На каком основании можно утверждать что в работах микеланджело скульптура обрела равные права с

Обновлено: 07.05.2024

1. Перевод в мрамор замысла скульптора

Микеланджело как истинный ваятель (пластика – не его дело) бронзу не любил, практически по бронзе не работал, а ваял из мрамора. Микеланджело рубил мрамор самостоятельно, видел в этом почти мистический смысл освобождения статуи из безжизненной материи, хотя и у него были ученики и помощники. Более поздние скульпторы не были столь сентиментальны и пользовались услугами мраморщиков.

Это для бронзовых скульптур не надо уметь копировать модель, там возникают проблемы с отливкой – об этом писалось на СКУЛЬТПРИВЕТ, в частности, на примере памятника Петру I работы Фальконе.

Например, Антонио Канова, который жил лет на триста позже Микеланджело, при создании своих работ часто ограничивался глиняной моделью, а мрамора его руки могли не касаться. Канова лично сделал по молодости одну мраморную скульптуру, подорвав при этом здоровье. Он поставил скульптуру на поток, лепя лишь модели, иногда небольшого размера, а далее начиналась целая эпопея с переводом в мрамор, иногда заканчивавшаяся через десятки лет, иногда уже после смерти автора. Перевод в мрамор часто делали молодые скульпторы, а иной мраморщик был профессиональней иного скульптора (например, братья Трискорни), работала таким образом целая команда

У Микеланджело производство скульптур не было поставлено на поток. По воспоминаниям Вазари, Микеланджело сокрушался, что сваял за свою долгую жизнь так мало скульптур.

У более поздних ваятелей такие проблемы перестали возникать, поскольку они (или их помощники) делали полноразмерную модель из глины, потом на модель наносили точки (пункты) и с помощью прибора, напоминающего циркуль, в зафиксированном мраморном блоке могли в точности указать положение любой точки в пространстве в соответствии с моделью. Об этом уже шла речь.

Микеланджело. Скорчившийся мальчик. Около 1524. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Микеланджело. Скорчившийся мальчик. Около 1524. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

3. Как работал Микеланджело с мрамором

Историки искусств, начиная с Вазари, очень любят описывать, с какой ловкостью и эффективностью рубил камень Микеланджело. Однако, это совершенно непринципиально, поскольку главное – это правильно воссоздать замысел в камне, то есть воплотить рисунок или модель из мягкого материала, а сколько времени на это потребуется – несущественная деталь, кто будет это разбирать, глядя на скульптуру.

Естественно, Микеланджело делал рисунки будущей скульптуры, по этим рисункам и шла работа. К сожалению, огромную часть своих рисунков Микеланджело просто сжег незадолго до смерти, видимо, не хотел, чтобы кто-то видел процесс его творческих исканий.

Хотя Микеланджело использовал для совсем грубой обработки мраморной глыбы рабочих, тем не менее далее он работал сам. Модели делать он не любил, тем более, в полный размер. А работать по рисунку достаточно сложно, поскольку, даже используя одновременно рисунки в фас и в профиль, их трудно согласовать в объемной скульптуре: отслеживая контуры фигуры в фас, не можешь отслеживать контур в профиль и наоборот.

И только для барельефа достаточно одного рисунка.

После сожжения архива осталось не так много подготовительных эскизов Микеланджело. Вот пример рисунка фаса и профиля скульптуры Речного божества, помещающихся на фоне блока мрамора:

Микеланджело. Речное божество. Рисунок. 1520–1525

Микеланджело. Речное божество. Рисунок. 1520–1525

Однако, судя по некоторым данным, проблемой перевода рисунка или модели в мрамор был озабочен и Микеланджело, а также его подручные Челлини и Вазари. Цитата из книги, посвященной скульптуре Микеланджело:

Однако, ясно, что чисто барельефный подход вряд ли позволил бы Микеланджело создавать столь трехмерные скульптуры с закручиванием фигуры, сложными ракурсами рук и т. п. Как бы при таком подходе он смог бы стать предтечей барокко с его пространственными композициями?

Плодами водных процедур стали Пленники из музея Академии изящных искусств во Флоренции, открытой за два года до смерти Микеланджело как раз его учениками, а академики, в отличие от академиков СССР, были просто учениками этого художественного заведения, а Его Превосходительство – это первый монарх Флоренции Козимо I Медичи, много поспособствовавший художественному процветанию города.

Статуя намного больше человека.

1. Давид создан по библейским мотивам

Это религиозная статуя.

На первый взгляд, знаменитый обнажённый мужчина, которого изваял Микеланджело, совершенно не похож на "библейского героя". Но если присмотреться внимательно, можно заметить пращу, перекинутую через левое плечо Давида, а в правой руке он сжимает камень. Благодаря именно этим предметам, Давид поверг великана Голиафа в знаменитой библейской истории.

2. Статуя гораздо выше человеческого роста

Статуя намного больше человека.

Высота "Давида" — 5,17 м., что почти в три раза превышает высоту среднего человека.

3. Рука статуи непропорциональна

Правая рука непропорциональна телу.

Рука статуи слишком большая и не соответствует пропорциям остального тела. Эта асимметрия, как полагают, была специально допущена Микеланджело в честь прозвища Давида, "manu fortis" (сильная рука).

4. Давид - левша

Давид - левша.

Об этом можно утверждать, исходя из того, что праща лежит на левом плече, а камень находится в правой. Как ни странно, положение тела статуи более подходит для правши.

5. Статуя высечена из цельного куска мрамора

Статуя высечена из цельного куска мрамора.

Глыба мрамора, которая превратилась в один из самых известных шедевров в истории, доказывает старую поговорку — то, что является мусором для одного человека, сокровище для другого. Микеланджело создал Давида из куска мрамора, который перед этим был два раза заброшен другими скульпторами. Агостино ди Дуччо отказался от проекта по созданию скульптуры Давида, едва начав обтесывать ноги.

Причиной стала смерть Донателло, у которого ди Дуччо был подмастерьем. После этого глыба мрамора лежала заброшенной в течение 10 лет. Далее за статую взялся Антонио Росселино, но он тоже вскоре отказался от работы после того, как нашел трещину в блоке. Когда Микеланджело, наконец, начал работать над "Давидом" в 1501 году, кусок мрамора ждал его 40 лет.

6. Давида изначально должны были установить на большой высоте

Давида изначально должны были установить на большой высоте.

В 1501 году правительство города Флоренции поручило Микеланджело создать "Давида" в качестве одной из статуй, предназначенных для украшения купола флорентийского собора. Но после завершения статуи покровители Микеланджело были настолько впечатлены его творением, что решили отказаться от этого плана и разместить статую в лоджии Ланци (а потом статуя переехала в Академию искусств). В 2010 году на флорентийском соборе была размещена реплика Давида, как это и задумывалось изначально.

7. Статуя всегда вызывала восторг

Джорджо Вазари.

Итальянский живописец и архитектор шестнадцатого века Джорджо Вазари так написал о "Давиде": "Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире".

8. Репутация Микеланджело

Репутация Микеланджело.

За пять лет до дебюта Давида, Микеланджело уже стал знаменитым благодаря скульптуре "Римская Пьета" . Но именно благодаря "Давиду" 29-летний художник эпохи Возрождения стал известен как мастер-скульптор. Четыре года спустя, в 1508 году Микеланджело начал работу над своим величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы.

9. Давид родом из Древней Греции

Геракл и Давид.

Микеланджело придал своей скульптуре позу, в которой часто изображали Геракла. Некоторые эксперты считают, что именно Геракл был изображен на городской печати Флоренции.

10. Давид - символ свободы

Флоренция изгнала семью Медичи.

Хотя изначально заказанная скульптура носила только религиозный характер, во время работы Микеланджело над "Давидом" Флоренция изгнала семью Медичи. Именно поэтому "Давид" стал символом республиканской свободы и защиты от власти тиранов.

11. Давид и вандалы

Статуя пережила вандализм в современную эпоху.

14 сентября 1991 года итальянский художник Пьеро Канната прокрался с небольшим молотком к статуе, выставленной в галерее Академии изящных искусств во Флоренции. Он успел отколоть часть пальца на ноге "Давида", пока его не скрутили посетители музея. Судебная экспертиза признала итальянца психически невменяемым, после чего его отправили в лечебницу.

12. Существует не один Давид

Существует не один Давид.

Поскольку "Давид" является одним из самых популярных в мире произведений искусства, существуют миллионы его репродукций на футболках, ковриках для мыши и на других самых неожиданных вещах. Даже во Флоренции есть две полноразмерные реплики: одна стоит на своем первоначальном месте перед Палаццо Веккьо, а бронзовая копия возвышается над городом на соборе.

13. Давид подвергался цензуре

Давид подвергался цензуре.

В 1857 году великий князь Тосканы был удивлен чопорностью королевы Англии Виктории, которой он подарил копию статуи Микеланджело. Королева была настолько шокирована подробностями наготы, что приказала прикрыть достоинство Давида съемным фиговым листочком из гипса.

14. Туристы наносят вред статуе

Туристы наносят вред статуе.

Более 8 миллионов посетителей в год приходят в галерею Академии искусств, чтобы посмотреть на Давида. Исследования показали, что все эти посетители создают вибрации при ходьбе, которые наносят вред мрамору, вызывая появление трещин.

15. Кому принадлежит Давид

Кому принадлежит Давид.

Давид выставлен во флорентийской Академии изящных искусств с 1873 года. Но итальянское правительство стремится вернуть право собственности на статую, сделав ее национальным достоянием.

Микеланджело порекомендовали для росписи Сикстинской капеллы, чтобы испортить его карьеру

Когда Микеланджело было поручено расписать внутреннюю часть Сикстинской капеллы, он был известен своими скульптурными работами. Папа Юлий выбрал Микеланджело потому, что его рекомендовал другой художник - Рафаэль Санти. Но Рафаэль дал Микеланджело рекомендацию отнюдь не из дружеских соображений - скорее, наоборот. Рафаэль, у которого были очень напряженные отношения с Микеланджело, увидел возможность разрушить карьеру соперника. Зная, что живопись - не главная специализация Буонаротти, Рафаэль решил, что результат будет ужасен и подорвет карьеру Микеланджело как художника. Санти даже договорился с папой Юлием, что впоследствии исправит ошибки Буонаротти. Но, к счастью, исправлять ничего не пришлось.

Микеланджело создал оборонительные стены во Флоренции

Микеланджело создал оборонительные стены во Флоренции

Микеланджело любил свою малую родину Флоренцию и даже спроектировал для нее городские укрепления. В 1527 году правящая семья Медичи была изгнана, и власть взяла на себя республиканское правительство. Микеланджело предложили должность директора городских укреплений. Онсоздавал эскизы городских стен и изучал другие города Италии в поисках вдохновения. В конце концов, укрепления были возведены.

Микеланджело работал с девятью римскими папами

Микеланджело работал с девятью римскими папами

Карьера Микеланджело длилась 70 лет его жизни, и за это время он получил множество заказов от церкви.
На протяжении своей жизни он работал с девятью разными папами как над личными, так и над общественными церковными заказами. Микеланджело работал над крупномасштабными проектами, такими как роспись Сикстинской капеллы, и над мелкими, вроде ручной резьбы декоративных ручек для кроватей для Пап. Первый заказ он получил от папы Юлия II, а последним папой, на которого он работал, был Пий IV.

МИкеланджело включил себя в роспись Сикстинской капеллы

МИкеланджело включил себя в роспись Сикстинской капеллы

Микеланджело ни разу не был женат

Микеланджело ни разу не был женат

О личной жизни Микеланджело известно немного: фактически, известно лишь, что он писал любовные письма и сонеты. При этом большинство его страстных любовных стихов было написано молодым людям.
Больше всего стихов получил от художника Томмазо дей Кавальери. Одним из немногих женщин-адресатов была вдова Виттория Колонна. Колонна была поэтессой, и, похоже, с годами они между ними возникла романтическая дружба, и они вместе писали сонеты.

Микеланджело стал первым западным художником, о котором написали биографическую книгу

Микеланджело стал первым западным художником, о котором написали биографическую книгу

Живописец и архитектор Джорджо Вазари был первым, кто опубликовал биографию Микеланджело, еще при его жизни. Однако сочинение Вазари не впечатлило художника, и он попросил своего помощника Асканио Кондиви написать про него книгу. Эта краткая биография была написана в 1553 году, и, как полагают историки, была отредактирована в соответствии с пожеланиями художника.

Микеланджело жил в бедности

Микеланджело жил в бедности

Миеланджело работал практически до последнего дня

Миеланджело работал практически до последнего дня

Микеланджело был трудолюбив и страстно любил свою работу. Даже когда он стал слишком слаб, чтобы рисовать, он все равно управлял и контролировал проекты, за которые взялся и которые вели его ученики. Он работал из дома до последних дней и умер в возрасте 88 лет. Неудивительно, что интенсивная работа сделала его богатым человеком: к моменту смерти его состояние составляло 50 000 флоринов - сегодня это эквивалентно примерно $35 миллионам.

Статуя Давида была вырезана из забракованного куска камня

Статуя Давида была вырезана из забракованного куска камня

Микеланджело тщательно отбирал каждый кусок мрамора для скульптуры, чтобы гарантировать его долговечность. Однако всемирно известная статуя Давида была вырезана из выброшенного куска мрамора. Он 40 лет оставался в каменоломне прежде чем Микеланджело взял его в работу. Плита уже несла на себе следы долота и имела шероховатую поверхность из-за десятилетий воздействия стихий.
Но это не помешало Микеланджело вырезать из него пятиметровую статую Давида, над которой он работал в течение трех лет с 1501 года. Увы, изначально плохое качество мрамора означало, что его долговечность ограничена. Недавний анализ показал, что Давид действительно разрушается быстрее, чем другие мраморные статуи того же возраста.

Презентация на тему Презентация Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре, предмет презентации: МХК. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 12 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

ЭСТЕТИКА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В СКУЛЬПТУРЕМИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

ЭСТЕТИКА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В СКУЛЬПТУРЕ

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело. Его отец, Лодовико, в момент рождения сына исполнял обязанности подесты (мэра) Капрезе, но вскоре срок его службы подошел к концу, и он вернулся на родину, во Флоренцию. Древний род Буонарроти к этому времени сильно обеднел, что не мешало Лодовико гордиться своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь. Семье приходилось жить на те деньги, которые приносила ферма в деревушке Сеттиньяно, расположенной в трех милях от Флоренции.

Здесь, в Сеттиньяно, грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотеса. Камень в окрестностях Флоренции добывали с

Здесь, в Сеттиньяно, грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотеса. Камень в окрестностях Флоренции добывали с давних пор, и Микеланджело любил говорить впоследствии, что "впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора". Художественные наклонности мальчика проявились в раннем возрасте, однако отец, в соответствии со своими понятиями об аристократизме, долго сопротивлялся желанию сына стать художником. Микеланджело проявил характер и в конце концов добился разрешения поступить в ученики к художнику Доменико Гирландайо. Это случилось в апреле 1488 года.

Уже в следующем году он перешел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем фактического хозяина города Лоренцо де Медичи (прозванного Великолепным). Лоренцо Великолепный был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, сам писал стихи и сразу сумел распознать талант юного Микеланджело. Некоторое время Микеланджело жил во дворце Медичи. Лоренцо относился к нему как к любимому сыну.

Скульптурный автопортрет

В 1492 году покровитель Микеланджело умер, и художник возвратился в родной дом. Во Флоренции в это время

В 1492 году покровитель Микеланджело умер, и художник возвратился в родной дом. Во Флоренции в это время начались политические нестроения, и в конце 1494 года Микеланджело покинул город. Посетив Венецию и Болонью, в конце 1495 года он вернулся обратно. Но ненадолго. Новое республиканское правление не способствовало умиротворению городской жизни, ко всему прочему нагрянула эпидемия чумы. Микеланджело продолжил свои скитания. 25 июня 1496 года он появился в Риме.

Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. Микеланджело получил заказ на огромную статую Давида.

Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. Микеланджело получил заказ на огромную статую Давида. Завершенный в 1504 году "Давид", подобно "Оплакиванию Христа" в Риме, укрепил репутацию Микеланджело во Флоренции. Статую, вместо ранее планировавшегося места (у городского собора), установили в самом сердце города, напротив Палаццо Веккьо, где размещалось правительство города. Она стала символом новой республики, боровшейся, как и библейский Давид, за свободу своих граждан.

Заказ папы Юлия II увенчался полным триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане.

Заказ папы Юлия II увенчался полным триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Ее художник выполнил между 1508 и 1512 годами. Когда фреска была представлена на суд зрителей, ее признали произведением нечеловеческой мощи.

Страшный суд (1536-41) Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана

Страшный суд (1536-41) Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, представляющих картину Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окруженный святыми Христос, рядом с которым сидит его мать. Покров с фрески сняли 31 октября 1541 года, 29 лет спустя после того, как впервые глазам зрителей предстала потолочная роспись капеллы, тоже сделанная Микеланджело. Говорят, что, увидев фреску, папа Павел IIIупал перед ней на колени. Джорджа Вазари писал о том, что новая работа Микеланджело была принята "с восторгом и удивлением во всем Риме". Правда, еще до ее окончания некоторые священники осудили фреску, усмотрев верх неприличия в обнаженных фигурах. В конце концов их точка зрения возобладала. За несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение дописать на ряде персонажей набедренные повязки, которые прикрыли бы "постыдные части" тела. "Одеть" фигуры поручили Даниэле да Вольтерра (большому почитателю гения Микеланджело), после чего художник получил обидную кличку "Браджет-тоне", что означает "рисовальщик штанов". В 1590-х годах папа Климент VIII задумал смыть "Страшный суд", но его уговорили не делать этого.


Все начинается с рисунка Микеланджело в своей творческой жизни огромное внимание уделял рисунку, считая его, если

Все начинается с рисунка Микеланджело в своей творческой жизни огромное внимание уделял рисунку, считая его, если верить некоторым свидетельствам, "единственным искусством, частью которого являются все остальные искусства и из которого они проистекают". Именно в эпоху Высокого Возрождения (и в немалой степени благодаря усилиям Микеланджело) рисунок из вспомогательного средства превращается в особый самостоятельный жанр. Микеланджело рисовал неустанно. Говорящий факт - изучая архитектуру "Вечного города" во время своего первого пребывания в Риме, он сделал 280 рисунков архитектурных деталей. Он часто предпочитал детали (торсы, головы, руки), ибо его всегда интересовала форма, объем. При этом Микеланджело неизменно искал самые сложные ракурсы и жесты, изображая в них борьбу материи и духа, ею плененного.

Рука Микеланджело Благодаря этому рисунку, мы видим руку гения, создавшего немеркнущие шедевры

?
На каком основании можно утверждать, что в работах Микеланджело скульптура обрела равные права с архитектурой?

Творческое задание.
Подготовьте работу, связанную с интерпретацией античности в культуре Ренессанса.

Читайте также: