного посёлка) Корреспонденты ( собирают сведения о профессиях родного посёлка) Журналисты ( собирают информацию о профессиях своей семьи) Журналисты ( собирают информацию о профессиях своей семьи) Любознательные ( ищут сведения о малознакомых профессиях :океанолог, спелеолог, энтомолог, ихтиолог, орнитолог, кинолог…) Любознательные ( ищут сведения о малознакомых профессиях :океанолог, спелеолог, энтомолог, ихтиолог, орнитолог, кинолог…)

7 Вопросы для интервью Фамилия, имя человека, с кем беседуем Фамилия, имя человека, с кем беседуем Какую профессию он имеет? Какую профессию он имеет? Где учился этой профессии? Где учился этой профессии? Сколько лет работает по данной профессии? Сколько лет работает по данной профессии? Чем занимаются люди этой профессии? Чем занимаются люди этой профессии? Чем интересна? Чем интересна? Что трудного? Что трудного? По каким предметам потребуются расширенные знания, чтобы в будущем получить такую профессию? По каким предметам потребуются расширенные знания, чтобы в будущем получить такую профессию? …… ……

8 Требования к оформлению работы 1.Работа должна быть представлена в виде презентации 2. Информация должна быть понятной и соответствовать требованиям оформления 3. К презентации должен прилагаться текст статьи по представленной теме

9 Требования к написанию отчёта Тебе понравилось работать над этим проектом? Тебе понравилось работать над этим проектом? Расскажи, что ты сделал для получения результата? Расскажи, что ты сделал для получения результата? Чем результат похож и чем отличается от твоего желания? Чем результат похож и чем отличается от твоего желания? Какая информация для тебя была полезна? Какая информация для тебя была полезна? Кто тебе помогал? Кто тебе помогал? Что тебе давалось легко? Что тебе давалось легко? Что было трудным? Что было трудным? Чему ты научился в ходе работы над проектом? Чему ты научился в ходе работы над проектом?

10 Критерии оценки работы над проектом Вид работы баллы Интервью Оформление работы в виде презентации Качество статьи Всего баллов ( максимум 5 баллов за каждый вид работы)

11 Оценка результатов деятельности учащихся в виде презентации Содержание презентации Критерии Презентация включает проблему, цели исследования, ход, выводы и предложения. Есть иллюстрации в виде фотографий, графиков, видеозаписей. Есть ссылки на источники информации 4 Презентация включает проблему, цели, ход исследования, выводы и предложения. Изложение результатов иллюстрируется некоторыми примерами. Есть ссылка на источники информации. 3 Презентация включает проблему, цели исследования, ход, выводы. Есть ссылка на источники информации. 2 Презентация включает проблему, цели исследования. Выводы отсутствуют или не подтверждаются материалами исследования. 1

12 Оценка результатов деятельности учащихся в виде статьи Содержание статьи критерии Тема раскрыта, статья иллюстрирована 4 Тема раскрыта. Изложение результатов иллюстрируется некоторыми примерами. 3 Тема раскрыта не полностью, но статья освещает наиболее важные аспекты темы 2 Статья не раскрывает тему 1

13 Анкета для родителей и учащихся 1.Какую помощь вы можете оказать детям в ходе реализации проекта( для родителей)? Что вы можете сделать совершенно самостоятельно? Какая помощь вам потребуется, где вы её можете помучить? ( для учащихся)? 2.Напишите свои критерии оценки работы детей: - Сбор материала - Оформление презентации - Написание статьи 3.Поставьте баллы по значимости ( в пределах 10)

14 Памятка ученикам для работы по составлению рассказа ( статьи) Составь план рассказа, подбери ключевые слова Составь план рассказа, подбери ключевые слова Помни о частях рассказа ( начало, основная часть, заключительная часть) Помни о частях рассказа ( начало, основная часть, заключительная часть) Подумай, как ты оформишь рассказ Подумай, как ты оформишь рассказ Знай, что оцениваться будет оригинальность, красочность оформления Знай, что оцениваться будет оригинальность, красочность оформления

Конспект урока и проект по окружающему миру для 2 класса по теме "Профессии" программа "Школа России".

Оценить 904 0

Цель:формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.

Задачи: Образовательные: • обогатить знания о разнообразии профессий, их роли и экономике и жизни людей; начать подготовку к вы­полнению проекта. Развивающие: • развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять), развивать исследовательские способности. Воспитывающие: • способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; • воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

I . Организационный момент.

-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов сегодня трудиться и получать знания!

II . Самоопределение к деятельности

-Я буду читать начало предложения, а вы заканчивайте одним словом.(хором)

В доме свет провёл…монтёр

В шахте трудится…..шахтёр

В жаркой кузнице……кузнец

Кто всё знает-молодец!

-О чём говорится в этом стихотворении?

III .Постановка учебной цели

Сегодня мы с вами проведём урок- исследование. Какая тема нашего урока прочитайте в учебнике на стр 124.

-Вы согласны с этим утверждением?

-Нам необходимы и врач, и строитель, и учитель, и многие другие специалисты. Давайте попробуем сегодня проверить правильность этого высказывания.

-Прочитайте, на какие вопросы мы с вами сегодня будем отвечать. Какие у нас есть помощники для исследования?

-Нужно ли знать о профессиях? Зачем?

IV . Первичное изучение нового материала.

-Как понимаете что такое профессия?

1.Составление кластера( на доске)

С чего начинается профессия?(со школы) Нужно хорошо учиться, чтобы получить хорошие знания.

-Прочитайте,что говорится об этом в толковом словаре.Слайд 3

Профессия-это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

2. Отрасли экономики и профессии.

-Вспомните отрасли экономики, которые мы изучали недавно. Подумайте, какие профессии с ними связаны?Чем занимаются люди этих профессий?

- Давайте вспомним отрасли экономики и назовем профес­сии, с ними связанные.

(Учитель называет профессии, а учащиеся определяют, с какой отраслью они связаны)Слайды 4-10

Промышленность.(Сталевар, ткачиха, металлург, кузнец.)

Сельское хозяйство.(Доярка, комбайнер, агроном, полевод, зоотехник, пчеловод.)

Торговля.(Продавец, кассир.)

Транспорт.(Водитель, контролер, шофер, лётчик.)

Строительство.(Каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик.)

-Чем занимаются люди этих профессий?

-Какие профессии важнее?

Каменщик из кирпичей

Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)

Я — маляр, я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)

и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.)

Я — электрик.

Только лампочку вкручу.

И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.)

VI . Первичное закрепление изученного

1. Прочитаем и обсудим.

Где происходил разговор? (В вагоне поезда)

О чём спорили люди?

Какое одно общее дело их связывало? (Производство хлебо-булочных изделий) 2.Работа в группе

-Расскажите о взаимосвязи труда людей различных профес­сий.

Первая группа, при строительстве дома, вторая, при изготовлении хлеба.

(Например:профессия строителя связана с профессиями штукатура, шо­фера, электрика, водопроводчика, газовщика и т. д.)

Небо, штурвал, самолет, аэропорт.

Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.

Провода, столбы, выключатель.

Книги, полки, выставка книг.

Дети работают в парах самостоятельно.

- Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию. Слайд 12-19

А теперь проверим правильность написания профессий

VII .Работа над проектомСлайд20

-Над каким проектом мы начали работать?

-Что вы должны были составить дома? Кто вам помогал?

-А для чего мы это делали?(Чтобы узнать о профессии своих родителей, рассказать об этом одноклассникам.)

Слушают рассказы 2-3 учащихся.

Оцените рассказы своих одноклассников.

VIII .Рефлексия.

В конце любого исследования нужно обобщить результаты и сделать выводы.

-Подумайте, на все вопросы мы ответили?

Ученик читает вывод мудрой черепахи.

Слайд 21. Проведя исследование:

Мне хотелось бы еще узнать …

Какая профессия самая важная?

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся рисуют смайлики и объясняют свой выбор.)

- На свете много разных профессий, каждая необходима и важна.

• А кем хотели бы в будущем стать вы?

У вас на партах лежат ЗВЁЗДОЧКИ. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках с одной стороны, а с другой - свою фамилию и имя. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до окончания школы. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.

Автор: Макаренко Татьяна Александровна, к.п.н, доцент каф. педагогики

Образовательное учреждение: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Краткое описание: Занятие направлено на помощь ученикам старших классов в выборе профессии. Даются понятия: профориентация, классификация профессий, карьера.

Выбор профессии. Профориентационное занятие для старшеклассников

Цель: дать учащимся видение на перспективы саморазвития, самовоспитания, самообразования через профессиональное самоопределение. В ходе занятия учащиеся узнают о понятиях: профессия, специальность, классификация профессий, карьера. Научатся строить профессиональный план, задумаются о сложностях профессионального мира.

Дорогие ребята! Вы уже знаете, куда будете поступать учиться после школы? Что вам советуют родители? Что по поводу этих советов думаете вы? Согласны ли вы с тем, что хотят от вас ваши родители?

Зачем человеку нужна профессия?

Почему нам сложно определиться при выборе профессии?

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющий весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают самого человека, так и все общество. По данным американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производитель труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Помочь решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация.

Как вы думаете, чем занимается профориентация?

Профориентация – это комплекс медицинских и психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройства людей с учетом их индивидуальных качеств и потребностей народного хозяйства. Систематическая работа по профориентации является частью воспитательной работы учебных заведений.

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии.

Профессия определяет также положение человека в обществе, характеризует его рядом социальных признаков. Как и этническая, религиозная, семейная принадлежность, принадлежность к какой-либо профессии – один из ярких признаков человека. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей, так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, среду обитания.

Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии.

Вспомним школу и скажем, какие специальности имеет профессия учитель. А врач?

В связи с многообразием профессиональной деятельности, а в мире насчитывается около трехсот тысяч профессий и специальностей, исследователи пытаются их классифицировать.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. В мире существуют тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

Классификация профессий – объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существуют несколько различных классификаций профессий.

Профессии можно разделить на две группы по характеру труда (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

Профессии различаются также по уровню квалификации, требующиеся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);

б) профессии, требующие высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования (оператор, бухгалтер);

в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, продавец);

г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабочий, грузчик).

Существует и классификация профессий по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство и др.).

Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е.А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

Тип профессии – группа профессий, сходных по предмету труда. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире много, то и предметов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется пять типов профессий (Е.А. Климов).

Типы профессий, в свою очередь делятся на классы. Класс профессий – группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: исполнительский и творческий.

  • Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
  • Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Несомненно, выбор профессии – это трудное дело, и вы можете попасть в некоторые ловушки.

Перенесение своего отношения к человеку на профессию

Например: Мне нравится дядя Коля, он работает сантехником, я хочу стать как он.

Выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств

Например: моя подруга собралась поступать в медицинский и я вместе с ней.

Незнание своих способностей.

О способностях надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в разной деятельности.

Увлечение внешней стороной профессии

Например: я буду военным, они носят красивую форму, подтянуты и красивы. Я буду стюардессой, буду летать в разные города.

Незнание медицинских противопоказаний

При выборе профессии необходимо учитывать требования будущей профессиональной деятельности к здоровью человека. Например:

1. При аномалии скелетно-мышечного аппарата нельзя длительно стоять на ногах, носить тяжести, применять физическую силу: каменщик, токарь, учитель, продавец, грузчик, кузнец, повар и др.

2. Недостатки органов чувств (слух, зрение, обоняние, органов вкусовой чувствительности) противопоказаны для следующих профессий:

Нарушение слуха: водитель, учитель, оператор, музыкант и др.

Нарушение зрения: водитель, слесарь, киномеханик, сварщик, сборщик, художник, программист и др.

Нарушение обоняния: работники парфюмерной и пищевой промышленности и др.

Нарушение органов вкусовой чувствительности: дегустатор, повар и др.

3. Расстройства нервной системы (головокружения, дрожание рук и т.п.): работа на высоте, на транспорте, деятельность, требующая точности исполнения (ювелир, часовщик и т.д.).

4. Болезни внутренних органов:

При нарушении сердечно-сосудистой системы нельзя находиться долго в помещениях с повышенным температурным режимом, атмосферным давлением (повар, сталевар, шахтер и т.д.). При заболеваниях дыхательной системы противопоказана деятельность в запыленной, загазованной местности, а также при низком атмосферном давлении.

Феномен обесценивания группы профессий

Стереотипы. Например: многие профессии мы относим к мужским и ли женским.

Недостаточная информированность. Молодые люди знают недостаточно много профессий. Те профессии, которые могут назвать, порой недостаточно хорошо представляют какое содержание труда они имеют.

Насыщение труда интеллектуальным содержанием

Человеку постоянно требуется повышать свой профессиональный уровень посредством курсов повышения квалификации или переквалификации. Это происходит потому, что информация быстро устаревает и научные технологии все более усовершенствуются. Например: телемастер. Совсем не так давно телевизоры были ламповые, сейчас электронные. Если телемастер не пройдет повышение квалификации, то останется без работы.

Изменчивость мира профессий

Некоторые профессии, в связи с тем, что происходит насыщение труда интеллектуальным содержанием и внедрением компьютерных технологий исчезают и появляются новые. Например: сейчас нет такой профессии как секретарь-машинистка, а появилась профессия секретарь-референт. Сейчас исчезли такие профессии как лакей, кучер, извозчик и т.п. Зато появились: сетевой администратор, программист и т.п.

При составлении профессионального плана выделяют: цель, пути и средства достижения намеченной цели. Профессиональных планов должно быть несколько, так как наша жизнь динамична и изменчива, вносит определенные коррективы в планирование профессионального пути.

Для планирования своего профессионального пути часто ис¬пользуется схема планирования, разработанная Е.А. Климовым. Личный профессиональный план включает:

  • главную цель (Кем я буду? Чего достигну?);
  • цепочку более отдаленных конкретных целей (Где буду учить¬ся? Первая работа, дальнейшие перспективы);
  • пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т.п.);
  • возможные внешние препятствия;
  • свои возможности;
  • запасные варианты.

Перед каждым человеком возникает вопрос, в какой области деятельности он может себя реализовать и не просто реализовать, а выстроить будущую профессиональную карьеру. Кем вы видите себя через 10,20 лет? Нужно ли думать сейчас об этом? Будите ли делать карьеру по должностям и доберетесь ли вы до вершины или станете хорошим мастером своего дела, и вас будут уважать как компетентного профессионала?

Планируя свою карьеру, выбирая профессию, человеку неизбеж¬но приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Сведения можно найти в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), справочной литературе, сети Интернет, личных контактах с людьми, обладающими необходимой информацией, у профконсультантов и т.п.

1. Высшее воинское звание во флоте (адмирал)

3. Мастер своего дела, а еще пилот высокого класса (ас)

4. Специалист по изучению наследственности (генетик)

5. Мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику (гончар)

6. Специалист, изучающий рыб (ихтиолог)

7. Работник, изготовляющий различные сладости (кондитер)

8. Специалист по разведению северных парнокопытных животных (оленевод)

9. Область медицины, изучающая орган зрения (офтальмология)

10. Наука об ораторском искусстве (риторика)

11. Мастер, занимающийся выделкой мехов (скорняк)

14. С кем связана деятельность специалиста–кинолога? (с собаками)

15. Специалист, составляющий карты? (топограф)

16. Люди, какой профессии мало проводят времени на земле? (летчик)

Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А.

Основы профориентологии: учеб. Пособие для бакалавров / А.В. Мордовская, С.В.

Панина, Т.А. Макаренко. – 2-е изд – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 237 с.

Читайте также: