Виды обеспечения вс рф военно политическая работа

Обновлено: 18.05.2024

МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Основными задачами создаваемых военно-политических органов в ВС РФ станут формирование патриотического сознания военнослужащих, поддержание высокого уровня правопорядка и обеспечение социальных гарантий личного состава. Об этом в субботу сообщил заместитель министра обороны - начальник Главного военно-политического управления генерал-полковник Андрей Картаполов на вводной лекции в Военном университете.

"Главная цель создаваемых военно-политических органов заключается в формировании воина-государственника - надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества - государственности, духовности и патриотизма", - сказал замминистра.

"Основными задачами создаваемых военно-политических органов должны быть формирование идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки, формирование патриотического сознания военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, а также военно-патриотическая работа со всеми гражданами России и, прежде всего, с молодежью", - сказал Картаполов.

Система военно-политической работы

Картаполов также заявил, что система военно-политической работы современной России будет принципиально отличаться от советской и постсоветской моделей воспитания военнослужащих и работы с личным составом.

"Создаваемая система военно-политической работы современной России должна соответствовать вызовам и угрозам в этой сфере, унаследовать лучший отечественный опыт. Эта система принципиально отличается как от советской, так и от российской (постсоветской) моделей воспитания военнослужащих и работы с личным составом", - сказал Картаполов.

Он пояснил, в советское время работа с личным составом излишне строилась на основе сплочения вокруг коммунистической партии, а постсоветский период наоборот характеризовался активной департизацией, деидеологизацией и декоммунизацией всех сфер общественной жизни, и, в первую очередь, системы работы с личным составом армии и флота.

Замминистра подчеркнул, что в работе по формированию мировоззрения военнослужащих в современных условиях представляется необходимым "опираться на идеи отечественной военной классики, учиться в этой необычной школе умению творчески мыслить, служению России, науке побеждать".

Сроки введения новой системы

Замминистра отметил, что формирование новой системы военно-политической работы с военнослужащими пройдет в три этапа, до 1 марта 2019 года.

"Работу предлагается организовать в три этапа. На первом этапе - до 1 октября 2018 года - сформировать Главное военно-политическое управление ВС РФ в составе 7 управлений, одной службы [военно-геральдической] и одного направления [воинской дисциплины и профилактики правонарушений] за счет переформирования Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил", - сказал Картаполов.

Он отметил, что для эффективной реализации возложенных задач в Главное военно-политическое управление должны войти также Департамент культуры Минобороны, Военный университет и Управление по работе с обращениями граждан Минобороны.

"На втором этапе - до 1 декабря 2018 года - для качественного выполнения задач военно-политической работы в соединениях, воинских частях и подразделениях предлагается выстроить структуру военно-политических органов на всех уровнях до воинской части", - отметил Картаполов.

По его словам, на третьем этапе - до 1 марта 2019 года - необходимо будет организовать подготовку кадров для военно-политических органов в Военном университете, а также в военно-учебных заведениях видов и родов войск Вооруженных сил.

Тестирование специалистов по работе с личным составом

Картаполов также отметил, что Минобороны планирует провести переаттестацию кадров органов по работе с личным составом при формировании новой системы военно-политической работы в ВС.

"Формирование нового института военно-политической работы в Вооруженных силах ставит в повестку дня вопрос о его кадровом обеспечении. Первый шаг на этом пути - переаттестация кадров органов по работе с личным составом", - сказал Картаполов.

По его словам, должности заместителей командиров по военно-политической работе должны занять инициативные, ответственные, творчески мыслящие офицеры, имеющие хорошую профессиональную подготовку, прочный общекультурный базис.

Замминистра подчеркнул, что остро стоит вопрос модернизации системы подготовки военно-политических кадров в военно-учебных заведениях и необходимости создания нормативной базы для подготовки специалистов военно- политической работы.

"Имеется в виду разработка новых Федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки с учетом предлагаемой модели военно-политического работника", - пояснил он.

По его словам, в направлении подготовки кадров "Военному университету предстоит серьезно нарастить свои усилия". "Мы должны готовить специалистов так, чтобы они были функциональны в системе коммуникаций всех институтов нашего общества, имею в виду различные общественно- политические движения, религиозные конфессии, экспертные сообщества и так далее. Замкнутость только в нашей армейской среде не даст желаемого результата в формировании позитивного сознания военнослужащего", - заключил Картаполов.


Особенности военно-политической пропаганды и агитации в системе военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации

1 Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

30 июля 2018 г. указом Президента Российской Федерации в структуре Вооруженных Сил Российской Федерации было восстановлено Главное военно-политическое управление [см.: 2].

Вслед за этим 22 июля 2019 г. приказом Министра обороны Российской Федерации № 404 был определен основной круг обязанностей по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации [см.: 3].

Одним из ее направлений является военно-политическая пропаганда и агитация (далее – ВППиА). Что же она собой представляет?

ВППиА в ВС РФ вытекают из решений Президента Российской Федерации, положений Военной доктрины Российской Федерации, приказов и директив командования, решений военных советов.

Так, в Военной доктрине РФ используется такое понятие как военная политика – деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников. Она направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сит и средств поражения [1].

ВППиА ориентированы на распространение системы официально принятых в государстве взглядов на подготовку и осуществление вооруженной защиты на основе военных опасностей и военных угроз своему государству и его союзникам, положений военной политики и военно-экономического обеспечения обороны государства.

ВППиА – система целенаправленных и согласованных мероприятий, осуществляемых командующими, штабами, органами по военно-политической работе, военными средствами массовой информации по военно-политическому ориентированию личного состава, своевременному доведению сведений о военно-политической, стратегической (оперативной), военно-политической обстановке и полученных задачах; принимаемых органами государственной власти решениях в целях выполнения задач Вооруженных сил; действиях в области обороны своих подразделений (частей) в интересах формирования у военнослужащих и гражданского персонала высоких морально-психологических качеств на основе общественно значимых убеждений, утверждения в их сознании и поведении идей патриотизма и высоких духовных потребностей, а также зашиты подразделений (частей) от информационно-психологического воздействия противника [5].

ВППиА – это комплекс согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и временя действий (мероприятий), осуществляемых командующими, штабами, органами военно-политической работы я военными средствами массовой информации в ходе повседневной деятельности, оперативной и боевой подготовки войск (сил) по распространению среди военнослужащих информации в области военной политики государства [6]. Она направлена на своевременное доведение сведений о военно-политической обстановке и полученных задачах:

- пропаганду государственных решений в области обороны и строительства Вооруженных Сил;

- формирование политического сознания и патриотических убеждений у военнослужащих, мобилизация их на обеспечение военной безопасности и защиту суверенитета Российской Федерации и ее союзников [6].

ВППиА в ВС РФ должна соответствовать вызовам и угрозам, строиться и отвечать духу времени, опираясь на передовой отечественный и зарубежный опыт, и направляться на информационно-разъяснительную работу с военнослужащими и гражданским персоналом ВС по актуальным вопросам государственной внутренней и внешней политики. Упор в ней делается на индивидуальную работу, переход работы с личным составом в целом к работе непосредственно с конкретным человеком. В условиях открытого информационного общества, всеобщего распространения Интернета, доступа к социальным сетям нужны новые специалисты, неординарные идеи, свежие подходы. Пропаганда и контрпропаганда должны сыграть нейтрализующую и защитную функции.

Возвращение к ВППиА в ВС РФ обусловлено стремлением руководства военно-политических органов избежать недостатков, свойственных информационно-пропагандистской работе, и сохранить преемственность решаемых задач. Многие из них отражены в рамках общих задач военно-политической работы:

- обеспечение безусловного понимания, осознания и поддержки личным составом решений Президента РФ – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и МО;

- формирование идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки:

- разъяснение личному составу основных положений государственной политики в обеспечении военной безопасности страны, перспектив развития современных Вооруженных Сил;

- формирование патриотического сознания военнослужащих;

- повышение качества мероприятий морально-психологического обеспечения войск (сил) в ходе боевой и оперативной подготовки, совершенствование практических навыков должностных лиц военно-политических органов с учетом опыта, полученного в Сирийской Арабской Республике;

- пропаганда примеров мужественного и самоотверженного выполнения военнослужащими воинского долга при выполнении боевых и специальных задач, их достижений в боевой подготовке;

- совершенствование материально-технической базы агитационно-пропагандистской работы;

- разъяснение военно-политической обстановки, причин, целей, характера войны (вооруженного конфликта), разоблачение ее истинных виновников, обоснование необходимости вооруженной защиты Российской Федерации и ее союзников;

- доведение и разъяснение решений Президента Российской Федерации – Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами, приказов и директив командования, решений военных советов;

- сплочение личного состава на защиту Родины, воспитание в духе преданности своему народу, Отечеству, верности Военной присяге, Боевому знамени, ненависти к противнику;

- постоянное доведение и разъяснение личному составу боевых задач, их важности и значения;

- разъяснение военнослужащим ответственности за воинские преступления, невыполнение боевых задач, приказов;

- популяризация примеров успешных действий подразделений (частей);

- пропаганда опыта отличившихся, примеров умелого взаимодействия, поддержки и выручки в боевой обстановке;

- информирование о способах информационно-психологического воздействия противника на личный состав, разъяснение способов индивидуальной и коллективной защиты от него;

- формирование у военнослужащих чувства личной ответственности за постоянную боевую готовность оружия и боевой техники, их умелое и эффективное применение;

- воспитание у личного состава бдительности, ответственности за сохранение военной и государственной тайны, а также уверенности в силе и мощи своего оружия и боевой техники, в надежности командиров (начальников), их профессионализме [5].

ВППиА организуется и проводится в мирное и военное время в целях военно-политическою ориентирования личного состава, формирования у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в сознании поведения патриотических идеалов, мотивов служения Отечеству, защиты национальных интересов и высоких духовных потребностей. Потребность в ее использовании обусловлена возрастающей ролью информации в формировании высокого морально-психологического состояния военнослужащих, повышением значимости и масштабности информационно-психологического противоборства в современных войнах и военных конфликтах.

ВППиА при своевременно поставленных задачах, правильной организации использования сил и средств, умелом применении технических средств обладает мощным потенциалом духовного воздействия на умы и сердца воинов. Мероприятия агитационно-пропагандистской работы в боевой обстановке имеют ярко выраженный патриотический, социально-управленческий, мотивирующий, мобилизующий, и педагогический характер.

Организация и проведение ВППиА основывается на следующих принципах:

- подчиненность ее целей и задач интересам поддержания высокой боевой готовности войск (сил), позволяющих выполнить поставленные командованием боевые задачи;

- направленность ее форм и методов на обеспечение устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих;

- приоритетность военной политики государства в области обороны и безопасности; учет в проводимых мероприятиях реальной военно-политической обстановки в мире, стране, регионе дислокация соединений и частей: оперативность и достоверность информирования личного состава.

Агитационно-пропагандистские мероприятия с личным составом проводятся в ходе повседневной деятельности, оперативной и боевой подготовки войск (сил), выполнения ими учебно-боевых (боевых) задач. Они направлены на доведение и разъяснение ВПО, решений ВГК ВС РФ, Правительства РФ и министра обороны РФ по вопросам обороноспособности страны, строительства и развития Вооруженных Сил, патриотического и воинского воспитания.

Характерной чертой ВППиА в части (соединении) является ее многофункциональность (см. рис. 1). В повседневной и боевой обстановке в зависимости от решаемых задач она выполняет ряд основных функций [5].

Судя по публикациям и различным комментариям, реакция в российском обществе на создание военно-политического главка претерпевает транформационный период. От первых возбужденных ожиданий реставрации в армии политработников и политотделов советского образца, через обсуждение особенностей реформирования всей системы работы с военнослужащими в современных условиях и до нынешней, во многом косметической, реорганизации на основе прежней системы воспитательной работы в вооруженных силах. Никаких революционных перемен не произошло и, судя по всему, не предвидится. Все планируется и осуществляется в рамках оптимизации и бюджетирования, с минимальными затратами и без коренных преобразований.

Замполиты-политруки, но уж точно не комиссары. Часть 3

Чем займется замполит?

Что касается основных направлений военно-политической работы, то на основе данных из открытой печати можно выделить следующие из них:
— военно-политическая подготовка;
— агитационно-информационная работа;
— морально-психологическая подготовка;
— духовно-патриотическая работа;
— военно-правовая работа по укреплению воинской дисциплины и правопорядка;
— военно-социальная работа со всеми категориями личного состава и членами их семей;
— индивидуально-воспитательная работа со всеми категориями военнослужащих;
— культурно-просветительная работа в местах постоянной дислокации и в полевых условиях.

Помимо этих базовых направлений, предполагается поддержание связей с родителями и близкими военнослужащих, взаимодействие с религиозными представителями традиционных конфессий, участие в военно-патриотическом воспитании гражданской молодежи, изучение и распространение передового опыта лучших военных специалистов, отличившихся в учебно-боевой подготовки и в ходе учений или тренировок. Возможны и другие дополнительные направления военно-политической работы в зависимости от обстановки или конкретной ситуации.

Три кита военно-политической работы

Где учить политруков?

Вопрос подготовки военно-политических работников и их переподготовки из числа офицеров-воспитателей далеко не праздный. Начальник ГВПУ эту задачу назвал 3-м этапом в плане реорганизации и становления военно-политических органов. И завершиться он должен, в основном, к 1 марта 2019 года. Хотя собственно набор слушателей и курсантов предполагает начало планового обучения с 1 сентября этого года.

Планируется, что первоначально обучение по новым учебным программам начнется в Военном университете и в некоторых других военных вузах. Их перечень еще не был озвучен, но, как мы полагаем, в целях экономии бюджетных средств такая подготовка будет организована в форме отдельных учебных групп в уже существующих училищах и военных институтах. Специализированное военно-политическое училище открывать не планируется. Об этом говорил и генерал А.В. Картаполов, отметив, что возможно где-то будут созданы и самостоятельные факультеты. Для сравнения: в СССР в конце 1980-х годов существовали Военно-политическая академия им. Ленина и 14 высших военно-политических училищ (ВВПУ), включая политфак Ростовского ВВКУ, а также профильные ВВПУ для погранвойск и внутренних войск.

Политработники готовились по видам и родам войск. Обязательным условием обучения был уровень подготовки, позволяющий замполиту в пределах установленных нормативов выполнять учебные и боевые задачи по предназначению своей части. Поэтому в авиации замполит-выпускник Курганского ВВПУ должен был летать, выпускник Киевского ВВПУ должен был ходить в дальние походы и нести службу на корабле, а выпускник Свердловского ВВПУ обязан был умело и профессионально водить бронетанковую технику и стрелять из всех видов артсистем, стоящих на вооружении. Такие же требования предъявлялись и к другим выпускникам-замполитам. Так что замполит на боевом дежурстве в РВСН в составе дежурных смен и расчетов — это тоже было правилом, а не исключением. Конечно, подготовка замполитов сегодня потребует заново пересмотреть существующие и создать новые учебные программы, написать учебники или хотя бы на первое время методические пособия.

Как бы вновь не получилась ситуация как с педагогическим методом А. Макаренко. Его опыт работы с малолетними и подростковыми правонарушителями в трудовой колонии, как многие знают, стали пропагандировать и тиражировать для массового применения в отношении обычных учеников во всех школах страны. Вряд ли это следует повторять в армейских условиях.

Кадры решают. Все

Создание отдельной кадровой службы для военно-политических работников не планируется. В ГлавПУРе советских времен у политсостава была своя кадровая вертикаль. Подобная структура, по словам замглавы военного ведомства, на сегодняшний день не нужна. "Наша кадровая система, — отметил генерал А.В. Картаполов, — справляется со всеми задачами".

В качестве важной кадровой задачи были определены приоритеты по возвращению офицерских категорий и штатных должностей психологам, которые сейчас относятся к гражданскому персоналу. Возможно, на срочность этого решения повлияло привлечение их на недавние учения с размещением на передовых рубежах войск в полевых условиях. Можно предположить, что в этом случае возникли непредвиденные сложности. Ведь они не военнослужащие — им не прикажешь.

Надеемся, что здесь вкрались какие-то неточности в изложении сказанного главным руководителем военно-политической работы в ВС РФ или опубликовано то, что еще проходит стадии обсуждения. Либо ситуация с кадрами замполитов ротного звена настолько плачевная, что приходится рассматривать кандидатуры контрактников на эти офицерские должности. К тому же должности помощника командира роты по военно-политической работе и политрука во взводе должны быть предусмотрены уставом. А рассматривать эти позиции как общественное поручение вряд ли целесообразно и продуктивно. В любом случае, здесь какие-то неточности в изложении или какой-то системный сбой в построении военно-политической структуры.

Многие вопросы практического становления системы военно-политических органов были рассмотрены на сборе руководящего состава ГВПУ и вновь назначенных политработников в начале декабря 2018 года. Знаменательно, что этот сбор стал первым за последние почти 30 лет. Помимо теоретических вопросов и лекций, замполиты-руководители всех уровней приняли участие полевых тренировках на базе войсковых частей, где отрабатывались задачи по формированию морально-политической и психологической готовности личного состава к выполнению боевых и специальных задач. С военно-политическими работниками были проведены методические и другие занятия по различным направлениям их работы. В любом случае у них теперь есть понимание общих задач на 2019 год, своей роли и месте в военно-политической системе. Все это должно способствовать результативной работе возрожденных замполитов и военно-политических органов.


"Работу предлагается организовать в три этапа. На первом этапе — до 1 октября 2018 года — сформировать Главное военно-политическое управление ВС РФ в составе семи управлений, одной службы (военно-геральдической) и одного направления (воинской дисциплины и профилактики правонарушений) за счет переформирования Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил", — сказал Картаполов.

Он отметил, что для эффективной реализации возложенных задач в Главное военно-политическое управление должны войти также Департамент культуры Минобороны, Военный университет и Управление по работе с обращениями граждан Минобороны.

"На втором этапе — до 1 декабря 2018 года — для качественного выполнения задач военно-политической работы в соединениях, воинских частях и подразделениях предлагается выстроить структуру военно-политических органов на всех уровнях до воинской части ", — рассказал Картаполов.

По его словам, на третьем этапе — до 1 марта 2019 года — необходимо будет организовать подготовку кадров для военно-политических органов в Военном университете , а также в военно-учебных заведениях видов и родов войск Вооруженных сил.


Генерал-полковник А.Картаполов о переаттестации кадров органов по работе с личным составом ВС РФ.

"Формирование нового института военно-политической работы в Вооруженных силах ставит в повестку дня вопрос о его кадровом обеспечении . Первый шаг на этом пути — переаттестация кадров органов по работе с личным составом", — сказал Картаполов.

По его словам, должности заместителей командиров по военно-политической работе должны занять инициативные, ответственные, творчески мыслящие офицеры , имеющие хорошую профессиональную подготовку, прочный общекультурный базис.

Замминистра подчеркнул, что остро стоит вопрос модернизации системы подготовки военно-политических кадров в военно-учебных заведениях и необходимости создать нормативную базу для подготовки специалистов военно-политической работы.

"Имеется в виду разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки с учетом предлагаемой модели военно-политического работника", — пояснил он.

По его словам, в направлении подготовки кадров "Военному университету предстоит серьезно нарастить свои усилия".

" Мы должны готовить специалистов так, чтобы они были функциональны в системе коммуникаций всех институтов нашего общества , имею в виду различные общественно-политические движения, религиозные конфессии, экспертные сообщества и так далее. Замкнутость только в нашей армейской среде не даст желаемого результата в формировании позитивного сознания военнослужащего", — заключил Картаполов.


Как сообщает ТАСС, основными задачами создаваемых военно-политических органов в ВС РФ станут формирование патриотического сознания военнослужащих, поддержание высокого уровня правопорядка и обеспечение социальных гарантий личного состава.

Об этом заявил заместитель министра обороны - начальник Главного военно-политического управления генерал-полковник Андрей Картаполов на вводной лекции в Военном университете.

"Главная цель создаваемых военно-политических органов заключается в формировании воина-государственника - надежного и преданного защитника Отечества , носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества - государственности, духовности и патриотизма", - сказал замминистра.

" Основными задачами создаваемых военно-политических органов должны быть формирование идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки, формирование патриотического сознания военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил , а также военно-патриотическая работа со всеми гражданами России и, прежде всего, с молодежью", - сказал Картаполов.

Картаполов также заявил, что система военно-политической работы современной России будет принципиально отличаться от советской и постсоветской моделей воспитания военнослужащих и работы с личным составом.

" Создаваемая система военно-политической работы современной России должна соответствовать вызовам и угрозам в этой сфере , унаследовать лучший отечественный опыт. Эта система принципиально отличается как от советской, так и от российской (постсоветской) моделей воспитания военнослужащих и работы с личным составом", - сказал Картаполов.

Он пояснил, в советское время работа с личным составом излишне строилась на основе сплочения вокруг коммунистической партии, а постсоветский период наоборот характеризовался активной департизацией, деидеологизацией и декоммунизацией всех сфер общественной жизни, и, в первую очередь, системы работы с личным составом армии и флота.

Замминистра подчеркнул, что в работе по формированию мировоззрения военнослужащих в современных условиях представляется необходимым "опираться на идеи отечественной военной классики, учиться в этой необычной школе умению творчески мыслить, служению России, науке побеждать".

Читайте также: