Нужно ли сдавать сведения о трудовой деятельности если ничего не менялось

Обновлено: 20.05.2024

Нужно ли сдавать нулевой СЗВ-СТАЖ, если нет сотрудников, — нет, это не предусмотрено бланком отчета и действующим законодательством. Персонифицированные формы ПФР принимает только по конкретным гражданам. Если работает только директор, заполняйте данные на него.

Обязательные отчеты в ПФР

Форм, обязательных для сдачи в Пенсионный фонд РФ в 2021 году, несколько — СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и др. Кроме обязательной отчетности, сотрудники ПФР вправе запрашивать иную информацию. Например, сведения о страховом стаже специалистов за прошедшие периоды. Бланки и сроки предоставления таких данных обычно отражаются в письменном запросе о предоставлении сведений. Основные отчеты являются персонифицированными, поэтому нулевая отчетность в ПФР в 2021 году действующим законодательством не предусмотрена. В любой организации всегда есть директор, который работает даже при отсутствии деятельности. Отчетность заполняется на него.

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заполнять СЗВ-СТАЖ в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

Позиция ПФР

Пенсионный фонд постоянно информирует работодателей об особенностях сдачи отчетов. Неоднократно выпускались разъяснения ПФР, нужно ли сдавать СЗВ-СТАЖ при нулевой отчетности, в последних из них высказана однозначная позиция о том, что отчитываться необходимо даже в том случае, если с директором — единственным учредителем не заключен трудовой договор, а других работников в организации нет. Существует особенность составления отчета в этой ситуации. На единственного учредителя-руководителя без трудового договора подается СЗВ-М каждый месяц.

Форму СЗВ-ТД оформлять на руководителя, с которым отсутствует трудовой договор, не требуется. Этот персонифицированный отчет сдают только в случае возникновения трудовых отношений в форме, установленной Трудовым кодексом РФ.

СЗВ-СТАЖ без работников: сдавать в ПФР или нет

СЗВ-СТАЖ сдают все организации с наемными работниками. По закону нулевым СЗВ-СТАЖ быть не может. Даже если в организации есть только генеральный директор, который является единственным учредителем, сдается нулевая отчетность по СЗВ-СТАЖ для организаций по упрощенной системе за 2021 год или по другим системам налогообложения. Годовая форма СЗВ-СТАЖ не предусматривает сдачу отчета с пустыми полями, необходимо указывать данные того, кто фактически работает. Если не заполнить табличную часть (будут отсутствовать записи о застрахованных лицах), то отчет не пройдет логический контроль ПФР и его не примут.

Нулевая СЗВ-СТАЖ за 2020 год

Нулевая форма СЗВ-М в ПФР

Если в компании имеется хоть один работник, с которым заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера, то сдавать СЗВ-М нужно. Причем должность этого работника не имеет значения. Данная оговорка напрямую касается директоров и управляющих компаний.

В отчетность включают сведения о застрахованных лицах, с которыми в отчетный период были заключены трудовые договоры или договоры ГПХ. Даже если в текущем месяце отсутствует обязанность исчислить и уплатить страховые взносы по таким сотрудникам, СЗВ-М сдать придется. Например, если работники отправились в длительный отпуск за свой счет, то за них отчитываются в Пенсионный фонд на общих основаниях.

Если в отчете указать сведения о застрахованном лице с ошибкой, то за это выпишут штраф 500 рублей. Аналогичное наказание предусмотрено и за каждого специалиста, которого забыли указать в отчетной форме.

Чтобы избежать санкций, подготовьте нулевую отчетность в Пенсионный фонд СЗВ-М. Это придется сделать и в следующих случаях:

  1. Деятельность ИП или компании приостановлена.
  2. Деятельность имеет сезонный характер и наступил мертвый сезон.
  3. В компании нет сотрудников, только директор.
  4. С единственным директором не заключен трудовой договор.
  5. Начисления в пользу сотрудников отсутствуют.
  6. Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Ответственность за отсутствие нулевых отчетов в ПФР

За непредставление обязательных отчетов в Пенсионный фонд для российских организаций предусмотрены значительные штрафы. Так, за несвоевременно сданный СЗВ-СТАЖ компанию оштрафуют на 500 рублей за каждое застрахованное лицо, которое следует указать в данной форме. То есть если в компании 10 человек, за просрочку сдачи СЗВ-СТАЖ придется заплатить 5000 рублей.

Форма подается ежемесячно, поэтому при нарушении сроков несколько раз сумма штрафа возрастает. Многие компании, опасаясь штрафов, не рискуют и сдают нулевую отчетность. Чтобы разобраться в том, стоит ли отправлять нулевые отчеты, напомним условия их заполнения.

ТОП-20 вопросов об электронных трудовых книжках и СЗВ-ТД

1. С 2020 года работодатель вносит данные в форму СЗВ-ТД на основании кадровых изменений. Но как посмотреть данные прошлых лет и предыдущих работодателей у работников с электронной трудовой?

Закон не требует конвертации всей бумажной трудовой. В электронную базу попадают только новые сведения, произошедшие в кадровом пространстве после 1 января 2020 года. По другим периодам подтверждением служит старая трудовая. Поэтому бумажную книжку нужно обязательно сохранить.

2. Менеджер принес заявление о переходе на ЭТК. Когда ему отдать бумажный вариант?

Сразу же — так вы освободитесь от ответственности за ведение и хранение книжки (ст. 66.1 ТК РФ). Однако вы можете продлить срок возврата трудовой локальным актом, но не дольше, чем до 1 января 2021 года.

4. Если в декабре 2020 года работники решатся оставить бумажные трудовые, то информацию по СТД нужно подать на всех одновременно до 15 января 2021 года?

Да, если по работникам в течение 2020 года не было кадровых мероприятий.

5. Некоторые лица совмещают несколько должностей в компании. Нужно ли прописывать в СЗВ-ТД и электронной трудовой книжке информацию об оформлении или прекращении внутреннего совмещения?

Нет, не нужно — дополнительный договор по внутреннему совмещению не составляют. В данном случае электронные трудовые книжки совместителей не нужны.

6. Мы перевели сотрудника на временную работу. Нужно ли отражать эту информацию в СЗВ-ТД?

7. Нужно ли привести должности в соответствие со справочником ЕТКС?

Если определенным должностям и профессиям положены льготы или предписаны ограничения в соответствии с ТК и ФЗ, то их наименования должны соответствовать единому тарифно-квалификационному справочнику (ПФР, Постановление Правления №730п от 25.12.2019).

8. Нужно ли направлять СЗВ-ТД при смене названия должности сотрудника?

Да, нужно, поскольку такую запись в бумажной трудовой делали и раньше.

9. Сотрудник устроился в компанию в 2013 году, а увольняется — в 2020-ом. За это время его должность не менялась. Что в таком случае нужно указать в СЗВ-ТД и электронной трудовой книжке?

Указывайте все как есть: прием на работу в 2013-ом и увольнение в 2020-ом.

Код прописывают работодатели, которые используют профстандарты. Заполнять графу нужно с 2021 года.

12. Если работник отказался от ведения бумажной трудовой и решил уволиться, работодатель обязан выдать ему справку СТД-Р. Но как быть, если нет возможности вручить справку лично, под подпись?

Обязательно отправьте СТД-Р заказным письмом с уведомлением о вручении.

13. А если работник остался на бумажном варианте, нужно ли выдавать бланк СТД-Р при увольнении?

Нет, не нужно, он будет дублировать аналогичную запись в бумажной трудовой.

Нет, не может. Это персональные данные.

15. Как проверить, что соискатель нигде раньше не работал?

Вы можете предложить соискателю предоставить сведения из электронной базы ПФР. Если человек нигде раньше не работал, Пенсионный фонд выдаст ему пустой документ. Однако заставлять потенциальный работодатель не имеет права.

16. Что будет, если не сдать СЗВ-ТД?

ПФР передаст информацию в Роструд, а Роструд выпишет штраф за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП).

17. В 2020 году по сотруднику не было никаких кадровых изменений. Заявление о переводе на электронную трудовую книжку работник не писал. Нужно ли подавать какие-то сведения?

18. Как работодателю узнать стаж для больничных по новому сотруднику с электронной трудовой книжкой ПФР?

Если работник перешел на электронный вариант книжки, при найме на работу он предоставит СТД-Р — в этой справке есть весь стаж. При увольнении после 1 января 2020 года документ выдаст прежний работодатель. Аналогичную справку можно получить в ПФР, МФЦ и на портале Госуслуг.

19. Сотрудник работал по срочному договору, а с 1 числа следующего месяца его перевели на постоянное место работы в этой же должности. Что делать?

Ничего. Делать запись в электронную трудовую книжку или предоставлять СЗВ-ТД в таком случае не требуется (Роструд, письмо №1904-6-1 от 20.11.2006).

20. Как ИП без работников уведомить ПФР о выборе бумажной или электронной книжки? Ведь в будущем он может вновь стать наемным работником.

ИП не нужно делать запись в трудовую электронную книжку. Если он решит устроиться по найму, достаточно подать письменное заявление будущему работодателю.

Ведение электронных трудовых книжек под ключ

Ведение кадрового учёта — услуга, которая позволит вам не тратить время на рутинную работу с кадровыми документами и не беспокоиться об ошибках.

Правительство ввело электронные трудовые книжки и обязало работодателей предоставлять отчет по форме СЗВ-ТД. Его обязаны сдавать все компании и ИП, имеющие наемных сотрудников. Рассказываем, как правильно заполнять отчетную форму и в какие сроки сдавать, чтобы не заработать штраф.

Главное об электронных трудовых книжках в 2021 году

Электронные трудовые появились в начале 2020 года. Период с 1 января по 31 декабря 2020 года считался переходным: можно было выбрать электронный формат, либо остаться с бумажной трудовой.

Работники, которые в 2020 году перешли на электронные трудовые книжки, впоследствии уже не смогут вернуться обратно к бумажным.

У тех, кто устраивается на работу в 2021 году впервые, выбора нет. Сведения о трудовой деятельности таких сотрудников изначально должны быть оформлены в электронном виде.

Если работники не смогли подать заявление о переходе на электронную трудовую до конца 2020 по весомым причинам, они могут подать его и в 2021 году. К таким причинам Пенсионный фонд относит продолжительный отпуск, временную нетрудоспособность, отстранение от работы.

Важно. Независимо от решения сотрудника, отделы кадров всем без исключения оформили электронные дубликаты. Но в них содержится информация о стаже только с 2020 года. 07.03.2021 вступил в силу Федеральный Закон № 30 , согласно которому можно добавить в электронную книжку информацию о полном стаже. Для этого необходимо обратиться в любое отделение ПФР с бумажной книжкой и написать заявление. После этого можно не волноваться за сохранность бумажной трудовой.

Как заполнить отчет СЗВ-ТД при работе с электронными трудовыми книжками

Важно. Работник подал заявление о выборе формата трудовой книжки — это уже основание заполнить на него СЗВ-ТД и подать в Пенсионный фонд.

Порядок заполнения формы СЗВ-ТД указан в Постановлении Правления ПФ России от 25.12.2019 № 730п . Вот как заполнить отчетную форму.

Требования к заполнению. Если сдаете бумажный СЗВ-ТД, заполняйте его ручкой любых цветов, кроме красного и зеленого, печатными буквами. Обязательное условие и для бумажной и для электронной формы — отсутствие сокращений и исправлений.

Документ должен быть заверен подписью руководителя (доверенного лица) и печатью компании. Руководитель-ИП ставит личную подпись.

Регистрационный номер в ПФР. Укажите номер, который вам присвоили при регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде. Номер состоит из 12 цифр в формате ХХХ-ХХХ-ХХХХХХ.

Наименование. Укажите название компании так, как оно прописано в учредительных документах. Нотариусы, адвокаты, ИП и главы фермерских хозяйств должны вписать ФИО идентично паспортным данным.

ИНН. Укажите свой идентификационный номер налогоплательщика, состоящий из десяти, либо 12 цифр.

КПП. Если в свидетельстве о постановке на учет есть КПП, впишите его в форму. Он состоит из девяти цифр.







Пример заполнения формы СЗВ-ТД с сайта Пенсионного фонда.

Что изменится в форме СЗВ-ТД с июля 2021 года

С 1 июля 2021 года вступает в силу Постановление Правления Пенсионного фонда № 769п , которое вводит несколько изменений в форму СЗВ-ТД. Вот какие именно:

До 1 июля заполняйте форму по старым правилам.

Как и когда сдавать отчет СЗВ-ТД в 2021 году

Вид отчета СЗВ-ТД зависит от количества сотрудников в компании:

Если меньше 25 человек, можно подать отчет в бумажной форме. Отправьте его в ПФР по почте, с курьером, либо принесите лично.

Важно. Госдума рассматривает законопроект , согласно которому работодатели с численностью сотрудников больше десяти тоже будут обязаны сдавать электронный СЗВ-ТД. Пока только рассматривает.

Срок сдачи отчета зависит от кадрового события:

Прием на работу, либо увольнение сотрудника — работодатель обязан подать СЗВ-ТД на следующий день после издания соответствующего приказа.

СЗВ-ТД нет надобности заполнять, если никаких кадровых рокировок в текущем месяце не было. Нулевая форма отчета не предусмотрена.

Если хотите избавиться от хлопот с бухгалтерской отчетностью, подключите сервис Облачная бухгалтерия в Делобанке. Бухгалтерия поможет вам с расчетом налогов, отчетами для налоговиков и фондов, а налоговый календарь вовремя напомнит, что пора сдать тот или иной отчет. Подробнее можно узнать по ссылке .

Что будет, если не сдать отчет СЗВ-ТД вовремя

Ответственность за нарушение сроков подачи СЗВ-ТД появилась только в 2021 году. В КоАП внесли статью 15.33.2 . Штраф по этой статье предусмотрен для должностных лиц, а не для ИП и юрлиц. Сумма небольшая: от 300 до 500 руб. Однако штраф взыскивается за каждого сотрудника, информацию о котором вовремя не передали в Пенсионный фонд. То есть, если руководитель опоздал со сдачей отчета по 10 сотрудникам, штраф составит 5 тыс. руб.

Еще одну меру наказания вводит ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ . Если страхователь подал бумажный отчет, хотя должен был подать электронный, ему грозит штраф в размере 1 тыс. руб.

Коротко о главном

Обязанность сдавать отчет по форме СЗВ-ТД возникла у работодателей в связи с переходом на электронные трудовые книжки. Из отчета Пенсионный фонд получает информацию о трудовой деятельности работников.

СЗВ-ТД нужно заполнять на каждого наемного сотрудника, включая удаленщиков и совместителей.

Если в вашей компании трудится меньше 25 человек, можете сдавать бумажный СЗВ-ТД. Если больше — только в электронном виде.

Отчет необходимо заполнить и сдать, если в текущем месяце произошло кадровое изменение. Если приняли или уволили сотрудника, сдайте отчет на следующий день после издания приказа. В случае иного кадрового изменения сдайте отчет до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Нарушение сроков сдачи СЗВ-ТД грозит ответственным должностным лицам штрафом до 500 руб. за каждого сотрудника.

image_pdf
image_print

введение электронного формата трудовых книжек. Работодатели ежемесячно должны отчитываться о кадровых движениях своих работников в ПФР.

Нормативно-правовая база

Представление формы СЗВ-ТД регулируют:

Кто и когда обязан сдавать СЗВ-ТД

СЗВ-ТД формируется по каждому работнику, с которым страхователь заключил трудовой договор, в том числе и на тех, кто работает удалённо или по совместительству.

Начиная с 1 января 2021 года условиями для представления отчёта по форме СЗВ-ТД являются:

  • перевод сотрудника на другую постоянную работу, подача заявления о продолжении ведения трудовой книжки либо предоставлении сведений о трудовой деятельности – не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные кадровые мероприятия
  • при приёме на работу (увольнении) – срок представления не позднее следующего рабочего дня

Подавать ли СЗВ-ТД, если сотрудники выбрали бумажные трудовые

Заявление о выборе работником формата ведения трудовой книжки (бумажного или электронного) уже является основанием для представления СЗВ-ТД. Работодатель обязан отчитаться перед ПФР РФ о трудовой деятельности своих сотрудников и своевременно представить электронные сведения по новой форме. Данная норма закреплена в 436-ФЗ от 16 декабря 2019 г.

Нужно ли ИП без сотрудников сдавать СЗВ-ТД

Электронный документ СЗВ-ТД представляется исключительно в отношении наёмных сотрудников, при этом только на тех, у кого за отчётный период были кадровые события. Поэтому предприниматель без работников передавать документ в ПФР не должен.

Способы представления отчетности

Работодатели, у которых в штате в отчётном периоде было 25 и более застрахованных лиц, обязаны сдавать отчёт в электронном виде через интернет. Для сдачи формы достаточно скачать бесплатный программный комплекс с официального сайта ПФР или с любого другого сервиса. Документ перед отправкой подписывается усиленной электронной подписью.

Если в штате юрлица в отчётном периоде работало 24 и менее застрахованных лиц, вправе представить отчёт СЗВ-ТД на бумажном носителе.

Сроки представления СЗВ-ТД в 2022 году

С 1 января 2021 года сведения о трудовой деятельности сотрудников представляется ежемесячно не позднее 15 числа месяца следующего за отчётным. Исключение составляет приём и увольнение застрахованных лиц, по ним отчёт сдают не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения).

Сроки представления бланка в случае проведения кадровых перемещений:

Приём Не позднее рабочего дня, следующего за днём издания соответствующего приказа (распоряжения), иного решения или документа
Увольнение
При иных мероприятиях Не позднее 15 числе месяца следующего за отчётным

Важно! Если сотрудник увольняется с работы в середине отчётного периода, в форме СЗВ-ТД следует отразить не только информацию об увольнении, но и о других кадровых мероприятиях данного месяца, а также прошлого, если бланк за предыдущий по ним подан не был.

Бланк СЗВ-ТД и пример заполнения

Бланк СЗВ-ТД

Правила заполнения полей формы

Сведения о страхователе

  • организации согласно уставным документам (допускается в латинской транскрипции);
  • обособленного подразделения;
  • отделения иностранной компании, осуществляющей деятельность на территории РФ.

Фамилия, имя, отчество (при наличии):

  • ИП:
  • адвоката;
  • нотариуса, занимающегося частной практикой;
  • главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • организации (если форму сдает головная компания);
  • обособленного подразделения (если форму сдает ОП).

Сведения о работодателе, правопреемником которого является страхователь

Это раздел для правопреемников работодателей, снятых с учёта. Его заполняют, когда нужно представить или скорректировать сведения о трудовой деятельности работника, которые ранее подавал снятый с учtта работодатель.

  • организации согласно уставным документам (допускается в латинской транскрипции);
  • обособленного подразделения;
  • отделения иностранной компании, осуществляющей деятельность на территории РФ.

Фамилия, имя, отчество (при наличии):

  • ИП:
  • адвоката;
  • нотариуса, занимающегося частной практикой;
  • главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • организации (если форму сдает головная компания);
  • обособленного подразделения (если форму сдает ОП).

Должны соответствовать данным, отраженным в документе АДИ-РЕГ

Сведения о выборе формы трудовой книжки: бумажной или электронной

Сведения об отчетном периоде

В новом формате не нужно указывать период, за который подается отчет

Указывается один из следующих кодов:

  • РКС — работа в районах Крайнего Севера;
  • МКС — работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
  • первые четыре знака — код наименования группы занятий в Общероссийском классификаторе занятий
  • пятый знак — контрольное число

Кто и как должен подать заявление о ведении трудовой книжки

В течение 2020 года каждый сотрудник имеет право выбрать форму ведения трудовой книжки. Если он хочет продолжать её заполнение на бумажном носителе, он должен написать заявление об этом до 1 января 2021 года.

Работодатель обязан вести трудовые книжки на бумажном носителе на работников, которые до 1 января 2021 года подали об этом заявление и параллельно представлять на них сведения в электронном виде в ПФР.

В форме СЗВ-ТД нужно указать дату подачи такого заявления, следовательно, на лицевом счёте сотрудника в ПФР она также отразиться, кроме того, она будет указываться во всех сведениях о стаже.

Работникам, которые по уважительной причине до 31.12.2020 года не подадут ни одного заявления, работодатель продолжит ведение бумажной трудовой книжки. К таким работникам относятся те, кто находится в отпуске (декретницы), болеет или отстранен от работы.

Как откорректировать или отменить форму

Информация о выборе бумажной или электронной формы трудовой книжки

В бланке есть поле для даты, на которую подано заявление о выбранной работником форме трудовой книжки. Если информацию внесли некорректно, следует в Пенсионный фонд представить ещё одну форму СЗВ-ТД на данного сотрудника с правильной датой. Отменять первую форму не нужно.

Информация о приёме или увольнении, а также о переводе

Для корректировки ранее сданных сведений о трудовой деятельности, нужно оформить отчет СЗВ-ТД с двумя строками:

Признак отмены записи СЗВ-ТД

Ответственность за непредставление нового отчёта

Работодатель или его должностное лицо будет привлечено к административному наказанию за следующие действия:

  • за нарушение сроков представления отчётности
  • за подачу неполных и (или) недостоверной информации о трудовой деятельности

При первичном нарушении вместо штрафа возможно предупреждение.

Если в результате ошибки в отчёте сотрудник не сможет в дальнейшем трудоустроиться, работодатель обязан будет возместить ему заработок, недополученный в связи с представлением недостоверной информации.

Как Контур.Экстерн поможет заполнить СЗВ-ТД

Как заполнить заявление в Экстерне:

Если вы уже заполняли в Экстерне форму СЗВ-М, то данные о сотруднике (ФИО, СНИЛС, дата рождения) подтянутся в СЗВ-ТД автоматически.

В карточке сотрудника отражаются все действия по нему. На основе ранее отправленного отчета СЗВ-ТД можно сразу создать отчет c отменяющим мероприятием. Для отмены конкретного мероприятия достаточно указать дату отмены.

Можно массово добавлять в отчет сотрудников — это удобно, когда нужно подать форму по большому количеству сотрудников, в частности, при переименовании организации.

Перед отправкой формы Экстерн проверяет ее на форматно-логические ошибки, а также по методике ПФР.

Читайте также: