Может ли внешний аудитор применять в своей работе данные внутреннего аудита ндс

Обновлено: 18.05.2024

Проведение внешнего аудита финансовой отчетности является важнейшим элементом общей системы контроля, осуществляемого собственниками (акционерами) за деятельностью исполнительного руководства компании. При этом внешние аудиторы могут использовать результаты работы функционирующей у клиента системы внутреннего аудита. В статье показаны основные принципы организации взаимодействия между внешними и внутренними аудиторами.

Внешний аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности согласно правовым актам Российской Федерации на основании заключенного с ним договора. Целью внешнего аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", с изм. и доп. на 02.02.2006).

Для российских компаний, котирующих свои акции на российских фондовых биржах, действуют нормы Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФСФР России от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н (в ред. от 12.01.2006): для прохождения листинга и включения ценных бумаг в котировальные списки фондовой биржи эмитент должен иметь годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и/или с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (US GAAP).

Для целей внешнего аудита используются Международный стандарт аудита (далее - МСА) 210 "Условия аудиторских заданий" и разработанное на его основе Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 12, утвержденное Постановлением Правительством Российской Федерации от 07.10.2004 N 532.

Российское законодательство пока не требует организации внешнего аудита финансовой отчетности компаний в соответствии с МСФО (US GAAP). Поэтому в традиционной системе корпоративного управления компаний, особенно не имеющих международных листингов ценных бумаг и корпоративных займов, вопрос о назначении внешнего аудитора для проведения соответствующего аудита принимается советом директоров, а в некоторых случаях - исполнительным руководством компании.

В такой ситуации совету директоров и исполнительному руководству компании есть смысл рассмотреть возможность назначения единого внешнего аудитора на аудит финансовой отчетности, подготовленной по российскому законодательству и по МСФО (US GAAP). Удобство объединения этих работ сократит время на координацию аудиторских проверок и позволит избежать разночтений в интерпретации разных элементов отчетности, включая учет по статьям, связанным с налоговыми платежами, активами и обязательствами.

Российские компании для выполнения такой задачи чаще всего привлекают международные аудиторские организации, стоимость работ которых гораздо выше стоимости работ российских аудиторских компаний. Для оптимизации стоимости данных услуг возможно использовать взаимодействие внутреннего и внешнего аудиторов, включающее изучение и оценку внешним аудитором эффективности системы внутреннего аудита компании (далее - СВА) при планировании аудита, а также привлечение внутренних аудиторов непосредственно к работе внешних аудиторов.

Для целей внешнего аудита применяются также МСА 610 "Рассмотрение работы внутреннего аудита" и российское Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 27.04.1999, Протокол N 3, которое действует до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Следует отметить, что при проведении аудиторской проверки аудиторские организации вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (п. 1 ст. 5, п. 7 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Сотрудничество между внешними и внутренними аудиторами осуществляется на различных этапах работы.

Внешний аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь согласия в отношении условий проведения внешнего аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре об оказании аудиторских услуг.

Аудиторская организация направляет клиенту письмо, содержащее сформулированные задачи по проведению внешнего аудита. В случае согласия с предложенными условиями заключается договор об оказании аудиторских услуг, в котором может быть отражена возможность привлечения к работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников компании. В предмете договора об оказании аудиторских услуг наряду с другими обязательными условиями фиксируются сфера аудиторских услуг и их объем (п. 3.3.1 Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20.10.1999, Протокол N 6). В договоре также может быть указано, что сотрудником, уполномоченным представлять исполнительное руководство компании во время проведения внешнего аудита, является руководитель СВА.

На этапе планирования аудиторской проверки внешний аудитор должен составить общий план и программу проверки.

При разработке общего плана аудита внешнему аудитору необходимо принимать во внимание имеющиеся подразделения СВА компании и их возможное влияние на процедуры внешнего аудита.

В процессе подготовки программы аудита внешний аудитор учитывает свои оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также помощь, которую он предполагает получить от компании, в частности использование результатов работы СВА при проведении внешнего аудита.

Внешний аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана внешнего аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками (ими являются и внутренние аудиторы), а также с членами совета директоров компании для повышения эффективности внешнего аудита. Внешний аудитор несет ответственность за правильность и полноту общего плана и программы внешнего аудита. При этом используются п. п. 7, 9, 11 МСА 300 "Планирование" и разработанное на его основе Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита", утвержденное Постановлением Правительством Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (в ред. от 16.04.2005).

Внешний аудитор должен сформировать мнение о деятельности СВА, необходимое для планирования предстоящей проверки. Для этого внешний аудитор составляет программу оценки деятельности СВА, а затем отражает в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутренних аудиторов, которая была протестирована, изучена и оценена.

Конечно, степень взаимодействия внешнего и внутреннего аудиторов зависит от позиции руководства организации, осуществляющей внешний аудит. Внешний аудитор не обязан вступать в прямой контакт с внутренним аудитором (обсуждение), ограничивая общение письменными запросами информации, необходимой для формирования мнения и оценки эффективности СВА компании. Если такая информация внешним аудитором не запрашивается, то это свидетельствует о принятии внешним аудитором решения вообще не оценивать работу СВА.

Следует отметить, что нарушение положений федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности внешним аудитором, выразившееся в игнорировании оценки СВА, а также выражение мнения об эффективности работы внутреннего аудитора и использования результатов внутреннего аудита для целей внешнего аудита, могут служить основанием для обращения аудируемой компании в уполномоченный федеральный орган (или профессиональное аудиторское объединение, в котором состоит внешний аудитор) для проведения проверки качества работ внешнего аудитора и принятия соответствующих мер (п. п. 2, 4 ст. 14, п. 2 ст. 18, п. п. 4, 5 ст. 20, п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ). В качестве мер ответственности применяются приостановление или аннулирование аудиторской лицензии, исключение из профессионального объединения без права вступления в какое-либо другое.

Если же информация о работе внутреннего аудита запрашивается, но исполнительное руководство компании отказывается ее предоставить, то такая ситуация может классифицироваться внешним аудитом как непредставление информации и ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проверке (п. п. 2.2 и 2.3 ст. 6 Закона N 119-ФЗ). Свои выводы об этом внешний аудитор отражает в рабочей документации.

Предоставление информации для оценки СВА

Внешний аудитор обычно запрашивает информацию, подтверждающую следующее.

Организационный статус: положение СВА в системе управления компании, ее возможности и способность соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей; ограничения, накладываемые руководством и (или) собственниками компании на внутренний аудит.

Компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов; система найма, обучения и повышения квалификации внутренних аудиторов, степень понимания ими стоящих задач и проблем.

Профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы СВА; наличие и содержание соответствующих внутренних стандартов по аудиту, составлению рабочих программ и оформлению рабочей документации.

Функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет внутренний аудитор.

Уровень значимости: отношение к рекомендациям внутреннего аудитора со стороны исполнительного руководства и (или) собственников компании.

Информация для внешнего аудитора может предоставляться в виде копий документов внутреннего аудита (положение о внутреннем аудите, внутренние стандарты аудита) и/или в виде справок.

После предварительной оценки деятельности СВА на стадии планирования руководство организации, осуществляющей внешний аудит, должно решить, может ли быть использована работа внутренних аудиторов для целей внешнего аудита. В случае положительного решения эта организация определяет содержание, сроки и объем проверок практической работы СВА. Такие проверки могут включать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитором, исследование других интересующих объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы анализа по усмотрению внешнего аудитора.

Объем и стоимость работ по формированию оценки СВА на стадии планирования внешний аудитор учитывает в договоре об оказании аудиторских услуг (обычно в составе работ для выполнения процедур по оценке аудиторского риска). Дополнительная смета (стоимость дополнительных работ) представляется на рассмотрение комитету по аудиту и руководству компании. Разовое увеличение стоимости аудиторских услуг утверждает совет директоров (в очной или заочной форме). Порядок таких действий должен быть отражен в договоре об оказании аудиторских услуг.

Внешний аудитор делает вывод о невозможности использования внутреннего аудита для целей внешнего аудита, если:

  • руководство аудируемой компании отказалось предоставить информацию о работе СВА (например, по причинам стремления сохранить конфиденциальность, нежелания нести большие дополнительные расходы и т.п.);
  • внешний аудит после проведения предварительной оценки счел организацию работы СВА недостаточно эффективной.

Подготовка информации для комитета по аудиту совета директоров и исполнительного руководства компании

Если внешним аудитором принято решение не использовать работу СВА для целей внешнего аудита, то он готовит и направляет информацию об этом комитету по аудиту совета директоров и исполнительному руководству компании с указанием причин, повлиявших на такое решение. Если внешний аудит провел предварительную оценку СВА, то комитет по аудиту и исполнительное руководство компании должны быть информированы о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутреннего аудита в будущем. В данном случае внешний аудитор выполняет роль независимого оценщика организации работы внутреннего аудита в компании.

Представление рабочих материалов внутреннего аудита

Если внешний аудитор решил использовать внутренний аудит и исполнительное руководство компании поддерживает данное решение, то внешний аудитор знакомится с рабочими документами по внутреннему аудиту и должен убедиться в том, что:

  • соответствующие программы и объем работы внутренних аудиторов отвечают целям внешнего аудитора;
  • внутренние аудиторы работают по плану, результаты документально оформляются;
  • выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренними аудиторами, отвечает результатам выполненной ими работы;
  • зоны повышенных рисков, известные сотрудникам компании, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитором;
  • руководство и (или) собственники компании конструктивно относятся к замечаниям, предложениям и вопросам, подготовленным внутренними аудиторами, т.е. принимаются соответствующие решения.

На данном этапе внешний аудит получает доступ к планам и программам работ, отчетам внутренних аудиторов и может оценить эффективность решений исполнительного руководства компании, принятых для устранения нарушений, совершенствования систем внутреннего контроля и управления рисками компании. По результатам выполнения задач данного этапа внешний аудитор должен сформировать окончательное мнение о возможности использования результатов работы внутренних аудиторов для целей внешнего аудита.

Организация совместных действий

Для эффективного использования внутреннего аудита в ходе проверки внешнему аудитору следует:

  • рассмотреть план и результаты работы СВА за интересующий период и провести их обсуждение на возможно более ранней стадии внешнего аудита с целью определения объема и содержания работ, проведенных внутренними аудиторами, перечня и причин выявленных нарушений;
  • установить периодичность и сроки бесед с внутренними аудиторами с целью уточнений программы совместной работы;
  • определить методологию и технологию проведения (программу участия внутренних аудиторов), а также порядок документального оформления работы внутренних аудиторов.

Внешний аудитор должен заново оценить аудиторский риск с учетом эффективности работы СВА и анализа отчетов внутренних аудиторов за интересующий период. Чем выше эффективность работы СВА, тем ниже должен стать уровень аудиторского риска внешнего аудитора и соответственно меньше процедур внешнего аудита потребуется для проведения проверки.

На данном этапе внешнему аудитору необходимо пересмотреть план и программу проверки с учетом предполагаемого использования внутреннего аудита и/или непосредственного участия внутреннего аудита в проверке. Такие изменения в документах возможны, так как общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе внешнего аудита. Планирование внешним аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу проверки должны быть документально зафиксированы внешним аудитором на основании п. 12 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита".

Информация о достигнутых договоренностях по изменениям плана и программы проверки, а также снижении стоимости договора доводится до сведения членов комитета по аудиту совета директоров компании.

Если в ходе изучения практической работы СВА внешний аудитор обнаружил дополнительные факторы, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутренних аудиторов в будущем, то соответствующая информация должна быть предоставлена комитету по аудиту и руководству компании.

В процессе взаимодействия внешних и внутренних аудиторов внутренние аудиторы смогут приобрести полезные знания и соответствующие навыки. Внешние аудиторы смогут лучше понять особенности деятельности и хозяйственных операций компании, особенно крупных холдинговых структур, а также минимизировать аудиторский риск и количество повторных аудиторских процедур в ходе внешнего аудита. Такая практика становится особенно полезной, например при региональном расширении деятельности компаний (образование филиалов, дочерних компаний), составлении консолидированной финансовой отчетности.

Советник генерального директора

ЗАО "Аудиторско-консультационная группа

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Прежде чем, заключить договор и заключить договор на проведение аудита организации, аудитор собирает информацию о клиенте, проверяет деловую репутацию клиента, согласовывает сроки и стоимость аудита.

Цель проведения аудита состоит в выражении независимого, объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудит подразделяется на две большие группы:

  1. Обязательный аудит в соответствии с 307-ФЗ.
  2. Инициативный аудит.

Обязательный аудит организации по 307-ФЗ

Если организация соответствует критериям обязательного аудита в 2021 году, то она обязана пройти проверку бухгалтерской (финансовой) годовой отчетности и предоставить аудиторское заключение по результатам аудиторской проверки.

Напомним, что критерии аудита были повышены. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

В соответствии с законом № 476-ФЗ Увеличены финансовые критерии обязательного аудита:

  • по размеру выручки — с 400 миллионов рублей до 800 миллионов рублей (считается годовая выручка компании);
  • по размеру активов — с 60 миллионов рублей до 400 миллионов рублей (активы бухгалтерского баланса).

Однако, аудит в любом случае остается обязательным для фондов, при условии поступления имущества и денежных средств в предшествующем отчетном году свыше 3 млн рублей.

В перечне организаций, которые подлежат обязательному аудиту, отсутствуют акционерные общества (АО). Однако, это не означает, что обязательный аудит для АО отменен.

Инициативный аудит организации

Инициативный аудит — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности компании по инициативе руководства бизнеса, акционеров, инвесторов или покупателя бизнеса, которая позволяет объективно оценить состояние бизнеса.

По результатам проведение инициативного аудита не обязательно предоставлять аудиторское заключение, так как проверка является добровольной.

То есть, собственник получает всю информацию по результатам аудита строго конфиденциально. Данную информацию не вправе затребовать контролирующие органы.

Инициативный аудит может быть проведен внутренней службой или внешним независимым аудитором. Предпочтителен второй вариант, так как будут действовать принципы независимости и беспристрастности .

Когда может понадобиться инициативный аудит?

Как уже говорилось выше, инициативный аудит — не обязателен. Он может проводиться по желанию заказчика и в любом объеме.

Добровольный аудит организации целесообразен в следующих случаях:

  • смена руководящего состава организации;
  • реорганизация бизнеса;
  • смена Главного бухгалтера;
  • сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • перед выездной налоговой проверкой;
  • при сомнении акционеров в части выплаты дивидендов (для инициации проверки акционер должен владеть более 10% голосующих акций компании);
  • привлечение инвестиций в проект;
  • при продаже или покупке бизнеса (нарушения в учете являются предметом торга);
  • иные случаи.

Аудиторское заключение передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг, в соответствии с 307-ФЗ, п. 4.

Основные вопросы аудита

Ключевыми вопросами аудита являются:

  • анализ системы внутреннего контроля на предприятии;
  • составление плана и программы аудита;
  • анализ учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • проверка результатов годовой инвентаризации имущества и обязательств;
  • проведение аудиторских процедур по существу.

В целях получения аудиторских доказательств, аудитор применяет такие аудиторские процедуры по существу, как:

  • Инспектирование (проверка записей, документов или материальных активов);
  • Пересчет (проверка арифметической точности бухгалтерских записей, независимые расчеты налогов и т.п.);
  • Наблюдение (отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами);
  • Запрос (поиск информации у осведомленных лиц внутри или за пределами предприятия);
  • Подтверждение (получение подтверждающих документов и других свидетельств у третьих лиц);
  • Аналитические процедуры (анализ существенных показателей и тенденций, включая исследование изменений и соотношений, несоответствующих прочей информации или прогнозируемым суммам).

Количество отобранных для проверки элементов устанавливается по каждому проверяемому разделу в зависимости от оцененных нами рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе рисков системы внутреннего контроля.

По результатам проведенных аудиторских процедур и полученных результатов проверки аудитор подготавливает аудиторское заключение.

Виды аудиторских заключений

Аудиторское заключение может быть немодицифицированным — то есть, это безоговорочное положительное аудиторское заключение, когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.

Также, аудиторское заключение может быть модифицированным и подразделяться на типы:

  • Положительное аудиторской заключение с оговоркой , когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, но указывает в аудиторском заключении отдельные замечания по допущенным ошибкам.
  • Отрицательное аудиторское заключение , когда аудитор пишет в аудиторском заключении, что бухгалтерская отчетность является недостоверной, а также указывает нарушения, которые являются основанием для выдачи отрицательного аудиторского заключения.
  • Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения аудитора, в этом случае аудитор должен обосновать отказ от выражения мнения в связи с ограничением объема работы аудитора.

Аудиторская проверка может быть проведена по специальному заданию клиента. В этом случае, перед началом аудита необходимо согласовать с клиентом цели аудита и техническое задание на аудит.

По результатам аудита по специальному заданию аудитор предоставляет клиенту отчет аудитора по выполненному заданию.

Основные отличия инициативного аудита от обязательного

Главным отличием инициативной проверки от обязательной является добровольность ее проведения. Компания не обязана ее проводить, поэтому за отсутствие аудиторского заключения по результатам такой проверки ее невозможно оштрафовать.

Виды инициативного аудита

Внутренний аудит проводит собственная служба компании — служба внутреннего аудита. Это деятельность по оценке работы компании и повышению эффективности процессов корпоративного управления организацией, управления рисками, а также процессов внутреннего контроля. Плюсом внутреннего аудита является то, что аудиторы хорошо знают компанию изнутри, консультируют руководителей отдельных подразделений по юридическим, финансовым, организационным вопросам с учетом специфики конкретного производства, помогают устранить неточности в работе.

Однако для объективного анализа финансово-хозяйственной деятельности компании, состояния ее дел и получения беспристрастного отчета рекомендуем прибегать к услугам независимых аудиторских фирм.

Внешний инициативный аудит проводят привлеченные эксперты: аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые являются членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов и обладают квалификационным аттестатом аудитора.

Инициативный аудит — проверка достоверности ведения учета независимыми аудиторами. Мы беспристрастны в обнаружении несоответствий и ошибок в учете, поможем получить полную и объективную картину финансового состояния компании для собственников и руководства.

Кто инициирует проверку

Проведение инициативного аудита не регламентируется законодательством РФ и включает в себя различные проверки по усмотрению и желанию заказчика.

  • смены руководства компании;
  • увольнения главного бухгалтера;
  • реорганизации бизнеса;
  • сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • преддверия выездной налоговой проверки и пр.

Заключение аудитора (конечный результат инициативного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).

Однако ст. 48 Закона об ООО предусмотрено два различных случая назначения аудита: по инициативе и за счет общества, и по инициативе и за счет его участника. Во втором случае решение общего собрания участников общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г. N 17869/07).

В акционерных обществах отдельный акционер также может требовать аудиторской проверки АО, однако для этого необходимо владение 10 и более процентами голосующих акций этого АО (п. 3 ст. 85 Закона об АО).

Что дает инициативный аудит компании заказчика

Проведение инициативного аудита дает возможность руководству компании заранее проверить достоверность информации в учете и финансовой отчетности и своевременно принять решение о необходимости конкретных действий, избежав штрафов при проведении плановых, выездных проверок.

  • постановку, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
  • бухгалтерское, налоговое и управленческое консультирование;
  • юридическую помощь;
  • обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью и т.д.

Инициативный аудит помогает понять правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, отражения учетных операций, при необходимости, принять меры по оптимизации бухгалтерской службы компании.

При продаже бизнеса инициативный аудит организации дает информацию об активах и текущих обязательствах компании, выручке и расходах, дебиторской и кредиторской задолженности и других финансовых показателях, необходимых для оценки рисков и объективной стоимости компании.

Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением Вы получаете страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года

Как проводится инициативный аудит

Инициативная проверка компании может охватывать:

  • всю бухгалтерскую, налоговую или финансовую отчетность;
  • ее отдельные направления, например, налогооблагаемую базу по прибыли, НДС, дебиторскую или кредиторскую задолженность, чистые активы компании, краткосрочные или долгосрочные обязательства, нераспределенную прибыль, определенные группы расходов, расчеты с контрагентами, приходные и расходные кассовые операции и др.

Перечень подлежащих проверке участков учета зависит от масштабов компании и того, какие статьи баланса, регистры налогового учета и документы финансовой отчетности в большей степени нуждаются в проверке и подтверждении.

Инициативный аудит налогов (налоговый аудит) как аналог выездной налоговой проверки наиболее актуален в сегодняшнее время. При этом специалисты-аудиторы анализируют и контролируют правильность определения налоговой базы, расчета налогов и налоговую отчетность компании, помогают оптимизировать налогооблагаемую базу.

Инициативная проверка проводится:

  • сплошным способом — изучение и анализ всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчетах и правильности их отражения в бухгалтерском и налоговом учете;

Этот способ проверки весьма трудоемок и применяется, как правило, на тех участках деятельности компании, которые связанны с движением денежных средств, основных средств и других активов и пассивов организации в соответствии с заданием, указанным в программе инициативного аудита.

  • выборочным способом — проверка содержания части операций (как правило, наиболее крупных по стоимости), отраженных в первичных документах и отчетах определенного периода.

Выборочный способ позволяет делать вывод о качестве учета компании в целом, однако существует риск пропустить ошибки. Поэтому на практике компании чаще заказывают услугу инициативного аудита сплошным способом, несмотря на его трудоемкость и, как следствие, более высокую стоимость.

В процессе проведения инициативного аудита организации специалисты-аудиторы выполняют следующие работы:

  • анализ системы внутреннего контроля компании;
  • анализ ее учетной политики;
  • анализ корректности отображения операций в учете;
  • анализ ведения налогового учета, заполнения налоговых регистров, расчетов и деклараций;
  • анализ расчетов с бюджетом и контрагентами;
  • анализ стоимости активов компании;
  • анализ специфических операций;
  • др. расширенные проверки, требуемые по техническому заданию.

По итогам проверки инициатор аудита вправе получить отчет (заключение) аудиторской организации о проверке. Требования к этому документу при проведении инициативного аудита те же, что и для обязательного.

С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. Но есть и другие критерии. Рассказываем, как определить, нужно ли организации проводить аудит бухотчетности.

Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.

В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2020 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.

Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год

Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.

Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.

СКАЧАТЬ

перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год

В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.

Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.

Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.

Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

  • сведения, идентифицирующие заказчика аудита;
  • наименование аудиторской организации и идентифицирующие ее данные;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, и период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).

Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.

Наша организация осуществляет строительно-монтажные работы и внедряет систему менеджмента качества (СМК) применительно к этой деятельности на основе стандарта ISO 9001:2015 [1].

Очень часто после окончания работ по договору какая-то собственность потребителей и поставщиков некоторое время продолжает оставаться у нас. В связи с этим просим пояснить: обязаны ли мы применять процедуру управления данной собственностью потребителя и поставщиков строительных материалов после того, как строительство заказанного потребителем объекта завершено?

Наше предприятие сертифицировано на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015, ГОСТ РВ 0015-002—2012, ISO/TS 22163:2017 и прошло уже не одну ресертификацию.

В связи с чем у нас возник вопрос: достаточно ли проводить оценку поставщиков в соответствии с указанным федеральным законом либо все-таки необходимо еще дополнительно оценивать поставщиков помимо оценки, проводимой в ходе осуществления тендерных процедур?

В п. 8.4.2 ГОСТ Р ИСО 9001—2015 от организации требуется обеспечить, чтобы продукция, поставляемая внешними поставщиками, не оказывала негативного влияния на способность организации постоянно поставлять своим потребителям соответствующую продукцию и услуги. Для этого организация должна в том числе определять:

1) средства управления, которые она планирует применять к поставляемым внешним поставщиком результатам (п. 8.4.2.b);

2) верификацию или другие действия, необходимые для обеспечения соответствия продукции, поставляемой внешним поставщиком, требованиям (п. 8.4.2.d).

Просим уважаемых экспертов пояснить, достаточно ли для доказательства определения средств управления и других действий продемонстрировать, что в случае выявления среди продукции, закупленной у внешнего поставщика, несоответствующей организация будет поступать с ней в соответствии с требованиями п. 8.7 этого стандарта? И если этого недостаточно, то какие средства управления и действия с закупленной продукцией могут быть таким доказательством?

Будем благодарны за разъяснение.

Просим вас высказать свое мнение по следующей коллизии, имевшей место во время внешнего аудита нашей СМК.

Во-первых, такого требования в ГОСТ Р ИСО 9001—2015 нет. Во-вторых, информация о результативности каждого процесса приведена в этом отчете, а приоритеты необходимых изменений в СМК мы определяем исходя из анализа всего набора показателей деятельности.

В п. 4.4.1.f ГОСТ Р ИСО 9001—2015 требуется следующее: при управлении процессами СМК организация должна учитывать риски и возможности в соответствии с требованиями п. 6.1. А в п. 6.1 указано, что целью рассмотрения соответствующих рисков и возможностей является увеличение их желаемого влияния, предотвращение или уменьшение их нежелательного влияния и достижение улучшения. Для этого организация должна планировать действия по рассмотрению этих рисков и возможностей, а также то, каким образом внедрить эти действия в процессы системы менеджмента качества.

Получается, что в п. 4.4.1.f стандарта фактически требуется от организации, чтобы:

а) после выявления рисков и возможностей, касающихся процессов СМК, действия по реагированию на них были внедрены в соответствующие процессы, при этом

б) данные действия были направлены на улучшение этих процессов.

А ведь то, что касается последнего, а именно улучшать процессы СМК, напрямую требуется от организации в п. 4.4.1.h этого же стандарта.

Заранее выражаем благодарность за разъяснения.

В стандартах ISO 9001:2015, ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018 приведены примеры улучшений. При этом в набор примеров, который есть в двух последних стандартах, в ISO 9001:2015 дополнительно включены еще действия по осуществлению коррекции. В связи с этим у нас возникли вопросы:

1. Действительно ли действия по устранению несоответствий в системах экологического менеджмента и менеджмента профессиональной безопасности и охраны здоровья не рассматриваются в стандартах ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018 как улучшение?

2. Если осуществление коррекции является улучшением, то достаточно ли будет при аудите системы менеджмента качества продемонстрировать примеры устранения выявленных несоответствий, чтобы подтвердить выполнение требования п. 10.1 ISO 9001:2015 об улучшении?

Заранее благодарим за разъяснения.

В п. 8.6 ГОСТ Р ИСО 9001—2015 говорится о выпуске продукции и услуг всего два раза. Вначале однозначно говорится о выпуске продукции и услуг для потребителя. А затем требуется, чтобы организация регистрировала и сохраняла документированную информацию о выпуске продукции и услуг, которая должна включать:

a) свидетельства, демонстрирующие соответствие критериям приемки;

b) прослеживаемость в отношении должностного лица (лиц), санкционировавшего(их) выпуск продукции и услуг.

Вместе с тем из этого совсем не вытекает, что указанную документированную информацию необходимо регистрировать и сохранять не только по завершении создания продукции и услуги, но и по ходу этой деятельности. Или мы не правы?

Просим экспертов пояснить, обязаны ли мы с точки зрения требований ГОСТ Р ИСО 9001—2015 регистрировать и сохранять документированную информацию о свидетельствах соответствия и принявших соответствующие решения лицах и на промежуточных этапах создания продукции?

Будем благодарны за разъяснения.

Наша организация сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ISO 14001:2015.

Для выполнения его требований мы идентифицировали экологические требования (федеральные законы, постановления Правительства, НП, СНиП и др.) и составили их Реестр. Для исполнения этих требований в организации установлено ознакомление соответствующего персонала с Реестром и документами, входящими в его состав, под подпись на листах ознакомления.

В связи с этим у нас возник вопрос к вашим экспертам: будет ли считаться несоответствием требованиям ISO 14001:2015 отсутствие письменных свидетельств ознакомления работника с законодательными актами, которыми он должен руководствоваться в своей работе? И если да, то какие требования этого стандарта при этом оказываются невыполненными?

Заранее благодарим за ответ.

В связи с этим просим разъяснить, действительно ли в новой редакции этого стандарта говорится уже не о той традиционной идентификации продукции и услуг, о которой шла речь в предыдущих редакциях, а об идентификации их статуса соответствия, что фактически дублирует требование, содержащееся, в следующей фразе? А если это не повтор, то тогда о каком именно соответствии идет речь в первом требовании?

Заранее благодарим за ответ.

В нашей организации заканчивается работа по внедрению системы менеджмента качества (СМК) на основе стандарта ISO 9001:2015, и мы готовимся к сертификации. Орган по сертификации, в который мы планируем обратиться, ссылаясь на требования ISO/IEC 17021-1:2015, предупредил нас, что необходимой предпосылкой для начала работ по сертификации является проведение у нас хотя бы раз внутреннего аудита СМК и анализа ее функционирования со стороны руководства.

Мы начали планирование действий по реализации этого условия, но столкнулись со следующей проблемой.

С одной стороны, анализ со стороны руководства требует, чтобы в состав исходных данных для этого была включена информация о результатах аудитов СМК (п. 9.3.2.с.6 стандарта ISO 9001:2015). В нашем случае, как мы понимаем, речь может идти только о внутренних аудитах.

И получается замкнутый круг: чтобы анализ со стороны руководства был проведен в соответствии с требованиями раздела 9.3, он должен охватить материалы внутреннего аудита, а они не могут быть полными, поскольку внутренний аудит изначально не охватит анализ со стороны руководства, ибо он еще не будет проведен.

Просим уважаемых экспертов посоветовать нам, как выполнить требование органа по сертификации.

Читайте также: